Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 20 октября 2017 г. 22:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

А у Орозия описан не динозавр, а какая-то североафриканская мега-анаконда.

Теперь Иди гадай. 40 метров для змеи слишком круто. Может ноги и были, да с переляку не заметили.

цитата ganhlery

Жаль только, одно датируется началом 2000-х, а второе взято из книги, изданной в 1950-х

На подделку вроде бы не похоже , но как знать...

цитата ganhlery

Обидно. С детских лет люблю всякую криптозоологию, хоть и не сильно в нее верю

Была еще одна английская книжица , в которой утверждалось, что по летописным данным рощица в которой жили твари, напоминавшие птерозавров, существовала в начале того тысячелетия. Сейчас лень книжку искать, с моей подачи Вече издавало ее лет 10 назад. И кстати говоря гарпии! Точно реликт!
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миротворец

Ссылка на сообщение 20 октября 2017 г. 22:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

кстати говоря гарпии! Точно реликт!

Ну да, полуженщины-полуптицы. Тогда и знаменитая Сфинкс — тоже наверняка реликт.:-)
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 20 октября 2017 г. 22:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

40 метров для змеи слишком круто. Может ноги и были, да с переляку не заметили.

Не, там однозначно никаких ног:

цитата Павел Орозий. История против язычников. Книга IV

10. Регул, на долю которого выпало дальнейшее ведение карфагенской войны, совершив с войском переход, разбил лагерь недалеко от реки Баграды; когда многих из солдат, вынужденных спускаться за водой к реке, пожрал там удивительных размеров змей, Регул отправился с войском на истребление зверя. 11. Но когда оказались недейственны против тела его никакие дротики и бесполезны стрелы, которые скользили по ужасающей броне его чешуи, словно по покатой «черепахе» щитов, и, удивительным образом, нисколько не повреждая тело, они тем телом отражались, и когда, ко всему, консул увидел, что великое множество воинов уже пострадало от укусов, было разметано ударами [змея] и умерщвлено его губительным дыханием, он приказал перенести баллисты, выпущенный из которых жерновой камень, попав в хребет змея, разрушил связь всего тела.
12. Ибо природа змея такова, что в то время как, казалось бы, он лишен ног, он все же наделен ребрами и чешуйками, которые у него расположены по всей длине тела от глотки до самого низа живота таким образом, что он опирается чешуйками, словно когтями, а ребрами, словно голенями. 13. Ведь он не как червь, у которого отсутствует твердость хребта, и, который, по существу, совершает движение, то растягивая сжатые части своего тельца, то сжимая вытянутые, но попеременно обращает то в одну, то в другую сторону напряженные усилием извивающиеся бока, так что подтягивает через внешний изгиб хребта твердый остов ребер, в то время как, когда ребра его естественным образом поднимаются вверх, он вонзает [в землю] когти чешуек; он то и дело и весьма проворно совершая это, не только скользит по равнине, но и способен взбираться на кручу, оставляя столько же следов, сколько имеет ребер. 14. В этом была причина того, что если удар придется на любую часть тела от чрева до головы, то змей, будучи не в силах его выдержать, окажется не в состоянии двигаться, потому что куда бы тот удар не был направлен, он поразил бы, естественно, хребет, благодаря которому двигались основания ребер и все тело. Оттого и тот змей, который столько времени оставался невредимым под ударами дротиков и стрел, не выдержал одного-единственного удара камня и, вскоре окруженный, без труда был добит копьями. 15. Шкура же его, доставленная в Рим, – передают, что она в длину составляла сто двадцать римских футов, – долгое время была предметом всеобщего удивления.

цитата urs

по летописным данным  рощица в которой жили твари, напоминавшие птерозавров, существовала в начале того тысячелетия.

Дык и у Геродота что-то подобное было:

цитата Геродот. История. Книга ІІ

75. Есть в Аравии местность, расположенная примерно около города Буто. Туда я ездил, чтобы разузнать о крылатых змеях. 79. Прибыв на место, я увидел кости и хребты в несметном количестве. Целые кучи [змеиных] хребтов лежали там — большие, поменьше и совсем маленькие; их было очень много. 80. Местность, где лежат кучи костей, имеет вот какой вид: это узкий проход, ведущий из горных теснин в обширную равнину. Равнина же эта примыкает к египетской равнине. Существует сказание, что с наступлением весны крылатые змеи летят из Аравии в Египет. Ибисы же летят им навстречу до этой теснины и, не пропуская змей, умерщвляют их. Поэтому-то, по словам арабов, египтяне воздают такие великие почести ибису. 81. И сами египтяне согласны, что именно поэтому они и почитают этих птиц.
82. ... А крылатые змеи видом похожи на водяных змей. Крылья же у них перепончатые, а не из перьев, скорее всего похожие на крылья летучих мышей.

Но для подобных цитат, пожалуй, лучше какую-то криптозоологическую ветку открыть.
–––
White Noise / Black Silence


магистр

Ссылка на сообщение 20 октября 2017 г. 23:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Ну да, полуженщины-полуптицы. Тогда и знаменитая Сфинкс — тоже наверняка реликт.

А кто их видел, чтобы это утверждать?;-) Кстати были еще какие-то крылатые стимфалиды! А сфинкс точно рептилоид! :-[Офтоп закончил.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 21 октября 2017 г. 08:00  
цитировать   |    [  ] 
Перевод на русский киргизского предания о строительной жертве — Зловещая мельница
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 21 октября 2017 г. 09:29  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, спасибо!
Мулла, конечно, дал довольно необычный для духовного лица совет...
–––
White Noise / Black Silence


философ

Ссылка на сообщение 21 октября 2017 г. 10:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

насколько среди тюркских народов или вообще мусульман была распространена строительная жертва. Посоветуйте, пожалуйста, литературу на эту тему

Татары. М.: Наука, 2001, с. 478
Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Том 3. Казань, 1997, с. 218
Башкирское народное творчество: Предания и легенды. Уфа, 1987, с. 497
Худяков Ю. Сабля Багыра: вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб., 2003, с. 91
Ажигали С. Архитектура кочевников--феномен истории и культуры Евразии: памятники Арало-Каспийского региона. Алматы, 2002, с. 438
В жертву приносили собаку или коня.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 23 октября 2017 г. 20:59  
цитировать   |    [  ] 
В этнографических трудах о старом киргизском быте приводится занятное свидетельство о том, как поступали с недоношенными младенцами. Примерно определяли количество дней, которые этот ребенок не успел провести в утробе. После чего на период в это количество дней налагался запрет класть ребенка на землю. Его подвешивали в юрте, носили на руках, но никоим образом не допускали, чтобы он коснулся земли. Чтобы не сбиться — отсчитывали от входа столько жердей в юрте, на сколько дней не дошел ребенок, и каждую ночь перевешивали ребенка на следующую жердь. Если ребенок выживал за эти дни, то считалось, что он уже состоялся как нормальный, в срок рожденный, младенец и его уже можно было опускать на землю. Интересно были ли этому обычаю аналоги у других народов? Вообще как в мифологии разных этносов относились к недоношенным младенцам и вообще к младенцам, как-то выбивающимся из привычных рамок, скажем, рожденным вне брака? Скажем, у киргизов в старом быту был довольно устоявшийся институт добрачных отношений молодых людей. И был жестокий обычай, если девушка рожала ребенка до брака, а новоиспеченный муж отказывался признать ребенка своим (гуляла с одним, а выдана была за другого), то такого младенца умерщвляли.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 октября 2017 г. 07:16  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, помню только: у русских считалось, что если во время выраженной беременности женщина вообще с кем-то занималась сексом, то у рожденного младенца должны быть голубые глаза...
Ну и еще вспомнился демонический новорожденный антагонист Гэсэра...
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2017 г. 17:52  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan

цитата

     Если ребенок рождался недоношенным, его укладывали в тымак (головной убор) отца, выполняющий в этом случае роль высшего мира, подвешивали к шаныраку и кормили, не снимая, в течение сорока дней. Мать ребенка все сорок дней должна была покусывать время от времени кереге юрты. Весь ритуал в комплексе представляет ту же мистерию первотворения: ребенок еще не родился на земле, он еще на небесах, в шаныраке. Покусывание матерью кереге — это попытка активизировать силы первородного Хаоса для утверждения жизни. Оно идентично вкладыванию разноцветной волосяной узды в рот роженицы для благополучных родов, т.е. для наступления гармонии.

Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 28 октября 2017 г. 11:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

Вообще как в мифологии разных этносов относились ... к младенцам, как-то выбивающимся из привычных рамок...?

Цитата: "Близнецов по обычаю тюрков назвали Хасан и Хусан."
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миротворец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 14:52  
цитировать   |    [  ] 
Близнецы — особ статья. У самых разных примитивных народов при появлении на свет близнецов логика была стандартная: если два ребёнка, значит и два отца. Если, как правило, один был известен, значит второй — таинственное (потустороннее) существо. Это в более поздних, облагороженных литературной традицией греческих мифах потусторонний отец — божество (у Леды от Зевса — Полидевк, а от мужа Тиндарея — Кастор; у Алкмены от Зевса — Геракл, а от мужа Амфитриона — Ификл). В более традиционных верованиях в отцовстве подозревали всяких злых духов, и от несчастных младенцев избавлялись (от обоих, чтобы не разбираться), такие случаи зафиксированы этнографами в Африке в 19 в.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 15:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Близнецы — особ статья.

Вспомнилось:

цитата Михаил Успенский «Чугунный Всадник»


А еще можно услышать, что был у Кузьмы Никитича брат-близнец Ариман Никитич и они с этим братцем стали пластаться еще в материнской утробе по идейным разногласиям, а подросши, тилискались велосипедными цепями, а потом Аримана Никитича по личному заявлению Кузьмы Никитича в 24 часа выслали в город Мюнхен, но и оттуда он продолжал пакостить родному брату и всем оставшимся в живых людям доброй воли.

А так, конечно, близнецы — тема, заслуживающая серьезного разговора, к которому я как-то на данный момент не готов...
А заглянул сюда по другому поводу.
Пролистывая файл с томом серии "Mithology of All Races", посвященным финно-уграм и народам Сибири, наткнулся на следующее:

цитата

Среди народных верований (финнов) существует такое — нечистый делает корабль из ногтей, срезанных по воскресеньям, на котором он увозит мертвых с собой в свои владения. Такой же корабль исландцы называли "корабль мертвецов".

Вот не могу припомнить, встречалось ли мне что-то такое относительно финнов. Может, кто-то сталкивался?
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 15:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

"Близнецов по обычаю тюрков назвали Хасан и Хусан."
— в киргизском тоже. Мальчиков-близнецов называют Асан и Үсөн (Усен). Девочек: Апал и Үпөл (Упол) или Батма и Зуура.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 17:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

Вот не могу припомнить, встречалось ли мне что-то такое относительно финнов.


Мои сведения дальше корабля из ногтей мертвецов под названием Нагльфар не идут. Если верить МЭ, сыграет важную роль в битве конца света, так что обстриженные ногти рекомендовалось сжигать. А в Калевале ничего такого не припомню (не значит, что этого нет).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 18:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Мать ребенка все сорок дней должна была покусывать время от времени кереге юрты. ... Покусывание матерью кереге — это попытка активизировать силы первородного Хаоса для утверждения жизни. Оно идентично вкладыванию разноцветной волосяной узды в рот роженицы для благополучных родов, т.е. для наступления гармонии.
— интересно. Только что прочитал про киргизский обычай — заболевшего ребенка носили из дома в дом. В каждом доме, он должен был кусать ушки у котлов — общим счетом ему надо было перекусать 40 ушек. Считалось, что после этого он пойдет на поправку.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 20:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

заболевшего ребенка носили из дома в дом. В каждом доме, он должен был кусать ушки у котлов — общим счетом ему надо было перекусать 40 ушек.

Примечательный обычай. Представляете, что будет, если болезнь у малыша инфекционная — весь аул поляжет.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 29 октября 2017 г. 21:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Представляете, что будет, если болезнь у малыша инфекционная — весь аул поляжет
— представляю. Мне вообще везет в последнее время на такие обычаи моего народа, от которых волосы дыбом встают.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 30 октября 2017 г. 20:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Мои сведения дальше корабля из ногтей мертвецов под названием Нагльфар не идут.

С Нагльфаром как раз все понятно.
Бытование подобного образа у соседствующих со скандинавами финнов как бы тоже не слишком удивляет. Но как-то странно, что такую бросающуюся в глаза параллель не встречал ранее в работах о скандинавской мифологии или где-либо еще.
В Калевале тоже такого не припомню. В цитируемой мной книге речь идет о народных верованиях (folk-beliefs), уже в какой-то степени христианизированых, судя по всему. Учитывая, что автор был расовым финном, можно предположить его непосредственное знакомство с финнскими суевериями.
В любом случае, занимательная аналогия.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 31 октября 2017 г. 18:48  
цитировать   |    [  ] 
Дорогие коллеги!
Кто что знает про следующую книгу: Г.В.Тавлай "Белорусское купалье. Обряд, песня" 1986. Минск 'Наука и техника'?
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...
Страницы: 123...5859606162...211212213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх