Северо Запад vs


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Толкователь» > Северо-Запад vs Юго-Восток
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Северо-Запад vs Юго-Восток

Статья написана 9 октября 15:08





Недавно обнаружил новое для себя явление — попалась «Кибериада» с суперобложкой стилизованной под известную серию Fantasy издательства «Северо-Запад». Однако под супером к моему удивлению нашёлся шестой том собрания сочинений Лема (что от издательства Текст). На задней стороне суперобложки надпись «Юго-Восток» и к ней значок зарегистрированного товарного знака ®.

Потом я встретил немало подобных Юго-Восточных книг, а также одну Северо-Восточную и безымянную. Некоторые примеры можно найти в конце статьи.

Как-то получилось, что это явление прошло мимо меня. Или чудовищный провал в памяти?

Восполняю лакуну.


Покопавшись на Фантлабе, не сразу, но нашел истоки этой истории. Имеется даже подробно структурированный полезный раздел Книжная серия «Пиратский Юго-Восток и другие серии пиратских суперобложек».

На страничке поясняется, что издательства «Юго-Восток» (и иже с ним) никогда не существовало. Занимался этим какой-то из филиалов МЦФ (что за аббревиатура так и не понял — может кто подскажет?). Суперобложки печатались в больших масштабах, к десяткам книг самых разных издательств, на Фантлабе есть где то под полторы сотни примеров — предполагаю, что список не полный, т.к. «Кибериаду» я там не нашёл.

Также там приводится подробная цитата объясняющая суть явления. Директор МосКниги С. Е. Поливановский (в период 1942-1982 гг.), в своих мемуарах писал, что когда обычная торговля начинает буксовать, продавцы идут на разные ухищрения для увеличения сбыта, в том числе используют и этот хитрый способ: «Для некоторых книг прошлых лет издания с невыразительным переплетом печатаются цветные суперобложки, что способствует быстрой реализации этих книг и полностью оправдывает затраты» («Московские книжники», 1974, стр. 129).

Так что это не выдумка присущая «лихим девяностым», уже в советские годы додумались. Интересно, правда, было бы узнать примеры из советских времен — мне таковые не известны. И всё таки создается впечатление, что явление «Юго-Востока», вероятно, было куда более массовым или ярким, чем во времена плановой экономики.


Возможно у кого-то есть еще какая-нибудь интересная информация на эту тему?

Напишите в комментариях, любопытно будет почитать.









646
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 октября 15:16
Я много лет искал примеры советских фальшивых обложек, но ни одного подтверждения найти не смог.
Сомневаюсь, что Поливановский это выдумал. Ищу дальше.
А МЦФ, если не путаю, это Международный центр фантастики, под этим лейблом выходил ксерокопированный советский фантсамиздат
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 11:19
Блин, да полно таких суперов. Но они все на классику второго-третьего ряда, поэтому не на слуху и поэтому я их забыл. Хотя на форуме были примеры.
 


Ссылка на сообщениевчера в 11:53
для 50-60-х? где мне это «полно» поискать? в какой ветке форума?
и как они отличали реальные супера (у меня есть книга про советское книгоиздание пятидесятых, официозная, там через одну в суперах книги на фотках), которых в то время было полно, от поддельных?
я просто помню удивление многих, когда я в колонке писал про супера в ЗФке
не такой ли здесь случай?
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:00
четыре тома Писемского изд-ва Правда(1959) в суперобложках.

супера на стендаля (второго) в 15 томах.

раннеогоньковский Пушкин (увеличенного формата, синий, в 9 томах) в суперобложках.

Третий том (1956) из четырехтомного С. Т. Аксакова был в супере

суперобложки на Глеба Успенского — «Нравы Растеряевой улицы» и «Будка, Разоренье»

супера к 30 тт. Диккенсу, к Ибсену


Вот тут вторыми изображениями есть примеры:

https://fantlab.ru/editio...
https://fantlab.ru/editio...


Как отличать? Нет номера тома на супере, только название произведений. Нет указания в выходных данных что у книги есть супер. На самом супере нет цены.


И важно:

цитата
и как они отличали реальные супера (у меня есть книга про советское книгоиздание пятидесятых, официозная, там через одну в суперах книги на фотках), которых в то время было полно, от поддельных?



Они не поддельные, они в типографии сделаны легально.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:10
цитата С.Соболев
Нет номера тома на супере, только название произведений. Нет указания в выходных данных что у книги есть супер. На самом супере нет цены.

так себе критерии
вот передо мной супер «Туманности», цены нет
хех, в перевертыше Стругацких супер УКАЗАН
ну и тд

цитата С.Соболев
Они не поддельные, они в типографии сделаны легально.

нет, не так
Павловский говорит о печати суперов вне традиционной плановой схемы
это именно левые схемы
я поищу, есть рассказ о том, как потом эти супера, свернутые в рулонах развозили в книготорги, оборачивали и отправляли в розницу
а твой пример с Диккенсом, например, по ссылке — это совершенно официальный супер, сделанный для представительских целей
их как раз делали для ограниченной части тиража
мне об этом типограф рассказывал, у которого я покупал Искатели в твердом переплете, помнишь?
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:29
цитата
а твой пример с Диккенсом, например, по ссылке — это совершенно официальный супер, сделанный для представительских целей
их как раз делали для ограниченной части тиража
мне об этом типограф рассказывал, у которого я покупал Искатели в твердом переплете, помнишь?


Официальный супер на Диккенса, через несколько лет, для продажи неликвидов в розницу — тех томов, от которых отказались подписчики. Точно такие же и другие вышеперечисленные отдельные тома из собраний. Нет там никаких представительских целей, что это еще «представительские цели» через пять лет после выпуска книги?

«Искатель» в типографском твердом переплете не видел ни разу. Будет фото — можно обсуждать, а так думаю что это поздние переобувки, выдаваемые за промышленные.
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:42
ну, Сереж, почему ты решил, что через несколько лет-то? откуда эти «через пять лет»?
почему ты решил, что для продажи в рознице? почему ты так уверен, что не было суперов на часть тиража?

цитата С.Соболев
«Искатель» в типографском твердом переплете не видел ни разу.

видел :) ты просто забыл, я его тебе показывал, ты его в руках держал, и в колонке своей, когда я писал про Искатель кучу фото приводил
это были не поздние переобувки, это переплетали прямо в типографии (видно по необрезанным обложкам), используя левые форзацы

мне кажется, что ты недооцениваешь уровень «умений» советских заводчан
про левые тиражи — «из якобы сэкономленных и ушедших в брак материалов» — макулатурных изданий в свое время много говорили
на АЗЛК собирали левые (!) Москвичи из «бракованных» деталей, мне это рассказывали, когда я там стажировку проводили, и прикрывали это такие люди, что ОБХСС там все вертели
уж напечатать левые суперки — я тебя умоляю, типограф мне рассказывал, что можно было допечатать обложки на Искатель в рамках пробной печати, там иногда до 500 штук фигачили
Причем, он рассказывал, что они это делали даже по официальному заказу, для судовых библиотек
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:04
Вот еще Ибсен в суперах

 


Ссылка на сообщениевчера в 14:09
ну то есть тебя не смущает, что они, например, в разную краску напечатаны?
Сереж, мне кажется, что мы с тобой о разном говорим.
Ты мне приводишь примеры «официальных» суперов. А мне кажется, я могу быть не прав, но все равно интересно в эту сторону копать, что Поливановский говорил о «частной» инициативе.
И мне интересно найти гарантировано такой супер.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:13
В какую разную краску? Это для продажи порознь, это не с целью сделать полочное единообразие. Когда Ибсен был в одну краску — его не раскупили. Теперь сделали в разную краску — и наверное раскупили неспеша. Через пять лет. Или через десять лет.

Вот бывали собрания и избранные, отпечатанные сразу в разных обложках. Например Честертон, Худлит 1990 год. Три тома, красный-синий-зеленый https://fantlab.ru/ser...

(допечатка 1992 была уже в одном цвете вся)

Поздние продажные москниговские супера на Диккенса тоже в разную краску, они намеренно так сделаны.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:25
цитата С.Соболев
Худлит 1990 год.

нашел, что приводить в пример
90-е, полный бардак
везде
книги на зеленой бумаге печатают
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:32
Коричневыми чернилами.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:28
Это же 90-е, тогда что было, в то и переплетали. У меня есть сборник Кинга, в красной, коричневой и темно-синей обложке.

«Похоронная компания»
Издательство: Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1991 год, 50000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 432 стр.
ISBN: 5-7440-0222-7
Серия: Тихоокеанская библиотека

Комментарий: Повести и рассказы из сборников «Ночная смена» (1978), «Четыре сезона» (1982) и «Команда скелетов» (1985).
Составитель Сергей Таск.
Оформление художника А. Пикулы.

 


Ссылка на сообщениевчера в 20:14
Не в этом случае, в этой серии это издательский ход — каждый том своего цвета. Без вариаций — это у рамочек были вариации по 5-10 цветов в тираже, и никто не беспокоился, а тут удалось в одном цвете остаться.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:06
цитата
ну, Сереж, почему ты решил, что через несколько лет-то? откуда эти «через пять лет»?



1. Да вот же ниже сообщение Андрея Мешавкина:

цитата
У меня есть такой Ромэн Роллан, 14-й том (1958). Номера тома нет, но цена стоит! 90 коп. На самой книге цена, естественно, 9 руб. Т.е., супер напечатан после реформы, не менее чем через 3 года после выхода книги.

https://fantlab.ru/blo...


2. Текст самого Поливановского:

«Для некоторых книг прошлых лет издания с невыразительным переплетом печатаются цветные суперобложки, что способствует быстрой реализации этих книг и полностью оправдывает затраты» («Московские книжники», 1974, стр. 129)
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:11
цитата С.Соболев
Да вот же ниже сообщение Андрея Мешавкина:

Андрей пишет про конкретный супер. Это не доказывает твое утверждение, что супер Диккенса якобы через пять лет напечатан. Вообще говоря, ты про этот супер Диккенса никаких реальных фактов не знаешь.
Но бог с ним, смотри мое сообщение выше
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:16
Есть объяснение что эти супера делали в Москниге через много лет после издания книги. Через пять лет или через семь — не суть важно. Важно что это не издательские супера, их не было в проекте у издательства, они придуманы и нарисованы другими людьми, не имеющими никакого отношения к изданию книги.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:22
нет такого объяснения
есть фраза в три строчки, все
остальное домыслы
я хочу найти факты и пока не нашел
твои примеры меня не убедили, ибо они касаются только с/с, а кроме этого с ассортименте была масса лежалого извини, дерьма, все магазины были им забиты
хотел бы Поливановский сказать про с/с — уточнил бы, разрозненные тома с/с.
 


Ссылка на сообщениевчера в 18:42
Показаны супера — они сделаны через несколько лет после издания книг, и сделаны не издательством. Это была одно время странная загадка — почему не на все тома, почему не у всех покупателей, почему нет в библиотеках. Есть объяснение солидного книготорговца откуда подобные супера брались.
 


Ссылка на сообщениевчера в 18:54
Блин, Сереж
Вот это откуда следует:
цитата С.Соболев
они сделаны через несколько лет после издания книг, и сделаны не издательством

Объяснение как бы есть, да. Фактов нет.
цитата С.Соболев
почему нет в библиотеках

потому что не принимали книги в библиотеки в суперах, снимали их сразу, только читальный зал и особые залы их сохраняли. Или там на альбомах от издательства Искусство. Но там даже футляры сохраняли в читальном зале

ЗЫ: да, про супер от Мешавкина помню
Только почему ты считаешь, что его сделало не издательство? По просьбе торговли? Отчетность тогда была своеобразная, издательства получили плюшки ПОСЛЕ продажи в розницу, а не после передачи книг в торговую сеть. Издательство было ЗАИНТЕРЕСОВАНО в реализации книг.
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:35
Издательства даже хиты не печатали по заказу книготорговли — об этом плачь Поливановского в книге, что отделы сбора заказов с покупателей не имели смысла, издательства не учитывали эти заказы при определении тиража. При рассылке отпечатанного — учитывали, но — не при определении тиража. Он подробно об этом пишет, что весь сбор данных был в никуда. Комиссии создавали, рабочие группы, обмены цифрами, мнениями — всё в конце концов обрубалось и книги выходили типичными типовыми тиражами и никак иначе. Плевать было издательствам на розницу, поэтому и делались супера от книготорговой организации. Речь про 1940-1974 гг. Позднее при хозрасчете поменялось, тот же Худлит кооперативные дома себе строил — но не ранее.

Книги в суперах в библиотеках были и в читальном зале, и в отделе выдачи на дом.
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:44
ну, ок
не плевать — это заблуждение, прогрессивки и прочее, лишение премий за затоварку, и большие остатки в рознице, но хрен с ними
и как человек, выросший в библиотеках, сроду я там ни одной книги на выдаче в супере не видел, но опять же — хрен с ним, не повезло мне

пусть ты прав.
вот условный москниготорг решил неликвиды обернуть
как??
денег у него на это нет, сам говоришь, пока без хозрасчета, все забирает государство, см историю с Вокруг света, который зарабатывал мильены, а на эти деньги субсидировали комсомольские журналы
частных типографий нет, куда они пойдут эти супера печатать? в кооператив?
на хрена это типографии, если за все платит государство и деньги перетекают с одних официальных счетов дна другие?
объясни мне механизм, который ты так яро мне навязываешь
зачем ты приплел какие-то отделы сбора заказов — я не понял, каким боком они к нашему разговору про «напечатать супер»?
типичными типовыми тиражами они выходили потому как ГОСПЛАН, поэтому и типовым советским тиражом в центральных издательствах сделали 100 тыщ — считать легче, каким боком это к нашему диспуту про супера на неликвиды?

говоря кратко: объясни мне механизм печати этих суперов, как ты утверждал выше мимо издательств
 


Ссылка на сообщениевчера в 23:20
Почему у Мособлкниги нет денег? Полным полно денег — свои картотеки печатают, издают брошюрами прайсы для букинистических магазинов, там же и обложки заказывают. Про сборы заказов приплёл ровно с той же целью что АЗЛК. Для понимания что если где-то светила большая личная маржа, то там шли на уловки.
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:59
цитата С.Соболев
Искатель» в типографском твердом переплете не видел ни разу. Будет фото — можно обсуждать, а так думаю что это поздние переобувки, выдаваемые за промышленные.

вот
https://web.archive.or...
открываться будет долго, копия с архив.орг

много позже, я разговорил человека, который мне их продал, тот мне немного про это рассказал, так что версии происхождения из колонки можно подкорректировать
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:08
цитата
вот
https://web.archive.or...
открываться будет долго, копия с архив.орг


По фото корешков видно что это самоделка. Это не типографское изделие, это обычный переплет любительский.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:14
нет, это не самоделка
корешок там такой, потому что обложка искателя не предусматривала твердый корешок
кроме того, расскажи мне как мягкий журнал самоделкины прошивали тетрадками
приделывали обрезанные корешки, полагаю
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:21
Фото про тетрадки — где? Там много фото, с рисунками, с текстом, но нет ни одного фото для определения переплета. Вместо ста снимков текста надо было сделать всего лишь одно фото корешка сверху. Ни одного фото где было видно что это тетрадки, или что сшито на марлю. Пара фото разворотов показывают что сшитие жёсткое, как раз как при шитье втачку.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:30
цитата С.Соболев
Вместо ста снимков текста надо было сделать всего лишь одно фото корешка сверху

нет, не надо было, я рассказывал о другом
кроме того, я повторюсь, ты эти пять номеров, что у меня есть в руках вертел и все видел
могу прям щас сделать, прикрепить только сюда нельзя
 


Ссылка на сообщениевчера в 18:44
Можно прикрепить иллюстрации — картинки в комментарии вставляются через ссылку на стороннее хранилище.
 


Ссылка на сообщениесегодня в 02:29


Так шьют дома иголкой, стежок феерически длинный.
 


Ссылка на сообщениесегодня в 07:57
да пофиг, учитывая нештатный тираж — дома, в подъезде, на теплотрассе, понятно, что это не на линии делалось
где они тетрадки берут?
впрочем, пофиг
я тебе рассказываю про интересный выверт в истории нашего книгоиздания, а ты мне старательно доказываешь, что это мой сон
ну ок, доказал
 


Ссылка на сообщениесегодня в 10:41
Тетрадки берут сами же сотрудники типографии до операции склейки и обрезки. Так делали из мягких книг, выпускающихся в мягкой обложке, штучные экземпляры в твердом переплете — видел такие несколько названий поздних мировских зарубежек (1980-х). И тут есть на сайте забавный экземпляр книги Ляпунова «В мире фантастики» — да, внешне очень похоже на типографское, но это штучная самоделка, это не промышленная работа, не десятки и тем более не сотни экземпляров. Вот у твердого «Искателя» на фото выше выдает кустарщину безумный длинный стежок ниткой. Если переплет делается в цеху легально по заказу, как там в легенде некоего работника типографии (имя-то есть у него? на кого ссылаться о происхождении сказки?) от судовой библиотеки, то там есть ниткошвейная машина.

 


Ссылка на сообщениесегодня в 11:00
Как может это делаться в цеху легально?
Про судовые библиотеки — это был коммент одного из фантлабовцев, комменты не сохранились, который видел такие подшивки в судовой библиотеке при круизе по Черному морю. Именно шитые тетрадками. Иными словами, была куча разных взаимодействий между участниками, минуя центральный офис
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:23
У меня есть такой Ромэн Роллан, 14-й том (1958). Номера тома нет, но цена стоит! 90 коп. На самой книге цена, естественно, 9 руб. Т.е., супер напечатан после реформы, не менее чем через 3 года после выхода книги.
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:30
Вот, забавно, да.


Ссылка на сообщение9 октября 15:26
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 октября 18:35
Судя по всему, да.


Ссылка на сообщение9 октября 16:00
Не нашли издание в серии — https://fantlab.ru/edition101116
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 октября 16:25
Спасибо! Значит проворонил.


Ссылка на сообщение9 октября 16:16
Да трехтомник Лейбера вполне себе выразительный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 октября 10:06
Так и у Брэдли вполне себе ничего. У Холдемана изначально есть и своя суперобложка интересная. Поливановский описывает советские времена, тут же просто желание к популярной серии пристроиться


Ссылка на сообщение9 октября 16:44
У меня «Пёс Войны и боль мира» Муркока был в таком супере.


Ссылка на сообщение9 октября 17:06
Да, и у меня такой Муркок имелся. А ещё «Хрустальный грот» Мэри Стюарт, Северо-запад эту часть не выпускал, было душевно приобресть в похожей обложке, пусть и с полосками красного, а не синего


Ссылка на сообщение9 октября 22:16
где-то у меня такой Эдмонд Купер в 2х томах


Ссылка на сообщение10 октября 09:53
Даже Снегов был издан, например, под такой обложкой. А еще так издавались продолжения «Драконов Перна» Маккефри, правда, без лейбла «Юго-Запад» и более качественно.


Ссылка на сообщение10 октября 14:18
Есть две книги с такими обложками: Зло встречается в Ланкмаре и Отщепенцы Перна.


⇑ Наверх