Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, volga, Тиань, senoid, Хельг, sham, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, visionshock, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, imra, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon, vrochek, Санскрит, Igor Geros, ZaverLast, Seidhe, sergeant, B.Rzayev, Mishel78, atgrin, Brain-o-flex, mif1959, монтажник 21, Porsankka666, Sabazios, Alex_Razor, Susan Sto Helit, PanTata, Korol.R, Нифонт, Rogal_Dorn, Yernar, Nero Caesar, Fenixbooks



Статья написана 31 октября 2024 г. 10:30

В 2007-м году увидел свет совместный проект режиссеров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса под названием "Грайндхаус", состоявший из двух полнометражных фильмов: триллера о маньяке-каскадере "Доказательство смерти" (Death Proof) и зомби-хоррора "Планета страха" (Planet Terror).

Лично мне нравятся обе картины, но поскольку передо мной в очередной раз стояла задача порекомендовать только один фильм для встречи Хэллоуина, то я решил остановить свой выбор на творении Родригеса. Далее постараюсь объяснить почему. Но сначала синопсис для тех, кто не в курсе.

Картина стартует с утечки опасного газа на одной техасской военной базе. Зеленый туман стремительно распространяется по воздуху, превращая население в жаждущих крови зомби. Однако, как это часто бывает, у малочисленной группы людей обнаруживается иммунитет к вирусу. Среди них: стриптизерша Черри и ее загадочный приятель Рэй; шериф Хейг и его брат-повар Джей Ти; а также врач анестезиолог Дакота Блок и ее отец-рейнджер Эрл Макгроу. Вместе им предстоит не только спасти собственные жизни, но и попытаться добраться до Мексики, где местные ученые синтезировали бы лекарство от смертельной заразы. Только они не подозревают, что у наглых вояк, спровоцировавших апокалипсис, в отношении них есть свои весьма не безобидные планы.

Итак, чем же меня зацепила "Планета страха"? Ну, во-первых, подачей. Суть в том, что упомянутый выше "Грайндхаус" — это формат кинопоказов, популярный в США в 1970-х годах, когда на больших экранах транслировались низкобюджетные эксплуатационные ленты — по две штуки за билет. Естественно, качество у таких фильмов было, мягко говоря, не высокое. Плюс к этому некоторые непорядочные киномеханики могли в личных целях подрезать полюбившуюся сцену (как правило, эротического характера), а потом криво склеить соседние фрагменты (в результате чего зрители прямо во время сеанса были вынуждены наблюдать резкие смены сцен).

Собственно, в картине Родригеса все это присутствует: дефекты пленки, плывущий звук и внезапно пропавшие эпизоды. И даже не смотря на умышленность косяков, они все равно добавляют неповторимый шарм происходящему. Если включить фантазию, то можно легко поверить, что перед тобой настоящая трэшовая лента 50-летней давности.

Но хороша "Планета" не только царящей в ней атмосферой. Также хотелось бы отметить юмор, почти всегда сопровождающий героев на их тернистом пути. Конечно, далеко не все гэги получились удачными, но и достойных приколов завезли с лихвой. Особенно забавно выглядела вражда Хейга и Джей Ти из-за секретного рецепта вкуснейшего барбекю. А самое главное, что эта сюжетная линия в итоге не ушла в никуда, а обрела грамотное завершение в финале.

Да в принципе весь сценарий вышел добротный: полный экшена, шуток и колоритных (а посему запоминающихся) персонажей. Неудивительно, что так много известных лицедеев пожелали присоединиться к данному безумию: это и Роуз МакГоун, и Джош Бролин, и Майкл Бин (не путать с Шоном Бином), и Джефф Фэйи, и наконец Брюс Уиллис. Ну а вишенкой на торте стало участие легендарных Тома Савини и Квентина Тарантино. В общем, компания подобралась шикарная и отыграла она на отлично.

Напоследок напишу пару слов о музыкальном сопровождении картины. Не скажу, что остался от него в восторге, но за отдельные тревожные звуковые эффекты, словно взятые из старых хорроров, я готов простить прочую невыразительность саундтрека. Ну и прорвавшийся в одной из сцен саксофон тоже был в тему. Сразу вспомнились суровые мелодии, сыгранные на этом инструменте в "Городе грехов" (Sin City, 2005) того же Родригеса.

Что ж, вот такая она — "Планета страха": драйвовая, кровавая и веселая вакханалия. Да, местами слишком вызывающая и нелепая, но оттого еще более ценная. И к Хэллоуину, на мой взгляд, она подходит как нельзя кстати.


Статья написана 28 октября 2024 г. 16:00

В связи с открытием странички автор (-а? -ки? -ессы?) на ФЛ, выкопал свою старенькую рецку из группы ВК. Потому что — почему бы и нет? Два года назад писал, мнение не изменилось.




Статья написана 28 октября 2024 г. 11:36

Сила, формирующая реальность, или Миф-сознание в действии

korol_utra

1913 год. Ирландия. Юная Эмили Десмонд – переполненная романтическим томлениями и желанием странного, начинает видеть в лесу, окружающем поместье отца, самых натуральных фэйри самых различных видов и форм. Родители заняты своими делами, и Эмили самой приходится выяснять, что представляют собой ее видения: галлюцинацию или реальность.

1934 год. Мысли 18-летней Джессики Колдуэлл были далеки от волшебных существ. Не самая приятная работа официантки, отсутствие парня, а тут еще и отец отправляет к психологу: мол, пора, доча, разобраться в твоем стремлении к ругани, лжи и нарочитой вульгарности. Кто же знал, что гипноз доктора приведет к столь неожиданным последствиям.

Конец 80-х годов. Энья Макколл была бы рада в глаза не видеть эти самые магические сущности, но не получается – ведь ее призвание — борьба с потусторонними тварями.

Что связывает этих трех девушек из разных времен? Ничего? Или напротив, эта связь определит облик и судьбу Вселенной?


Любопытный роман от писателя, известного больше киберпанком и лунным циклом ("Река богов", "Новая Луна"), полный ирландских особенностей (привет Детям), играющий с формой подачи материала и пространно размышляющий о возникновении мифических существ.

Первыми бросаются в глаза те самые забавы с формой. Первая часть полностью написана в эпистолярном жанре. С использованием дневников, писем, отчетов о заседаниях, докладов, записей интервью – все через бумагу, прямой речью, зачастую от 1-го лица. Третья – позволяет себе вольности в обращении со стариной Хроносом.

Стоит также отметить небольшую эмоциональную главу-«коду», написанную одним бесконечным предложением. За форму подачи – зачет.

Как и за ирландский дух книги. Особенностей Изумрудного острова нам отсыплют выше крыши. Исторические события самых разных лет. Вечное стремление к свободе и кровавые революционные волнения. Герои Ирландии, персонажи местных и британских книг, песен, пьес, национальный колорит блюд, действий, мест, традиций. Погодные нюансы и природные изюминки. Сущность блошиного рынка и восприятие городов разными существами, от птицы до бродяги. Погружение в атмосферу родины «Джеймесона» происходит по полной.

Третий интересный аспект романа – разговор о происхождении мифических созданий из людского бестиария, как положительно настроенных к гомо сапиенсам, так и напротив.




Статья написана 27 октября 2024 г. 16:28

Стивен Кинг возвращается к Срединному миру и Территориям... Похоже, он взялся за третью часть "Талисмана".

Напомню, перед смертью в 2022 году Питер Страуб (соавтор Кинга по "Талисману" и "Черному дому") отправил Стивену идеи и наброски их следующей совместной книги.

Надеюсь, будут пересечения с "Темной башней". А с Холли Гибни, видимо, всё...



Файлы: mid.jpg (177 Кб)
Статья написана 25 октября 2024 г. 17:49

О русском сборнике сумрачного итальянского гения я уже писал. Для тех же, кто, подобно мне, не владеет наречием Апеннинского полуострова, зато овладел языком Содружества и Штатов и хочет увидеть больше Музолино — для тех небольшой обзор того, что издавалось на Западе и не выходило у нас. Давно руки не доходили довести до ума.

По большей части синьор Луиджи выходил в различных антологиях. Библиография на ISFDB прискорбно неполна, так что искать их приходится абы как, и моя запись тоже не претендует на исчерпанность. Не все такие появления достойны нашего внимания: так, под обложкой у Элен Датлоу напечатана «Последняя коробка», а в первом собрании лучшего мирового хоррора издательства «Valancourt» — «Уиронда». (Однако, на правах оффтопа, в той же книге опубликован в числе прочего и внецикловый рассказ Флавиуса Арделяна, так что ценителям никоим образом не стоит проходить мимо.)

Покопавшись ещё, начинаешь наконец обнаруживать незнакомые имена. Например, «Larrie’s Tapes» в антологии Алессандро Манцетти «The Beauty of Death». Раздобыть эту книгу у меня, к сожалению, не вышло, так что о рассказе удалось выяснить лишь то, что он входит в цикл «Oscure Regioni», о коем чуть ниже. А в свеженькой, нынешнего года антологии Марка Морриса «Elemental Forces» объявилась «Чума» (в оригинале чуть более недвусмысленно «Чума. Бубонная»), не менее свежая, как видно из злободневной завязки: активист-антипрививочник просыпается поутру, чувствуя себя как-то ну очень скверно… Мрачная сатира, впрочем, быстренько перерастает в горячечный безвыходный кошмар. Эта небольшая история не хватает с неба звёзд, но вполне добротна.

Наконец, на английском выходил ещё и полновесный авторский сборник: «A Different Darkness and Other Abominations». Здесь нас вперемешку ждут как уже ведомые, так и совершенно незнакомые истории. Будучи составлена по принципу «избранного», пусть даже при участии самого автора, книга представляет собою изрядного кадавра Франкенштейна. Достаточно взглянуть на оглавление:

Lactic Acid

Les Abominations des Altitudes

Uironda

The Carnival of the Stag Man

Queen of the Sewers

The Strait

Black Hills of Torment

The Last Box

Like Dogs

Pupils

A Different Darkness

Пять незнакомых названий из одиннадцати — не здорово ли это? Вот о них и поговорим подробнее. Четыре из них, подобно пока недоступным мне «Плёнкам Ларри», родом из более раннего сборника «Тёмные регионы». Это двухтомное собрание фолк-хоррора, несколько напоминающего историю «Скала — их дом» из «Другой темноты». Каждый из двадцати рассказов посвящён одной из областей Италии и описывает какую-нибудь местную бабайку. Одни удались лучше, другие хуже.

«Мерзости Высот» названы аж по-французски, и этому есть причина. В Альпах все граничат со всеми, поэтому Музолино втихую позаимствовал из фольклора соседей малоизвестную тварь под названием «даху». И отдадим должное — из довольно нелепой утки для туристов сделал настоящую конфетку, один из лучших рассказов книги. Даже спойлерить ничего больше не хочется.

Следующий рассказ удался несколько меньше. «Карнавал человека-оленя» придумывает мрачную подоплёку для реально существующей местной традиции. История сыроватая, несколько наивная — на умеренно похожую тему вспоминается гораздо более сильный рассказ Баррона «Blackwood’s Baby» — но доставляющая по задумке, и с по-музолиновски колоритно описанным монстром. Хотя не могу не заметить, что имя «Gl’Cierv» звучит не только пародийно-лавкрафтиански, но и очень-очень забавно именно для русского уха. Хотя вообще-то обыгрывает как раз итальянское cervo – олень.

На порядок лучше «Царица канализации». Прям ух. Не иначе как под влиянием лондонского фольклора ожидал что-то на крысиную тему, но всё оказалось куда причудливее и гаже. Не смог найти внятных сторонних источников о твари по имени «Марокка» (с таким-то именем поисковик неизбежно выдаёт кучу мусора, от Марокко до Марракеша), но, будь она аутентично-фольклорной или авторской, вышел шикарный классический Музолино. Высококачественное тошнотворчество в хорошем смысле слова. Снова тот случай, когда некоторая предсказуемость ни в малейшей степени не портит впечатления.

А вот «Пролив», напротив, без вопросов худшая история в книге, быть может, и просто худшее, что я видел у автора. Ходульный сюжет укладывается в пару предложений, появление монстра выглядит литературным эквивалентом хоррора категории Б. Единственное, что действительно порадовало — это выбор чудовища, пусть даже и не реализация. Поэтому не стану называть имён и портить единственный приятный сюрприз в остальном посредственной истории.

А кто остался на сладкое?.. Повесть под названием «Ученики», в Италии, несмотря на скромный размер, выходившая отдельной книжкой. И вот это эталонный зрелый Музолино. Не такая бесконечная радость, как «3,5 этаж лестницы Б», но всё равно очень здорово. Она была написана в промежутке между «Уирондой» и «Другой темнотой», и это видно — мёртвые среды™ упоминаются едва ли не на первой же странице. Но этим упоминанием, надо признать, связь с общей авторской мифологией и ограничивается (хотя нет, ещё ведь действие происходит в Идраске, старшей сестре злополучного Орласко). Это история сама по себе, яркая и самобытная, даже и не знаешь, с чем её сравнить. Немножко лавкрафтианства, немножко страшной сказки о детях для их родителей, немножко экологической басни, немножко чистой фантасмагории, и всё это смачным галлюцинаторным стилем, за который мы так полюбили автора. На ум приходят разве что некоторые из лучших вещей Рэмси Кэмпбелла, хотя я знаю, что этим сравнением только отпугну изрядную часть читателей, не переваривающих ливерпульского поэта 8)

К уже знакомым рассказам в сборнике я особо не присматривался, но беглый взгляд позволяет увидеть некоторые расхождения, а также заподозрить переводчиков в сокращениях. Так, я не сумел обнаружить в «Как собаки» пассаж, посвящённый книге Бедолиса — видимо, кто-то принял решение, что вне контекста сборника он будет только сбивать с толку, и пустил под нож целиком.

В общем и целом, всё ещё считаю, что нам гораздо больше повезло в плане первого знакомства с автором, но англоязычным переводчикам всё-таки есть, что нам предложить. Если в своих изысканиях я всё-таки упустил ещё что-то интересное — пишите в комментариях.





  Подписка

Количество подписчиков: 743

⇑ Наверх