В 2007-м году увидел свет совместный проект режиссеров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса под названием "Грайндхаус", состоявший из двух полнометражных фильмов: триллера о маньяке-каскадере "Доказательство смерти" (Death Proof) и зомби-хоррора "Планета страха" (Planet Terror).
Лично мне нравятся обе картины, но поскольку передо мной в очередной раз стояла задача порекомендовать только один фильм для встречи Хэллоуина, то я решил остановить свой выбор на творении Родригеса. Далее постараюсь объяснить почему. Но сначала синопсис для тех, кто не в курсе.
Картина стартует с утечки опасного газа на одной техасской военной базе. Зеленый туман стремительно распространяется по воздуху, превращая население в жаждущих крови зомби. Однако, как это часто бывает, у малочисленной группы людей обнаруживается иммунитет к вирусу. Среди них: стриптизерша Черри и ее загадочный приятель Рэй; шериф Хейг и его брат-повар Джей Ти; а также врач анестезиолог Дакота Блок и ее отец-рейнджер Эрл Макгроу. Вместе им предстоит не только спасти собственные жизни, но и попытаться добраться до Мексики, где местные ученые синтезировали бы лекарство от смертельной заразы. Только они не подозревают, что у наглых вояк, спровоцировавших апокалипсис, в отношении них есть свои весьма не безобидные планы.
Итак, чем же меня зацепила "Планета страха"? Ну, во-первых, подачей. Суть в том, что упомянутый выше "Грайндхаус" — это формат кинопоказов, популярный в США в 1970-х годах, когда на больших экранах транслировались низкобюджетные эксплуатационные ленты — по две штуки за билет. Естественно, качество у таких фильмов было, мягко говоря, не высокое. Плюс к этому некоторые непорядочные киномеханики могли в личных целях подрезать полюбившуюся сцену (как правило, эротического характера), а потом криво склеить соседние фрагменты (в результате чего зрители прямо во время сеанса были вынуждены наблюдать резкие смены сцен).
Собственно, в картине Родригеса все это присутствует: дефекты пленки, плывущий звук и внезапно пропавшие эпизоды. И даже не смотря на умышленность косяков, они все равно добавляют неповторимый шарм происходящему. Если включить фантазию, то можно легко поверить, что перед тобой настоящая трэшовая лента 50-летней давности.
Но хороша "Планета" не только царящей в ней атмосферой. Также хотелось бы отметить юмор, почти всегда сопровождающий героев на их тернистом пути. Конечно, далеко не все гэги получились удачными, но и достойных приколов завезли с лихвой. Особенно забавно выглядела вражда Хейга и Джей Ти из-за секретного рецепта вкуснейшего барбекю. А самое главное, что эта сюжетная линия в итоге не ушла в никуда, а обрела грамотное завершение в финале.
Да в принципе весь сценарий вышел добротный: полный экшена, шуток и колоритных (а посему запоминающихся) персонажей. Неудивительно, что так много известных лицедеев пожелали присоединиться к данному безумию: это и Роуз МакГоун, и Джош Бролин, и Майкл Бин (не путать с Шоном Бином), и Джефф Фэйи, и наконец Брюс Уиллис. Ну а вишенкой на торте стало участие легендарных Тома Савини и Квентина Тарантино. В общем, компания подобралась шикарная и отыграла она на отлично.
Напоследок напишу пару слов о музыкальном сопровождении картины. Не скажу, что остался от него в восторге, но за отдельные тревожные звуковые эффекты, словно взятые из старых хорроров, я готов простить прочую невыразительность саундтрека. Ну и прорвавшийся в одной из сцен саксофон тоже был в тему. Сразу вспомнились суровые мелодии, сыгранные на этом инструменте в "Городе грехов" (Sin City, 2005) того же Родригеса.
Что ж, вот такая она — "Планета страха": драйвовая, кровавая и веселая вакханалия. Да, местами слишком вызывающая и нелепая, но оттого еще более ценная. И к Хэллоуину, на мой взгляд, она подходит как нельзя кстати.
– Иди, иди, – сказал вслед ему Абдулла. – Хороший дом, хорошая жена… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?..
«Белое солнце пустыни», кинофильм 1969 г. и одноименный роман-новеллизация 1971 г.
АНАМНЕЗ
«Игра киллера» (2024) – второй фильм режиссера Джей Джей Перри после вышедшей на Netflix «Дневной смены» (2022) с Джейми Фоксом про вампиров. Несмотря на отсутствие упырей и других сказочных чудищ в новом фильме – он получился не менее нереалистичным, чем предыдущий.
Сюжет повествует о благородном киллере Джо Фладе, который на очередном задании встречает прекрасную Мейзи – балерину на излете карьеры, влюбляется в нее и собирается уйти вместе с ней «на пенсию». Планы Джо нарушает неутешительный диагноз – он смертельно болен, жить ему осталось мало, а краткий остаток своих дней он проведет в вегетативном состоянии. В силу обстоятельств главный герой решается на весьма замысловатый способ добровольного ухода из жизни – заказывает себя конкурирующей группировке. И хотя вскоре выясняется, что диагноз поставлен ошибочно, а сам Джо спешит отменить заказ на себя, взявшаяся за работу начальница киллеров отказываться от нее не спешит: никакого бизнеса, это личное. Теперь Джо предстоит сразиться с несколькими группами киллеров и наемников разной степени штатной укомплектованности (от одиночек и дуэтов до целых отрядов) на пути к мирной жизни с возлюбленной.
Главную роль в фильме исполняет Дэйв Батиста (громила-невидимка Дракс из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна и Глоссу «Зверь» Раббан Харконнен из недавней «Дюны: Часть вторая» Дени Вильнева). Актер внушительных габаритов и недюжинного драматического таланта (достаточно посмотреть эпизод с ним в «Бегущем по лезвию 2049» (2017) того же Дени Вильнева) не всегда выглядит впечатляюще в боевых сценах (за редким исключением – как, например, в «Армии мертвецов» (2021) Зака Снайдера, где Батиста прекрасно показал себя и как драматический актер и как актер боевика) и зачастую смотрится беспомощно в сценах комедийных, с которыми куда лучше справляются его бывшие коллеги по рестлингу, а ныне тоже актеры – Дуэйн Джонсон и Джон Сина. Поскольку в «Игре киллера» Батисте досталось и то, и другое, и третье, его роль получилась неровной.
София Бутелла (главная героиня «Мятежной Луны» (2024) Зака Снайдера) – обворожительная и живая, порхает на сцене и разит главного героя в самое сердце (в начале фильма), а супостатов – в голову (ближе к концу фильма). Сама бывшая танцовщица, Бутелла играет Мейзи не только мимикой и выражением глаз, но и всем телом – позами и движениями. Образ получился цельный, хорошо сыгран и украшает собой фильм.
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Оскароносный сэр Бен Кингсли («Список Шиндлера» (1993) Стивена Спилберга и «Смерть и девушка» (1994) Романа Полански) предстает в роли куратора и близкого друга главного героя – Цви Рабиновича по прозвищу «Раввин» (да, среди продюсеров «Игры киллера» есть и продюсер «Счастливого числа Слевина» (2005), в котором Бен Кингсли играл криминального авторитета с точно таким же прозвищем). Выдающийся актер достойно смотрится даже в комедийном боевике, изображая своего персонажа в зависимости от ситуации комичным, заботливым, отстраненным и опасным – не столько угадывая тон той или иной сцены, сколько задавая его самостоятельно.
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Постаревшая, но все еще неувядающая Алекс Кингстон (Ривер Сонг из телесериала «Доктор Кто») играет боевую подругу Цви Рабиновича. Появляясь в нескольких коротких эпизодах, она искрит и зажигает – по крайней мере тогда, когда сценаристы не подсовывают ей избитые и пошловатые монологи.
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Из других заметных лицедеев можно упомянуть Пом Клементьефф («питомец и урод» Мантис из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна) – главную злодейку фильма, а также Терри Крюса (бывший футболист и бодибилдер; играл в первых трех частях «Неудержимых» с Сильвестром Сталлоне и снимался в юмористической рекламе Old Spice) – одного из бывших коллег-киллеров Джо.
Роли прочих коллег-киллеров преимущественно отдали спортсменам и мастерам боевых искусств – бывшим и действующим каскадерам вроде Дэниэла Бернхарда (дебют в кино в 1996 в главной роли «Кровавого спорта 2», из свежего – эпизодические роли в «Никто» (2021) Ильи Найшуллера, «Красное уведомление» (2021) и «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (2023) на Netflix), помимо которого среди охотящихся за героем Батисты можно увидеть Марко Сарора (в х\ф «Джон Уик 4» играл Чиди), который изображает киллера-танцора Ботаса, Скотта Эдкинса (в х\ф «Джон Уик 4» играл Киллу) – один из шотландских братьев Маккензи, Миклоша Лукаша ст. (дублер Хавьера Бардема в обеих частях «Дюны» Дени Вильнева) – оба брата-мотоциклиста, Люси Корк и Шейну Уэст – тусовщицы Джинни и Тоня. Еще есть действующий рестлер – Дрю Гэлловэй (он же Дрю Макинтайр) – второй из братьев Маккензи.
Удивляться обилию спортсменов и каскадеров в фильме не стоит, ведь и сам режиссер (обладатель черных поясов по тхэквондо и хапкидо), несмотря на то, что за плечами у него всего две работы в качестве постановщика фильмов, в кино давным-давно попал именно через ремесло каскадера. Именно он был дублером персонажа Джонни Кейджа в х\ф «Смертельная битва» (1995) Пола У. С. Андерсона, а в продолжениях экранизации видеоигр уже «сыграл» сам, исполнив роли Скорпиона, Сайрэкса и Нуб Сайбота в «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) и Саб-Зиро в телесериале «Смертельная битва: Завоевание» (1998 – 1999).
Пойдя по стопам уже зарекомендовавших себя режиссеров-каскадеров – Чада Стахелски (снял все 4 фильма о Джоне Уике, 1-й – совместно с Дэвидом Литчем) и Дэвида Литча («Взрывная блондинка» (2017) с Шарлиз Терон и Софией Бутеллой, «Быстрее пули» (2022) с Брэдом Питтом и «Каскадеры» (2024) с Райаном Гослингом и Эмили Блант), Перри пытается выстраивать в «Игре киллера» мир, в котором персонажи живут по определенным правилам игры – наподобие мира «Джона Уика», однако не преуспевает, уделяя делу построения мира недостаточно времени и внимания в повествовании и не озаботившись наличием в фильме таких важных атрибутов, как достопримечательные места или запоминающийся реквизит (вроде отеля «Континенталь» и золотых монет, которыми пользуется Джон Уик и ему подобные).
У «Игры киллера» есть литературный первоисточник – одноименный роман 1997 года, автором которого является беллетрист Джей Бонансинга. За переработку романа в сценарий отвечали Джеймс Койн и Рэнд Рэвич, наиболее известный провалившимся в прокате фильмом «Жена астронавта» (1999) с Джонни Деппом. Получившийся сюжет комедийного боевика, по умолчанию не претендующий на какие-либо литературные лавры и кинонаграды, во многом перекликается с сюжетами пары фильмов крепкого ремесленника и творца боевиков категории «Б» – Джо Карнахана, в которых охочим до вознаграждения наемникам и убийцам наперегонки нужно добраться до конкретного человека, а также с комиксными страданиями Скотта Пилигрима, противостоящего бывшим ухажерам своей новой возлюбленной, но в «Игре киллера» – «бывшие» это уже коллеги самого главного героя: непосредственно участвующие в «игре» Лавдал, банда Кояна, братаны Лангош (мотоциклисты), братья Маккензи (шотландцы, на английскую речь с шотландским акцентом которых в кино пускают английские же субтитры), тусовщицы Джинни и Тоня, Ботас и группа наемников (военных преступников – охранников главной злодейки) со стороны.
Несмотря на всю вторичность развлекательного сюжета, нельзя не отметить важный социальный посыл фильма, который может затеряться за обилием трюков и перестрелок: получив страшный диагноз, сперва следует перепроверить его у других врачей, а в случае подтверждения – не сдаваться раньше времени, руководствуясь нравоучениями Цви Рабиновича: «Поступим вот как. Объедем всех врачей. Если скажут, мол, все безнадежно, пойдем в горы и найдем шамана. Надо бороться. Бороться за жизнь.».
С визуальной составляющей фильма все неплохо, но не все гладко: кино изобилует интересными решениями (повторением интересных решений, подсмотренных в других фильмах), которые в итоге так и не выстраиваются в единую стилистику, а скачут от эпизода к эпизоду, внезапно то появляясь и повторяясь, а то бесследно исчезая. Как будто фильм хочет показать как можно больше трюков не только в драках и перестрелках (которые поставлены и сняты на вполне достойном уровне), но и в операторской работе и монтаже.
Стильно и динамично – в первой половине фильма – выполнены переходы между сценами профессиональной деятельности Джо и его мирной жизни с Мейзи: кадры убийств сменяются танцами, а затем рука, казалось, тянущаяся к телефону, уже хватает пистолет.
Со временем фильм все больше и больше становится китчевым – и когда ему перестает хватать цветовой палитры и гардероба персонажей, он начинает если не ломать, то пошатывать пресловутую «четвертую стену», или вписывая прозвища соперников главного героя в мизансцену, или даже не стесняясь выводить их огромными стилизованными надписями прямо на экран, родня «Игру киллера» с комедийными кинокомиксами.
Кадры из х/ф «Игра киллера» (2024)
Наигравшись с представлением эпизодических супостатов (при этом тратя на их представление зрителю времени порой не меньше, чем на расправу главного героя с ними), примерно с середины фильма его создателей увлекает – до злоупотребления – техника разделенного экрана, одновременно демонстрируя происходящее в двух, в трех и даже в пяти локациях!
Кадр (1 штука!) из х/ф «Игра киллера» (2024)
Весь этот «кинематографический винегрет», не претендующий на серьезность, смотрится легко (как, впрочем, легко и забывается после просмотра), представляя собой аттракцион, участникам которого позволили повеселиться самим, показав не только себя лицом, но и свое лицо в кадре тоже (каскадеры стали актерами), и развлечь зрителей кроваво-комедийным боевиком.
ДИАГНОЗ
«Игра киллера» (2024) – водевильный вариант кинофраншизы «Джон Уик» с Киану Ривзом и, пожалуй, не самое удачное подражание одновременно фильмам Джо Карнахана – «Козырные тузы» (2007) и «День курка» (2019) – о ворохе разношерстых наемных убийц, пытающихся добраться до одного человека, и кинокомиксу «Скотт Пилигрим против всех» (2010) Эдгара Райта, у которого, слегка переиначивая, как будто заимствуется фабула о необходимости победить «бывших» (здесь – бывших коллег: семь групп злых киллеров), чтобы воссоединиться со своим любимым человеком.
Ситуацию спасают некоторые актеры на второстепенных ролях (в первую очередь – сэр Бен Кингсли), несерьезность подачи повествования и временами удачный юмор, а также броский и залихватский подход к съемкам и монтажу ряда сцен, отчасти компенсирующие (маскирующие?) недостатки постановки этого комедийного боевика, снятого бывшим спортсменом и каскадером, а теперь – начинающим кинорежиссером.
И точно также, как в 1990-х, когда Перри сам подменял актеров в боевых сценах, сейчас он подменяет своими китчевыми постановками – кино, рассчитывая, что за трюками и другими броскими элементами фильма зритель не заметит подмены. И временами ему это удается.
Тема контакта человека с представителями инопланетных цивилизаций остаётся популярной в наши дни и раскрывается в художественной литературе, комиксах, кинофильмах и сериалах. В американском кинематографе одними из популярных инопланетных персонажей являются представители внеземной цивилизации под названием Чужие. И сегодня я предлагаю вам поохотиться на них.
Впервые я столкнулся с Чужими, когда учился в университете. Услышал о них от знакомых, а затем посмотрел четыре фильма об этих агрессивных инопланетянах, снятых разными режиссёрами.
Фантастический фильм «Чужой» вышел в прокат в США в 1979 году, эта кинокартина стала второй полнометражной работой известного режиссёра Ридли Скотта. Завязка сюжета фильма «Чужой» построена вокруг разведывательной миссии по сигналу с планеты LV-426, за которую взялся экипаж грузового космического корабля «Ностромо». На поверхности планеты люди обнаружили потерпевший крушение инопланетный звездолёт. На нём они нашли яйца с личинками инопланетной формы жизни, а также мёртвого представителя расы Космических Жокеев. Из-за чрезмерного любопытства один из членов экипажа подвергся атаке лицехвата (внеземного существа). Затем этот человек умер, а из его тела выбрался инопланетянин Чужой. Быстро став взрослой особью, он принялся охотиться на людей на борту корабля «Ностромо». Эллен Рипли узнала, что один из членов экипажа – андроид, выполнявший задание корпорации «Weyland-Yutani» по доставке инопланетной формы жизни на Землю для создания биологического оружия. Люди приняли решение уничтожить грузовой корабль «Ностромо». Рипли, ещё два члена экипажа и кот спаслись на челноке, но вместе с ними на борту оказался и Чужой. В результате его охоты в живых остались только Эллен Рипли и кот Джонс. Женщине удалось выбросить Чужого в открытый космос, после чего она сделала запись о произошедшем на «Ностромо» и легла в анабиотическую камеру.
Несмотря на интересную идею сюжет фильма «Чужой» не лишён ляпов и логических ошибок. Например, почему все члены экипажа грузового космического корабля «Ностромо», летящего на Землю, спали в анабиозе? Если пилотирование грузовых космических кораблей в будущем осуществляется искусственным интеллектом, зачем тогда вообще на борту экипаж из людей? Почему корпорация «Weyland-Yutani» использует для доставки на Землю инопланетной формы жизни грузовой корабль, а не научно-исследовательское судно? Откуда этой корпорации стало известно, что на планете LV-426 есть личинки инопланетной формы жизни? Но самой главной ошибкой в сценарии, на мой взгляд, является нестыковка в продолжительности жизни инопланетянина Чужого. Если он быстро вырастает из личинки в теле носителя во взрослую особь, то и цикл существования взрослой особи не должен быть долгим.
Существуют вырезанные сцены, не включённые в фильм. Возможно, если бы часть этих материалов вошла в фильм, вопросов к сюжету было бы меньше.
Некоторые зрители считают данную кинокартину научно-фантастическим фильмом, но я с этим категорически не согласен. Для научной фантастики у фильма «Чужой» недостаточно проработан сюжет. Скорее это фантастический фильм ужасов.
Как это часто бывает и сегодня в Голливуде, у фильма «Чужой» появилось продолжение. В 1986 году в прокат вышел фантастический боевик «Чужие», ставший третьей режиссёрской работой Джеймса Кэмерона. Сюжет этой кинокартины развивает идею о планах корпорации «Weyland-Yutani» по созданию биологического оружия – выращиванию в людях инопланетян Чужих. Главным действующим лицом в борьбе с инопланетянами является… Нет, к сожалению, это не кот Джонс из первой части, а женщина Эллен Рипли. Её обнаружили спустя 57 лет после событий первого фильма. Представители корпорации «Weyland-Yutani» не поверили рассказу женщины, и лишили звания лейтенанта. Пока Эллен Рипли была в отключке, люди основали колонию на планете LV-426. Как вы наверняка догадались, это было сделано с целью продолжения экспериментов по выращиванию и использованию Чужих. Но как это обычно бывает, люди в чём-то ошиблись, и их эксперимент вышел из-под контроля. Связь с колонией на планете LV-426 была потеряна, и для разборок туда отправили морских пехотинцев в компании Эллен Рипли. Прибыв на планету, спасательный отряд столкнулся со взрослыми особями Чужих, выросших в телах колонистов. Дальше мы наблюдаем сцены, типичные для фантастического боевика, а также узнаём, что у прибывшего в колонию с морпехами сотрудника корпорации «Weyland-Yutani» есть задание по доставке зародышей Чужих в телах людей на Землю. Также становится известно, что яйца с личинками Чужих откладывает Королева-Матка. Из всех представителей агрессивной инопланетной расы именно ей удалось проникнуть на борт космического корабля людей… Но от неё избавились аналогично первому фильму: Эллен Рипли вышвырнула Королеву-Матку в космос с помощью робота-погрузчика.
В сюжете фильма стоит отметить один любопытный момент: андроид Бишоп, отправленный с морпехами и Эллен Рипли на планету LV-426, занял сторону людей, а не корпорации. В остальном сюжет напоминает первую часть, но развивается по правилам боевика, и поэтому смотреть кинокартину «Чужие» не скучно. Думаю, вы не будете спорить с тем, что Джеймс Кэмерон как режиссёр умеет снимать боевики.
По идее, на этом можно было бы остановиться. Королева-Матка Чужих погибла в космосе. Яйца с личинками уничтожены. Но в Голливуде давно работают алчные люди, и поэтому в 1992 году в США в прокат вышел фантастический фильм «Чужой 3», ставший дебютной режиссёрской работой Дэвида Финчера. Кому-то этот режиссёр запомнился благодаря кинокартине «Бойцовский клуб», кто-то и сегодня пересматривает его триллеры. Лично мне понравились всего две его режиссёрские работы: «Социальная сеть» и «Исчезнувшая».
В третьей части киносерии о Чужих завязка проста как апельсин: на борту космического корабля «Сулако», на котором улетели выжившие с планеты LV-426, вдруг обнаружилось яйцо с личинкой Чужого. Эта тварь умудрилась повредить криокапсулу, в которой спала Эллен Рипли. Мало того, что личинка пристроилась к женщине, так ещё и кислота твари вызвала пожар на космическом корабле. Капсулы со спящими людьми были перемещены на спасательную шлюпку и отправлены на ближайшую планету-тюрьму, принадлежащую корпорации «Weyland-Yutani». Придя в себя, Эллен Рипли узнала, что кроме неё никто не выжил, а живущие на планете заключённые организовали религиозную секту. Дабы сохранить интерес у зрителей к фильму, авторы сценария добавили ещё одну личинку Чужого, попавшую на планету вместе с Рипли на спасательной шлюпке. Тварь при первой же возможности напала на подвернувшегося кстати пса. Через некоторое время из тела бедного животного появился новый Чужой, отличающийся повышенной скоростью и ловкостью (что довольно странно, так как его инкубатором был собака, а не белка или кенгуру).
Дальше происходит постепенное уничтожение Чужим заключённых на планете, а бедняжка Эллен Рипли узнаёт, что в ней поселилась личинка инопланетянина. Тем не менее, от взрослой особи Чужого удалось избавиться способом, напоминающим нам сюжет фильма «Терминатор 2: Судный день». Прибывшие на планету представители корпорации «Weyland-Yutani» пообещали Эллен Рипли помочь ей избавиться от эмбриона Чужого, но женщина не поверила и покончила с собой, спрыгнув в расплавленный металл. Сотрудники корпорации улетели с планеты. Тюрьму закрыли.
Дэвид Финчер покинул проект после завершения съёмок, и монтажом фильма «Чужой 3» занялись продюсеры. Чтобы зрители пошли в кинотеатры, не испугавшись большого хронометража, из фильма вырезали сцен и эпизодов примерно на 40 минут. Позже кинокомпания «20th Century Fox» решила выпустить на DVD расширенные версии фильмов о Чужих и предложила Дэвиду Финчеру смонтировать свой вариант кинокартины «Чужой 3». Но Дэвид Финчер отказался, став единственным режиссёром фильмов о Чужих, который отказался иметь что-либо общее с проектом после завершения съёмок. За это ему честь и хвала!
Стоит отметить, что вариантов сценариев к фильму «Чужой 3» было несколько, и окончательный вариант стал компромиссом между режиссёром и продюсерами, а сценаристы ругались друг с другом. Фильм получил положительные отзывы в Европе и отрицательные – в США. К недостаткам кинокартины «Чужой 3» критиками были отнесены: отсутствие оружия и высоких технологий, отсутствие красочных схваток с Чужими, гибель персонажей предыдущего фильма, ставка на гнетущую атмосферу и отсутствие счастливого конца. Как вы понимаете, критики хотели увидеть фантастический боевик с хорошим финалом, а увидели фантастический фильм ужасов с гибелью всех главных героев. Фильм успешно окупился в прокате, став ещё одним примером того, как неприхотлив кинозритель.
Я не считаю, что фильм «Чужой 3» – плохой. Он просто лишний, не нужный. Сюжет в этой части киносерии слабый. Он и не может быть выдающимся, если оглянуться на концовку фильма «Чужие» 1986 года.
На этом история про противостояние людей инопланетной расе Чужих и планы корпорации «Weyland-Yutani» не закончилась. В 1997 году в прокат фантастический фильм «Чужой: Воскрешение», режиссёром выступил Жан-Пьер Жёне. Признаюсь, я не видел других его режиссёрских кино работ, хотя они есть.
Сюжетная завязка четвёртого фильма о Чужих основана на найденных людьми образцах крови Эллен Рипли. Учёные раз за разом клонировали её – семь неудачных попыток и удачная восьмая (на борту космического корабля). Вместе с клоном Рипли появился и клон зародыша Королевы Чужих. Дальше появились особи Чужих, да и у клона Эллен Рипли проявились некоторые способности инопланетян. На корабль прибыли наёмники, между ними и военными произошёл конфликт. Чужие оказались на свободе и занялись своим любимым занятием – охотой на людей. Эллен Рипли с товарищами из наёмников перебралась на борт другого корабля, а вместе с ними и новая особь Чужого (этот сюжетный ход повторяется в каждом фильме о Чужих). Новый Чужой сочетает в себе черты одновременно инопланетянина и человека. Корабль военных, на котором проводили эксперименты по воссозданию Чужих, разбился на поверхности Земли. От нового Чужого избавились, выбросив его в открытый космос. Клон Эллен Рипли выжил. Такие дела!
Как вы можете заметить, сюжет в фильме «Чужой: Воскрешение» не блещет оригинальностью. Сценаристы Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, работавшие над третьей частью киносерии о Чужих, были против продолжения. Но кинокомпания «20th Century Fox» была довольна прибылью от третьего фильма и хотела сорвать куш, если новый фильм по атмосфере ужаса и боев будет таким же, как первая и вторая части. Сценарий к фильму «Чужой: Воскрешение» написал Джосс Уидон.
Также следует обратить внимание, что кресло режиссёра четвёртой части киносерии о Чужих предлагали Дэнни Бойлу, Питеру Джексону, Дэвиду Кроненбергу и Брайану Сингеру. Все они отказались. Неспроста, как пить дать!
Фильм «Чужой: Воскрешение» получил смешанные отзывы критиков, и что интересно – сценарист Джосс Уидон был недоволен кинокартиной и заявил в одном интервью, что режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал фильм, который невозможно смотреть. Но как говорится, после драки кулаками не машут.
После этого в киноистории о Чужих наступило временное затишье.
О фантастических фильмах, в которых кроме Чужих и людей присутствуют инопланетяне Хищники вы можете прочесть в моей статье «Особенности межрасовой охоты», опубликованной на портале Перекрёстки миров.
Как вам известно, в США по фильмам выпускается разнообразная сувенирная продукция. Фильмы про Чужих не стали исключением. Про этих опасных инопланетян написаны книги и нарисованы комиксы. Игрушки, футболки и кружки. Разумеется, есть и компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги на недалёких людях.
Мы достигли мест обитания Чужих. Поскольку уже стемнело, давайте остановимся на ночлег и обсудим у костра, что же мы знаем о тех, на кого предстоит охотиться завтра утром?
Чужой (ксеноморф) – представитель внеземной цивилизации, характеризуется поведением известных на Земле животных-хищников и насекомых. Основными целями существования данного зверя являются: размножение и распространение своего вида; уничтожение иных форм жизни, представляющих для Чужого угрозу.
Аналогично земным общественным насекомым, Чужие являются эусоциальными, с одной фертильной размножающейся самкой. Семьи состоят из нескольких каст: репродуктивной самки и бесплодных особей (рабочие, солдаты и другие).
Биологический жизненный цикл Чужого включает: внедрение личинок-паразитов внутрь живых носителей; развитие особи внутри носителя и высвобождение наружу с гибелью носителя; быстрое взросление в течение нескольких часов; охота и поиски новых носителей для личинок.
Теперь поговорим о видах Чужих.
Наиболее распространёнными Чужими являются солдаты и трутни. Они выполняют задачи по защите и охоте, расширению жилого пространства, строительству улья, сбору пищи, кормлению Королевы и уходу за яйцами. В обычных условиях эти особи не способны к размножению, однако при отсутствии Королевы могут преобразовывать тела других существ в яйца, пока она не родится.
Бегун – четвероногая форма Чужого, результат развития эмбриона в организме животного. Он меньше и немного быстрее обычных особей, плюётся кислотой, на спине нет дыхательных трубок. Впервые показан в фильме «Чужой 3», где носителем паразита была собака. Отличительные свойства бегуна позволяют ему выполнять задачи по разведке и добыче пищи.
Новорождённый – гибрид человека и Чужого из фильма «Чужой: Воскрешение». Появился в результате генетических экспериментов людей по созданию клона мёртвой Эллен Рипли, заражённой Королевой Чужих. Новорождённый не почувствовал родства с Королевой и убил её, посчитав своей матерью клон Рипли.
Новорождённый крупнее обычных особей, покрыт полупрозрачной кожей, не имеет хвоста. Его короткий череп напоминает человеческий. Глаза, нос, зубы и язык (вместо двойной челюсти) также человеческие. Он довольно умён и способен к выражению эмоций мимикой.
Королева-Матка – главная и самая крупная особь в колонии. Остальные ей беспрекословно подчиняются по аналогии с земными эусоциальными насекомыми. Передвигается на двух больших конечностях. Её экзоскелет прочный, обычное кинетическое оружие его не пробивает. Главной особенностью Королевы-Матки является наличие пуповины яйцеклада. Это большой полупрозрачный мешок, заполненный яйцами. Из-за него Королева не может самостоятельно передвигаться, и поэтому находится в «колыбели» из слюнных нитей и биополимерной смолы, поддерживающих её и яйцеклад в подвешенном состоянии. Тем не менее, в случае опасности Королева способна оборвать яйцеклад и передвигаться самостоятельно.
В фильме «Чужие» можно наблюдать примеры наличия интеллекта у Королевы-Матки, что является ещё одним сходством с матками некоторых земных насекомых.
В фильме «Чужой против Хищника» можно увидеть Чужехищника, особый вид Чужого. Это результат развития эмбриона в организме Хищника. Данная особь имеет как черты обычных Чужих, так и некоторые признаки Хищника (жвала и дредовидные отростки).
В фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть Чужехищник, ставший Преторианцем – элитным солдатом улья. Преторианцев выбирает Королева-Матка из числа обычных особей Чужих.
Есть ещё три вида Чужих из других фильмов, но с ними мы познакомимся позже.
Само название «Чужой» придумали американские сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт в ходе работы над сценарием первого фильма об агрессивных инопланетянах. Над визуализацией образа Чужого поработали как художник Ханс Рудольф Гигер, так и Ридли Скотт и Роджер Дикен. Королеву Чужих для второго фильма нарисовал Джеймс Кэмерон вместе с художником Стэном Уинстоном.
Теперь, когда мы вспомнили фильмы о Чужих за период 1979-1997 годов и узнали о том, что это за существа, отдохнём до утра, чтобы набраться сил для охоты.
Итак, мы вошли в дебри кинематографа. Будьте бдительны, не отставайте. В этих местах легко потерять рассудок от вторичности, халтурных сценариев и спецэффектов.
Когда у известного кинорежиссёра заканчиваются идеи для новых работ, он либо берётся за ремейк какого-нибудь известного фильма, либо снимает фильм, действие в котором происходит до событий ранее созданной кинокартины и предшествует им по внутренней хронологии. Так и поступил кинорежиссёр Ридли Скотт.
В 2012 году на экраны кинотеатров вышел его новый фильм «Прометей», действие в котором происходит до событий «Чужого» 1979 года. Думаю, нет смысла подробно разбирать сюжет кинокартины «Прометей», потому что он во многом повторяет сюжет «Чужого». Поэтому обратимся к отличиям и новым деталям в истории о Чужих.
Из фильма «Прометей» нам становится известно, что человек обязан своим появлением расе Космических Жокеев (Инженеров). И в отличии от «Чужого», в новом фильме люди встретили живого представителя этой расы. В «Прометее» андроид Дэвид частично выполнял указания людей и параллельно вёл свою игру, изучая планету и космический корабль Инженеров. В результате его эксперимента на борту земного космического корабля появилось кальмароподобное существо. Оно быстро выросло, напало на Космического Жокея и внедрило что-то в его тело, после чего из тела Инженера вылезло существо, похожее на взрослую особь Чужого и названное режиссёром фильма Ридли Скоттом Диаконом.
Планета, на которую прилетели люди, была военной базой Космических Жокеев, где велась разработка биологического оружия (жидкости в контейнерах, вызывающей опасные мутации).
Последним существенным отличием сюжета фильма «Прометей» отмечу финал: выживший археолог Элизабет Шоу улетела на внеземном космическом корабле в компании головы андроида Дэвида на родную планету Космических Жокеев, чтобы узнать, зачем они создали человечество и почему позднее решили его уничтожить.
Если смотреть фильм «Прометей» внимательно, то можно заметить, что некоторые сцены в нём полностью повторяют сцены из «Чужого» 1979 года. Получается, что «Прометей» является дополненной версией «Чужого».
В части компьютерной графики и спецэффектов фильм «Прометей» хорош, а вот в части актёрской игры нет. Но этого и не стоит ожидать от дополненной версии фантастического фильма 1979 года.
Поклонники фильмов о Чужих были не в восторге от «Прометея». Фильм критиковали за нелепое поведение персонажей (которые являлись подготовленной экспедиционной группой), отсутствие инопланетных чудовищ и сюжетные ляпы (например, на современном космическом корабле людей нет медицинского оборудования для принятия родов).
Поскольку кинокартина «Прометей» окупилась в прокате и в продаже на дисках, Ридли Скотт взялся за следующий фильм о Чужих. В 2017 году в кинотеатрах вышел фантастический фильм «Чужой: Завет». Развитие сюжета и отдельные сцены этого фильма во многом похоже и на «Прометея», и на «Чужого». Вот только вместо научно-исследовательского или транспортного космического корабля здесь мы видим колонизационный. Не будем разбирать аналогии и совпадения с предыдущими фильмами серии так как их много. Обратимся к тому новому о Чужих, что увидели в «Чужой: Завет».
Фильм начинается со сцены, в которой андроид Дэвид, беседует с руководителем корпорации Питером Вейлендом и высказывает мнение, что хотя люди создали андроидов для служения, сами люди до сих пор не знают, кем и для чего они были созданы. Андроид замечает, что он, слуга, созданный Вейлэндом, не умрёт, в отличие от своего создателя. Стоит отметить, что этот эпизод может быть расценен, с одной стороны, как отсылка к Библии, а с другой – реверанс в сторону фантастических рассказов и романов XX века о роботах и людях.
По мере просмотра фильма «Чужой: Завет» становится известно, что произошло после «Прометея» и до встречи экипажа корабля «Завет» с андроидом Дэвидом. Планета, на которую прилетела команда космического колонизационного корабля «Завет» была родиной Создателей. Археолог Элизабет Шоу и андроид Дэвид прилетели на эту планету, и андроид уничтожил её жителей, распылив над их городом опасный патоген с планеты LV-223. Почему представители расы Космических Жокеев не имели в распоряжении оружия защиты от космических кораблей – непонятно. Почему они не заподозрили, что на прибывшем корабле могут быть враги? Неизвестно.
Как мы поняли ещё из фильма «Прометей» – андроидам доверять нельзя. Элизабет Шоу доверилась, и стала жертвой эксперимента Дэвида. У злого андроида, изучившего материалы Космических Жокеев, план прежний – создать биологическое оружие. Поэтому он избавился от большей части экипажа корабля «Завет», сделал запись о гибели людей в результате вспышки нейтрино, взял необходимое для продолжения своих опытов на космический корабль и улетел с родной планеты Создателей.
Интересной идеей в фильме «Чужой: Завет» является общение и конфликт двух внешне одинаковых андроидов – злого Дэвида и доброго Уоэлтера. Их идентичная внешность стала возможностью для Дэвида обмануть членов экипажа колонизационного корабля «Завет».
В кинокартине «Чужой: Завет» мы увидели два ранее неизвестных вида Чужих.
Неоморф – разновидность агрессивных пришельцев, распространяющихся через грибковые споры, а не посредством лицехвата. Новорождённые неоморфы покидают тело носителя через спину и горло. Внешне они напоминают Диакона, но имеют белую кожу и шипы на спине и хвосте.
Протоморф – разновидность Чужих, созданная Инженерами.
С технической стороны фильм «Чужой: Завет» не уступает «Прометею», а одна из композиций саундтрека очень напоминает музыку оригинального фильма 1979 года.
Критики похвалили кинокартину «Чужой: Завет» за качественные спецэффекты и воссоздание атмосферы первых фильмов о Чужом (чего я не заметил), и в то же время отметили недостаток оригинальности. Этот недостаток отметил рецензент газеты «The Guardian» Питер Брэдшоу: «…в этом фильме собраны лучшие ошеломляющие моменты из предыдущих серий саги», но несмотря на это дал фильму положительную оценку.
Если вы – поклонник фильмов о Чужих, и вам не важен сюжет, то фильмы «Прометей» и «Чужой: Завет» для вас. Если вы ещё не знакомы с Чужими и любите фантастику, то я рекомендую вам посмотреть первые два фильма киносерии.
Согласно информации из интернета, Ридли Скотт планирует снять ещё несколько фильмов, дабы связать начатую историю в «Прометее» с первым фильмом «Чужой». Нельзя исключать и того, что в дальнейшем голливудский конвейер возьмётся за ремейки первых четырёх фильмов о Чужих.
Ещё один фильм о Чужих хотел снять режиссёр Нил Бломкамп, известный благодаря кинокартинам «Район №9», «Элизиум – рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи». Благодаря авторитету Ридли Скотта фильм под условным названием «Чужой 5» был отменён. Поклонники фильмов о Чужих собрали петиции, чтобы помочь спасти фильм Бломкампа, но у них ничего не вышло. На мой взгляд, это к лучшему.
Во все времена существовали талантливые люди, создавшие объекты искусства или архитектуры, запомнившиеся нам как нечто новое, невероятное и привлекающее внимание. Наряду с ними работают другие люди, целью которых является не творение, а извлечение прибыли. В условиях капитализма это хорошо заметно на примере голливудских фильмов-блокбастеров.
Сегодня кинопродюсеры делают ставку на зрелищность, а не на интересный сюжет и актёрскую игру. Смотреть или не смотреть такие кинофильмы, решает каждый сам для себя.
Популярность Чужих в России привела к тому, что во Владивостоке в 2012 году появилась металлическая статуя опасного инопланетянина работы неизвестного автора.
Какие фильмы о Чужих вы смотрели? Что вам в них понравилось?
Выскажите своё мнение об этой статье в комментариях.
На этом приготовьте своё оружие, следуйте за мной и внимательно смотрите по сторонам. Охота на Чужих начинается!
С одной стороны, многие сценаристы, которые видели "Две стрелы. Детектив каменного века", сделали простой вывод: это же отличный сатирический сеттинг, в котором можно говорить, что думаешь. А на всякий случай еще можно посмотреть "Флинстоунов".
С другой стороны, когда сатира становится чуть посложнее карикатуры, начинает жить собственной жизнью, в ней прорезаются вторые-третьи пласты юмора, и это может стать действительно интересно.
.
Завязка простая — вождь Топор, проиграв битву с соседями, решает, что в строй надо поставить женщин, детей, и начать второй раунд борьбы /вот кого они имеют в виду сейчас, и кого имели виду год назад, когда писали сценарий? Не знаю :)/ Только вот племя устало. На поединок с Топором выталкивают Галустяна, но тут прилетает здоровенная птица, которая уносит вождя-отморозка.
Финал тоже простой: два племени внезапно понимают, что зима будет не как обычно, то есть совершенно внезапно и только у одних, а сразу у всех. И замерзнут все. Но тут вождь Галустян обнаруживает, что можно зажечь газ в одной из пещер, загораются синие огоньки, от которых становится даже светло, и так исполняется мечты о спокойной жизни зимой /Газпром? Явно он. Но это прямой заказ или эхо от рекламы старых заказов?/
В середине разверчиваются несколько сюжетов:
— как нормально жить с соседями, если у них теплее и сытнее, просто потому, что там солнечная сторона? Убежать одному не вариант, все сразу тоже не вариант, и даже ценные специалисты у "Придурков" (да, Задорнов, мы помним о тебе) не особенно нужны;
— как наладить интимное общение с вождихой "придурков", тем более, если ты Галустян?
— как могут установить контакт друг с другом служители культа из двух разных племен, когда оба они — гомосексуалисты в общественно-политическом смысле этого слова? То есть пренебрегают моральными обязательствами. Нет, они, конечно, прекрасно поладят, но что произойдет в процессе?
— как решить жилищный кризис в племени, где самая многодетная семья обитает в большом яйце динозавра?
— как жить, если все охотники в племени решать найти себя, попробовать заниматься тем, что больше нравится?
— что делать со стариками, если им нельзя назначить пенсию?
Там еще сколько-то сюжетиков.
Что получилось в сериале? В некоторых сериях становится ясно, что пропагандистские клише или клише коучей, или какие-то лютые штампы поведения, которые случайно выжившие выдают за "обычаи" — они не работают. Причем вне зависимости от вектора. Приходиться думать, искать выход из ситуации. Другими словами, если архетипы отрываются от конъюнктуры, ответ на проблему находится через поиск, размышление и мораль, а не через лозунг-клише. Ну, или не находится.
Есть несколько хороших образов. Шаман "не придурков", вождиха, отец вождя-Галустяна и даже сам Топор (возвращается ближе к финалу за добавкой) получились живыми и неоднозначными. У Галустяна проблема — комедийный образ слишком затеняет трагические черты персонажа.
Часть шуток смешная и они неплохо поданы с помощью короткого монтажа.
А плохая тут вторичность. Музыка потырена из "Пиратов Карибского моря" и мало-мало переделана. Часть образов второго плана, типа Нги, картонные на 146%. И "Флинстоуны" и "Ледниковый период" временами вытесняют креативность. Да, я понимаю, создатели сериала хотели "в пародию", но местами совсем грустно.
Итого: между "средненько" и "посредственно". Если вы сможете пропускать неудачные серии, то зайдет неплохо. Но останется вопрос: два племени относительно неплохо договорились, а если на газовый огонек зайдет кто-то третий?