Ещё к вопросу о хронологии Мира Полдня. Чуть выше писал, что имеется чёткое хронологическое указание, датирующее события МП (во всяком случае поздних произведений) 23-м веком — а не 22-м, как принято считать. Вообще ключевым произведением цикла, из которого видны авторские представления о его хронологии, являются ВГВ. Поэтому интересно посмотреть, как возникал замысел этой повести, — возможность сделать это дают опубликованные рабочий дневник и переписка АБС.
В январе 1983 года Авторы встречаются в Москве. Краткие записи в рабочем дневнике отмечают этапы обсуждения и возникновения замысла.
цитата 6.01.83 Думали над трилогией о Максиме. Максим внедряется в Океанскую империю, чтобы выяснить судьбу Тристана и Гурона. Как мы знаем, этот замысел — "Белый Ферзь", или же "Операция Вирус" — так и остался нереализованным. В том числе потому, что уже на следующий день, 7 января, в рабочем дневнике появляется:
цитата 7.01.83 Странники прогрессируют Землю. Идея: человечество при ком<муни>зме упирается в эволюц<ионный> тупик. Чтобы идти дальше, надо синтезироваться с другими расами. Вот она — исходная точка замысла ВГВ! Далее записи за 8, 9 и 10 января свидетельствуют о концептуальной разработке новой повести. 12 января БНС уезжает. Отметим, что в 1980-е годы вследствие развития междугородней телефонной связи прежде интенсивная переписка Авторов практически сходит на нет, так как Авторы всё чаще обсуждают творческие вопросы по телефону. Тем удивительнее, что вскоре после расставания в январе 1983-го АНС пишет брату короткое, но чрезвычайно ёмкое письмо, развивающее и конкретизирующее замысел новой повести. Письмо это настолько примечательно, что следует привести его целиком.
цитата Аркадий — брату, 31 января 1983, М. — Л. Дорогой Борик! Вот что мне пришло в голову. Время действия — 20–25 лет спустя, как мы и решили. Максиму 60–65 лет. Он заведует каким-то отделом в КОМКОНе-2. А повествование ведется не от его лица, а от некоего молодого инспектора-наблюдателя, комиссара Мирового Совета, работника созданной десяток лет назад организации, контролирующей КОМКОН–2. Этот молодой человек контролирует каждый шаг Максима, причем, как и все работники этой организации, он активно недолюбливает Максима: недоучка, ученик и бывший соратник ненавистного Сикорски-Экселенца, да и вообще жандарм духа и интеллекта. А на дворе новый, 24-й век, большие перемены. Медленно, но верно затухает интерес к позитивному знанию. Затухает космическая экспансия, возрастает нелюбовь к Прогрессорству как к форме вольной или невольной вмешательско-угнетательской деятельности. Усиливается движение «Назад, к Человеку!» — к простым и ясным идеалам духовности, к отказу от навязывания детям субакса, инфравидения и прочих форм вмешательства в природную организацию личности. Громадный подъем литературы и искусства как единственно возможных методик исследования единственной ценности во Вселенной — человеческого духа. Как неожиданный побочный результат — исчезновение в массовой и личной психологии страха перед физической смертью, что представляется Максиму и его поколению прямо-таки чудовищным явлением. Второй (первый имел место десяток лет назад) кризис системы массовой информации: редакции и издательства теряют критерии для отбора новостей и произведений литературы и искусства. Растет неудержимо спрос на новые названия книг, музыкальных произведений, картин и статуй, и столь же неудержимо падают тиражи, т. е. вкусы и потребности в Информации (художественной в том числе) все резче дифференцируются. Рассасываются города, определенно обозначается стремление к одиночеству, особенно в возрасте с 30–40 лет. Ощутимы результаты начавшегося полтора десятка лет назад процесса ухода с Земли на вечные поселения на необитаемых планетах и даже астероидах. Можно упомянуть о первом за три века сбое в системе автоматического изобилия: об этом, правда, мало кто знает, Мировому Совету удалось тогда мобилизовать мальчишек и девчонок, чтобы подменить опустивших руки старых инженеров. Таков примерно фон. Герой, от лица которого идет речь (в виде ли дневника или прямым рассказом) — как раз представитель нового поколения: по понятиям Максима хилый, размягченный, интеллектуально и духовно заостренный юноша. И вот все, о чем мы договаривались, происходит на его глазах и получает его оценку. Движущая сила сюжета — история (краткая, конечно) развития его отношений к Максиму и всему тому, что Максим олицетворяет. Вот так. Всем приветы. Жму, целую, твой Арк. Примечателен и ответ БНС:
цитата Борис — брату, 9 февраля 1983, Л. — М. Дорогой Аркаша! Письмо твое получил. Со всеми соображениями вполне согласен и принял их к сведению. Ну, а далее в процессе развития замысла повествование, первоначально предполагавшееся от лица Т. Глумова, было передано обратно М. Каммереру, а сами события Большого Откровения из начала 24 века были перенесены в самый конец 23-го.
|
|