автор |
сообщение |
glupec 
 миротворец
      
|
29 декабря 2010 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думал сделать опрос, да не решил, какую там толком можно придумать выборку (чтоб были разнообразные варианты, а не просто Д\Н). Поэтому просто обозначу проблему. Уже давно встречаюсь в интернете с такой т.з., что "кроме фантастики, современной литературы и не существует толком". На другом форуме читал (года 4 назад) — прямым текстом было сказано: "спустя десятилетия в школах будут преподавать детям Семенову и Перумова" (т.е., автор этого поста был не в курсе, что есть еще как минимум А. Иванов и А. Геласимов. А как максимум -- Пелевин, не-к-ночи-будь-помянут Сорокин и пр. Веллеры. Очевидно, потому, что сам их не читал). На оф. форуме В. Бондаря была озвучена фраза, что единственные востребованные сейчас области д\иллюстратора -- детская книга и ФиФ. На Фантлабе постоянно встречаются суждения вроде: "исторический роман умер", "детектив как жанр умер" (потому как все детективщики жили в первой половине 20 в. [тут полагается смайлик, но я не знаю, какой]... и пр. Есть ли сейчас писатели-анималисты?.. Или про орков -- проще, потому и книг про них больше? (Видел илл. к сказке про "Тараканище", где это самое Тараканище было нарисовано с внешностью заправского Темного Властелина из... какой угодно фэнтезийной РПГ Пример чуть более чем показателен). В. Пузий пишет в отзыве на Норфолка: "лучше воспринимать как фэнтези-эпик" (а я-то, грешный, его мэйнстримщиком полагал...) Ну, и есть, вроде, статья Лукина, где он утверждает, что "в совр. России ничего, кроме фантастики, написать невозможно" Не происходит ли поглощение "Бол. Лит-ры" фантастикой? Или, м.б., уже произошло? "Современной прозы" в других жанрах практически не осталось, одни лишь переиздания классики (которые тоже со временем сойдут на нет)? А если это все не так, и никто ничего не поглощает -- то ведь мнение такое по-любому существует, и в рунете с ним встретиться -- не редкость. Кто и что думает касательно этой проблемы?
(Что думаю я сам -- озвучу попозже. Пока интересно, что скажет народ )
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga А если Вы правы, тогда сразу Вам и вопрос — почему? Каковы причины этого?
Первая причина -- я ее уже назвал выше. Стремление к философским обобщениям погубило литературу. С одной стороны -- имеем прекрасного горинского "Мюнхгаузена", а с другой -- тот неопровержимый факт, что так писать более чем легко. И причина вторая -- обилие компьютерных игр. В которых само содержание уже настраивает молодежь на то, что "нет других жанров, кроме фэнтези да космобоевика".
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 23:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Ну какой школьник счас купит "Рэмбо"? Он же недостаточно крутой, ибо фаэрболы не кастует
Я просто думаю, что каждому поколению — своя форма массовой литературы.
цитата Kniga Поскольку традиции "иронии и цитатности" не одна сотня лет отроду.
Так конечно. Ну вот у меня стоит на полочке сборник "статей Культура "Пост" как диалог культур и цивилизаций". Одна из ключевых идей — то что культура "пост" носит переходный характер, она представляет собой ироничное отрицание модернисткого взгляда на мир и должен выработаться некий новый взгляд в будущем. Вот я думаю, что что-то долго он вырабатывается и все никак.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga В этом отношении, в отношении "литературности" у "ФиФ" есть достижения?
Любое ЧТО достигается через КАК. Чем отличается Кольцо всевластья, например, от ходулей великана Глюма? И то, и то -- символ (не "вообще", а в понимании Блока\Брюсова\итэпэ).
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль "Пост" как диалог культур и цивилизаций"
очень не люблю этот сборник — в 20 веке разработали так много новых методов, а тут все еще пытатся загнать все феномены в "идеологии" и бинарные оппозиции.
цитата glupec Любое ЧТО достигается через КАК.
А я с Вами категорически не согласен (в случае с литературой). Но в данным момент меня интересует предложенная тема, поэтому не буду оффтопить.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль каждому поколению — своя форма массовой литературы
Еще 10 лет назад массовой литературой был все тот же "дамский детектив". Маринина и иже с ней. Уже поколение сменилось? За одну декаду? И потом: пусть школие, пардон, читает "про нас". Ибо "про эльфов" -- это настолько оторвано от жизни, что и говорить не о чем. А читай они про того же Рэмбо -- там хоть чисто внешняя привязка к нам-сегодняшним есть.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Культура "Пост" как диалог культур и цивилизаций
Руководитель литстудии, которую я посещал в 1999-м, говорил, что настала "эпоха масскульта", и постмодернизм -- это он и есть. Вспоминал в этой связи про пресловутую "смерть автора", утверждал, что сейчас в искусстве преобладает "нейтральный тон", и говорил, что это и хорошо.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga А я с Вами категорически не согласен
Это Ваше личное мнение, по принципу "у всякого свои тараканы". Когда мы спорили в колонке, Вы его, насколько помню, не обосновали вовсе.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Это Ваше личное мнение, по принципу "у всякого свои тараканы". Когда мы спорили в колонке, Вы его, насколько помню, не обосновали вовсе.
Личное? Вы шутите, я не настолько нагл — я придерживаюсь более чем солидной научной традиции. К тому же В тот раз мы и не спорили, я уточнил свое мнение (а Вы его стерли) и не более.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 23:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga "Идеи", "идеи" — я недаром закавычиваю, поскольку считаю литературу жизнью приемов и стилей, а не "идей". В этом отношении, в отношении "литературности" у "ФиФ" есть достижения?
Например, развитие приема экспериментальной ситуации, который становится у многих авторов ФиФ ключевым.
цитата Kniga бинарные оппозиции
С одной стороны, методов много, а с другой, куда ж мы от бинарной оппозиции денемся? Но на самом деле, я хотела вот про что сказать: часто читателю хочется определенности, а не относительности, "серьезности", однозначности, а не игры смыслами, но при этом еще и полета фантазии, отрыва от скучного быта.
цитата glupec Еще 10 лет назад массовой литературой был все тот же "дамский детектив". Маринина и иже с ней.
А почему Вы думаете, что они перестали такой являться? Просто мода прошла. У дамского детектива остался свой круг поклонников (т.е. поклонниц).
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 23:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нет никакого слияния. Наоборот — идет разделение и постоянное появление новых поджанров. Как и во всех других видах человеческой деятельности.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Например, развитие приема экспериментальной ситуации, который становится у многих авторов ФиФ ключевым.
Склонен согласиться.
цитата Шолль С одной стороны, методов много, а с другой, куда ж мы от бинарной оппозиции денемся?
Ну, можно наконец-то отойти от "племенного" мышления и понять, что помимо А и не-А, есть еще много чего другого.
цитата Шолль часто читателю хочется определенности, а не относительности, "серьезности", однозначности, а не игры смыслами, но при этом еще и полета фантазии, отрыва от скучного быта.
Читатели разные, мне вот не хочется. К тому же — это проблема взгляда, я полагаю, что в зависимости от способа чтения литература всегда была "неоднозначной" или "однозначной" — уж как посмотришь.
|
|
|
zvezdochet2009 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Есть такое мнение. (Предыдущие посты пока не читал, прошу простить.) Когда фантастика воспринимается как самоцель — это пестрая мишура, обреченная на вырождение: сталкеры, сумерки и прочее. Когда она представляет собой средство, оружие, метод — это Литература. А слияния нету. Потому что Большой литературы сейчас нету (см. итоги последнего Букера и хлопаем победителю). Есть информационное месиво из текстов разной степени качества, полезности и смысловой нагрузки. И каждый ловит в этом озере свою рыбку.
|
––– Stranger in a Strange Land |
|
|
olvegg 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 23:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Прежде всего, это взгляд на мир, где все явления взаимосвязаны. Та самая глобальность. Без взгляда извне планеты, пусть и придуманного, это не вошло бы в массовое сознание.
цитата без выходящих за пределы повседневного опыта связей не будет фантастики.
Полностью согласен. В этом преимущество фант.приёма перед реализмом — он позволяет очень легко и наглядно показать человеческую культуры "со стороны". Некоторые вопросы невозможно решить в рамках той или иной системы мировоззрения, нужен выход за пределы.
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
10 января 2011 г. 00:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата olvegg В этом преимущество фант.приёма перед реализмом — он позволяет очень легко и наглядно показать человеческую культуры "со стороны". Некоторые вопросы невозможно решить в рамках той или иной системы мировоззрения, нужен выход за пределы.
Прием "остранение" — был выделен впервые у Л. Толстого — в откровенном "реализме" (Война и мир), и не слишком "реализме" (Холстомер). Фантастический прием? Ну сам-то прием конечно куда древнее Толстого, но его вряд ли можно назвать "фантастическим".
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
10 января 2011 г. 00:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Прием "остранение" — был выделен впервые у Л. Толстого — в откровенном "реализме" (Война и мир),
А ничего, что он был и у Рабле, да и вообще в сказках о животных? Не стоит , по-моему, тут Толстого всуе поминать. Да, Толстой к нему прибегал, Брехт к нему прибегал. От случая к случаю. А фантастика позволяет делать это системнее.
|
|
|
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
10 января 2011 г. 00:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
(в сторону): Спор о терминах -- лучший способ заболтать любую тему.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
10 января 2011 г. 00:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf А ничего, что он был и у Рабле, да и вообще в сказках о животных? Не стоит , по-моему, тут Толстого всуе поминать.
Стоит — как прием, теоретически он был выделен именно у Толстого.
цитата snovasf Да, Толстой к нему прибегал, Брехт к нему прибегал. От случая к случаю. А фантастика позволяет делать это системнее.
Не вижу каким образом — системно этим приемом часто пользовались в Просвещение (уже помянутый Вольтер), да и у Толстого это один из важнейших, стилеобразующих приемов.
цитата vvladimirsky (в сторону): Спор о терминах -- лучший способ заболтать любую тему.
Очень верная ремарка. Но только зачем в сторону? Вот Вы бы вмешались и потащили нас ближе к теме. Круто было бы.
|
|
|
olvegg 
 гранд-мастер
      
|
10 января 2011 г. 00:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Прием "остранение" — был выделен впервые у Л. Толстого — в откровенном "реализме" (Война и мир), и не слишком "реализме" (Холстомер).
Не слишком реализм — это уже практически фантастика Я и не утверждаю, что реализм не позволяет "отстраняться". Но фант.допущениями это можно сделать эффективнее, нагляднее, проще.
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
10 января 2011 г. 00:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата olvegg Я и не утверждаю, что реализм не позволяет "отстраняться". Но фант.допущениями это можно сделать эффективнее, нагляднее, проще.
цитата Kniga Не вижу каким образом
Примерчик бы, а то и не один. Не то, чтобы я с Вами не согласен, но просто одних ощущений (моих например) мало, какой-то бы конкретики. К тому же, не уверен, что "проще" — это лучше, для литературы.
|
|
|
olvegg 
 гранд-мастер
      
|
|