Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником.
Я мыслю, следовательно, я дискредитирую


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 22:07  

цитата Miya_Mu

То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.

Я правильно понимаю, что все эти страшные слова всего-навсего уточняют вот это:

цитата Miya_Mu

столкновение разных цивилизаций за пределами Земли
?

Ок, спасибо.
–––
Мы не виделись сто лет,
Я скажу тебе: "Привет".


философ

Ссылка на сообщение 8 февраля 2014 г. 10:58  

цитата Miya_Mu

как это говорится в психоантропологии
Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины, положение о борьбе кланов — перепев Хантингтона.
Культура Бэнкса никому не позволяет на себя наезжать, ведет прогрессорскую деятельность, в рамках которой сотрудничает с негуманоидами, и т.д.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 февраля 2014 г. 13:23  

цитата ааа иии

Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины

Мне казалось очевидным, что я не стала бы говорить о нью-эйджевых школах с уважением и имеется в виду психология и антропология. В частности, Грейвз со своей теорией сознания.

цитата ааа иии

перепев Хантингтона

Как говорит гугл, Хаттинготон писал о борьбе кланов в девяносто третьем, философское же определение культуры как главного содержания истории пришло из немецкой философии конца 19 века (в частности, Шпенглер со своим "закатом Европы"). Я не исследовала этот вопрос специально, но мне кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей — "каждой культуре свойственно собственное мировозрение" и "борьба мировозрений иногда становится важнее, чем передел территории".

Борьбу кланов Хаттинготон тоже не сам выдумал, а заимствовал из более серьезных работ (вообще общее место в культурной антропологии), при чем тут вообще он? В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями; даже не говоря о Флебе и Инверсии эти взаимоотношения не так просты — Игрок в этом смысле весьма показателен.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 00:32  

цитата Miya_Mu

Мне казалось очевидным
Ого.

цитата Miya_Mu

философское же определение культуры как главного содержания истории
Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.

цитата Miya_Mu

кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей
Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.

цитата Miya_Mu

общее место в культурной антропологии)
Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.

цитата Miya_Mu

В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями
Вот это тезис!
Попробую так. Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?


авторитет

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 00:53  

цитата ааа иии

Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.
Дословно определение Шпенглера

цитата ааа иии

Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.

Два доминирующих и конкурентных подхода к антропологии (функционалисты и второе название не помню, релятивисты, кажется, второй представлен такой фамилией, как Боэс, поищите, если интересно) — сходятся в том, что при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу.

цитата ааа иии

Вот это тезис!

Вы знаете, я не сама его придумала. Но целиком с ним согласна.


Во всех случаях, о чем этот спор? Давайте я добавлю ко всему одно большое ИМХО, ладно?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 11:40  

цитата Miya_Mu

Дословно определение Шпенглера
Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.

цитата Miya_Mu

такой фамилией, как Боэс
М.б., это было о Франце Боасе, который, в свое время, брал на работу Богораз-Тана? Безусловно, его идеи о необходимости поиска общих законов развития общества и изучения каждого народа были бы одобрены спецами Культуры. А тойнбианское при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу вряд ли. Такого не бывает — "цивилизация в равновесии". Колумба Изабелла снарядила не от хорошей жизни. Китай Юань, Россия Ермака, викторианская Британия, США времен Первой мировой на тех еще аттракционах катались.

цитата Miya_Mu

Вы знаете, я не сама его придумала.
Нет, не знаю :-).
Тезис-то ведь хороший, сразу не опровергается, поскольку Бэнкс явно предпочитает показывать Культуру снаружи.
Другое дело — социальная жизнь и индивидуума Культуры может быть настолько насыщена, насколько он того хочет (Взгляд с подветренной стороны). Вот если не хочет — у отшельника-моделиста Эксцесии     возникли кое-какие проблемы, а две-три вещички и вовсе посвящены иммигрантам из Культуры,где-то в последних вещах даже приводится их типология (вот не помню, где именно, в Материи, в Сонате ... >:-|. Какие-то ассоциации с чудо-доктором). Но и эти проблемы эндогенного характера. Галактические же войны редкость.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 февраля 2014 г. 22:13  

цитата ааа иии

Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.

Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света; Бэнкс, как мне представляется, его даже идеализирует.

цитата ааа иии

Такого не бывает — "цивилизация в равновесии".

Вот это как раз очень спорный тезис, Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества" — тойнбианский вариант равновесия и гомеостаза. В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?

цитата ааа иии

Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.

Давайте посчитаем? Я не говорю, что вы не правы, статистики не веду, но у меня такое впечатление, что космооперы без "борьбы кланов" или не существует, или же такие космооперы не слишком востребованы и не попадают в списки лучших.

цитата ааа иии

Разве  Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?

Тоже спорно. Общий пофигизм имеет место быть, это да, но минимальный инстинкт экспансии сохраняется,   — зачем вообще существуют эти внешние службы, как они там называются?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 11 февраля 2014 г. 00:14  

цитата Miya_Mu

минимальный инстинкт экспансии сохраняется
Что есть инстинкт экспансии? Если Культуре нужно место — они строят орбиталь, а у тех, кто строит такие игрушки проблем с ресурсами нет. Следовало бы искать инстинкты воздержания от экспансии — Бэнкс, в числе прочего, упоминает общественное осуждение многоплодия.

цитата Miya_Mu

Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света
Для Китая она характерна ничуть не меньше, но речь была о том, что после того, как дарвинизм сделал палеонтологию и геологию общественно доступными науками, сводить историю к истории культуры — спускаться в средневековые бубнилки. Буква — страж истории, культура — ее содержание, аз буки веди — глаголь добро есть и т.п. и т.д.

цитата Miya_Mu

Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества"

Не ставили они такой задачи перед собой. Особенно Колумб. И никакого гомеостаза в Месоамерике и Сибири не было и нет. Одно исчезновение минусинских киргизов чего стоит.

цитата Miya_Mu

В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?

Не знаю, но сублимироваться они не собираются. И уравновесить ее нельзя — центра нет.

цитата Miya_Mu

Давайте посчитаем?
Охотно. Но это потребует времени.
Для начала:
Гиперион — нет, Бродягам делить с Гегемонией нечего.
Пламя над бездной — нет. Борьба кланов это аномалия. Отклонение.
Зинделл, Аластер Рейнольдс — нет.
Нивен, Известный космос, Гамильтон Звездные короли, Буджолд, Танцы на снегу Лукьяненко, Аванпост Резника, Кук — фон.
Бэнкс, Культура и Алгебраист — да, сюжетообразующий.
Азимов, Фонд — нет, Роботы — да.
Вебер, Коул-Банч, Брин, Бакстер (На линии Ориона и т.д.) — да.
Так на так, в общем, получается.
ОК?


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 19:24  
Прочитал Вспомни о Флебе , вопрос возник , что такое Дра Азон ?


магистр

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 21:39  

цитата The deepest OST

что такое Дра Азон ?

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_soc...
–––
Justice will came to the empire
Ann Leckie


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 21:56  
The deepest OST
Скорее не что, а кто.
Там же в тексте есть кое-какие крупицы, например:
"Если ты принадлежишь к чисто энергетическому супервиду, давно прекратившему нормальное существование в материальной форме, и изо всех сил стараешься отгородить и сохранить для себя одну-другую планету, которые, на твой взгляд, могли бы стать подходящим памятником смерти и тщете всего сущего"
Или вам прямо каких-то подробностей нужно?
–––
Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!»
И, само собой, дела становятся ещё хуже.


авторитет

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 22:40  
Еще вопрос про сублимацию , почему она происходит , и как Культура избегает ее ?


миротворец

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 09:40  

цитата The deepest OST

вопрос про сублимацию , почему она происходит

На определённом этапе научно-технического развития цивилизации количество переходит в качество, после чего она (цивилизация) перестаёт иметь дело с известными нам материальными объектами вселенной, а функционирует на каких-то иных уровнях действительности, нам пока недоступных и непредставимых.

цитата The deepest OST

как Культура избегает ее ?

Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки. Откуда следует, что она должна иметь некий аналог КОМКОНА-2.


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 19:28  

цитата zarya

Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки.
А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 20:55  

цитата The deepest OST

А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?

Они ещё до Культуры появились, как я понимаю.
+Культура же не весь космос охватывает =)


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 21:08  
Jozef Nerino Точно где-нибудь написано о процессе сублимации[в каком романе]?


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 21:34  
The deepest OST, во "Взгляде с наветренной стороны" было:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Они оба знали, что теперь наступило время, которое рано или поздно наступает в развитии любой цивилизации, длящемся довольно долго. Теперь обитатели цивилизации могут восстанавливать свое сознание, делать его дубликат, клон или просто инсталлировать в любую подходящую форму устройства или организма.
Со стороны разума отношение к таким восстановленным людям не вызывало проблем, но со стороны чувств... Это устраивало далеко не всех.
Были такие сообщества, которые начисто отвергали подобные превращения из религиозных соображений. Некоторые даже не видели в этом и здравого смысла. Но в Цивилизации к этому относились как к обычному явлению. Люди специально создавали свои разумные версии, и использовали их как посланцев, для выполнения сложной работы, для присутствия одновременно во многих местах, для разнообразия собственных форм, и эти дубли общались с по-настоящему живыми людьми абсолютно на равных, не смущаясь метафизической стороной такого общения.
Не так было на Челе. Вмонтированные в челгрианцев устройства под названием хранители душ редко использовались для оживления личности. Вместо этого они служили лишь для передачи души, личности умирающего на небеса в полной ее сохранности.
Раньше большинство челгрианцев, как и большинство разумных существ, долго верили в существование места, куда после смерти уходят мертвые. Имелось множество разных религий, верований и культов, разъясняющих порядок переселения душ. И та система веры, что в далекие времена воцарилась на Челе и которую его жители разнесли по всем ближайшим планетам и звездам (пусть там и приняли ее не буквально, а как символ), заключалась в утверждении о некой мифической после-жизни, в которой добрые будут награждены вечной радостью, а злые осуждены на вечное мучительное служение злу.
Челгрианцы, в отличие от других, очень долго упорствовали в этих верованиях и сохранили свою веру, равно как и наличие кастового общества, гораздо дольше, чем можно было ожидать после того, как весь универсум стал единым в смысле общения и доступа к информации. Сублимация стала восприниматься как некая таинственная часть галактической жизни. Она означала переход от материальной жизни формы к более высокому статусу существования, основанному на чистой энергии. Теоретически сублимироваться мог любой — организм или машина, но на практике почти всегда получалось так, что вместе с сублимацией исчезала и сама цивилизация.
И всегда этому предшествовали явные предостерегающие признаки: воскресали какие-то забытые религии и непонятные верования, возрастал интерес к мифологии и методологии сублимации — и это почти всегда случалось именно с хорошо налаженными и уже долго существующими цивилизациями.
И тут их сообщество тоже оказалось неким исключением, ибо не поддалось сублимации полностью, но в то же время и не отвергло ее совсем, приспособив на свой манер и свой лад для своих нужд.
Сама по себе сублимация так и оставалась до сих пор необъясненной до конца, и единственной возможностью понять ее, казалось, был способ пройти ее до конца, ведя постоянные наблюдения.
Но это путь оказался на удивление разочаровывающим (его можно было сравнить с тем, как человек пытается поймать себя на моменте засыпания; каждый знает — гораздо легче наблюдать за засыпанием другого, хотя сам момент перехода от бодрствования ко сну зафиксировать не удается практически никому), однако эксперименты в этой области не прекращались.
Челгрианцы сублимировались частично, степень их сублимированности оценивалась в шесть процентов. В эти проценты входили представители всех каст, всех верований, от атеистов до сторонников древних культов, и некоторые наделенные разумом машины, которые на Челе создали, но которыми никогда по-настоящему не пользовались. Никакой системы в том, именно кого и почему сублимировали, увидеть практически не удавалось.
Но что особенно обращало на себя внимание и даже тревожило, так это то, что сублимированные элементы постоянно поддерживали активные связи с остальным обществом.
Эти связи принимали формы снов, манифестаций во время богослужений (а также спортивных мероприятий), внесения новых данных в правительственные и кастовые архивы и манипуляции с физическим содержимым в лабораториях. Были вдруг обнаружены многие из давно утерянных артефактов и сделано немало неожиданных и каких-то странных научных открытий. Несколько карьер оказались погубленными скандалами.
И слухи обо всем этом существовали самые смутные.
Наилучший ответ, который находили почти все, заключался в том, что с кастовой системой надо что-то делать. И тогда группа Вовлеченных решила понаблюдать за челгрианцами в течение нескольких сотен дней. И ко всеобщему удивлению в результате этой проверки от малоинтересных и вообще-то еще несколько варварских существ средних возможностей и небольших перспектив удалось неожиданно добиться того мистического блеска, которого многие цивилизации добивались веками. Сразу же по всей галактике возобновились сублимационные программы; их буквально вытащили из-под сукна, оживили и бросили на их развитие колоссальные средства и силы.
Но страхи Вовлеченных оказались напрасными. Единственное, на что пустили челгрианцы свое неизвестно откуда взявшееся могущество, — так это построение Небес, То есть они решили реально создать то, во что так долго верили. Теперь, когда челгрианец умирал, его устройство под названием «хранитель душ» становилось мостом, уносившим его в иную жизнь.
И как бы подозрительно Вовлеченные ни относились к этой операции, даже самые скептически настроенные из них были вынуждены признать, что личности мертвых челгрианцев действительно живут после смерти и даже могут с помощью относительно примитивных устройств контактировать с живыми.
Эти души описывали небеса очень похожими на те, какие существовали в челгрианской мифологии и рассказывали о наличии там тех челгрианцев, которые умерли еще задолго до изобретения хранителей душ и находились именно там. Единственная разница заключалась в том, что те, ранние покойники не могли входить в непосредственные контакты со смертным миром. Короче, получалось так, что Небеса действительно существовали изначально.
И их предки были не менее реальны, чем те, которые попали туда при помощи хранителей душ, и они пребывали вместе с потомками в одном и том же раю.


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 21:52  
Jozef Nerino Огромное спасибо.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 21:59  
На всякий случай приведу сноску из "Черты прикрытия"

цитата

В цикле романов о Культуре это слово имеет значение, отличающееся от общепринятого в психоанализе. Бэнкс определяет сублимацию как процесс переноса сознаний индивидов, составляющих ту или иную расу разумных существ, на иной план реальности (возможно, в иную вселенную, квантовомеханически «сцепленную» с нашей) при помощи технических средств. Иными словами, во вселенной Культуры сублимацией называется то, что мы обычно обозначаем понятием «технологическая сингулярность». Этот процесс происходит почти мгновенно, в историческом масштабе, — за несколько дней или недель — и охватывает почти всё население той или иной планеты (примечательное исключение приведено в романе «Взгляд с наветренной стороны», где говорится о том, что раса челгрианцев сублимировалась лишь частично). Его не следует путать с выгрузкой сознания в виртуальную реальность. Сублимация считается в Культуре одним из наиболее распространённых сценариев «конца истории». Однако сама Культура выступает решительным противником сублимации, считая такое решение крайне безответственным по отношению к технически слаборазвитым цивилизациям.


Мне всегда казалось, что сублимации подвержены именно целые цивилизации, а не индивиды, типа Дра Азонов, которые вообще, каждый на своё усмотрение и в разное время.
Как приспичит (т.е. как "дозреет").
–––
Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!»
И, само собой, дела становятся ещё хуже.


авторитет

Ссылка на сообщение 22 марта 2014 г. 23:03  

цитата ilya_cf

а не индивиды, типа Дра Азонов
The Dra'Azon are a Sublimed civilisation — это написано в английской вики.
Страницы: 123...1213141516...282930    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх