автор |
сообщение |
FixedGrin 
 миродержец
      
|
29 января 2012 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.
Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.
Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.
Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.
Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.
В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):
Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год) Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет) Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг. Материя (Matter) — около 2087 года Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено) Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг. Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы) Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы) Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия
Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.
Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook
Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.
Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником. Я мыслю, следовательно, я дискредитирую |
|
|
|
Френда 
 активист
      
|
7 февраля 2014 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.
Я правильно понимаю, что все эти страшные слова всего-навсего уточняют вот это:
цитата Miya_Mu столкновение разных цивилизаций за пределами Земли ?
Ок, спасибо.
|
––– Мы не виделись сто лет, Я скажу тебе: "Привет". |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
8 февраля 2014 г. 10:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu как это говорится в психоантропологии Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины, положение о борьбе кланов — перепев Хантингтона. Культура Бэнкса никому не позволяет на себя наезжать, ведет прогрессорскую деятельность, в рамках которой сотрудничает с негуманоидами, и т.д.
|
|
|
Miya_Mu 
 авторитет
      
|
8 февраля 2014 г. 13:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины
Мне казалось очевидным, что я не стала бы говорить о нью-эйджевых школах с уважением и имеется в виду психология и антропология. В частности, Грейвз со своей теорией сознания.
цитата ааа иии перепев Хантингтона
Как говорит гугл, Хаттинготон писал о борьбе кланов в девяносто третьем, философское же определение культуры как главного содержания истории пришло из немецкой философии конца 19 века (в частности, Шпенглер со своим "закатом Европы"). Я не исследовала этот вопрос специально, но мне кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей — "каждой культуре свойственно собственное мировозрение" и "борьба мировозрений иногда становится важнее, чем передел территории".
Борьбу кланов Хаттинготон тоже не сам выдумал, а заимствовал из более серьезных работ (вообще общее место в культурной антропологии), при чем тут вообще он? В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями; даже не говоря о Флебе и Инверсии эти взаимоотношения не так просты — Игрок в этом смысле весьма показателен.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
9 февраля 2014 г. 00:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Мне казалось очевидным Ого.
цитата Miya_Mu философское же определение культуры как главного содержания истории Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.
цитата Miya_Mu кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.
цитата Miya_Mu общее место в культурной антропологии) Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.
цитата Miya_Mu В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями Вот это тезис! Попробую так. Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?
|
|
|
Miya_Mu 
 авторитет
      
|
9 февраля 2014 г. 00:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век. Дословно определение Шпенглерацитата ааа иии Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.
Два доминирующих и конкурентных подхода к антропологии (функционалисты и второе название не помню, релятивисты, кажется, второй представлен такой фамилией, как Боэс, поищите, если интересно) — сходятся в том, что при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу.
цитата ааа иии Вот это тезис!
Вы знаете, я не сама его придумала. Но целиком с ним согласна.
Во всех случаях, о чем этот спор? Давайте я добавлю ко всему одно большое ИМХО, ладно?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
9 февраля 2014 г. 11:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Дословно определение Шпенглера Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.
цитата Miya_Mu такой фамилией, как Боэс М.б., это было о Франце Боасе, который, в свое время, брал на работу Богораз-Тана? Безусловно, его идеи о необходимости поиска общих законов развития общества и изучения каждого народа были бы одобрены спецами Культуры. А тойнбианское при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу вряд ли. Такого не бывает — "цивилизация в равновесии". Колумба Изабелла снарядила не от хорошей жизни. Китай Юань, Россия Ермака, викторианская Британия, США времен Первой мировой на тех еще аттракционах катались.
цитата Miya_Mu Вы знаете, я не сама его придумала. Нет, не знаю . Тезис-то ведь хороший, сразу не опровергается, поскольку Бэнкс явно предпочитает показывать Культуру снаружи. Другое дело — социальная жизнь и индивидуума Культуры может быть настолько насыщена, насколько он того хочет (Взгляд с подветренной стороны). Вот если не хочет — у отшельника-моделиста Эксцесии возникли кое-какие проблемы, а две-три вещички и вовсе посвящены иммигрантам из Культуры,где-то в последних вещах даже приводится их типология (вот не помню, где именно, в Материи, в Сонате ... . Какие-то ассоциации с чудо-доктором). Но и эти проблемы эндогенного характера. Галактические же войны редкость.
|
|
|
Miya_Mu 
 авторитет
      
|
10 февраля 2014 г. 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.
Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света; Бэнкс, как мне представляется, его даже идеализирует. цитата ааа иии Такого не бывает — "цивилизация в равновесии".
Вот это как раз очень спорный тезис, Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества" — тойнбианский вариант равновесия и гомеостаза. В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?цитата ааа иии Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.
Давайте посчитаем? Я не говорю, что вы не правы, статистики не веду, но у меня такое впечатление, что космооперы без "борьбы кланов" или не существует, или же такие космооперы не слишком востребованы и не попадают в списки лучших.
цитата ааа иии Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?
Тоже спорно. Общий пофигизм имеет место быть, это да, но минимальный инстинкт экспансии сохраняется, — зачем вообще существуют эти внешние службы, как они там называются?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
11 февраля 2014 г. 00:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu минимальный инстинкт экспансии сохраняется Что есть инстинкт экспансии? Если Культуре нужно место — они строят орбиталь, а у тех, кто строит такие игрушки проблем с ресурсами нет. Следовало бы искать инстинкты воздержания от экспансии — Бэнкс, в числе прочего, упоминает общественное осуждение многоплодия.
цитата Miya_Mu Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света Для Китая она характерна ничуть не меньше, но речь была о том, что после того, как дарвинизм сделал палеонтологию и геологию общественно доступными науками, сводить историю к истории культуры — спускаться в средневековые бубнилки. Буква — страж истории, культура — ее содержание, аз буки веди — глаголь добро есть и т.п. и т.д.
цитата Miya_Mu Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества"
Не ставили они такой задачи перед собой. Особенно Колумб. И никакого гомеостаза в Месоамерике и Сибири не было и нет. Одно исчезновение минусинских киргизов чего стоит.
цитата Miya_Mu В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?
Не знаю, но сублимироваться они не собираются. И уравновесить ее нельзя — центра нет.
цитата Miya_Mu Давайте посчитаем? Охотно. Но это потребует времени. Для начала: Гиперион — нет, Бродягам делить с Гегемонией нечего. Пламя над бездной — нет. Борьба кланов это аномалия. Отклонение. Зинделл, Аластер Рейнольдс — нет. Нивен, Известный космос, Гамильтон Звездные короли, Буджолд, Танцы на снегу Лукьяненко, Аванпост Резника, Кук — фон. Бэнкс, Культура и Алгебраист — да, сюжетообразующий. Азимов, Фонд — нет, Роботы — да. Вебер, Коул-Банч, Брин, Бакстер (На линии Ориона и т.д.) — да. Так на так, в общем, получается. ОК?
|
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
|
Anti_Monitor 
 магистр
      
|
|
ilya_cf 
 гранд-мастер
      
|
10 марта 2014 г. 21:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST Скорее не что, а кто. Там же в тексте есть кое-какие крупицы, например: "Если ты принадлежишь к чисто энергетическому супервиду, давно прекратившему нормальное существование в материальной форме, и изо всех сил стараешься отгородить и сохранить для себя одну-другую планету, которые, на твой взгляд, могли бы стать подходящим памятником смерти и тщете всего сущего" Или вам прямо каких-то подробностей нужно?
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
|
zarya 
 миротворец
      
|
22 марта 2014 г. 09:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The deepest OST вопрос про сублимацию , почему она происходит
На определённом этапе научно-технического развития цивилизации количество переходит в качество, после чего она (цивилизация) перестаёт иметь дело с известными нам материальными объектами вселенной, а функционирует на каких-то иных уровнях действительности, нам пока недоступных и непредставимых.
цитата The deepest OST как Культура избегает ее ?
Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки. Откуда следует, что она должна иметь некий аналог КОМКОНА-2.
|
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
22 марта 2014 г. 19:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата zarya Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки. А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?
|
|
|
Jozef Nerino 
 авторитет
      
|
22 марта 2014 г. 20:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The deepest OST А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?
Они ещё до Культуры появились, как я понимаю. +Культура же не весь космос охватывает =)
|
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
|
Jozef Nerino 
 авторитет
      
|
22 марта 2014 г. 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST, во "Взгляде с наветренной стороны" было:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Они оба знали, что теперь наступило время, которое рано или поздно наступает в развитии любой цивилизации, длящемся довольно долго. Теперь обитатели цивилизации могут восстанавливать свое сознание, делать его дубликат, клон или просто инсталлировать в любую подходящую форму устройства или организма. Со стороны разума отношение к таким восстановленным людям не вызывало проблем, но со стороны чувств... Это устраивало далеко не всех. Были такие сообщества, которые начисто отвергали подобные превращения из религиозных соображений. Некоторые даже не видели в этом и здравого смысла. Но в Цивилизации к этому относились как к обычному явлению. Люди специально создавали свои разумные версии, и использовали их как посланцев, для выполнения сложной работы, для присутствия одновременно во многих местах, для разнообразия собственных форм, и эти дубли общались с по-настоящему живыми людьми абсолютно на равных, не смущаясь метафизической стороной такого общения. Не так было на Челе. Вмонтированные в челгрианцев устройства под названием хранители душ редко использовались для оживления личности. Вместо этого они служили лишь для передачи души, личности умирающего на небеса в полной ее сохранности. Раньше большинство челгрианцев, как и большинство разумных существ, долго верили в существование места, куда после смерти уходят мертвые. Имелось множество разных религий, верований и культов, разъясняющих порядок переселения душ. И та система веры, что в далекие времена воцарилась на Челе и которую его жители разнесли по всем ближайшим планетам и звездам (пусть там и приняли ее не буквально, а как символ), заключалась в утверждении о некой мифической после-жизни, в которой добрые будут награждены вечной радостью, а злые осуждены на вечное мучительное служение злу. Челгрианцы, в отличие от других, очень долго упорствовали в этих верованиях и сохранили свою веру, равно как и наличие кастового общества, гораздо дольше, чем можно было ожидать после того, как весь универсум стал единым в смысле общения и доступа к информации. Сублимация стала восприниматься как некая таинственная часть галактической жизни. Она означала переход от материальной жизни формы к более высокому статусу существования, основанному на чистой энергии. Теоретически сублимироваться мог любой — организм или машина, но на практике почти всегда получалось так, что вместе с сублимацией исчезала и сама цивилизация. И всегда этому предшествовали явные предостерегающие признаки: воскресали какие-то забытые религии и непонятные верования, возрастал интерес к мифологии и методологии сублимации — и это почти всегда случалось именно с хорошо налаженными и уже долго существующими цивилизациями. И тут их сообщество тоже оказалось неким исключением, ибо не поддалось сублимации полностью, но в то же время и не отвергло ее совсем, приспособив на свой манер и свой лад для своих нужд. Сама по себе сублимация так и оставалась до сих пор необъясненной до конца, и единственной возможностью понять ее, казалось, был способ пройти ее до конца, ведя постоянные наблюдения. Но это путь оказался на удивление разочаровывающим (его можно было сравнить с тем, как человек пытается поймать себя на моменте засыпания; каждый знает — гораздо легче наблюдать за засыпанием другого, хотя сам момент перехода от бодрствования ко сну зафиксировать не удается практически никому), однако эксперименты в этой области не прекращались. Челгрианцы сублимировались частично, степень их сублимированности оценивалась в шесть процентов. В эти проценты входили представители всех каст, всех верований, от атеистов до сторонников древних культов, и некоторые наделенные разумом машины, которые на Челе создали, но которыми никогда по-настоящему не пользовались. Никакой системы в том, именно кого и почему сублимировали, увидеть практически не удавалось. Но что особенно обращало на себя внимание и даже тревожило, так это то, что сублимированные элементы постоянно поддерживали активные связи с остальным обществом. Эти связи принимали формы снов, манифестаций во время богослужений (а также спортивных мероприятий), внесения новых данных в правительственные и кастовые архивы и манипуляции с физическим содержимым в лабораториях. Были вдруг обнаружены многие из давно утерянных артефактов и сделано немало неожиданных и каких-то странных научных открытий. Несколько карьер оказались погубленными скандалами. И слухи обо всем этом существовали самые смутные. Наилучший ответ, который находили почти все, заключался в том, что с кастовой системой надо что-то делать. И тогда группа Вовлеченных решила понаблюдать за челгрианцами в течение нескольких сотен дней. И ко всеобщему удивлению в результате этой проверки от малоинтересных и вообще-то еще несколько варварских существ средних возможностей и небольших перспектив удалось неожиданно добиться того мистического блеска, которого многие цивилизации добивались веками. Сразу же по всей галактике возобновились сублимационные программы; их буквально вытащили из-под сукна, оживили и бросили на их развитие колоссальные средства и силы. Но страхи Вовлеченных оказались напрасными. Единственное, на что пустили челгрианцы свое неизвестно откуда взявшееся могущество, — так это построение Небес, То есть они решили реально создать то, во что так долго верили. Теперь, когда челгрианец умирал, его устройство под названием «хранитель душ» становилось мостом, уносившим его в иную жизнь. И как бы подозрительно Вовлеченные ни относились к этой операции, даже самые скептически настроенные из них были вынуждены признать, что личности мертвых челгрианцев действительно живут после смерти и даже могут с помощью относительно примитивных устройств контактировать с живыми. Эти души описывали небеса очень похожими на те, какие существовали в челгрианской мифологии и рассказывали о наличии там тех челгрианцев, которые умерли еще задолго до изобретения хранителей душ и находились именно там. Единственная разница заключалась в том, что те, ранние покойники не могли входить в непосредственные контакты со смертным миром. Короче, получалось так, что Небеса действительно существовали изначально. И их предки были не менее реальны, чем те, которые попали туда при помощи хранителей душ, и они пребывали вместе с потомками в одном и том же раю.
|
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
|
ilya_cf 
 гранд-мастер
      
|
22 марта 2014 г. 21:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На всякий случай приведу сноску из "Черты прикрытия"
цитата В цикле романов о Культуре это слово имеет значение, отличающееся от общепринятого в психоанализе. Бэнкс определяет сублимацию как процесс переноса сознаний индивидов, составляющих ту или иную расу разумных существ, на иной план реальности (возможно, в иную вселенную, квантовомеханически «сцепленную» с нашей) при помощи технических средств. Иными словами, во вселенной Культуры сублимацией называется то, что мы обычно обозначаем понятием «технологическая сингулярность». Этот процесс происходит почти мгновенно, в историческом масштабе, — за несколько дней или недель — и охватывает почти всё население той или иной планеты (примечательное исключение приведено в романе «Взгляд с наветренной стороны», где говорится о том, что раса челгрианцев сублимировалась лишь частично). Его не следует путать с выгрузкой сознания в виртуальную реальность. Сублимация считается в Культуре одним из наиболее распространённых сценариев «конца истории». Однако сама Культура выступает решительным противником сублимации, считая такое решение крайне безответственным по отношению к технически слаборазвитым цивилизациям.
Мне всегда казалось, что сублимации подвержены именно целые цивилизации, а не индивиды, типа Дра Азонов, которые вообще, каждый на своё усмотрение и в разное время. Как приспичит (т.е. как "дозреет").
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
The deepest OST 
 авторитет
      
|
|