| автор | сообщение | 
  | AlisterOrm  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 21:48   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Stan8 Попытки подменить русскую фэнтези раскопками языческих культов и археологическими подробностями из жизни праславян считаю тупиком и застоем для развития жанра.
 А вот с этим — согласен.
 | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 22:04   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Че-то я не догоняю, о чем толкует уважаемый Stan8. Возникает вопрос: понимает ли он вообще,  что есть фентази, как литературный жанр? И какой смысл вкладывает в слово "славянская"?Чаще всего фентази (от англ. fantasy — «фантазия»), определяют, как «литературный жанр, в основе которого лежат мифические и сказочные мотивы». А прилагательное "славянская", в данном случае, указывает на то, какие именно мифические и сказочные мотивы лежат в основе литературного произведения в этом стиле. А мотивы лежат языческие, ибо других в славянском мифе и волшебной сказке просто не имеется.
 Так что, к примеру, роман про тракториста Васю, бизнесмена Ашота и инопланетян в средней полосе России не станет романом в стиле фентази, тем более «славянского фентази», даже будучи «русским по духу», как повести писателей-деревенщиков. А будет он называться просто русским фантастическим романом, и ничего плохого я лично в этом не вижу.
 Кстати, отвечая на вопрос be_nt_all – нет, Сапковский, именно как писатель фентази, не работает в данном жанре. По крайней мере, в его длиннющей саге о Цири и Геральте ничего славянского нет. Отчасти сериал навеян кельтской, прежде всего ирландской, мифологией, отчасти же западноевропейским средневековым рыцарским романом, стоящим на основе той же кельтской и древнегерманской мифологии. Ну а реальность просто списана с западной Европы века так 14 го. В его историческом цикле «Божьи воины» кой какие славянские мотивы присутствуют, но весьма мимолетно, к тому же сам цикл – просто добротный исторический роман.
 | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 22:07   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | «Типичным образцом такой этно-фэнтези служит "Чуроборский оборотень". Автор прелестно все излагает, и читать — сплошное удовольствиеНо отсутствие живых проблем и конфликтов наверняка сказалось губительно на популярности этого цикла ИМХО»
 
 «Чуроборский оборотень» действительно является типичным образцом этно-фентази. Причем его автору — Елизавете Дворецкой — не приходится жаловаться на отсутствие популярности у читателей. Да, вот такая она и должна быть, эта самая этно-фентази. «Князья леса» — это вот, извольте видеть, «славянское» фентази, а ее же цикл «Корабль во фьерде» — скандинавское.
 «Живые проблемы и конфликты»…гм…это скорее из области публицистики, ну или иных литературных жанров; детектива, например. Что-то не замечал я, чтобы Говард, Толкиен  или Глен Кук писали о «живых проблемах и конфликтах» США или Великобритании. Иные у них были задачи, впрочем, как и у всего стиля фентази в целом. «Живые проблемы» приходят, уходят и забываются, а проблемы вечные – остаются. Одна из них: кто мы и откуда? Почему мы такие, а не другие? Почему воспринимаем мир так, а не иначе? Чем люди одной культуры отличаются от людей другой? Этническая фентази, любая, во многом об этом. И если кто-то полагает, что данные вопросы утратили актуальность, то полагают они так зря. Наоборот, интерес к ним весьма велик и растет. Ну а кому не интересно: книг в другом стиле полным полно. Раскройте, к примеру, Бушкова и будет вам русское счастье про конфликты.
  | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 22:32   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Завета Принадлежность автора к славянским народам еще не делает его книгу, пусть и фэнтези, именно славянским фэнтези — если вы об этом.
 Ну, этот вопрос я задавал не вам, вы уже более чем чётко сформулировали ваше мнение о жанре (особенно если ещё ваш блог почитать). Это так сказать «внутренняя цитадель» славянской фэнтези…
 
 Я же помимо прочего, хочу более-менее очертить границы выросшего вокруг этой цитадели «посада». И да, Сапковский, Кресс если и принадлежат этому кругу то находятся на самой его границе.
 
 цитата  Ольга Григорьева, Галина Романова, отчасти — Мария Семенова.
 Ну, задавая этот вопрос, я уже знал ответ, хотя надеялся, что вы назовёте ещё кого-нибудь.
 
 цитата Завета Переносить наши проблемы в древние декорации — глупо и бессмысленно, выйдет ни в огороде бузина, ни в Киеве дядька. А писать о более современных делах есть много умельцев и без меня...
 
  |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 22:41   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn Ну а реальность просто списана с западной Европы века так 14 го.
 А почему именно с западной, а не с восточной? И у Кресса, и уж тем паче у Сапковского несложно найти чисто польские мотивы (а полякам трудно отказать в том, что они славяне). А так, в принципе, всё верно — это действительно был провокационный вопрос, намёк на то, что не стоит смешивать понятия «русская фантастика» и «славянское фэнтези».
 |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | Stan8  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 22:46   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Завета Первое — отображение мира древних славян средствами современной литературы.
 
 Я это назвал "этнической фэнтези". У нее скромные задачи и бедные возможности по определению. Этническая литература никогда не породит по-настоящему великое произведение.
 Но я не собирался обижать авторов этого жанра. Если они комфортно себя чувствуют в избушке с лешаками
  , то это им не в упрек. Но развитие славянской фэнтези я вижу в других направлениях.
 
 
 цитата be_nt_all а Сапковский (с вашей точки зрения) — это славянская фэнтези?
 
 Безусловно, это развитие славянской фэнтези — один из путей, выбранный выдающимся мастером.
 Воплотить именно дух славянской нации — ее тоску, безрассудство, надежду на "авось", добро и безалаберность, — ИМХО намного важнее, чем рассказать читателю, когда девушкам уже можно одевать понёву.
 |  | ––– It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo
 | 
 |  | 
  | Stan8  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:04   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn Че-то я не догоняю, о чем толкует уважаемый Stan8. Возникает вопрос: понимает ли он вообще,  что есть фентази, как литературный жанр?
 
 Куда уж мне, убогому
  
 
 цитата Bjorn «литературный жанр, в основе которого лежат мифические и сказочные мотивы». А прилагательное "славянская", в данном случае, указывает на то, какие именно мифические и сказочные мотивы лежат в основе литературного произведения в этом стиле. А мотивы лежат языческие, ибо других в славянском мифе и волшебной сказке просто не имеется.
 
 Мифологию автор может выбрать какую угодно. Это его личное дело. Естественно, если он предпочтет мифы вудуистов, то славянской фэнтези на выходе не получит... А вот если придумает что-то свое, то пожалуйста
  В качестве примера обратимся к великому фэнтези современности — "ПЛиО" Джорджа Мартина.
 Глубоко британское по духу фэнтези, относящее нас к образам войн Ланкастеров с Йорками. А мифология — совершенно самобытная, как и верования, как и драконы... Все фантазийные элементы скомпилированы автором как ему было угодно — но на выходе имеем произведение мирового уровня.
 
 
 цитата Bjorn «Чуроборский оборотень» действительно является типичным образцом этно-фентази. Причем его автору — Елизавете Дворецкой — не приходится жаловаться на отсутствие популярности у читателей. Да, вот такая она и должна быть, эта самая этно-фентази. «Князья леса» — это вот, извольте видеть, «славянское» фентази
 
 Я здесь не критиковать Дворецкую вознамерился. Наоборот, отношусь к ней хорошо и почтительно.
 Но мне интересно не исполнять бессмысленные дифирамбы, а поговорить о развитии жанра. Если уважаемая Елизавета всем и так довольна, то это одно. А если ей самой интересно поэкспериментировать, а не шаблонить, то я с радостью развил бы диалог
  |  | ––– It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo
 | 
 |  | 
  | dio  
  миротворец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:11   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Сапковский ни в кое мере не является "славянским" фэнтази, его конструкции стоятся, в основном, на средневеково-католическом мире, где национально-этническому уделено минимум внимания.Это во-первых.цитата Stan8 цитата be_nt_allа Сапковский (с вашей точки зрения) — это славянская фэнтези?
 
 
 Безусловно, это развитие славянской фэнтези — один из путей, выбранный выдающимся мастером.
 Воплотить именно дух славянской нации — ее тоску, безрассудство, надежду на "авось", добро и безалаберность, — ИМХО намного важнее, чем рассказать читателю, когда девушкам уже можно одевать понёву.
 То что вы назвали духом славянского нации, им не является ни в коей мере. Это не характерно ни полякам, ни чехам, ни хорватам. Это характерно лишь русской нации, которая является лишь частью славянского мира. Это во-вторых.
 | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:17   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Stan8 Безусловно, это … — один из путей, выбранный выдающимся мастером.Воплотить именно дух славянской нации — ее тоску, безрассудство, надежду на "авось", добро и безалаберность…
 Что ж, а это уже интересная точка зрения. Т.е. «славянская фэнтези» — это фэнтези, в котором выражена тоска и безрассудство цыганской славянской души? С этим я (несмотря на мой слегка ехидный тон) готов согласится. Это именно то, почему мне интересно читать «Отблески Этерны» Камши и неинтересно «Песню льда и огня» Мартина. Видимо здесь и пролегает та самая «граница посада», которую я искал.
 |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:29   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата dio То что вы назвали духом славянского нации, им не является ни в коей мере. Это не характерно ни полякам, ни чехам, ни хорватам.
 Про чехов и хорватов ничего не скажу а вот про поляков выскажусь (хотя сам «по крови» не поляк, а кубанский казак).
 
 Они конечно европейцы, католики из католиков и всё такое (я и сам, скорее, католик — и что?). Но куда мы денем знаменитый «гонор»? Героя американской революции Тадеуша Костюшко? Кавалеристов, атакующих в 1939 немецкие танки? Безнадёжное Варшавское восстание 1944?
 
 «Давний спор славян» между Речью Посполитой и Московией он конечно место имеет, ещё и какое место. Но вот с обоих сторон именно что славяне (хотя и не совсем «братья»).
 |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:34   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | У меня один вопрос: а чем девушки в поневах могут помешать "воплотить именно дух славянской нации — ее тоску, безрассудство, надежду на "авось", добро и безалаберность"? С каких это пор пренебрежительное отношение к историческим и культурным реалиям стало вдруг признаком хорошей литературы?Этническое фентази — сложный жанр, поскольку требует от автора знания матчасти и вживания в психологию героев, принадлежащих к определенной культуре. Это трудно. Куда легче писать мегасаги про похождения Рыцаря Кременьмужика, растяпы оруженосца и ведьмы белой и пушистой и их участии в Великой борьбе Бобра с Ослом.
  А уж насчет "бедности" задач и возможностей — позвольте судить читателям. | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  5 декабря 2010 г. 23:43   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Да, кстати, я как раз о том и толкую, что фентази может быть любой, основанной как на вымышленной (хотя базироваться она будет, даже вопреки желанию автора, все равно на реальных архетипах) мифологии, так и на какой-то конкретной мифологической системе (или нескольких системах). Но именно "славянская фентази" получится лишь тогда, когда и исходный материал был славянским. Логично? | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:07   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn я бы добавил к списку, пожалуй, еще Чешко. У него есть пара весьма неплохих романов
 Я так понимаю, что «пара романов» это дилогия «Урман»? Именно её я у Чешко ещё не читал. Хотя уже упоминал в теме этого автора в связи со «славянским хоррором» в рассказах. А так, фэнтези трилогия «На берегах тумана»,  пропитанная ветром Зурбагана, и ранний криптоисторический роман «В канун Рагнаради» хороши. Ну и «славянский дух» налицо. «Урман» на очереди.
 
 цитата Bjorn Но именно "славянская фентази" получится лишь тогда, когда и исходный материал был славянским. Логично?
 Логично. Я тут уже проводил аналогию: цитадель (или как это по русски? Кремль? Детинец?) и посад вокруг.
 |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:26   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | be_nt_all, именно. "Урман" и "Ржавое зарево", только вот я не понимаю, почему их относят к хоррору. Хоррор, это, на мой взгляд, вампирские повести Толстого. Вот там, действительно, хоррор, причем чисто славянский. | 
 |  | 
  | be_nt_all  
  миродержец
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:35   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn почему их относят к хоррору
 Не знаю кто что к чему относит, я к хоррору отнёс всего-лишь 3 его рассказа «Час прошлой веры», «Ночь волчьих песен» и «Перекрёсток». Первые 2 — и.м.х.о. именно «славянский хоррор», третий — тоже не сильно далеко.
 |  | ––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
 (см. «лицензии Creative Commons»)
 | 
 |  | 
  | Bjorn  
  новичок
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:38   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата dio А если ей самой интересно поэкспериментировать, а не шаблонить, то я с радостью развил бы диалог
 
 Стан, не знаю, что думает по этому вопросу Елизавета, а мне кажется, что для диалога нужен какой-то конструктив. Ее позиция мне понятна, а Ваша не совсем. Почитав Ваши посты я так и не понял, в чем длолжно заключаться то самое развитие жанра, о котором Вы толкуете. Пока, в сухом остатке, получается, что в славаянском фентази обязательно должен присутствовать религиозный дуализм, "глубокие конфликты и битвы", зато следует исключить собственно славянский калорит. Да, и еще надо писать "как Лукьяненко". Я лично Лукьяненко не очень люблю, в дуализм вообще не верю и не понимаю, чем славянский калорит может помешать конфликтам и битвам. Но если вы считаете вершиной славянской фентази незабвенные "Дозоры", то я пожалуй заранее воздержусь от чтения предполагаемой писательской продукции. Лучше уж тихо помедитирую над сборником русских былин или перечту что-нибудь из работ Мирча Элиаде.
 | 
 |  | 
  | Stan8  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:43   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn У меня один вопрос: а чем девушки в поневах могут помешать "воплотить именно дух славянской нации — ее тоску, безрассудство, надежду на "авось", добро и безалаберность"? С каких это пор пренебрежительное отношение к историческим и культурным реалиям стало вдруг признаком хорошей литературы?
 
 Уважаемый Bjorn, девушки в поневах могут только помочь
  Я нигде не утверждаю обратное, более того, не считаю, что исторические и культурные реалии заслуживают пренебрежения. Если чьим-либо сердцам история, археология и культурология милы, то не надо отказывать себе в наслаждении... Я только желаю сказать, что все вышеперечисленное — далеко еще не литература.
 А задача именно писателей, а не историков, — преобразовывать своим творчеством ту массу материала, которую поставляют упомянутые дисциплины.
 Как это делает, в частности, Сапковский...
 В его произведениях у героев не лубочные внешности, не картонные характеры. Возможно, поэтому некоторым особо отмеченным "славянскостью" патриотам творения Сапковского кажутся не славянскими. Но если сравнивать с "Ведьмаком" то, что написал, допустим, литератор Янковский, то все шаблонные персонажи последнего не сравнятся даже с второстепенным хорунжим Зывиком, который несется в бой и сожалеет, что забыл отлить допрежде, потому как таперича может и не успеть.
 Может, забитые и злобные кметы Сапковского не похожи на наших крестьян? Ну конечно же нет! Наши-то особенные, у них всегда мир да лад, верность и любовь до гроба
  Но когда Сапковский описывает человека, вытащившего полуживого Геральта из урочища, где тот сражался с какими-то людожорами, то я верю в его честь , в его именно славянскую доброту. А в доброту Волкодава — не верю... Уж не обессудьте за ИМХО
  |  | ––– It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo
 | 
 |  | 
  | ameshavkin  
  философ
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:46   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | Вопрос к ревнителям национального духа."Русалка" Черри или "Жар-птица" Морвуда это какое фэнтези, славянское или американское? А может кельтское?
 |  | ––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
 | 
 |  | 
  | Stan8  
  магистр
 
       
 | 
      
        |  6 декабря 2010 г. 00:54   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] |  | 
          | цитата Bjorn  Пока, в сухом остатке, получается, что в славаянском фентази обязательно должен присутствовать религиозный дуализм, "глубокие конфликты и битвы", зато следует исключить собственно славянский калорит. Да, и еще надо писать "как Лукьяненко". Я лично Лукьяненко не очень люблю, в дуализм вообще не верю и не понимаю, чем славянский калорит может помешать конфликтам и битвам. Но если вы считаете вершиной славянской фентази незабвенные "Дозоры", то я пожалуй заранее воздержусь от чтения предполагаемой писательской продукции.
 
 Откуда возник дуализм
  Я этого слова нигде не употреблял... Исключать колорит я тоже не призываю — наоборот, персонажи Сапковского, выше взятые мною в качестве примера, есть высочайшее воплощение колорита.
 Писать "как Лукьяненко" вовсе не рекомендую. Его вещи очень разные, а последние не слишком-то хороши
  Но вот замечательная повесть "Тени снов" — это образец того, как стоит писать глубоко национальную по духу фэнтези. Повесть маленькая, перечитайте, если не лень, тогда поймете, что я имею в виду. |  | ––– It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo
 | 
 |  |