Спайк Ли рассказывает о Нью-Йорке на сломе тысячелетий через историю Монти Брогана, мелкого наркоторговца, которому на следующий день предстоит сесть в тюрьму на 7 лет.
"То, что Монти наркоторговец" здесь как в песне Аллы Пугачевой "это не важно, не так это важно". Важнее, что человек когда-то сделал неправильный выбор и теперь придется расплачиваться, шанса исправить ошибку нет.
Одна из лучших ролей Эдварда Нортона и это уже повод посмотреть эту непростую и неоднозначную драму.
В начале фильма он спас раненого пса и теперь у него есть собака Дойл. Монтгомери говорит "То, что я спас этого пса, — лучшее, что я сделал в жизни".
Слоган "Может ли один день изменить всю жизнь?" отражает происходящее в фильме. Герой прощается с прежней жизнью. И многие из его окружения прощаются с ним.
Фильм сильный, но тяжелый. Мрачная картина об одном дне в жизни Нью-Йорка, вместе с тем об ответственности за выбор и искуплении.
Мастеркласс от Спайка Ли и Эдварда Нортона под замечательную музыку Теренса Бланчарда.
Толстого украинского поца Костю играет Тони Сирагуса, 12 лет выступавший в НФЛ (лига американского футбола), а затем ставший популярным телеведущим.
Главу русских наркоторговцев дядю Колю играет колоритный грузинский актер Леван Учанейшвили (я его помню по рли милиционера в фильме "Кукарача").
Это должен был быть интересный проект, экранизация романа Агаты Кристи "По направлению к нулю" (Час ноль).
Но вышло сильно по мотивам (дочь Агаты Кристи, прочитав сценарий, потребовала убрать имя матери из титров).
Британский инспектор полиции приезжает во Францию, чтобы помочь в расследовании смерти своего наставника. Погибший (французы считают его смерть самоубийством) следил за виллой, где живет семья британских аристократов.
Детектив быстро утопили в тяжелой патологии. Важную роль играет в фильме "предчувствие войны" и усиление нацизма, но во второй половине ленты эту часть слили в угоду будуарным тайнам.
Хороший актерский состав. Брата и сестру играют Стивен Дорфф и Габриэль Анвар. Здесь впервые в полнометражном фильме сыграла 10-летняя Кира Найтли.
Великолепная работа дизайнеров (запредельно стильная вилла) и костюмеров. Все остальное так себе.
Ложь не бывает невинной. Запретная страсть и связанная с ней ложь могут превратить жизнь многих в ад.
Потенциально интересный проект провалился из-за неудачной реализации.
Опытный продюсер при съемках дорогого сериала — имхо — может вообще не интересоваться деталями фантастических допущений.
Ему важно знать одно: какую эмоцию и как собираются продавать зрителю? Потому что массовый зритель голосует сердцем, а отдельные критики и буквоеды — это просто черви у подножия кассового успеха.
И в "Чужом: Земля" рука такого продюсера ощущается буквально во всем.
.
Вселенная "Чужих" — это столкновение инопланетного ужаса с чем-то человечным, где храбрая милота и глупая подлость идут в одном флаконе.
Уже многое пробовали.
(Юная дева + рыжий котик) VS (чужой + предатель-андроид) = первый фильм франшизы.
И дальше перебирали комбинации.
Проблема в том, что самое человечное для массового зрителя — это дети. Однако девочка из "Чужих-2" как бы закрыла тему с единственным ребенком. Дальше можно брать только количеством. Устроить бойню "Чужой в лагере бойскаутов"? Но это рейтинг 18+, а значит низкие сборы в прокате.
Следовательно, будут дети с телами взрослых. Что хорошо укладывается в общий тренд на инфантилизацию персонажей.
Потому есть остров "Нетландия" где триллионер проводит испытание новой технологии — и переносит психику смертельно больного ребенка во взрослое синтетическое тело. Теоретически это мегапрорыв, решение проблемы бессмертия и вообще, с команды ученых надо сдувать пылинки. Прямо на острове должен жить большой штат специалистов, серьезные лаборатории на все случаи жизни. Потому что конфиденциальность и личный доступ в одном флаконе. За этой командой должен следить администратор, периодически одергивать ученных и вправлять им мозги, причем без физического насилия, а нормальными штрафами, поощрениями, разговорами и т.п.
Но какое дело до рациональности условному продюсеру? Нужна коллизия.
Поэтому триллионер слишком вошел в роль Питера Пена — этого остроухого фэйри, который не умеет любить и железно уверен в собственном величии.
И вся команда исследователей — это пожилые супруги-интеллигенты плюс андроид предыдущей модели.
.
Как результат: в нормальную интригу и конспиративную деятельность умеет только седой, морально устаревший андроид.
Все остальные — все, без единого исключения — действуют как марионетки с наполовину подрезанными нитями.
Ну, с детишек во взрослых телах спрос маленький, только одна девочка решила играть во взрослую карьеристку.
Брат протагонистки — девочки Венди, которую перенесли первой — одержим идеей забрать её к себе домой. Хотя видит, что она быстро прогрессирует, и новое тело стоит фантастических денег, и лучший вариант — просто жить рядом с ней на острове, сопровождая её взросление.
Советник-консильери юного триллионера — действует как сухарь-делец из голливудских постановок, и выгоняет одного из специалистов по андроидам буквально за несколько недель до обнародования технологии переноса. Это увольнение уже достаточно большой косяк. "А вас, мистер Оппенгеймер, я увольняю! — Но у нас испытание через месяц! — Да похрен, мне дисциплина нужна!" Тем более, его жена остается на ответственнейшием посту. Мг, вот так сразу заменить специалиста не получится, а суперценный кадр быстро ведь попадет в команду конкурентов. Или его надо убить, но тогда супруга может немножко занаяться саботажем.
Глава корпорации "Ютани", у которой увели звездолет — корабль с "чужими" грохнулся на город, принадлежащий триллионеру-конкуренту — ведет себя как истеричная барышня и посылает устаревшую на шестьдесят лет модель киборга штурмовать укрепленную резиденцию "Питера Пэна".
.
Да, глупостей фантастически много. Зато все они обеспечивают постоянную коллизию-столкновение, искры эмоций.
Чужого обычно еле-еле упаковать получается, но что-то он зрителю надоел. А давайте экипаж разведчика еще несколько опасных видов приволочет на Землю-матушку? Давайте :)
Детишки-взрослые хотят пройтись по небоскребу, в который врезался звездолет, бегают инопланетные виды и лично чужой? Отличный тест, думает "Питер Пен", пусть разомнутся.
В первые две минуты общения разболтать брату девочки Венди, что перед ним именно его покойная сестра в другом теле? Запросто.
Детишечки решают, не взбунтоваться ли им против "Питера Пена" — а почему нет? Прикольно ведь.
Шантажировать корпорацию "Ютани" наличием инопланетных видов на её корабле? Да об этом неизбежно узнают главы старших корпораций, настучат по головам всем, мало не покажется. Но шантаж на переговорах выглядит живенько.
Вот киборга-ребенка со взрослым лицом шантажируют убийством родных. И это настоящая драма, потому что ребенок-взрослый не знает, как поступить, но и львиная часть взрослых не знает, как будет вести себя в похожей ситуации. Пальцы продюсера нажимают кнопочку "сочувствие".
Девочка во взрослом синтетическом теле учится говорить с чужим? Какая прелесть :) Может, сделать их друзьями? Так и поступим.
Убежавшие детишки находят могилы с собственными именами? Как трогательно!
"Питер Пен" лично звонит на звездолёт и агитирует техника Петровича совершить диверсию, выпустить чужих? Пофиг на видеозаписи и дискредитацию клавы корпорации, результат важнее. А зритель видит коварную двуличную тварь, которой так благодарны спасенные дети.
"Логика?" — кричит где-то вдали Паниковский, — "Я не знаю никакой логики, ваша логика себе на лекарства не заработала!"
.
Стилистически и технологически во франшизе вечные 1980-е с парой современных гаджетов.
"Киберпанк" у восточной корпорации: сакура плюс кибер-самураи. Теперь это смотрится как самый затасканный штамп.
Тяжелые компьютеры в пультах, хотя должны быть легкие личные компьютеры в серьгах, пряжках и браслетах? А, пусть будет все тяжелое, и еще чтобы экраны маленькие с монохромным изображением. Правда, несколько планшетов из настоящего перекинули, чтобы уж совсем не стыдно было.
Власть корпораций, такие идеи были модными всю вторую половину ХХ-го века. Но ведь по сути эти корпорации должны превратиться в государства. И какие-то намеки делаются: город считается территорией "Питера Пена", есть подобие международного арбитража. Только государство это ведь не элитная команда спецназа или военизированная "скорая помощь". Это — армия. А сколько "Питер Пен" сможет выставить дивизий?
Остатки левых взглядов у интеллигенции. Уже не про коммунизм, а про свободу личности. Ок. Но на фоне власти корпораций, которая длится больше полувека, на фоне весьма умеренного уровня жизни, какие идеи могут радикализоваться? Легко можно было бы представить условную партию пиратов, которая желает обобществить технологию переноса сознания. Это могла быть серьезная линия сюжета: подпольщики, которые пытаются выкрасть информацию и работающую установку. Но нет, это сюжет из других десятилетий.
Огнестрельное оружие своим видом намекает: "недавно был Вьетнам" (правда, есть возможность стрелять электрической дугой). Ноль беспилотников. Ноль зооморфных боевых роботов — собачки с пулеметами, где вы? На подготовленном к обороне острове триллионера никакой чужой по кустам бы не прятался, взяли бы за хвост в первые минуты (как в предпоследней серии изловили маленького чужого).
Тут хотелось бы пояснить: стилизация под какую-то прошлую эпоху — вполне разумный прием. Но чтобы эта стилизация работала, требуется разыгрывать действие в локациях, которые сами же местным обществом стилизуются под прошлое. Фильм "Гаттака": события происходят фактически в офисе и паре домов, потому вокруг как бы ренессанс 1950-х, и в такие декорации вполне веришь. Здесь же много принципиально разных локаций: город, лаборатория, престижный офис, задворки, дикая природа, каюты звездолета. Стиль должен быть разным не только по дизайну помещений, но и по уровню развития технологии. А вот этого не чувствуется совсем.
.
Что действительно хорошо получилось в сериале: андроиды будут нервно реагировать на редактирование собственных воспоминаний. Показан один из фундаментальных конфликтов будущего: свобода личности это свобода от переписывания собственных воспоминаний, но вокруг так много редакторов...
Так же впечатляет работа актеров: однобокие и гротескные образы воплощены на экране очень добротно. Венди — можно сопереживать, и её эволюция тут самая интересная. Дети во взрослых телах сохраняют детскую пластику. "Питер Пен" — скользит между патологической дурашливостью и талантом. Лысый консильери — да, похож на ограничителя и рационализатора идей юного гения, и вот его история, раскрытая в последней серии, действительно хороша.
.
Ну, и эпик финалочка. Эмоция обиженных детей выжимается на максимум: "Мы всем покажем кузькину мать!!!"
Детишек-киборгов за плохое поведение посадили в клетку, но Венди за счет своих возможностей общаться с электроникой просто переворачивает шахматную доску. Основная часть охраны погибает в схватках с чужим, которому Венди открывает двери. В результате в клетке оказывается и Питер Пен, киборг-мститель, оставшаяся в живых специалистка по переносу, словом, все взрослые там оказываются. Причем новой гранью сверкнула повесточка: Венди прямо говорит Питеру Пену — ты никогда не был маленьким мальчиком, ты всегда был взрослым злым мужчиной.
Причем Венди прямо заявляет брату: мир простой, а что он сложный говорят трусливые слабаки, чтобы оправдать свою нерешительность. Детишки-киборги обиделись на всех вокруг, ощутили себя отдельной общностью и мстят всем взрослым. "Теперь мы тут правим" (а к острову летит эскадрилья конкурентов Питера Пена, пряники раздавать будет). Самая яркая ассоциация: это Рой, убивающий своего создателя в "Бегущем по лезвию бритвы", но там конфликт настоящий, а кибернитические детишечки не умеют ни терпеть, ни прощать, ни любить, ни искренне ненавидеть. Будь в них хоть на гран больше готовности притираться к коллективу людей, их ждало бы прекрасное будущее. Но они все меньше ощущают себя людьми.
То есть конфликт чуждости и человечности исчерпался: "Свои не придут, мы тут все чужие".
.
Итого: на экране дорого оформленная мелодрама о взрослении. В ретрофутуристических декорациях. Сюжет оборван, потому что настоящего взросления не произошло — ни один из киборгизированных детей не обзавелся относительно полноценной картиной внешнего мира и не осознал, как в ней надо действовать. Экзистенциального выбора, как настоящего перехода во взрослое состояние, не случилось. Малолетние титаны капризничают и проявляют чисто детскую неблагодарность/нерасчетливость.
Вышли на второй сезон и всласть понажимали на клавиши зрительских эмоций...
С одной стороны киноделы показали грамотную трансформацию франшизы: от ужаса перед чужим, которого ведь уже мало кто боится :) перешли на модную тему ИИ, которым сегодня пугать получается куда успешнее. Это несомненное развитие образов. Во втором сезоне зрителям объяснят, отчего же люди так плохо относились к синтетам. Если очень повезет, постараются показать, как Венди понимает, что нельзя иметь все что хочешь когда захочется. За это жирный плюс.
С другой стороны, можно было оживить историю про инопланетного монстра сконструировав технологически продуманный мир завтрашнего дня? Дорисовать сложные машины на компьютерах? Показать творческое или хотя бы просто рабочее взаимодействие человека с ИИ, а не странные диалоги? Наверняка. Но снять кино про такой мир в измененных декорациях "Чужого" не могут/ не хотят/ не рискуют. Франшиза как надежная курица-несушка: не ломай, что работает. Потому стиль 1980-х, эмоции, неубиваемый чужой. И адские прорехи в логике.
"Интервью с вампиром" Энн Райс (книга и фильм) мне в свое время понравились (зло, которое писательница выпустила в мир — категорически нет).
Это продолжение культового фильма, снятое впопыхах (заканчивался срок прав на экранизацию) и в стлистике МТВ.
Лестат стал рок-звездой и поет провокационные песни о вампирах. Им заинтересовалась мать всех вампиров.
Большое количество американских и австралийских рокеров в небольших ролях. Песни за Лестат исполняет вокалист металлической группы "Корн" Джонатан Дэвис.
Известная певица Алия, сыгравшая Королеву проклятых, вскоре после этого фильма погибла в авиакатастрофе. Фильм стал культовым для поклонников певицы, которая тогда была в статусе быстро восходящей звезды.
Стюарт Таунсенд тип смазливый, но заменить Тома Круза ему не дано. Средней руки подростковый рок-идол, а не древнее зло
Интересно, что примерно в это же время он едва не стал Арагорном. Но после нескольких дней съемок Тайнсенда заменнл Вигго Мортенсен.
Это срез музыкальных предпочтений эпохи с добавкой готики и вампиров
Австралия прославилась в мире кинематографа не только своей собственной новой волной, открывшей всему свету Питера Уира и Джорджа Миллера, и франшизой про «Крокодила» Данди, но еще и самобытными фильмами ужасов. Там, на краю света, умеют пугать. Хотя им в Австралии порой даже мистические сюжеты для этого не нужны, просто посмотрите «Опасное пробуждение» Теда Котчеффа, здесь и без призраков каких-нибудь обошлись. «Бабадук» – фильм ужасов. Он снят в Австралии. Уже интересно. Скорее всего, халтуры не случится. И действительно, перед нами достаточно любопытное кино в жанре, скажем так, психоаналитических ужасов. С безысходностью, отчаянием и всякими визуальными изысками.
Амелия вымотана до предела. Она в одиночку воспитывает шестилетнего Сэма, ребенка гиперактивного, несносного, непослушного, который может вселять только оторопь и отторжение. И мало было обычных неприятностей, в доме Амелии откуда-то появилась книга-панорама про монстра Бабадука, который может однажды постучаться в твой дом, после этого не жди ничего хорошего. Книга на самом деле выглядит не только эстетично (отдельная радость этого фильма), но и весьма пугающе, нет ничего удивительного, что Сэм поверил в реальность Бабадука. Мальчик не просто его видит, он еще и готовится нанести ему отпор. Отчаявшаяся Амелия выпрашивает у врача успокоительные таблетки для сына, ведь она уверена, что Бабадук – это просто воображаемый монстр. Таблетки хорошие, мальчик быстро приходит в относительную норму. Вот только теперь, кажется, Бабадук решил добраться до самой Амелии. Тут вам и стук в дверь, и страшный голос по телефону, и книжку про Бабадука невозможно выбросить, Амелия ее порвала и выкинула в мусорный жбан, но вот она, склеенная, прямо на пороге, ждет не дождется, чтобы ее открыли. Все это усугубляется тем, что абсолютно непонятно, то ли все это взаправду, то ли у несчастной матери крышу уже капитально рвет.
«Бабадук» полон символов и метафор, к счастью, их не так уж и много, ощущения перегруженности не наступает. Если с ними разбираться, то без спойлеров не обойдешься, потому оставим это дело киноблогерам, которые любят делать обзоры на фильмы длинней этих самых фильмов. Там вам, скорее всего, все расскажут: и про то, как в фильме показана травма утраты (отец Сэма умер в день его рождения), и про то, что означает подвал, и про то, откуда взялось битое стекло в ужине, который готовила Амелия. Не то, чтобы фильм напоминал ребус, все тут достаточно просто, но покопаться есть где. Если не отыщите видеообзор, то легко найдете кучу аналитических статей, которые написали профессиональные психологи, тут им раздолье, кто бы удержался. Возможно, в каком-нибудь таком разборе будет сказано, что до самого конца не ясно, насколько реально происходящее. То есть с точки зрения Амелии и Сэма все, конечно, реальней не бывает. А как это все выглядит, если посмотреть на происходящее со стороны? И вот это как раз самое интересное, что есть в «Бабадуке».
Уже на заре кинокритики была высказана мысль, что кино по природе своей похоже на сновидение. Чувство времени размыто, ведь в фильме нам могут показать всего пару часов жизни героев, а могут и многие годы, зритель спонтанно перемещается из локации в локацию, задний фон часто размыт и тому подобное. Более того, мы видим мир в реальности не так, как его ограничивает для нас кадр. А это мы еще не говорим о кинокартинах, в которых используются нарочито сюрреалистичные декорации и эффекты. Режиссеры быстро это поняли, потому так много есть фильмов, которые используют метафору сна на полную катушку. А также галлюцинаций, безумия, навязчивых видений и прочего в том же духе. Уже в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине зритель так и оставался в неведении о том, где проходит грань между реальностью и манией героя (а это на минуточку 1920 год). В этом отношении кажется вполне закономерным, что бесконечная вереница «Кошмаров на улице Вязов» настолько впечатлила зрителей, ведь там битва с монстром разворачивалась как раз во сне. Но если у Уэса Крэйвена все прямолинейно и в лоб (что с этих американцев возьмешь?), то у Дженнифер Кент (режиссер и сценарист «Бабадука») все гораздо тоньше. Хотя и она не избежала определенной прямолинейности в отождествлении сновидения и просмотра фильма; эта прямолинейность видна в эпизодах, когда Амелия, борясь с бессонницей, бесконечно сидит перед включенным телевизором, по которому почему-то крутят в основном фантасмагорические ленты первой половины XX века. Фокус «Бабадука» в том, что у зрителя нет ни малейшей уверенности в том, что все события фильма не укладываются в долгий сон главной героини. Вообще, фокусов в этом фильме много. Так, в нем любопытно смещают точку сопереживания героям: в начале можно только посочувствовать Амелии и прямо возненавидеть Сэма, но затем именно за Сэма ты и начинаешь беспокоиться, в принципе желая, чтобы он смог убить собственную мать. Также тут много разных мелочей, внимательно слушайте то, что говорит пожилая соседка Амелии и Сэма, она явно что-то знает, по крайней мере, об Амелии. Но главный фокус тут, конечно, один. А именно: не сон ли это все?
Фильм, собственно, и начинается со сна Амелии, в нем она опять переживает ту аварию, в которой погиб ее муж. Ее будит, конечно же, Сэм. Ему кажется, что у него в комнате затаился монстр. Тут-то и можно было бы отметить, что вот она — граница между сном и явью. Но чем дальше, тем более зыбкой она становится. На это указывает все: демонстрация дома престарелых, в котором работает Амелия, все эти заторможенные старушки, отражения в витринах, смещенный фокус в некоторых эпизодах и так далее. Способствует этому и дерганный монтаж: мы постоянно практически прыгаем из локации в локацию, зазоров между событиями словно бы и нет. Это создает ощущение тревоги, сдвигающегося куда-то мира, поэтому самого Бабадука можно и не показывать. Кстати, его и показывают крайне редко, что идет фильму только на пользу. И, конечно, ответа на самый важный вопрос мы, конечно, не получим. Финал тут, вообще, достаточно любопытно выстроен, даже в логике сна он оставляет больше вопросов, чем ответов.
Есть мнение, что если в финале истории вдруг выясняется, вот, мол, это все был сон, то это плохая история. Адепты этой идеи утверждают, что тогда из нее выветривается всякое напряжение, ведь во сне никто не умирает. Тут бы посоветовать вспомнить то напряжение, которое испытывал, наверное, каждый человек, когда ему снилось, что он от кого-то убегает и прячется. Поэтому вполне ясно, что представление «Бабадука» в качестве фильма-сноведения, вполне может отпугнуть от него ряд зрителей. Это несправедливо по отношению к фильму, потому поспешим сказать вот что. «Бабадук» вовсе не обязательно трактовать именно так, это лишь одна из возможных версий. В конце концов, никто не мешает увидеть в этом фильме историю о преодолении тяжелой психологической травмы. Или социальный фильм о безрадостной и выматывающей жизни матери-одиночки. Ни одна из этих трактовок «Бабадука» никак не принижает того, насколько технично он сделан, насколько впечатляют здесь страшные эпизоды, и насколько хорошо сыграли свои партии актеры. Эсси Дэвис крайне убедительна и страшна в образе сходящей с ума матери, а Ноа Уайзман выглядит столь естественно, что порой на него хочется наорать, а порой и к сердцу прижать.
И да, никто не мешает воспринять «Бабадука» как просто хороший ужастик про питающегося страхом монстра, который лезет в дом, чтобы свести с ума его обитателей.