«…И построил он себе скрюченный домишко» Cуществует умеренно любопытный* сборник под редакцией Б.М.Соколова, «Духовный город : фантазия и фантастика в архитектурном творчестве». В нем есть статья о роли абстракции, примером к которой пошел «Доме, который построил Тил»** В деталях рассказа Ферраро плавает (генуэзский университет), полагая, что все было выстроено за одну ночь. Ценно, однако, что акцент смещен от измерений куба на архитектора Тила — а его он считает авангардистом и эгоистом, подменяющим потребности людей своими планами. Переосмысление архитектурной структуры дома было одной из главных проблем модернизма — и вот, люди пойманы в метафорическую ловушку. Приложены иллюстрации Шнеемана к первой публикации, на которых есть модели из пластилина и зубочисток, некие математические символы, но отсутствует английский сад с розами, упомянутый Хайналайном. Еще итальянец полагает, что под этим фарсом прочная почва — жена Ханлайна склоняла его к изучению неевклидовой геометрии, теософии, работам Чарльза Хинтона и Петра Успенского. Да не все так просто. Конечно, есть истории про возмущающего Тила (и приводившего в восторг Д. Симмонса) Фрэнка Ллойда Райта — в резиденции с водопадом текло со всех сторон и росла плесень; пожившие в проектах Корбюзье его ненавидели; запечатлена последовательность борьбы за комфорт с наследием Миса ван дер Роэ в вузовской архитектуре (спор открытое пространство / коридоры не окончен). В НФ достаточно голосов "за" и "против" таких сооружений — в конце концов, в антиутопиях на замысел автора работают и хрустальная прозрачность модерна, и соразмерная человеку традиционная застройка. Но здесь архитектор — практик, творец-одиночка, сметающий преграды. Хайнлайн над такими изобретателями и нонконформистами не смеялся. В рассказе комичная роль достается его клиентам. Но дом хорош! Кухня и интерьер вызвали восторг гиперкритичной леди, потребности жильцов предусмотрены, вплоть до люка на крышу и центрального отопления (попробуйте встроить в английский дом ХVIII века). Инспекторы успокоены балками с запасом прочности, сад разбит, скорость строительства изумительна. Строить без анкерных связей в сейсмоопасном районе... но, позвольте: остекление цело, стены трещинами не пошли... ОК. Проблема: дом, который построил Тил опасен и без четвертого измерения с землетрусом. Гараж в вестибюле за раздвижной стеной так себе идейка, пусть это климат Калифорнии. Но настоящая беда — выдвижная лестница, да еще и легкая! Лестничный колодец реально жрет объем и площадь внутри. Выбросим и вот — нет электричества (Энрон, пожар, замыкание, строители порвали, землетрясение). Вот что-то заклинило, погнут невесомый дюраль, крепление пластмассовой ступеньки (обслуживание вмурованного в стену — не ковчег "Авангард"). И... как быть? А, главное, нет в тессерактовых приключениях ответа на вопросы Тила: "Есть или нет в архитектуре места для трансформации, для гомоморфологии, для активных конструкций? Водите современную машину и чураетесь современной "машины для житья"? ------------------------------------------------------ --- * Если интересно, когда "Техника молодежи" перестала размещать на обложках архитектуру советского будущего (там же ссылка на Караваева), чем лабиринт в фильме «Имя Розы» отличается от придуманного Эко, каково влияние зодчества ренессансной фэнтези Колонны «Гипнеротомахия Полифила» на книжное и воплощенное — ознакомьтесь. Про немецкого фантаста Шеебарта вообще единственный материал на русском. Но, в целом, несколько простовато. ** "Скрюченный" перевод названия, при всей своей аутентичности, идет лесом — предшествующая замена на аналог без ассоциаций с убогостью, тактически верное решение, а многоточия нет в оригинале.
|