КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: fox_mulder, Ny

Авторы рубрики: Sabazios, AlexNeimor, olezhka1860, leroev, Виктор Red, gremlin__91, Selin1787, domenges, jacob.burns, Клован, SarButterfly, whostakoslavegod, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, С.Соболев, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, visionshock, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23, Gourmand, Valentin_86, holodny_writer, aleks-predator, Caspian, rim_x, Deliann, Нарисмер, Farit, jelounov, mif1959, neo smile, Frd981, smith.each, Lartis, speexx, sergiek, magister, dobrikus7, Viktor_Rodon, alex1970, Angvat, Double Black, Zangezi, altaevvd, skravec679, wpryag, Ofort, Nero Caesar, GrLebedev, zalpun, lesobrod, Mishel78, Мстислав Князев, klen054, imra, merlin_leroy



Статья написана 31 октября 2024 г. 22:05

США, 2007, 89 мин.

Реж. Джеймс Ван

В ролях Райан Квантен, Эмбер Валлетта, Донни Уолберг, Майкл Фэйрмэн, Джоан Хини, Боб Гантон, Лаура Риган, Дмитрий Чеповецкий, Джудит Анна, Робертс Кейр Гилкрист

Ужасы

Оценка 6.1 (103 тысячи) Моя оценка7 (хорошо)

Краткий обзор

Джеймс Ван и Ли Уоннелл, создатели франшиз "Пила" и "Астрал", решили создать ужастик в старом стиле о зловещей кукле, и создали.

Ли Уоннелл сказал, что в отличие от фильмов из франшизы "Пила", над "Мертвой тишиной" они с Джеймсом Ваном работали медленнее и тщательнее.

Ли Уоннелл остался недоволен результатом — многое пришлось изменить под давлением продюсеров.

Фильм не шедевр, но несмотря на все недостатки, он способен напугать.

Джейми Эйшен получает странный подарок — коробку с куклой. которую подбросили под двери его квартиры. А вскоре его жену жестоко убили.

Джейми вынужден вернуться в городок своего детства Рэйвен Фэйр, так как происходящая жуть связана с легендой и детской считалочкой из этого городка.

Если кто ждет от Джеймса Вана эффектных современных ужасов, то это совсем не про это.

Здесь авторы создали замечательную атмосферу, а Джеймс Ван продемонстрировал умение использовать арсенал классических ужастиков.

Ждать чего-то в духе "Повелителя кукол" или других творений Чарлза Бенда о куклах-убийцах тоже не стоит — это вещь поинтереснее и выше классом.

Мачеху героя играет супермодель 90-х Эмбер Валлетта.

Могут ли "куклы, страшные как звери" уничтожить целый городок и испортить жизнь очень многим? После просмотра фильма ответ "Пожалуй, да"


Тэги: фильмы
Статья написана 31 октября 2024 г. 10:30

В 2007-м году увидел свет совместный проект режиссеров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса под названием "Грайндхаус", состоявший из двух полнометражных фильмов: триллера о маньяке-каскадере "Доказательство смерти" (Death Proof) и зомби-хоррора "Планета страха" (Planet Terror).

Лично мне нравятся обе картины, но поскольку передо мной в очередной раз стояла задача порекомендовать только один фильм для встречи Хэллоуина, то я решил остановить свой выбор на творении Родригеса. Далее постараюсь объяснить почему. Но сначала синопсис для тех, кто не в курсе.

Картина стартует с утечки опасного газа на одной техасской военной базе. Зеленый туман стремительно распространяется по воздуху, превращая население в жаждущих крови зомби. Однако, как это часто бывает, у малочисленной группы людей обнаруживается иммунитет к вирусу. Среди них: стриптизерша Черри и ее загадочный приятель Рэй; шериф Хейг и его брат-повар Джей Ти; а также врач анестезиолог Дакота Блок и ее отец-рейнджер Эрл Макгроу. Вместе им предстоит не только спасти собственные жизни, но и попытаться добраться до Мексики, где местные ученые синтезировали бы лекарство от смертельной заразы. Только они не подозревают, что у наглых вояк, спровоцировавших апокалипсис, в отношении них есть свои весьма не безобидные планы.

Итак, чем же меня зацепила "Планета страха"? Ну, во-первых, подачей. Суть в том, что упомянутый выше "Грайндхаус" — это формат кинопоказов, популярный в США в 1970-х годах, когда на больших экранах транслировались низкобюджетные эксплуатационные ленты — по две штуки за билет. Естественно, качество у таких фильмов было, мягко говоря, не высокое. Плюс к этому некоторые непорядочные киномеханики могли в личных целях подрезать полюбившуюся сцену (как правило, эротического характера), а потом криво склеить соседние фрагменты (в результате чего зрители прямо во время сеанса были вынуждены наблюдать резкие смены сцен).

Собственно, в картине Родригеса все это присутствует: дефекты пленки, плывущий звук и внезапно пропавшие эпизоды. И даже не смотря на умышленность косяков, они все равно добавляют неповторимый шарм происходящему. Если включить фантазию, то можно легко поверить, что перед тобой настоящая трэшовая лента 50-летней давности.

Но хороша "Планета" не только царящей в ней атмосферой. Также хотелось бы отметить юмор, почти всегда сопровождающий героев на их тернистом пути. Конечно, далеко не все гэги получились удачными, но и достойных приколов завезли с лихвой. Особенно забавно выглядела вражда Хейга и Джей Ти из-за секретного рецепта вкуснейшего барбекю. А самое главное, что эта сюжетная линия в итоге не ушла в никуда, а обрела грамотное завершение в финале.

Да в принципе весь сценарий вышел добротный: полный экшена, шуток и колоритных (а посему запоминающихся) персонажей. Неудивительно, что так много известных лицедеев пожелали присоединиться к данному безумию: это и Роуз МакГоун, и Джош Бролин, и Майкл Бин (не путать с Шоном Бином), и Джефф Фэйи, и наконец Брюс Уиллис. Ну а вишенкой на торте стало участие легендарных Тома Савини и Квентина Тарантино. В общем, компания подобралась шикарная и отыграла она на отлично.

Напоследок напишу пару слов о музыкальном сопровождении картины. Не скажу, что остался от него в восторге, но за отдельные тревожные звуковые эффекты, словно взятые из старых хорроров, я готов простить прочую невыразительность саундтрека. Ну и прорвавшийся в одной из сцен саксофон тоже был в тему. Сразу вспомнились суровые мелодии, сыгранные на этом инструменте в "Городе грехов" (Sin City, 2005) того же Родригеса.

Что ж, вот такая она — "Планета страха": драйвовая, кровавая и веселая вакханалия. Да, местами слишком вызывающая и нелепая, но оттого еще более ценная. И к Хэллоуину, на мой взгляд, она подходит как нельзя кстати.


Статья написана 26 октября 2024 г. 20:39

– Иди, иди, – сказал вслед ему Абдулла. – Хороший дом, хорошая жена… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?..

«Белое солнце пустыни», кинофильм 1969 г. и одноименный роман-новеллизация 1971 г.











АНАМНЕЗ

«Игра киллера» (2024) – второй фильм режиссера Джей Джей Перри после вышедшей на Netflix «Дневной смены» (2022) с Джейми Фоксом про вампиров. Несмотря на отсутствие упырей и других сказочных чудищ в новом фильме – он получился не менее нереалистичным, чем предыдущий.

Сюжет повествует о благородном киллере Джо Фладе, который на очередном задании встречает прекрасную Мейзи – балерину на излете карьеры, влюбляется в нее и собирается уйти вместе с ней «на пенсию». Планы Джо нарушает неутешительный диагноз – он смертельно болен, жить ему осталось мало, а краткий остаток своих дней он проведет в вегетативном состоянии. В силу обстоятельств главный герой решается на весьма замысловатый способ добровольного ухода из жизни – заказывает себя конкурирующей группировке. И хотя вскоре выясняется, что диагноз поставлен ошибочно, а сам Джо спешит отменить заказ на себя, взявшаяся за работу начальница киллеров отказываться от нее не спешит: никакого бизнеса, это личное. Теперь Джо предстоит сразиться с несколькими группами киллеров и наемников разной степени штатной укомплектованности (от одиночек и дуэтов до целых отрядов) на пути к мирной жизни с возлюбленной.


Главную роль в фильме исполняет Дэйв Батиста (громила-невидимка Дракс из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна и Глоссу «Зверь» Раббан Харконнен из недавней «Дюны: Часть вторая» Дени Вильнева). Актер внушительных габаритов и недюжинного драматического таланта (достаточно посмотреть эпизод с ним в «Бегущем по лезвию 2049» (2017) того же Дени Вильнева) не всегда выглядит впечатляюще в боевых сценах (за редким исключением – как, например, в «Армии мертвецов» (2021) Зака Снайдера, где Батиста прекрасно показал себя и как драматический актер и как актер боевика) и зачастую смотрится беспомощно в сценах комедийных, с которыми куда лучше справляются его бывшие коллеги по рестлингу, а ныне тоже актеры – Дуэйн Джонсон и Джон Сина. Поскольку в «Игре киллера» Батисте досталось и то, и другое, и третье, его роль получилась неровной.

София Бутелла (главная героиня «Мятежной Луны» (2024) Зака Снайдера) – обворожительная и живая, порхает на сцене и разит главного героя в самое сердце (в начале фильма), а супостатов – в голову (ближе к концу фильма). Сама бывшая танцовщица, Бутелла играет Мейзи не только мимикой и выражением глаз, но и всем телом – позами и движениями. Образ получился цельный, хорошо сыгран и украшает собой фильм.

Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)

Оскароносный сэр Бен Кингсли («Список Шиндлера» (1993) Стивена Спилберга и «Смерть и девушка» (1994) Романа Полански) предстает в роли куратора и близкого друга главного героя – Цви Рабиновича по прозвищу «Раввин» (да, среди продюсеров «Игры киллера» есть и продюсер «Счастливого числа Слевина» (2005), в котором Бен Кингсли играл криминального авторитета с точно таким же прозвищем). Выдающийся актер достойно смотрится даже в комедийном боевике, изображая своего персонажа в зависимости от ситуации комичным, заботливым, отстраненным и опасным – не столько угадывая тон той или иной сцены, сколько задавая его самостоятельно.

Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)

Постаревшая, но все еще неувядающая Алекс Кингстон (Ривер Сонг из телесериала «Доктор Кто») играет боевую подругу Цви Рабиновича. Появляясь в нескольких коротких эпизодах, она искрит и зажигает – по крайней мере тогда, когда сценаристы не подсовывают ей избитые и пошловатые монологи.

Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)

Из других заметных лицедеев можно упомянуть Пом Клементьефф («питомец и урод» Мантис из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна) – главную злодейку фильма, а также Терри Крюса (бывший футболист и бодибилдер; играл в первых трех частях «Неудержимых» с Сильвестром Сталлоне и снимался в юмористической рекламе Old Spice) – одного из бывших коллег-киллеров Джо.

Роли прочих коллег-киллеров преимущественно отдали спортсменам и мастерам боевых искусств – бывшим и действующим каскадерам вроде Дэниэла Бернхарда (дебют в кино в 1996 в главной роли «Кровавого спорта 2», из свежего – эпизодические роли в «Никто» (2021) Ильи Найшуллера, «Красное уведомление» (2021) и «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (2023) на Netflix), помимо которого среди охотящихся за героем Батисты можно увидеть Марко Сарора (в х\ф «Джон Уик 4» играл Чиди), который изображает киллера-танцора Ботаса, Скотта Эдкинса (в х\ф «Джон Уик 4» играл Киллу) – один из шотландских братьев Маккензи, Миклоша Лукаша ст. (дублер Хавьера Бардема в обеих частях «Дюны» Дени Вильнева) – оба брата-мотоциклиста, Люси Корк и Шейну Уэст – тусовщицы Джинни и Тоня. Еще есть действующий рестлер – Дрю Гэлловэй (он же Дрю Макинтайр) – второй из братьев Маккензи.

Удивляться обилию спортсменов и каскадеров в фильме не стоит, ведь и сам режиссер (обладатель черных поясов по тхэквондо и хапкидо), несмотря на то, что за плечами у него всего две работы в качестве постановщика фильмов, в кино давным-давно попал именно через ремесло каскадера. Именно он был дублером персонажа Джонни Кейджа в х\ф «Смертельная битва» (1995) Пола У. С. Андерсона, а в продолжениях экранизации видеоигр уже «сыграл» сам, исполнив роли Скорпиона, Сайрэкса и Нуб Сайбота в «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) и Саб-Зиро в телесериале «Смертельная битва: Завоевание» (1998 – 1999).

Пойдя по стопам уже зарекомендовавших себя режиссеров-каскадеров – Чада Стахелски (снял все 4 фильма о Джоне Уике, 1-й – совместно с Дэвидом Литчем) и Дэвида Литча («Взрывная блондинка» (2017) с Шарлиз Терон и Софией Бутеллой, «Быстрее пули» (2022) с Брэдом Питтом и «Каскадеры» (2024) с Райаном Гослингом и Эмили Блант), Перри пытается выстраивать в «Игре киллера» мир, в котором персонажи живут по определенным правилам игры – наподобие мира «Джона Уика», однако не преуспевает, уделяя делу построения мира недостаточно времени и внимания в повествовании и не озаботившись наличием в фильме таких важных атрибутов, как достопримечательные места или запоминающийся реквизит (вроде отеля «Континенталь» и золотых монет, которыми пользуется Джон Уик и ему подобные).

У «Игры киллера» есть литературный первоисточник – одноименный роман 1997 года, автором которого является беллетрист Джей Бонансинга. За переработку романа в сценарий отвечали Джеймс Койн и Рэнд Рэвич, наиболее известный провалившимся в прокате фильмом «Жена астронавта» (1999) с Джонни Деппом. Получившийся сюжет комедийного боевика, по умолчанию не претендующий на какие-либо литературные лавры и кинонаграды, во многом перекликается с сюжетами пары фильмов крепкого ремесленника и творца боевиков категории «Б» – Джо Карнахана, в которых охочим до вознаграждения наемникам и убийцам наперегонки нужно добраться до конкретного человека, а также с комиксными страданиями Скотта Пилигрима, противостоящего бывшим ухажерам своей новой возлюбленной, но в «Игре киллера» – «бывшие» это уже коллеги самого главного героя: непосредственно участвующие в «игре» Лавдал, банда Кояна, братаны Лангош (мотоциклисты), братья Маккензи (шотландцы, на английскую речь с шотландским акцентом которых в кино пускают английские же субтитры), тусовщицы Джинни и Тоня, Ботас и группа наемников (военных преступников – охранников главной злодейки) со стороны.

Несмотря на всю вторичность развлекательного сюжета, нельзя не отметить важный социальный посыл фильма, который может затеряться за обилием трюков и перестрелок: получив страшный диагноз, сперва следует перепроверить его у других врачей, а в случае подтверждения – не сдаваться раньше времени, руководствуясь нравоучениями Цви Рабиновича: «Поступим вот как. Объедем всех врачей. Если скажут, мол, все безнадежно, пойдем в горы и найдем шамана. Надо бороться. Бороться за жизнь.».

С визуальной составляющей фильма все неплохо, но не все гладко: кино изобилует интересными решениями (повторением интересных решений, подсмотренных в других фильмах), которые в итоге так и не выстраиваются в единую стилистику, а скачут от эпизода к эпизоду, внезапно то появляясь и повторяясь, а то бесследно исчезая. Как будто фильм хочет показать как можно больше трюков не только в драках и перестрелках (которые поставлены и сняты на вполне достойном уровне), но и в операторской работе и монтаже.

Стильно и динамично – в первой половине фильма – выполнены переходы между сценами профессиональной деятельности Джо и его мирной жизни с Мейзи: кадры убийств сменяются танцами, а затем рука, казалось, тянущаяся к телефону, уже хватает пистолет.

Со временем фильм все больше и больше становится китчевым – и когда ему перестает хватать цветовой палитры и гардероба персонажей, он начинает если не ломать, то пошатывать пресловутую «четвертую стену», или вписывая прозвища соперников главного героя в мизансцену, или даже не стесняясь выводить их огромными стилизованными надписями прямо на экран, родня «Игру киллера» с комедийными кинокомиксами.

Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)

Наигравшись с представлением эпизодических супостатов (при этом тратя на их представление зрителю времени порой не меньше, чем на расправу главного героя с ними), примерно с середины фильма его создателей увлекает – до злоупотребления – техника разделенного экрана, одновременно демонстрируя происходящее в двух, в трех и даже в пяти локациях!

Кадр (1 штука!) из х/ф «Игра киллера» (2024)
Кадр (1 штука!) из х/ф «Игра киллера» (2024)

Весь этот «кинематографический винегрет», не претендующий на серьезность, смотрится легко (как, впрочем, легко и забывается после просмотра), представляя собой аттракцион, участникам которого позволили повеселиться самим, показав не только себя лицом, но и свое лицо в кадре тоже (каскадеры стали актерами), и развлечь зрителей кроваво-комедийным боевиком.


ДИАГНОЗ

«Игра киллера» (2024) – водевильный вариант кинофраншизы «Джон Уик» с Киану Ривзом и, пожалуй, не самое удачное подражание одновременно фильмам Джо Карнахана – «Козырные тузы» (2007) и «День курка» (2019) – о ворохе разношерстых наемных убийц, пытающихся добраться до одного человека, и кинокомиксу «Скотт Пилигрим против всех» (2010) Эдгара Райта, у которого, слегка переиначивая, как будто заимствуется фабула о необходимости победить «бывших» (здесь – бывших коллег: семь групп злых киллеров), чтобы воссоединиться со своим любимым человеком.

Ситуацию спасают некоторые актеры на второстепенных ролях (в первую очередь – сэр Бен Кингсли), несерьезность подачи повествования и временами удачный юмор, а также броский и залихватский подход к съемкам и монтажу ряда сцен, отчасти компенсирующие (маскирующие?) недостатки постановки этого комедийного боевика, снятого бывшим спортсменом и каскадером, а теперь – начинающим кинорежиссером.

И точно также, как в 1990-х, когда Перри сам подменял актеров в боевых сценах, сейчас он подменяет своими китчевыми постановками – кино, рассчитывая, что за трюками и другими броскими элементами фильма зритель не заметит подмены. И временами ему это удается.


Статья написана 26 октября 2024 г. 15:25

Тема контакта человека с представителями инопланетных цивилизаций остаётся популярной в наши дни и раскрывается в художественной литературе, комиксах, кинофильмах и сериалах. В американском кинематографе одними из популярных инопланетных персонажей являются представители внеземной цивилизации под названием Чужие. И сегодня я предлагаю вам поохотиться на них.

Впервые я столкнулся с Чужими, когда учился в университете. Услышал о них от знакомых, а затем посмотрел четыре фильма об этих агрессивных инопланетянах, снятых разными режиссёрами.

Фантастический фильм «Чужой» вышел в прокат в США в 1979 году, эта кинокартина стала второй полнометражной работой известного режиссёра Ридли Скотта. Завязка сюжета фильма «Чужой» построена вокруг разведывательной миссии по сигналу с планеты LV-426, за которую взялся экипаж грузового космического корабля «Ностромо». На поверхности планеты люди обнаружили потерпевший крушение инопланетный звездолёт. На нём они нашли яйца с личинками инопланетной формы жизни, а также мёртвого представителя расы Космических Жокеев. Из-за чрезмерного любопытства один из членов экипажа подвергся атаке лицехвата (внеземного существа). Затем этот человек умер, а из его тела выбрался инопланетянин Чужой. Быстро став взрослой особью, он принялся охотиться на людей на борту корабля «Ностромо». Эллен Рипли узнала, что один из членов экипажа – андроид, выполнявший задание корпорации «Weyland-Yutani» по доставке инопланетной формы жизни на Землю для создания биологического оружия. Люди приняли решение уничтожить грузовой корабль «Ностромо». Рипли, ещё два члена экипажа и кот спаслись на челноке, но вместе с ними на борту оказался и Чужой. В результате его охоты в живых остались только Эллен Рипли и кот Джонс. Женщине удалось выбросить Чужого в открытый космос, после чего она сделала запись о произошедшем на «Ностромо» и легла в анабиотическую камеру.

Несмотря на интересную идею сюжет фильма «Чужой» не лишён ляпов и логических ошибок. Например, почему все члены экипажа грузового космического корабля «Ностромо», летящего на Землю, спали в анабиозе? Если пилотирование грузовых космических кораблей в будущем осуществляется искусственным интеллектом, зачем тогда вообще на борту экипаж из людей? Почему корпорация «Weyland-Yutani» использует для доставки на Землю инопланетной формы жизни грузовой корабль, а не научно-исследовательское судно? Откуда этой корпорации стало известно, что на планете LV-426 есть личинки инопланетной формы жизни? Но самой главной ошибкой в сценарии, на мой взгляд, является нестыковка в продолжительности жизни инопланетянина Чужого. Если он быстро вырастает из личинки в теле носителя во взрослую особь, то и цикл существования взрослой особи не должен быть долгим.

Существуют вырезанные сцены, не включённые в фильм. Возможно, если бы часть этих материалов вошла в фильм, вопросов к сюжету было бы меньше.

Некоторые зрители считают данную кинокартину научно-фантастическим фильмом, но я с этим категорически не согласен. Для научной фантастики у фильма «Чужой» недостаточно проработан сюжет. Скорее это фантастический фильм ужасов.

Как это часто бывает и сегодня в Голливуде, у фильма «Чужой» появилось продолжение. В 1986 году в прокат вышел фантастический боевик «Чужие», ставший третьей режиссёрской работой Джеймса Кэмерона. Сюжет этой кинокартины развивает идею о планах корпорации «Weyland-Yutani» по созданию биологического оружия – выращиванию в людях инопланетян Чужих. Главным действующим лицом в борьбе с инопланетянами является… Нет, к сожалению, это не кот Джонс из первой части, а женщина Эллен Рипли. Её обнаружили спустя 57 лет после событий первого фильма. Представители корпорации «Weyland-Yutani» не поверили рассказу женщины, и лишили звания лейтенанта. Пока Эллен Рипли была в отключке, люди основали колонию на планете LV-426. Как вы наверняка догадались, это было сделано с целью продолжения экспериментов по выращиванию и использованию Чужих. Но как это обычно бывает, люди в чём-то ошиблись, и их эксперимент вышел из-под контроля. Связь с колонией на планете LV-426 была потеряна, и для разборок туда отправили морских пехотинцев в компании Эллен Рипли. Прибыв на планету, спасательный отряд столкнулся со взрослыми особями Чужих, выросших в телах колонистов. Дальше мы наблюдаем сцены, типичные для фантастического боевика, а также узнаём, что у прибывшего в колонию с морпехами сотрудника корпорации «Weyland-Yutani» есть задание по доставке зародышей Чужих в телах людей на Землю. Также становится известно, что яйца с личинками Чужих откладывает Королева-Матка. Из всех представителей агрессивной инопланетной расы именно ей удалось проникнуть на борт космического корабля людей… Но от неё избавились аналогично первому фильму: Эллен Рипли вышвырнула Королеву-Матку в космос с помощью робота-погрузчика.

В сюжете фильма стоит отметить один любопытный момент: андроид Бишоп, отправленный с морпехами и Эллен Рипли на планету LV-426, занял сторону людей, а не корпорации. В остальном сюжет напоминает первую часть, но развивается по правилам боевика, и поэтому смотреть кинокартину «Чужие» не скучно. Думаю, вы не будете спорить с тем, что Джеймс Кэмерон как режиссёр умеет снимать боевики.

По идее, на этом можно было бы остановиться. Королева-Матка Чужих погибла в космосе. Яйца с личинками уничтожены. Но в Голливуде давно работают алчные люди, и поэтому в 1992 году в США в прокат вышел фантастический фильм «Чужой 3», ставший дебютной режиссёрской работой Дэвида Финчера. Кому-то этот режиссёр запомнился благодаря кинокартине «Бойцовский клуб», кто-то и сегодня пересматривает его триллеры. Лично мне понравились всего две его режиссёрские работы: «Социальная сеть» и «Исчезнувшая».

В третьей части киносерии о Чужих завязка проста как апельсин: на борту космического корабля «Сулако», на котором улетели выжившие с планеты LV-426, вдруг обнаружилось яйцо с личинкой Чужого. Эта тварь умудрилась повредить криокапсулу, в которой спала Эллен Рипли. Мало того, что личинка пристроилась к женщине, так ещё и кислота твари вызвала пожар на космическом корабле. Капсулы со спящими людьми были перемещены на спасательную шлюпку и отправлены на ближайшую планету-тюрьму, принадлежащую корпорации «Weyland-Yutani». Придя в себя, Эллен Рипли узнала, что кроме неё никто не выжил, а живущие на планете заключённые организовали религиозную секту. Дабы сохранить интерес у зрителей к фильму, авторы сценария добавили ещё одну личинку Чужого, попавшую на планету вместе с Рипли на спасательной шлюпке. Тварь при первой же возможности напала на подвернувшегося кстати пса. Через некоторое время из тела бедного животного появился новый Чужой, отличающийся повышенной скоростью и ловкостью (что довольно странно, так как его инкубатором был собака, а не белка или кенгуру).

Дальше происходит постепенное уничтожение Чужим заключённых на планете, а бедняжка Эллен Рипли узнаёт, что в ней поселилась личинка инопланетянина. Тем не менее, от взрослой особи Чужого удалось избавиться способом, напоминающим нам сюжет фильма «Терминатор 2: Судный день». Прибывшие на планету представители корпорации «Weyland-Yutani» пообещали Эллен Рипли помочь ей избавиться от эмбриона Чужого, но женщина не поверила и покончила с собой, спрыгнув в расплавленный металл. Сотрудники корпорации улетели с планеты. Тюрьму закрыли.

Дэвид Финчер покинул проект после завершения съёмок, и монтажом фильма «Чужой 3» занялись продюсеры. Чтобы зрители пошли в кинотеатры, не испугавшись большого хронометража, из фильма вырезали сцен и эпизодов примерно на 40 минут. Позже кинокомпания «20th Century Fox» решила выпустить на DVD расширенные версии фильмов о Чужих и предложила Дэвиду Финчеру смонтировать свой вариант кинокартины «Чужой 3». Но Дэвид Финчер отказался, став единственным режиссёром фильмов о Чужих, который отказался иметь что-либо общее с проектом после завершения съёмок. За это ему честь и хвала!

Стоит отметить, что вариантов сценариев к фильму «Чужой 3» было несколько, и окончательный вариант стал компромиссом между режиссёром и продюсерами, а сценаристы ругались друг с другом. Фильм получил положительные отзывы в Европе и отрицательные – в США. К недостаткам кинокартины «Чужой 3» критиками были отнесены: отсутствие оружия и высоких технологий, отсутствие красочных схваток с Чужими, гибель персонажей предыдущего фильма, ставка на гнетущую атмосферу и отсутствие счастливого конца. Как вы понимаете, критики хотели увидеть фантастический боевик с хорошим финалом, а увидели фантастический фильм ужасов с гибелью всех главных героев. Фильм успешно окупился в прокате, став ещё одним примером того, как неприхотлив кинозритель.

Я не считаю, что фильм «Чужой 3» – плохой. Он просто лишний, не нужный. Сюжет в этой части киносерии слабый. Он и не может быть выдающимся, если оглянуться на концовку фильма «Чужие» 1986 года.

На этом история про противостояние людей инопланетной расе Чужих и планы корпорации «Weyland-Yutani» не закончилась. В 1997 году в прокат фантастический фильм «Чужой: Воскрешение», режиссёром выступил Жан-Пьер Жёне. Признаюсь, я не видел других его режиссёрских кино работ, хотя они есть.

Сюжетная завязка четвёртого фильма о Чужих основана на найденных людьми образцах крови Эллен Рипли. Учёные раз за разом клонировали её – семь неудачных попыток и удачная восьмая (на борту космического корабля). Вместе с клоном Рипли появился и клон зародыша Королевы Чужих. Дальше появились особи Чужих, да и у клона Эллен Рипли проявились некоторые способности инопланетян. На корабль прибыли наёмники, между ними и военными произошёл конфликт. Чужие оказались на свободе и занялись своим любимым занятием – охотой на людей. Эллен Рипли с товарищами из наёмников перебралась на борт другого корабля, а вместе с ними и новая особь Чужого (этот сюжетный ход повторяется в каждом фильме о Чужих). Новый Чужой сочетает в себе черты одновременно инопланетянина и человека. Корабль военных, на котором проводили эксперименты по воссозданию Чужих, разбился на поверхности Земли. От нового Чужого избавились, выбросив его в открытый космос. Клон Эллен Рипли выжил. Такие дела!

Как вы можете заметить, сюжет в фильме «Чужой: Воскрешение» не блещет оригинальностью. Сценаристы Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, работавшие над третьей частью киносерии о Чужих, были против продолжения. Но кинокомпания «20th Century Fox» была довольна прибылью от третьего фильма и хотела сорвать куш, если новый фильм по атмосфере ужаса и боев будет таким же, как первая и вторая части. Сценарий к фильму «Чужой: Воскрешение» написал Джосс Уидон.

Также следует обратить внимание, что кресло режиссёра четвёртой части киносерии о Чужих предлагали Дэнни Бойлу, Питеру Джексону, Дэвиду Кроненбергу и Брайану Сингеру. Все они отказались. Неспроста, как пить дать!

Фильм «Чужой: Воскрешение» получил смешанные отзывы критиков, и что интересно – сценарист Джосс Уидон был недоволен кинокартиной и заявил в одном интервью, что режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал фильм, который невозможно смотреть. Но как говорится, после драки кулаками не машут.

После этого в киноистории о Чужих наступило временное затишье.

О фантастических фильмах, в которых кроме Чужих и людей присутствуют инопланетяне Хищники вы можете прочесть в моей статье «Особенности межрасовой охоты», опубликованной на портале Перекрёстки миров.

Как вам известно, в США по фильмам выпускается разнообразная сувенирная продукция. Фильмы про Чужих не стали исключением. Про этих опасных инопланетян написаны книги и нарисованы комиксы. Игрушки, футболки и кружки. Разумеется, есть и компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги на недалёких людях.

Мы достигли мест обитания Чужих. Поскольку уже стемнело, давайте остановимся на ночлег и обсудим у костра, что же мы знаем о тех, на кого предстоит охотиться завтра утром?

Чужой (ксеноморф) – представитель внеземной цивилизации, характеризуется поведением известных на Земле животных-хищников и насекомых. Основными целями существования данного зверя являются: размножение и распространение своего вида; уничтожение иных форм жизни, представляющих для Чужого угрозу.

Аналогично земным общественным насекомым, Чужие являются эусоциальными, с одной фертильной размножающейся самкой. Семьи состоят из нескольких каст: репродуктивной самки и бесплодных особей (рабочие, солдаты и другие).

Биологический жизненный цикл Чужого включает: внедрение личинок-паразитов внутрь живых носителей; развитие особи внутри носителя и высвобождение наружу с гибелью носителя; быстрое взросление в течение нескольких часов; охота и поиски новых носителей для личинок.

Теперь поговорим о видах Чужих.

Наиболее распространёнными Чужими являются солдаты и трутни. Они выполняют задачи по защите и охоте, расширению жилого пространства, строительству улья, сбору пищи, кормлению Королевы и уходу за яйцами. В обычных условиях эти особи не способны к размножению, однако при отсутствии Королевы могут преобразовывать тела других существ в яйца, пока она не родится.

Бегун – четвероногая форма Чужого, результат развития эмбриона в организме животного. Он меньше и немного быстрее обычных особей, плюётся кислотой, на спине нет дыхательных трубок. Впервые показан в фильме «Чужой 3», где носителем паразита была собака. Отличительные свойства бегуна позволяют ему выполнять задачи по разведке и добыче пищи.

Новорождённый – гибрид человека и Чужого из фильма «Чужой: Воскрешение». Появился в результате генетических экспериментов людей по созданию клона мёртвой Эллен Рипли, заражённой Королевой Чужих. Новорождённый не почувствовал родства с Королевой и убил её, посчитав своей матерью клон Рипли.

Новорождённый крупнее обычных особей, покрыт полупрозрачной кожей, не имеет хвоста. Его короткий череп напоминает человеческий. Глаза, нос, зубы и язык (вместо двойной челюсти) также человеческие. Он довольно умён и способен к выражению эмоций мимикой.

Королева-Матка – главная и самая крупная особь в колонии. Остальные ей беспрекословно подчиняются по аналогии с земными эусоциальными насекомыми. Передвигается на двух больших конечностях. Её экзоскелет прочный, обычное кинетическое оружие его не пробивает. Главной особенностью Королевы-Матки является наличие пуповины яйцеклада. Это большой полупрозрачный мешок, заполненный яйцами. Из-за него Королева не может самостоятельно передвигаться, и поэтому находится в «колыбели» из слюнных нитей и биополимерной смолы, поддерживающих её и яйцеклад в подвешенном состоянии. Тем не менее, в случае опасности Королева способна оборвать яйцеклад и передвигаться самостоятельно.

В фильме «Чужие» можно наблюдать примеры наличия интеллекта у Королевы-Матки, что является ещё одним сходством с матками некоторых земных насекомых.

В фильме «Чужой против Хищника» можно увидеть Чужехищника, особый вид Чужого. Это результат развития эмбриона в организме Хищника. Данная особь имеет как черты обычных Чужих, так и некоторые признаки Хищника (жвала и дредовидные отростки).

В фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть Чужехищник, ставший Преторианцем – элитным солдатом улья. Преторианцев выбирает Королева-Матка из числа обычных особей Чужих.

Есть ещё три вида Чужих из других фильмов, но с ними мы познакомимся позже.

Само название «Чужой» придумали американские сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт в ходе работы над сценарием первого фильма об агрессивных инопланетянах. Над визуализацией образа Чужого поработали как художник Ханс Рудольф Гигер, так и Ридли Скотт и Роджер Дикен. Королеву Чужих для второго фильма нарисовал Джеймс Кэмерон вместе с художником Стэном Уинстоном.

Теперь, когда мы вспомнили фильмы о Чужих за период 1979-1997 годов и узнали о том, что это за существа, отдохнём до утра, чтобы набраться сил для охоты.

Итак, мы вошли в дебри кинематографа. Будьте бдительны, не отставайте. В этих местах легко потерять рассудок от вторичности, халтурных сценариев и спецэффектов.

Когда у известного кинорежиссёра заканчиваются идеи для новых работ, он либо берётся за ремейк какого-нибудь известного фильма, либо снимает фильм, действие в котором происходит до событий ранее созданной кинокартины и предшествует им по внутренней хронологии. Так и поступил кинорежиссёр Ридли Скотт.

В 2012 году на экраны кинотеатров вышел его новый фильм «Прометей», действие в котором происходит до событий «Чужого» 1979 года. Думаю, нет смысла подробно разбирать сюжет кинокартины «Прометей», потому что он во многом повторяет сюжет «Чужого». Поэтому обратимся к отличиям и новым деталям в истории о Чужих.

Из фильма «Прометей» нам становится известно, что человек обязан своим появлением расе Космических Жокеев (Инженеров). И в отличии от «Чужого», в новом фильме люди встретили живого представителя этой расы. В «Прометее» андроид Дэвид частично выполнял указания людей и параллельно вёл свою игру, изучая планету и космический корабль Инженеров. В результате его эксперимента на борту земного космического корабля появилось кальмароподобное существо. Оно быстро выросло, напало на Космического Жокея и внедрило что-то в его тело, после чего из тела Инженера вылезло существо, похожее на взрослую особь Чужого и названное режиссёром фильма Ридли Скоттом Диаконом.

Планета, на которую прилетели люди, была военной базой Космических Жокеев, где велась разработка биологического оружия (жидкости в контейнерах, вызывающей опасные мутации).

Последним существенным отличием сюжета фильма «Прометей» отмечу финал: выживший археолог Элизабет Шоу улетела на внеземном космическом корабле в компании головы андроида Дэвида на родную планету Космических Жокеев, чтобы узнать, зачем они создали человечество и почему позднее решили его уничтожить.

Если смотреть фильм «Прометей» внимательно, то можно заметить, что некоторые сцены в нём полностью повторяют сцены из «Чужого» 1979 года. Получается, что «Прометей» является дополненной версией «Чужого».

В части компьютерной графики и спецэффектов фильм «Прометей» хорош, а вот в части актёрской игры нет. Но этого и не стоит ожидать от дополненной версии фантастического фильма 1979 года.

Поклонники фильмов о Чужих были не в восторге от «Прометея». Фильм критиковали за нелепое поведение персонажей (которые являлись подготовленной экспедиционной группой), отсутствие инопланетных чудовищ и сюжетные ляпы (например, на современном космическом корабле людей нет медицинского оборудования для принятия родов).

Поскольку кинокартина «Прометей» окупилась в прокате и в продаже на дисках, Ридли Скотт взялся за следующий фильм о Чужих. В 2017 году в кинотеатрах вышел фантастический фильм «Чужой: Завет». Развитие сюжета и отдельные сцены этого фильма во многом похоже и на «Прометея», и на «Чужого». Вот только вместо научно-исследовательского или транспортного космического корабля здесь мы видим колонизационный. Не будем разбирать аналогии и совпадения с предыдущими фильмами серии так как их много. Обратимся к тому новому о Чужих, что увидели в «Чужой: Завет».

Фильм начинается со сцены, в которой андроид Дэвид, беседует с руководителем корпорации Питером Вейлендом и высказывает мнение, что хотя люди создали андроидов для служения, сами люди до сих пор не знают, кем и для чего они были созданы. Андроид замечает, что он, слуга, созданный Вейлэндом, не умрёт, в отличие от своего создателя. Стоит отметить, что этот эпизод может быть расценен, с одной стороны, как отсылка к Библии, а с другой – реверанс в сторону фантастических рассказов и романов XX века о роботах и людях.

По мере просмотра фильма «Чужой: Завет» становится известно, что произошло после «Прометея» и до встречи экипажа корабля «Завет» с андроидом Дэвидом. Планета, на которую прилетела команда космического колонизационного корабля «Завет» была родиной Создателей. Археолог Элизабет Шоу и андроид Дэвид прилетели на эту планету, и андроид уничтожил её жителей, распылив над их городом опасный патоген с планеты LV-223. Почему представители расы Космических Жокеев не имели в распоряжении оружия защиты от космических кораблей – непонятно. Почему они не заподозрили, что на прибывшем корабле могут быть враги? Неизвестно.

Как мы поняли ещё из фильма «Прометей» – андроидам доверять нельзя. Элизабет Шоу доверилась, и стала жертвой эксперимента Дэвида. У злого андроида, изучившего материалы Космических Жокеев, план прежний – создать биологическое оружие. Поэтому он избавился от большей части экипажа корабля «Завет», сделал запись о гибели людей в результате вспышки нейтрино, взял необходимое для продолжения своих опытов на космический корабль и улетел с родной планеты Создателей.

Интересной идеей в фильме «Чужой: Завет» является общение и конфликт двух внешне одинаковых андроидов – злого Дэвида и доброго Уоэлтера. Их идентичная внешность стала возможностью для Дэвида обмануть членов экипажа колонизационного корабля «Завет».

В кинокартине «Чужой: Завет» мы увидели два ранее неизвестных вида Чужих.

Неоморф – разновидность агрессивных пришельцев, распространяющихся через грибковые споры, а не посредством лицехвата. Новорождённые неоморфы покидают тело носителя через спину и горло. Внешне они напоминают Диакона, но имеют белую кожу и шипы на спине и хвосте.

Протоморф – разновидность Чужих, созданная Инженерами.

С технической стороны фильм «Чужой: Завет» не уступает «Прометею», а одна из композиций саундтрека очень напоминает музыку оригинального фильма 1979 года.

Критики похвалили кинокартину «Чужой: Завет» за качественные спецэффекты и воссоздание атмосферы первых фильмов о Чужом (чего я не заметил), и в то же время отметили недостаток оригинальности. Этот недостаток отметил рецензент газеты «The Guardian» Питер Брэдшоу: «…в этом фильме собраны лучшие ошеломляющие моменты из предыдущих серий саги», но несмотря на это дал фильму положительную оценку.

Если вы – поклонник фильмов о Чужих, и вам не важен сюжет, то фильмы «Прометей» и «Чужой: Завет» для вас. Если вы ещё не знакомы с Чужими и любите фантастику, то я рекомендую вам посмотреть первые два фильма киносерии.

Согласно информации из интернета, Ридли Скотт планирует снять ещё несколько фильмов, дабы связать начатую историю в «Прометее» с первым фильмом «Чужой». Нельзя исключать и того, что в дальнейшем голливудский конвейер возьмётся за ремейки первых четырёх фильмов о Чужих.

Ещё один фильм о Чужих хотел снять режиссёр Нил Бломкамп, известный благодаря кинокартинам «Район №9», «Элизиум – рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи». Благодаря авторитету Ридли Скотта фильм под условным названием «Чужой 5» был отменён. Поклонники фильмов о Чужих собрали петиции, чтобы помочь спасти фильм Бломкампа, но у них ничего не вышло. На мой взгляд, это к лучшему.

Во все времена существовали талантливые люди, создавшие объекты искусства или архитектуры, запомнившиеся нам как нечто новое, невероятное и привлекающее внимание. Наряду с ними работают другие люди, целью которых является не творение, а извлечение прибыли. В условиях капитализма это хорошо заметно на примере голливудских фильмов-блокбастеров.

Сегодня кинопродюсеры делают ставку на зрелищность, а не на интересный сюжет и актёрскую игру. Смотреть или не смотреть такие кинофильмы, решает каждый сам для себя.

Популярность Чужих в России привела к тому, что во Владивостоке в 2012 году появилась металлическая статуя опасного инопланетянина работы неизвестного автора.

Какие фильмы о Чужих вы смотрели? Что вам в них понравилось?

Выскажите своё мнение об этой статье в комментариях.

На этом приготовьте своё оружие, следуйте за мной и внимательно смотрите по сторонам. Охота на Чужих начинается!


Статья написана 26 октября 2024 г. 08:25

С одной стороны, многие сценаристы, которые видели "Две стрелы. Детектив каменного века", сделали простой вывод: это же отличный сатирический сеттинг, в котором можно говорить, что думаешь. А на всякий случай еще можно посмотреть "Флинстоунов".

С другой стороны, когда сатира становится чуть посложнее карикатуры, начинает жить собственной жизнью, в ней прорезаются вторые-третьи пласты юмора, и это может стать действительно интересно.

.

Завязка простая — вождь Топор, проиграв битву с соседями, решает, что в строй надо поставить женщин, детей, и начать второй раунд борьбы /вот кого они имеют в виду сейчас, и кого имели виду год назад, когда писали сценарий? Не знаю :)/ Только вот племя устало. На поединок с Топором выталкивают Галустяна, но тут прилетает здоровенная птица, которая уносит вождя-отморозка.

Финал тоже простой: два племени внезапно понимают, что зима будет не как обычно, то есть совершенно внезапно и только у одних, а сразу у всех. И замерзнут все. Но тут вождь Галустян обнаруживает, что можно зажечь газ в одной из пещер, загораются синие огоньки, от которых становится даже светло, и так исполняется мечты о спокойной жизни зимой /Газпром? Явно он. Но это прямой заказ или эхо от рекламы старых заказов?/

В середине разверчиваются несколько сюжетов:

— как нормально жить с соседями, если у них теплее и сытнее, просто потому, что там солнечная сторона? Убежать одному не вариант, все сразу тоже не вариант, и даже ценные специалисты у "Придурков" (да, Задорнов, мы помним о тебе) не особенно нужны;

— как наладить интимное общение с вождихой "придурков", тем более, если ты Галустян?

— как могут установить контакт друг с другом служители культа из двух разных племен, когда оба они — гомосексуалисты в общественно-политическом смысле этого слова? То есть пренебрегают моральными обязательствами. Нет, они, конечно, прекрасно поладят, но что произойдет в процессе?

— как решить жилищный кризис в племени, где самая многодетная семья обитает в большом яйце динозавра?

— как жить, если все охотники в племени решать найти себя, попробовать заниматься тем, что больше нравится?

— что делать со стариками, если им нельзя назначить пенсию?

Там еще сколько-то сюжетиков.

Что получилось в сериале? В некоторых сериях становится ясно, что пропагандистские клише или клише коучей, или какие-то лютые штампы поведения, которые случайно выжившие выдают за "обычаи" — они не работают. Причем вне зависимости от вектора. Приходиться думать, искать выход из ситуации. Другими словами, если архетипы отрываются от конъюнктуры, ответ на проблему находится через поиск, размышление и мораль, а не через лозунг-клише. Ну, или не находится.

Есть несколько хороших образов. Шаман "не придурков", вождиха, отец вождя-Галустяна и даже сам Топор (возвращается ближе к финалу за добавкой) получились живыми и неоднозначными. У Галустяна проблема — комедийный образ слишком затеняет трагические черты персонажа.

Часть шуток смешная и они неплохо поданы с помощью короткого монтажа.

А плохая тут вторичность. Музыка потырена из "Пиратов Карибского моря" и мало-мало переделана. Часть образов второго плана, типа Нги, картонные на 146%. И "Флинстоуны" и "Ледниковый период" временами вытесняют креативность. Да, я понимаю, создатели сериала хотели "в пародию", но местами совсем грустно.

Итого: между "средненько" и "посредственно". Если вы сможете пропускать неудачные серии, то зайдет неплохо. Но останется вопрос: два племени относительно неплохо договорились, а если на газовый огонек зайдет кто-то третий?





  Подписка

Количество подписчиков: 541

⇑ Наверх