Древние китайцы говорили: «Когда вещи доходят до своего конца, они поворачивают обратно». С тех пор мир ушел далеко вперед, и мы живем в счастливую эпоху, когда вещи, дойдя до конца, никуда не поворачивая, прут дальше, живо превращаясь в пародию на самих себя. Особенно ярко они это делают в кинематографе. Вроде и серьезный фильм смотришь, а ржешь, так сказать, поневоле. «Пятая волна» Джея Блэйксона – отличный тому пример.
По сути это вроде как научно-фантастический триллер о том, как злобные пришельцы захватывают Землю. Название отсылает к волнам уничтожения людей. После того как в небе зависают громадные корабли, в какой-то момент отключается все электричество, перестают летать самолеты и ездить автомобили. Это волна № 1. Потом выходят из берегов океаны, реки, озера и даже лужи (№ 2), потом людей косит модифицированный вирус (№ 3).
Поскольку после всех этих ужасов кое-кто еще не умер, включая околопубертатную главгероиню Кэсси Салливан (Хлоя Морец), ее отца и ее братика, запускается волна № 4: инопланетные сволочи подселяются в мозги к отдельным людям, берут контроль над их телами и отстреливают нас индивидуально. Кэсси с родственниками спасаются в лагере для беженцев, куда внезапно приезжают (хотя машины, мы помним, не ездят) военные во главе с полковником Вошем (Лев Шрайбер). Вояки провоцируют расстрел взрослых, а детей увозят на базу, где обучают их сражаться с инопланетянами. Кэсси случайно сбегает из лагеря и долго добирается до базы, чтобы узнать страшную правду.
О страшной правде все догадались, конечно, как только на экране появился полковник Вош: у него автомобили ездят – явно засланец! Расстрел взрослых – лишнее тому доказательство. Но и Кэсси, и ее братик оказываются тупы как пробки, и ни о чем не подозревают до финала, в котором Вош оказывается – кто бы сомневался! – именно той, за кого себя выдавал: инопланетной вошью, вероломно подселившейся в голову (или куда они там селятся) честного американского военного.
Отряды детишек, расстреливающих «инопланетян» (спасшихся людей), и есть волна № 5. Остальные вопросы остаются без ответа. Как вшам из дальнего космоса удалось построить огромные корабли? Почему они убивают людей, если могут запросто подселиться в наш мозг и нами управлять? В НФ-романе Александра Мирера «Дом скитальцев», скажем, аналогичные подселенцы берегли каждое тело – им же там жить. И так далее.
Увы: «Пятая волна» получилась сентиментально-глуповатой, и даже Хлоя Морец ее не спасает. К сто раз пережеванной в литературе и кино идее «похитителей тел» фильм ничего не прибавляет. И, кстати, ни одну вошь в натуре не показывает – тоже способ сэкономить на спецэффектах.
Кэсси (Хлоя Морец) в раздумьях: чем травить инопланетную вошь?
Квентин Тарантино уходит в отрыв: судя по отзывам на «Восьмерку», дилижанс режиссера выехал из округа Понимающих Критиков и вот-вот пересечет вброд реку Зрительской Любви.
Понимающие Критики – существа загадочные: на них не угодишь. Если ты снял массовое кино а-ля последние «Звездные войны», намеренно следуя голливудским схемам и изо всех сил теребя вкусовые сосочки невзыскательного зрителя, значит, ты продался Рынку. Предположим. Но если ты снял кино авторское, фирменное, с отсылками к любимым лентам... «Да ты идешь на поводу у внутреннего гика! – гневно возопит хор Критиков. – Гадкий Тарантино! Если уж мы, Понимающие Критики, ничего не поняли...»
И довольно о них. Тарантино давно заслужил право быть понятым: если вы не вникли в его фильм, это основание для вывода скорее о себе, чем о режиссере. И, конечно, Тарантино давно доказал, что не сводится к популярной в Интернете формуле (простите, блюстители духовности!) «кровь, кишки, распидорасило», несмотря на присутствие всего этого в его кино. Тарантино непрост, совсем непрост! Вот «Омерзительная восьмерка»: для начала пересчитайте персонажей – тогда и поговорим.
Никто не выйдет отсюда живым
Однако начать надо с того, что восьмой фильм Тарантино (аж с двумя восьмерками в оригинальном названии: «THE H8FUL EIGHT») прекрасен чисто кинематографически. Начинается он с панорам заснеженных гор и северных, штат Вайоминг, пейзажей, и все это под музыку Эннио Морриконе. Так могли начинаться фильмы в Италии или Японии полвека назад. Но не к черту ли условности вроде эпох и культур? Определенно к черту!
Первый и главный символ фильма – деревянный Христос на кресте, еле узнаваемый сквозь метель. Бог мог умереть, Его можно спрятать в ледяном аду, о Нем можно забыть – но все-таки Он есть. И проявит себя, дополнив всякое преступление наказанием.
...Итак, Вайоминг, 1870-е. Буран и множество иных обстоятельств собирает на горном перевале, в лавке «Галантерейные товары Минни», она же постоялый двор, разношерстную компанию. По преимуществу мужскую, с одним исключением: Дэйзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли) – женщина со следами побоев на лице, беглая преступница, убийца и так далее. Ее изловил и везет в город Ред-Рок охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) – суровый мужик в меховой шапке, прозванный Вешателем, ибо предпочитает брать бандитов живыми и лично доставлять их к месту казни.
По пути дилижанс Рута, ведомый кучером О.Б. (Джеймс Паркс), принимает на борт майора Маркиза Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон), чернокожего коллегу Вешателя. Уоррен менее щепетилен и везет замерзшие бандитские трупы. Чуть погодя к ним присоединяется Крис Мэнникс (Уолтон Гоггинс), едущий в тот же Ред-Рок, чтобы вступить, по его словам, в должность шерифа.
В «Товарах Минни» их встречают не менее колоритные джентльмены: Освальдо Мобрей (Тим Рот), англичанин и, по его словам, палач; Джо Гейдж (Майкл Мэдсен), по его словам, ковбой, едущий к матушке; Сэнфорд Смитерз (Брюс Дерн), по его словам, генерал армии конфедератов; и мексиканец Марко (Демиан Бишир), по его словам, подменяющий Минни – та с мужем поехала проведать родных.
Ясно как день, что не все эти люди – те, за кого они себя выдают: кажется, банда мисс Домерг решила отбить ее по пути в Ред-Рок. Это и есть интрига: две трети ленты – сплошь диалоги (а также стрельба, кровь, кишки и далее по тексту) на постоялом дворе. Перед нами своего рода герметический детектив: запертым в замкнутом пространстве героям надо выяснить, кто из них кто, – и желательно прежде, чем бандиты реализуют свои гнусные планы. Иначе мало кто выйдет отсюда живым.
Собственно, это всё, чем фильм хочет казаться. Эдакий кроссовер «Великолепной семерки» и «Десяти негритят». Безделушка, порожденная внутренним гиком Тарантино, не более.
Но – пересчитайте героев. Их точно восемь? Вы уверены?
Черно-белый ад беззакония
Их, разумеется, девять. Если верить постеру фильма, кучера можно не считать, но постеру в частности и этому режиссеру вообще на слово верить не следует. И дело не в О.Б., просто... извините, обойдемся без спойлеров. Поверьте на слово: пересчет действующих лиц – важен. Восьмерка в «Восьмерке» есть, но ее нужно вычислить. Если зритель хочет понять кино, ему придется влезть в шкуру сыщика – и стать героем действа по сценарию хитроумного Тарантино.
Важнее другое: «Омерзительная восьмерка» – нечто большее, чем немудреный детектив. Кровь-кишки и поиски волков в овечьих шкурах – прикрытие. В действительности все не так, как на самом деле.
В действительности Тарантино снимает в последние годы мощное идеологическо-историческое кино. «Безславные ублютки» (именно так) – фильм о нацизме, о непротивлении нацизму и сопротивлении нацизму. «Джанго освобожденный» – фильм о рабстве, о том, почему рабство в США было возможно, и опять же о сопротивлении. Странно было бы после таких работ снять ниочёмный детективчик. Но нет: «Омерзительная восьмерка» – фильм о Гражданской войне, о расизме и его преодолении, о братоубийственной бойне и ее последствиях, ну и о том, что единственной пристойной идеей, которая может объединить самых разных людей, является идея справедливости.
Не зря нам так долго показывают черную и белую лошадей, скачущих рядом сквозь буран; не зря майор Уоррен чернокож и воевал, естественно, за северян, противников рабовладения. Он даже возит с собой письмо от Линкольна (уже убитого). И, наоборот, Крис Мэнникс – сын Мародера Мэнникса, одного из командиров армии южан. Как и старый генерал Смитерз, едущий в Ред-Рок, чтобы найти могилу сына, который, оказывается, поехал туда, чтобы убить Уоррена. Уоррен в итоге сделал с этим сыном кое-что страшное. Или не сделал – возможно, эта жуткая история выдумана им так же, как история с письмом Линкольна, – но ненависть, ненависть не подделаешь!
Отношения героев, их мотивы, их разговоры, их лексика («ниггеры», «белые») – все вертится вокруг войны, которая кончилась несколько лет назад, но в сердцах продолжает бушевать. Освальдо Мобрей в какой-то момент предлагает разделить постоялый двор на две половины: Север и Юг – и разойтись по своим углам. И, наверное, все тут по-своему виновны, все преступники, все омерзительны – как и бывает на гражданской войне, – но постепенно становится видна разница: одни переступают через Закон, другие – нет.
Даже если итог почти одинаков, разница эта существенна. По Квентину Тарантино единственная имеющая смысл граница пролегает не между белыми и черными (или Севером и Югом), а между беззаконием и законностью. И Бог Тарантино, само собой, раздаст всем по заслугам – но поборники законности проживут все-таки несколько дольше.
В одном северном княжестве жили хорошие и работящие люди. Но не было у них счастья. Ведь само небо несло им смерть. Смерть в виде огромного огнедышащего змея. Чтобы избегнуть гибели города, люди отдавали дракону своих невест. И ни одна из них не вернулась к своему народу.
Пока не нашелся смельчак, бросивший вызов чудовищу. И одолевший его.
С тех пор сменилось несколько поколений. Страшный ритуал выбора жертвы превратился в свадебную традицию, а вырезанными фигурками дракона игрались дети. Все было спокойно. До дня свадьбы внука драконоборца Игоря (Романов) и младшей княжны Мирославы (Поезжаева).
Дня, должного стать самым счастливым в жизни княжества. А ставшего самым трагичным.
Дракон вернулся. Забрав Мирославу на далекий остров, затерянный посреди океана.
Там в соседстве с жутким чудищем и загадочным юношей Арманом (Лыков), Мире предстоит не только постараться выжить, узнать, что такое любовь, но и сделать выбор, изменивший судьбу княжества.
Российское кино – довольно специфический жанр, которому чаще всего удаются ленты «за жизнь», типа «Географа» и «Жизни Алексеева». С фантастикой все на порядок хуже, и даже широко пропиаренные «Дозоры» смотрятся довольно бледно (это не говоря уже о том, что делают с первоисточником то, что Содом не делал со своей Гоморрой).
Но надежда на прорыв бессмертна, и когда появился фильм по мотивам книги отличных фантастов Марины и Сергея Дяченко, я после долгих раздумий все же решился на просмотр.
Ведь даже Дяченки аж никак не являются гарантией качества кинопродукта (доказано «Темным миром-Равновесие»).
К счастью, почти полностью перерожденный «Ритуал» оказался в технических моментах весьма достойным кинопродуктом. Сохранив, к сожалению, главные детские болезни российского кино.
Сперва о приятном.
— На удивление качественная картинка.
Причем во всех аспектах.
Отличная графика, и не только в прорисовке дракона. Также достойно смотрятся обе локации, где происходит действие: его Остров, и город Мирославы (если верить продюсеру на них ушло около двух лет работы компьютерщиков).
Хорошая операторская и техническая режиссерская работа. Тщательно выстроенные кадры, уместные смены планов, вполне профессиональный монтаж.
Удачная игра с цветом, настраивающая зрителя на восприятие происходящего, создающая настроение, нагнетающая или разряжающая обстановку.
— Позитивный настрой, редкий для мирового, а особенно российского кино. Рассказ не просто об убийстве дракона, а о победе другим способом. Преодолении, надежде, человечности, силе любви.
— Сказочность в хорошем смысле этого слова. Бревенчатые заборола города, красочные наряды девиц, антуражная массовка, необычный остров дракона, тропическая атмосфера зарождения чувства. И пускай противопоставление зимы и лета, севера и юга, снега и зноя местами чересчур навязчивое. Пускай «островная» часть смахивает на рекламу Баунти, а «северная» на паблик плейсмент русского кваса, нужную атмосферу такой расклад все равно создает.
— Вменяемый сценарий (правда, с довольно корявыми диалогами), не показывающий нам ничего противоестественного, а даже наоборот адекватно раскрывающий историю одиночества, рождения привязанности и внутренней борьбы.
Интересно, славянский антураж (которого и близко не было в книге) создан постановщиками специально для дополнительных аллюзий на противостояние Леса и Степи, или просто под влиянием моды?
А теперь, Маша, о грустном.
Затянутость «островной» части. Минимум на полчаса ленту можно было сократить не просто без ущерба, а наоборот во благо, для пущей динамичности и увлеченности зрителя. Такое впечатление, что постановщики по непонятной причине упорно добивались хронометража именно в 110 минут, растягивая тропические развлечения (снятые, кстати, где-то на Черном море) насколько это возможно.
И самое печальное – актерские работы.
Постановщики подобрали неплохие типажи.
Симпатичная барышня, полная почти детской непосредственности и притягательности молодости.
Изысканный, утонченный юноша – постоянно демонстрируемого атлетического телосложения, но не квадратный «качок».
Типажи это, безусловно, хорошо, но отнюдь не все.
Еще со сцены в княжеском тереме возникает ощущение неестественности, в которое протагонисты подбрасывают дровишек с постоянством достойным лучшего применения.
Речь актеров — кромешный ужас. Буква «Ч» в исполнении главного героя — просто праздник какой-то. Похоже, что уроки сценречи нынче прогуливают все молодые лицедеи поголовно, начиная с первого курса.
Им жутко не хватает школы. Умения вживаться в образ, находить манки и ассоциации, создавать шлейф роли, верить в свои слова. То есть натягивать шкуру персонажа.
Делать все те элементарные вещи, отличающие профессионала от любителя. То, чем славилась советская актерская школа.
Недостатки и просчеты актерской работы и работы режиссера с актерами в этой ленте можно издавать в качестве учебного пособия «Как нельзя работать над ролью».
Потому то и хочется возопить с периодичностью раз в пять минут бородатую фразу классика: «Не верю!!!».
Пока ребята двигаются, таскают тяжести вверх по склону, плещутся в прибое и всяко балуются, они смотрятся «на уровне» (естественность, достигаемая лишь в движении – небольшое достижение). Стоит им замереть, сыграть в статике – все становится очень печально.
И даже приемлемые статичные моменты во второй половине ленты, скорее всего, объясняются просто напросто привыканием зрителя к образам.
О постоянных метаморфозах с одеждой героев на этом фоне говорить как-то даже неловко. По сравнению с главным недостатком ленты просто забавный пустячок.
А вот поразительно слабые песни, за исключением лишь центральной темы ритуала, рождают вопрос: ну как можно было создать настолько невнятные тексты и музыку?
Эрго. Вполне милый с технической стороны эксперимент на поле фентези с удивительно сильной как для российского кино картинкой и графикой, и cлабенькой актерской составляющей.
В принципе правильной дорогой идете товарищи. И молодежь в главных ролях у вас не пропащая. Поработать с ними нужно, актерским мастерством вплотную заняться. И будет вам счастье.
Режиссер: Индар Джендубаев
В ролях: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте, Петр Романов, Андрей Лебединский, Марта Тимофеева, Иво Господинов, Егор Зубарчук, Виктория Рунцова
Астронавт Марк Уотни (Дэймон) считал это время счастливейшим в своей жизни. Еще бы! Полноправный участник экспедиции на Марс. Пускай не самой первой, но находится среди пары десятков счастливчиков, это знаете ли, тоже дорогого стоит. В это блаженном состоянии Марк пребывал ровно до того момента, пока во время бури, получив в бок кусок антенны, не потерял сознание.
Очнувшись, Уотни выяснил, что остался абсолютно один. На всем Марсе. Его коллеги, посчитавшие Марка мертвым, уже находились на пути к Земле.
И пускай ему в наследство остались жилой модуль, исправный марсоход и некоторое количество припасов, этого добра аж никак не хватит до прибытия следующей экспедиции.
А значит, единственный шанс выжить, заключается в удушении паники на корню, полной мобилизации разума, и всех своих познаний как ученого.
Слава Всевышнему, с мозгами и багажом знаний у Уотни все в порядке.
Роман Энди Вейера стал «событием 2012 года» в научной фантастике, будучи крайне тепло воспринят не только любителями этого жанра, но и самыми настоящими людьми науки. Не удивительно, ведь дебютная книга Энди рассказывала не о зубастых инопланетянах, или звездных войнах, а о торжестве человека разумного. Ученого, доказывающего что гомо сапиенс, не прогуливающего лекции в университете, и умеющего пользоваться серыми клеточками, не способна остановить даже чужая планета.
Экранизация такого позитивного произведения (нечастое явление в наше скучающее по апокалипсису время) была лишь делом времени. Возглавил проект не кто иной, как сам творец «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт, а главную роль практически сразу вызвался сыграть Мэтт Дэймон.
Скажу сразу, фильм, получившийся в итоге, оставляет двойственное впечатление. Его однозначным плюсом можно назвать ознакомление тысяч людей, не читающих фантастику, с позитивным настроем Вейера, его верой в человеческий разум.
Если хотя бы какой-то процент из них станет после этого больше внимания уделять развитию своего интеллекта, значит 108 лимонов долларов бюджета уже потрачены не зря. А если кто-то из способной молодежи, посмотрев ленту, выберет путь ученого, Ридли можно будет смело давать звание почетного профессора любого земного университета.
И шансы на такой выбор весьма велики, так как Ридли Скотт создал вполне приличное кино.
Эмоциональное, притягивающее внимание. Показывающее людей такими, какими их хотелось бы видеть. Профессиональными, Отзывчивыми. Умными. С яркими, красочными иорданскими пейзажами (именно пустыня Вади Рам играла в ленте Марс). Использующее выгодный прием с видеодневником взамен записей на бумаге как в романе. Не забывающее о перебивке камер, частой смене планов и стиля, от профи-съемки до «документального хоум-видео», не дающей заскучать.
Все вроде в порядке. Если бы не несколько «но».
«Но» отлично видимых тому, кто читал первоисточник. Первое. Этот сценарий подразумевал серьезнейшую психологическую работу над образом. То, что присуще не «людям кадра», коими является подавляющее большинство приличных голливудских лицедеев. А скорее актерам, самостоятельно работающим по системе Станиславского. Либо постановщику, хорошо знакомому с этой системой, и способному правильно настроить артиста.
В нашем случае Мэтт и Скотт решили обойтись без этих заморских изысков. Психологическая достоверность? Погружение в роль? Вы вообще о чем? Смотрите лучше на Мэтта, он киногеничный.
Никто не спорит, наблюдать за Дэймоном, как и за каждым «человеком кадра», интересно и почти не надоедает. Но прекрасно видно, как наравне со вполне приличными отрезками, когда он удачно попадает в канву образа, встречаются моменты, где ему не вполне веришь. Да и он сам, похоже, в те мгновения не совсем верит в то, что делает и говорит.
И пропадает тогда, как не бывало, с экрана астронавт Марк Уотни на Ацидалийской равнине, оставляя нам лишь Мэтта Дэймона в иорданской пустыне.
Все же не зря дядечка Станиславский рассказывал будущим лицедеям о внутреннем монологе и поиске состояния. Знал старик, о чем речь вел.
Причем не скажешь, что у Деймона недостаточно таланта полностью вытянуть эту роль. Как показывает тот же «Талантливый мистер Рипли», Мэтт вполне способен достоверно работать с психологией персонажа. По-видимому, это скорее просчет режиссера, не сумевшего настроить актера на постоянное и непрестанное вживание в шкуру Уотни.
Но все же назвать Деймона идеальным вариантом на роль Марка было бы преувеличением. При правильной «накачке», как на меня, лучшим выбором, был бы скорее Рассел Кроу. А какая бы «цаца» вышла из этого образа у Николсона! Либо практически у любого из золотой плеяды советских актеров 70-80-х.
Второе. При всем юморном подходе первоисточника, книга на порядок лучше передает внутреннее напряжение «робинзона», его злость на ситуацию, отчаяние, внутреннюю борьбу, и мобилизацию всех умственных ресурсов организма. А после фильма Скотта уже встречаются комментарии о гениальности Уотни, и о том, как у него все легко получилось. Что, как вы понимаете, отнюдь не добавляет картине вистов.
Третье. Почему в фильм о силе науки вошло так мало научных действий Уотни? По большому счету аж одно – плантация и связанное с ней получение воды? Испугались, что народ не оценит «много буков»? Ну так никто и не просит переносить на экран все научные подвиги Марка (тем более, что Вейер порой перегружает текст химическими терминами). Но один-единственный момент?? Как на меня, однозначный недобор.
Четвертое. По какому принципу шло «обрезание» книги? Вейер не относится к авторам, жалеющим своих героев, и перипетий, для преодоления которых Марку требовалась мобилизация всех сил в книге на порядок больше чем в фильме. Почему под нож попали гонки с бурей и ДТП на краю Скиапарелли? В результате в картине путешествие Марка к модулю выглядит приятным моционом. Открою вам страшную тайну, на самом деле все было не так просто.
Пятое. Пейзажи. Бесспорно, иорданская Вади Рам с ее каменными уступами и каньонами выглядит крайне живописно. Но представьте себе, если бы Марка Уотни окружал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО равнинный пейзаж. Каменистая пустыня с небольшими камушками и холмиками (как и выглядит в большинстве своем Ацидалийская равнина). Вам не кажется, что атмосфера ленты изменилась бы кардинально, и переживание за судьбу героя, вынужденного выживать в таком месте скакнуло бы до небес?
И напоследок – финальное спасение. То, что перевело до этого вполне научно достоверную ленту в разряд комикса. Идея, в книге высказанная в шутку, и естественно не получившая развития в связи со своей полнейшей нереальностью, товарищем Скоттом была доблестно водружена на щит, и использована по полной программе.
Ну, скучно старику Ридли, делать все взаправду. И никакое НАСА ему не указ.
Эрго. Профессионально сверстанный голливудский фильм, рассчитанный на людей, не знакомых с романом Вейера. Они имеют все шансы остаться довольными. А вот те, кто знает, насколько продуманнее и цельнее выглядела история, вышедшая из-под пера Andy Weir, вряд ли удовлетворятся версией Ридли Скотта.
Все так плохо с любовью в этой стране, что ежели одинок, отправляют в интернат. И там либо заведешь пару, либо превратят в животное — эта строчка практически во всех анонсах, потому не спойлер.
Конечно, исполнено всё старыми, хотя и основательными, средствами. Актеры собраны хорошие, люди стараются. Декораторы попытались создать "отельно-сартровскую" атмосферу и не поскупились с хронометражем — никакой погони и триллера, все спокойно и размеренно, есть время подумать, поставить себя на место героя. Явно подражание киноклассике прошлого века. Но попытка стандартизации всего и вся, "нормированного буржуазного начала" в дизайне и обстановке — это, увы, архаика. Это доинтернетовская эпоха. А сейчас каждый фрик-чудак-интроверт может попытаться найти такого же, пусть и в другой части света. Любое одиночество — если это уже не психиатрия — оборачивается присоединением к какой-то группе таких же одиночек, разной социальной опасности. В этом смысле современные одиночества (малость понимаю в одиночестве) — живут на двух уровнях как минимум. Можно и больше. Но интернета здесь нет. Если принять упрощение мира допущение за истину — то фильм становится неплох, как работа изотермической системы — ограниченной, но по-своему гармоничной.
В качестве персонажей выведены экономически не проигравшиеся люди. Но они — вот это хорошо получилось показать! — колеблются между опостылевшей ролью социального винтика, и счастьем животного, которому плевать на все эти заморочки с работой и долгом. Часть из них вполне смирилась с ролью собак и попугаев.
Но другие — те, что привыкли думать или просто существовать в собственном статусе — начинают ловчить.
Потому фильм — как бы приквел рассказа "Превращение".
Травмы, чтобы вызвать жалость. Какие-то истории. Имитация семейной идиллии — через силу, только бы отстали. Есть даже пародия на подполье.
Но все — ненастоящее, понарошечное, ленивое. Гладь спокойного пруда ничего не тревожит — даже кровь будто растекается по его поверхности. У людей буквально нет точки опоры, что могла бы их объединить — даже страх, в итоге, не работает.
Это и есть конец истории — отсутствие проблем приходит к людям только на кладбище. А отсутствие любой коллективной мотивации у общества — за день до взятия Константинополя.
Показательно, что работа не становится тем фетишем или хотя бы приманкой, что может побудить в людях интерес к жизни. Хобби — тем более. Главный герой — архитектор. Мечта о дворцах или бунгало, проекты кресел и клумб, зарисовки ландшафтов — не вызывает в нем страсти. Даже собор из спичек — а ведь мог бы — этот собор не мелькает в фильме.
Нестандартные инструменты, подарки и мечты — показаны настолько убогими и тупиковыми, что возникает вопрос — а способны эти люди творить, ну хоть немножечко? Разум без творческого начала как часы с вырванной пружиной — стрелки колеблются только если дернуть циферблат.
Эта пустота мешает сочувствовать персонажам, хотя через час экранного времени какое-то сопереживание проявляется и вопрос с выколотыми глазами кажется актуальным.
Да, есть какое-то количество прямолинейных пародийных намёков на современное западное общество.
Обыски в аэропортах и права горничных в отелях (ах, один директор МВФ, он бы оценил это :) ), жалость к инвалидам и больным, которые превращают свои недостатки в инструменты социальной карьеры — все это понятно, но не слишком будит эмоции. Надо реконструировать намеки и соотносить с контекстом совершенно чужой и малознакомой жизни.
Итого: это очередная попытка в классической манере обыграть тему пустоты и одиночества индивида. Не самая лучшая или удачная, не слишком оригинальная, но грамотная. Пальмовую веточку на афише я вижу, но выше 7 баллов все равно не поставлю.