Урсула Ле Гуин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Еркфтвгшд» > Урсула Ле Гуин "Осень"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Урсула Ле Гуин «Осень»

Статья написана 26 сентября 18:13

Золото янтаря

Багрец угольков

Тёмный мёд умбры

Весь сентябрь



«Осень» — это первая часть «Шести четверостиший», которая появилась в издании «Пока все хорошо» (издательство «Коппер Каньон Пресс», 2018).





72
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 18:13


Ссылка на сообщение26 сентября 18:14


Ссылка на сообщение26 сентября 19:01
В оригинале, конечно, вообще шедевр!
Но за перевод — спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 06:53
:cool!:


Ссылка на сообщение28 сентября 12:16
Мед откуда взялся? Умбра это оттенок коричневого с прозеленью https://mpmart.ru/news/razbor-bazovoy...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 14:16
Существует «темный мёд с прозеленью» — гречишный с вкраплениями семян и перемола таёжных трав.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 14:20
Ловко, осталось уточнить, видела ли Ле Гуин гречишный мед хоть раз в жизни.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 14:24
Она из Калифорнии родом, там желудевую муку пользуют и жуют амол(е) — мыльный корень, чего только Урсула ни ела и ни пробовала, она обожала готовить, у неё была книга собственных рецептов рукописная, например, она умела готовить плов (пилав):)
 


Ссылка на сообщение28 сентября 15:02
цитата Еркфтвгшд
чего только Урсула ни ела и ни пробовала, она обожала готовить, у неё была книга собственных рецептов рукописная
Любопытно, что это практически не прослеживается по книгам.
В основном, у нее едят продукты, а не блюда. «Левая рука тьмы», вырезка «Четырех путей» и т.д.
Пилав — допустим, но рисовая кухня американцам и так как родная.
Помол трав для засыпки в мед оставлю, пожалуй, без комментариев.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 15:36
В Левой Руке упомянуты:

* на ужине с Эстравеном «кушанья», то есть блюд много
* хлебные яблоки (возможно и впрямую местный тутовый джекфрукт)
* горячее пиво
* «С наступлением Часа Третьего мы остановились на обед в большой придорожной гостинице, где в просторных помещениях ярко горел в каминах огонь, под потолком виднелись балки мощной кровли, а столы изобиловали прекрасной едой; однако ночевать мы не остались.»
* некий горячий суп на перевале в путешествии на грузовике
* живая вода — полагаю, водка из злаков
* клейкий рыбный суп
* жареная чернорыбица
* Однако на этот раз для столь официальной церемонии были накрыты столы, а что касается буфета, то запасы в нем были поистине неисчерпаемы, было подано восемнадцать или двадцать холодных и горячих блюд — в основном различными способами приготовленные яйца сьюбе и хлебные яблоки.
* маринованная чернорыбица
* После того как слуги убрали грязную посуду и груды жареной и маринованной пищи, все мы уселись за одним длинным столом и были поданы крошечные рюмочки с крепчайшим напитком, «живой водой», как его здесь называют.
* орш
* некая каша вприкуску с овощами
* сверхпитательные кубики — гиши-миши
* еще одна каша по вкусу жаренные каштаны
* суп из пестри — травоядные яйцекладущие, с них и мясо, и яйца
* «я весь день проболтался в Сассинотхе и в одной из харчевен заказал обильный, вкусный и довольно дешевый обед. Кархайдская кухня, без сомнения, значительно превосходила орготскую.»

Взросление в Кархайде:

«Первое, что я помню, — это огромное темное пространство, полное криков и теней, и я падаю вверх сквозь золотой свет в темноту. Я кричу от захватывающего ужаса. Меня ловят в моем падении, держат, держат крепко; я плачу; голос, близкий мне настолько, что он словно пронизывает мое тело, произносит мягко: «Сов, Сов, Сов». А потом мне дают отведать чего-то чудесного, чего-то такого сладостного, такого нежного, что никогда впредь мне не едать ничего столь же восхитительного…Мне представляется, что кто-то из несносных подростков перекидывал меня с рук на руки, а моя мать утешила меня кусочком праздничного пирога.»


То есть, у каждого государства своя кухня, хоть и из ограниченного набора продуктов, и есть разные способы приготовления блюд, и формы: каши, супы, пироги, сублимированная еда.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 06:49
Ну, все правильно, подтвердили тезис. Одно блюдо — жареная рыба — остальное приготовленные продукты. «Суп из мяса пестри» все равно, что «суп с говядиной». А какой? Щи? Кальдо де рес? Бантан? Каша — жидкая, крутая, размазня, с вареньем, с соленой рыбой, с маслом?
Понятно, что большая часть кулинарных образов работает на имидж гетенцев без кровавых рук мясоедов (при этом игнорируется единственно возможная альтернатива салу по калориям — сахар + масло ста сортов, но упоминается, что на побережьях иначе). Но это факт, что Ле Гуин в текстах жратвой и готовкой не упивалась.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 09:45
Ну так и Мартин не упивается готовкой, пропорционально текст о сюжете просто прошит упоминаниями о еде и продуктах разных регионов, вот и всё. Кулинарную книгу можно составить и по Руке, и по Земноморью, даже по Возвращаясь домой (кстати это и есть Калифорния).

Мясоеды, еще какие. Кровавые. Грузовики свежей рыбы, яйца, мясо пестри и сьюбе.

Что касается Мартина, он описывает средневековье, крутящееся вокруг аристократии, а это смены блюд, это региональные кухни, используемые или как характеристика (санса, так любящая пирожки-лимонки, наивная эгоисточка, мечтающая о юге в начале повествования) или как отвлекающий маневр (свадебные пиры). Урсула держит напряжение иначе, одно начало про раствор на крови для замкового камня намекает на «подводные течения» в тексте.

И да, в любой кулинарной книге по фантазийным вселенным авторы и составители делают отступ, что не отвечают за точное соответствие рецептов, многое по догадкам и примерное, что то, что называется «лимон» в вестеросе и эссосе, может оказаться иным, нежели «лимон» на планете Земля.

Суп из пестри был бульоном с мясом, Эстравен поймал пестри, освежевал, сварил бульон и выпаивал Дженли, выкармливая своего сотрапезника мясом в походе, там гадать не надо.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 20:58
Причем здесь Мартин?
Есть достаточно авторов, которым данная тема интересна. Праттчет, МакКинли, Фрай. Нивен. Де Камп. Хьюарт. Медведевич. ]У Лукьяненко было прочувствованное описание варки риса (видимо, сидел на диете). Есть с кем сравнить.
цитата Еркфтвгшд
Урсула держит напряжение иначе, одно начало про раствор на крови для замкового камня намекает на «подводные течения» в тексте.
Довольно стереотипное. Лаумер, Булычев любили такие детали.
 


Ссылка на сообщение1 октября 06:53
Но не «Праттчет, МакКинли, Фрай. Нивен. Де Камп. Хьюарт. Медведевич. ]У Лукьяненко» подают в массовой культуре восхваляющими кулинарию в произведениях, а именно Мартина. Во всяком случае в русскоязычном сегменте, несмотря на то,что в фандоме Праттчета кулинарная книга вышла куда раньше, чем у Мартина.

При том и Мартин.У нас именно с него кулинарки по фандомам начали печатать :))))))
 


Ссылка на сообщение1 октября 20:30
цитата Еркфтвгшд
в массовой культуре
Мы говорим о Ле Гуин — и вдруг массовая культура.
цитата Еркфтвгшд
У нас именно с него кулинарки по фандомам начали печатать
В тюрьме Швейк оставил маленькую памятку о себе, выцарапав щепкой на стене в три столбика список всех супов, соусов и закусок, которые он ел до войны.
цитата Еркфтвгшд
восхваляющими кулинарию в произведениях
Похлебкин, Кушать подано
 


Ссылка на сообщение1 октября 20:40
Я ж про фандомы и кулинарки, а тут классическая художка и молоховец :)))))))
 


Ссылка на сообщение1 октября 20:42
Да, то, что попало нетфликсу и прочим стримингам, становится массовой культурой. Зато кулинарки печатают.
 


Ссылка на сообщение1 октября 21:01
Поваренная книга Ниро Вулфа старше. По Агате Кристи...
 


Ссылка на сообщение2 октября 06:59
ну это тоже не фантазийные фандомы, это вполне реалистичные детективы хоть и с выдуманными людьми.
 


Ссылка на сообщение2 октября 21:15
Реалистичный детектив это не про искусственные и герметичные нировулфовские...
 


Ссылка на сообщение3 октября 06:38
Ну тогда и Онегин — фэнтези с упоминанием кулинарии :)
 


Ссылка на сообщение3 октября 20:30
Онегин — энциклопедия русской жизни, он шире своего фэнтези-элемента.
 


Ссылка на сообщение4 октября 06:30
Ну нет, это об узкой прослойке населения, называемой «аристократия» и по инерции и после 1812 года говорящей между собой на французском языке :))))) Их к 1897-то году было 1,5 процента от всего населения, и это со всеми достижениями медицины, когда врачи начали руки после прозекторских мыть. Такая себе энциклопедия о страдашках мужика-невротика и юной девушки-подростка.
 


Ссылка на сообщение4 октября 09:42
Ха! Трижды.
Где при Пушкине прозекторские были — в Петербурге и Дерпте, в Москве..?
Считать Онегина аристократом — даже не князь, не камер-юнкер, про девчушку из захолустья и говорить нечего.
И с каких пор бонвиван стал невротиком.
Что касается энциклопедичности — доказывается индексом цитирования и применением как справочного ресурса. Да, томик строф не Британника, но посмотрите тематические ресурсы — прижизненный поэту лексикон Плюшара до «Е» не дошел.
 


Ссылка на сообщение4 октября 11:58
Ха-ха!

1. прозекторские и анатомические театры были в империи с 18 века, сухопутный госпиталь в Москве и медико-хирургический госпиталь в Санкт-Петербурге, к 19 веку они были при всех высших медицинских обучающих заведениях
2. Онегин молодой дворянин без обязательной службы, вращающийся в Питере в тусовке себе равных, он «денди», а придерживаться новомодных веяний в моде даже для дворянина было весьма накладно, это показывает его имущественное положение, он образован, он наследник всех своих родных, а вот его отец жил в долг на службе (скорей всего дворянин на военной службе), вся его характеристика говорит о том, что он дворянин, аристократ, обученный на французском языке, в друзьях у него практически такой же аристократ Ленский, получивший образование зарубежом. Ларины тоже дворяне, хоть и мелкопоместные.
3. Ну обратимся к описанию его поведения: кризис собственного бытия уже в 26 лет, скука, перебиваемая внезапным раздражением, дерганность желаний, непоследовательность поступков, то апатия, то замкнутость на собственных переживаниях, поверхностные отношения с окружающими, праздный и ничем не занятый и в тоже время во всём разочарованный человек, склонен к побегам от разрешения проблем.
4. Плюшар попросту разорился, увы, а цитируемость потому, что Пушкин стал раскрученным автором со времен Советского Союза, ну такое себе. Я так могу и «Горе от ума» пиарить. Та еще энциклопедия.
 


Ссылка на сообщение4 октября 20:59
цитата Еркфтвгшд
они были при всех высших медицинских обучающих заведениях
Которых было... сколько?
цитата Еркфтвгшд
вся его характеристика говорит о том, что он дворянин,
Да
цитата Еркфтвгшд
аристократ
Нет.
цитата Еркфтвгшд
поверхностные отношения с окружающими
Самодостаточный атлетичный невротик. Нда.
цитата Еркфтвгшд
Плюшар попросту разорился
Речь о том, что с энциклопедиями было очень не очень и тогда это не подразумевало стену в корешках
цитата Еркфтвгшд
Пушкин стал раскрученным автором со времен Советского
История публикаций и гонораров обнуляет этот аргумент. Что в невзлюбившей белую кость правительстве со множеством своих рифмоплетов А.С. не отправили в игнор, подтверждает обратное.
 


Ссылка на сообщение4 октября 21:41
2 медвуза в Москве и Питере и 4 факультета (Казань, Вильно, Дерпт,Харьков), общее количество врачей около 2 тысяч человек, но после войны 1812 года была чуть ли не официальная жалоба царю на недостаток врачей в стране, к концу 19 века их стало свыше 8 тысяч.

Всё-таки аристократ, он следует календарю светской жизни, осматривает себя по три часа в зеркало, следует всякой модной аристократической фигне, наподобие прогулок у моря и посещения модных ресторанов, он — «столичный дворянин», а это не просто уподобление себя элите посредством денег, это допуск (балы, светские рауты) и пропуск (происхождение).

Прям описание любого действующего блогера :)))))

А как же азбуковники? Другое дело, что их сохранилось мало.
Соглашусь, стены в корешках в вопросе энциклопедий это вторая половина 19 века, когда Старчевский (если я правильно помню фамилию) таки добил полный алфавит.

Та-неа, правительство его на знамя подняло потому, что в его творчестве четко прослеживалась пикировка с императором, а еще они его почему-то атеистом объявили за его стихи «Без веры» или что-то такое, что он на выпускной писал или экзамен. А человек на смертном одре исповедовался и грех убийства Дантесу простил.
 


Ссылка на сообщение4 октября 22:15
цитата Еркфтвгшд
2 медвуза в Москве и Питере и 4 факультета (Казань, Вильно, Дерпт,Харьков
Всё, влияние немытых рук исчерпано, тема закрыта
цитата Еркфтвгшд
Всё-таки аристократ, он следует календарю светской жизни
Это еще что за признак аристократизма? И смешной, кстати, тогда балы, как и театральный представления, следовали церковному календарю. Что касается доступа — да, было понятие «Держать открытый стол», практически любой прилично одетый заходи
цитата Еркфтвгшд
правительство его на знамя подняло потому, что
Не работает так. Пример с Тарасом Шевченко и декабристами. Не пошло.
Эта вражда фиговый листок, как в случае с Лермонтовым, которого по школьной мифологии чуть ли не ликвидировали по царскому приказу. А, может, самим гуманитариям душу грело «Пушкин был невыездной» и прочая ахинея.
 


Ссылка на сообщение5 октября 08:37
Бал это приглашение за 3 недели минимум (впоследствии срок уменьшился до 10 дней) или билет (если бал благотворительный или по подписке), который распространяется в дворянском собрании среди равных (хотя бы по цене), то есть вы отвечаете уровню того, кто бал организует. Если говорить о бале в частном доме аристократа, то это распорядитель бала, который совместно с охраной следит за тем, чтобы на бал не попали «хорошо одетые люди», вышедшие из дома еще лучше одетыми, а следит он по приглашениям и по списку, когда охрана следит, чтобы никто кроме бальной залы и открытых для нужд бала площадей и помещений по дому не шастал, прилично одетые люди могли проникнуть и через служебные помещения. «Открыт для приличной публики» или «Был открытый стол» это всё-таки для салонов (интеллектуальных, литературных, научных) и для общественных балов (по подписке или за отдельный билет).

Если на бал допускаются люди иных сословий или имущественного положения, то об этом заранее писали в приглашениях или в объявлениях об этом бале («приглашается приличная публика»).

Единственная прослойка населения, которая приглашалась вне имущественного положения и элитного происхождения — это офицеры, офицер мог быть мелкопоместным дворянином и жить в долг до выплаты жалования, но если у него была в порядке репутация, то препятствий для получения приглашения не было.
 


Ссылка на сообщение4 октября 12:15
На «энциклопедию» о жизни дворянства в начале 19 века в Российской Империи я соглашусь, на «энциклопедию русской жизни» — нет, куда ж тогда провалились духовенство, офицерство, купечество, крестьяне, казачество, мещане?
 


Ссылка на сообщение4 октября 21:09
С казачеством Пушкин закончил еще в «Путешествии в Арзрум», с мещанством в «Повестях Белкина».
 


Ссылка на сообщение4 октября 21:47
Но где все они в Онегине, чтобы это было произведение энциклопедического размаха именно «про русскую жизнь», а не «привилегированной, неподатной части». Я даже не помню, был ли там хоть один почетный гражданин? :))
 


Ссылка на сообщение4 октября 22:16
цитата Еркфтвгшд
Но где все они
Стоят в очереди к вас-ист-дасу, конечно.
 


Ссылка на сообщение5 октября 09:29
В булочной за хлебом :)))))
 


Ссылка на сообщение5 октября 09:31
Это Питер. За булкой хлеба
 


Ссылка на сообщение5 октября 10:41
Ну нет, насколько мне известно, в москве — булка это выпечка, а в питере это именно белый хлеб, если же в питере говорят «за хлебом», то это значит ржаной, выражение «булка хлеба» там вызывает удивление.
 


Ссылка на сообщение5 октября 12:32
https://rus.1sept.ru/v... — это позднее
 


Ссылка на сообщение5 октября 13:36
Так статья с моих слов и начинается: в питере булка — пшеничный хлеб, а хлеб — ржаной хлеб, а сочетание «булка хлеба» там скорее всего будет означать смесовый хлеб, некий ситник. Мы же не использование понятия «батон» выше обсуждали.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 15:37
Надо будет составить такое же по Земноморью
 


Ссылка на сообщение28 сентября 16:05
Что касается плова, то это история не про Калифорнию, а про Лондон 1969 года, улицу Оккеден, где Ле Гуин жила в 1969 году на премию Фулбрайта. В кулинарной книге Урсулы есть рецепт «плов Оккеден». Так же Тони Волк, её коллега вспоминает про 90-ые года: «Я помню, как Урсула дала мне список индийских специй, которые нужно привезти из Лондона.»
 


Ссылка на сообщение30 сентября 06:50
цитата Еркфтвгшд
Урсула дала мне список индийских специй, которые нужно привезти из Лондона.»
Напоминает анекдот про русского консула в Персии, прогнавшего повара-индийца, ибо нефиг в каждое блюдо куркуму сыпать.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 09:24
Да, в Портленде в 90-ые еще не было такой сильной индийской диаспоры, как сейчас, и доступ к специям был не такой качественный и разнообразный, как в той же Калифорнии или в Великобритании.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 14:27
Приготовить «мёд с прозеленью» можно из любого, просто добавив помол трав.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 06:53
Не надо. Порошок сушеных трав не анилиновой яркости, в коричневом меде будет выглядеть черным и, как и в случае шоколада, забит натуральным вкусом основы. Чтобы появилась от этого прозелень и некий смысл, это должно быть уже нечто вроде соуса.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 12:54
Получится медовый крем-соус, тоже частая история, вместе с фруктовой соленой карамелью, урбечами и шоколадным хумусом.


⇑ Наверх