БЕЗЛЮДЬЕ Nowa Fantastyka 186


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > БЕЗЛЮДЬЕ (Nowa Fantastyka 186 (279) 2005). Часть 15
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

БЕЗЛЮДЬЕ (Nowa Fantastyka 186 (279) 2005). Часть 15

Статья написана 22 января 2023 г. 22:14

(ПРЕДТЕЧИ, НАСЛЕДНИКИ, БУНТОВЩИКИ… — окончание)

Цветет разнородная польская фэнтези (Феликс Крес,

Анджей Сапковский,

Ева Бялоленцкая,

Анна Бжезиньская,

Вит Шостак,

Войцех Шида). Появляется вполне приличный польский киберпанк, отнюдь не скопированный с Гибсона (Рафал Земкевич,

Яцек Дукай,

Анджей Земяньский,

Антонина Ледтке).

Вдобавок к этому после 1989 года в польской фантастике появляется намного более интересная теперь и значительно более сложная действительность. Фантастика начинает использоваться для аллегорической и дословной критики Третьей Жечи Посполитой (“Złota Galera/Золотая Галера”, “Jawnogrzesznica/Блудница”,

но также “Krfotok” Эдварда Редлиньского

или “Wrzesień/Сентябрь” Томаша Пациньского),

высказываемой с разных жизненных позиций. Политическая фантастика лучше всех удавалась Рафалу Земкевичу

и Мареку Орамусу.

Действительностью в ее демоническом аспекте занимались поочередно Януш Цыран, Яцек Иглëт,

Яцек Дукай, Марек Хуберат, Лукаш Орбитовский.

Историческая (но в то же время философская) фантастика привлекла к себе Яцека Инглëта, Ярослава Гжендовича, Анджея Пилипюка.

Лучшими в безудержном фантазировании о ближайшем будущем оказались Яцек Дукай, Лукаш Орбитовский, Бартек Свидерский,

Анджей Зимняк. Книги, объединяющие фантастику с литературой главного течения, пишут Марцин Вольский,

Марек Хуберат, Войцех Шида, Щепан Твардох.

Качественно и количественно ситуация польской фантастики A.D. 2005 намного более интересна, чем ситуация предыдущих лет. Несколько десятков писателей из разных поколений занимаются ею всерьез, используя язык, а не конвенцию. Это заметила вся литературная система. Фантастика просачивается в главное течение, а общественный масштаб жанра (журналы, конвенты, премии, облегченные возможности дебюта) будят зависть. Ну и у нас уже есть свои шедевры – молодецкой славы автора «Ведьмака» не убавила неудачная экранизация, а оскаровская номинация для фильма “Katedra” Багиньского/Дукая была праздником для всей польской культуры.





115
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх