Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником.
Я мыслю, следовательно, я дискредитирую


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 23:22  

цитата Miya_Mu

Это какое-то существование по ту сторону вопросов ксенофобии-ксенофилии;
Тогда уж технофобии. Во *Флебе* проскальзывает такая мысль, что, возможно, когда-нибудь Разумы посчитают гуманоидов лишним иррациональным звеном системы. Хотя в первом романе взаимоотношения ИИ/человек описаны вскользь. Тем интереснее было погрузиться в Культуру в *Игроке*. А вот в этой части Разумы не только полностью контролируют всю Культуру вместе с гуманоидами, они же и манипулируют ими по своему усмотрению, и применяют физическое насилие.
Это бы и ладно — процесс уже не подконтролен человечеству. Но ведь и цивилизация Разумов, наделённых сознанием, должна быть нестабильна, Мне как-то понятнее и ближе разумный гель Уоттса.

цитата Garret11

В кокой то момент он снимает маски и выясняется
Это понятно, как и то, что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации. Я больше прикидывала, так ли бы повёл себя Никозар (с мечом получилось, конечно, эпично, но несколько театрально), а если бы не так, то как? По размышлении пришла к выводу, что от перемены мест слагаемых... в общем, в любом случае дело было сделано, верхушка деморализована и срезана. Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия?


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 23:25  

цитата ааа иии

Анархичная культура.
Как бы то ни было, цели она перед собой ставит и за выживание и расширение сфер влияния борется. И почему не система? Завуалированная, но со всеми, практически, атрибутами... Надо ещё подумать


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 00:02  

цитата maribass

что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации.
Вряд ли.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Компьютер то у Игрока действительно был, просто он им не пользовался
То есть, проиграть он не мог бы в любой ситуации.

цитата maribass

Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия?
Вы дальше читайте, вполне возможно, что его охраняли. Возможности Культуры лежат далеко за пределами того, что написано в начале цикла.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

прямо не написано, но в цикле не раз упоминаются охранные системы на подобии браслет
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:00  
Garret11

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну, допустим, что и в притоне он охранялся не только силами За, а ещё каким-нибудь устройством. Допустим, что при покушении (когда в него стреляли), автономник его защитил бы от пуль, хотя Гурдже мог бы и шею сломать, Впрочем, его починили бы. А вот на Эрхатоне у него уже браслета не было, и его в последнюю секунду спасли на охоте. Полагаете, что Разумы могли предвидеть всё, когда объявляли ставку Никозару? Во время пожара его могли и гвардейцы размазать на молекулы без всякого эффектного выхода с мечом. Мне так кажется. К тому же, его миссия уже была выполнена. Несчастный случай. Интересно, что автономник Гурже в лоб заявляет, что того использовали по назначению.

И почему вы решили, что Гурже не мог проиграть на первых этапах? Он не раз был близок к проигрышу (можно ли просчитать наперёд эмоциональное состояние игрока в сложноменяющейся обстановке?), тем более на финале, когда советчик ничего не мог посоветовать. Другое дело, что Разумы просчитали: Гурже будет упираться до последнего, но ведь не принуждали принимать и выполнять решения *Фактора*. И была надежда не гениальное прозрение, недоступное Разумам.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:11  
ааа иии Нет, не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура — *рационально устроенное общество*. Иерархия смазана, но просматривается. Контакт — движущая и направляющая сила, ОО — подчиняется Контакту, все производительные силы работают на Контакт (ну, и на людей, чтобы удовлетворялись и хорошо себя вели). Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)? Видимо, из-за *гениального прозрения* — штучной продукции человеческого мозга. И ради этого тянуть на себе довесок в 18 млрд. гуманоидов? Наверное, стоит, тем более, что при технологическом уровне Культуры это не сложно.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:13  
maribass спойлеры. Тут надо прочитать весь цикл
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:22  
Garret11 А, ну я об этом тоже подумала: надо бы прочитать сначала весь цикл, прежде чем делать умозаключения. Ок.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 16:07  
А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 19:49  

цитата Jozef Nerino

А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.

Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона?
Насколько я понимаю Бэнкса, вертикальной иерархии в его мире не существует; даже то незаметное примечание, что во время действия Флеба на нашей Земле еще только 13 век, срезает идею линейности на корню.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 20:00  

цитата Miya_Mu

Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона?

Стандартный НФ-шаблон — война людей и машин :-)
С одной стороны, Разумы готовы создать гедонистическую утопию для каждого человека, а с другой — совершенно явно управляют людьми, как индивидуально, так и в рамках всей Культуры, и вообще часто намекают, что "знают, как лучше".


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 20:31  

цитата maribass

надо бы прочитать сначала весь цикл, прежде чем делать умозаключения.
В принципе да, но последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре.

цитата maribass

не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура
Нет налогов, правительства, законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения, обязывания, насилия, нет неравенства и собственности. Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления. Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия!

цитата maribass

Иерархия смазана, но просматривается.
Э... достаточно легко видеть, что плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки — с учетом того условия, что в анархичном эгалитарном мире не нацеленном на прогресс выделиться можно в очень немногих сферах. Лучше пограничных. Куда еще отправиться дрону, желающему повоевать за правое левое дело?

цитата maribass

Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)?

цитата Jozef Nerino

сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным
Гуманоиды Культуры часть экологической ниши корабельных Разумов в Галактике. Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем. Четко показано, что позволить развиваться ИИ в ИР и терпеть их существование готовы далеко не все в галактике.


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 00:40  

цитата ааа иии

последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре.
Сначала он вам покажется излишне сложным, а потом вы обнаружите, что разговаривать на нём приятно ? Последняя игра показывает внутренние ощущения культурианца, его представление о Культуре, её (собственно, Разумов, а не людей) политику поглощения *некультурных* цивилизаций, стратегию, тактику. И совершенно очевидно: когда не получается мирно окультурить, то становятся все средства хороши. Не думаю, что Гурджи сыграл бы так, если бы знал, какой ультиматум поставлен Никозару.

цитата ааа иии

Нет налогов....нет неравенства и собственности.
Это да. Изобилие. Но это не признак анархии.

цитата ааа иии

правительства
Человеческого? По тексту -нет. По факту — Разумы. Они не только определяют направление миссионерской деятельности, но и не всегда считают нужным сообщать это направление людям. Упоминается *волна общественного мнения*, которая может повлиять на решение Разумов, но опять же: кто не согласен — с вещами на выход из Культуры.

цитата ааа иии

законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения,
Ну, символика, она символика и есть. Будь у Культуры флаг, гимн, герб , ничего бы это не поменяло. А вот законы и аппарат принуждения: совершил преступление, к тебе прикрепляется надзирающий автономник. Кем прикрепляется? Разумами. Вообще любой шаг даже добропорядочного гражданина контролируется машинами, дома контролируются, терминалы, почта — всё. И автономники — тоже контролируются. Это анархия?

цитата ааа иии

обязывания, насилия
В обязывании нет надобности, ибо нет надобности вообще в человеческой деятельности. Будь паинькой, играй, рисуй, пуляй по игрушечным ракеткам — вот тебе алкоголь, вот тебе наркожелезы. Кстати, без наркожелёз культурианцам совсем плохо было бы. К тому же, они все хорошо генетически подкорректированы."Культура не одобряет такую плодовитость" — кто не одобряет, большинство, которому дела нет до соседа?

Интересно, что описываются некультурианские общества и Культура. Отдельно. А смешанные возможны? Как Культура принимает (поглощает) варваров — предлагает им принять свод негласных правил? Вживление чипа и прочих ограничителей? Это к вопросу иммигрантов.

цитата ааа иии

Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления.
Это в принципе невозможно: координируют Разумы через Узлы.

цитата ааа иии

Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия!
А секта, как и всё орбиталище Вавач не населено культурианцами. Ка вы себе представляете такую секту или игру в "Ущерб" на Чиакре? Либо ты принимаешь свод правил Культуры, либо ты не принадлежишь Культуре. Тебе не предоставляется защита от насилия, только транспортные и прочие коммуникации. Тебя в любой момент выставят из дома, если Разумы посчитают нужным взорвать твой дом, потому что дом — не твой. И не должна ли сама Культура меняться (как размышлял на финале Игрок), поглощая варваров?

цитата ааа иии

плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки 
К иерархии Разумов у людей даже доступа нет. А спасаются от скуки в Контакте единицы, а тысячи стоят в очереди, чтобы их туда взяли. Фактически Гурджи просит своего автономника (!) через связи того попросить за него (Гурджи) в Контакте. А насчет экспансии: люди Культуры отстранены от политики Разумов. А некультурианец Хорза видит эту саму политику как непрерывное и всёвозрастающее, ничем и никем не останавливаемое вмешательство в дела других гуманоидов/цивилизаций.

цитата ааа иии

Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем.
Это до тех пор, пока Разум не стал недоступным для человеческого понимания, самодостаточным, эволюционирующим и независимым (т.е. без встроенных ограничителей). Достигнув определённого качества липы полетели опыляться в другие галактики: это и намного интересней, и полезнее для самосовершенствования ( а также самосохранения). А человечеству (культурианцам) остаётся стагнация, варка в собственном соку с надеждой на то, что Разумы их не бросят, и, скорее всего, загнивание и смерть. На самом деле у людей должно быть гораздо больше внутренних проблем, чем описано в двух романах.


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 07:48  

цитата maribass

Изобилие. Но это не признак анархии.
Совершенно справедливо, поэтому-то признаком является не изобилие, а отсутствие власти и т.п. Изобилие необходимое условие, а не признак, анархия без изобилия проигрывает — см. "Соль" Робертса (а с оным приходящему проиграть сложно, см. Фармер "Божий промысел", Носов "Незнайка на Луне").

цитата maribass

По факту — Разумы.
Между главкомом и главмехом есть разница.

цитата maribass

её (собственно, Разумов, а не людей) политику поглощения
Восприняли так? Хм. На мой взгляд, показан механизм реакции Культуры на угрозу существованию.

цитата maribass

Будь у Культуры флаг, гимн, герб , ничего бы это не поменяло.
Очень многое.

цитата maribass

аппарат принуждения

цитата maribass

прикрепляется надзирающий автономник
Разница между тюремным надзирателем и воспитательницей детсада. Вообще-то, это блестящий и очень доходчивый выход из ловушек Мира Полдня Стругацких и этикосферы Лема — что делать с хулиганом и драчуном? А вот что.

цитата maribass

Вообще любой шаг даже добропорядочного гражданина контролируется машинами, дома контролируются, терминалы, почта — всё.
Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.

цитата maribass

Ка вы себе представляете такую секту или игру в "Ущерб" на Чиакре?
Секту — легко.

цитата maribass

В обязывании нет надобности, ибо
вот-вот-вот...

цитата maribass

А смешанные возможны?
Нет.

цитата maribass

к вопросу иммигрантов.
Спойлеры. Рассмотрено в В поисках, Взгляде, Черте прикрытия... Материи

цитата maribass

К иерархии Разумов у людей даже доступа нет.
В любой момент.

цитата maribass

А некультурианец Хорза
И Вы. :-)

цитата maribass

Это до тех пор, пока Разум не стал недоступным для человеческого понимания, самодостаточным, эволюционирующим и независимым
Азадианцы же такого не допускают.

цитата maribass

и, скорее всего, загнивание и смерть.
Про смерть тоже будет, но, в общем, байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.

цитата maribass

липы полетели опыляться в другие галактики
Тут отрицание исходной метафоры?


авторитет

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 08:33  

цитата ааа иии

Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.

цитата ааа иии

байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.

Блестяще, респект!
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 22:05  

цитата ааа иии

анархия без изобилия проигрывает
Да! :-)))
Но мы с вами размышляем о другом: анархия ли в сообществе Культуры. Не предлагаю обсуждать, возможна ли абсолютная анархия в принципе (хотя я считаю, что категорически невозможна), но совершенно очевидно, что в Культуре если и анархия, то *в рамке*, с хотя бы минимальным правительством. Культурианец волен удовлетворять свои потребности как угодно, пока это не мешает любому другому индивидууму. Здесь и заложен конфликт интересов и возникает необходимость в *третейском суде* и некоторой иерархии. Самореализации Йей мешают «...эта сволочь Элстрид и этот вонючая ханжеская машина Пришиплейл», которые «требуют заниматься всякой ерундой». Это уже иерархия. Каким-то образом назначаются координаторы человеческой деятельности. Таких примеров по тексту множество. Глобальная координация отдана Разумам.

цитата ааа иии

Между главкомом и главмехом есть разница.
Именно. Принять решение о вступлении в войну главмех не может — решение, которое буквально раскалывает идеологию Культуры и само сообщество.

цитата ааа иии

Очень многое.
Расскажите, пожалуйста.

цитата ааа иии

Разница между тюремным надзирателем и воспитательницей детсада.
Не вижу принципиальной разницы: наказание лишением свободы воли, назначаемое ... кем?

цитата ааа иии

Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.
Безусловно. Кошка не может повлиять на действие/бездействие хозяйки (и вмешаться в него) и не станет оценивать его как вредное/безвредное для сообщества. Кошка не назначит наказания.

цитата ааа иии

Секту — легко.
Т.е. до тех пор, пока культурианцы добровольно идут в адепты со смертельным исходом, то деятельность Фви-Сонга не попадет под неодобрение сообщества? Свобода воли и самовыражения, или отсутствие сострадания и равнодушие? Принцип невмешательства?

цитата ааа иии

Спойлеры. Рассмотрено в В поисках, Взгляде, Черте прикрытия... Материи
Ок. К моему горю, *Материя* ещё до меня не дошла, а книжка сломалась :-(((

цитата ааа иии

В любой момент.
Но если корабль Контакта может не пожелать иметь дело с простой гражданской машиной вроде Узла (подотдела Разума), то почему вы решили, что человек может напрямую связаться с Разумом в любой момент?

цитата ааа иии

На мой взгляд, показан механизм реакции Культуры на угрозу существованию.

цитата ааа иии

И Вы.
Если бы! Уникальная Фал Н'гистра — рефератор Культуры — солидарна со мной: 8-) "

цитата

...Что же мы делаем? Убиваем бессмертное, изменяем, чтобы сохранить, воюем ради мира... и таким образом целиком принимаем то, что, по собственным словам, полностью отвергли для своего же блага...Объединённое высокомерие, галактика пренебрежения...
и т.д. Ну, и нельзя не вспомнить сомнения и разочарования Бельведы и Гурже.
Культура принимает упреждающие меры , если подозревает угрозу своему существованию: вмешивается, ломает (с большим числом жертв, между прочим) и, наконец, наносит военный удар, если находит сопротивление. Та же экспансия, но под другим гимном.

цитата ааа иии

Азадианцы же такого не допускают.
А при чем сейчас азадианцы?

цитата ааа иии

Про смерть тоже будет, но, в общем, байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.
Хм... как-то не задумывалась. А как же страх Гурже достичь предела своих возможностей и потерять цель и смысл своей деятельности? Или печаль по поводу последней лучшей партии?

цитата ааа иии

Тут отрицание исходной метафоры?
Тут, я считаю, исходная метафора не слишком удачна. :-)


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 23:40  

цитата maribass

что в Культуре если и анархия, то *в рамке*, с хотя бы минимальным правительством.
Общество, устроенное как совокупность клубов по интересам, с правлением, уставом и т.п. причиндалами, гораздо ближе к определению анархии, чем любое с каким бы то ни было правительством в рамке.

цитата maribass

Принять решение о вступлении в войну главмех не может
Там, где рационально, и главком не может.

цитата maribass

Не вижу принципиальной разницы
Сложновато тогда мне придется... и офтоп близок. Подумаю, конечно, но... 8-]

цитата maribass

Т.е. до тех пор, пока культурианцы добровольно идут в адепты со смертельным исходом, то деятельность Фви-Сонга не попадет под неодобрение сообщества?
Неодобрение — почему же, еще как вызовет. Неодобрение общества там вызывает даже повышенная репродуктивность. Будет ли она прервана насильно — вот в чем вопрос, вот в чем загвоздка.
В числе развлечений Культуры не только шахматы и садомазофестивали. Экстремального хватает, и суицид не под запретом.
Иногда даже без воскрешения.

цитата maribass

почему вы решили, что человек может напрямую связаться с Разумом в любой момент?
Потому, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

может.

цитата maribass

Та же экспансия, но под другим гимном.
Культурная экспансия имеет место быть. Прогрессорство, в т.ч. впечатляюще неудачное. Военные действия. Но анархизм никогда не приравнивался к пацифизму и империализму, в чем проблема.

цитата maribass

Уникальная Фал Н'гистра
:-))) Одна из фишек цикла — постоянная критика Культуры, изнутри и снаружи. Два рассказа Бэнкс даже посвятил эмигрантам. Нет, далеко не уникальна.

цитата maribass

Кошка не назначит наказания.
Но сделает так, что, когда остановите кровь/в 20-й раз откроете-закроете, следовать прежнему курсу охота пройдет. Дрессировка взаимна — см. К.Прайор и прочих скиннеристов.

цитата maribass

А при чем сейчас азадианцы?
У них есть ИИ, нет Разумов.

цитата maribass

А как же страх Гурже достичь предела своих возможностей
Из той же оперы. Сравните со страхом императора Азада, что его обыграют "неправильной" стратегией.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 00:32  

цитата ааа иии

Общество, устроенное как совокупность клубов по интересам, с правлением, уставом и т.п. причиндалами, гораздо ближе к определению анархии, чем любое с каким бы то ни было правительством в рамке.
Если вы задумаетесь о том, как могут сосуществовать клубы по интересам в одном сообществе (если они не на разных планетах), то поймёте, что это и есть *анархия в рамке* — в приближенном к утопии варианте. Либо это уже не сообщество.

цитата ааа иии

Там, где рационально, и главком не может.
Т.е. в Культуре такие решения принимаются большинством голосов? Демократия, а не анархия получается. При этом несогласные откалываются от Культуры. И так далее по мере принятия тех или иных судьбоносных решений. Нежизнеспособное сообщество.

цитата ааа иии

Сложновато тогда мне придется...
А кому легко?

цитата ааа иии

В числе развлечений Культуры не только шахматы и садомазофестивали. Экстремального хватает
Хм. И чего тогда стоит миссионерская деятельность Культуры?

цитата ааа иии

Но анархизм никогда не приравнивался к пацифизму и империализму
Тогда не стоит и говорить о войне ради мира. Как там размышлял Гурже? "Чтобы победить империю, надо стать империалистом?" И Культура становилась ею к своей выгоде.

цитата ааа иии

Потому, что
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
может.
Ага... Надо запомнить.

цитата ааа иии

Одна из фишек цикла — постоянная критика Культуры, изнутри и снаружи.
Так, может, неспроста? Не видится мне по прочтении *счастья посреди изобилия*, свободы воли под присмотром Разумов. Грустноватая утопия.

цитата ааа иии

Нет, далеко не уникальна.
Одна из. Какая разница?

цитата ааа иии

Дрессировка взаимна
В случае люди/Разумы — односторонняя.

цитата ааа иии

У них есть ИИ, нет Разумов.
И пусть их. Мы-то говорим о Разумах, наделённых сознанием. Которые самодостаточны, жизнеспособны без каких-либо условий и ограничений.

цитата ааа иии

Из той же оперы.
Т.е., Вы считаете, что без всякого стимула и мотивации человеческая деятельность не сойдёт на нет, сообщество не деградирует?Общество развлечений... Наверное, я узко мыслю или лишена воображения... но почему-то мне кажется, что без наркотиков и антидепрессантов тут не обойтись, что тоже ведёт туда же — к деградации.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 08:46  

цитата maribass

то поймёте, что это и есть *анархия в рамке*... Демократия, а не анархия получается. ... без всякого стимула и мотивации
Знаете ли, нет, но Кропоткин полжизни положил на объяснения: анархия суть добровольное сотрудничество и альтруизм. А не злобные атомы эгоизма в социальной пустоте. В частности, поэтому развеселая социальная модель гандов из И не осталось никого… Э. Ф. Рассела гораздо менее жизненна, чем грустные обменщики Манеки-неко Стерлинга (жестко завязаны на не ими поддерживаемую инфраструктуру и ИИ, но...).

цитата maribass

При этом несогласные откалываются от Культуры.
Выбираются из или удаляются от (Некстати: Материя малоудачный роман и рекомендовал бы придерживаться порядка написания цикла).

цитата maribass

чего тогда стоит миссионерская деятельность Культуры?
Для начала, определите, в какой валюте.

цитата maribass

И Культура становилась ею к своей выгоде.
Не-а.

цитата maribass

Не видится мне по прочтении *счастья посреди изобилия*
Счастье есть экстенсор метапространства, отделяющего узел колинеационно интенциональных отображений от интенционального объекта с граничными условиями, даваемыми омега-корелляциями в альфа-мерном (разумеется, неметрическом) континууме субсольных агрегатов. А не координаты в изобилии.

цитата maribass

Мы-то говорим о Разумах, наделённых сознанием. Которые самодостаточны, жизнеспособны без каких-либо условий и ограничений.
Мне казалось, мы про условия их появления и эконише существования... но Вам виднее.

цитата maribass

но почему-то мне кажется, что без наркотиков и антидепрессантов тут не обойтись
Вы пропустили наркожелезы?!! :-[

цитата maribass

Вы считаете, что
... в Культуре заглянувшему в коммуникационную амбразуру, если что-нибудь случится, не придется предстать перед Объединенным Советом Ста Сорока Миров.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 13:08  
ааа иии Спасибо за дискуссию.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 октября 2013 г. 05:10  
Интересно, а каким способом осуществлялась привязка "Эксцессии" к нашему летоисчислению, если в тексте (переводном) прямо сказано: спустя 500 лет после Идиранской войны. И не настолько прямо тоже. Значит XIX век.
Неужели перевод даже в этом плох?
Даже я, с моим полузабытым школьным курсом английского, смогу 500 отличить от 700...
–––
Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!»
И, само собой, дела становятся ещё хуже.
Страницы: 123...7891011...282930    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх