1827 год. Лондон. Инспектор речной полиции Джон Марлотт (Бин) натыкается на берегу Темзы на человеческое тело, составленное из останков восьми детей. Даже для тогдашних свободных нравов это чересчур, плюс такая находка может бросить тень на хирургов города. А также помешать принятию Анатомического акта, направленного на модернизацию британской медицины.
Посему министр, сэр Роберт (Уорд) поручает Марлотту тайно и максимально быстро отыскать виновного в этом зверстве. Инспектор принимается за работу, и обнаруживает, что в Лондоне за последнее время исчезло немало ребятишек-беспризорников, а по трущобам ходят слухи о некоем монстре.
Плюс в процессе поисков Джон знакомится с литератором Мерри Шелли (Максвелл Мартин), и ее романом «Франкенштейн». Романом, похоже послужившим вдохновляющим стимулом для маньяка, сшивающего воедино куски мертвых тел. Но были ли действия убийцы лишь проявлением безумия, или он замахнулся на большее?
Карьеру отличного британского артиста Шона Бина в последнее время сложно оценить однозначно. Были откровенные удачи типа образа Эддарда Старка из «Игры престолов», или эпизоды в голливудских блокбастерах, разной степени вменяемости, как то «Марсианин» или «Восхождение Юпитер». Встречались и незатейливые сериалы, которые становились его актерским бенефисом, типа «Легенд». Но немало было и откровенно проходных ролей, к примеру в «Солдатах удачи». Но все же, чаще всего, его имя в титрах обещает нам как минимум одну качественную актерскую работу. Что немало, ведь остальные аспекты нормального кино зависит аж никак не от экс-стрелка Шарпа.
«Хроники Франкенштейна» вряд ли останутся в веках, но некоторые интересные моменты этот проект зрителю все же обеспечит.
В первую очередь стоит отметить антураж сериала и время действия.
Ух, и неприятное место, доложу я вам, представлял собой, по мнению создателей сериала, Лондон начала 19-го века. Мрачные улочки, освещаемые неверным светом редких фонарей. Аура безнадеги, висящая над людьми. Перекошенные дома, грязища по колено, ободранные бездомные мальчишки, сбивающиеся в оскалившиеся стаи. Зашкаливающая преступность, когда жизнь решившего прогуляться по лабиринтам многочисленных городских рынков, не стоила и ржавого пенни. Болезни и голодуха. «Воскрешатели», выкапывающие и продающие трупы.
И время соответствовало антуражу. Время на переломе. Время перемен. Перемен еще отдаленных, но уже вполне ощутимых. Перемен, непонятно к чему приведущих: к добру или к худу. Все больше появляется людей, «желающих странного», в науке, литературе, медицине. Все больше, но еще очень мало. Консервативный 19 век пока не желает давать им волю. Не желает, но постепенно приходится.
И, к сожалению далеко не все из желающих перемен – добрые люди. А есть еще те, кто желая блага избирает неблагие методы. Время на переломе. Время проб и ошибок. Время людей, еще не знающих ответы. Страшноватое время.
Второй удачей проекта можно назвать главного протагониста. Джон Марлотт – уставший, потрепанный, больной, битый жизнью, потерявший близких (причем по своей вине), но при этом не утративший способности различать добро и зло. Бывший солдат, крепкий профи-полицейский, не хватающий звезд с неба, но способный компенсировать свои недостатки непреклонностью, хваткой и желанием идти до конца. Благо времени у Бина чтобы полностью раскрыть образ в достатке, и Марлотт предстает перед нами как живой.
Остальные актерские работы послабее, хотя нужный фон вполне успешно создают. Констебль Найтингейл, один из немногочисленных чернокожих в неполиткорректном Лондоне. Леди Харви, одна из немногочисленных утонченных женщин в этом сериале. Беспризорница Флора, один из немногочисленных цветков в грязи. Бесшабашный охотник за трупами. Беспринципный журналист. Персонажи не шедевральные, но именно благодаря им здешний Лондон наполняется жизнью.
Детективная линия вполне вменяема, и хотя с середины сериала количество подозреваемых резко уменьшается, интрига нам обеспечена практически до финального свистка.
А вот финал оставил в некотором недоумении из серии «что это было, Бэримор?». Логика в действия злеца отсутствует напрочь, как и хоть минимальное обоснование механики открытия, способного перевернуть мир. Такое впечатление, что постановщики сами не до конца поняли, каким они хотят видеть завершение. Или попросту понадеялись на второй сезон, появление которого пока под большим вопросом.
В общем, проект имеет право на жизнь. Но устраиваясь смотреть этот сериал, помните, что вас ждет изрядная порция «чернухи» и жестокого пессимизма, которые по нраву далеко не всем зрителям.
Эрго. Любителям мрачных готичных детективов с элементами мистики, и почитателям Шона Бина смотреть однозначно. Остальным стоит подумать не поберечь ли нервы.
Режиссер: Бенжамин Росс
В ролях: Шон Бин, Шон Блэйни, Ричи Кэмпелл, Люси Миллер, Кит Коннор, Том Уорд, Чарли Крид-Майлз, Дирдри Доннелли, Патрик Фицсимонс, Джоэль Гильман, Стюарт Грэхэм, Ванесса Кирби, Энтони Моррис, Дирдри Маллинз, Джесси Росс, Райан Сэмпсон, Элуиз Смит, Джо Такер, Сэмюэл Уэст, Анна Максвелл Мартин
Американцы в условиях двойной лояльности и "Стэнфордский тюремный эксперимент"...
Завязка сюжета как в том анекдоте: "есть два сценария — прилетят инопланетяне, и всех спасут, и нереалистичный сценарий".
Они прилетели.
Часть населения — в минусе. На территории США несколько резерваций-гетто (иначе не скажешь), где-то с мегаполис величиной — там живут люди, и вроде как сохраняются условия для прежнего образа жизни. Есть зоны, где существовать куда хуже.
Вокруг резервации — громадная стена. Если стрельба — через минуту прилетают дроны.
Назначен управляющий (да, от инопланетян), которому надо поддерживать порядок. Имеется полиция с красными касками на голове. И, разумеется, заводится своё сопротивление. Серьезно повредить пришельцам они не могут, потому первая их мысль — грохнуть "губернатора".
А дальше начинается человеческая драма семьи — в которой жена вроде как пошла в сопротивление, а мужа "покупает" губернатор, обещанием выручить старшего сына из "плохой зоны".
По этой теме работали многие. Французские экзистенциалисты в немецкой оккупации. Исследователи тюремных нравов, которые пытались перетащить "зоны" из тех, где реальная власть у бандитов — в те, где реальная власть у охраны. Те же товарищи из Стэнфорда. В случае сериала — работают киношники...
Постановка типичных вопросов получилась очень неплохо:
— плюнуть на все и жить? Заводится новая религия — инопланетяне это божья воля;
— пытаться собирать информацию, подпольно лечить людей, как-то сохранять самоидентификацию, но не лезть в драку? Тут же выясняется, что губернатор насытит такую среду "стукачами". А избавиться от них — невозможно без силового фактор;
— убивать коллаборационистов, пытаться взять под контроль оккупационный аппарат? Но у них заведомо больше ресурсов, а прямая борьба с пришельцами невозможна;
Выведены типажи:
— те, для кого вопрос "сопротивляться или нет" — вообще не актуален. У них есть силы, есть воля, они будут драться;
— обратный случай: есть дом, лужайка, еда, надо просто сидеть на попе ровно. "Сопротивленцы? Я вас не знаю. Чего вам надо? Идите на х..."
— и есть промежуточные стадии, когда люди понимают недопустимость общей ситуации, но понимают и ограниченность собственных сил. Надо выбирать какую-то форму действия, "чтобы волки сыты и овцы целы". При этом велик соблазн просто "проскакивать между капельками"...
Есть, раскрыты на примерах, системные эффекты:
— видно, что сопротивление — выдыхается, основная часть населения приняла новый порядок вещей. Люди с удовольствием готовы слушать про сопротивление, но это отчасти потому, что у них еще нет повода гордится своим новым состоянием. Чисто психологическая развилка. Только появится (религия, порядок, чистота) — сопротивление может исчезнуть;
— малая структура практически без ресурсов и вынуждена использовать людей на 146%, вынуждена убивать лишних свидетелей из числа своих — да много чего нехорошего приходится делать;
— большая структура сталкивается с тем, что ресурсы, которые дают людям, новые возможности, новая власть — не могут гарантировать их лояльности. Отчасти по идейным причинам, отчасти по причине угроз из подполья.
Какие коэффициенты история расставляет в этом уравнении — не всегда угадаешь.
Сценаристам куда проще.
Актеры отыграли хорошо. Протагонист "с двойной лояльностью", его жена — запоминаются. Лидер подполья — невзрачный пенсионер, да, мыслитель, с опытом, но он слишком стремится сохранить именно боеспособную структуру. Рационалист и прагматик. Боевик из подполья — стреляет, но есть у человека и своё мнение. Медик из подполья — и её дилемма между чисто медицинскими формами сопротивления, и необходимостью силовых мер — она вынуждена полагаться на эмоциональную оценку людей. Прагматик "губернатор" — недавний бизнес-функционер.
Очень хорошо поработали над ролями второго плана. И застреленная коллаборантка, и напарник протагониста — вроде случайные эпизоды, а как раскрыты...
Сюжет подан в бодром темпе. Надо только понимать, что "проблемы индейцев шерифа не волнуют" — инопланетяне могли бы уничтожить любую структуру в резервации-гетто, не делают это по своим соображениям.
Итого: рекомендую к просмотру. Эта фантастика более актуальна, чем может показаться на первый взгляд...
Геймеры на страже Земли или Детские войнушки с серьезными последствиями
В один отнюдь не прекрасный день на Землю обрушились инопланетные захватчики – жукеры. Военные оказались абсолютно не готовы к вторжению, погибли миллионы людей, и только героический летчик Майзер Рэкхем смог спасти нашу планету. Прошло полвека, и эти годы человечество даром не теряло. Создан Международный космический флот, а среди детворы постоянно отбирают способнейших, для обучения на должности офицеров МКФ.
Одним из таких детей становится Эндрю «Эндер» Виггин (Баттерфилд), которого полковник Хайрам Графф (Форд) считает одним из лучших стратегов за всю историю Земли. Однако потенциал потенциалом, но его еще нужно реализовать. На пути у Эндера стоят не столько угроза со стороны пришельцев, недостаток времени, задиристые одноклассники и тяжелейшая программа подготовки. Но и странное ощущение, что все идет не совсем так, как нужно.
Роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» появился на свет в 1985 году, на основе одноименного рассказа, написанного автором десятью годами ранее. Книга получила премии «Небьюла» и «Хьюго», и до сих пор изучается американскими морпехами, берущими из нее «уроки по методике обучения, лидерству и этике». Помимо сугубо прикладных моментов, так ценимых морской пехотой США, роман стал шикарным образцом многопланового произведения, с весьма неожиданными поворотами сюжета. Милитари переходит в подростковую обучалку, затем становясь философски-психологическим трактатом о ненависти и понимании.
Работа над сценарием фильма по этой нетривиальной книге шла с начала 2000-ных. Хотя предложения поступали и раньше. Но Орсон Скотт Кард долгие годы отказывал всем желающим, пока не получил возможность самолично создать сценарий и стать продюсером картины.
Но вот хоть расстреляйте меня из парализующего бластера, на пользу фильму это не пошло.
В первую очередь, правда, в проблемах фильма виноват главный герой. Баттерфилд, чертовски гармоничный, как простой парень Хьюго из «Хранителя времени», в роли продвинутого гения Эндера откровенно потерялся. Развитием образа нас не порадуют ни капельки, эмоциональный пласт личности также раскроют слабо. Виггин как начинает с хмурым взглядом исподлобья, замкнутым характером и изрядным снобизмом, так и останется со всеми этими чертами до конца ленты. И совсем неясно, отчего так активно клевали на него другие подростки? По условиям задачи? А ведь они накинулись на Эндера, как пчелы на сахар, что возможно только при крайней неординарности личности. Заявить эту неординарность нам заявили, а вот показать харизму, не говоря о лидерских качествах, у Эйсы Баттерфилда не вышло. А на его способности руководить людьми строится нехилая часть картины.
Но и сам Кард, работая над сценарием, создал далеко не шедевр. Очень странно подано восприятие времени. Такое впечатление, что все обучение, включая финальный экзамен, спрессовалось буквально в пару недель. Эндер, конечно, мальчик гениальный, но не настолько же! Скорее всего, часть вины лежит и на режиссере, у которого отчего-то упорно не работает то самое, великое: «Джонни сделай монтаж».
Абсолютно не понятны переживания Эндера после экзамена. Нам покажут аж одну сцену, связанную с игрой и жукерами, а этого, как на меня, маловато, чтобы произвести такой эффект (сестру он, видите ли, на том же месте увидел, и это все?!). И кстати, что это все же был за непонятный таймер? (помните, осталось 27 суток? Чего он отсчитывал то?). Также, складывается впечатление, что курсанты ничем кроме пейнтбола в невесомости и не занимаются вовсе. Ход мысли понятен: развитие взаимодействия, отработка командных действий, новые нестандартные ходы для общей победы.
Но не сплошные стрелялки же! Наверно офицеру нужно еще чего-нибудь знать. Тактику там поизучать, стратегию. ТТХ кораблей, наконец.
В общем, похоже, что Орсон положился на отличное знание зрителем его книги, допустив в фильме многовато условностей и недомолвок.
Но вот к чему в ленте придраться трудно, так это к визуалке. Картинка хороша, пускай временами слегка сумбурна. Мельтешение космических боев. Полеты и схватки в невесомости. Огромное помещение для симуляции состязаний. Забавные находки при игре в космозарницу. Однозначно, деньги потрачены не зря.
Вот только не факт, что этот фильм донесет глубину романа до обычного потребителя, не знакомого с первоисточником. Идеи множественности разумов, необходимости их сотрудничества и понимания, милосердия, моральных терзаний, ответственности, пагубности бездумной агрессии, жесткого и безоглядного использования своих сограждан. Необходимости оставаться Человеком даже в трудные времена.
Жаль, если это все останется для зрителя «Игры Эндера» за кадром.
После того, как студия "Квартет И" выпустила фильм "Быстрее, чем кролики", появился хор возмущенных зрителей, которые пели что-то вроде "будьте ближе к жизни! вся эта фантастичность, странность, фантасмагория... к чему они? зачем вам сюрреализм, если у вас замечательно получается именно кино "про жизнь"? про настоящее! про каждодневное!" Однако есть ощущение, что эти критики слегка забыли, что с самых первых спектаклей в творчестве "Квартета" очень силен элемент условности. Именно как бы происходящего на "как бы радио", а не на самом деле. И если на сцене этот элемент не так заметен, то в экранизациях становится более явен. Чего только стоят воображаемые немцы из "О чем говорят мужчины", которые кочуют из детских представлений одного персонажа в сны другого, по дороге невзначай заглянув в реальность. Банальной же реальности в их фильмах примерно столько, сколько нужно для создания убедительных психологически достоверных образов. А символики, гиперболизации, бытового сюрреализма и фантэлемента — чем дальше, тем больше.
Завтра на экраны выходит "День выборов-2": на первый взгляд, творческая группа прислушалась к пожеланиям зрителей, желающих "настоящей жизни" и сняла фильм, ни на йоту не заступающий за грань реальности. Ни немцев, ни материализации мыслей, ни даже какого-нибудь завалящего странного наркомана в костюме кролика. Но это только на первый взгляд...
Если копнуть поглубже, то второй "День выборов" — это "Замок" Кафки, только наоборот. Если несчастный землемер на протяжении всей книги путался в абсурдных разговорах, блуждал в негостеприимном пространстве (которое его не пускало в замок), то все герои фильма существуют в разноцветном, ярком, лубочном счастливом сюрреализме, который приводит к успеху вне зависимости от действий.
По сути, весь фильм — это материализация народных баек в духе "вышел как-то мужик из дома вынести мусор и...", "зло обязательно должно быть наказано, потому что так бывает во всех сказках", "имей перед начальством вид лихой и придурковатый, тогда..." и так далее. Работает самый натуральный канон волшебной сказки по Проппу. Герои, антагонисты, испытания, вмешательство высших сил и так далее. Добиться популярности для кандидата, который совершил все, чтобы эту самую популярность угробить? А что, хорошее поле для подвигов. И интонация повествования такова, что с самых первых кадров зритель понимает — в итоге все будет хорошо. Пирком да за свадебку, или какой там положительный финал может наступить после процесса выборов?
Создатели фильма, говоря о нем, называют себя продолжателями традиций Салтыкова-Щедрина, Гоголя и русской сатиры, однако если поскрести этот иронический пласт, под ним открываются бездны махрового кафкианского абсурда. В этом мире полностью нарушены причинно-следственные связи. Если в настоящем мире герой действует в каких-то предложенных обстоятельствах, то здесь обстоятельства подстраиваются под героя, причем постфактум. Все равно что землемер приехал бы к замку, а ему сказали: "Здравствуйте, вы наш король!"
Особенно явно на нереальность происходящего намекает картинка (свет и цвета). Она сильно отличается от всех предыдущих фильмов "Квартета И". Очень ярко, разноцветно и лубочно. С контрастом, вывернутым на максимум, с городскими пейзажами, похожими на советские агит-плакаты (слишком чистый город, слишком мало людей, слишком счастливые лица и так далее). Отличная искусственная декорация для "как бы реальности".
Если говорить о перспективах фильма в прокате, то, кажется, его ждет серьезный успех. Он заметно сильнее двух предыдущих картин студии, вполне на уровне первого "Дня выборов" и "О чем говорят мужчины". Он очень смешной и, главное, добрый. Он притворяется "настоящей жизнью" и при этом играет на сокровенных желаниях зрителя — дает иллюзию, будто вот это противоречие "Вообще стало не совпадать: как хочется поступить и как правильно поступить. А хочется, чтобы было, как правильно, но хочется, чтобы было, как хочется...И что делать?!"(с, "О чем говорят мужчины") решено. Поступай, как знаешь, все равно в конце все будет хорошо! Как бы хорошо. Эдакая в доску абсурдная волшебная сказка, для вида обернутая в тонкую блестящую псевдо-реалистичность. Отлично сделанная. Пойду завтра, пожалуй, пересмотрю :)
Cовершенно случайно мне на глаза попался сериал "Конец Детства", который снят по мотивам одноимённого романа Артура Кларка, и как это часто бывает в последнее время, к просмотру ты приступаешь с определённой долей скепсиса. В этот раз на пробу решил полистать первую серию, и был приятно удивлён качеством графики, ведь зачастую, когда в сериальном формате воплощается история с космической атрибутикой — пришельцы, корабли, какая-то научная составляющая — то выглядит это немного ущербно и топорно. Не беря во внимание исключения из правил.
Именно таким исключением и стал этот сериал. Ведь спецэффекты в нём выполнены на должном уровне, качественно и со вкусом, даже в кинотеатре можно смотреть, и там есть на что посмотреть. Показали даже родную планету инопланетян, и выглядело это достаточно круто. Некоторые элементы взяты по принципу клише, когда ты понимаешь, что где-то это уже видел, но в целом — очень годно и достаточно оригинально.
Поначалу показалось, что это сериал класса "Под Куполом", то есть, что-то тягомотное, растянутое на несколько сезонов, в котором непонятно что происходит и создатели перебрали с интригой. Даже главного героя исполняет тот же актёр. Но потом ты понимаешь, что общего у этих двух сериалов только этот актёр и тематика пришельцев, а воплощение совсем разное по уровню. Да и хронометраж этого сериала всего 3 серии по 80 минут каждая, так что ты не успеваешь заскучать. Постоянно что-то происходит и события нарастают по накатанной, с увеличивающимся планетарным масштабом от которого захватывает дух. И сами пришельцы появились не в каком-то там сезоне, а в конце первой серии. Да ещё как появились, точнее появился, в облике, которого ты просто не ожидаешь. Точнее этот облик в человеческом сознании не идентифицируется таким образом. Сюжетно такой ход был обусловлен причинами, тем, что в прошлом они уже прибывали на Землю, и такой внешний вид немного по-другому был воспринят.
Немного о сюжете: на Землю прилетает ряд космических кораблей, которые занимают стратегически выгодные позиции над столицами мира(перекликается с "Днём Независимости", знаю). Пришельцы остановили и благополучно опустили на землю все летательные аппараты. Аргументация — человечество слишком сильно приблизилось к выходу в открытый Космос, за границу нашей галактики, и поэтому пришельцы, так называемые Сверхправители(Overlords), перекрыли людям доступ в Космос, потому что они ещё не готовы к тому, что он таит в себе. Интересно, не правда ли, космическая нянька, которая взамен предлагает воплотить на нашей планете некую Утопию, идеальный мир, в котором люди не будут болеть, станут дольше жить и так далее. Но, у людей появляются актуальные вопросы — зачем это Сверхправителям и куда теперь стремиться человечеству? Ведь отсутствие стимула к развитию приводит человечество в замешательство. Это начало истории, достаточно интригующее.
Далее сюжет становится более непредсказуемым, ибо события развиваются достаточно неожиданным образом, масштабно, красочно. Немаловажную роль сыграла операторская работа и качественный саундтрек, как будто смотришь полнометражный фильм. Актёры, большая часть, хорошо справились со своими ролями.
Концовка неожиданно горькая, обречённая, заставляет задуматься. И немного взгрустнуть, потому что по сути концовка получилась самая неблагоприятная для человечества. Сериал затрагивает ряд важных вопросов — смысл жизни и существования человечества, реакцию людей на столкновение с чем-то неизведанным и то, как они готовы бороться за каждый вдох до последнего.
Итог: достаточно нетривиальная вещь, сделанная качественно и со вкусом. Требует определённого настроя и осмысления, погружения в атмосферу. Сериал выгодно выделяется на фоне большинства современных проектов на схожую тематику, и, пожалуй, стоит пересмотреть его ещё раз...и прочитать роман Артура Кларка.