Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво
У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.
А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.
Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.
С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.
В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.
Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.
Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.
Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.
Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.
Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.
Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.
Сюжет чересчур долго раскручивается. Первая половина двухчасовой картины – плавная экспозиция. Затем всплеск — и еще без малого полчаса подготовки. С бесценным киношным временем, где каждая секунда должна содержать массу информации, нынешние постановщики обращаются слишком уж вольготно.
Перипетии мало цепляют. За героев переживаешь слабо. Сравните ощущения от «Тихого места» и от Nope. В сон, пожалуй, не тянет, но и до высот саспенса новому фильму Пила как до Киева рачки.
Антагонист, когда мы его наконец видим во всей красе (стетстон?!), выглядит довольно нелепо, что изрядно снижает градус напряжения (ты же проблемка была во вторых Самоубийцах). Разве что ближе к финалу у него нашлась интересная форма.
Впрочем, приятные моменты в картине имеются. Постепенное нагнетание обстановки. Кусочки непонятной угрозы. Ухваченные краем взгляда. Показанные намеком, при этом лишающие нас самого важного и привычного инструмента – электричества. Не дающие однозначного ответа о том, что мы видим. Людские фигурки, выглядящие трогательно маленькими на фоне противника. Четкое ощущение того, что на самом деле мы поразительно хрупки и ничтожны перед лицом того, чего не понимаем. Чего-то, претендующего на «высшего хищника», в корне несогласного с тезисом о «царях природы», И лишь максимальное напряжение серых клеточек, соединенное с использованием всех талантов, опыта и умений могут дать небольшой шанс уцелеть в сложившихся обстоятельствах.
Тени и темнота, хотя ее, пожалуй, можно было и поменьше.
Красивые пейзажи. Огромное открытое и безлюдное пространство, с холмами на горизонте и потрясающими закатами.
Быт профессиональных киношников, охотников за сенсациями, и тех, кто стремиться прославиться благодаря любительским съемкам.
Элементы вестерна с его молчаливым героем-всадником, противостоящим злу. Готовым пожертвовать собой ради близких.
Актерский состав ленты состоит буквально из четырех-пяти лицедеев.
О. Джей ( Калуя) становящийся, похоже, любимым актером Пила. Тот самый герой на коне. Угрюмый, нелюдимый парень, не особо жалующий компании и не терпящий быть под прицелом взглядов. Искренне любящий лошадей, живущий среди них с младых ногтей. Отлично знающий природу животных, как хищников, так и жертв.
Эмеральд (Палмер). Полная противоположность брату. Компанейская, бойкая, живая, брызжущая энергией, трещащая без умолку. Перебравшая все роли на Фабрике грез от актрисы до продюсера. Не слишком успешно. То бесящая своей непосредственностью. То привлекающая неуемной харизмой.
Торрес (Переа). Технарь, помогавший в установке камер на ранчо и чересчур плотно ввязавшийся в дела семьи Хейвуд. Нажористое любопытство и здоровая нотка самосохранения.
Джуп (Юн/Йен). Владелец шоу о Диком Западе по соседству с ранчо Хейвудов. В детстве при съемке в ситкоме пережил жуткую психотравму, связанную с животными. В попытках справится с последствиями, стал зарабатывать на давней трагедии, и даже счел себя в некоторой степени избранным. Что навлекло кучу неприятных последствий на многих людей.
С его аркой связаны флеш-беки, переносящие нас на площадку злополучного ситкома.
Оператор Холст (Уинкотт). Мрачный дядька, наслаждающийся картинами жестокости (а точнее естественности) царящей в дикой природе. Легендарный оператор, фанат старой техники, ради хорошего кадра готовый на все.
Эрго. Неплохой идейно, но не самый лучший по форме подачи идеи социальный хоррор.
Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора
Вторая Эпоха Средиземья.
Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.
И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.
После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.
Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.
Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры.
Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.
Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.
Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.
Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.
А вот наполнение – нет.
Эру с ней, с поломанной хронологией. Когда одновременно в мире живут Келебримбор и Элендил (которых разделяло множество столетий). Когда Исильдур уже почти зрелый муж, а Саурона никто в глаза не видел (когда Исильдур коптил небо – с Сау воевали уже давным-давно). Чтобы было понятнее, как обстояли дела в настоящей хронологии Второй эпохи: в 880 годах предчувствия по поводу некоего злого духа, которым оказался Сау, начали гнести душу Гил-Галада, в сериале столь благостно объявившего мирную эпоху; первая война с Сауроном началась в 1693; низвержение Нуменора и спасение Элендиля с сыновьями произошло в 3310).
С напрочь похороненной, кастрированной, лишенной острых углов и смягченной до детсадовского уровня предысторией. «Моргот уничтожил свет и легион эльфов отправился на войну». Да ладно! Вот как оказывается все было!
Или с расовым многообразием сериального Средиземья. Неужто вы ожидали чего-то иного от проекта, снятого в Штатах в 2022? Не уподобляйтесь наивным эльфийским воинам.
Но почему вы так коряво и странно подаете народы Средиземья?
Эльфы-нолдор – возвышенно-высокопарная аристократия («скопипащенная» с людской знати), сочащаяся пафосом, помешанная на политике, социальных игрищах и побрякушках высшего света. Поведенная на придворных церемониях, обрядах и ритуалах, жаждущая внимания короля, страшащаяся его немилости, боящаяся ослушания.
Да, и по какой причине на роли эльфов подбирают столь неказистых внешне лицедеев? Особенно мужиков касается. У Джексона тоже не все эльдар неземной красы, того же агента Смита вспомним, но в Кольцах я и вовсе не припомню ни одного лица, которое можно обозначить термином «эльфийское».
Но хитом сезона стал отплытие Галадриэль за море. «Этим героям дарована честь, равной которой в нашей истории не бывало»?? «Им позволят пересечь море, чтобы жить вечно»??? «Примите дар своего короля»???? Эльфы и так живут вечно, даже после физической смерти от ран не пропадая в никуда, а лишь переносясь в чертоги Мандоса в Валиноре. Возвращение в Валинор — не дар никакого короля, а право каждого эльфа Средиземья. Блин, об этом же в Приложениях к ВК прямым текстом сказано, на них-то у вас права есть!
Стоит, правда, отметить, что касательно Галадриэль имеется небольшой нюанс. В некоторых текстах Профессора, в тех же Неоконченных преданиях, сказано, что во вторую эпоху Артанис, как стоявшей у истоков мятежа Феанора, было запрещено возвращаться в Валинор. И лишь после событий ВК этот запрет был снят.
О «увядании» эльдар, с которым может справиться лишь определенный материал, впитавший свет изничтоженного Сильмарилла (!) даже говорить неохота – бред, причем нерифмованный.
Военизированные синдар, служащие колониальными войсками среди диких племен аборигенов, косо глядящих на поработителей, лелеющих идею восстания. Демонстрирующие неловко смотрящуюся эльфийскую акробатику «с цепями и без», явно вдохновленную подвигами Леголаса у Джексона.
Нарочито брутальные гномы, невзирая ни на какие обещания постановщиков и наличие большого количества хоббитов, похоже, обреченные нести крест юмористических персонажей.
Как у вас вообще с математикой? Гномы конечно не вечноживущие эльфы, для которых 20 лет действительно равны мигу, но живут около двух с половиной сотен лет. Так что заявлять, что за два десятилетия гном прожил целую жизнь, несколько опрометчиво. К счастью, ситуацию с тангарами создатели сериала со временем несколько исправили. Наугримы постепенно проявляют себя не только как бесшабашные расисты-алкаши, но и как отменные трудяги, неглупые стратеги, заботливые семьянины. Над зрительским впечатлением немало поработали Дурин (Артур) и Диси (Номвет), создавшие любопытную пару, совмещающую любовь друг к другу и мысли о будущем всего народа. Дурин постепенно становится одним из лучших персонажей сериала, гармонично сочетающим брутальность, иронию и внутреннюю силу.
Формализированно-патетичный Нуменор, с капитанами, изрекающими высокопарные фразы («море всегда право» «Нет учителя суровее, чем море»), банальными испытаниями «подручных» и рассеянными королевами-наместницами, не узнающими собственную высшую элиту (Элендиль не «неизвестный капитан, наследник знатного рода», а владыка крупного порта Андуниэ, один из самых именитых нуменорцев, потомок Эльроса). Нуменор, совместивший кондовую монархию с демократическими подходами, типа вызывания на войну исключительно добровольцев, или активного ублажения толпы. Нуменор, отправляющий на войну 3 (прописью три!!) корабля и три сотни воинов. Нуменорцы, конечно, крутые пацаны (особенно гремели их лучники), но аж никак не супергрои, способные в одиночку изничтожать сотни орков, что наглядно показала битва в Ирисной низине, где хлопцев Исильдура было как раз несколько сотен, что им ни капли не помогло. Да, формально на тот момент это были уже не нуменорцы, а арнорцы, но сути это не меняет.
Разве что к первобытным кочевым мохноногам, активно ныкающимся от «громадин», и старающимся исчезнуть для остального мира, претензий минимум. Маленький народец с большим сердцем.
Да и у Джексона хватало косяков. К примеру, он жутко невзлюбил Гондор и Эсгарот, показывая, их мягко говоря, не сильно адекватными парнями. Но создатели The Rings of Power в «чудачествах» с миром Толкина обставили Питера как салагу.
На что тратите экранное время?
На банальную и шаблонную отсебятину, мелкие жизненные моменты, которые слабо двигают сюжет и заслоняют общую картину, должные, по мнению американских сценаристов, увеличить градус сопереживания персонажам? Причем, чем дальше в лес, тем отсебятина становится громаднее и бредовее.
До сих пор помню отличного «Берена Белгариона», показавшего как можно расширить и дополнить Профессора, приблизив к читателю местами суховатые легенды Сильмариллиона, показав бурление и масштаб событий Первой эпохи, сделав ее столь же родной, как и описанная в ВК третья. Брилеву бы почитали, оболтусы.
На политика Элронда? На «потерпевших кораблекрушение», с рекордными заплывами без помощи плавсредств, бодрым кролем через море-окиян? На однообразные проказы хоббитши и скучноватые обычаи ее народа? На любовные шашни бравого синдар с травницей? На панибратского Хальбранда – эдакого затемненного недоарагорна?
Да, о второй эпохе материалов немного, и большая их часть находится в Неоконченных и Утраченных сказаниях, прав на экранизацию которых у Амазона нет. Но даже взяв за скелет Приложения к ВК, можно было создать на порядки более адекватную историю создания Колец и войны в Эриадоре. Неймется вам без пафоса – дайте больше эпика! Да, перед нами, безусловно не Первая эпоха, где эпоса хоть половником черпай, но и во Второй его хватало. Увольте сценаристов, пишущих картонно-коряво-пафосных диалоги деревянным персонажам, достойным провинциального театра («мы перевыполнили план!», а «Командующая северных армий» сразу вызывает в памяти бессмертное захаровское: «где командующий? Командует»). Взвинтите темп, не размазывая события по экрану и посвящая кучу времени малозначимым деталям. Не прячьте Саурона, как нашкодившего под лавкой кота.
О гениальных эльфийских доспехах с горловиной «ловушка для мышки»: «десь тут була моя шкварка». Идее Тьмы создать царство, где зло будет не просто выживать, но и процветать и размножаться – да нет, никакого отдельного царства, Сау просто желал подмять под себя все Средиземье. «Метеоритном» появлении неопределенного истари. Эльфийских рабочих, отнимающих ремесла бедных нуменорских тружеников. Орках, ставших натуральными вомперами, практически неспособными выйти на свет (у Толкиена они тоже были не в восторге от солнца, но вполне были способны при нужде передвигаться и воевать днем). Да и «зомбиподобный» грим у них, мягко говоря, не блещет. Глобальности народонаселения Южных земель (вокруг которых крутится изрядная часть перипетий сериала), все обитатели которых вольготно разместились в одной-единственной деревне. Аллюзиях на ВК с походом четверки невысокликов и пухлой верной спутницей главной хоббитши. И вопросах, типа как ирчи поймали недремлющую синдарскую стражу, и упоминать неловко. А мифрилл, крепчайший и дорогущий материал для доспехов, который на самом деле довольно давно добывали не только в Мории, но и в Нуменоре, из которого сотворили натуральный макгаффин? Что вы курите, и зачем такую гадость?
Есть, к счастью, в сериале и любопытные моменты.
Как-то тема людей, служивших Морготу. Слабенько поднимавшаяся у Джексона, да и у самого Профессора она далеко не на первом месте. В сериале все отлично помнят, на чьей стороне – победителей или проигравших — были предки людей, живущих на этой земле. Им не собираются ничего прощать, и потомки служивших Морготу это отлично видят. Со своей стороны – копя злобу к высокомерным победителям. Показывая, как возникает и крепится порочный круг ненависти и злобы, ведущий к новой войне. И так без конца, пока кто-то не найдет в себе силы, разорвать паутину ненависти.
Орков — не как безропотных отродий Тьмы, а существ, достойных жизни, имеющих свою идеологию, стремления и чаяния. И это не просто желание убить всех вокруг.
Перед нами с полдесятка линий, каждую из которых ведут свои персонажи.
Галадриэль (Кларк). Главный протагонист сезона. Ее образ по сравнению с книжным изменен серьезно. Артанис из книг Толкиена была одной из умнейших женщин всей истории Средиземья, наделенной массой талантов на уровне Феанора. Одними из системообразующих черт ее характера были амбициозность и стремление к власти, не в последнюю очередь толкнувшие ее присоединиться к походу в Средиземье. Галадриэль из сериала ведет одна, но пламенная страсть – месть за брата. Перед нами натуральный ветеран войны, подверженная посттравматическому синдрому даже после окончания горячей фазы. Пропитанная ненавистью, отравленная Тьмой, не видящая себя в мирной жизни, все усилия прикладывающая к тому, чтобы отыскать ненавистного ей субъекта. «Охота за Сауроном» – звучит предельно глупо, но именно этим и занимается наша эльфийская дева. Перед нами натуральный терминатор, способная в пару ударов нашинковать тролля, днями пробираться через метель, карабкаться по обледеневшим скалам на головокружительную высоту. При этом девушка не особо умна, вспыльчива, порывиста, прет по жизни как бульдозер. Дипломатия? Не слыхала. Прожитые столетия не ощущаются ни на грош. Впрочем, это вечная проблема долгоживущих персонажей, очень сложно правильно прописать такой образ как сценарно, так и с актерской стороны.
Хальбранд (Викерс). Загадочный мужчина с таинственным прошлым, любящий держаться запанибрата со всеми, включая тысячелетних эльфийек. Явная аллюзия на Арагорна, правда, не факт, что его жизненный путь закончится столь же приятно.
Эльронд (Арамайо). Киновоплощениям сына Эарендиля упорно не везет на внешность. Мордашка у нашего полуэльфа не ахти. А вот с наполнением образа все более-менее неплохо. Эдакий прожженный политик, серый кардинал Линдона, пишущий речи Гил-Галаду, мягко подталкивающий своего короля к нужным вещам. Вроде как неровно дышащий к Галадриэли (или все же просто дружба?), но способный пойти на утрату друга, лишь бы вырвать ее из круговорота войны и смертей. Трогательно дружащий с гномом, готовый ради него пойти на конфликт со своими, но забывающий о разнице восприятия жизни этих двух рас. Узнающий, что на каждого хитреца найдутся другие, и не только он умеет использовать сородичей «в темную».
Нори (Кавена). Хоббитша, постоянно ищущая приключений на свою пятую точку, рвущаяся изменить увязшую в рутине жизнь.
Арондир (Кордова). Сурово-безэмоциональный эльф-воитель, в далекой мирной жизни трудившийся садоводом. Втюрившийся в людскую женщину (как без этого! Ну не могут постановщики Толкиена не ввести межрасовую любофф, ситуацию за всю историю Средиземья случившуюся ровно три раза) и уже почти готовый признаться в своих чувствах. Если б еще орки не отвлекали!
Бронвин (Бониади ). Решительная дама-целительница с сыном пубертатного периода, хватающимся за подозрительные предметы.
Мириэль (Аддай-Роббинсон) – королева-наместница (??) Нуменора, заменившая заточенного в башне «эльфолюба»-папаню. Невзирая на внешнюю строгость и неприветливость, искренне переживает о судьбе своего народа.
Адар (Моул). Главный антагонист проекта, напоминающий персонажей Черных Хроник Арды. «Отец» орочьего племени. Рассекатель (возможный спойлер к судьбе нашего кота). Эльф, извращенный лично Мелькором.
Таинственный гость из метеорита (Уэйман ). То ли кто-то из истари, то ли… Однозначно сразу сказать не получится, а его умения дают отсылки сразу к нескольким персонажам.
Действие развивается жутко медленно, постоянно буксуя и ломая к Морготу весь едва возникающий темпоритм, долгое время показывая нам все никак не заканчивающуюся экспозицию. Лишь к шестому эпизоду постановщики сведут несколько арок, порадовав сражением, а заодно некоторым развитием сюжета. Примечательна в этом отношении нуменорская линия, в рамках которой две серии подряд заканчиваются одним и тем же: возней вокруг отплытия в Средиземье. Понятно, что сериал по определению растекаются мыслею (или мысью?) по древу, но и сериальный темп не обязан быть настолько плавно-снотворным.
Эрго. Насчет «дополнения мира Средиземья», некоторые румяные критики откровенно погорячились. Постановщики, к сожалению, пошли обычным путем создателей экранизаций – напихав кучу нелогичной и глупой отсебятины, изрядно извратив народы, наплодив макгаффинов, проигнорировав предысторию, налив пафоса и соорудив корявые диалоги. К счастью, имеются любопытные моменты, неплохие актерские находки и восхитительная картинка: как реальная, так и компьютерная. В целом – крайне спорно.
Режиссер: Уэйн Йип, Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром
В ролях: Морвидд Кларк, Роберт Арамайо, Назанин Бониади, Том Бадж, Исмаэль Круз-Кордова, Эма Хорват, Маркелла Кавенаг, Джозеф Моул, Дилан Смит, Тайро Мухафидин, Дэниел Уэйман, София Номвет, Меган Ричардс, Чарли Виккерс, Синтия Аддай-Роббинсон
«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»
Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.
И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.
Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.
Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».
Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.
Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.
Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.
До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.
Молодой Бандерас в роли ибн Фадлан хорош. Изысканный, образованный араб, попавший в жутко непривычные обстоятельства межкультурного общения. Поэт, не профессиональный воин, просто достаточно храбрый, сообразительный и способный человек. Ах какую зависть вызывает его восприятие языков! (Изначально Ахмад ни слова не понимает из речи викингов, все их слова для араба (и зрителя) звучат откровенной тарабарщиной, но достаточно быстро герой находит решение проблемы). Вынужденный привыкать к чужим обрядам, привычкам, отношениям. Показывающий себя настоящим мужчиной, отличным бойцом, верным другом. Учитывая, что именно его глазами мы знакомимся с неведомым миром норманнов, его образ становится зрителю еще ближе.
Практически каждый из тринадцати северян имеет некую отличительную черточку, будь то татуировки, особенности снаряжения или поведения (хотя, как на меня, эти самые черточки имело бы смысл усилить).
Особенно запоминается монументальный Бульвайф (Владимир Кулич). Глыбища, истинный вождь, невозмутимый боец и предводитель, за которым можно пойти в огонь и в воду.
Да балагур Хергер (Стурхёй/ Сторхой). Если Бульвайф напоминает Одина, то Хергер, явно вдохновляется образом Локки, разве что без его коварства к друзьям. Веселый, неунывающий, смертельно опасный.
Ну и, конечно же, шикарные, чеканные, полные иронии изречения викингов: «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место», «есть у нас план? Есть, найти их всех и убить», «только араб мог отправиться на войну на собаке». Блеск! Создателям диалогов — пятерка.
Да, имеются в фильме спорные моменты. К примеру, несколько удивляют злодейсткие лошадиные табуны, количеством заставляющие покраснеть от зависти самого Бату-хана. Брошенная на произвол судьбы линия принца. Крайне легко переделанный меч (где-то за кадром бьются в истерике пара десятков кузнецов). Да и сражения в большинстве своем сняты сумбурно, вдобавок в ночной тьме, что изрядно затрудняет их восприятие. Хотя, обстановка бессмысленной, кровавой рубки в ночи, когда зачастую не знаешь, куда бить, и откуда прилетит удар, передана «на ура»
Эрго. Атмосферное, захватывающее и опасное путешествие в 10 век. Невзирая на некоторые недоработки, остается одной из лучших приключенческо-исторических картин (с элементами фентези) о викингах.
Режиссер: Джон МакТирнан, Майкл Крайтон
В ролях: Антонио Бандерас, Владимир Кулич, Деннис Стурхёй, Джон Десантис, Клайв Расселл, Тони Каррэн, Омар Шариф, Свен Воллтер, Дайан Венора, Андерс Т. Андерсен, Мина И. Мина, Сюзан Уиллис, Наталия Мохаммед МакЛеод, Свен-Оле Торсен, Брайан Йенсен, Джон Беар Кэртис, Грег Майклс, Мария Бонневи, Лайла Ализаде
Волшебная страна, с коктейлем из моно и политеизма, или Четверо против Зимы (без Кая)
Вторая мировая война. Четырех детей семейства Певенси, как и тысячи других недорослей, отправляют из Лондона, на который сыплются нацистские бомбы, в тихую провинцию. В большой особняк строгого профессора.
Там младшая из них – Люси, во время игр находит огромный платяной шкаф. А в нем дверь в волшебную страну Нарнию.
Где царит безжалостная Белая колдунья, принесшая сюда долгую-предолгую зиму.
Но есть пророчество, согласно которому четверо сыновей Адама и Евы ознаменуют приход перемен и падение Колдуньи.
Классика детского фентези.
Перед нами четверо персонажей, каждый из которых несет свой идейный пласт, отвечая за определенную сторону личности юного человека.
Питер – старший брат, олицетворение заботы и ответственности. Поскольку отец на войне, именно на него ложится присмотр за младшими. Паренек, допускает ошибки, позволяет себе резкости по отношения к брату, мучается сомнениями по поводу сил и способностей исполнять роль папы, переживает за малышню. Явный лидер семейства.
Сюзан – следующая по старшинству, апологет логики. Причем когда она действует «логически», из нее льются паршивые предложения (типа бросить меч), и всякое прочее дерьмецо, как-то предложения вернутся домой, бросив нарнийцев разбираться со всем самостоятельно. Самый слабо проработанный член семейства Певенси.
Эдмунд – средний ребенок во всех смыслах. В том числе и по отношению к нему остальных. Питер его шпыняет, пытается «строить», заставляет повзрослеть. Сюзен окатывает женской холодностью. Разве что Люси ничего не требует от брата. Эгоистичный, занырнувший в переходный возраст. Падкий на лесть и сладости. Не особо умный. Вызывающий прямые ассоциации с Каем. Самый трагичный персонаж. Не зря получивший прозвище Справедливый. Ведь только человек, познавший и осуществивший предательство (причем не раз), способен понять и простить самые паршивые людские качества. Также обратите внимание на сцену с фото. Мальчишка неосознанно защищает отца, рискуя жизнью, спасает из-под бомб его фото. Вполне магическое действо.
Люси – младшенькая. Полностью открытое миру солнышко. Целительное начало, полное любви, милосердия, доброты. Распахнувшая дверь в Нарнию, с первой минуты принявшая этот мир.
Каждый из четверки переживет немало личностнообразующих приключений, вырастет над собой, покажет юному читателю/зрителю, как стоит поступать в сложных обстоятельствах. Обозначит преимущество добрых поступков. Укажет на значение семьи и близких, напомнит о том, что ради родной крови порой стоит пожертвовать многим.
Дополнительной наградой для семейства Певенси стала возможность прожить две жизни (минимум). Неплохая «плюшка».
Юные актеры играют слабенько, местами откровенно деревянны, и выглядят изрядно старше своих персонажей (к примеру, 13-летнего Питера играл 17-летний актер). А еще поражают своей морозостойкостью – куда там полярникам. Особенно порадовало купание и вялая реакция на него наших героев. Хоть бы чихнул кто-то! Впрочем, это недостаток простительный.
Бальзамом на душу пролилась значимость гомо сапиенсов, рожденных Евой и Адамом для освобождения волшебной страны. Без человеков зло не повергнешь. Мелочь, а приятно.
Отдельное спасибо за демонстрацию ненадежности «печенек» со стороны Зла. Используют и выкинут, как ненужную вещь. Не введитесь на «печенки», дети, поперек горла потом станут.
Нарния создана как увлекательный микс языческой мифологии и христианских мотивов.
За первую отвечают магия, аллюзии на Благой и Неблагой дома фэйри, противостояние Зимы и Лета, аналог стоунхенджа. И неимоверное количество различных живых волшебных существ (законный Оскар за грим). Грифоны, великаны, фавны, минотавры, циклопы, гномы, кентавры, русалки, гарпии. Кого тут только нет!
И, безусловно, говорящие животные, ставшие одной из визиток Нарнии. Потрясное семейство бобров с их милыми диалогами. Хитрый лис, боевой носорог, ездовые кони.
За вторые – любовь к рождеству и Аслан.
Льюис хорошо относился к кошачьим (а вот собак, похоже, недолюбливал). Его Великий Кот прекрасен. Прямая ссылка на Христа с Воскрешением, а также на одного из апостолов (Лев – символ евангелиста Марка). Жертвенность, покровительство героям, четкое соблюдение свободы воли: вы сами должны набивать шишки, проходить этапы духовного роста, принимать решения.
Антагонистка в исполнении Тильды Суинтон тоже на уровне. Хотя Тильда не демонстрирует здесь актерских подвигов, ее Снежная королева Джадис внушает. Холодно-прекрасна, изысканно-смертоносна, презрительно-царственна.
Кроме Тильды из известных лицедеев в наличии Джеймс МакЭвой со своим Тумнусом. Он поразительно мил, интеллигентен и геройски-смел. Точнее не так. Героем его не назовешь, а вот созданием, сумевшим пересилить свой страх – вполне. А это даже ценнее, чем упоротый героизм.
Приключений в ленте вагон и маленькая тележка. Хватает напряженных погонь, одна из которых снята в стиле преследования Фродо назгулами. Подарят нам глобальное финальное сражение с использованием практически всех родов войск, вплоть до бомбардировочной авиации.
Картинка большей частью на уровне, хотя порой компьютерность персонажей и задников бросается в глаза. В частности подвели олени колдуньи. Странновато, к 2005 году такие косяки становились уже исключением.
Ну и как же в очередной раз не восхитится природой Новой Зеландии, из Средиземья переквалифицировавшейся в Нарнию. Зеландия форевер!!
Да, при всех своих достоинствах, фильм детский и откровенно проигрывает по глубине и масштабу тому же ВК. Однако фентези много не бывает.
Эрго. Классическое подростковое фентези с мощным моральным посылом и вменяемым воплощением.
Однако кто ценит книжный первоисточник, экранизацией недовольны. Впрочем, лично я могу припомнить лишь один обратный пример, когда экранизация сильнее оригинала, и зовут его «Звездная пыль».
Что самое любопытное, изменения, внесенные постановщиками, критичными не выглядят. Дети в книге более дети, чем в фильме (о возрасте актеров я уже говорил), и реагируют на происходящее по-детски. Чуть лучше раскрыты личности ребят, благодаря внутренним монологам и описаниям. Эдмунд однозначно «купился» на волшебное лакомство, которое всерьез влияет на поступки реципиента. Четче показана божественная природа Аслана (хотя, казалось бы, куда уж четче). Больше раскрыта темная жертвенная сторона древней, языческой магии. Но даже при этом есть нюансы, делающие волшебство аж никак не полностью злой стихией. Рассказано о происхождении Колдуньи, а сама она выглядит более мелкой, чем в исполнении Тильды. Меньше Тумнуса (слабо использовать харизму МакЭвоя было бы грешно). Фраза Санты насчет девочек и сражений, относилась к обеим сестрам. Нет лиса и сцены на реке. Битва описана в паре строк (в этом Люьис схож с Толкиеном, тот тоже не любил: «твои пацаны туда, мои – сюда»).
Собственно, практически все. Если не считать совсем уж мелочей, типа второго льва или доброго великана.
Режиссер: Эндрю Адамсон
В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моусли, Анна Попплуэлл, Тильда Суинтон, Джеймс МакЭвой, Джим Бродбент, Киран Шах, Джеймс Космо, Джуди МакИнтош
В этом году канал CBS выпустил "Странные новые миры" — третий сериал в "обновлённом" периоде "Звёздного пути" , который при этом должен был вернуться к корням оригинальных проектов вселенной.
Многие зрители высоко оценили шоу, создатели которого действительно попытались изменить курс развития после "Дискавери" и "Пикара". Но действительно ли это во всём настолько хороший проект? Давайте разберёмся.