В редакционном предисловии к книге А. Беляева говорилось,
что его романы, несмотря на «отдельные недостатки
мировоззрения автора», «несомненно, доставят
то занимательное и полезное чтение, в котором испытывает такой
недостаток современная масса читателей» . 16
Занимательность не мыслилась без полезности, полезность
усматривалась прежде всего в агитационности искусства, четкости
расстановки социально-классовых акцентов.
16. А. Беляев. Остров погибших кораблей. Последний человек из
Атлантиды. М.— Д., «ЗИФ», 1929, стр. 6.
Время переосмыслило ценности и показало, что
произведения Грина, бесспорно уступая пестрой
фантастике 20-х годов с точки зрения «социального
заказа», значительно превосходила ее по своей художественной
ценности.
Одних общественно полезных
намерений недостаточно для создания подлинного
искусства. Это лишний раз явствует не только из
сравнения Грина, скажем, с А. Беляевым и С. Бобровым,
но и из сравнения разных вещей самого
А. Беляева или С. Боброва.
Первые повести Беляева «Человек, который не
спит» и «Гость из книжного шкапа», построенные но
рассмотренному выше схематически-социологическому принципу,
давно забыты, а лучшим его произведением был и остается
роман «Человек-амфибия»
(1928), где материал организован по-гриновски.
В. Ковский. РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР. Александра. ГРИНА. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1969, с. 276, 277