автор |
сообщение |
Абарат 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 12:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery, спасибо за наводку! Посмотрю — это действительно в моих интересах...
цитата ganhlery Я в тюркских эпосах не слишком осведомлен пока что. Кое-что прикупил, кое-что даже уже прочёл, но основное знакомство ещё предстоит.
Тюрский эпос, к сожалению (или: к счастью?) почти безальтернативен — что касается Евразии восточнее Днепра и Вислы. Еще только Индия...
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
23 августа 2017 г. 17:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Приобрёл сегодня в букинисте книжку осетинского эпоса "Амран" 1932 г. По-настоящему ещё не погрузился, но, как следует из предисловия, в отличие от нартского эпоса, этот в родстве с грузинскими сказаниями об Амирани, и здесь вреде бы сильнее акцентирован мотив богоборчества.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 18:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат Тюрский эпос, к сожалению (или: к счастью?) почти безальтернативен
В смысле бытования вариантов эпоса, восходящих к одной основе? Как с Кероглы и Алпамышем?
цитата Абарат Еще только Индия... А там что?
цитата C.Хоттабыч "Амран" 1932 г. Ого, раритет... Поздравляю В сети, к сожалению, текст не выложен, а хотелось бы узнать поподробнее. Образ грузинского Амирани меня еще в детстве крайне впечатлил
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 18:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery В смысле бытования вариантов эпоса, восходящих к одной основе?
Да, и в смысле общего количества, и некоторого разнообразия (хотя все среднеазиатские — почти исключительно героические и романическо-героические, то есть не мифологические)
цитата ganhlery Еще только Индия... А там что?
Там все!
цитата ganhlery Ого, раритет... Поздравляю
Присоединяюсь! У меня самого калечное это издание — продали уже с вырванным предисловием академика Н.Я.Марра, посмертно осужденного в 1950 г. за "немарксизм." Считаю "Амран" в художественном и, главное, эпическом плане намного ценнее, чем так же сведенный "Амирани".
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
23 августа 2017 г. 18:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
C.Хоттабыч Присоединяюсь к поздравлениям!  Одно из немногих по-настоящему интересных мне изданий от Academia, скана которого до сих пор нет в сети ни в каком виде. Может, напишите небольшой обзор/рецензию, как прочитаете? Было бы очень интересно Ваше мнение и впечатления. Ну и на оформление тоже, разумеется, любопытно было бы взглянуть.
|
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 19:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат Там все!
Ex orienta lux  А тюрки? Происхождение раджпутов иногда с ними связывают, но они вроде как трушные индуисты... Уверен, что среди тех, кто вторгался в Индию с Махмудом Газневи или Бабуром, бытовали эпические сказания, в чем-то похожие на те, которые нам известны, но осталось ли там что-то от этого?
цитата Абарат с вырванным предисловием академика Н.Я.Марра, посмертно осужденного в 1950 г. за "немарксизм."
Да, встречались мне книги с такими приметами эпохи.
цитата Абарат то есть не мифологические
Зато якутский "Нюргун Боотур" крайне порадовал тем, в частности, что там этот мифологизм просто фонтанирует И никаких влияний со стороны мировых религий я не заметил.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 20:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe Достаточно симпатичное оформление
Даже по видным на фото отрывкам содержание не менее симпатично:
 Вот готов спорить, что это отсылка к похоронному обычаю, описанному еще Геродотом (ІV;72):
цитата Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
23 августа 2017 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, о похоронных обычаях и ритуалах. В иллюстративном дополнении к только что вышедшему тому Аристида "Надгробные речи", помимо ожидаемых надгробных стел и погребальной утвари есть пара изображений кулачных бойцов. Что и неудивительно: спортивные состязани (кулачный бой, бег, метание копья, гонки колесниц и пр.) у греков были частью похоронного обряда (см. Илиаду, похороны Патрокла). В связи с чем у меня вопрос: кто-нибудь кроме греков додумался до такого извращения? Я, кажется, больше ни у кого не встречал. Вот брачные состязания распространены у самых разных народов, что у тюрок (скачки в Алпамыше), что у германцев (история с Брунхильдой), что в Древней Индии (многочисленные примеры сваямвары в Мбх, да и в Рамяне), что у американских индейцев. Даже у Фолкнера есть замечательный рассказ о таком индейском сватовстве: кто больше съест (чем не спорт?), потом бег и проч. Но чтобы на похоронах?
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
23 августа 2017 г. 21:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery Ex orienta lux
Вот за что, в том числе, я люблю нашу ветку, открытую уважаемым Seidhe! И сообщество у нас собралось крайне компетентное! Всем привет, братья!!!
цитата ganhlery бытовали эпические сказания, в чем-то похожие на те, которые нам известны, но осталось ли там что-то от этого?
Да, несомненно!цитата ganhlery Даже по видным на фото отрывкам содержание не менее симпатично
Очень показательный отрывок: с одним словом, местами, во всю строчку — как у Маяковского — но, тем не менее, весьма ёмкая вещь! Не сравнится с грузинским вариантом...
цитата ganhlery Зато якутский "Нюргун Боотур" крайне порадовал тем, в частности, что там этот мифологизм просто фонтанирует И никаких влияний со стороны мировых религий я не заметил.
Да, эпос тюрок Сибири — это глоток свежего воздуха
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
24 августа 2017 г. 00:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe гладиаторские бои можно только с очень большой натяжкой признать "соревнованиями"
Seidhe , Гладиаторские бои, кстати, очень интересный вариант, как бы на полпути между состязанием и принесением поминальной жертвы. Людей в жертву на поминках, как известно, приносили многие народы ( у греков — в той же Илиаде). И, наверное, поединок — тоже вариант человеческого жертвоприношения с явным элементом жребия, т. е. выбора по воле богов.
цитата ameshavkin Римляне.
цитата Beksultan киргизы тоже.
ameshavkin , Beksultan , это очень интересно. Есть ссылки на сказания или исторические свидетельства?
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
24 августа 2017 г. 00:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
C.Хоттабыч, центральный эпизод эпоса "Манас" — Тризна по Кокетею. Мудрый хан Кокетей перед смертью велит своему брату проследить, чтобы его беспутный сын Бокмурун (буквально — Сопляк), не устроил ему пышную тризну, опасаясь, что это приведет к раздорам и распрям
цитата Когда уйду я в мир иной, Не плачьте громко надо мной. Без шума, скромно, в тишине, Как старика преклонных лет, Старушку, прожившую век, Отдайте прах родной земле. И пусть мой сын из похорон Не создает помпезный звон. Пусть женщины — в начале дня, С заходом солнца у огня — Кошок прощальный в честь меня На весь аил не голосят. Ты Бокмуруну передай: Гостей пусть много не зовет, И пусть без скачек и призов По мне поминки проведет.
Но своевольный повеса делает все наоборот, что и приводит к целой череде несчастий.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
24 августа 2017 г. 18:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery Да, встречались мне книги с такими приметами эпохи.
У меня от деда осталась такая синяя ("сталинская") БСЭ, где статья "Берия" аккуратно вырезана, а взамен вклеена разосланная подписчикам в 56 году расширенная статья "Берингово море".
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
24 августа 2017 г. 19:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабыч Но чтобы на похоронах?
Весьма часто попадались упоминания о подобных обычаях, но вот когда спросили об этом, кроме стандартных этрусков и римлян, ничего не смог вспомнить Но, забив в гугл фразу "состязания на похоронах", легко выяснить, что подобное бытовало у народов Севера, Кавказа, у балтов и (возможно) славян.
цитата C.Хоттабыч Гладиаторские бои, кстати, очень интересный вариант, как бы на полпути между состязанием и принесением поминальной жертвы. Людей в жертву на поминках, как известно, приносили многие народы ( у греков — в той же Илиаде). И, наверное, поединок — тоже вариант человеческого жертвоприношения с явным элементом жребия, т. е. выбора по воле богов.
Собственно, где-то, так все и обстоит. Можете, например, поглядеть об этом в книге В. Горончаровского "Гладиаторы в бою. На арене и полях сражения" на сс. 19-24 (скан есть в сети). Там, кстати, есть предположение, что гладиаторские игры римляне заимствовали не у этрусков (что давно уже стало общим местом) а у южных соседей — самнитов. От этого всего нетрудно перейти к тому, как серьезно относились в былые времена к разного рода состязаниям. Например, игры с мячем у майя, после которых проигравшую команду приносили в жертву. Впрочем, их потомки и в более близкие времена очень близко к сердцу подобные вещи принимали Собственно, о значении игры Вы сами весьма обстоятельно писали в книге о слепом царе Мбх, енип Да, кстати, не состязаниями едиными: вспомнилось описание похорон знатного руса у Ибн-Фадлана и то, как родственники и друзья покойного выказывали ему свое уважение посредством скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) групповухи с наложницей, согласившейся последовать за своим господином.
цитата C.Хоттабыч У меня от деда осталась такая синяя ("сталинская") БСЭ, где статья "Берия" аккуратно вырезан
А я встречал ее первое издание, в котором вырезались (владельцем, я так понимаю) фамилии Бухарина, Троцкого, Зиновьева и прочих врагов народа.
цитата Абарат Всем привет, братья!!!
Сестры к нам тоже заглядывают, кстати 
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
24 августа 2017 г. 22:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery Сестры к нам тоже заглядывают, кстати
Все сестры в гости к нам!!!
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|