Недавно был снят документально-игровой фильм (со вставками из интервью с писателями А. Балабухой и С. Неграшем) о творчестве одного из основоположников советской научно-фантастической литературы Александра Романовича Беляева (1884 — 1942 гг.) Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие. Название фильму дал сценарий писателя «Когда погаснет свет» (1941), в который он переделал по заказу Одесской киностудии свой рассказ «Анатомический жених». Режиссер И. Ростовцев, переработав сценарий в киносценарий, начал работу над кинофильмом «Когда погаснет свет», однако из-за начала войны работа осталась не завершена. Сценарий был опубликован уже после войны: Когда погаснет свет (Киносценарий) // Искусство кино. М. 1960. № 9. С. 111–130; № 10. С. 111–134. [При публикации текст киносценария подвергся сокращению; оригинал («Когда погаснет свет». Литературный сценарий, вариант первый. Редактор И. Ростовцев. Л., 1941) хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства (СПб.) — Ф. 215. Оп. 1. Ед. хр. 6].
А вот так Светлана Беляева в «Воспоминаниях об отце» описывает историю с пропажей одного из сценариев Александра Беляева:
«... В 1940 году из Одесской киностудии приехал в Ленинград кинорежиссер Ростовцев. Его задачей было привлечение ленинградских писателей к работе в кино. Отец предложил ему свой последний, еще тепленький, роман «Когда погаснет свет». Ростовцеву роман понравился. Было решено, что сценарий они будут писать вместе. Места у нас в квартире было достаточно, и мама предложила Ростовцеву поселиться на время работы над сценарием у нас, чтобы не тратить время на поездки. Началась совместная работа, но Ростовцева все что-то не устраивало. Отец без возражений исправлял, сокращал или что-то добавлял в сценарий. А мама, сидевшая тут же за машинкой, перепечатывала. Когда работа над сценарием закончилась, Ростовцев уехал в Ленинград, чтобы прочесть его. Вернулся он смущенный. То, что получилось после его правки, не понравилось никому, и он спросил отца, не осталось ли у него еще одного экземпляра. Экземпляр нашелся, и уже по нему был написан новый сценарий. Довольный Ростовцев увез его в Одессу. Отец только успел получить аванс, как началась война. Связи больше не было, и на этом все кончилось... После войны мама написала на Одесскую киностудию, надеясь узнать о судьбе принятого к производству сценария. Но никто не мог ответить ей ничего определенного. Архив не сохранился, не осталось и старых сотрудников. Собственно говоря, это и было ответом — сценарий бесследно исчез...»
Хронометраж — 27 минут 20 секунд
Продюсер: Любовь Лебедева
Авторы: Любовь Лебедева, Валерий Захаров
Режиссер монтажа: Валерий Захаров
Оператор: Александр Молоковский
Композитор: Галина Прошина
В ролях: М.Локшин, А.Пашкова, К.Васильева, И.Алексеев, А.Цамутали и др.
Эксперты: Андрей Балабуха, Сергей Неграш
В ближайший год создатели планируют показать его на кинофестивалях, а также в нескольких библиотеках и музеях. Премьера состоялась в кинотеатре «Авангард» (Санкт-Петербург, г. Пушкин) 26 сентября 2020 года.
Фильм не биографичен. Это фестивальное кино.
Несколько эпизодов из жизни Беляева — вот он идет с женой, вот он лежит на койке, вот что-то пишет...
Вставками идут цитаты из его произведений и наши с Балабухой рассуждения о его творчестве.
Посмотрел фильм «Беляев. Когда погаснет свет». На мой взгляд, получилось очень качественное фестивальное кино, заставляющее задуматься. Лента не с игровыми вставками, это больше документально-игровой фильм со вставками из интервью со мной и Андреем Дмитриевичем Балабухой. В конце просмотра публика выразила сожаление, что картина идет так мало — что-то около минут 40 (я точно не засекал). И тогда присутствующие на показе создатели сообщили, что в настоящее время работают над полнометражной лентой о Беляеве. Правда, я так и не понял, будет ли расширен этот фильм или же снимут полностью новый. В ближайший год лента должна проехаться по фестивалям, а потом, наверное, и в Интернете появится. Но потом... потом...
Несколько фотографий, сделанных еще на съемочной площадке, то есть это не кадры из фильма — сам фильм, разумеется, потом еще доводился до ума на компе:
Источники:
https://fantlab.ru/blogarticle68941