Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, ceh, cat_ruadh, denshorin, glupec, Kons, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21, DGOBLEK, Мстислав Князев, fhistory, merlin_leroy, Wladdimir



Статья написана 25 июля 19:19

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

21 апреля 2025 года в Петербургском доме писателя состоялось совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной, документальной и публицистической литературы. Это седьмое в сезоне-2024/2025 заседание было посвящено очередному творческому вечеру вашего покорного слуги.

1 – Большая часть публики, пришедшей в зал №19; 2 – Председатель секции фантастики и литературной сказки Тимур Максютов


Сначала по сложившейся традиции писатели участвовали в «пятиминутке хвастовства». Первой выступила известная писательница и художница Марианна Алферова с презентацией иллюстрированного издания романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение», вышедшего в свет в январе 2025 года в издательствах АСТ (Москва) и Астрель-СПб (Санкт-Петербург) (серия «Шедевры мировой литературы») (https://fantlab.ru/edition438977). Она выступила в роли иллюстратора книги и автора пространных комментариев.

Вслед за ней рассказала о своих достижениях Юлия Шутова, которая представила подготовленный ею альманах «Полынья» (Выпуск 4. «Разрыв периметра») — издан ИД «Полынья» (СПб.: 2025) (https://market.yandex.ru/product--razryv-...) и литературно-художественный сборник военной поэзии «Матрица мужества» (https://market.yandex.ru/card/matritsa-mu...) – выпущен там же.

3 – Марианна Алферова с книгой Джейн Остен, 4 – Обложка книги «Джейн Остен»; 5 – Обложка альманаха «Полынья»; 6 – Юлия Шутова со сборником «Матрица мужества»; 7 – Обложка сборника «Матрица мужества»


А потом состоялось главное событие нашего заседания – творческий вечер Леонида Смирнова, соруководителя Литературной студии имени Андрея Балабухи, члена Совета Союза писателей Санкт-Петербурга, председателя Санкт-Петербургского микологического общества et cetera. На сей раз это был юбилейный вечер, приуроченный к моему 65-летию.

Мои творческие вечера проходят начиная с 1997 года, когда я знакомил со своими творческими делами членов секции научной фантастики – по поводу предстоящего приема в Союз писателей Санкт-Петербурга.

8-9 – Леонид Смирнов и Тимур Максютов («Солдат спит – служба идет» и «Я проснулся»); 10 – Леонид Смирнов


Свое нынешнее выступление я разбил на три части. В первой части я рассказал еще об одном драматическом случае из моей биографии. С должным артистизмом, юмором и самоиронией я поведал аудитории об удивительном походе в лес 25 сентября 2009 года. Это был самый адреналиновый день в моей жизни.

Накануне вечером командующий Ленинградским военным округом предупредил питерцев, что 26-го числа начнутся масштабные окружные учения с применением боевого оружия. Значит, в моем распоряжении был целый день. Погода царила отличная – разгар «бабьего лета», на полигоне продолжался грибной слой. Через неделю от него, скорее всего, не останется и следа. Так что надо было спешить.

Ранним утром я сел в электричку, приехал на станцию Гаврилово и вот уже по рассветному солнышку шагал по лесной дороге на юг, собирая не слишком многочисленные, но очень красивые белые грибы, подосиновики, маслята, моховики и иже с ними. Въезд на полигон был открыт, мимо меня проносились автомобили конкурентов, не было слышно стрельбы, взрывов или рева моторов – ничто не предвещало неприятностей. Идя по маршруту, я пересек знаменитую Лейпясовскую отсечно-огневую позицию – один из главных участков Линии Маннергейма: давным-давно заброшенные окопы, блиндажи, доты, противотанковые рвы, гранитные надолбы – «зубы дракона» и артиллерийские позиции.

11-12 — Грибы из тех, что нашел 25 сентября 2009 года; 13 — Пейзаж у болота Кущевского; 14-15 — "Зубы дракона" в том же районе


Ближе к вечеру, когда я набрал рюкзак грибов и уже собрался поворачивать к дому – на станцию Лейпясуо, оказалось, что грибники-конкуренты куда-то рассосались. Я должен был пересечь обширное сосновое редколесье в районе болота Кущевского. Внезапно на юго-западе начали лупить гаубицы и в районе озера Желанного (километрах в трех от меня) стали греметь разрывы, значит, огонь велся боевыми снарядами. Это был неприятный сюрприз. Я прибавил хода, но с полным грибов рюкзаком (плюс вода и сменная одежда) быстро не побежишь. А потом беглый огонь был открыт и по моему участку бора. Это были бризантные снаряды, которые рвались над головой. До Линии Маннергейма оставалось еще километра полтора, а здесь спрятаться было негде – я был как на ладони.

Что же произошло? Уверен, что это сообразительные офицеры из здешней мотострелковой бригады решили подстраховаться и, чтобы не ударить в грязь лицом перед командующим округом, стали пристреливать фланги предстоящего района учений.

Взрывы следовали один за другим. Мне казалось, что мимо моего лица пролетают посеченные ветки сосновых верхушек. Пришлось перейти с быстрого шага на иноходь. Затем огонь снова был перенесен – к озеру Желанному. Я надеялся, что на этом все закончится, но нет: через несколько минут артиллеристы опять начали обрабатывать окружающее меня редколесье. Я не выдержал и медленно побежал, сгибаясь под тяжестью рюкзака. Выкинуть собранные грибы было слишком жалко. Зато мне помогал адреналин.

Когда я наконец добрался до финского противотанкового рва, сердце рвалось из груди, а пульс был под 200. За 64 года, прошедшие с войны, ров до половины оказался засыпан песком, сосновыми ветками, хвоей и шишками, но все же это было хоть какое-то укрытие. Я чуть отдышался и, пригнувшись, потрусил по нему к лесной дороге, что вела на станцию. И вот огонь прекратился. Пронесло!..

Я выбрался на дорогу, утер пот, глотнул коньяку и двинулся в Лейпясуо. Времени до поезда у меня было предостаточно, но очень скоро я понял, что не могу идти обычным шагом, — не давал зашкаливающий адреналин. Пришлось ускориться, переходя с шага на бег. Когда я поравнялся с темными осинниками, где планировал пособирать напоследок грибов, оказалось, что собирать их я тоже не могу, — только бежать припрыжку. Так я донесся до разлившегося ручья. Осеннее половодье снесло узкие мостки, в ручье плавало лишь одно короткое бревнышко. Если ступить на него – тут же уйдет под воду, и ты окунешься по грудь или по шейку. Но я не мог спокойно искать обход – ни о чем не думая, разбежался и прыгнул. С силой оттолкнулся ногой от бревнышка, оно резко пошло под воду, но я уже летел по воздуху дальше. На берегу! А впереди текла река Перовка, через которую можно было переправиться только по упавшему дереву — мост давно снесло половодьем. По дереву я пронесся за считанные секунды, ничуть не боясь зацепиться за острые сучья, поскользнуться на обескоренном стволе и упасть в реку. И снова я бежал на станцию — еще два километра. Только там я смог заставить себя сесть на скамью, переодеть насквозь мокрую одежку, выпить чаю с коньяком...

А в ночь на 26 сентября у озера Желанного участники учений применили тяжелые огнеметные системы и спалили дотла отличный сосновый бор. Так что стреляли там не по-детски. На этом история не закончилась. С каждым днем самочувствие у меня становилось все хуже: болела и кружилась голова, не держали ноги. Пришлось уйти с работы и побрести сдаваться в Поликлинику творческих работников. А там приветливо улыбающаяся дама-терапевт поздравила меня со вступлением в «клуб гипертоников», где я состою и поныне.

Писатели и гости наших братских секций выслушали эту правдивую историю с живейшим интересом и задали мне несколько ядовитых вопросов.

16 – Все те же; 17 – Ударная фраза


Во второй части выступления я отчитался о проделанной работе за последний год, что прошел с предыдущего творческого вечера. В 12 пунктов попали самые разные дела:

1) продолжение работы над библиографией отечественной фантастики (подготовка второго, исправленного и дополненного издания всех 7 томов, которая длится уже два года); на третьем этапе работы я продвинулся до буквы К;

2) приблизилась к завершению работа над четвертым романом из цикла «На руинах Галактики» (https://fantlab.ru/work1392465) (цикл был продолжен после двадцатилетнего перерыва); этот большой роман называется «Скелеты Млечного Пути»;

3) начата работа над следующим фантастическим романом под названием «Сахель»; это ведь не только обширная территория в Северной Африке – между пустыней Сахара и тропическими лесами, но еще это слово в переводе с арабского означает «граница, берег, окраина».

4) подготовлен к изданию и вышел в свет авторский сборник африканских романов «С горки на горку» (СПб.: АНОК ТЦ «Борец-Арт», 2024) (https://fantlab.ru/work1985488); при этом роман «Наперегонки со смертью» уже издавался в 2011 году, а роман «С горки на горку» опубликован впервые, пролежав в столе долгие 25 лет;

5) шла подготовка к изданию авторского сборника «Шарик над нами», о котором будет рассказано в следующей моей статье; два романа, вошедшие в его состав, были бы моей визитной карточкой в середине 90-х годов, но вышли в свет в коммерческих издательствах только в начале 2000-х;

6) написаны 11 иллюстрированных статей, размещенных в авторской колонке на Фантлабе, в том числе 9 статей, посвященных новостям питерских фантастов; наиболее ярким мне показался материал, посвященный творческим вечерам Марии Семеновой и Анны Гуровой – мастерам этнического фэнтези;

7) издана в научно-популярном журнале «Планета грибов» (2024, №1(16)) статья «Самый воинственный гриб» (о «войне» хищных грибов-кордицепсов) – моя последняя на сегодняшний день «бумажная» научно-популярная статья о грибах;

8) подготовлены и размещены на моей странице ВКонтакте (https://vk.com/id317574659) и в группе ВК «Планета грибов» свыше 100 отчетов о походах в лес на Карельском перешейке — в сопровождении более 1.000 фотографий;

9) подготовлены и размещены на моей странице ВКонтакте 42 материала о видовом разнообразии грибов Карельского перешейка (за июнь-ноябрь — на основе наблюдений 2002-2024 годов) – в сопровождении цветных диаграмм;

10) подготовлена и размещена на моей странице ВКонтакте и в группе ВК «Планета грибов» статья «Итоги роста и сбора грибов на Карельском перешейке в 2024 году» в составе 9 иллюстрированных выпусков;

11) продолжалась бесконечная работа над уникальным «Грибным дневником», где собраны десятки тысяч наблюдений за ростом грибов на Карельском перешейке за более чем полвека в сопровождении почти 100.000 фотографий;

12) участие в мониторинге редких видов грибов в ходе обновления Красной Книги Ленинградской области;

Кроме того, Смирнов вел общественную литературную работу в рамках Совета Союза писателей Санкт-Петербурга, Секции фантастики и литературной сказки и Литературной студии имени Андрея Балабухи, а также микологические изыскания в группе ВКонтакте «Планета грибов», в редсовете журнала «Планета грибов» и Санкт-Петербургском микологическом обществе (в том числе у нас прошла ежегодная осенняя выставка живых грибов в Ботаническом саду и было проведено отчетно-перевыборное собрание).

18 – И опять Леонид Смирнов и Тимур Максютов; 19 – Леонид Смирнов расшифровывает свою шпаргалку


В третьей части выступления я начал рассказывать о предыстории моего творческого пути и первых успехах и неудачах на литературном поприще (с 1976 по 1984 год). Ведь в предстоящем 2026 году у меня состоится еще один юбилей — 50-летие творческой деятельности. Самое время повспоминать...

О людях искусства среди моих предков мне ничего не известно, но творческие натуры в их числе несомненно были. Мой дед Матвей Георгиевич Воробьев (ветеран Первой мировой войны, которую закончил командиром батальона) очень любил поэта Семена Надсона и сам пописывал стихи, мать Галина Матвеевна в юности тоже сочиняла (ее стихи даже читали по вологодскому радио), потом много лет работала старшим научным редактором в издательстве «Художественная литература», выпустила книгу о трилогии А.Н.Толстого «Хождение по мукам», которая выдержала два издания. Отец (Эллий Витальевич Смирнов) и дядя (Валентин Матвеевич Воробьев) были фронтовиками и после Отечественной войны стали инженерами-изобретателями в оборонке. Именно они были большими любителями фантастики.

В детстве бабушки регулярно читали мне сказки, со временем к ним стала примешиваться и фантастика. А потому я тогда особо не разделял эти два направления литературы. Я довольно рано научился читать, но поначалу ленился — мне нравилось слушать бабушек. (Сейчас много любителей заменять невыносимо тяжелый процесс чтения книг на сладкоголосье профессионального чтеца.) В конце концов мне поставили ультиматум и вечернее чтение прекратилось. Я, как положено, поскандалил, затем преодолел себя и начал читать сам. И это оказалось чрезвычайно приятным занятием. Я больше ни от кого не зависел, сам выбирал себе книги из неплохой домашней библиотеки и мог глотать их пачками — с утра до вечера.

Одно из первых фантастических произведений, которые произвели на меня сильное впечатление, — повесть из журнала «Техника – молодежи» от 1956 года. Лишь через много лет я узнал, что это было за произведение и кто его автор: «Сокровища Громовой луны» Эдмонда Гамильтона. Среди другой фантастики, которую я освоил до десятилетнего возраста, были «Страна багровых туч» и «Извне» Стругацких, «Глиняный бог» и «Суэма» Днепрова, «Тайна астероида 117-03» Фрадкина, «Гость из бездны» Мартынова, а также непревзойденный сборник «Фантастика-67».

В моей 154-й средней школе была отличная библиотека, позднее в нее влились библиотеки еще двух школ. И при хороших отношениях с библиотекаршей я имел возможность читать много интересных книг. Так в зимние каникулы 1971 года вместо чудесных лыжных прогулок и игры в снежки я, лежа на диване, за 11 дней осилил 13 книг и едва не заболел. На следующий год мать познакомила меня с библиотекой Дома книги. Это было относительно небольшое помещение, уставленное высоченными деревянными стеллажами. Наверху они были затянуты пыльной паутиной – туда редко кто забирался. Именно там, стоя на шатких стремянках, мне удалось найти десятки «мировских» книжек из серии «Зарубежная фантастика». А в общем доступе обнаружились литературные журналы «Нева», «Аврора», «Звезда», «Юность» с повестями Стругацких, Шефнера, Шалимова, Гора… Но сначала я в один присест проглотил восьмитомное собрание сочинений Александра Беляева. Когда моя сестра вышла за муж, я стремительно осилил и книжный шкафчик ее мужа. Теперь на моем боевом счету были «Трудно быть», «Понедельник начинается в субботу» и «Улитка на склоне» Стругацких, «Люди как боги» Снегова, «Непобедимый» и «Эдем» Лема, легендарный том 10 Библиотеки современной фантастики. Я читал так много и жадно, что количество рано или поздно должно было перейти в качество.

И вот весной 1976 года у меня в голове снесло присущую большинству нормальных людей «плотину» и я вдруг ясно понял, что полон фантастических идей и должен выпустить их на свободу. И я сел писать – шариковой ручкой в толстой тетради в клеточку. Это был, конечно же, роман – об экипаже фотонного звездолета, который перелетает с планеты на планеты в поисках то ли места для земной колонии, то ли нового дома для всего человечества. И по пути с космонавтами, разумеется, происходили всевозможные приключения. Писать я не умел, но художественный вкус и логику уже обретать начал. Я чувствовал, что пишу совсем не то, что нужно, 16 раз заново начинал роман (получался текст объемом от 1/2 до 90 рукописных страниц) и наконец бросил это дело. Вердикт был таков: все написанное мной никуда не годно. И сильно разочарованный в самом себе прервал писательство почти на год.

Весной 1977 года, когда мне надо было думать об окончании школы и поступлении в институт, я стал писать свою первую фантастическую повесть. Всего этих ранних повестей у меня будет три. Последнюю я закончил аж в 1985 году. Их качество меня в конечном итоге не устроило и они сгинули где-то среди черновиков, но свою роль в моем творческом развитии несомненно сыграли.

А еще во время учебы в ЛФЭИ имени Н.А.Вознесенского в моей жизни произошли три важных события. 1) В результате работы в стройотряде летом 1978 года я заработал немного денег и смог в складчину купить портативную югославскую пишущую машинку «tbm de luxe». Это был совершенно замечательный инструмент для творчества: легкая, компактная машинка, оранжевая с белым, в белом пластмассовом чехле. Тогда такими же пользовались несколько ленинградских фантастов. Словом, я впервые смог ощутить себя полноценным писателем – во всеоружии.

2) В журнале «Техника – молодежи» №3 от 1980 года был объявлен Международный конкурс на лучший научно-фантастический рассказ. И мне захотелось в нем участвовать. Но до той поры никаких рассказов я не писал. Надо было осваивать новый жанр. И я его освоил. Довольно быстро написал рассказ «Сутки на размышление», отправил в редакцию и с чистой совестью продолжил учиться и писать повесть. Осенью нас отправили в «совхоз» на уборку картофеля, а по возвращению я обнаружил в почтовом ящике письмо из «Техники – молодежи». Литконсультант сдержанно похвалил рассказ и попросил внести в него ряд исправлений. Так я и сделал. И стал терпеливо ждать подведения итогов конкурса. Итоги меня сильно разочаровали. Мне не дали даже утешительного приза. Первое место занял рассказ Михаила Шаламова «Дорога на Кильдым», второе – рассказ о встрече испуганного космонавта с Лениным... Я в силу своей наивности далеко не сразу понял, что «неправильная» тема моего рассказа (о буднях службы по предотвращению самоубийств) заранее его похоронила – вне зависимости от качества. Однако, с тех пор я начал писать рассказы и это был еще один шаг вперед.

3) А затем состоялась встреча с известным критиком Владимиром Акимовым. Он тогда работал в отделе прозы журнала «Аврора». Акимов прочитал мою фантастическую повесть, а потом долго уговаривал меня не бросать учебу в вузе. А я, собственно, и не собирался этого делать. Я прекрасно понимал, что профессиональным фантастом смогу стать лишь через много лет, а до тех пор надо получить профессию, которая обеспечит мне кусок хлеба. Еще Акимов зачем-то сравнивал мой убогий текст с произведениями гениального Чехова. Сравнения были явно не в мою пользу. В результате нашего разговора Акимов посоветовал мне посещать секцию научной фантастики Ленинградского отделения Союза писателей СССР и семинар Бориса Стругацкого в Доме писателей на улице Воинова (ныне Шпалерной). Я пришел туда в декабре 1981 года. И остался, как я тогда думал, навсегда…

Что касается секции, то я посещал ее много лет (с перерывом на службу в армии) и тихо сидел на галерке, с удовольствием слушая умных людей, мэтров питерской фантастики. Мне надо было быть гораздо активнее и тогда моя литературная карьера пошла бы куда быстрее. Теперь-то я это хорошо понимаю. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения... Вода камень точит: через 16 с половиной лет меня приняли в Союз писателей Санкт-Петербурга и я очутился полноправным членом этой секции, которая уже стала мне родной.

Что касается семинара Бориса Стругацкого, то он существовал к тому времени 7 лет и функционировал по устоявшимся правилам. И стал он уже велик, а потому трудно управляем. Борис Натанович прочитал рекомендательное письмо Акимова и скривил лицо. Потом я понял, что уж лучше бы я пришел в Дом писателя без ничего – как говорится, с улицы. Выходит, сотрудничество Стругацких с «Авророй» 70-х годов оставило у них горький осадок, о чем не подозревал мой рекомендатель. Так или иначе Борис Натанович принял мои рукописи и сказал «Ну, ходите пока». Я долго ждал его вердикта. На мой нервный вопрос он всякий раз отвечал: «Еще не прочитал». И вот наконец прозвучало похоронным звоном: «Я прочитал уже давно и ничего не помню. Там ведь было что-то о болоте… Ну, так и быть, посещайте». (Речь шла о моем рассказе «Утамутале», где я описывал работу галактической службы по защите редких животных и растений.) Я так расстроился тогда, что ушел с занятия – бродить по весеннему солнечному городу. Но я как миленький явился на следующее занятие. Разве у меня был выбор?..

Семинар Бориса Стругацкого того времени оставил у меня двоякое впечатление. С одной стороны, прочитать рукопись перед обсуждением такому как я новичку было очень трудно, ведь рукописи были машинописные – в одном, в лучшем случае, в двух экземплярах. Сначала их получали старожилы семинара, а мы – в последнюю очередь. При большом везении я мог договориться по телефону, бросив все дела, лететь на другой конец города, получить рукопись на один вечер и завтра же передать ее кому-то еще. А без знания текста какое уж тут обсуждение?.. С другой стороны, даже простое присутствие на обсуждениях фантастики давало мощный толчок творческому вдохновению и прочищало мозги. Наверняка на меня влиял и масштаб личности Бориса Натановича, и эрудиция плюс полемический дар его учеников, и колоссальная плотность интеллекта на квадратный метр зала, где мы собирались. Словом, подобного мощнейшего просветления я больше в жизни никогда не испытывал.

Первый мой учебный сезон в семинаре подошел к концу в мае 1982 года. А в июне после защиты диплома я сдал госэкзамены, закончив учебу в институте. После отпуска, будучи лейтенантом-двухгодичником, я отправился к месту военной службы – в Закавказский военный округ. В штабе округа получил назначение в штаб 4-й армии в Баку, откуда меня направили в гарнизон с "бодрым" названием Гюздек – «змеиное место». Наш военный городок размещался в солончаковой полупустыне, усеянной низкими сопками – потухшими грязевыми вулканами. С собой у меня была сумка с вещами и чемодан, где пряталась пишущая машинка.

В штабе части, где мне предстояло служить, я без долгих предисловий спросил своего нового начальника, разрешат ли мне в свободное от исполнения должностных обязанностей время печатать рассказы? Ответ мог быть каким угодно – вплоть до очень грубого, но капитан Тиханков проявил мудрость: я с удивлением получил добро — при условии, что буду печатать на моей «tbm de luxe» штабные документы (вольнонаемная машинистка категорически не справлялась с их объемом). Сказано – сделано.

В армии у меня было не так много времени для творчества, но все же я написал там два рассказа, еще несколько переделал плюс редактировал уже написанное. Хорошо помню, что придумал продолжение моего первого рассказа — большой эпизод о марсианском гипер-каньоне и его обитателях. Вскоре я удалил этот кусок из текста, вернувшись к первоначальному варианту, но много лет спустя в полностью переработанном виде он вошел в состав романа "Венчание Хамелеона". И это было правильно.

Готовые тексты я рассылал в журналы в больших конвертах с армейским адресом. Снисхождения к опусам молодого лейтенанта никто не проявил, но зато ответы на письма я получал в наикратчайшие сроки.

В конце июля 1984 года служба моя закончилась, из раскаленного Апшерона я вернулся в родной город, который встретил меня живительной прохладой. И через два месяца впервые после долгого перерыва я поднимался по ступеням Дома писателя, где меня весьма радушно приняли собратья по перу. Но это уже другая история…

20 – И опять, и снова…


Этим летом Союз писателей Санкт-Петербурга был лишен доступа в Петербургский дом писателя, и вполне вероятно, я больше не смогу проводить творческие вечера. Хотя мне очень хотелось бы и дальше встречаться с друзьями и единомышленниками. Однако, поживем — увидим…

В материале использованы фотографии автора и Н.Потаповой.


Статья написана 24 июля 12:16

По просьбам грелочной общественности открыта для ознакомления библиография Романа Анатольевича Годельшина.

От себя скажу, что произведений автора не читал.


Статья написана 22 июля 11:30

Небольшое обновление на странице Марины и Сергея Дяченко на платформе Литрес — повесть «Хозяин колодцев» впервые представлена отдельно. Специально для этого издания написана новая аннотация, создана обложка, произведение прошло авторскую редактуру.

Аннотация :

Это фэнтези, где живут волшебные существа, забавные, смешные и страшные. Это сказка для взрослых, где люди порой оказываются ужаснее самого жуткого демона. Это светлая история любви, уходящей во тьму, и потом все-таки дающей надежду.

«Хозяин Колодцев» Марины и Сергея Дяченко – повесть о свободе воли, и о том, что без выбора между добром и злом добра не существует

Повесть доступна эксклюзивно на Литрес

Источник — тут


Статья написана 19 июля 23:20

Открыта для просмотра хорошо иллюстрированная серия книг в жанре подросткового фэнтези от российских и зарубежных авторов, рассчитанная на возраст 11-15 лет (для среднего и старшего школьного возраста). Включает две оформительские линейки — в мягкой обложке и в переплёте.

Серия началась с "мягкой" линейки, которую открыл цикл Сэйджа Блэквуда "Джинкс", впервые изданный на русском языке. "Переплётная" линейка была запущена годом позже переизданием второго романа цикла "Джинкс" в идентичном художественном оформлении.

Обе линейки выпускаются параллельно. Кроме циклов "Джинкс" и «Дженни Далфин и Скрытые Земли» в переплёте все произведения публикуются впервые.

Типичное оформление изданий серии:

От себя добавлю, что книг этой серии не читал.


Статья написана 19 июля 18:57

В предыдущей своей статье, посвящённой биобиблиографии писателя Александра Ломма (см.: "Ломм — очень советский фантаст и очень русский чех. Биография Ломма: вымысел и правда"), я остановился на 1965 г. Это был год публикации рассказа Ломма «Царь муравьев» в журнале «Пионер», год публикации повести Ломма «Спаситель обреченных сокровищ" в московском ежемесячнике "Нива" и год начала публикации легендарной повести Ломма «Ночной орёл» в газете «Пионерская правда» (тиражом, напомню, аж 7,5 млн экземпляров).



Рисунок Л. Смехова к повести А. Ломма "Ночной орёл" ("Пионерская правда" №1, 1966).



Не могу не отметить поразительное разнообразие тем, которые в середине 1960-х затрагивал Ломм в своих произведениях: от антирелигиозного памфлета ("Чудо в Марабране") до иронического гротеска ("Царь муравьёв"); от патриотической, в реальном ключе написанной истории спасения 16-летнего паренька в оккупированной Праге ("В тёмном городе"); до захватывающих военно-фантастических приключений летающего бойца-парашютиста («Ночной орёл»); от незатейливого фэнтези ("Тасли Куми") до глубокой драматичной философии с размышлениями о смысле и цели человеческого существования ("Скафандр Агасфера").



Заставка художника В. Чернецова к рассказу А. Ломма "Скафандр Агасфера" в "Искателе" (№6, 1966)



Александр Ломм в этот период явно находился в состоянии мощного и плодотворного творческого подъёма. Очередное произведение, которым тогда писатель порадовал советских читателей в периодике, был упомянутый выше рассказ «Скафандр Агасфера». Вышел он в приложении к журналу «Вокруг света» — литературном альманахе «Искатель» (№6 за 1966 год) — чрезвычайно популярном в Советском Союзе издании, специализирующемся на публикации фантастики и приключений. Этот выпуск «Искателя» имел, кстати, тираж 300 тыс. экземпляров.



Рисунок художника Ю.Ефимова к рассказу А. Ломма "Тасли Куми" в журнале "Уральский следопыт" №6 за 1967 год.



Герой рассказа "Скафандр Агасфера" профессор Вальмоск всю жизнь посвятил изучению проблемы бессмертия. Вальмоск хотел разгадать тайну "не относительного бессмертия с возможностью случайной гибели, а бессмертия абсолютного, исключающего смерть полностью и навсегда".



Далее в материале:

• «Скафандр бессмертия» профессора Вальмоска.

• «Услада одиночества» из рассказа Ломма «Тасли Куми», написанного специально для «Уральского следопыта».

• Переезд Александра Ломма в Москву в 1968 году и молчание писателя в конце шестидесятых.

• Жена и дочка остались в Праге.

• Светлана с самого раннего возраста отлично говорила по-русски…

• В монографии Б. В. Ляпунова "В мире фантастики" (1975) произведения Александра Ломма размещены в разделе "Советская фантастика".

• Ещё не всё.

Статья полностью здесь: https://dzen.ru/a/aHZeCL5oGny86Z0V





  Подписка

Количество подписчиков: 731

⇑ Наверх