Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 09:59  

цитата Ярослав Васильев

Не больше, чем жителю Средневековой Европы было бы неуютно в современном постиндустриальном обществе 21 века
Уровень неуютности разный. Собственно.. он быстро привыкнет. ( если будет один а не диаспорой)Наоборот. Помните как у Логинова? Девяностые РАЙ для крестьян 19 века!
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 10:02  

цитата Victor31

Это дань кинематографу. В какой-то момент авторы поняли, что экранизация приносит на порядок больше известности и денег, поэтому книги часто являлись еще и оффертой сценария потенциального фильма. Данная сцена — пример такого кинематографического мышления.

Я просто хочу спросить, речь всё ещё идёт о романе "Лунная радуга" написанном в 1975?
В стране, в которой шансы на экранизацию такой высокобюджетной книги были минимальны?
Да, прокнуло, фильм сняли, но о нём все, кроме специалистов, уже забыли, потому что фильм очень так себе.
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


новичок

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 10:09  
ну нельзя преподносить фантастику ссср как универсально увлекательно читаемую для всех:-)
по тогдашним впечатлениям — скукотища и нелепица, поэтому 90-е и принесли свежий вздох
эт первое
второе — АБС читали, да. Но опять же, не всего
про несуществующую прослойку «интеллигенция» и журнал ХиЖ — отдельная история, но тоже скучная и из пальца высосанная

почему в 2010 году случился приступ ностальгии , сейчас сходящий на нет — я не знаю
но нельзя это называть феноменом
прошлым жить нельзя, челюсти вяжет:-)


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 10:14  
heleknar, да, "Лунная радуга". Кстати, я все забываю посмотреть эту экранизацию. По ходу чтения книги у меня возникла теория, что там не один сценарий, а по крайней мере два: многие сюжетные линии повторяются, но только вместо условных Фрэнка и Пита с Джоном и Филом. Возможно, задумывались эти варианты как раз на фильмы с более или менее крупным бюджетом.

Экранизация — дело всегда не дешевое, но шанс на экранизацию у советской фантастики был довольно высок: самой фантастики было не так много (не сравнить с потоком производственных романов), и у экранизаций был неплохой коммерческий потенциал, а заполнять залы нужно было не только импортом.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:12  

цитата Ярослав Васильев

Тогда лучше "Старик Хоттабыч". А что? Все атрибуты настоящего городского фентези есть

Ну, не один только Дмитрий Быков рассматривает Хоттабыча в одном ряду с Мастером и Маргаритой и Пирамидой Леонова. Т. е. именно эта тройка романов, более-менее одновременно написанных, это его филолог[педагог]ическая находка, но в общем сейчас это его сопоставление среди русских филологов-западников (в смысле неславянофилов) примерно такое же общее место, как проведение параллелей между МиМ и похождениями Остапа Бендера (хотя предположение, что Булгаков писал за Ильфа и Петрова, высказаное некой мадам — бред, конечно). Но в общем берем Мастера и Маргариту, добавляем к ним Хоттабыча и Пирамиду, укладываем сверху первые два романа Останкинского цикла Орлова… Понедельник в такой тортик, что, вполнее впишется. Называем это блюдо советской школой городского фэнтези, отметив её с одной стороны философскую, с другой — ирониеско-сатирическую направленность (хотя Леонов — достаточно серьёзен, но Пирамиду он при СССР так никому и не показал), вписываем всё это дело в школьный учебник литературы и заставляем детишек писать про это сочинения8-)… Шутка8:-0. Почти.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:26  

цитата be_nt_all

Называем это блюдо советской школой городского фэнтези,
Ну собственно да. Только при чем тут Остап Бендер?
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:29  

цитата swgold

Почему-то советские остросюжетные романы в англоязычных странах вообще неизвестны. "Лунная радуга" Павлова, "Даль-гей" Тупицына, "Фарсаны" Слепынина, "Белое снадобье" Юрьева "Сезон туманов" Гуляковского и т.п.


Они не остросюжетные. В них действие едва развивается. Можно попробовать технический эксперимент, формализовать "остросюжетность" — выписать количество происшествий, или смены сцен — там едва ли две-три сцены на всю книгу. Вялотекущее действие, которым не удивить. Размышления там есть, экспозиции космоса хороши, но острого сюжета крайне маловато для отнесения их к остросюжетным произведениям.


цитата Лунатица

Для нас, живущих тут, многое свое будет пусть не всемирно великим, но очень значительным. А что, надо принимать в расчет только "забугорные" достижения и вехи?


Мы часть мира, и надо рассматривать литературу вообще, всю. Оппозиция "забугорная", "наша" — неверная.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:30  

цитата be_nt_all

романов, более-менее одновременно написанных

Здрассьте. Леонов "Пирамиду" до самой смерти дописывал-переписывал, а умер он в 1994-м. Это на сколько лет позже Булгакова — сосчитайте.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:32  

цитата просточитатель

при чем тут Остап Бендер?

Иронико-сатирические приёмы там обтачивались. Хотя фантастики там и нет. Про параллели между Остапом Бендером и Воландом читать Майю Каганскую Мастер Гамбс и Маргарита
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:35  

цитата Pirx

Здрассьте. Леонов "Пирамиду" до самой смерти дописывал-переписывал

Ну Булгаков тоже до самой смерти. Другой вопрос что прожил он куда меньше. Вопрос, когда роман был начат.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:41  

цитата be_nt_all

Вопрос, когда роман был начат.

Да нет. Вопрос, когда роман был закончен. А поскольку в обоих случаях имеем фактически незаконченные романы, вопрос в том, когда тексты приобрели тот вид, в котором были опубликованы. И тут — разница более полувека. Под категорию "более-менее одновременно" ну никак не притянуть.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:53  

цитата ааа иии

Допустим, но фиксируется пласт советской НФ, устремленной в прошлое: "Судьба открытия", "Последний человек из Атлантиды", "Будь проклята, Атлантида", "Можно попросить Нину", "Подробности жизни Никиты Воронцова", "Марсианское зелье". Советская НФ даже буквально не всегда смотрела в будущее: "Записки хроноскописта"

Да. И сюда ещё, пожалуй, можно отнести "Экипаж «Меконга»" и "Ур, сын Шама". Я бы сказал, что всё это укладывается в традиции советской производственной фантастики, но в конкретных случаях посвящённую истории, археологии и другим наукам изучающим прошлое. Нечто вроде "Через изучение прошлого выстроить путь к лучшему будущему".


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:57  
Ну Быков говорит про «одновременно задуманные», хотя и тут — явная натяжка, по крайней мере действие у Леонова начинается в 1940, вероятно — примерно тогда он писать и начал. Булгаков начал определённо лет на 10 раньше. Лагин, для которого с Хоттабыча собственно писательская карьера по настоящему началась свой роман-сказку в стол не писал и не переписывал (вернее слегка переписал при переиздании, но вряд ли это книгу улучшило) так что тут да — написано в ~1937.

Одновременность тут с точностью до десятилетия, но я ведь с самого начала писал что в сопоставлении Быкова хватает чисто педагогического.

Ну и да, боюсь, что многократное пререписывание Леоновым Пирамиды эту книгу излишне утяжелило.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 11:58  

цитата be_nt_all

Иронико-сатирические приёмы там обтачивались. Хотя фантастики там и нет. Про параллели между Остапом Бендером и Воландом читать Майю Каганскую Мастер Гамбс и Маргарита


Жаль, у Каганской нет ни слова о романе "Семь лун блаженной Бригитты" (1938) Александра Чернявского-Черниговского, который был в некоторой степени реакцией на Ильфа и Петрова. По горячим следам и в отсутствии цензуры (роман написан и издан в Эстонии). Автор вводит элементы фантастики и мистики. Роман должен был бы стоять в одном ряду с МиМ — не только по жанровым приемам, но и по литературному качеству, — но, увы, в России его мало кто читал. Шансов быть изданным в СССР у него не было никаких.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 12:01  

цитата be_nt_all

многократное пререписывание Леоновым Пирамиды эту книгу излишне утяжелило

Но и таки углубило, и вывело в шедевры.


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 12:38  

цитата Victor31

Шансов быть изданным в СССР у него не было никаких.
В России тоже фактически не издавался...
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 12:44  

цитата Ярослав Васильев

Тогда лучше "Старик Хоттабыч". А что? Все атрибуты настоящего городского фентези есть

Сказочной фантастики было не мало тессилуч об этом статью написал https://fantlab.ru/blogarticle59215
Как и

цитата Sumy


А Садовников "Продавец приключений" не космоопера?
А Почепцов не фэнтези?

В общем то это немного отдельное направление.

цитата be_nt_all

Ну, не один только Дмитрий Быков рассматривает Хоттабыча в одном ряду с Мастером и Маргаритой и Пирамидой Леонова.

цитата be_nt_all

Ну Быков говорит про «одновременно задуманные»

Он просто болтун, для которого придумывать всякие параллели и аллюзии — работа.
МиМ — все понимают насколько многослойное произведение, хотя можно читать и как сказку. Хоттабыч же — просто сказка, каких было немало.

цитата be_nt_all

Про параллели между Остапом Бендером и Воландом

В такую игру наверное каждый здесь сможет играть.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 13:31  

цитата brokenmen

Сказочной фантастики было не мало

Сказочной фантастики было полно. Она, к слову, и сейчас очень неплохо себя чувствует.
Только фэнтази ориентировано на куда более взрослого читателя, может поднимать серьезные темы, а сказочная фантастика в СССР этого делать не могла, были определённые жесткие требования к детской книге.
А вообще, советскую фантастику еще с тридцатых годов пытались утаптывать до уровня детской литературы. Все профильные издательства, выпускающие фантастику, были в ведомстве комсомола. Единственное издательство и журнал, что выбрались из под контроля были Знание и Знание-сила.
Благо, оттепель отвоевала право писать и для взрослых. Собственно эволюция "взрослой" фантастики в СССР снова началась именно оттуда


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 13:44  

цитата brokenmen

Он просто болтун, для которого придумывать всякие параллели и аллюзии — работа.

Не, он преподаватель литературы (хороший), его работа — заинтресовать учеников, чтобы они прочитали книгу. И это он умеет (но вообще в этой теме тврчество Д.Л.Б — всяко оффтопик). И Хоттабыча тоже низводить не стоит, в довоенной советской литературе рядом с ним только «Буратино» Толстого можно назвать. Если говорить о той разновидности литературной сказки, которая уже плавно перетекает в фэнтези — то тут Лагин в у нас почти пионер жанра (Три толстяка Олеши были заметно раньше, но в них как раз фантастики-то и маловато). Ну и не думаю что влияние Лагина на советскую литературу ограничевается Виталием Губаревым или Юрием Томиным. Тем более что он собственно детским писателем и не был, оно и Хоттабыч — книга вполне себе двойной адресации (что называется, для семейного чтения), а остальные книги так он скорее взрослому читателю адресовал. Зиновий Юрьев, кстати, вышеупомянутый разве не продолжал традицию лагинских романов-памфлетов?

А параллели между Ильфом и Петровым и Булгаковым как раз меньше всего похожи на игру, это вполне прослеживаемая литературная традиция. И то что Орлов с «Альтистом Даниловым» и Стругацкие с «Понедельником» в линии той же традиции — ну это достаточно очевидно.

цитата Victor31

Семь лун блаженной Бригитты

Я так понимаю, недавно в России эту книгу издали, какие-то обзоры и исследования гуглятся, но да, в общем и целом она у нас совершенно не известна.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2019 г. 13:48  

цитата be_nt_all

(Три толстяка Олеши были заметно раньше, но в них как раз фантастики-то и маловато)
Не соглашусь. Еще как фантастично!

цитата be_nt_all

И Хоттабыча тоже низводить не стоит, в довоенной советской литературе рядом с ним только «Буратино» Толстого можно назвать.
еще Карик и Валя....

цитата be_nt_all

А параллели между Ильфом и Петровым и Булгаковым как раз меньше всего похожи на игру, это вполне прослеживаемая литературная традиция. И то что Орлов с «Альтистом Даниловым» и Стругацкие с «Понедельником» в линии той же традиции — ну это достаточно очевидно.
Вот не согласен. 12 стульев это чистый дисциллированный реализм.
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...268269270271272...387388389    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх