| автор | сообщение | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 13:45   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Frigorifico Не спорю. Но на восприятие литературы читателем не влияет. И не может ответить на вопрос, почему Достоевский с его ошибками прекрасен, а какой-нибудь безупречный (с точки зрения анализа) его современник — скучноват и мало кому интересен. Восприятие текста читателем абсолютно субъективно, я об этом.
 Вообще-то нет, не абсолютно. Наша "субъективность" вполне укладывается в рамки существующих "вкусов". На вопрос о том, почему предпочитают Достоевского, а не Альбова с Баранцевичем, удовлетворительно отвечают рецептивная эстетика и социология чтения.
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:00   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Мартин Тут понимаете в чем дело — вам вот фрагмент не понравился. Но — это еще не значит, что он плох
 Да кто ж с этим спорит?  Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате, а кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой. Вот я за такую красоту и против безобразия.
 Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.
 
 
 цитата Kurok Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться". Докажи обратное и всё рухнет, чёрное станет белым, жидкое твёрдым и наступит хаос!!
 Я Вас сейчас сражу в самое ваше доброе материалистическое сердце — вся наука, любое человеческое знание держится на постулатах, часто не осознаваемых, но это уже совсем другая история. И ничего ведь, плоды той науки мы пожинаем с удовольствием.
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | Мартин  
  гранд-мастер
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:05   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.
 
 Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.
 |  | ––– А в мире втором мотыльки и звезды
 Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.
 | 
 |  | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:14   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате
 Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное (ну, например, чтобы произвести впечателние).
 
 цитата cianid кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой
 "Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | Шолль  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:18   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата ameshavkin цитата cianidКто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате
 
 Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное
 Я бы сказала, что "черный квадрат" — это не эстетическое соврешенство, а эстетический манифест. Декларация позиции: все, дорисовались! Бог умер!
  |  | ––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:23   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата ameshavkin "Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.
 Вам, скорее всего, пришлось внушать, а я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу.
 Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите.
  PS Кстати, Вы так его и не привели.
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:34   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу.
 Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть. Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.
 
 цитата cianid Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите.
 Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?
 
 цитата cianid PS Кстати, Вы так его и не привели.
 Вообще-то привел, смотрите выше картинку.
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:38   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Мартин Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.
 Это как раз к вопросу об элитарности, я со своей ритмологической близорукостью различить его не могу.
 
 Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём.
 Но когда та дорожка "прямоезжая заколодила, замуравила", то что там чувствует идущий по ней Илья Муромец от словесности, мне неведомо и охоты нет.
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:45   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём.
 А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | Hermit  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 14:57   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid Просмотри тему выше, та же kagerou приводила примеры и др.леди.А Шолль даже разложила ритмологические формы в спектр — от классического стиха до суровой(аритмичной) прозы.
 Ну в таком виде ритм конечно сложно не заметить, но только в таком.
 |  | ––– I have no special powers, and I'm really mad about it.
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 15:08   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата ameshavkin Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть. 
 Говорите за себя, пожалуйста, и не машите рукой, словно джедай какой-нибудь.
  Наша раССа к гипнозу и телепатии маловосприимчива. В каком детском саду? Я не знал что это такое, а картины были в зимнем саду при "малосемейке", где моя грандмаман состояла на службе.
 
 
 цитата ameshavkin Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.
 Мне фиолетово на чём они построены, да и для Вас интереса это не представляет, я уверен. Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно. Ну какие художественные условности, какой реализм с кубизмом мне, ребенку в то время? Ну пялился на картинки красивые, так вот в душу и запали.
 
 
 цитата ameshavkin Вообще-то привел, смотрите выше картинку.
 В том-то и дело, что Вы привели картинку. Но это лишь графическое представление с нерасшифрованными условными обозначениями и Вы отлично себе представляете, что несведущие ничего не поймут. Они либо промолчат, чтобы не признаваться в непонимании, либо попросят Вас объяснить.
 Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину. Но вот никто не попросил, а мне не зазорно — так Вы и своё понимание предмета продемонстрируете и публика станет образованней (я, по крайней мере), учиться-то никогда не поздно.
 
 
 цитата ameshavkin Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?
 Разумеется. А Вы когда-нибудь проверяли закон Архимеда? А существование кислорода (недавно похожий случай тут был) проверяли?
 Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь, может,  когда-нить доберусь, но сегодня предлагаю оставить.
 Таблица умножения именно зубрилась, а что она могла для меня обозначать?
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 15:11   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата ameshavkin А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.
 Это потому что перевелись путешественники, одни пассажиры кругом.
  Эх, утекает магия из нашего мира, по капельке, по облачку.
  |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 15:46   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          |  Вот что интересно, по-настоящему, и я удивляюсь, как мы это до сих не обсуждаем.
 
 цитата  Х.Л. БорхесСУЕВЕРНАЯ ЭТИКА ЧИТАТЕЛЯ
 Мне понравилось эссе, понравилось тем, что я с ним не согласен.
 Г-н Борхес так погрузился в свою анафему, что не заметил, как сам впал в грех риторики, патетическое тщеславие, завяз в липковатом эстетстве ( в худшем значении этого слова), самочинно набросил мантию и взобрался в кресло председателя суда, пока этому не препятсвуют.
 
 Ну что это?
 
 цитата  Тщеславная жажда стиля перерастает в еще более патетическое тщеславие, в опустошительную жажду совершенства. Нет такого ничтожного и жалкого стихотворца, который бы не изваял (словечко из его собственного лексикона) образцового сонета — крошечного памятника, охраняющего вероятное бессмертие пиита от превратностей и ударов судьбы.
 
 Это кажется ответом на критику Борхеса, упрёки в неизящности или результат опасений такой критики, своего рода превентивный удар или сигнал, типа испытаний ЯО на Новой Земле в Холодную войну.
 
 И почему "Суеверная этика читателя"?
 Не был Сервантес стилистом? Допустим. А если был бы, он бы тоже был кем-то вроде того пиита, впавшего в опустошительную жажду совершенства? Почему нужны крайности?
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 15:53   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата cianid Мне фиолетово на чём они построены
 
 цитата cianid Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь
 Эти два утверждения противоречат друг другу. Насколько наша картина мира сформирована наукой и насколько идеологией? Насколько традицией и насколько опытом? Эти вопросы интересны в равной мере, и наука здесь вовсе не привилегированный фактор.
 Нет картин "понятных даже ребенку". Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите.
  Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.
 
 цитата cianid Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно
 Спасибо, мне и тут хорошо, в эмпиреях.
 
 цитата cianid Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину.
 Видите меня насквозь?
  Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика...
 Если кратко,
 
 цитата  Первое германское передвижение согласных (также — первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска-Гримма) — фонетико-морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в изменении индоевропейских смычных согласных.Сущность первого передвижения согласных можно кратко выразить как ослабление («одна ступень вниз») каждого из рядов индоевропейских смычных.
 Так понятнее?
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 16:22   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Что ж, Вы мне не оставляет выбора, я буду таким же безаппеляционым и загадошным. 
 
 цитата ameshavkin Нет картин "понятных даже ребенку".
 Есть, если в этих картинах нет грубой символики, а передана естественная или ближайшая к ней форма, которую способен наблюдать и ребёнок, без примешивания сторонней интерпретации.
 
 
 цитата ameshavkin Эти два утверждения противоречат друг другу.
 
 Не противоречат — прикладывая силу к разным предметам не жди идентичного результата.
 
 
 цитата ameshavkin Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.
 От Вашего острого взгляда порой уходит самое очевидное —  в кодировании на источнике сотворяется фундаментальное ограничение. Простая передача информации от одного субъекта к другому всегда идёт в ущерб(или без изменений) исходному и зависит оно от того, насколько богата/ущербна языковая система каждого звена передачи, но фундаментальное ограничение лежит на том, кто порождает первый сигнал. Это довольно  хорошо демонстрирует эффект "испорченного телефона" или "а уж потом и неясно — "толи у тебя украли, толи ты украл".
 
 
 цитата ameshavkin Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите.
 
 Тут напрашивается критический вопрос, как Вы вышли из Матрицы, что способны судить о ней и почему Вы один такой, Морфеус (или Архитектор)?
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | kagerou  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 16:24   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата bbg Есть ли при этом хоть какая-то вероятность, что автор просто недопродумал этот кусок текста? 
 
 Есть, конечно. Скажем, те тексты, где тот же Лев Николаич откровенно впадал в маразм, я защищать не возьмусь и не берусь (а "Крейцерова соната" это оно, по-моему).
 | 
 |  | 
  | kagerou  
  философ
 
       
 |  | 
  | cianid  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 16:30   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата ameshavkin Так понятнее?
 Ненамного. Похоже, придётся искать самому.
 
 Хотя
 цитата ameshavkin Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика...
 представляю — это набор слов со смыслом, который мне известен, но они никак не поясняют излагаемый дальше закон Гримма. Похоже, это очередное подтверждение Вашей учёности, так? Я знаю огромное количество слов, но не считаю себя на этом основании специалистом во всех областях. Хотелось бы, чтобы Вы были немного приземлённее  в изложении для меня, возможно, и некоторые другие читатели темы хотят того же.
 Иначе получится, то о чём говорил я и, кстати, Вы тоже:
 
 цитата ameshavkin Другое дело, что бывают попытки скрыть вкусовые оценки за дымовой завесой наукоподобной терминологии.
 
 
 цитата ameshavkin Видите меня насквозь?
 Что-то вроде.
 |  | ––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
 - Дикари. Плакать хочется.
 | 
 |  | 
  | Kuntc  
  гранд-мастер
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 16:38   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата kagerou Извините, чушь.
 Не чушь, а так и есть на самом деле. Я вот читаю эту тему, читаю... Да и в других темах тоже подобное частенько проскальзывает. И все больше убеждаюсь, что, если кто-нибудь из классиков допустил грубую ошибку, то ее называют каким-нибудь мудреным термином, который и не выговоришь-то. Мол, все правильно, так и надо. А если такая же ошибка встретится у начинающего писателя, который не понравился филологу, то это уже действительно ошибка, автор ни фига не понимает в писательстве, текст его надо предать анафеме и сжечь на костре.
 
 
 цитата Kurok Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться". 
 Вся филология держиться на том, что кому-то в голову взбрело, что вот так писать — это правильно, а вот так — плохо. Этому и следуют. Фигня, в общем, полная.
  |  | ––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...
 | 
 |  | 
  | kagerou  
  философ
 
       
 | 
      
        |  3 июня 2010 г. 16:39   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Frigorifico Не знаю. У меня такого впечатления не сложилось. Или он постоянно должен ссылаться на этих филологов? И у него может быть свое мнение. 
 
 Может. Но надо обосновывать любое мнение, в этом смысле литературоведение от физики не отличается — зверь обоснуй приходит к каждому.
 Вот Веллер высказал остроумное предположение, что "Фиеста" это такой контр-"Идиот". Ну, для салонной беседы неплохо. А для научной статьи мало — нужно доказать, что как раз в этот период Хемингуэй занимался Достоевским, найти какие-то записи об этом, какие-то свидетельства в подтверждение своей теории, провести четкие параллели между "Идиотом" и "Фиестой", почитать "Идиота" в переводе, в котором его (возможно) читал Хэм, провести текстологический анализ... То есть, начинается _работа_, местами кропотливая и скучная.
 
 И вот там, где она должна начаться, Михил Иосифович пасует. А чтобы сохранить при этом лицо, он они принимает позу "идиоты эти литературоведы".
 
 
 цитата Frigorifico По-моему, Вы просто его самого не любите он Вам чем-то неприятен.
 
 Я вам скажу, чем. Когда-то я была большой его поклонницей и пыталась нести его пургу в массы, доказывая литературоведам, что они идиоты. Мне надавали по ушам, и правильно сделали.
 
 
 цитата Frigorifico Так что особого "превращения" я не замечал
 
 Сравните вершину его творчества — рассказы из сборника "Хочу быть дворником" — и нынешние бесконечные самоповторы.
 
 
 цитата Frigorifico Кстати, вот у него язык — мно-огим фантастам обзавидоваться. Это тот случай, когда достаточно даже не пяти — пары страниц, чтобы понять это.
 
 Опять же, сравните его нынешний язык и то, что он делал до 1990.
 Никому не шло на пользу превращение в гуру. За ним приходит уверенность в том, что "мне все можно" и немедленное падение уровня. Логос не обманешь.
 Кстати, с Толстым случилось то же самое.
 
 И к вопросу о "мноим фантастом обзавидоваться" — Веллер как раз из тех, кто не стеснялся ходить в "фантастах".
 | 
 |  |