(ПРЕДТЕЧИ, НАСЛЕДНИКИ, БУНТОВЩИКИ… — окончание)
Цветет разнородная польская фэнтези (Феликс Крес,
Анджей Сапковский,
Ева Бялоленцкая,
Анна Бжезиньская,
Вит Шостак,
Войцех Шида). Появляется вполне приличный польский киберпанк, отнюдь не скопированный с Гибсона (Рафал Земкевич,
Яцек Дукай,
Анджей Земяньский,
Антонина Ледтке).
Вдобавок к этому после 1989 года в польской фантастике появляется намного более интересная теперь и значительно более сложная действительность. Фантастика начинает использоваться для аллегорической и дословной критики Третьей Жечи Посполитой (“Złota Galera/Золотая Галера”, “Jawnogrzesznica/Блудница”,
но также “Krfotok” Эдварда Редлиньского
или “Wrzesień/Сентябрь” Томаша Пациньского),
высказываемой с разных жизненных позиций. Политическая фантастика лучше всех удавалась Рафалу Земкевичу
и Мареку Орамусу.
Действительностью в ее демоническом аспекте занимались поочередно Януш Цыран, Яцек Иглëт,
Яцек Дукай, Марек Хуберат, Лукаш Орбитовский.
Историческая (но в то же время философская) фантастика привлекла к себе Яцека Инглëта, Ярослава Гжендовича, Анджея Пилипюка.
Лучшими в безудержном фантазировании о ближайшем будущем оказались Яцек Дукай, Лукаш Орбитовский, Бартек Свидерский,
Анджей Зимняк. Книги, объединяющие фантастику с литературой главного течения, пишут Марцин Вольский,
Марек Хуберат, Войцех Шида, Щепан Твардох.
Качественно и количественно ситуация польской фантастики A.D. 2005 намного более интересна, чем ситуация предыдущих лет. Несколько десятков писателей из разных поколений занимаются ею всерьез, используя язык, а не конвенцию. Это заметила вся литературная система. Фантастика просачивается в главное течение, а общественный масштаб жанра (журналы, конвенты, премии, облегченные возможности дебюта) будят зависть. Ну и у нас уже есть свои шедевры – молодецкой славы автора «Ведьмака» не убавила неудачная экранизация, а оскаровская номинация для фильма “Katedra” Багиньского/Дукая была праздником для всей польской культуры.