Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:21  

цитата amlobin

Я как раз агитирую за повтотряемость, проверяемость и др. научные принципы.

См. начало спора;)

Всё. прекращаю ) Если что — в личку.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:22  

цитата badger

Каких маркеров у Сапковского больше — НФ или фэнтези?

Причем тут маркеры? Драконы и джинны у Сапк — этьо явления природы, которые изучают и используют НАУЧНЫМИ методами. Вот Вильгефорц на девицах эксперименты ставил, вырезал у них ценные органы. А нет бы вызвать демона посмтрашнее и всех их ему в жертву принести?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:24  

цитата Цефтриаксон

Потому красным писать не верно. но мы в глубоком оффтопе.

Я тоже закругляюсь. Но начали мы с Парнова и кварков если что 8:-0
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:24  

цитата amlobin

ну от насморка хотя бы?
От насморка, к сожалению, и наука не лечит — только симптомы снимает...
–––
по дороге разочарований снова очарованный пойду...


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:26  

цитата Папаша Паша

От насморка, к сожалению, и наука не лечит — только симптомы снимает...
8-]
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:28  

цитата amlobin

Причем тут маркеры?

А вот тут возвращаемся к началу обсуждения.
Если Парнов назвал неизвестную фигню "кварк" и изучил ее научным методом, то фантастика становится научной из-за метода, а не из-за кварка?
Если у Сапковского вполне реального дракона, со всей его драконьей атрибутикой изучают научным методом, то "Ведмак" — нф?
И обратные примеры — если у кого-то в произведении кварки изучаются с помощью заговоров, то это фэнтези?
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:29  

цитата amlobin

Заговор — это как бы молитва, с этой целью и использовалось. А если у вас есть другие данные, то обоснуйте. Почему к примеру, время нельзя было отсчитывать другим способом? Более удобным?
"Как бы молитва" — этаплюспятьадназначна. Объяснять иксы через игреки — классика демагогии, люблю, когда народ обращается к классике. Каким "другим более удобным" способом могла отсчитывать время в рамках десятков секунд — нескольких минут жительница средневековой деревни? Ну каким, а? История технологий умалчивает...

цитата amlobin

А насчет совочка — боюсь что это тоже чье-то ИМХО.

цитата amlobin

совочком не пользовались по другим мотивам.
Съезжаете с темы? Сперва "по другим мотивам", затем "чьё-то имхо"? Ну так приведите другое имхо. Протоколов вот прямо на руках у меня нет, но это была статья вполне уважаемого фармаколога в "Химии и жизнь" в начале 80-х.

цитата amlobin

А у вас есть на примете знакомый, который мог бы составить новый стабильно работающий заговор.. ну от насморка хотя бы?
У меня есть знакомая, которая варит замечательные отвары, которыми она изводит бородавки всем обращающимся. Многие из обращавшихся в рамках официальной медицины получали предложения исключительно о хирургическом вмешательстве.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:32  
Цефтриаксон, да, что-то как-то мы увлеклись... Тоже закругляюсь.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 14:46  

цитата badger

Если Парнов назвал неизвестную фигню "кварк" и изучил ее научным методом, то фантастика становится научной из-за метода, а не из-за кварка?
Тут в одной из соседних тем некоторое время тому раздался следующий крик души: "Не каждая книга, в которой летит дирижабль — стимпанк!" Точно так же имхо и здесь. Фентези Сапковского демонстрирует научный подход, однако всё равно фентези, потому как в рамках современных представлений о природе описываемые явления необъяснимы. Фентези превращается в НФ (имхо) тогда, когда читатель узнаёт, что фаербол — это псевдостабильный циклический вихрь холодной плазмы.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:07  

цитата badger

Если Парнов назвал неизвестную фигню "кварк" и изучил ее научным методом, то фантастика становится научной из-за метода, а не из-за кварка?

Парнов ее не изучал, в ом то и проблема. Но по уверениям Парнова ее как положено изучали деятели с... исследовательского судна, ученые то есть. А мы ему верим на слово. И это главное событие проиведения и главный меседж — кварк! или нет — КВАРК!!!

цитата badger

Если у Сапковского вполне реального дракона, со всей его драконьей атрибутикой изучают научным методом, то "Ведмак" — нф?

Нет. Потому что именно дракона там не изучают, а пытаются вско-равно убить. Главное событие — им это не удалось. Главный месседж — ребята давайте жить дружно. А научная магия в ведьмаке всего лишь оригинальный антураж. Если бы он описал магию как-то иначе (через те же заговоры и молитвы) изменился бы самое большее стиль — поэтому Ведьмак — фэнтези.

цитата swealwe

Каким "другим более удобным" способом могла отсчитывать время в рамках десятков секунд — нескольких минут жительница средневековой деревни?

Устным счетом. Ударами сердца. Сжиганием предметов. Водяными часами. Это было бы удобнее для передачи информации и обучения, например. Потому что напевы можно учить только с голоса, от бабки — к внучке. А простой счет можнно оформить в письменную инструкцию для чайников.

цитата swealwe

в "Химии и жизнь" в начале 80-х.

А он не писал, были ли в деревне железные совочки для таких целей? Береста традиционна, как и кремневый нож у шамана.

цитата swealwe

У меня есть знакомая, которая варит замечательные отвары, которыми она изводит бородавки всем обращающимся.

Это вам просто повезло. А сделать отвар от чего то другого она может, или бабка ей больше не передала?

цитата swealwe

Фентези превращается в НФ (имхо) тогда, когда читатель узнаёт, что фаербол — это псевдостабильный циклический вихрь холодной плазмы.

Вот с этим согласен. И дело не только в наукообразной терминологии.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:16  

цитата swealwe

Фентези превращается в НФ (имхо) тогда, когда читатель узнаёт, что фаербол — это псевдостабильный циклический вихрь холодной плазмы.


не вижу особых отличий от описания файербола как дефекации псевдоастральной сущности плана огня.

Ведь вполне научный подход и методологию — можно применять и к абсолютно не имеющим отражения в реальности вещам.

изучение реакции "чёрного ящика" на раздражители — может считаться приемлемым в рамках научного метода?
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


авторитет

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:26  

цитата amlobin

Если в рассказе есть исследователи, загадка и какая-то версия, то это — НФ.
А качество этой версии — вопрос отдельный. Как раз для этого и нужны были редакторы, в т.ч. и научные консультанты.


Думаю, научные консультанты это не выход, они не нужны, у читатели их нет. Литература должна быть на понятном читателю языке. Любой терминологии должно быть в меру, а уточнить автор может сам и современный кругозор среднего человека из современной страны, с современным образованием вполне позволяет писать и читать любую хорошую фантастику.
Здесь, в примере, с кварками, проблема в другом. Эту версия сказал не автор, а герой. В реальной ситуации, как бы отреагировали другие герои? А вот как здесь присутствующие. Если бы автор не писал мыльный сериал, где герои неадекватны, то в его произведении все стало бы на место с реакцией других героев. Представляю это, например, вот так:

"- Ну какие, я тебя умоляю, кварки? Почему не атомы-молекулы? Ты, приятель, со страниц Берроуза сорвался? Откуда эта ретро-хрень? Предложи версию, чтоб было не стыдно поверить.
- Извините коллеги, сказал, что первое с языка сорвалась, чисто от неожиданности, понимаю, что глупость сморозил. Ума не приложу, что это за хрень, если честно."

Вот это вы бы прочитали и сразу бы оживились, почувствовали адекватность, а не мексиканский сериал. Это еще один признак хорошей литературы от поделки — правдивые реакции. Т ость вот если художник рисует антилопу, то она должна быть жизнеспособна, а если маленький ребенок, то у антилопы лапки — это сардельки приклееные к туловищу и такая антилопа бегать не будет. Для того, что это понимать не надо быть биологом или ботаникам, достаточно простой адекватности и аккуратности, обычного кругозора. А вот если никто из читателей не заметит нелепости, то и героям необязательно ее замечать, то есть просто кругозор должен быть не меньше читательского, а слова нужны такие, чтоб не лезть за ними в словари и чтоб через сто лет они не устарели.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:30  

цитата amlobin

Устным счетом. Ударами сердца. Сжиганием предметов. Водяными часами. Это было бы удобнее для передачи информации и обучения, например. Потому что напевы можно учить только с голоса, от бабки — к внучке. А простой счет можнно оформить в письменную инструкцию для чайников.
В средневековой деревне?:-)))
–––
по дороге разочарований снова очарованный пойду...


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:36  

цитата rim_x

Вот это Вы бы прочитали и сразу бы оживились, почувствовали бы адекватность, а не мексиканский сериал. Это еще один признак хорошей литературы от поделки, правдивые реакции. Т ость вот вели художник рисует антилопу, то она должна быть жизнеспособна, а если маленький ребенок, то у антилопы лапки ручки — это сардельки приклеены к туловищу и такая антилопа бегать не будет. Для того, что это понимать не надо быть биологом или ботаникам, достаточно простой адекватности и аккуратности, обычного кругозора. А вот если никто из читателей не заметит нелепости, то и героям необязательно ее замечать, то есть просто кругозор должен быть не меньше читательского, а слова нужны такие, чтоб не лезть за ними в словари и чтоб через сто лет они не устарели.


Иначе говоря того же Уоттса нужно адаптировать для домохозяек.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:39  

цитата badger

А вот тут возвращаемся к началу обсуждения.
Если Парнов назвал неизвестную фигню "кварк" и изучил ее научным методом, то фантастика становится научной из-за метода, а не из-за кварка?
Если у Сапковского вполне реального дракона, со всей его драконьей атрибутикой изучают научным методом, то "Ведмак" — нф?
И обратные примеры — если у кого-то в произведении кварки изучаются с помощью заговоров, то это фэнтези?
Из за кварка конечно. Ведьмак разумеется фэнтези. Потому что МАГИИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Фэнтези и отличается от фантастики тем что в нем наличиствует магия.
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:41  

цитата swealwe

тогда, когда читатель узнаёт,

То есть все напрямую завязано на авторе? Написал Круз в своем цикле про зомби, что они возникли в результате научного эксперимента — это нф. И плевать что эта теория (в описании автора) антинаучна и прямо противоречит именно научному взгляду на мир. Написал бы что катастрофа произошла в результате заговора черного мага — это фэнтези. Сюжет вообще не изменится, но хоть псевдонаучность исчезнет.
Ну в такой отстойник под названием "нф" все что угодно запихать можно будет. Даже появилась гордость за фэнтези — она хоть как-то за собственную чистоту сражается:-)
–––
"В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:53  

цитата Цефтриаксон

не вижу особых отличий от описания файербола как дефекации псевдоастральной сущности плана огня.
Ведь вполне научный подход и методологию — можно применять и к абсолютно не имеющим отражения в реальности вещам.
изучение реакции "чёрного ящика" на раздражители — может считаться приемлемым в рамках научного метода?
Вы тут малость мягкое с тёплым смешали. Наличие научного метода не есть маркер НФ, а его отсутствие — не есть маркер фентези. Это произошло, как мне кажется, из-за того, что вы пытаетесь вычленить абсолютный критерий. А речь может идти только о субъективном. Вот если я работаю ныряльщиком в астрал, на всех этих астральных сущностей нагляделся во всех видах и каждый день погружаюсь до десятого слоя, то: рассказ о погружении на десятый слой будет для меня производственным романом, о погружении на пятнадцатый (ого, смельчак!) — авантюрным романом, о погружении на пятидесятый научной фантастикой, а о погружении на двухсотый, где живут существа из металла и кремния, и по их металлическим нервам бегают маленькие молнии, будет для меня фентези. Наука, магия — это всё условности. Основной критерий — это степень удалённости от рамок обыденности.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


философ

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 15:58  

цитата badger

Написал Круз в своем цикле про зомби, что они возникли в результате научного эксперимента — это нф.
Не-не-не, всё не так! Написать автор может что угодно, на заборе тоже написано — а за забором дрова лежат. Разница только в читателе: если я, читатель, представляю себе хотя бы приблизительно, с чем и как нужно экспериментировать, чтобы получить вот именно таких зомби, — то это НФ. Но если оно всё для меня подобно фразе "It's MAGIC!!!" — то это не НФ. Не обязательно фентези, но точно не НФ.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


авторитет

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 16:00  

цитата Цефтриаксон

Иначе говоря того же Уоттса нужно адаптировать для домохозяек.

Уотса я еще не читал, не знаю чего он стоит. Может я назову после прочтения его макулатурой для ценителей, а может классным автором, поэтому этот пример рассматривать не буду. А вот домохозяек обижать не стану. И домохозяйка при желании может посмотреть канал Дискавери, популярные видео на ютубе, вспомнить что-то из средней школы и вполне искренне интересоваться вопросами квантовой механики и ускорением разбегания вселенной, понимать суть двухщелевого эксперимента и проблему двойственной природы света. Она вполне может понимать, что звезды это не только проекция на небосводе, но светила и галактики. Фантастика позволяет смотреть на звезды, не как мошки из под плоского стекла видят свет лампы, а приблизиться к ним в своем сознании.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2017 г. 16:02  
Для пограничных случаев американцы давно придумали особое определение — science fantasy. Хотя, допустим, Джон Клют этот псевдотермин не любит.
Но, главное, какое отношение весь этот спор имеет к феномену советской фантастики? Да, помимо сверхтвёрдой НФ под маркой "научная фантастика" печаталось много не совсем научных произведений, но ведь везде так было, в любой стране. Гуманитарная "мягкая" научная фантастика преобладала всегда. По поводу же "научности" молодогвардейской "нуль-литературы" ещё Ревич исчерпывающе высказался.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".
Страницы: 123...172173174175176...387388389    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх