Последнее королевство (The Last Kingdom), Великобритания, США, сериал, 5 сезонов, 2015-2022
***
Британия, конец IX – начало X века, эпоха правления Альфреда Великого. Короля Уэссекса, решившегося противостоять нашествию датских викингов и мечтавшего объединить все семь королевств – англов, саксов и ютов – под сенью Креста Христова. Утред Беббанбургский – крещёный наследник благородного саксонского рода, ещё мальчиком взятый данами в плен и воспитанный ими как язычник. Никому не известно, ведут ли его честь, боги, Бог или судьба, но именно его трудный выбор каждый раз играет ключевую роль в решающих сражениях за будущую единую Англию.
***
«Последнее королевство» – сериал, составленный из контрастов. Серьёзное британское BBC и развлекательный американский Netflix в качестве производителей уже не самая подходящая друг другу пара партнёров, а ведь есть ещё и третий участник. Бернард Корнуэлл, которого называют автором, возродившим исторический роман, и чьи многотомные «Саксонские хроники» послужили основой экранизации. Лебедь, рак и щука – и поди разбери, кто есть кто.
Несмотря на заявленную «историческую драму», истинный жанр без труда определяется по главному герою – это героическое фэнтези в историческом антураже. При всём натурализме стиля, выгодно отличающего сериал от «Викингов», гордый Утред непобедим, как небезызвестный Конан. Отсутствие колдунов и чудовищ тут показатель не жанра, а качества проблематики сериала. Легко сделать злодея из рукокрылого семи…, предположим, …нога. Гораздо сложнее изобразить зависть и трусость брата, прикрывающегося государственной необходимостью.
В основу сюжета положены сложнейшие взаимоотношения героя и монарха, и этот мотив понятен каждому народу. Для нас ближайшей знаковой параллелью станут былины Киевского цикла о богатырях на службе князя Владимира Красное Солнышко. Позвали, всех победил, свои на пиру обидели и в темницу – до следующего нападения ворогов. Никчёмный лично символ веры и государства на троне и мужественный невольник чести, используемый как безгласный инструмент государственности.
Главный герой – Утред, законный наследник города-крепости Беббанбург королевства Нортумбрия. При вторжении данов потерял отца, но был усыновлён одним из их вождей за смелость и недетскую волю. Сакс по крови и дан по духу, Утред не может выбрать только один народ, и нигде он не принят полностью. Саксонский король Альфред оказался умнее прочих и сумел накрепко привязать его к своему роду. Фактически Утред стал талисманом и хранителем будущей единой Англии.
Основное достоинство сюжета в его непредсказуемости, главный недостаток в постоянно возникающих «роялях». Уверенным можно быть лишь в том, что Утред выйдет из любой передряги живым, здоровым и дико возмущённым – причины и последствия каждого «приключения» выглядят «случайными» настолько, что начинаешь подозревать намеренное издевательство над героем и зрителями. Кое-где попадаются «аллюзии из будущего» на тему последующей истории Великобритании, но никакой сюжетной роли они не играют.
Тематический набор выглядит привлекательно: битвы за территорию и проблемы ассимиляции между «саксами» и «данами», политические и личные интриги, борьба «христианства» и «язычества», любовь, дружба и родственные отношения в разных культурах и с разным концом. Всё подаётся с точки зрения аристократии и близких к ней по положению в обществе личностей. Чередование тем, а также их переплетение выполнено не в пример лучше «Игры престолов». Ни скучать, ни пытаться вспомнить что-то не придётся, и не возникает ощущение фрагментарности на ускоренной перемотке.
Костюмы, причёски, реквизит и декорации зрелищны, качественны и временами списаны с музейных экспонатов, но выполнены и размножены на уровне компьютерной игрушки. Да, рогов на шлемах и двулезвийных топоров стало поменьше, а бронелифчики с голым пупом и обтягивающие штаны перчаточной кожи вовсе не используются. Но соответствие эпохе, погоде и назначению, сочетание элементов и функциональность по-прежнему сказочные. Кроме того, у историков и читателей Б. Корнуэлла возникнут огромные претензии к сериалу.
Все значимые герои даны в развитии, особенно приятно видеть пообтесавшегося и поумневшего на «госслужбе» Утреда. При этом полно типажей-болванчиков, олицетворяющих постоянные образ и функцию, к примеру, «верный страж». Долгоживущие персонажи гримируются сообразно прошедшим годам и перенесённым испытаниям, хотя худеть или толстеть сейчас никто из актёров даже и не подумает. Взрослеющим детям подбираются актёры, внешне похожие на них и родителей. Рестлеры среди здоровых мужиков не замечены, хотя попался один шведский стронгмен.
В сериале вообще нет чёрно-белой и однозначной оценки чего и кого бы то ни было. Не идеален не только коронованный Альфред, но и опоясанный мечом Утред. При явной симпатии к «викингам» авторов проекта далеко не все христиане двуличные снобы, и не каждый язычник прямодушный рубаха-парень. «Серой моралью», к счастью, здесь и не пахнет. У каждого своя правда, чётко соотносимая с понятиями «добро», «зло» и «справедливость», но каждый видит и обосновывает правым именно себя. Иногда случаются договорённости, уступки и даже взаимопонимание.
Сериал завершился в пяти сезонах, но жизнь и приключения Утреда не окончены, хотя уже и не представляются бесконечными. Герой устал и потерял резвость молодого петушка, а единой Англии как не было, так и нет. Экранизированы десять томов «Саксонских хроник», тогда как в цикле их тринадцать. На 2023 год запланирован выход полнометражного фильма «Семь королей должны умереть», являющегося спин-оффом «Последнего королевства» и обещающего вместить три оставшиеся книги Б. Корнуэлла. Это радует и пугает одновременно.
Я же мать!, или Больше Бенек хороших и разных/Наш доктор лучше прочих
Доктора Стрэнджа преследуют сны. В которых он и некая юная леди сражаются с огненным демоном за жутко важную книгу.
А следом за снами в его жизни появляется и сама юная леди.
Оказывается, она способна путешествовать по Мультивселенной в физическом теле. Правда, не особо контролирует это умение. Способности леди уникальны и привлекли внимание самого, пожалуй, опасного существа на Земле. А значит в беде не только наша планета, но и сама Мультивселенная.
Марвел не дает позабыть о своем существовании, не снижая оборотов, как на большом, так и на малом экранах.
И вот долгожданная вторая часть приключений социопата, сноба и мизантропа… (кто сказал Шерлок?) Стивена Стрэнджа.
Новый «Доктор» демонстрирует почти непрерывную движуху и шикарную работу компьютерщиков.
Экшен начинается с первых кадров и не прекращается до последних. Драка с огненным демоном, гигантским осьминогом, битва за Камар-Тадж, разборки в иной вселенной, плавно соединенные со сражением в горах. Нам даже подарят столкновение двух Докторов, построенное как оригинальный нотный поединок. Времени перевести дух немного.
Постановщики начали активную подвязку Мстителей к другим линейкам супергеройских комиксов. Пока в виде персонажей, встреченных в параллельной Вселенной.
Пеги Картер со щитом Капитана Америка. Капитан Марвел, коей стала Мария Рамбо. Мистер Фантастик из фантастической Четверки. Некий Черный гром (первый раз слышу). И даже Чарльз Ксавьер. Да-да, подогнали давно обещанных Людей Икс. Причем все они не просто гуляют по экрану, а вступают в яростную конфронтацию с угрозой. Конфронтацию, которая дает ясный ответ на вопрос о сильнейшем супергерое Марвел (по крайней мере, на первую половину 2022 года))) Спойлер: это не Капитан Марвел, которая по Мстителям выглядела эдаким чит-кодом в любых разборках. Не совсем, правда, понятно — если возможно ТАКОЕ воздействие на реальность, как в случае с Громом, к чему вообще вся остальная магия?
А еще ленту сделали обалденно красивой. Путешествия по Мультивселенной. Миры, где протагонисты становятся рисунками или краской. Цветочный, прям эльфийский город, и безлюдная вселенная подвергшаяся Опустошению. Пиршество красок и фантасмагория путешествий сквозь вселенные и других миров. Всполохи боевой магии, плетение заклятий, цветение деревьев, мрачные багрово-алые оттенки Зла. Хотя, если взглянуть пристальнее, Мультивселенной покажут преступно мало. Подробно показанных Земель с отличиями от нашей раз, два и обчелся. Серьезная недоработка.
Зато, впервые, если не считать Хелстромов, Марвел активно вводит в свое кино жирные элементы хоррора (ну дык! Личность постановщика обязывает). Давая возможность порадоваться поклонникам Звонка, любителям демонов, живых мертвецов и призраков. Скажем честно, до лучших ужастиков, заставляющих вздрагивать от любого шороха, Марвелу далеко, но за попытку спасибо.
С внутренним миром героев все далеко не так благостно.
Персонажи, как и положено американскому кино, усердно и с явственным скрипом думают ровно одну мысль. В данном случае о том, как же стать счастливым. И допустимо ли ради этого эфемерного состояния идти на что угодно. Пожалуй, каждый из персонажей, хотя бы раз (а порой не один десяток раз) упомянет «Счастье». Герои активно парятся, рефлексируют, спрашивают себя и других: «счастлив ли я?» и почему, собственно нет? Больше ни о чем герои не думают. Совсем.
Даже главзлец творит свои главзецовские дела ради простого человеческого счастья, воплощая апогей апофеоза поднадоевшей фразой суперэгоистичных родителей. Пребывая в блаженной уверенности насчет собственной умеренности и немоструозности.
Добрые парни тоже жгут глаголом. Ради одного человека они готовы дать умереть десяткам, если не сотням, а сентенцию насчет слезы ребенка (ребенка? Ну-ну) воспринимают как единственную божественную истину.
Еще постановщики вскользь упомянут мантру: «Поверь в себя и все станет возможно». На первый взгляд — не поспоришь, но если бы все было так просто!
И зацепят вопрос, равнозначна ли возможность делать зло непременному совершению оного. Лучше бы подробнее поговорили об этом.
Стрэндж (Камбербэтч) как обычно язвителен, холоден и аристократичен. Чуть меньше проявляет свою сущность сноба (особо разителен контраст с ЧП), хотя без высокомерия никуда (один постоянный «Ребенок!» чего стоит). Бенедикт не покидает любимый шерлоковский образ, сидящий на нем как уютный домашний халат, но в его рамках привычно хорош. Артисту дали отыграть несколько вариаций Стрэнджа (но почему так мало!), заодно потешив самолюбие зрителя, мол наш Доктор самый лучший!
Ванда (Олсен), незаметно ставшая одним из самых трагических персонажей Киновселенной. Женщина, вынужденная собственными руками уничтожить собственное, пускай иллюзорное счастье. Многие из нас пошли бы на такое? Так отож.
Ольсен активно эмоционирует, пытаясь замахнутся на лавры серьезного театрального лицедея, невзирая на несерьезное окружение. А вот ее мотивация заставляет предположить вполне обоснованное психическое заболевание. (неужто в названии имелось в виду именно это? Больше безумия в ленте не отыскать).
Чавес (Гомес) – юная невольная путешественница меж мирами – почти не раскрыта, но макиварой для проявления различных душевных качеств Стрэнджа работает исправно.
Вонг (Вонг ). Умильно гордится верховным чародейством, ухитряясь не выглядеть при этом полностью комическим персонажем.
Кристина (МакАдамс) приобретает активную роль, пару раз крепко выручив протагониста.
Альтернативный Мордо (Эджиофор) демонстрирует, что от перемены вселенных сумма не меняется.
При всех имеющихся плюсах большинство второстепенных героев особо запоминающимися не становятся.
Пару раз протагонисты откровенно и необоснованно тормозят, будто дожидаясь проблем на свои головы. То, затаив дыхание, ожидая преследователя, вместо того, что бежать по своим делам. То двигаясь к книге будто в патоке, хотя надо нестись туда изо всех сил и хватать ее обеими руками. Но это можно списать на неизбежные киношные условности.
Эрго. Красочный и полный экшена марвеловский комиксоид с элементами хоррора, и появлением супергероев из других франшиз. Жаль, пожалели иных вселенных. Да и то, что постановщики зациклились на одной–единственной теме счастья, заставив героев облизывать ее со всех сторон, сильной стороной ленты не назовешь.
Сериал «Оби-Ван Кеноби» – не первое наше погружение в период между «Местью ситхов» и «Новой надеждой», до того были «Изгой-один» и «Хан Соло», но там мы видели в общем-то традиционные для «Звездных войн» гонки и героическое превозмогание без каких-то попыток более менее цельного осмысления событий. А оно, а общем-то, необходимо.
Мало кто задумывается о том, что время взросления Люка и Леи Скайуокеров представляют собой едва ли не самый загадочный период в известной нам истории далекой-далекой Галактики. Благодаря первой трилогии мы знаем, что произошло после этого – восстание, которое в итоге привело к падению Палпатина. Дети Анакина бросили вызов всесильному императору и благодаря доблести, отваге, высоким моральным качествам, а также помощи друзей и единомышленников победили. Победили в открытой и честной – во всяком случае со своей стороны – борьбе.
Благодаря второй трилогии мы знаем, что происходило перед ним – рост противоречий Старой Республики и война клонов как их итог, на фоне чего разворачивался масштабный заговор будущего императора, который закончился истреблением джедаев и воцарением Палпатина. Хитрость, коварство и жестокость победили и, если уж по чесноку, победили совершенно заслуженно.
Обе трилогии наполнены активным действием – войны и заговоры, восстания и интриги, обман и доблесть, в общем, всем тем, за что мы любим «Звездные войны».
Интересующий нас период, по идее, должен в корне отличаться как от предшествующего, так и от последующего. Конечно же войны, восстания, интриги и все такое прочее возможны и там. Они и показаны в перечисленных выше фильмах. Но тамошние события ни в коем случае не являются основным содержанием этого времени.
Парадоксально, но оставшиеся в строю джедаи в рамках этого периода должны были уподобиться своим врагам-ситхам, то есть вместо привычной им открытой и честной борьбы использовать совершенно другие инструменты. Заговоры, тайные планы и их воплощение, действия в глубоком подполье, системная работа по его созданию и поддержке, агитация и пропаганда, поиск и вербовка союзников…
Насколько хорошо у них это получилось? Мы все видели «Новую надежду» и прекрасно знаем, что ничего об этом не знаем.
Если верить первой трилогии во всей Галактике к тому времени осталось всего-то два джедая: Йода и Оби-Ван Кеноби. Скрытность джедаев в этот период совершенно объяснима – в условиях, когда они практически полностью истреблены любые проявления Силы ситхи с очень высокой вероятностью уловят, а дальнейшее – дело техники, которой у императора более, чем достаточно. Я так думаю, что Палпатин, который едва ли не все действие первой трилогии просидел на своем высокотехнологичном троне, именно этим и занимался – изображал паука, ибо более всего боялся именно возвращения джедаев. Не зря боялся, что уж там говорить. Его власти пришел конец в фильме именно с таким названием.
Йода сидел среди болот на планете Дагоба и прятался.
С Оби-Ваном ситуация куда более интересная. С одной стороны, он на момент начала «Новой надежды» – обычный старец с Татуина, к которому мало кто из его соседей проявляет интерес. С другой стороны, именно к нему Лея Органа в критический момент послала двух дроидов с планами Звезды Смерти.
Правда адресатом этих планов он изначально не являлся и если бы не Дарт Вейдер, которому приспичило захватить принцессу в окрестностях именно Татуина, а не где-нибудь еще, то и истории бы не было. Ее, историю, то есть, спасает то, что Лея после получения этих планов дернула именно на Татуин, то есть этот вариант держала в голове. Из чего следует, что Оби-Ван для нее не просто знакомый, но человек, который с одной стороны совершенно надежен в плане поддержки ее борьбы с императором, а с другой – может провернуть весьма серьезное дело, к тому же провернуть в тайне.
Иначе говоря, Лея Оби-Вана знает и знает хорошо.
Степень вовлеченности татуинского старца в дело борьбы с императором так и остается до конца неизвестной. Я предполагаю, что она в целом оставалась на уровне советов разной степени дельности и моральной поддержки. И это легко объяснимо. Шилопопость Леи, ее зацикленность на борьбе с императором, немалые материальные возможности и бесстрашие видны с первого взгляда, так что Оби-Вану совсем не нужно что-то делать самому. Только направлять этот электровеник в нужную сторону.
А вот для Люка Оби-Ван так и остался «старичком Беном», то есть в жизни второго Скайуокера он никакой особой роли до той поры не играл. Что несколько парадоксально, ведь в конце «Мести ситхов» Кеноби в качестве опекаемого достался именно Люк. Перефразируя старый анекдот, получается, что опека не предполагает близкого знакомства.
Итак, по большому счету это практически полное описание диспозиции на момент начала сериала. О есть если в сериале это дело так или иначе прояснят, тогда уже хорошо.
Есть еще несколько важных вопросов, требующих внимания.
Например, все побочные линии с выжившими после «приказа 66» джедаями. Есть факт, против которого не попрешь – в первой трилогии никого из них нет. Есть второй факт, против которого тоже не попрешь – они есть, в «Мандалорце», например, нам Асоку Тано показали. Да и по логике вещей – вмиг перебить ну вот прямо всех джедаев даже для могущественного Палпатина не под силу. Кто-то остался. То есть было бы здорово, если б в сериале нам рассказали о том, куда они делись тогда, когда были так нужны, и откуда появились потом.
Второй важный момент – развитие самого Оби-Вана. На момент окончания «Мести ситхов» это очень мощный джедай, искусно управляющийся со световым мечом и, в общем-то, на него в основном и полагающийся. В «Новой надежде» мы видим мудрого старца, весьма и весьма искушенного в использовании Силы как таковой. Он проигрывает в поединке Вейдеру, но исход поединка – его переход в состояние духа – не оставляет сомнений в том, что силы Оби-Вана во время самоизоляции в общем-то росли. Было бы интересно узнать, за счет чего, особенно в условиях, когда собственно применение Силы для него чревато разоблачением.
Итак, сериал вышел и что мы там увидели?
Далее, как всегда, спойлеры, я предупредил.
В общем и целом с чисто содержательной стороны практически всех этих вопросов коснулись и в той или иной мере ответы на них дали. То есть теперь мы понимаем, почему Оби-Ван не особо якшался с Люком, но при этом Лея ему полностью доверяла и оценила высоко. Понятно, кто помог Кеноби достичь новых высот во владении Силы и как это могло укрыться от ищеек Императора. В принципе ясно, что могло случиться с уцелевшими джедаями – по «Тропе» их уволокли максимально далеко, ну и выжили из них только те, кто научился не высовываться.
То есть, все хорошо? Увы, нет, так как помимо содержательной стороны есть еще и сторона художественная, к которой лично у меня остались очень большие претензии.
Начиналось все относительно не плохо – разделка местного Шаи Хулуда, изрядно побитый жизнью бывший джедай, и его заочное противостояние с Инквизиторами. Несмотря на гротескный внешний вид и опереточную жестокость, эти Инквизиторы были правы в главном – джедаи ловят себя сами, ибо их кодекс не позволяет им пройти мимо творящейся несправедливости. Соответственно задача Инквизиции предельно упрощается – он творят несправедливость, окрестные джедаи реагируют, дальше – дело техники, которой у Империи навалом. Тут же и наглядная иллюстрация в виде попавшегося джедая, ну и контрапунктом джедай разочаровавшийся, против которого эти злодейские штучки бессильны. Разочарование – великая и, прямо скажем, сильно недооцененная сверхспособность.
Между прочим, ход интересный и было бы здорово увидеть его дальнейшее развитие.
Но вот потом…
Представьте, как это выглядело в синопсисе. «Принцесса, которой наскучил скучный прием удирает с него погулять, но в лесу ее подстерегают злодеи, похищают и увозят с собой»
Совершенно нормально, правда? Снять это можно было сотней разных способов, с самым разным наполнением – подпустить драмы, или комедии, или даже трагедии. Погоня дает самые разнообразные возможности.
Зачем же из этой сотни вариантов выбран самый дебильный – мне неведомо. Но в итоге мы видим, как десятилетняя (это по истории, а по внешнему виду не более, чем семилетняя) девочка носится по лесу, а три взрослых мужика не могут ее догнать.
Нет, вы серьезно? И ведь это сделано именно в лоб, Лея не использует ни лучшее знание местности, ни какие-то скрытые тропинки или что-то еще. Они просто и тупо бегут за ней, она, перебирая своими коротенькими ножками все время маячит перед ними в прямой видимости, и они не могут ее догнать. В чем Сила, брат? Что это такое?
Это можно было бы списать на какое-то кратковременное помрачение разума – но кратковременностью здесь даже не пахнет. Едва ли не все эпизоды с Леей в качестве главное или второстепенной героини именно такие. Как апофеоз – починка коммуникаций базы повстанцев, когда она долго и проникновенно таращится на переплетение проводов, за котором мигают красные огоньки. А потом находит своего дроида, чинит его и с его помощью…
Жаль, ведь актрису-то для этой роли подобрали замечательно и зачем нужно было гробить такой шикарный типаж – лично мне неведомо.
Наверное, ни одна история из «Звездных войн» не может обойтись без такой линии, как перерождение. В первой трилогии это был Дарт Вейдер, во второй – он же в личине Анакина Скайуокера, в третьей мы наблюдали за метаниями Кайло Рена. Здесь эта линия тоже есть. Но только в каком-то совсем неудобоваримом виде – Рева Севандер ака Третья сестра заткнула всех за пояс. Ее нравственные кульбиты не поддаются никакому рациональному объяснению – натуральная же психичка, готовая зарезать все живое и ради чего? Из-за детской травмы. Найду Оби-Вана потому, что он во всем виноват, благодаря этому подберусь к Вейдеру, который тоже во всем виноват, не вышло – зарежу Люка Скайуокера, который тоже, наверное, во всем виноват. И на все и про все у нее одна и та же картинка перед глазами, которая то гонит ее всех убивать, то наоборот. Кайло Рен, ты не ту выбрал в партнерши!
Ну и третья значимая линия – противостояние Оби-Вана и Дарта Вейдера. В «Мести ситхов» первый навалял второму, в «Новой надежде» второй первого совсем убил, но тот помер с таким достоинством, что счет был равный. Здесь они сцепились дважды, в первый раз одолел темный, во второй – наоборот, то бишь опять ничья. Правда моральная победа осталась за учителем, но что ситхам мораль?
В остальном… есть персонажи, которые мне понравились. Например инквизиторы – они очень забавно размалеваны, их корпорация – тот еще серпентарий, а в коридорах их цитадели нет камер наблюдения. И еще они не умирают, если их проткнуть световым мечом – между прочим, это тянет на сенсацию. Это ж, получается, Квай Гон еще мог бы жить!
Хороши Ракен и Хаджи. Вот Тала мне не особо понравилась – ну уж очень пафосная. И хакер из нее не особо.
Зато шикарен Фрек с Мапузо. Вот ей богу – давно таких ярких персонажей не было.
Что имеем в итоге? Для любителей саги в целом – вполне интересно, так как заполняет некоторые лакуны, ну и вообще, приятно снова побывать в далекой-далекой Галактике. В остальном… простите мой французский, но это едва ли не полный шлак. На базе хорошего синопсиса сотворен никуда не годный сценарий и по нему снято нечто совершенно несъедобное.
Готова очередная серия анализа фильма "С широко закрытыми глазами". Кому интересно — жмите на видео внизу
"...Насколько сновидения важны для нас — судите по следующим цифрам. Если принять, что человек в среднем живет 70 лет, то во сне он проводит в среднем 23 года, и примерно 8 лет из них занимают сновидения. То есть мы тратим на сновидения 10-12 процентов жизни."
Это уже восьмая часть разбора, тем кто не видел предыдущие — начать можно отсюда:
«Последний уголь отгоревшего века», или Старик и принцесса
Оби-Ван уже не тот. Носит имя Бен, живет одиноко, не высовывается, трудится на поденной работе, мучается кошмарами, сомнениями и виной.
Перед нами человек, у которого осталась одна цель – присматривать за 10-летним Люком Скайвокером, ожидая времени, когда можно будет обучить его джедайским штучкам.
Однако человек предполагает, а Сила располагает.
Лея попадает в беду, и Оби-Вану приходится оставить Татуин, чтобы взяться за спасение сестры Люка.
За перипетиями новых Звёздные войн (Пробуждение силы», Последние джедаи», «Скайуокер. Восход»), Историй («Изгой-один», «Хан Соло») и Мандалорца, мы несколько позабыли о человеке, показавшем далекой галактике мастер-класс: как надежно и с гарантией создавать из светлых падованов темных владык. Мы позабыли, а Лукас-фильм – нет.
Оби-Ван (Макгрегор) действительно уже не торт. Уставший, разочарованный старик, ставший натуральным затворником. Уверившийся в проигрыше Светлой стороны, не имеющий никакого желания вновь ввязываться в безнадежную драку.
Выматывающая работа за гроши, верный верблюд и продуваемая пещера в качестве жилья – все, что у него есть. И надежда на то, что его услуги учителя поскорее понадобятся подрастающему Люку.
Перед нами натуральный бенефис Макгрегора с отличным развитием образа. Раздавленный Бен, утративший смысл жизни. Человек, нехотя ввязывающийся в авантюру. Получающий ошеломляющее известие. Впервые за долгие годы берущий в руки шашки (пардон, меч). Вспоминающий былые навыки. Искренне привязывающийся к пигалице-принцессе. Обретающий новых друзей. Терпящий очередное поражение. Переосмысливающий многие моменты своей жизни. Мы видим своеобразный квест-путь-восстановление отчаявшегося человека, придавленного потерями и чувством вины. Апатия, вялое согласие на действия, преодоление препятствий хитростью, без применения способностей, неудачная попытка силового воздействия — как водораздел. Возрождение эдаким Гэндальфом Белым, способным принять свою новую планиду.
Эван не демонстрирует особых перевоплощений, находясь в образе доброго, человечного, мягкого, но сильного мужчины (его любимый типаж). Смотрясь в этих рамках на диво органично.
Бенефис Макгрегора и одной маленькой принцессы.
Леи (Блэр). Непоседливая егоза, влюбленная в летательные аппараты, не выносящая дворцовых условностей. Временами хитрая умница, упрямая озорница, демонстрирующая недюжинную выдержку, силу духа и смелость. Порой ведущая себя как нормальный ребенок: наивно, спонтанно, глупо, эмоционально. Отличная работа юной лицедейки.
И хорошая парная работа мэтра и юной звездочки.
Из положительных героев стоит упомянуть Талу (Варма). Имперский офицер, разочаровавшаяся в тирании, посвятившая свою жизнь спасению джедаев. Ставшая одной из организаторов Тропы (явная аллюзия на The Underground Railroad) – пути спасения уцелевших носителей светлой стороны Силы. Возможно, перед нами один из зародышей Сопротивления. Сюда же примыкает линия о потерях и жертвах в духе «Изгоя один».
Хитреца и мошенника Хажа (Нанджиани). Способного удивить и врагов и друзей.
Да дядю Люка Оуэна (Эдгертон), демонстрирующего холодное отношение простого народа к потерпевшим поражение джедаям.
Из антагонистов перед нами Верховный инквизитор (Френд). Самонадеянный и слишком самоуверенный тип.
Да инквизиторша Рева (Ингрэм). Главный противник героев и самый слабо сотворенный образ проекта. Подход понятен – сильная дама (это модного тренда в сериале с лихвой), психологически искалеченная в детстве, всеми силами стремящаяся к вершинам. Амбициозная, импульсивная, жесткая, безжалостная, помешанная на поимке Оби-Вана. Ловко прыгающая любительница паркура (снято средне — тросы только что по глазам не лупят). Готовая для достижения цели положить гору трупов. Бог бы с ней, кто и когда ценил жизни пейзан и мещан? Беда в другом – выглядит персонаж искусственно, и сыграно Реву бездарно. Нарочитые эмоции, в которые поверить не удается при всем желании. Или полное их отсутствие. Странное поведение (это скорее к сценаристам). Инквизиторы в целом, как вид, постановщикам откровенно не удались. Да, со временем оказывается, что все не так просто как кажется, но это лишь отчасти исправляет первое негативное впечатление.
Кстати, а куда протерялись эти бравые парни в дальнейшем? Отчего в оригинальной трилогии из владеющих силой перед нами лишь знаменитая троица? Непорядок.
Есть еще один хорошо знакомый мужчина, но его тут не так много, как хотелось бы (стилистически ночная дуэль неплоха, логически и с точки зрения хореографии – сплошные дыры). Вот у кого процесс облачения занимает столько времени, что средневековые дамы обзавидуются.
Несмотря на все ухищрение создателей сериала, градус саспенса изрядно понижен. Ведь мы отлично знаем дальнейшую судьбу главных героев и уверены, что ничего смертельного с ними в Kenobi не произойдет.
В начале сериала нас ждет масса нарезок из первой трилогии ЗВ (тоже верно – зритель существо склеротическое). Дальше – пасхалки для фанатов и поток ностальгии. Включая воспоминания Вейдера о счастливой молодости.
Экшена негусто. Боевая хореография неубедительная. Перестрелки скучновато-банальны, разве что Бен, ловко управляясь со световым мечом, вносит приятную долю разнообразия в это болото. В очередной раз поражаешься джедаям, со всеми своими умениями давшим себя изничтожить на корню. А также вновь задумываешься об эффективности лазерного импульсного оружия (пулемет, особенно крупнокалиберный, против джедая был бы явно понадежнее. И не только против джедая). Со стратегией и тактикой в ЗВ, правда, всегда были нелады. В наличии вялая битва на мечах в стиле Новой надежды (и это не комплимент). И на диво неубедительный штурм.
Сражений в вакууме нет вовсе. Видов космоса также пожалели.
Разве что планеты могут постоять за честь разработчиков спецэффектов. Мы сможем лицезреть не только поднадоевший Татуин (хотя даже тут появилась яркая деталь вроде мясного цеха прямо у туши неимоверных размеров зверя). А и место обитания Леи – классический оазис с лесом и полями. Киберпанковскую Дайю с мегаполисом в стиле «стекло, неон», многолюдством, блокирующимися сигналами, криминальными районами, ми-мишными и пушистыми крысами.
Шахтерское Мапузо с пейзажами в духе Лисьей бухты. Планету-океан – место обитания базы Инквизиториума с базой-обелиском.
Разнообразие это приятно.
В процессе постановщики пытаются хотя бы изредка отойти от антропоморфности алиенов, показав многообразие живых существ далекой-далекой галактики. А заодно новые виды роботов и дронов. За попытку спасибо.
А вот сценаристам хочется попенять за инфантильность и несерьезность поведения персонажей. То возникают непонятные проблемы с обнаружением маршрута автоматического корабля, хотя четко известен причал, откуда он стартовал. То штурмовики (и не только) нерешительно топчутся перед костерком, который переплюнуть можно. То, напротив, могут похвастать мифрильностью своих доспехов, которые и лазерный меч не сразу берет (вот это новость!) То диалоги заставляют хвататься за голову. «Признайся что ты шпионка!» — вопит одна. «Честное слово, я под прикрытием!» — отвечает ей обвиняемая. «Доберись до порта, где тебя встретит пилот» — само собой, в порту, конечно же, ровно один пилот.
Детский сад, штаны на лямках.
Эрго. Ностальгический проект с двойным бенефисом аксакала и ребенка. Эта парочка в полном порядке. А вот к динамике и логике претензий хватает. Как и к жадности постановщиков, пожалевших нам картин космоса и боев в вакууме (фактически тех самых «звездных войн»).