Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 августа 20:54  
цитировать   |    [  ] 
Для тех кому не хватило "Книги Захватов Ирландии " https://www.celtsite.com/TCD/Diaspora.html


миротворец

Ссылка на сообщение 5 августа 00:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
После принятия положительного решения по делу Ореста, Эриний приходится дополнительно умилостивлять.
(пунктуация сохранена). То есть Эринии недовольны, что Орест расправился с мамашей? Логично. Далее:
цитата Bansarov
Так и написано: из окровавленных костей Агамемнона, если он не будет отомщён, вылетят девы мщения и устроят живущему ад на земле.
. Т.е. за Агамемнона следует отомстить, иначе — неприятности. Но отомстив, бедняга Орест тоже нажил себе неприятности, причем от тех же самых блюстительниц родовой морали.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 07:01  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
цитата Bansarov
После принятия положительного решения по делу Ореста, Эриний приходится дополнительно умилостивлять.
(пунктуация сохранена). То есть Эринии недовольны, что Орест расправился с мамашей? Логично. Далее:
цитата Bansarov
Так и написано: из окровавленных костей Агамемнона, если он не будет отомщён, вылетят девы мщения и устроят живущему ад на земле.
. Т.е. за Агамемнона следует отомстить, иначе — неприятности. Но отомстив, бедняга Орест тоже нажил себе неприятности, причем от тех же самых блюстительниц родовой морали.

Большое спасибо за отклик... Речь, правда, шла совершенно не о том моральном противоречии, в которое попадает Орест, но Вы правильно обратили на это моё внимание. Если бы драму "Хоэфоры" писал Островский, она бы у него называлась "Куда ни кинь, всюду клин".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 августа 12:00  
цитировать   |    [  ] 
Издательство МИФ готовит к выходу :
Владимир Рябов Мифология русской смерти https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...
Татьяна Муравьева Мифы Кольского полуострова https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...
Элина Стоянова Мифы о грибах https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...
Эвелина Тимофеева Мифы и легенды Австралии и Океании https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...
Артем Ширкунов Мифология Лавкрафта https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...


миротворец

Ссылка на сообщение 16 августа 19:09  
цитировать   |    [  ] 
Ещё раз спрашиваю, последний: объясните, кто и за что минусует подобные сообщения уважаемого count Yorga ?
Иначе буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции! :-[


миротворец

Ссылка на сообщение 16 августа 21:25  
цитировать   |    [  ] 
цитата Seidhe
кто и за что минусует подобные сообщения уважаемого count Yorga ?

Присоединяюсь к вопросу. Очень полезная информация. Кому-то кажется, что не по теме? Или выбор рекомемдуемых книг не угодил? Этичное поведение — указать, что не нравится, а не минусовать неизвестно за что исподтишка.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 17 августа 14:15  
цитировать   |    [  ] 
цитата Seidhe
Иначе буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции!


минусы за сообщения не модерируются, насколько я знаю
–––
осень - она не спросит...


авторитет

Ссылка на сообщение 18 августа 19:37  
цитировать   |    [  ] 
цитата Seidhe
Ещё раз спрашиваю, последний: объясните, кто и за что минусует подобные сообщения уважаемого count Yorga ?

Это что. Меня, когда я обнаружил этот форум, поражало количество минусов при каждом сообщении подписчика urs.
Его сообщения были по делу и очень умны. Читать их было интересно. И почти у всех минусов было столько, что они переходили в скрытый формат отображения, когда их нужно открывать кликом. Чем это было мотивировано, я не понимал.
Он до сих пор пишет на форуме, просто уже не здесь. Оно и понятно. Кому будет приятно, если ты отошёл по делам, а за время твоего отсутствия тебе плюнули в кофе, раз эдак восемь, и даже неизвестно кто и за что.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 августа 12:46  
цитировать   |    [  ] 
Петербургское Востоковедение выпустило монографию Андрея Бер-Глинки Представления о змеях в Старом Свете.Африка https://www.pvost.org/pv/?p=2031 http://primuzee.ru/shop/Knigi/Predstavlen...
цитата
В книге собран и проанализирован также сказочный фольклор Африки, связанный с образом змея — интимного партнёра и губителя, выявлено его ареальное распространение, произведён анализ сюжетных структур сказок и их персонажей, установлена взаимосвязь с ритуальной практикой и социальными реалиями народов континента. Книга снабжена обширной хрестоматией синопсисов сказок, позволяющей знакомиться с фольклорным богатством Африки, не прибегая к поиску и переводу текстов.
Книга предназначена для антропологов, историков, фольклористов, историков религии, исследователей традиционных представлений, а также искусствоведов со специализацией по африканскому традиционному искусству.


авторитет

Ссылка на сообщение 31 августа 13:14  
цитировать   |    [  ] 
цитата count Yorga
Петербургское Востоковедение выпустило монографию Андрея Бер-Глинки Представления о змеях в Старом Свете.Африка

Это вот прямо очень крутая научно-книжная новость. Спасибо!
Статья о книге: https://www.kommersant.ru/doc/7852393


авторитет

Ссылка на сообщение 31 августа 13:38  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
А вот внезапно. Как вам покажется, если среди скифского золота, найденного в середине континента Евразия, обнаружатся изображения осьминога?

цитата ааа иии
Но где же осьминоги? Присосок нет. Четыре толстых пламевидных выступа, от которых отходят лепестки — это не осьминог и не кальмар.

цитата Bansarov
С литературой по Филипповским курганам что-то плоховато. У меня есть каталог совместной выставки Уфы и Эрмитажа "Золотые олени Евразии". Там решились упомянуть рыб, видимо потому, что рыбы эпизодично попадаются и в другой скифо-сибирике, ну и в принципе так-то водятся в любом пресном водоёме. Осьминогов решили не упоминать — подобную флуктуацию пришлось бы комментировать, а видимо нечем.

Вот и в "Золотых оленях Евразии" (2001), в подписях к фотографиям осьминогов, составители комментируют эти предметы как "оковки сосудов с роговидными отростками", в упор "не видя" в этих существах осьминогов. Ибо узришь осьминога — придётся комментировать этот изобразительный мотив, и его попадание в степи Южного Приуралья.
Но при этом на витрине музея, этих осьминогов-которые-не-осьминоги поместили рядом с рыбами. По тематическому признаку.
Всё понимают, на самом-то деле.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 сентября 19:18  
цитировать   |    [  ] 
Коллеги, кто-нибудь знает примеры словесного агона, подобного индийской брахмодье, в других (неиндийских) эпосах, мифологических или героических? Другие формы фольклора (напр., кумулятивная сказка) не интересуют.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 18 сентября 20:09  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
словесного агона


Навскидку: в Эддах и в Калевале споры-состязания пойдут?
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миротворец

Ссылка на сообщение 18 сентября 20:28  
цитировать   |    [  ] 
Абарат , спасибо, Эдду имел ввиду, а о Калевале забыл!
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 18 сентября 20:37  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
о Калевале


Всегда пожалуйста! Обожаю руну 3 с шаманским спором Вяйнямёйнена с Ёукахайненом. Но всё руки не доходят до карельского первоисточника, в т.ч. этой руны, в "Карело-финском народном эпосе" легендарной академической серии...
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 сентября 13:02  
цитировать   |    [  ] 
Издательство НЛО выпускает монографию   Франческо Паоло Да Челья Вампир https://www.nlobooks.ru/books/kultura_pov...
цитата
Было время, когда вампиры населяли Центральную и Восточную Европу и готовы были захватить весь континент. По крайней мере, так утверждали газеты, согласно которым на Рождество 1731 года мертвецы восстали из могил и решили объявить войну живым. В своей книге Ф. П. Де Челья рассматривает историю вампиров в Европе как беспримерную моральную панику, заставлявшую даже просвещенных людей бояться выходцев с того света и выкапывать из могил тела ни в чем не повинных усопших, чтобы предать их сожжению или проткнуть колом. Автор увлекательно и иронично рассказывает о том, как идеи вампиризма и возвращения с того света существовали в славянских, финно-угорских, романских, германских, скандинавских культурах; о том, почему местом обиталища кровососов представлялась Трансильвания; о том, как после книги Б. Стокера образ вампира освоила массовая культура. Франческо Паоло Де Челья — историк науки, профессор Университета имени Альдо Моро в Бари, научный сотрудник Института истории науки им. Макса Планка (Берлин).


авторитет

Ссылка на сообщение 19 сентября 16:32  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Коллеги, кто-нибудь знает примеры словесного агона, подобного индийской брахмодье, в других (неиндийских) эпосах, мифологических или героических? Другие формы фольклора (напр., кумулятивная сказка) не интересуют.

"Голубиная книга" же.


авторитет

Ссылка на сообщение позавчера в 11:56  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
Имею что добавить к главе Фрэзера про пагубность пересчёта голов скота или переписи населения. С точки зрения традиционных обществ, озвучив точное количество своего достояния, человек невольно сообщает этот параметр злым духам, а они, похоже, могут вредить только тому, о чём имеют точную информацию (настоящее имя, точный возраст, поштучная пересчитанность). Можно тут вспомнить мультфильм "Козлёнок, который считал до десяти", а можно — миф о Ниобе, которая хвалилась своим чадородием и сравнивала себя с Латоной, у которой всего двое детей. За это заявление Аполлон перестрелял всех её детей из лука. Так вот, вопрос: а вполне ли правильно мы понимаем мораль этого мифа, как пример того, что богам не нравится гордыня смертных? Гордыня у Ниобы, конечно, присутствует. Но может быть, мораль мифа больше в том, что гордясь чем-то, не надо называть точное число этого чего-то? И что Ниоба сглазила своих детей именно тем, что пересчитала их и назвала число, а если бы она бахвалилась, используя приводимые Фрэзером осторожные формулы типа "А сколько, пойди сам да посмотри", то ничего бы и не случилось?
Кстати, у меня в свете этого теперь вызывает некоторое удивление, что у ряда культур (Микены, Месопотамия) наиболее древние памятники письменности — это массивы учётно-бухгалтерской документации. Или "каталог кораблей" у Гомера с его точными реестрами, при том, что Фрэзер пишет, что уже в новое время у рыбаков на севере Британского архипелага считалось очень плохой приметой пересчитывать количество вышедших в море лодок. В Библии царь Давид провёл перепись населения, после которой случилось моровое поветрие, которое в народе сочли карой за царскую дерзость. Получается, что на этапе зарождения твёрдой царской власти всегда наступает этап, когда царь начинает бравировать своим правом точно знать, сколько чего у него есть, игнорируя ропот населения, возможные последствия и собственный страх. Можно даже сказать, что возникновение письменности — это знак победы над страхом перед фиксацией точной информации. А неплохая мысль!

В последнем номере замечательного журнала "Загадки истории" (который я по случаю почитываю, с большой пользой для себя, и в посрамление возможному и совершенно неуместному снобизму на этот счёт) была очень хорошая статья, из которой я узнал про доклинописную (и дописьменную) систему счёта и учёта на Ближнем Востоке, так называемые "токены" — глиняные фишки различной формы, украшенные орнаментами (выделяется 14 классических форм токенов для разных товарных категорий). Каждый токен соответствовал определённому кванту количества соответствующего товара, а количество токенов было способом зафиксировать информацию о его общем количестве. Был также способ заключать договора или писать расписки, когда нужное количество токенов помещалось в глиняный сосуд и запечатывалось печатью. В случае, если между сторонами договора возникла бы непонятка, этот сосуд можно было бы (очевидно, в присутствии понятых) разбить и проверить, кто прав. Археологи нашли уже около пары сотен таких кувшинов, из них около половины — с ненарушенной целостностью, которые изучают методами томографии.
Пишут, что одним из импульсов для развития письменности послужило то, что на этих кувшинах снаружи стали изображать дубликат содержимого (чтобы не разбивать его каждый раз), а потом и вовсе обнаружили, что изображение токенов вполне заменяет их как таковые. Как мне представляется, эти находки вполне подтверждают тезис о "рождении письменности из духа бухгалтерии" по мере того, как общество оказывается поставлено перед необходимостью констатации точной информации о количествах ценного имущества, и эта необходимость становится сильнее, чем страх перед нарушением первобытного табу на это.
Попутно скажем, что сама идея учёта ценностей через сопоставленные им фишки очень похожа на другой ближневосточный опосредованный способ пересчитать что-либо, не навлекая несчастья на пересчитываемое — проблему библейских переписей населения и вообще запрет "считать евреев по головам". Раввины учат считать евреев исключительно опосредованно, по их приношениям (жертвенным животным или полушекелям). Даже до сих пор есть обычай: чтобы проверить, есть ли в синагоге кворум для обрядов, людей не пересчитывают по головам, а читают молитву из 10 слов, по слову на человека; если присутствующих евреев хватило на молитву, значит кворум есть.
https://dadada.live/books/articles/greh-p...
Сдача полушекелей при этом наиболее архаична (упоминается в книге Исход), и несложно понять почему: библейский сикль это мера веса. В формуле "мене, мене, текел, упарсин" понятие "взвешенности" передаётся именно словом текел, то бишь "шекель". Никаких чеканных монет при Моисее не существовало не только в Израиле, но и в мире в целом. Таким образом, чтобы пересчитать евреев через сданные ими шекели, не требуется вообще ничего считать, требуется взвешивать. Идеальная уловка и полное соблюдение табу, нарушенного Ниобой.
Страницы: 123...209210211212213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх