Живите глубоко! или Дети, уходящие с поля боя/«Смерть – дерьмовый повод, чтобы не жить»
17 летняя Илонка была полна планов на будущее. Но человек предполагает…
И вот она уже в частном хосписе для смертельно больных подростков. В старинном особняке Брайдклиф, непростом доме с богатой историей, в компании семи парней и девушек, доживающих тут свои дни.
Будоражащих друг другу нервы страшными историями, рассказываемыми возле очага. Договорившихся, что первый из них, покинувший сию скорбную юдоль, свяжется с остальными, дабы поведать о загробном мире.
И, возможно, в Брайдклифе – полном загадок, видений и теней, этот договор может быть исполненным.
А возможно, страшные истории оживут не только в буйном воображении ребят.
В Клубе Флэнеган мастерит натуральный альманах фантастических, страшных и странных историй, давая каждому из персонажей не минуту, а несколько часов славы, позволяя раскрыться перед зрителем до донышка.
Во время полуночных сборов Клуба каждый из восьми обитателей хосписа по очереди «создает призрака», рассказывая сагу о своем альтер-эго. Классический прием ненадежного рассказчика, поскольку вместе с элементами правды, ребята прилетают немало вымысла. Либо напротив, вкладывают в фантастические новеллы свои истинные порывы, стремления, мечтания.
Есть среди них более или менее удачные. Некоторые рассказы кидают аллюзии на известные фильмы: то на Терминатора и Игру Эндера, то на Пункт назначения. Нам поведают о призраках, роботах и маньяках. О дьяволе (точнее дьяволице), который никогда не делает людям больно (сами справляются), положительных ведьмах, суициде, странных попутчиках, важных решениях и конце света.
Каждая история не только рассказана, но и показана. Причем персонажи историй воплощаются в исполнении собратьев по Клубу. Подростки активно обсуждаю новеллы прямо по ходу, критикуют неудачные и поддерживают удачные ходы. Действие резко переключается между рассказываемой сагой и хосписом. Слом четвертой стены в действии.
Герои сериала, как я уже сказал, хорошо, пускай схематично, проработаны и недурно сыграны.
Илонка (Бенсон). Центральная протагонистка проекта. Девочка, чье имя означает «Свет», усыновленная приемными родителями. Младшая в классе. Милая, умная, лучшая ученица среди 900 школьников (пардон, вторая среди лучших), серьезно относящаяся к построению своего будущего. Которого у нее не будет. Не теряющая надежды в самых паршивых обстоятельствах. Самая мистически настроенная среди собратьев по несчастью. Тонко чувствующая потусторонний мир. Та, кого посещали видения связанные с Брайдклифом еще до поездки в хоспис. Периодически проваливающаяся в прошлое особняка. Готовая на что угодно, лишь бы избежать незавидной судьбы. Причем не только для себя.
Аня (Кодд). Персонаж, успешно отбирающий зрительское внимание у главной звезды. Ветеран хосписа, повидавшая множество смертей. Страдалица высшего разряда. Язвительная сучка, матерщинница, ощетинившаяся иголками во все стороны. Идеальный ребенок, самостоятельно пустивший свою жизнь под откос. Сильный человек, выживающий в наиболее неблагоприятных условиях.
Кевин (Ригни). Романтический интерес Илонки. Спортсмен, харизматичный парень, душа компании.
Спенсер (Самптер) – гей, заболевший спидом. Ну простите, как без этого. Выросший при церкви. Демонстрирующий неприятие религией, обществом и семьей нестандартных сексуальных отношений.
Сандра (Симон). Глубоко религиозная девочка из столь же верующей семьи. Работающая голосом разума для остальных. Не особо успешно, правда. Показывающая, что даже консервативно верующие, живущие по заповедям, могут принять невозможный для них выбор других людей, ведь: «нельзя любить бога и ненавидеть любовь».
Амеш (Сапкота) – родом из Индии. Фанат видеоигр, поигравший на всех приставках, которые только существуют. Обстоятельный юноша, составивший список того, что нужно успеть перед смертью. Обаятельный раздолбай с большим сердцем.
Шери (Адия) – из богатой семьи, папа — известный продюсер, мать – актриса. Понятно, что на дочь времени не оставалось вовсе. Записная лгунья, самостоятельно пишущая музыку (наверное).
Нацуки (Фурукава) – самая слабо проработанная героиня, с депрессией и погибшим отцом.
Восьмерка крепко подружится, становится настоящей семьей, каждый из которой горой стоит за другого. Тоже логично, на пороге смерти важнее не то, с кем ты жил, а с кем умираешь.
Кроме молодежи в сериале задействованы большинство любимых актеров Флэнегана, участвующих почти во всех его проектах. Как-то Гилфорд, Томас или Слойан.
Также обратите внимание на организатора и владельца хосписа доктора Стэнтон (Лэнгенкэмп), потерявшую сына от неизлечимой болезни. Тетечку, которая явно знает больше, чем показывает.
Не забывает постановщик о своих фирменных приемах, используя их, впрочем, в гораздо меньшей степени, чем в тех же Призраках. Перещелкивание времен, когда дверь, распахнувшаяся в наши дни, приводит героев в прошлое. Тени и призраки, скользящие вне зрения персонажа, но видимые зрителю. Важные темы, поднимаемые в действиях, диалогах и монологах героев.
Сериал снят по книгам Кристофера Пайка.
В Клубе на удивление много скримеров, что нетипично для Флэнегана, и не особо радует. Обычно его работы берут другим. Шикарным саспенсом, тонким встраиванием потустороннего мира в физический, тонкими намеками на присутствие сверхъестественного.
Здесь же мистика, к сожалению, грубовато подана, и становится самым слабым местом сериала. Сверхъестественная линия в Клубе обещает больше, чем дает. Несколько пиковых мистических эпизодов спущены на тормозах и фактически оборваны, ряд мощных «бу!» не заканчиваются ничем. Неужто Флэнеган уже устал от жанра, принесшего ему известность?
Стержневой сюжет развивается медленно, отвлекаясь на продолжительные истории, рассказанные членами Клуба. В результате проект кажется изрядно затянутым, впрочем, это беда далеко не одного The Midnight Club а практически всего современного кино. Вдобавок, парни нас ждет вторая серия! Постановщики закончили открытым финалом, явно рассчитывая на второй сезон.
The Midnight Club создан, чтобы поговорить со зрителем о смерти. Что неудивительно, ведь обитатели Брайдклифа находятся на грани перехода в «лучший мир», и призрак Костлявой, уже положивший руку на левое плечо, заставляет вплотную задуматься о близкой кончине. «Смерть становится знакомой» и живет рядом.
Особо обидно, что Разрушительница надежд наступает на пятки подросткам, в большинстве своем еще не познавшим ни любви, ни радости отцовства/материнства, ни счастья от сбычи мечт, или хорошо выполненной работы. Смотреть на лица 17-18 летних людей, которым до могилы остается несколько месяцев, следить за их циничными подколками, за которыми бездна боли – щемяще-тревожно.
Ожиданием смерти сериал пропитан под завязку. Герои говорят о ней постоянно: порой язвительно-саркастично, но чаще со страхом и сожалением. Зло шутят над своими болезнями. Сожалеют о непрожитом. Гневаются на свою несчастливую судьбу. Ведь процесс умирания неостановим, и, невзирая на то, что еще коптите небо — вы уже мертвы.
Что делать в такой ситуации? Смириться с безвременным уходом? Попробовать пройтись как можно дальше по списку вещей, «которые нужно сделать перед кончиной»? Гордится, что прожил больше, чем предрекали врачи? Сидеть и ждать исполнения приговора? Любовно заполнять и корректировать список распоряжений насчет похорон? Завершить все дела, прекратить бесполезную борьбу и красиво уйти? Или попытаться ускользнуть от гибели, отыскать лазейку, чтобы обмануть смерть? Пойти на что угодно, чтобы прожить еще день или месяц?
Искать спасение в нетрадиционной медицине, в природных рецептах? Или культах, вымаливающих ответы с исцелениям у древних богов, ритуалов и духовных практик? А может не стоит играть с силами, которые не понимаешь и не можешь контролировать? Рисковать душой, пытаясь спасти тело?
Или попросту нужно постараться оставаться хорошим человеком в любых обстоятельствах. Прожить отмеренные свыше годы, насладившись каждым мгновениям. Не поверхностно, а во всю глубину – и тогда даже посетивший землю на короткий срок оставит по себе добрую память. Ведь «ничто живое не умирает».
Эрго. Психологический подростковый триллер с элементами хоррора. Много фантастических историй, размышлений о жизни и смерти, о том, как встречать ее приход. А вот собственно мистика, сделавшая имя Флэнегану, в явном загоне.
Режиссер: Аксель Кэролин, Майкл Фимоньяри, Майк Флэнеган
Итак, я посмотрел первые две серии долгожданного «Кабинета редкостей Гильермо Дель Торо». Как бы это выразиться без мата... А, ... (к черту)! Я не нахожу других слов, чтобы выразить, насколько это ... (черт побери) ... (КРУТО) и ... (ОБАЛДЕННО)!!!
Ну, правда, только со второй серии. Первая, «Лот 36» — более чем традиционная история в духе «Баек из склепа» или «Калейдоскопа ужасов» об очередном ... (редиске), которого ждёт в итоге кармическое воздаяние от Неведомой ... (Чертовщины) из Глубин Преисподней. Что само по себе отнюдь не плохо, но от Гильермо всё-таки ожидаешь чего-то большего. И нет, это не спойлер, поскольку уже в тот момент, когда наш герой слушает по радио выступление какого-то правака на тему «понаехалов» и горячо с ним соглашается, становится ясно — ему ... (крышка).
Вообще, повесточка на тему расизма в эпизоде есть, постоянным фоном идут вести с войны в Персидском заливе и рассуждения о том, как негров и мексиканцев всегда бросали на передовую, причем иного смысла, чем показать, что ГГ ... (редиска), который заслужил того, что с ним случилось, это не несёт. Причем и это отнюдь необязательный момент, так как ... (редиска) он и во всех прочих отношениях, и огреб бы в любом случае, т. е. налицо идеологическая обязаловка сродни ... (доставшему) еще нас и еще в СССР «в произведении недостаточно поднят вопрос классовой борьбы». И вот на этот вопрос таки ушла немалая часть хронометража, ибо простенькая история в духе «Баек» и «Калейдоскопа» раза два длиннее, чем в этих почтенных антологиях — 48 минут против 23-25. Но при этом снята она раз в десять круче! Эпизод снял не Дель Торо, а другой Гильермо — Наварро, но в каждом кадре ощущается рука нашего пухлого мэтра, особенно в кульминации (о, эти каменные подземелья, подсвеченные жёлтым светом! эти гадкие скользкие щупальца!) Словом, эпизод, что называется, сойдетЬ.
А дальше у нас идёт экранизация классики — старенького рассказа Генри Каттнера «Кладбищенские крысы» от другого классика —Натали. Нет, не той Натали, которой мы обязаны такой классикой ... (дикого) стыда, как «О боже, какой мужчина!», а того, который снял такую классику ужаса в замкнутом пространстве, как «Куб». Правда, больше ничего столь ... (изумительного) он не снял — до «Крыс».
Собственно, «Крысы» уже один раз были экранизированны — Дэном Кертисом в антологии «Трилогия ужаса-2». Причем весьма недурно, но абсолютно в духе большинства экранизаций старой хоррор-классики — то есть, действие ради экономии перенесли в современность, а сюжет ради удобства основательно перелопатили. Вместо бесчестного расхитителя могил, столкнувшегося на салемском кладбище с конкурентами в виде оборзевших пасюков и последовавшего за ними под землю, где его ждали бесконечные ужасы, у Кертиса действует неверная жена, убившая богатого мужа на пару с любовником (что неудивительно, поскольку в обеих «Трилогиях» по художественной задумке все сюжеты строятся вокруг разных женских персонажей, которых играет одна актриса) и с ним же пытающаяся добыть из могилы ключи от сейфа, где деньги лежат. Конкуренты, впрочем, остались прежними, как и развязка. И нет, это опять не спойлер, ибо вряд ли кто-нибудь всерьез ожидает, что убийцы вылезут из могилы с заветным ключиком и рука об руку уйдут в закат. Да и кто за них болеть станет?
Зато вы наверняка будете болеть за мерзавца-гробокопателя Массона в исполнении харизматичнейшего Дэвида Хьюлетта — любимого актера Натали. Массон — отъявленный негодяй и проходимец, но до того живой и обаятельный, что успеха ему желаешь гораздо больше, чем сонму законопослушного, красивого и не успевшего насладиться жизнью пушечного мяса из Спрингвуда или Кристалл-Лейк. Поскольку сюжет вернулся к литературному первоисточнику, «Крысы», в сущности, фильм одного актера, и Хьюлетт отжигает на все сто (а еще он в этом образе похож на пухлого Куравлёва — ну как его не полюбить?)
Но помимо шикарного антигероя фильм ПРОСТО, ... (БЛИН), ... (ОБАЛДЕННО) СНЯТ!!! Начиная от музыкального сопровождения и кончая ошеломляющими и динамичными подземными съемками, способными вызвать приступ клаустрофобии у законченного агорафоба! И все все это в сеттинге сумрачного лавкрафтовского Салема 30-х годов прошлого века, сдобренном первоклассным кладбищенским юморком и отменными практическими спецэффектами! В кои-то веки звёзды сошлись как надо — достойный бюджет оказался в руках людей, не просто влюбленных в жанр, но УВАЖАЮЩИХ, ... (БЛИН), ПЕРВОИСТОЧНИК!
А стоп, как я мог забыть про повесточку? Наверное, потому, что здесь ее нет. Совсем.
Черт возьми, это просто, ... (черт возьми), ИДЕАЛЬНЫЙ фильм ужасов и СОВЕРШЕННАЯ экранизация, которая дала мне все, о чем я только мог мечтать, а вернее — только мечтать и мог, это ЛУЧШЕЕ, что случалось с жанром лет, наверное, за десять, если не больше. Наверняка больше. В ней безупречно все — атмосфера, сюжет, динамика, персонаж, постановка, музыка и актерская игра. После такого забойного почина не терпится дождаться экранизаций Лавкрафта — «Снов в Ведьмином доме» и «Модели Пикмана», и если они окажутся такими же, как «Крысы»... Да блин, они не могут. Не может быть НАСТОЛЬКО все ... (хорошо) Или может? Колитесь, господа: кто принес в жертву девственницу?
Семейная сага, или Долгое предчувствие гражданской войны
Король Визерис Таргариен не имел сына. Наследником Железного трона был его брат Деймон –брутальный и жестокий мужчина.
Далеко не всем была по нутру эта кандидатура. И однажды король решил назначить престолонаследником свою дочь Рейниру. Дело неслыханное в Вестеросе, лорды которого не могут даже помыслить о женщине на Железном троне.
Вдобавок Деймон не собирается отказываться от своих амбиций. А со временем возникает все больше потенциальных претендентов на верховную власть.
А значит, королевство может заполыхать в огне гражданской войны.
HBO, после завершения в 2019 году Игры престолов, снятых по романам Мартина и ставших одним из популярнейших сериалов в истории телевидения, не собиралось забрасывать золотую жилу Вестероса. Было несколько вариантов того, какую историю расскажут зрителю следующей. В результате остановились на экранизации романа «Пламя и кровь», ведающей о династических разборках Таргариенов.
Выбор, мягко говоря, небесспорный.
Проект концентрируется на похождениях полудесятка персонажей из одной семьи, оставляя провинциально-местечковое впечатление.
После размаха «Игры» с ее десятками важных персонажей, прыжками по карте от Стены до Вольных городов, House происходит в основном в столице, лишь изредка выбираясь на другие локации.
Я не читал первоисточник Мартина о Таргариенах (явно не я один, популярность этого романа-хроники гораздо ниже Льда и пламени), соответственно смотрел с чистого листа, не побуждаемый соблазном сравнивать книгу и фильм. Однако сравнения с ИП избежать не удастся.
Ведущих героев минимум-миниморум.
Визерис Таргариен – мирный король, не ведущий захватнический войн. Слабый правитель, зависимый от мнения совета. Знающий свой долг, хотя способный им порой пренебречь. Приличный человек (редкость для облеченных властью), увлекающийся историей и раскрашиванием макетов древних городов. Мечущийся между двух наследников – дочерью от первого брака и долгожданным сыном от новой жены. Терпящий жестокие лишения от собственного Железного трона, явно решившего извести негодного сидельца.
Консидайн выдает несколько неплохих сцен, адекватно передавая характер человека, не особо наслаждающегося властью, вынужденного вместо своих любимых исторических штудий тратить время на государственные дела.
Его дочь Рейнира (Олкок), затем Д'Арси.
Поскольку сезон четко делится на две половины по 5 серий, между которыми проходит около 10 лет, некоторых героев играют разные лицедеи, что должно демонстрировать бег времени. Детишки и вовсе перевоплощаются не один, а порой и не два раза. Странноватый ход. Первая половина в результате напоминает затянувшуюся экспозицию, а привыкнуть к изменившимся лицам и обострившимся отношениям, выходит далеко не сразу.
Юная (потом уже не очень) принцесса, всей душой стремящаяся избегнуть судьбы женщин того времени, воспринимающихся в первую очередь как утробы, должные принести отцу наследника. Детская, точнее подростковая психотравма – пример матери, погибшей во время родов, серьезно ударил по психике Рейниры. Не прочь заслужить славы и послужить королевству как рыцарь.
Не желает ни замужества, ни любовных отношений, напротив, склоняется к одиночеству. Хотя открытие чувственной стороны жизни многое изменит.
Постепенно проникается идеей стать первой женщиной на Железном троне, изменить патриархальный мир, и начинает прилагать массу усилий, дабы достичь этой цели.
Мы будем изучать матримониальные проблемы Рейниры, участвовать в плясках вокруг девственности и похождениях в духе Гаруна аль-Рашида, наблюдать за ее материнской ипостасью, бросающей вызов двору, зарождением долгоиграющего союза с дядей. Нам показывают типаж, отличный от самых запомнившихся дам Игры престолов. Это не Арья, не Санса и не Серсея (хотя именно на нее Рейнира со временем становится немного похожа). Уже хлеб.
Олкок не блещет актерскими талантами, частенько напоминая снулую рыбу. А вот Д'Арси смотрится на порядок живее и интереснее.
Принц Дэймон (Смит). Младший брат Визериса – стиляга, бабник, эпатажник, называющий себя проклятием Визериса и его дочери. Амбициозный, но в меру. Обижающийся на брата за то, что тот не предлагал ему пост десницы, но ни разу всерьез не пытавшийся отобрать место у старшенького. Жестокий, наглый, брутальный, стремящийся занять подобающее брату короля место.
Алисента Хайтуэр (сперва Кэри затем Кук). Лучшая подруга Рейниры, до крови терзающая пальцы от волнения.
По воле отца пошедшая на сближение с Визерисом, ставшая матерью его детей. Как настоящая мать готовая на все ради своего старшего. Кардинально меняющая отношение к бывшей подруге. Кэри юная и взволнованная. Королева-2 — Кук – заматеревшая и возмужавшая (или возженившаяся?).
Ее отец – десница короля Отто Хайтауэр (Иванс). Стоящий за троном нескольких королей, но в какой-то момент поддавшийся нездоровым амбициям.
Корлис Веларион (Туссэн) – Морской змей. Глава древней семьи, не уступающей родовитостью Таргариенам. Жаждущий урвать свой кусок власти, желательно пожирнее.
Кристон Коль (Франкель) – рыцарь из Королевской гвардии. Благородный и отважный, вдобавок почти не стареющий. Страдающий недержанием речи. До глупости переживающий за свою честь, что не мешает ему совершать вещи, мало соответствующие обетам рыцаря той самой Королевской гвардии. А позднее кардинально пересматривать отношение к ситуации.
Ларис Стронг (Джейсон) — калека, вкрадчиво-коварный до такой степени, что вызывает подозрение с первого взгляда. Духовный предок Вариса и лепший кореш Королевы-2.
Персонажи, честно говоря, не блещут. Харизматичных героев типа Джейме, Беса, Неда Старка или Мизинца не ждите. Таргариены вместе с окружением скучноваты, вызывают слабое сопереживание и маловато интереса.
Благо их хотя бы развитием не обделили. Герои проходят некислый путь не только в отношениях, но и в изменении характеров, целей, подходов к жизни. Мечутся от любви к ненависти, от дружбы к презрению. Умнеют, осознают, меняют подход друг к другу, долгу и ответственности, преисполняются коварства, все искуснее участвуют в игре престолов.
Эволюция персонажей становится одной из интереснейших сторон проекта.
Практически все действие происходит при королевском дворе. Нам не покажут никого, кроме аристократов, причем самой высшей пробы. Серьезно, я не припомню никого их героев, кто бы не откликался на кличку: «леди», «лорд» или «сир». Причем протагонисты практически не взаимодействуют с иными сословиями, те остаются серой неразборчивой массой, не позволяя прочувствовать ни обширность социума, ни его наполненность. Эдакая театральная постановка из горячо любимого британцами Шекспира.
Первая приличная битва возникнет лишь в третьей серии и останется единственной до финала. Снята она, правда, неплохо.
События развивается крайне неторопливо, в этом Драконы напоминают своего прямого средиземского конкурента. А вот хронологический промежуток сериал охватит немалый – в несколько десятков лет, причем, как я уже говорил между некоторыми сериями проходит то два года, то целых 10 лет. Куда там Ведьмаку с его хронопрыжками.
Впрочем, постановщики время от времени стараются напомнить нам о колорите средневекового Вестероса.
Турнир в честь королевских родов привлекающий внимание оригинальными шлемами. Как полагается, демонстрирующий женскую сторону: таинство рождения, не лишенное боли и крови и мужскую: жестокое мордобитие «летних» рыцарей, стремящихся со всей молодецкой дурью уконтрапупить противника. На кой рожать сыновей, если через полтора десятка лет они по глупости отбросят копыта во время зряшной забавы?
Королевская охота с целым палаточным городком, сотней участников, матерыми псами и пшиковым исходом.
Свадьба наследницы престола, не Красная, хотя без крови не обошлось. Наряды, яства, речи, любопытные танцы с элементами полета.
Пиры горой и приемы с изысканными нарядами.
Покажут панорамы городов и замков, порой прямиком со спины дракона. Жаль драконов, хотя в проекте их обещали целых 17 штук, до обидного мало. Казалось бы – главное преимущество сериала — больше драконов! Ан нет, жадничают. Особенно в первой половине сезона, после экватора ситуация выправляется. Хотя даже тут не сады.
Драконы смотрятся неплохо, а вот с изображением реальных животных в сериале просто беда.
Мы мельком увидим Харенхолл во время расцвета. Кусочек Драконьего камня. Твердыню Виларионов. Но больше всего столицу – с ее Красным замком, улицами полными люда, ночной жизнью, септой и борделями.
Непременного для ИП секса вроде как хватает, но главных персонажей, занимающихся любовью, подают достаточно целомудренно.
Похвастают постановщики красивыми кораблями и любопытными каретами.
Введут в дело пророческий сон Таргариенов – оказывается они были настоящими благодетелями, заботящимися не о своей власти, а о объединении Вестероса перед лицом грядущего врага.
Не позабудут попенять на тяжелую женскую долю в патриархальном мире оглашенных самцов – мол, не примут даму на престоле, невзирая ни на какие достоинства и родословную. Рожайте мол нам сыновей и не претендуйте на большее. Не поспоришь – средневековые времена не блистали толерантностью, хотя некоторые фемины и тогда находили способ показать мужикам кузькину мать.
А заодно пройтись по сексуально-брачным обычаям Таргариенов и однополой любви.
Эрго. Вялотекущая семейная сага, подавляющую часть сезона лишь подбиравшаяся к тому, ради чего ее ждали. Собственно Танцу драконов. Всем спасибо, дальше, пожалуй, без меня.
Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво
У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.
А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.
Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.
С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.
В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.
Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.
Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.
Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.
Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.
Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.
Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.
Сюжет чересчур долго раскручивается. Первая половина двухчасовой картины – плавная экспозиция. Затем всплеск — и еще без малого полчаса подготовки. С бесценным киношным временем, где каждая секунда должна содержать массу информации, нынешние постановщики обращаются слишком уж вольготно.
Перипетии мало цепляют. За героев переживаешь слабо. Сравните ощущения от «Тихого места» и от Nope. В сон, пожалуй, не тянет, но и до высот саспенса новому фильму Пила как до Киева рачки.
Антагонист, когда мы его наконец видим во всей красе (стетстон?!), выглядит довольно нелепо, что изрядно снижает градус напряжения (ты же проблемка была во вторых Самоубийцах). Разве что ближе к финалу у него нашлась интересная форма.
Впрочем, приятные моменты в картине имеются. Постепенное нагнетание обстановки. Кусочки непонятной угрозы. Ухваченные краем взгляда. Показанные намеком, при этом лишающие нас самого важного и привычного инструмента – электричества. Не дающие однозначного ответа о том, что мы видим. Людские фигурки, выглядящие трогательно маленькими на фоне противника. Четкое ощущение того, что на самом деле мы поразительно хрупки и ничтожны перед лицом того, чего не понимаем. Чего-то, претендующего на «высшего хищника», в корне несогласного с тезисом о «царях природы», И лишь максимальное напряжение серых клеточек, соединенное с использованием всех талантов, опыта и умений могут дать небольшой шанс уцелеть в сложившихся обстоятельствах.
Тени и темнота, хотя ее, пожалуй, можно было и поменьше.
Красивые пейзажи. Огромное открытое и безлюдное пространство, с холмами на горизонте и потрясающими закатами.
Быт профессиональных киношников, охотников за сенсациями, и тех, кто стремиться прославиться благодаря любительским съемкам.
Элементы вестерна с его молчаливым героем-всадником, противостоящим злу. Готовым пожертвовать собой ради близких.
Актерский состав ленты состоит буквально из четырех-пяти лицедеев.
О. Джей ( Калуя) становящийся, похоже, любимым актером Пила. Тот самый герой на коне. Угрюмый, нелюдимый парень, не особо жалующий компании и не терпящий быть под прицелом взглядов. Искренне любящий лошадей, живущий среди них с младых ногтей. Отлично знающий природу животных, как хищников, так и жертв.
Эмеральд (Палмер). Полная противоположность брату. Компанейская, бойкая, живая, брызжущая энергией, трещащая без умолку. Перебравшая все роли на Фабрике грез от актрисы до продюсера. Не слишком успешно. То бесящая своей непосредственностью. То привлекающая неуемной харизмой.
Торрес (Переа). Технарь, помогавший в установке камер на ранчо и чересчур плотно ввязавшийся в дела семьи Хейвуд. Нажористое любопытство и здоровая нотка самосохранения.
Джуп (Юн/Йен). Владелец шоу о Диком Западе по соседству с ранчо Хейвудов. В детстве при съемке в ситкоме пережил жуткую психотравму, связанную с животными. В попытках справится с последствиями, стал зарабатывать на давней трагедии, и даже счел себя в некоторой степени избранным. Что навлекло кучу неприятных последствий на многих людей.
С его аркой связаны флеш-беки, переносящие нас на площадку злополучного ситкома.
Оператор Холст (Уинкотт). Мрачный дядька, наслаждающийся картинами жестокости (а точнее естественности) царящей в дикой природе. Легендарный оператор, фанат старой техники, ради хорошего кадра готовый на все.
Эрго. Неплохой идейно, но не самый лучший по форме подачи идеи социальный хоррор.
Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора
Вторая Эпоха Средиземья.
Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.
И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.
После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.
Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.
Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры.
Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.
Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.
Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.
Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.
А вот наполнение – нет.
Эру с ней, с поломанной хронологией. Когда одновременно в мире живут Келебримбор и Элендил (которых разделяло множество столетий). Когда Исильдур уже почти зрелый муж, а Саурона никто в глаза не видел (когда Исильдур коптил небо – с Сау воевали уже давным-давно). Чтобы было понятнее, как обстояли дела в настоящей хронологии Второй эпохи: в 880 годах предчувствия по поводу некоего злого духа, которым оказался Сау, начали гнести душу Гил-Галада, в сериале столь благостно объявившего мирную эпоху; первая война с Сауроном началась в 1693; низвержение Нуменора и спасение Элендиля с сыновьями произошло в 3310).
С напрочь похороненной, кастрированной, лишенной острых углов и смягченной до детсадовского уровня предысторией. «Моргот уничтожил свет и легион эльфов отправился на войну». Да ладно! Вот как оказывается все было!
Или с расовым многообразием сериального Средиземья. Неужто вы ожидали чего-то иного от проекта, снятого в Штатах в 2022? Не уподобляйтесь наивным эльфийским воинам.
Но почему вы так коряво и странно подаете народы Средиземья?
Эльфы-нолдор – возвышенно-высокопарная аристократия («скопипащенная» с людской знати), сочащаяся пафосом, помешанная на политике, социальных игрищах и побрякушках высшего света. Поведенная на придворных церемониях, обрядах и ритуалах, жаждущая внимания короля, страшащаяся его немилости, боящаяся ослушания.
Да, и по какой причине на роли эльфов подбирают столь неказистых внешне лицедеев? Особенно мужиков касается. У Джексона тоже не все эльдар неземной красы, того же агента Смита вспомним, но в Кольцах я и вовсе не припомню ни одного лица, которое можно обозначить термином «эльфийское».
Но хитом сезона стал отплытие Галадриэль за море. «Этим героям дарована честь, равной которой в нашей истории не бывало»?? «Им позволят пересечь море, чтобы жить вечно»??? «Примите дар своего короля»???? Эльфы и так живут вечно, даже после физической смерти от ран не пропадая в никуда, а лишь переносясь в чертоги Мандоса в Валиноре. Возвращение в Валинор — не дар никакого короля, а право каждого эльфа Средиземья. Блин, об этом же в Приложениях к ВК прямым текстом сказано, на них-то у вас права есть!
Стоит, правда, отметить, что касательно Галадриэль имеется небольшой нюанс. В некоторых текстах Профессора, в тех же Неоконченных преданиях, сказано, что во вторую эпоху Артанис, как стоявшей у истоков мятежа Феанора, было запрещено возвращаться в Валинор. И лишь после событий ВК этот запрет был снят.
О «увядании» эльдар, с которым может справиться лишь определенный материал, впитавший свет изничтоженного Сильмарилла (!) даже говорить неохота – бред, причем нерифмованный.
Военизированные синдар, служащие колониальными войсками среди диких племен аборигенов, косо глядящих на поработителей, лелеющих идею восстания. Демонстрирующие неловко смотрящуюся эльфийскую акробатику «с цепями и без», явно вдохновленную подвигами Леголаса у Джексона.
Нарочито брутальные гномы, невзирая ни на какие обещания постановщиков и наличие большого количества хоббитов, похоже, обреченные нести крест юмористических персонажей.
Как у вас вообще с математикой? Гномы конечно не вечноживущие эльфы, для которых 20 лет действительно равны мигу, но живут около двух с половиной сотен лет. Так что заявлять, что за два десятилетия гном прожил целую жизнь, несколько опрометчиво. К счастью, ситуацию с тангарами создатели сериала со временем несколько исправили. Наугримы постепенно проявляют себя не только как бесшабашные расисты-алкаши, но и как отменные трудяги, неглупые стратеги, заботливые семьянины. Над зрительским впечатлением немало поработали Дурин (Артур) и Диси (Номвет), создавшие любопытную пару, совмещающую любовь друг к другу и мысли о будущем всего народа. Дурин постепенно становится одним из лучших персонажей сериала, гармонично сочетающим брутальность, иронию и внутреннюю силу.
Формализированно-патетичный Нуменор, с капитанами, изрекающими высокопарные фразы («море всегда право» «Нет учителя суровее, чем море»), банальными испытаниями «подручных» и рассеянными королевами-наместницами, не узнающими собственную высшую элиту (Элендиль не «неизвестный капитан, наследник знатного рода», а владыка крупного порта Андуниэ, один из самых именитых нуменорцев, потомок Эльроса). Нуменор, совместивший кондовую монархию с демократическими подходами, типа вызывания на войну исключительно добровольцев, или активного ублажения толпы. Нуменор, отправляющий на войну 3 (прописью три!!) корабля и три сотни воинов. Нуменорцы, конечно, крутые пацаны (особенно гремели их лучники), но аж никак не супергрои, способные в одиночку изничтожать сотни орков, что наглядно показала битва в Ирисной низине, где хлопцев Исильдура было как раз несколько сотен, что им ни капли не помогло. Да, формально на тот момент это были уже не нуменорцы, а арнорцы, но сути это не меняет.
Разве что к первобытным кочевым мохноногам, активно ныкающимся от «громадин», и старающимся исчезнуть для остального мира, претензий минимум. Маленький народец с большим сердцем.
Да и у Джексона хватало косяков. К примеру, он жутко невзлюбил Гондор и Эсгарот, показывая, их мягко говоря, не сильно адекватными парнями. Но создатели The Rings of Power в «чудачествах» с миром Толкина обставили Питера как салагу.
На что тратите экранное время?
На банальную и шаблонную отсебятину, мелкие жизненные моменты, которые слабо двигают сюжет и заслоняют общую картину, должные, по мнению американских сценаристов, увеличить градус сопереживания персонажам? Причем, чем дальше в лес, тем отсебятина становится громаднее и бредовее.
До сих пор помню отличного «Берена Белгариона», показавшего как можно расширить и дополнить Профессора, приблизив к читателю местами суховатые легенды Сильмариллиона, показав бурление и масштаб событий Первой эпохи, сделав ее столь же родной, как и описанная в ВК третья. Брилеву бы почитали, оболтусы.
На политика Элронда? На «потерпевших кораблекрушение», с рекордными заплывами без помощи плавсредств, бодрым кролем через море-окиян? На однообразные проказы хоббитши и скучноватые обычаи ее народа? На любовные шашни бравого синдар с травницей? На панибратского Хальбранда – эдакого затемненного недоарагорна?
Да, о второй эпохе материалов немного, и большая их часть находится в Неоконченных и Утраченных сказаниях, прав на экранизацию которых у Амазона нет. Но даже взяв за скелет Приложения к ВК, можно было создать на порядки более адекватную историю создания Колец и войны в Эриадоре. Неймется вам без пафоса – дайте больше эпика! Да, перед нами, безусловно не Первая эпоха, где эпоса хоть половником черпай, но и во Второй его хватало. Увольте сценаристов, пишущих картонно-коряво-пафосных диалоги деревянным персонажам, достойным провинциального театра («мы перевыполнили план!», а «Командующая северных армий» сразу вызывает в памяти бессмертное захаровское: «где командующий? Командует»). Взвинтите темп, не размазывая события по экрану и посвящая кучу времени малозначимым деталям. Не прячьте Саурона, как нашкодившего под лавкой кота.
О гениальных эльфийских доспехах с горловиной «ловушка для мышки»: «десь тут була моя шкварка». Идее Тьмы создать царство, где зло будет не просто выживать, но и процветать и размножаться – да нет, никакого отдельного царства, Сау просто желал подмять под себя все Средиземье. «Метеоритном» появлении неопределенного истари. Эльфийских рабочих, отнимающих ремесла бедных нуменорских тружеников. Орках, ставших натуральными вомперами, практически неспособными выйти на свет (у Толкиена они тоже были не в восторге от солнца, но вполне были способны при нужде передвигаться и воевать днем). Да и «зомбиподобный» грим у них, мягко говоря, не блещет. Глобальности народонаселения Южных земель (вокруг которых крутится изрядная часть перипетий сериала), все обитатели которых вольготно разместились в одной-единственной деревне. Аллюзиях на ВК с походом четверки невысокликов и пухлой верной спутницей главной хоббитши. И вопросах, типа как ирчи поймали недремлющую синдарскую стражу, и упоминать неловко. А мифрилл, крепчайший и дорогущий материал для доспехов, который на самом деле довольно давно добывали не только в Мории, но и в Нуменоре, из которого сотворили натуральный макгаффин? Что вы курите, и зачем такую гадость?
Есть, к счастью, в сериале и любопытные моменты.
Как-то тема людей, служивших Морготу. Слабенько поднимавшаяся у Джексона, да и у самого Профессора она далеко не на первом месте. В сериале все отлично помнят, на чьей стороне – победителей или проигравших — были предки людей, живущих на этой земле. Им не собираются ничего прощать, и потомки служивших Морготу это отлично видят. Со своей стороны – копя злобу к высокомерным победителям. Показывая, как возникает и крепится порочный круг ненависти и злобы, ведущий к новой войне. И так без конца, пока кто-то не найдет в себе силы, разорвать паутину ненависти.
Орков — не как безропотных отродий Тьмы, а существ, достойных жизни, имеющих свою идеологию, стремления и чаяния. И это не просто желание убить всех вокруг.
Перед нами с полдесятка линий, каждую из которых ведут свои персонажи.
Галадриэль (Кларк). Главный протагонист сезона. Ее образ по сравнению с книжным изменен серьезно. Артанис из книг Толкиена была одной из умнейших женщин всей истории Средиземья, наделенной массой талантов на уровне Феанора. Одними из системообразующих черт ее характера были амбициозность и стремление к власти, не в последнюю очередь толкнувшие ее присоединиться к походу в Средиземье. Галадриэль из сериала ведет одна, но пламенная страсть – месть за брата. Перед нами натуральный ветеран войны, подверженная посттравматическому синдрому даже после окончания горячей фазы. Пропитанная ненавистью, отравленная Тьмой, не видящая себя в мирной жизни, все усилия прикладывающая к тому, чтобы отыскать ненавистного ей субъекта. «Охота за Сауроном» – звучит предельно глупо, но именно этим и занимается наша эльфийская дева. Перед нами натуральный терминатор, способная в пару ударов нашинковать тролля, днями пробираться через метель, карабкаться по обледеневшим скалам на головокружительную высоту. При этом девушка не особо умна, вспыльчива, порывиста, прет по жизни как бульдозер. Дипломатия? Не слыхала. Прожитые столетия не ощущаются ни на грош. Впрочем, это вечная проблема долгоживущих персонажей, очень сложно правильно прописать такой образ как сценарно, так и с актерской стороны.
Хальбранд (Викерс). Загадочный мужчина с таинственным прошлым, любящий держаться запанибрата со всеми, включая тысячелетних эльфийек. Явная аллюзия на Арагорна, правда, не факт, что его жизненный путь закончится столь же приятно.
Эльронд (Арамайо). Киновоплощениям сына Эарендиля упорно не везет на внешность. Мордашка у нашего полуэльфа не ахти. А вот с наполнением образа все более-менее неплохо. Эдакий прожженный политик, серый кардинал Линдона, пишущий речи Гил-Галаду, мягко подталкивающий своего короля к нужным вещам. Вроде как неровно дышащий к Галадриэли (или все же просто дружба?), но способный пойти на утрату друга, лишь бы вырвать ее из круговорота войны и смертей. Трогательно дружащий с гномом, готовый ради него пойти на конфликт со своими, но забывающий о разнице восприятия жизни этих двух рас. Узнающий, что на каждого хитреца найдутся другие, и не только он умеет использовать сородичей «в темную».
Нори (Кавена). Хоббитша, постоянно ищущая приключений на свою пятую точку, рвущаяся изменить увязшую в рутине жизнь.
Арондир (Кордова). Сурово-безэмоциональный эльф-воитель, в далекой мирной жизни трудившийся садоводом. Втюрившийся в людскую женщину (как без этого! Ну не могут постановщики Толкиена не ввести межрасовую любофф, ситуацию за всю историю Средиземья случившуюся ровно три раза) и уже почти готовый признаться в своих чувствах. Если б еще орки не отвлекали!
Бронвин (Бониади ). Решительная дама-целительница с сыном пубертатного периода, хватающимся за подозрительные предметы.
Мириэль (Аддай-Роббинсон) – королева-наместница (??) Нуменора, заменившая заточенного в башне «эльфолюба»-папаню. Невзирая на внешнюю строгость и неприветливость, искренне переживает о судьбе своего народа.
Адар (Моул). Главный антагонист проекта, напоминающий персонажей Черных Хроник Арды. «Отец» орочьего племени. Рассекатель (возможный спойлер к судьбе нашего кота). Эльф, извращенный лично Мелькором.
Таинственный гость из метеорита (Уэйман ). То ли кто-то из истари, то ли… Однозначно сразу сказать не получится, а его умения дают отсылки сразу к нескольким персонажам.
Действие развивается жутко медленно, постоянно буксуя и ломая к Морготу весь едва возникающий темпоритм, долгое время показывая нам все никак не заканчивающуюся экспозицию. Лишь к шестому эпизоду постановщики сведут несколько арок, порадовав сражением, а заодно некоторым развитием сюжета. Примечательна в этом отношении нуменорская линия, в рамках которой две серии подряд заканчиваются одним и тем же: возней вокруг отплытия в Средиземье. Понятно, что сериал по определению растекаются мыслею (или мысью?) по древу, но и сериальный темп не обязан быть настолько плавно-снотворным.
Эрго. Насчет «дополнения мира Средиземья», некоторые румяные критики откровенно погорячились. Постановщики, к сожалению, пошли обычным путем создателей экранизаций – напихав кучу нелогичной и глупой отсебятины, изрядно извратив народы, наплодив макгаффинов, проигнорировав предысторию, налив пафоса и соорудив корявые диалоги. К счастью, имеются любопытные моменты, неплохие актерские находки и восхитительная картинка: как реальная, так и компьютерная. В целом – крайне спорно.
Режиссер: Уэйн Йип, Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром
В ролях: Морвидд Кларк, Роберт Арамайо, Назанин Бониади, Том Бадж, Исмаэль Круз-Кордова, Эма Хорват, Маркелла Кавенаг, Джозеф Моул, Дилан Смит, Тайро Мухафидин, Дэниел Уэйман, София Номвет, Меган Ричардс, Чарли Виккерс, Синтия Аддай-Роббинсон