| автор | сообщение | 
  | kon28  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  10 марта 2008 г. 10:12   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | В одной из тем этой ветки завязалась очень показательная дискуссия. Вот несколько цитат из нее:
 цитата Necromant-Knight Кто не понимает классику, в том нет человечности, ее ведь душой слушать надо, а не другими местами"
 
 цитата necrotigr ) Разбираться в структуре композиции2) Разбираться в звучании
 3) Знать ноты
 
 цитата Necromant-Knight музыку надо ЧУВСТВОВАТЬ, а не пытаться понять, в этом то и есть смысл.
 
 цитата necrotigr пожалеть людей, которые ограничивают себя исключительно эмоциональным, чувственным восприятием музыки, не пытаясь её понять.
 
 цитата mastino А как её понять? Разложить мелодию на гармонии? Сидеть, и анализировать какие то специфические приёмы композитора? Я, при наличии муз. образования, воспринимаю музыку в первую очередь чувственно
 
 Между прочим, тема-то дискуссии очень серьезна. Она ясно показывает, что очень многие просто не умеют слушать музыку. Сразу оговорюсь, дело не в смысле "не умеют — значит глупые, а те, кто умеют — умные"
  . Дело в том, что слушая музыку исключительно по принципу "нравится-не нравится" и не желая вникать в суть музыки, механизмы ее написания, исполнения, пытаться понять мысли, которые в музыку вложил ее автор, — такие слушатели чрезвычайно обедняют себя и свое восприятие. В этой ситуации музыка для них выступает исключительно звуковым фоном — приятным или неприятным. Но музыка-то гораздо глубже, многообразнее, значительнее и интереснее, когда ее не только чувствуешь, но и понимаешь. Здесь я вижу большую беду нашего образования, абсолютно не обращающего внимания на эти проблемы. Что такое школьные уроки пения в начальных классах — все знают (если пение вообще сейчас в школах есть   ). На западе между прочим, в очень многих странах в школных программах этому уделяется значительное внимание. Детей учат не только петь песенки или играть в школьном оркестре, им постоянно дают слушать самую разную музыку, учат не только слушать, но и слышать. Как звучат различные инструменты, как строится музыкальная фраза, как сочетаются партии инструментов, учат разбирать и оценивать музыкальное произведение, пусть на детском уровне, без специфических знаний и терминологии, но главное, прививают интерес, необходимость вслушиваться, анализировать, оценивать. И кстати, это, я думаю, одна из причин ясно видимой разницы между качеством тамошней музыки и нашей, прежде всего поп-музыки во всех ее направлениях.  Так что приглашаю подумать и подискутировать на эту тему подробнее.
 |  | ––– «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». (М.Е. Салтыков-Щедрин)
 | 
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  10 марта 2008 г. 10:59   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата necrotigr 1) Разбираться в структуре композиции2) Разбираться в звучании
 3) Знать ноты
 
 цитата kon28 Дело в том, что слушая музыку исключительно по принципу "нравится-не нравится" и не желая вникать в суть музыки, механизмы ее написания, исполнения, пытаться понять мысли, которые в музыку вложил ее автор, — такие слушатели чрезвычайно обедняют себя и свое восприятие. 
 Я совершенно музыкально безграмотен и вызвано это многими причинами, одна из которых полное отсутствие музыкального слуха. Вникать в приемы любимой музыки, мысли и прочее — это да, конечно. Порой английские тексты песен читаю. Но
 цитата kon28 Разложить мелодию на гармонии? Сидеть, и анализировать какие то специфические приёмы композитора?
 
 цитата kon28  как строится музыкальная фраза, как сочетаются партии инструментов, учат разбирать и оценивать музыкальное произведение, пусть на детском уровне, без специфических знаний и терминологии, но главное, прививают интерес, необходимость вслушиваться, анализировать, оценивать. 
 Уже излишнее. Это нужно тем, кто сам занимается (играет и пишет) музыкой. Ограничивать себя? — не знаю. Меня все конечно устраивает (за исключением отсутствия слуха и возможности овладеть почти любым муз. инструментом
  ). 
 цитата kon28 Что такое школьные уроки пения в начальных классах — все знают (если пение вообще сейчас в школах есть). На западе между прочим, в очень многих странах в школных программах этому уделяется значительное внимание.
 Мы не только пели песенки, но и слушали иногда различные симфонии (причем с пластинок) и длилось это аж по 8-ой (!!!) класс включительно. Так же изучали биографии композиторов. Потом когда учился в 11-м классе была организована школьная звукозаписывающая студия и был взят новый преподаватель. Там он принимал всех желающих чему-то мало-мальски научиться (ну мы естественно аппаратурой занимались
  ). И кстати, девушки на различных районых школьных муз. конкурсах побеждали. Но это все специфика нашей средней школы с художественно-эстетическим уклоном (так же еще танцы и рисование по тоже время что и музыка были). Это все при том, что я с 8-го класса в физико-математическом классе был. Меня даже как-то в самодеятельность увести пытались, но эта другая история
  
 Со мной изначательно учились несколько девушек, которые класса со второго или третьего начали заниматься игрой на пианино. Классе в 7-м Моцарта в четыре руки играли... Но пруцца от всяких Биланов и Фабрик.цитата kon28 И кстати, это, я думаю, одна из причин ясно видимой разницы между качеством тамошней музыки и нашей, прежде всего поп-музыки во всех ее направлениях.
 В институте знаком с девушкой, которая муз. школу окончила (к сожалению, мне не доводилось слышать её игру). Она по дороге в институт и обратно Динамит ФМ слушает или радио Энергия (NRJ).
 | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  10 марта 2008 г. 11:09   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Да что уж тут дискутировать-то...Все правильно Вы говорите.  Я бы, например, ОЧЕНЬ хотела уметь Слышать музыку,  понимать ее, но нет у меня ни музыкального образования, ни музыкального слуха...В школе у нас вообще уроки "музыки" были только в первом и втором классе — играли нам на расстроенном — прерасстроенном разбитом пианино, в зале явно не предназначенном для акустических изысков...
 Потому я из тех "ущербных" слушателей, которые  просто слушают музыку по принципу "нравится-не нравится"... и говорить о музыке — соответсвенно проблематично, для меня понятия гармония, мелодия и прочее — по большому счету всего-лишь расплывчатые и абстрактные термины...
 
 Но думается мне проблема эта распространяется не только на музыку, но и на многие другие области. Многие ли в состоянии оценить хорушую архитектуру, понять задумку архитектора, понять его средовые решения, композиционные-планировочные-конструктивные  находки...Чаще всего люди проходят и просто говорят "Вот эта стеклянная фигня — мне не нравится...или а вот классику люблю — колонны портики..." да только и современная архитектура не прочь использовать "старые мотивы" — называется "новодел" и особую ценность редко несет......Винить ли людей? Их ли вина?...Ведь обычный курс по истории искусств в школе все-равно не позволит УВИДЕТЬ архитектуру — только оценить фасад...нравится-не нравится...
 
 Я для себя решила, что и музыка и живопись и театр и архитектура... — это те вещи, чтобы по-настоящему понять которые надо иметь соответствующее образование...
 Для себя вижу только один путь — быть настоящим специалистом/профессианалом в СВОЕМ деле и следить, чтобы уровень того, что ты делаешь был высоким....
 
 А если в школе ввести такие "профильные" курсы — это просто здорово было бы, с детсва объяснять и прививать хороший вкус — разве это плохо...Если люди станут ценить и разбираться в музыке в искусстве, то делать халтуру — врядли кому захочется...
 |  | ––– Laugh hard. Run fast. Be kind.
 
 | 
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  10 марта 2008 г. 12:03   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата WiNchiK А если в школе ввести такие "профильные" курсы — это просто здорово было бы, с детсва объяснять и прививать хороший вкус — разве это плохо...
 Найти бы ребенка, который в здравой памяти и твердом рассудке считал, что ему это нужно и что он без этого не обойдется. А еще и после уроков на такие курсы оставаться... Я сам, допустим, худ. лит. увлекся класса после 10-го.
 | 
 |  | 
  | necrotigr  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  11 марта 2008 г. 20:03   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Paf Мы не только пели песенки, но и слушали иногда различные симфонии (причем с пластинок) и длилось это аж по 8-ой (!!!) класс включительно.
 Да, у нас тоже были такие уроки, чередовались: один урок — на разучивание песни, второй — на изучение биографии какого-нибудь композитора. Пластинки тоже ставили, но единственное произведение, которое подробно анализировали — "Петя и Волк" (кстати, совершенно правильно — оно и было задумано с целью обучения), Турецкий марш Моцарта и 3ю симфонию Бетховена (это то, что я точно помню). А вот, например, из Баха на этих уроках я так ничего и не услышал, хотя мы записывали, что он — гениальный композитор. А почему он гениален? А фиг знает...
 Вот, кстати, вопрос: попробуйте объяснить мне, тёмному, чем Иоганн Себастьян Бах лучше Виктора Белана aka Дима Билан — исключительно с позиций нравится/не нравится? Мне вот нравится Билан, у него замечательные, цепляющие и запоминающиеся мелодии, у Баха из наиболее известных могу насчитать только штук 5 хитов максимум...
 
 цитата Paf Классе в 7-м Моцарта в четыре руки играли... Но пруцца от всяких Биланов и Фабрик.
 Действительно — парадокс, реально знаю такие же случаи
  Может, это просто отторжение того, что насильно пытаются впихивать пять лет?  
 цитата WiNchiK Но думается мне проблема эта распространяется не только на музыку, но и на многие другие области.
 Согласен, музыка неотделима от общей культуры. Но тогда почему мы тут книжкам оценки ставим и отзывы пишем, а музыка нам просто нравится или не нравится?
 
 цитата WiNchiK музыка и живопись и театр и архитектура... — это те вещи, чтобы по-настоящему понять которые надо иметь соответствующее образование...
 Тоже верно, но лишь отчасти. Естесственно, когда что-то САМ делаешь — взгляд на эту вещь меняется, но это просто высокий уровень. В конце концов, даже ноты знать необязательно — Джимми Хендрикс и без этих знаний отлично справлялся
  Но какой-то минимальный уровень понимания должен быть, чтобы знать: Rammstein, Clannad и Эннио Морриконе — это далекоооо не шедевры, несмотря на то, что нравятся очень многим. Иначе развитие музыки просто потеряет смысл... 
 P.S. Ну вот, как всегда, написал много, но совершенно непонятно...
  | 
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  11 марта 2008 г. 20:38   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата necrotigr Может, это просто отторжение того, что насильно пытаются впихивать пять лет?
 Нет, все на чисто добровольных началах и при том помню, с каким восторгом музыкой занимались. А вот, еще вспомнил... после Моцарта, одна из них играла группу Демо с песней "Солнышко в руках"
   | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  11 марта 2008 г. 22:50   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата necrotigr Но тогда почему мы тут книжкам оценки ставим и отзывы пишем, а музыка нам просто нравится или не нравится?
 ...сложно сказать, может потому, что у меня, например, в школе занятий по литературе было в разы больше чем уроков музыки?...Хотя это тоже не показатель....
 
 На самом деле — литература (для меня) — более "осязаемая", что ли...Текст можно запросто, не имея даже 2-х классов начального школьного образования разбить на предложения, словосочетания, слова...буквы...выделеть основную тему и высказаться легко ли, сложно ли было прочитать сей отрывок (у меня племяха — 6,5 лет — запросто это сможет сделать — и делает
  )...слово видишь, читаешь, осознаешь, ассоциируешь...А музыка?... Я не могу элементарно вычленить ни звуки, ни "звукосочетания", а гамма и прочее — это вообще "ругательные слова" для меня...
 Это можно сравнить с тем, когда тебе читают вслух...Когда читаешь сам, то можешь по-своему сделать акценты, живописно "разыграть" диалоги...а тот кто читает, может сделать акценты совсем на другом.
 
 Переводя на музыку — уж на что я "медведь на ухо наступил" (а потом вернулся и еще попрыгал...
  ) — но тем не менее. Дома лежат 2 диска — Моцарт  "Реквием" — разница только в исполнении (вроде произведение-то одно), но как следствие огромная разница в звучании - и она даже мне Очевидна!...Очевидна, но обосновать — не смогу ( и может мне даже нравится "неправильный вариант" как знать?) — не владею музыкальной грамотностью и терминологией...  ..поэтому, когда приходят такие же как я "музыкально безграмотные" друзья с острым желанием послушать "Реквием" — я говорю просто: Вот это- лучше, звучит неплохо...вообщем мне — нравится, а это — так себе...странно как-то...не то..." |  | ––– Laugh hard. Run fast. Be kind.
 
 | 
 |  | 
  | Черёмуха  
  философ
 
       
 | 
      
        |  13 марта 2008 г. 17:20   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Музыку надо просто слушать....так я думаю)....Разумом или чувством....это уж как получится).Допустим мне искренне жаль своих товарищей\друзей музыкантов, которые не в состоянии просто оценить музыку как таковую......Им же в уши лезет всякая техническая составляющая, исполнительское мастерство и так далее.....Думаю, она музыку в большей части разумом воспринимают).
  |  | ––– Сегодня ты играешь трэш, а завтра бабу свою съешь!
 | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  14 марта 2008 г. 10:33   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Очень в тему, на мой взгляд —  фильм "Амадеус"  — там как раз на примере Моцарта и Сальери показано 2 подхода к написанию музыки — один (Сальери) тщательно выверял ее, все делал по-правилам, т.е. разумом, а второй просто жил музыкой — одни эмоции...но зато какие!... 
 Если музыка лучше, когда ее создали от чувств, от души, то и слушать ее наверно лучше — не разумом....
 |  | ––– Laugh hard. Run fast. Be kind.
 
 | 
 |  | 
  | Shvoloch  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  14 марта 2008 г. 12:40   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Это все классно.Но по большому счету главное-получать удовольствиеот музыки,а каким образом,чувствами ли,рассудком-не суть важно.
 Человек,понимающий закономерности и умеющий выделить отдельные
 части,заметить необычный диссонанс,придающий большей остроты звучания,
 конечно же больше увидит ,но не факт,что получит большее удовольствие...
 |  | ––– "- а зачем тогда начинали?
 - потому что нефть была сто сорок долларов за баррель" (с) Пелевин
 | 
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  14 марта 2008 г. 14:07   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Shvoloch Но по большому счету главное-получать удовольствиеот музыки,а каким образом,чувствами ли,рассудком-не суть важно.
 Человек,понимающий закономерности и умеющий выделить отдельные
 части,заметить необычный диссонанс,придающий большей остроты звучания,
 конечно же больше увидит ,но не факт,что получит большее удовольствие...
 
  И добавить нечего. | 
 |  | 
  | kon28  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  14 марта 2008 г. 14:28   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Итак, довольно четко обсуждение вылилось в две позиции:1. Главное — чувства
 2. Главное — разум и знания
 В принципе, ожидаемый результат. Вот только на мой взгляд абсолютно неверный как в первом, так и во втором случае
  . Почему? Да все очень просто. Я не устаю повторять, что истина всегда валяется пьяная где-то посередине крайних мнений
  . И это — как раз тот самый случай. Я практически не увидел в обсуждении подхода, который напрашивается сам-собой — музыку нужно стремиться и чувствовать и понимать. Пусть в меру конкретных возможностей, образования, внимания... Но обязательно объединяя оба подхода. Потому, что только в этом случае мы сможем наиболее полно воспринимать музыку, и ее красоту, и ее сложность, и общую звуковую картину, и отдельные "вкусные" детали. Долгие годы учебы и многочасовых ежедневных занятий и репетиций по счастью, не испортили мне возможности (и потребности) просто ловить кайф от прослушивания музыкального произведения. И в то же время, я могу не только "тащиться" у колонок, притоптывая ногой, но и слушать и слышать все нюансы аранжировки, выделять партии отдельных инструментов, не только улавливать ухом "вкусную" музыкальную фразу, но и понимать, — почему именно она получилась настолько "вкусной". Это — две равнозначные стороны одной монеты, и стоит только сожалеть о том, что "однобокие" подходы более повсеместны. Добавлю только, что многие мои друзья, не имеющие вообще никакого музыкального образования, однажды вняв моим настояниям хотя бы пытаться понимать музыку, а не только чувствовать, потом не уставали меня благодарить за то, что именно в результате таких попыток перед ними стал открываться гораздо более красочный, интересный и глубокий мир музыки, чем раньше
  . |  | ––– «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». (М.Е. Салтыков-Щедрин)
 | 
 |  | 
  | Ruddy  
  миротворец
 
       
 | 
      
        |  18 марта 2008 г. 23:21   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Во многом соглашусь с kon28, потому что надо уметь сочетать, казалось бы, несочетаемое: среди чувств, бурлящего потоком, найти смелость увидеть посредству разума то, что отличается от другого; среди доводов рассудка узреть сердцем то, что выбивается из общей логики, и поприветствовать Удивительное. Может показаться странным мною сказанное, но я следую именно такому принципу, слушая музыку. Довольно часто, я думаю, можно заметить, что послушав первый раз какую песню/мелодию, мы плюём, что там играет: одной четверти ли, три четверти, анданте, ларго, престо; где мелодия синкопирует, где течет плавно; где форте, где меце-форте; где вдруг деминуэндо, где — крешендо, где пара скрипки и виолончелли, где — габой и флейта-сопрано; где дуэт, трио, секстет — или же прима-соло. Нам неважно, мы ощущаем душой, всеми фибрами существа, проносим звуки через все-возможное-в-себе. Мы наслаждаемся... А потом, когда слушаем повторно или в пятый, десятый, сотый раз, то невольно, сами того не желая, мы начинаем анализировать услышанное. И всплывают каждому своё определение того или иного в песне — не каждый имеет музыкальное образование, чтобы уметь классифицировать, разобрать по полочкам... А бывает наоборот: сначало анализируем, а потом плюем на это — и просто наслаждаемся.  Отдельное спасибо kon28, который привил хороший вкус к музыке, посредству его замечаний, правильной отборки песен я научился слышать нечто большее в музыке, нежели когда-то. Теперь я понимаю, что слушать музыку одно, но слышать и понять музыку — это совсем другое.
 | 
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  18 марта 2008 г. 23:24   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Ruddy одной четверти ли, три четверти, анданте, ларго, престо; где мелодия синкопирует, где течет плавно; где форте, где меце-форте; где вдруг деминуэндо, где — крешендо, где пара скрипки и виолончелли, где — габой и флейта-сопрано; где дуэт, трио, секстет — или же прима-соло.
 Какие ругательства страшные
  | 
 |  | 
  | necrotigr  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  18 марта 2008 г. 23:56   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата WiNchiK Если музыка лучше, когда ее создали от чувств, от души, то и слушать ее наверно лучше — не разумом....
 Немножечко не в тему, но в Священном Писании сказано (прошу прощения за такую ссылку на авторитет
  ): "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим..." И если это сказано по отношению к вере, которая от души идёт, то чем музыка хуже? | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  19 марта 2008 г. 00:03   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата necrotigr И если это сказано по отношению к вере, которая от души идёт, то чем музыка хуже?
 ......ну разумение только на третьем месте в перечислении, я пока первыми двумя пользуюсь — может и до разума дойдет...вера — вот что мне остается....если чуда не свершится и я не освою нотную грамотность, то останется всю жизнь просто верить и надеяться, что на меня снизойдет уразумение в музыке...
  К тому же я вполне разумом понимаю, что: " эта музыка мне нравится, а эта — нет"...можно сказать я на правильном пути....
  |  | ––– Laugh hard. Run fast. Be kind.
 
 | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 |  | 
  | Paf  
  философ
 
       
 | 
      
        |  19 марта 2008 г. 23:10   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Константин, а вообще, я считаю, что вы неправильно поступили  Нужло было устроить голосование и уже однозначно решить каким местом слушать музыку  | 
 |  | 
  | WiNchiK  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  19 марта 2008 г. 23:15   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Paf, я думаю эта тема была открыта не для выявления статистики (дабы утвердиться тем, кто слушает "чувствами" — мне почему-то кажется их было бы большинство  ), но для того, чтобы акцентировать проблему, обратить на нее внимание и таким образом заставить народ призадуматься...и "привслушаться" .... |  | ––– Laugh hard. Run fast. Be kind.
 
 | 
 |  | 
  | necrotigr  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  20 марта 2008 г. 19:54   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата WiNchiK но для того, чтобы акцентировать проблему, обратить на нее внимание и таким образом заставить народ призадуматься...и "привслушаться" ....
 Вот-вот! Причем то же самое можно сказать и по отношению к живописи, театру, скульптуре и архитектуре, конечно
  Необязательно оперировать мудрёными терминами, Белинский (к примеру) писал профессиональные критические статьи нормальным русским языком. Достаточно просто задуматься и задать себе вопросы "почему" и "как". И тогда, я верю  , на ТВ не будет "фабрик звёзд", а в маршрутках будет играть не "шансон", а... ну хотя бы настоящий шансон  И это — программа-минимум  Подвижки к этому уже есть: сегодня в электричке некий музыкант исполнял на аккордеоне танго Астора Пьяццолы
  Народ заинтересовался, спрашивал, что за композиция... Меня это радует и обнадёживает  | 
 |  |