Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
В издательстве АСТ (редакция Астрель-СПб) наконец-то опубликован сборник рассказов Алексея Провоторова. Он должен был выйти еще десять лет назад, когда получил Гран-При "Рукописи года", но с фэнтезийными сериями тогда было туго. А вот теперь упущение исправлено: провоторовские истории выходят в серии "Дети Великого Шторма", а название книге подарил рассказ, порвавший в свое время главный хоррор-конкурс страны "Чёртова дюжина" — "Костяной".
Книга в продаже уже практически везде — например, в издательском магазине Бук24.
Аннотация:
цитата
Колдовство всегда имеет свою цену. Благие у тебя цели или худые, даром не обойдется.
Ищешь ли ты способ допросить мертвую изуверку, открыть загадочный холодный ларец, выяснить, кто делает таблетки из людей, призвать к ответу ведьму с собачьим языком?
Придется рассчитаться за это, где бы ты ни был.
В чаще на костях, где павшие в давней битве не могут улежать в земле, на болотах, где плотоядные цветы служат орудиями казни; за краем карты, где написано «сие — тварям», на пепелище алхимической фабрики, под расколотой, грозовой, плесневелой луной.
Стоило оно того? Узнаешь, когда расплатишься.
Содержание:
Алексей Провоторов. Фемур (рассказ), стр. 3-33
Алексей Провоторов. Эффект дефекта (рассказ), стр. 34-66
Алексей Провоторов. К Зверю (рассказ), стр. 67-95
Алексей Провоторов. Долли (рассказ), стр. 96-124
Алексей Провоторов. Приблуда (рассказ), стр. 125-151
Алексей Провоторов. Игедо (рассказ), стр. 152-179
Алексей Провоторов. Остиль (микрорассказ), стр. 180-182
Алексей Провоторов. Чувство долга (рассказ), стр. 183-212
Алексей Провоторов. Ёлка (рассказ), стр. 213-223
Алексей Провоторов. Сие — тварям (рассказ), стр. 224-252
Алексей Провоторов. Крам (микрорассказ), стр. 253-257
Алексей Провоторов. Ларец (рассказ), стр. 258-286
Алексей Провоторов. Волк, Всадник и Цветок (рассказ), стр. 287-315
Алексей Провоторов, Евгения Ульяничева. В своё время (рассказ), стр. 316-344
Алексей Провоторов. Молоко (рассказ), стр. 345-360
Алексей Провоторов. Костяной (рассказ), стр. 361-390
Алексей Провоторов. Способы управления (рассказ), стр. 391-418
Алексей Провоторов. Дунг (рассказ), стр. 419-447
Алексей Провоторов. Железо (рассказ), стр. 448-477
Приветствую всех любителей творчества Говарда Лавкрафта!
Хотелось бы пригласить вас поучаствовать в отборе в «лавкрафтовскую» антологию «Йог-Сотот, это врата!».
Прежде всего, она будет посвящена Йог-Сототу.
Кроме того, поскольку Йог-Сотот — хранитель врат между мирами, в котором настоящее, прошлое и будущее существуют воедино — антология будет посвящена Путешествиям и Путешественникам.
— Путешествия —
Прежде всего, в другие миры.
Локации могут быть самыми разнообразными. Параллельный мир. Или Ад. Или другая планета. Или сама Бездна. В выборе миров ограничений нет.
Также путешествия возможны и во времени: между прошлым, между настоящим и между будущим.
— Путешественники —
Не только те, кто отправляются из нашего мира в другой: культисты, космонавты или просто любопытные студенты, забредшие в закрытое крыло университета.
Но и те, кто из других миров приходит в наш. Демоны. Инопланетяне. Боги. Ну и просто монстры и чудовища.
Однако то, что антология посвящена Йог-Сототу, не означает, что нельзя использовать других божеств или существ Лавкрафта. Можно. А можно придумать и собственных монстров, чудовищ и богов.
Главное, чтобы в ваших историях была встреча с неведомым, а также страх и даже ужас от этой встречи.
Возвращение в Батиару, или «Крестовый» поход возмездия
Принимая заказ на убийство, купец и корсар Рафел бен Натан и его партнерша Надия бинт Диян оказывались в своеобразной западне. Исполнишь – можешь попасться на месте содеянного. Не исполнишь – разозлишь заказчиков, одних из самых опасных людей, встречавшихся Рафелу на пути.
Но кто бы мог знать, что само убийство померкнет по сравнению с тем, что унесет исполнитель с места злодеяния. Двумя предметами, способными оказать влияние на судьбы многих и многих людей.
Гай Гэвриел Кей («Гобелены Фьонавара», «Изабель») книга за книгой плетет перед нами очаровательное полотно своего мира Джадда – изрядно похожего и неуловимо отличающегося от нашего.
«Моря» стали фактически срединой условной трилогии, начатой «Блеском минувших дней», «Детьми Земли и Неба», основное действие которых происходит в Батиаре (непосредственно Моря связанны с Блеском, откуда перекочует часть важных героев, а хронологически события «Морей» располагаются между «Блеском» и «Детьми»).
По местной Италии, на наши деньги примерно 14-15 веков, читателя и героев помотает изрядно. Мы посетим различные города-государства, каждое из которых по-своему выживает в этом непростом мире. Возобновим знакомство с людьми, берущими на щит эти самые города и становящиеся там владыками.
Одним из главнейших фишек книг Кея является потрясающая атмосферность и погружение в эпоху. Мы на себе прочувствуем религиозные разборки между джадитами и ашаритами, нелегкую долю местного богоспасаемого народа – киндатов. Опасность ночных улиц. Прелесть полных лодок каналов Серессы и гостеприимство ее палаццо. Отведаем пищи в таверне и на званом ужине. Попробуем на зуб непростые отношения внутри западных государств монотеистов-солнцепоклонников. Их контакты с извечными восточными врагами, поклоняющимися звездам. Мельком заглянем в покои халифов. Побываем на верфи, строящей лучшие суда в мире. Пройдемся по палубе боевой галеры и торговой каракки. Поучаствуем в интригах, затеваемых Верховным религиозным лидеров джадитов, жаждущим вернуть утраченный Город Городов. В подготовке крестового похода. Наведаемся в женский монастырь, а точнее обитель Дочерей Джадда. Приобщимся к деятельности Гурчи Завоевателя, после захвата Сарантия, действующего более гибридными путями.
А вот внешним действием романы Кея похвастать не могут. Как и описанием поединков со сражениями. Хотя внутреннее напряжение происходящего частенько может дать фору самым отвязным боевикам. Вспомним хотя бы сцену покушения на халифа.
Следующим преимуществом становятся качественные, живые и располагающие персонажи, обладающие мощным шлейфом роли.
Главных героев у нас в этот раз двое, причем даме достается больше «экранного времени», чем ее напарнику.
Надия бинт Диян, она же Ления Серрана. Еще ребенком похищенная ашаритскими корсарами. Купленная «добрым почти во всех отношениях» господином, воспитавшим из нее телохранительницу, обучившим владению ножом и коротким мечом, параллельно пользовавшимся ее женскими прелестями. До определенного момента, пока Надии это все не надоело. Умная женщина, способная не только к смертоубийству, но и к чтению и счету. Подобранная Рафелом, со временем ставшая его напарником и партнером по бизнесу. Как торговому, так и корсарскому. Упорно избегающая возвращаться на родину в Батиару, где возможно остался ее младший брат. Придавленная чувством вины и стыдом за рабскую часть своей жизни.
Рафел бен Натан. Купец и корсар. Представитель угнетаемого народа киндатов, в детстве вместе с соплеменниками изгнанный из места рождения. Больше мыслитель, чем верующий. Много читающий, с философским складом ума. Как и все представители того времени не гнущающийся замарать руки, особенно убийством неверного. При этом хороший, тонко чувствующий, местами мудрый человек.
Второстепенные персонажи, или те, кто в этом романе на заднем плане, понятное дело, получают меньше авторского внимания, но тоже выходят на славу.
Курафи ибн Русад – пленник при дворе Верховного патриарха. Раина Видал — королева киндатов, ее невестка красавица Тамир.
Отдельное спасибо за встречу со старыми знакомцами — одноглазым Фолько д`Акорси – кондотьером и правителем одного из городов. Целительницей Еленой. Герцогом (временным) Серессы Лучино Конти. Его секретарем Гвиданио Черра. Ставшим, как и в «Блеске» одним из рассказчиков, причем в нескольких временных линиях.
Даже те, кому достается буквально ничего текста, как-то ученый из Сарантия Арсений, или юный корсар Айаш, оставляют в душе у читателя значимый след. Не в последнюю очередь благодаря посмертным главам. Второплановые герои здорово расширяют локацию романа, напоминая, что мы видим лишь кусочек огромного мира, что повествование не ограничивается лишь Надией и Рафелом, рисуя судьбы людей, находящихся на грани фокуса рассказываемой истории. Дают возможность Кею поговорить с читателем на отвлеченные темы, поближе показать психологию гомо сапиенсов того времени.
Персонажи у Кея, даже живущие в разных концах света, частенько связаны друг с другом, далеко не всегда напрямую, порой свершают косвенное воздействие на судьбы других персонажей. Наочно показывают выверты Судьбы и сплетение доль.
Стоит отметить легкую мистическую нотку, оказывающую минимальное действие на сюжет, но добавляющую в блюдо остроты. В наличии даже сцена прямиком из настоящего фентези. Редкость для Гая.
Эрго. Еще одна страница из завораживающего мира Джада. В фокусе Батиара, «Корабли» тесно связаны с «Блеском», менее тесно с «Детьми».
Матрешечный полет, или Теория? Да тут натуральный заговор!
В 60-е года, в разгар Холодной войны Америка задумалась, что человечеству неплохо было подстелить соломки. Тайком отправив к Проксима Центавра корабль поколений, который должен добраться до цели примерно через век.
Проходит 50 лет. На борту около 600 душ, которые работают, женятся, растят детей и умирают. Замкнутое пространство корабля накладывает свой отпечаток. Психологический кризис, усталость, социальное расслоение, неверие в успех миссии, разочарование молодежи, родившейся на борту и не видевшей Земли. Гордое «Вознесение» все больше напоминает гнездо гадюк в космосе.
Но что если ситуация гораздо запутаннее, чем кажется пассажирам космолета?
Не слишком известный, но небезынтересный проект, напоминающий мастерски сколоченную матрешку. Слой внутри слоя, внутри слоя, многие из персонажей что-то скрывают, частые нежданчики. Эдакий разговорный триллер с сюрпризами.
Основная линия – корабль.
Тут нас ждут классические «пауки в банке», полные важных социальных и психологических этюдов. Модель земного социума в миниатюре, право слово.
Социальное расслоение нижних и верхних палуб, за полвека практически закрепившееся в ДНК. Верхние презирают нижних, «второй сорт» в ответ копит пролетарскую ненависть, бухает, дерется, и готов на бунт. Дорога наверх как бы открыта (кастовая система такая древняя дикость, что вы!), но тех, кто смог выбиться в люди, буквально единицы.
Политическая грызня возле кормушки кресел капитана и советников. С улыбочками, иносказаниями, расшаркиваниями. Использованием интриг, подстав, любого промаха, грязного белья, неудачно сложившихся обстоятельств, гибели невинных. «Тонкий европейский политик» во всей красе.
«Стюардессы» — аналог гетер, правда трубой пониже и дымом пожиже. Работа, куда могут податься девушки, не отличающиеся ничем иным кроме внешности. «Секс как валюта» — это про этих прекрасных дам.
Создание семей не по любви (как така любов?) а по велению компьютера, подбирающего максимально генетически подходящих партнеров. Что уж говорить о рождении ребенка, которое возможно только в случае смерти кого-то из 600 (а об устранении неизбежных на море случайностей (как мы позднее узнаем – не всех) заботятся противозачаточные импланты). Супружеские измены, мягко говоря, не приветствуются (исключая секс со стюардессами), можно на щелчок пальцев потерять работу, малейшее уважение и опуститься на самое дно.
Что любопытно, по мнению постановщиков, замкнутое в консервной банке общество, не знавшее «гражданских прав, сексуальной революции, вьетнама, 11.09 и геев», сможет генерировать мощные научные открытия. В общем-то, логично, для полета отбирали отнюдь не дураков, а гены не пропьешь.
Психологические размышления на тему выбора, которого лишили своих потомков начавшие перелет. Нашим путем, выбранным еще до рождения. Судьбы, над которой мы не властны. Попыток искать смысл в том, что под рукою. Депрессий, потому, что «наши жизни нам не принадлежат». Возвышения общественного и принижения личного, ведь мы «частички необходимые для выживания целого».
Сокрушений по поводу населения Земли, не ценящего тех великолепных вещей, которые находятся в их распоряжении – синего неба над головой, природы вокруг, морских и речных волн. Того, что кажется само собой разумеющимся, и того что оказывается чертовски ценным, когда люди лишены этих элементарных вещей.
Теорий заговора, столь популярной в 60-е, заставляющей вас недоверчиво относиться к любым словам и действиям власть предержащих. Игр с генетикой и евгеникой.
Добавляют картине прелести техника и наряды 60-х. Центр отдыха всего корабля — пляж-бассейн с большой направленной лампой типа солнце, зеленым задником, нарисованным небом, и парой гордых пальм.
Вторая линия показывает нам Землю начала 2000-ных. Тех, кто пафосно называет Вознесение «Спасательной шлюпкой человечества», снимая сливки с действий команды. Продолжая меж тем заниматься ведомственной грызней, выясняя, кто самая главная жаба в болоте.
Обе линии тесно переплетаются, активно взаимодействуют, создавая довольно гармоничную картину «Вознесения».
Главной фишкой сериала становится напряжение, не побоюсь этого слова натуральный саспенс, окутывающий коридоры и каюты «Вознесения». Ожидание больших неприятностей. Крепнущее понимание, что с этим полетом что-то серьезно не так.
В наличии редкие всплески экшена, типа драки охраны с рабочими, радиационного шторма или финальной перипетии. Их, к сожалению, совсем немного, что может отпугнуть изрядную часть зрителей.
Интрига, чья пружина закручивается все сильнее с каждой серией. Всплывает оружие, контрабандой доставленное на борт. Таинственный субъект в маске, которому нипочем радиация. Начинается детективное расследование первого за 50 лет убийства. Набирают обороты поиски того кто изничтожил местную Лору Палмер и того, кто пронес на борт пистолет. Все больше пророчеств издает местная малолетняя Кассандра, из странноватой девчонки превращающейся во что-то большее, как минимум в матерого экстрасенса.
Актеры работают на крепком среднем сериальном уровне. Телевизионные проекты, вобравшие в себя цвет Голливуда, уже будоражат умы масс («НД», «Фарго»), но Ascension так с кастом не свезло. Лицедеи, за редчайшими исключениями, модельной внешности, а вот будущих обладателей Оскара среди них не заметно.
Капитан корабля Уильям (Ван Холт ). Невозмутимый мужик, «герой пожара», остановивший огненную смерть на корабле и получивший за это капитанское кресло. Не большого ума разгильдяйский дядечка, полагающийся в паучьей борьбе на свою супругу. В процессе затеявший постельные игры с одной из ее подопечных (и, похоже, не только). Ох, зря он это!
Его жена Виондра (Хелфер ). «Эгоистка, манипулятор, хищница». Глава тех самых стюардесс. Дама не первой молодости, сохранившая красоту и сексуальность. Настоящий политик, дарящий нам такие перлы, как «я буду политиком, чтобы ты мог оставаться у власти» или «нет ничего серьезнее твоего электората». Интриганка, бессердечная стерва, испытывающая, тем не менее, нежные чувства к своему муженьку-дуболому.
Первый помощник Аарон (Пи Белл). Выходец с нижних палуб, карьерист, при этом любящий докапываться до истины, невзирая на лица, и топтаться по мозолям (как это коррелирует, решайте сами), креатура Уильяма. Потенциальный претендент на пост капитана, правда, для этого ему понадобиться изрядно подрасти над собой.
Нора (Байерс ), дочь главного медика корабля. Девушка, частенько непреднамеренно оказывающаяся около ключевых событий на корабле.
Криста (О`Брайен). А вот и наша Кассандра. Юница, утверждающая, что ее сны, это больше чем сны, и которая, как мы видим в процессе, действительно обладает неясными до самого финала способностями.
Харрис (Беллоуз). Сын ученого, запустившего проект, и курирующий его на Земле после болезни родителя. Одержимый «Вознесением». Еще один герой, имеющий немало скелетов в шкафу, предпочитающий отстраненность в работе (как минимум одно исключение их этого правила нам покажут), и утверждающий что «корабль сам все исправит».
Стоукс (Картер), вершина местного дна, король нижних палуб. Не простивший несправедливости и измены командования корабля. Ведь отец Стоукса был помощником капитана, и Стоукс считал этот пост своим. Резкий (порой чересчур) пацанчик, привыкший решать дела насилием.
Серий в проекте всего 6 штук, причем те, что показывали по ТВ, насчитывают всего по полчаса каждая, в расширенном варианте нас ждет уже по 45 минут в эпизоде.
Задел на продолжение оставлен неплохой, вот только мы его вряд ли увидим. Даже жаль.
Эрго. Любопытный социалогическо-параноидальный триллер полный напряжения и теорий заговора. А вот актерские работы и минимум экшена к достоинствам проекта не отнесешь.
Режиссер: Майрзи Алмас, Ник Копус, Роберт Либерман, Винченцо Натали, Стивен Уильямс (II)
Вряд ли кто-нибудь из постоянных читателей Стивена Кинга будет спорить с тем, что в последнее время в работах данного писателя стали частенько встречаться самоповторы. Конечно, это не очень здорово, но если вспомнить, что Королю Ужасов уже давно пошел восьмой десяток, то в принципе ему можно простить тягу к заимствованиям у себя любимого.
На первый взгляд книга "Билли Саммерс" выглядит как вполне оригинальное произведение, которое к тому же является не типичным для Кинга в виду отсутствия в нем ярко выраженной мистической составляющей. Однако если вспомнить такой роман как "11/22/63", в основу которого легло реальное покушение на президента США Джона Кеннеди, то становится заметно, что в "Саммерсе" Стивен опять решил обыграть всем известное историческое событие. Правда, с двумя изменениями. Первое заключается в том, что киллером теперь стал приятный парень (и по совместительству ветеран войны в Ираке), чья судьба привела его к необходимости за большие деньги устранять исключительно плохих людей (привет, Декстеру Моргану). А вторая правка, соответственно, коснулась его жертвы, которая из главы государства трансформировалась в отпетого негодяя, которому предстоит пасть от пули, выпущенной из снайперской винтовки, прямо на ступенях здания суда.
С одной стороны, может показаться, что я преувеличиваю, проводя параллели между упомянутыми книгами. Но я почти на сто процентов уверен, что продумывая "последнее дело" Саммерса, Кинг держал в голове трагедию, произошедшую в Далласе в 1963-м году. Иначе как объяснить тот факт, что перед тем как осуществить выстрел, главный герой потратил несколько недель на то, чтобы обжиться в тихом пригороде и исправно "ходил на работу" в офисное здание по соседству с обителью правосудия? Ведь как мы увидим далее в подобных сложных приготовлениях не было никакого смысла. Достаточно было просто заявиться в бизнес-центр с утра пораньше (пока его единственный охранник не заступил на дежурство), пройти в пустую комнату, поразить цель, а затем покинуть высотку, слившись с толпой.
Но всё встает на свои места, если вспомнить, что Ли Харви Освальд, открывший огонь по кортежу Кеннеди, сделал это из окна на шестом этаже книжного склада, куда устроился трудиться примерно за месяц до покушения на президента. Возможно это лишь совпадение, однако если Освальд действительно заблаговременно планировал свою "акцию", то его шаг смотрится вполне здраво: получив официальный доступ в хранилище, он смог спокойно подобрать наилучшую позицию для стрельбы. Плюс это автоматически сняло с него любые подозрения (сразу после совершения преступления Освальд столкнулся с полицейским, но начальник склада опознал его как местного работягу и Ли без проблем отпустили).
Так вот, я веду к тому, что в реальности приготовления киллера выглядели логично, тогда как у Стивена они вышли надуманными и ко всему прочему нелепыми, поскольку уже к вечеру после заварушки стражи правопорядка установили истинную личность Билли. Спрашивается, зачем надо было заморачиваться с маскировкой? Да по сути не за чем. Разве что это позволило Кингу поведать нам о тяжелом прошлом героя, который, ожидая прибытия жертвы, принялся писать свою автобиографию. Он же начинающий автор (согласно легенде, сочиненной его заказчиками), а значит негоже ему сидеть в офисе дни напролет, раскладывая пасьянс на ноутбуке.
Хотел бы я сказать, что это единственный спорный момент в романе, но, к сожалению, нет. В тексте хватает эпизодов, которые заставляют усомниться в адекватности не столько Мастера, сколько его литературного агента и издателя. Ну ладно, Стивен забыл принять таблетки и создал какую-то дичь (например, крутого мафиози, доверившего личную безопасность пенсионерке, пускай даже с боевым опытом), но куда смотрели остальные ответственные лица — загадка! Мало того, что они пропустили мимо глаз лютую чушь, так еще и не удосужились донести до Кинга, что он явно переборщил в своих нападках на Трампа. Причем, издевки нам Дональдом были настолько не к месту, что ничего кроме фейспалмов они не вызывали.
После вышеизложенного напрашивается вывод, что "Билли Саммерс" — откровенно халтурная книга, увидевшая свет благодаря громкому имени автора на ее обложке. Отчасти это так, но у романа все же есть ряд плюсов, не дающих бросить его во время чтения. Правда, они оказались стандартны для прозы Стивена. Среди них грамотно выстроенная интрига и "объемные" персонажи, за которыми по-настоящему интересно наблюдать. Вот если бы и другие составляющие текста не подкачали, то было бы совсем хорошо. А так имеем произведение чуть лучше среднего из серии "прочитал и забыл". Хотя порой и этого достаточно, чтобы неплохо провести несколько свободных вечеров.
Оценка: 7/10.
P.S. Странно, что многие рецензенты заметили отсылку к роману "Сияние" и пропустили упоминание городка Хемингфорд-Хоум — родины Матушки Абигейл из "Противостояния". Естественно, нельзя исключать случайность, однако Кинг мог указать любой населенный пункт в штате Небраска, а выбрал именно Хемингфорд. Значит, была у него на то своя причина...