Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, ceh, cat_ruadh, denshorin, glupec, Kons, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21, DGOBLEK, Мстислав Князев, fhistory



Статья написана 9 августа 21:20

Книга Алексея ЮРЧАКА «Это было навсегда, пока не кончилось» — действительно интересная и глубокая работа, но оба упоминания о «Пикнике на обочине» говорят о том, что автор не читал повести.

В начале 5-й главы «Воображаемый Запад» (эпизод «Пространства необходимости») на стр.315 ЮРЧАК пишет:

— В знаменитой научно-фантастической повести братьев СТРУГАЦКИХ «Пикник на обочине», написанной в 1972 году (и в не менее известном фильме «Сталкер», снятом в 1979-м по мотивам этой книги Андреем ТАРКОВСКИМ), рассказывается о таинственном пространстве под названием Зона. Действие происходит в некой безымянной стране через двадцать лет после того, как на ее территории сделал недолгую остановку инопланетный космический корабль. Пришельцы оставили после себя «мусор», вокруг которого возникла Зона. В Зоне действуют загадочные силы и таится множество опасностей. Любой, кто отважится в нее проникнуть, может погибнуть. Государство вводит запрет на посещение Зоны и выставляет вокруг нее вооруженную охрану. Но по стране ползут упорные слухи, что в центре Зоны существует некая комната, где исполняются заветные желания. Несколько храбрецов, именуемых сталкерами, за определенную плату и с риском для жизни готовы провести людей по Зоне к этой комнате.

Во-первых, не через 20, а через 13 лет. Во-вторых, что это за «инопланетный космический корабль» сделавший «недолгую остановку»? Нет в повести такого. Судя по дальнейшему предложению по поводу мусора, ЮРЧАК знаком с повестью только по пересказу. Насчет «храбрецов, именуемых сталкерами», готовых "провести к комнате" даже комментировать не буду (нет в произведении "комнаты").

Еще более показательно второе упоминание в конце той же главы (эпизод "Реальный Запад") на стр.402:

— Когда сталкер наконец приводит героев книги СТРУГАЦКИХ к заветной комнате в центре Зоны, они, к своему удивлению, не находят там ничего особенного. Однако сталкер требует держать это открытие в тайне, чтобы не дать другим потерять надежду.

Полный абсурд! Однако на сей раз ЮРЧАК дает источник. И это не повеcть СТРУГАЦКИХ, а статья Славоя ЖИЖЕКА: Zizek S. 1999. The Thing from Inner Space. Artmargins: Contemporary Central and Eastern European Visual Culture (http://www.artmargins.com/content/feature...). April 1.

В статье ЖИЖЕКА «Вещь из внутреннего пространства» (дополненная и расширенная стала главой книги «Киногид извращенца» — книга существует только на русском, так как была специально собрана из оригинальных эссе и статей ЖИЖЕКА о кинематографе) речь идет не о повести «Пикник на обочине», а о фильме «Сталкер»:

— Двадцать лет назад некая загадочная чужая сущность (метеорит, пришельцы) посетила область, известную как Зона, расположенную в безымянной холодной стране, оставив за собой горы мусора... Сталкеры – это авантюристы, за хорошую плату сопровождающие людей в Зону, в загадочную Комнату в самом центре зоны, где, как утверждают, сбываются самые заветные мечты.

И именно у ЖИЖЕКА говорится о том, чего даже в фильме «Сталкер» нет:

— Не удивительно, что, когда герои в конце концов входят в таинственную Комнату, они понимают, что в ней нет ничего особенного или выдающегося, — и Сталкер умоляет их не распространять эту новость среди людей вне Зоны, чтобы не лишать их приятных иллюзий...

Похоже Славой ЖИЖЕК перед написанием статьи фильм Андрея ТАРКОВСКОГО не пересматривал, потому что в фильме ничего подобного сталкер не говорит.


Статья написана 6 августа 18:40

Это завершающая, пятая статья из моего цикла, посвящённого писателю Александру Ломму, в миру Вацлаву Йозефовичу Кличке (20.11.1925 — 30.11.1993). Кстати, осенью нынешнего года исполняется 100 лет со дня его рождения. По неведомой мне причине фантаст Александр Ломм в 1978 году покинул СССР (где жил с рождения в 1925 году до 1938 года и с 1968 года до 1978 года) и уехал в Чехословакию, но перед отъездом успел очаровать очередную генерацию пионеров Советского Союза своим новым романом.



Рисунок И. Блиоха к "Дриону" А. Ломма в "Пионерской правде" №4 за 1976 год.



Примерно через 10 лет после появления в газете "Пионерская правда" первых глав военно-фантастической повести Ломма "Ночной орёл", та же газета начала публикацию его фантастического романа "Дрион" покидает Землю". Публикация сопровождалась замечательными рисунками известного художника-графика Игоря Ильича Блиоха (1934-2016). Вообще-то Ломм в "Пионерской правде" называл свой "Дрион" повестью, но на сайте "Лаборатория фантастики" это произведение обозначено, как роман. Я тоже называю его романом.



Рисунок И. Блиоха к "Дриону" А. Ломма в "Пионерской правде" №14 за 1974 год.



Начинается "Дрион" покидает Землю" тем, что к его будущему автору приходит 66-летний инженер Вацлав Искра и рассказывает странную историю, случившуюся с ним сорок лет назад, в 1929 году. Добавив к 1929 году эти сорок прошедших лет, мы легко установим, что гипотетический визит Искры к неназванному писателю случился в 1969 году. Автор, записав рассказ Искры и присоединив к рукописи кое-какие полученные от инженера документы, "сложил всё в синюю папку и упрятал на самое дно ящика в своём столе". Совсем как в "Хромой судьбе" братьев Стругацких...



Иллюстрация к словацкому изданию "Дриона"(1985). Художник Т. Ротрекл.



Писатель не собирался предавать рассказ инженера Искры гласности и "был уверен, что в нём нет ни грана правды", но пять лет спустя произошло событие (о нём ниже), настолько его потрясшее, что писатель разом изменил своё отношение к диковинному рассказу Искры. Кстати, если к 1969 году прибавить упомянутые 5 лет, получится год 1974-й. А это как раз год начала публикации романа "Дрион" покидает Землю" в "Пионерской правде". Вот так ловко Ломм обосновывает документальность случившегося с автором романа (то есть, как бы с ним самим), но не документальность событий романа. Далее автор сообщает: "Рукопись, хранившуюся в синей папке, мне пришлось значительно сократить, обработать и придать ей форму небольшой повести. В силу этого я излагаю рассказ инженера Искры не от его имени, как было мною записано, а в третьем лице...".



Рисунок И. Блиоха к "Дриону" А. Ломма в "Пионерской правде" №29 за 1974 год.



Что же поведал писателю инженер Искра? Перескажу коротко…



Далее в статье:

• Загадочный белый шар, басмачи и геологи.

• Прекрасная инопланетянка Миэль в серебристом костюме.

• Союз Тысячи Планет и гуолла.

• Земля оказалась шестьсот шестьдесят шестой планетой…

• Умиротворение басмачей и геологов.

• Катастрофа над Высокими Татрами.

• Даже Великого Координатора можно загнать в ловушку.

• "Чёрные проходы" в "подвалах Вселенной".

• Чудесные достижения науки Союза Тысячи Планет.

• Плиарану можно посмотреть только раз...

• Эпоха Великого Координатора закончилась.

• Я выполнил долг перед своим пионерским прошлым.

• Что написал Александр Ломм после отъезда из СССР.

Статья полностью и с множеством картинок здесь: https://dzen.ru/a/aInAqIQoGhS4hZs-


Статья написана 6 августа 00:47

В минувший понедельник не стало Тура Оге Брингсвярда (Tor Åge Bringsværd), одного из основоположников норвежской фантастики как жанра.

Родился будущий писатель 16 ноября 1939 г. в городке Шиен, на малой родине великого Генрика Ибсена. Публиковаться Брингсвярд стал в первой половине шестидесятых, когда началось его многолетнее творческое сотрудничество с Юном Бингом. Дебютный сборник рассказов у них тоже вышел один на двоих — "Rundt solen i ring" (1967). Брингсвярд и Бинг не только вместе составили два десятка антологий, но и придумали сам термин "fabelprosa", которым в Норвегии обозначают научную фантастику, фэнтези и хоррор.

Первый роман Брингсвярда "Bazar" увидел свет в 1970 году, а затем — долгожданный прорыв. Один за другим выходят романы: социальная фантастика в духе "новой волны" "Den som har begge beina på jorda står stille" ("Тот, кто стоит обеими ногами на земле, остаётся на месте", 1974), детективный хоррор "Pinocchio-papirene" ("Записки Пиноккио", 1978), мифологическое фэнтези "Minotauros" ("Минотавр", 1980), постапокалиптика "Ker Shus" (1983). Известность также получила пенталогия "Gobi", написанная на стыке исторического и фантастического жанров; некоторые из книг этого цикла номинировались от страны на премию Северного Совета, крупнейшую в Скандинавии. Первый том в 1985 году был отмечен премией Ассоциации норвежских критиков.

Среди других наград прозаика и драматурга престижные премии Ибсена и Доблоуга. В 2024 году Брингсвярду было присвоено звание командора Ордена Святого Олафа, высшей гражданской награды страны.

Помимо высоколобой и экспериментальной фантастики Тур Оге Брингсвярд писал также книги для детей, например сказки о морском змее Руффене, которые у нас издавал "РОСМЭН". По книжкам о Карстене и Петре (Karsten og Petra) снято несколько фильмов и два телесериала.

Если не считать вышеупомянутых сказок, то на русский, насколько знаю, переводились только произведения малой формы: "Евангелие от Матфея", "Барашек, роза и три маленьких вулкана", "Уснувшая планета", "Какой я нужна тебе". Со школьных лет помню рассказ Брингсвярда "Бумеранг".


Статья написана 2 августа 23:17

Продолжим наш разговор о чехе Александре Ломме, который какое-то время считался полноценным советским фантастом: и по стране рождения, и по стране проживания, и по идейному содержанию своих произведений. И даже — по их классификации: например, в монографии Б. В. Ляпунова "В мире фантастики" (1975) произведения Александра Ломма размещены в библиографическом разделе "Советская фантастика".



Авторские книги Александра Ломма в моей библиотеке. Три издания (кроме "Дриона") — прижизненные.



Записки о творчестве писателя в своём предыдущем материале я продолжил разбором военно-фантастической повести Ломма "Ночной орёл", печатавшейся в газете "Пионерская правда" в 1965-1967 гг., позднее — опубликованной в одноименном авторском сборнике Ломма, изданном Детлитом в 1973 году. Что ещё вошло в состав авторского сборника Александра Ломма "Ночной орёл"? Попробую перечислить и прокомментировать произведения в порядке, указанном в содержании книги.



Шмуцтитул к разделу "Повести и рассказы" в авторском сборнике А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.



1. Повесть "Ночной орёл". Связанные с ней нюансы мы недавно обсудили. И газетный, и книжный варианты этой повести ценны по-своему. При этом сильно отличаются друг от друга. Чем? Читайте мой предыдущий материал "Ночной орёл": версии. Ломм и Аркадий Стругацкий. Фантаст Александр Ломм. Часть 3-я".

2. Приключенческая повесть "В тёмном городе", впервые опубликованная в десятом выпуске -альманаха "Мир приключений" (1964). О ней я тоже писал в своих предыдущих материалах о Ломме. Родители шестнадцатилетнего пражанина Мирека Яриша арестованы, гестапо разыскивает их сына. Юные подпольщики и подружка Мирека Оленька спасают подростка. Повесть для первой публикации в альманахе "Мир приключений" редактировал Аркадий Стругацкий.



Заставка к повести «Удивительные превращения Дика Мюррея» из авторского сборник А. Ломма "Ночной орёл" (1973). Художник Л. Фалин.



3. В основе повести «Удивительные превращения Дика Мюррея» — фантастическое открытие — чудодейственный препарат, делающий человека бессмертным. Биологическое бессмертие обеспечивается специальным составом, способствующим вечному и непрекращающемуся делению клеток человеческого организма. Учёный Томас Мюррей, создавший препарат, перед смертью тайно делает своему четырёхлетнему сыну Дику инъекцию, после которой мальчик начинает расти буквально не по дням, а по часам.



Иллюстрация к словацкому изданию романа "Дрион" покидает Земдю""(1985). Художник Т. Ротрекл.



Далее в статье:

• Прибыв на остров 25-метровым великаном, через полгода Дик становится 40-метровым исполином весом в 85 тонн с разумом восьмилетнего ребёнка...

• Рассказ "Черти в кузнице" — незамысловатая литературная поделка.

• "Последней умирает собака": пожелание смерти другому человеку (высказанное даже без особой ненависти, между делом) немедленно сбывается…

• Авторы энциклопедии "Кто есть кто" зря наградили писателя Ломма презрительной характеристикой…

• В умах юных читателей "Пионерской правды" 1960-1970-х гг. Ломм с "Ночным орлом" и "Дрионом" своё особое фантастическое место занял прочно.

• Рассказ "Конец короля крокодилов": тропические острова, крокодилы, исследователи морских звёзд и зелёные нацистские недобитки.

• Аркадий Стругацкий о рассказах Александра Ломма.

• Рассказ Ломма "Скафандр Агасфера" написан с «мрачной и восторженной убедительностью».

• Проблемы регенерации, клонирования, вечного здоровья и бессмертия явно волновали Александра Ломма.

• Последнее произведение Александра Ломма, вышедшее в Советском Союзе.

Статья полностью здесь: https://dzen.ru/a/aIYhw6CNDgP6Q1eP


Статья написана 30 июля 11:08

Открыт для ознакомления второй вариант оформления издательского проекта "Историческая авантюра", в рамках которого выборочно переизданы произведения, выходившие в первом варианте. Из нового — только роман Мазина "Цена империи" из «Римского цикла». Можно предположить, что появление продолжения популярного цикла стало одной из основных причин перезапуска серии с новым оформлением.

Типичное оформление книг серии было непрофессиональным, художником был мастер восточных единоборств:

От себя добавлю, что книг серии не читал.





  Подписка

Количество подписчиков: 731

⇑ Наверх