|
Давно хотел написать о своем опыте одновременного прочтения трех книг из "Легенд Хоррора" и просмотра их экранизаций. Книги эти суть: "Сущность" Фрэнка де Фелитты, "Вампиры" Джона Стикли и "Сердце Ангела" Уильяма Хьёртсберга.
О книге "Сущность". Хорошо видно, что ее писал именно профессиональный сценарист. Суховатый, почти "деловой" стиль, умело проработанная драматургия и почти полное отсутствие прозаической атмосферы, того "воздуха произведения", в нагнетании которого так силен Стивен наш Кинг, например. В этом смысле "Сущность" балансирует между мастеровито написанным нон-фикшном и беллетризованным осмыслением реального случая Дорис Битер, женщины, которая в 1970-е страдала от домогательств чего-то невидимого и бесчеловечно-похотливого. Де Фелитта очень неплохо выписал главную героиню, но его гораздо больше интересует столкновение позитивистского, научного взгляда на феномен полтергейста, воплощенного во врачах-психиатрах, и более "открытого" отношения к этим феноменам, которое олицетворяет команда парапсихологов, берущихся помочь героине. Сам автор никому своих симпатий открыто не выражает, оттого книга еще больше похожа на качественный нон-фикшн. А к Карлотте/Дорис проникаешься огромным сочувствием. Скорее понравилось, 7 из 10.
Фильм "Существо" (The Entity) 1982 г., поставленный по книге де Фелитты, оказался обычным ужастиком класса Б, которые тысячами изготавливали в 1970-1980-е, только напичканным разговорами "за науку", особо органично не выглядящими. Режиссер (как обычно в подобных фильмах) сделал ставку на сексуальность отлично выглядевшей в то время Барбары Херши, ну и, видимо уступая сценаристу де Фелитте, разбавил "скриминговые" моменты, нехитрый саспенс и почти обязательную обнаженку толикой "разговоров об умном". Фильм, конечно, любопытен как срез эпохи, но не шедевр и близко, и больше 5 из 10 не заслуживает.
О книге "Вампиры". Никакой это не хоррор, а вполне себе боевик о лихой команде охотников на вампиров, обильно сдобренный оммажами южной готике, просто готике, и, конечно, вестернам. Все по канонам, все в рамках канона: энергично прописанные боевые сцены, крутые парни, обменивающиеся не менее крутыми (ну кому как) шутками черного юмора, общая атмосфера бесшабашного нигилизма. Недостатков в книге, однако, полно: во-первых, она сильно вторична по отношению ко многому другому написанному и читанному в том же духе, а во-вторых манера повествования очень на любителя. Вампиры тоже не так чтобы сильно интересны, хотя намеки на их связь с Ватиканом повеселили (в книге есть отчетливый антиклерикальный вайб). В целом, если не ждать хоррора, а настроиться на боевик, то нормально, 6 из 10.
Фильм "Вампиры/Vampires (1998) Джона Карпентера у меня в юности был в личном топе мистических боевиков-триллеров (я его котировал даже выше "Блейда"). Сейчас, конечно, восторги сильно поутихли, но мой любимый актер Джеймс Вудс, играющий вожака истребителей вампиров, своей харизмой до сих пор делает фильм очень обаятельным. Этот самый вожак, Джек Кроу (Ворон), в исполнении Вудса получился вполне живым и многогранным, в отличие от книжного прототипа, который в тексте просто крутой парень с едва намеченными "проблемами морального порядка". Но в целом, как боевик, фильм подустарел, конечно. 7 из 10.
О книге Хьертсберга "Сердце Ангела". Мастерски сделанный мистический нуар. Автор приготовил отличный коктейль, смешав героя и стиль повествования прямиком из вселенной Чандлера, Хэммета и Хамфри Богарта с липкой и тягучей атмосферой южной готики-мистики (как бы Фолкнер, Трумен Капоте и Фланнери О Коннор на максималках, с добавлением палпового хоррора 1940-1950-х). Даже много раз смотрев фильм, книгу прочитал с большим удовольствием: у романа есть свое лицо, своя атмосфера, свое обаяние. Про написанный спустя много лет сиквел, "Преисподняя Ангела" скажу только, что он совершенно необязателен, во всех смыслах. Но за книжную версию "Сердца Ангела" 8 из 10.
О шедевре Алана Паркера "Сердце Ангела" много расписывать не буду. Просто скажу, что Паркер, будучи очень добрым человеком (эта доброта ощущается во всех его фильмах), по сравнению с книгой сильно сместил акценты: Гарри Ангел в исполнении молодого Микки Рурка это такой вариант современного Фауста, на пути в бездну, а потом к искуплению. От героя Хьёртсберга, гораздо более однозначного и "жанрового", герой Рурка (и Паркера) очень далек.
|