Остров проклятых Shutter


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «merlin_leroy» > Остров проклятых / Shutter Island (2010)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Остров проклятых / Shutter Island (2010)

Статья написана 14 октября 17:44

Что будет, если смешать, но не взбалтывать самый жуткий рассказ Эдгара По и самый запутанный роман Агаты Кристи? Получится «Остров проклятых» Мартина Скорсезе. Именно этого сумрачного итало-американского гения современного кинематографа можно назвать автором произведения, литературная основа которого принадлежит Деннису Лихэйну. Все грани безумия от обсессивно-компульсивного расстройства, до раздвоения личности, вперемешку с параноидальным психозом – все есть в этом чудесном произведении, положенном на пленку оператором-оскароносцем Робертом Ричардсоном.

цитата
Автор сценария Лаэта Калогридис.

Производство компании Paramount Pictures.

Международный прокат организовывала Columbia Pictures.

Продюсером кинокартины выступил сам режиссер при поддержке компаний Phoenix Pictures и DiCaprio’s Appian Way Productions.

Бюджет $80 млн

Сборы   $294,8 млн

Сюжет

Начало фильма оригинальностью не отличается и строится по всем канонам нуарного детектива 50-х годов прошлого века.

* Спойлер: надо признать стилизация мастеру удалась на славу.

В тюрьму (она же психиатрическая лечебница для душевнобольных преступников, где содержатся самые страшные убийцы и маньяки) прибывают два федеральных маршала.

Им предстоит расследование исчезновения одной из пациенток. Тюрьма расположена в море, недалеко от Бостона, на мрачном, скалистом острове Шаттер.

Один из маршалов Тедди Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) страдает постоянными мигренями и галлюцинациями, связанными с тяжелым переживанием – гибелью при пожаре его горячо любимой жены Долорес (Мишель Уильямс).

Главный врач лечебницы, доктор Коули (Бен Кингсли) рассказывает маршалам при каких обстоятельствах пропала пациентка. Дэниелс и его напарник Чак Оул (Марк Руффало) считают, что побег при таких условиях содержания невозможен, и кто-то из персонала ведет двойную игру.

Глубокая депрессия Дэниелса усугубляется гнетущей атмосферой, царящей в заведении. Решетки и электричество, подведенное по периметру территории, погружают Тедди в травмирующие воспоминания о Второй мировой войне. Знакомство с доктором Джеремайей Нэрингом (Макс фон Зюдов), аутентичным немцем, оказавшимся в Америке, очевидно, после катастрофы Третьего рейха, становится триггером для Дэниелса – человека с посттравматическим синдромом, вызванным лицезрением результатов работы немецких докторов Дахау.

С этого момента зрителю становится понятно, что ничто уже не спасет главного героя от надвигающегося сумасшествия, он обречен.

Следственные действия, предпринятые детективами, проходят на фоне бури, с поистине Шекспировскими масштабами разыгравшейся на острове. Паромное сообщение с материком прервано, электрические замки камер отключены и персонал остается один на один с сумасшедшими маньяками, скрывающимися в темноте.

Тедди ищет в страшном средневековом форте – месте содержания наиболее жестоких преступников – своего альтер-эго – поджигателя Эндрю Лэддиса (Элиас Котеас) – виновника гибели Долорес, но находит избитого и подавленного Джорджа Нойса (Джеки Эрл Хейли). Тот посвящает маршала в фантазию, связанную со страшными экспериментами над человеческим мозгом, которые якобы проводятся в здании маяка на скалистом берегу.

Тедди бежит к маяку, ведомый непреодолимым желанием вскрыть неприглядные делишки, происходящие в клинике. Напарник пытается его остановить. На фоне бушующего моря, на опасном утесе происходит выяснение отношений двух детективов. В результате герой ДиКаприо покидает мизансцену в одиночестве. Поняв, что во время прилива добраться до маяка не получится, Дэниелс возвращается на утес. Чак исчез. Тедди мерещится труп напарника, лежащий на камнях под утесом. С риском для жизни он спускается по камням вниз, не находит трупа, зато видит укромную пещеру, в которой видны отблески от костра, разведенного внутри. В пещере он встречает женщину, она представляется ему врачом-психиатром Рэйчел Соландо (Патриша Кларксон). Рэчел раскрывает Дэниелсу смысл экспериментов, проводящихся в тюрьме. Окончательно разбитый Тедди засыпает, чтобы утром вновь штурмовать маяк...

Реминисценции

Кинокартина Скорсезе переполнена реминисценциями и отсылками к лучшим образцам жанра психологической драмы, триллера и хоррора от Хичкока до Ардженто. Взять хоть использование в фильме известного архетипического символа – старого маяка, олицетворяющего одиночество и сумасшествие (вспомним «Окончательный анализ» (1992) Фила Джоану).

На поверхности и недвусмысленные аналогии с психологическим триллером Алана Паркера «Сердце ангела» (1987), в котором частный детектив идет по следу серийного убийцы. Действие картины происходит примерно тогда же, в середине 50-х годов прошлого века в Америке, идущей в крестовый поход против коммунизма под знаменами параноика Гувера. Герой Леонардо ДиКаприо такой же осколок Второй мировой войны с ее ужасами и необъяснимой жестокостью, как и герой «Сердца ангела» в исполнении Микки Рурка.

Тут уж поистине впору вспомнить классическое: главное в ходе расследования не выйти на самого себя.

Моя оценка

«Остров проклятых» Скорсезе вышел на экраны в 2010 г., но год от году становится все актуальнее в свете набирающей обороты политкорректности и трогательно бережного отношения ко всякого рода отклонениям от психической нормы.

Фильм не рекомендуется к просмотру людям, находящимся в пограничном состоянии, поскольку способен вызывать приступы экзистенциального отчаяния, чреватые обострениями вялотекущего психического заболевания.

Впрочем, зачем тогда вообще нужны художественные произведения, если не для пробуждения самых сильных эмоций?






401
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениепозавчера в 13:02
цитата merlin_leroy
Кинокартина Скорсезе переполнена реминисценциями и отсылками к лучшим образцам жанра психологической драмы, триллера и хоррора от Хичкока до Ардженто. Взять хоть использование в фильме известного архетипического символа – старого маяка, олицетворяющего одиночество и сумасшествие (вспомним «Окончательный анализ» (1992) Фила Джоану).

На поверхности и недвусмысленные аналогии с психологическим триллером Алана Паркера «Сердце ангела» (1987), в котором частный детектив идет по следу серийного убийцы. Действие картины происходит примерно тогда же, в середине 50-х годов прошлого века в Америке, идущей в крестовый поход против коммунизма под знаменами параноика Гувера. Герой Леонардо ДиКаприо такой же осколок Второй мировой войны с ее ужасами и необъяснимой жестокостью, как и герой «Сердца ангела» в исполнении Микки Рурка.

Вы забыли написать, что поскольку фильм является очень точной, почти побуквенной экранизацией романа Лихэйна, написанного в 2003 году, то данные реминисценции скорее на совести автора, а не режиссера. Наверное имело бы смысл в таком случае сконцентрироваться на отличиях фильма от романа?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 13:24
цитата pacher
Вы забыли написать, что поскольку фильм является очень точной, почти побуквенной экранизацией романа Лихэйна, написанного в 2003 году, то данные реминисценции скорее на совести автора, а не режиссера.

Так крепко забыл, что и не планировал об этом писать ))
Если у вас есть свое мнение насчет того, что хотел сказать автор романа — велкам — пишите. В этом эпохальном исследовании сможете сконцентрироваться и на отличиях фильма от романа.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 13:41
Ну просто читается так, будто фильм — это самостоятельное произведение, где режиссер делает какие-то отсылки к КЛАССИКЕ. Но эти отсылки уже зашиты в сюжет в романе, ничего изобретать не требовалось. По крайней мере те, о которых Вы пишете.
В любом случае, спасибо за рецензию, очень познавательно! :beer:
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 13:55
Хм... странно, я же пишу
цитата
литературная основа которого принадлежит Деннису Лихэйну.

И... я не думаю, что отсылки так уж зашиты в роман. Определенной начитанности и насмотренности читатель их, возможно, и увидит. Но далеко не всякий. И если и увидит, то скорее всего что-то свое.
А фильм — это всегда самостоятельное произведение, даже если пытаются снимать максимально близко к тексту. Более того, другой режиссер и оператор прочтут, увидят и снимут вообще что-то третье.
*Пожалуйста! Заходите еще. Планирую вскорости про «Начало» / Inception (2010) опубликовать. Развяжусь тут с другим текстом и поищу рецку, где-то была.


⇑ Наверх