| автор |
сообщение |
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe Извините, что опять цитатой, но там всё именно так, как я намного корявее объяснял бы вам своими словами Нет уж, давайте своими словами, а то я понял только то, что все лгут. И кстати, что там с салонами хорошего настроения-то?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 14:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe В МП этим доказательством является вся система интернатов. Ничего особо плохого в компактном проживании детей ("стадо", а как еще назвать группу высших приматов?" были бы хищники — написал бы "стая") я не вижу, но проблема заключается в том, что кроме объективных сведений об окружающем мире (2+2=4, вода кипит при 100 градусах Цельсия), им внедряется определённая мораль и этика ("дрессура"). Какое отношение имеет то, что 2+2=4, к тому, что "хуже нет, чем трусить, лгать и нападать"? Вы подменяете понятия. Мораль, этика — это не тоже самое, что дрессура. А компактное проживание в интернатах вы низвели до уровня животных. Разница между животным и человеком очевидна. Животные руководствуются инстинктами и неспособны изменять свое поведение иначе, кроме как в процессе длительной биологической эволюции. Люди же обладают интеллектом и способны быстро адаптироваться, используя свой интеллект.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
14 сентября 2016 г. 14:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
|
tick, ладно, попробую. Ваше "Труд облагораживает" проистекает из того, что советское воспитание стырило и тщательно насаждало эту концепцию из протестантской этики Вебера, который утверждал, что труд — богоугодное дело. Я же говорю, что работать или не работать в профицитном обществе — это право решения каждого отдельного индивидуума, но никак не каких-то абстрактных "этики" и "морали". (Гаррисон в своё время устами Язона дин Альта очень неплохо это объяснил).
|
––– I am a leaf on the wind. Watch how I soar. |
|
|
heleknar 
 миротворец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора swealwe Хватит офтопить цитатами из Розова. Тема называется "Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества".
|
––– Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books. © Bender Bending Rodríguez |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
|
swealwe 
 философ
      
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe В МП этим доказательством является вся система интернатов. Ничего особо плохого в компактном проживании детей  Дело не в интернатах и не в учителях, не стоит переоценивать их роль. Просто общество МП очень монолитно. Социальных и экономических противоречий нет, все равны. Национальных и релегиозных тоже как-то не припомню. Что остается? Борьба научных экстремистов типа Бромберга с перестраховщиками типа Сикорски? Споры, как нам лучше обустроить вселенную? В таких условиях вырабатывается единая система ценностей и общая мораль, отсюда и давление общества. Дело ведь не в том, как сильно оно давит — вот на Саракше были башни, а выродки все равно противостоят им, хотя за это конкретно расстреливают. Но у них есть альтернативная картина мира и этого досточно. А откуда альтернативная картина мира в МП или Туманности андромеды?
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe о работать или не работать в профицитном обществе — это право решения каждого отдельного индивидуума, но никак не каких-то абстрактных "этики" и "морали"
А этика и мораль это какие-то самодостаточные сущности? А право и решение каждого отдельного индивидуума разве не определяется моралью и этикой?
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
14 сентября 2016 г. 14:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
|
Всё это, кстати, всего лишь развёрнутый ответ на вопрос "что не так с благородным доном Руматой?". А не так с ним то, что навязанные ему в детстве мораль и этика не позволяли действовать адекватно ситуации (есть там замечательное соврешнно, являющееся абсолютной антитезой киплинговскому "бремени белого человека": "из колонистов превратитесь в колонизаторов").
|
––– I am a leaf on the wind. Watch how I soar. |
|
|
heleknar 
 миротворец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора swealwe получает предупреждение от модератора Продолжение оффтопика после предупреждения модератора.
Пожалуйста, критикуйте позицию Стругацких своими словами, без многостраничных цитат из других писателей.
|
––– Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books. © Bender Bending Rodríguez |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 14:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe tick, ладно, попробую. Ваше "Труд облагораживает" проистекает из того, что советское воспитание стырило и тщательно насаждало эту концепцию из протестантской этики Вебера, который утверждал, что труд — богоугодное дело. Я же говорю, что работать или не работать в профицитном обществе — это право решения каждого отдельного индивидуума, но никак не каких-то абстрактных "этики" и "морали". (Гаррисон в своё время устами Язона дин Альта очень неплохо это объяснил). Этика и мораль никак не абстрактны, они очень даже конкретны и, в зависимости от обстоятельств, меняются довольно значительно. Если вы хотите рассмотреть ситуацию, надо ли работать в обществе изобилия, то я вот что скажу. Изобилие может быть природным, когда манна падает с небес, и может быть искусственным, когда для его поддержания требуются хоть какие-то усилия. У Стругацких очевидно второй тип изобилия, т.к. они четко описали, что изобилие достигается трудом, и этот труд все еще необходим для поддержания изобилия. В таких условиях моральнее будет трудиться, чем не трудиться. Более того, этика МП предполагает, что труд является не просто необходимостью, а внутренней потребностью человека. Труд облагораживает не потому, что им достигаются материальные блага, а потому, что трудящийся человек обретает смысл существования. В своём роде, это замкнутая концепция, как собственно и наука. Ну зачем, скажите, познавать тайны природы, когда у нас уже есть все, что нужно для комфортной жизни? Стругацкие всегда утверждали, что творчество самоценно. И творческий труд, в науке ли, в искусстве или просто в сфере обеспечения, получается тоже самоценен.
UPD: Упс, опять я что-то пропустил :( Ненавижу, когда модераторы стирают быстрее, чем успел прочитать.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
14 сентября 2016 г. 14:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin А откуда альтернативная картина мира в МП или Туманности андромеды?
Вот именно поэтому она меня и напрягает — своей безальтернативностью, именно поэтому мне ближе нуси: не тем, что он проповедует, а тем, что он даёт альтернативу. Это, кажется, проходят в 10-м классе по биологии: что видовое разнообразие способствует выживанию. Давайте представим себе (Вселенная бесконечна, возможны любые флюктуации), что на Землю нападает флот роботов, цель которого — уничтожение разума в космосе. А разумных от неразумных роботы определяют о наличию одежды. Таким образом, после подобного нападения человечество выживет лишь благодаря наличию в нём нудистов, чьё поведение считается девиантным с точки зрения общественных морали и этики.
|
––– I am a leaf on the wind. Watch how I soar. |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe что не так с благородным доном Руматой?". А не так с ним то, что навязанные ему в детстве мораль и этика не позволяли действовать адекватно ситуации
Без "навязанной" морали и этики он не был бы доном Руматой, каким он нам показан.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 14:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin А откуда альтернативная картина мира в МП или Туманности андромеды? В ВГВ упоминаются дискуссии о том, нужен ли вертикальный прогресс и прогресс вообще. Кое-кто там считает, что надо уставиться в пупок и созерцать внутреннее Я. Так что с альтернативами в МП все в порядке :) А у Ефремова очень разумные дяди в Академии Пределов Знания исследуют, к чему может привести то или иное действие, и выбирают путь по лезвию бритвы. Там не любят шатаний из стороны в сторону, поэтому оценивают далеко идущие последствия и принимают правильное решение. А правильных решений не может быть множество.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swealwe проходят в 10-м классе по биологии: что видовое разнообразие способствует выживанию. не видовое, а индивидуальное.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
14 сентября 2016 г. 14:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Этика и мораль никак не абстрактны, они очень даже конкретны
Очевидно, произошло то, что именуется "семантический дуализм языкового знака". Этика и мораль не могут быть конкретными. В реальности не существует объекта под названием "мораль" и объекта под названием "этика", их нельзя ни потрогать, ни понюхать, ни даже просто издали на них поглазеть. Они в любом случае абстрактны. Вы, скорее всего, под "абстрактностью" подразумеваете "универсальность", а под "конкретностью" — "контекстную зависимость"
|
––– I am a leaf on the wind. Watch how I soar. |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 14:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
|
swealwe У конкретного индивидуума есть свои, конкретные этика и мораль. Так что же все-таки там с салонами хорошего настроения-то? Почему это вы считаете, что если я не догадался об их сущности, то мне и читать Стругацких не следует? :)
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
14 сентября 2016 г. 14:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick нужен ли вертикальный прогресс и прогресс вообще. Кое-кто там считает, что надо уставиться в пупок и созерцать внутреннее Я.
Не такая уж великая разница. Созерцание пупка — другой путь познания и только. Никто не спорит, нужна ли мораль, труд и т.п.
цитата tick А у Ефремова очень разумные дяди в Академии Пределов Знания исследуют, к чему может привести то или иное действие, и выбирают путь по лезвию бритвы.
Вариант совсем ничего не делать ни разу не рассматривался. Все, о чем вы писали — это спор неимоверно хорошего с изумительно лучшим. Напомню наш недавний спор: когда встал вопрос о саркофаге с подкидышами никто кажется не двинул идею загнать его на солнце? Хотя тагоряне (или леонидяне?) именно так и сделали.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
swealwe 
 философ
      
|
14 сентября 2016 г. 15:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Более того, этика МП предполагает, что труд является не просто необходимостью, а внутренней потребностью человека. Труд облагораживает не потому, что им достигаются материальные блага, а потому, что трудящийся человек обретает смысл существования. В своём роде, это замкнутая концепция, как собственно и наука. Ну зачем, скажите, познавать тайны природы, когда у нас уже есть все, что нужно для комфортной жизни? Стругацкие всегда утверждали, что творчество самоценно.
Внутренней потребностью человека является комфортное существование. Кому-то для этого нужно изобретать пылесосы на плазменной тяге, а кому-то достаточно лежать в тенёчке под пальмой и жевать банан. Пальм и бананов хватает на всех. Зачем давить на желающих лежать "а ну иди изобретать пылесос""? Его право, его выбор. Он никому не мешает. И наукой я буду в свободном обществе заниматься не потому что ищу какой-то невнятный "смысл жизни", а лишь потому, что для личного комфорта мне срочно нужно узнать, водятся ли в Малом Магелланововом Облаке трёхрогие двухвосты.
|
––– I am a leaf on the wind. Watch how I soar. |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
14 сентября 2016 г. 15:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin Напомню наш недавний спор: когда встал вопрос о саркофаге с подкидышами никто кажется не двинул идею загнать его на солнце? Хотя тагоряне (или леонидяне?) именно так и сделали. Сикорски прокручивал в голове, но озвучивать не стал, видимо не хотел показаться замшелым динозавром. И что плохого в том, что в обществе есть базовые ценности?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|