Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 13:54  
цитировать   |    [  ] 
Там Грейвз все мифы толкует в духе своей любимой теории, а теория эта — очень сомнительна.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 13:56  
цитировать   |    [  ] 
Evil Writer
Для общего развития почитать можно, но как на мой вкус — слишком уж очень словообилен. Мне, к примеру, читать было тяжеловато.


философ

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 14:15  
цитировать   |    [  ] 
Никакого народного фольклорного эпоса в природе не существовало и не существует. Все так называемые "эпосы" сочиняются конкретными авторами и являютя поэтому чисто литературными произведениями. Пример — Гомер. Первый мировой "эпос" имеет автора. Впрочем, вообще говоря, Иллиада и Одиссея эпосом не являются. В последнее время пошла мода на сочинение "эпосов" для народов России. Эта мода доходит до абсурда. Ссылаются на какие-то "руны", которые, вообще, не являются не алфавитом, ни письменностью. Это просто-напросто магические знаки для религиозных заклинаний.
Санги и сочиняет так называемый "эпос", которого у нивхов никогда и не существовало.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 14:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Fiametta

Там Грейвз все мифы толкует в духе своей любимой теории, а теория эта — очень сомнительна.

Если в целом и коротко: что за теория?

цитата Seidhe

Для общего развития почитать можно, но как на мой вкус — слишком уж очень словообилен. Мне, к примеру, читать было тяжеловато.

Это меня не пугает)
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


миротворец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата шерлок

Ссылаются на какие-то "руны", которые, вообще, не являются не алфавитом, ни письменностью. Это просто-напросто магические знаки для религиозных заклинаний.

Руны и есть алфавит.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


миротворец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 15:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата шерлок

Ссылаются на какие-то "руны", которые, вообще, не являются не алфавитом, ни письменностью.


смотря какие руны. Скандинавские вполне себе алфавит, и тюркские тоже
–––
осень - она не спросит...


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 18:54  
цитировать   |    [  ] 
А я вот книжку Грейвса школьником очень любил и зачитал буквально до дыр, явно предпочитая ее общеизвестному Куну.

цитата Evil Writer

Если в целом и коротко: что за теория?
— видимо, эта — Триединая богиня
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 19:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

Есть ведь и литовский романический эпос "Мельница Балтарагиса"...

Спасибо, заинтересовали:beer:
А это точно эпос или все же худлит, эксплуатирующий фольклорно-мифологическую тематику (типа "Вия", "На берегах Ярыни" или "Сказаний о титанах"")?
В любом случае, очень любопытно, надо будет почитать.
К слову, узнал о существовании вот такой подборки оригинального прибалтийского фольклора. Кто-нибудь сталкивался?
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 19:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

А кто-нибудь брал "Мифы Древней Греции" Грейвса? Стоящая книга?

В принципе, как на меня, то вполне заслуживает того, чтобы потратить на нее время.
Плюсы:
- первая часть каждой главы — цитаты из античных авторов о том или ином мифе со всяческими разночтениями и вариантами;
- мифы не купированы, все довольно натуралистично, со всяким там угаром и содомией. Кун намного целомудренней.
Минус:
- вторая часть каждой главы — трактовка мифов с позиций вышеупомянутого культа Белой Богини и всего прочего, о чем поведал нам автор в своем увесистом кирпиче имени этой самой богини. Как по мне, не самое ужасное, что могло бы быть. Построения автора основываются больше на его поэтическом воображении, но придумано забавно. По сравнению с писаниной, хлынувшей в последние десятилетия из недр родноверческого движения — небо и земля.

цитата Beksultan

видимо, эта — Триединая богиня

Она самая.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery, :beer:
Да, это ближе к худлиту, но для ЛИТовцев — это рак-рыба:-)
Спасибо за подборку — посмотрю!

[Чуть позже] да, эта книга у меня есть — не мыслю свою библиотеку без нее!
Там кроме их политкорректной латышской богини Лаймы упоминается и наша Мара.
Космогонические предания, о великанах, былички... То, что надо!
Конечно, тексты "старины мест", о разбойниках больше места занимают...
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата шерлок

Никакого народного фольклорного эпоса в природе не существовало и не существует. Все так называемые "эпосы" сочиняются конкретными авторами и являютя поэтому чисто литературными произведениями.

Исследования живой эпической традиции, которых за последние век-полтора было более чем достаточно, дают несколько иную картину.
А вот то, что мы читаем как [нужное вставить] народный эпос — это уже продукт как минимум двойной-тройной перегонки:-)

цитата шерлок

Ссылаются на какие-то "руны", которые, вообще, не являются не алфавитом, ни письменностью. Это просто-напросто магические знаки для религиозных заклинаний.

цитата Evil Writer

Руны и есть алфавит.

цитата k2007

смотря какие руны. Скандинавские вполне себе алфавит, и тюркские тоже

Скандинавские руны — и алфавит, и магические знаки. Про тюркские не скажу, не владею вопросом в достаточной степени.
Но учитывая крайне уважительное отношение древних к слову, и устному, и письменному, могу предположить, что и они в достаточной степени сакрализировались.
А славянские руны и т. д. — это из тех самых родноверческих недр.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

упоминается и наша Мара

Имя восходит к индоевропейским истокам, емнип. Возможно, наследие общих предков?

цитата Абарат

Космогонические предания, о великанах, былички... То, что надо!

Везет Вам... Содержание в сети нашел — крайне заинтересовало. Сказки латышские у меня имеются, хорошо бы и с чем-то посерьезней познакомиться.

цитата Абарат

Конечно, тексты "старины мест", о разбойниках больше места занимают...

Это как раз для подобных сборников общее место. Мне космогония с великанами и этиологическими мифами, чесно, интересней, но выбирать не приходится.
Запасусь терпением и буду искать этот сборник8-)
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:31  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan ganhlery
Спасибо за ответы.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:33  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery, безусловно индоевропейские!
Они теперь (литовцы, насколько я слышал) свой язык напрямую из санскрита ведут...
{простите за отход от темы}
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

Они теперь (литовцы, насколько я слышал) свой язык напрямую из санскрита ведут

Довольно популярное явление на постсоветском пространстве:-)))
Хотя, когда о подобном говорят "они там у себя утверждают...", все же лучше это читать как "есть ист-, лингво- и т. д. фрики, которые утверждают...". Потому что научные круги все же, скорее вего придерживаются более взвешеных позиций. Это безотносительно литовцев или кого еще, общая тенденция.
Другой вопрос, насколько подобные идеи популярны среди широких народных масс. Осмелюсь предположить, что их популярность обратно пропорциональна а) общему уровню жизни; б) уровню образования и науки.
Но это так, к слову.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:52  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery, :beer:!

цитата ganhlery

Мне космогония с великанами и этиологическими мифами, чесно, интересней...

Мне тоже!

цитата ganhlery

Запасусь терпением и буду искать этот сборник

Удачи!
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миродержец

Ссылка на сообщение 15 ноября 2017 г. 20:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

Удачи!

Спасибо:beer:
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 16 ноября 2017 г. 09:05  
цитировать   |    [  ] 
За пределами Киргизии о малых киргизских эпосах всегда были крайне скудные сведения — они как бы оставались в тени "Манаса". Между тем — эпос киргизов даже за вычетом "Манаса" — чрезвычайно богат и разнообразен. В сущности это и был тот плодородный субстрат, на котором выросли крупные киргизские эпосы. Поэтому, наткнувшись на киргизском сайте на серию публикаций "Несколько фактов о...", посвященную малым эпосам, я решил перевести эти небольшие тексты, чтобы познакомить лаборантов с еще одной крупицей сведений о киргизском фольклоре. Первая заметка:

Семь фактов о малом эпосе "Эр Тёштюк": Строки, подвергшиеся сокращению, из-за неприличного содержания

Прозаические сказки и эпос, записанный стихами, повествующие о баловне Элемана, самом младшем из девяти братьев, божьем баловне, богатыре Тёштюке, не потеряли актуальности и по сей день.
Образ главного героя эпоса — особенный. Доброта героя, обычно беспощадного к своим врагам, то, как он, спустившись в подземный мир, спасал там животных, его близость к природе, бережное к ней отношение, имеют большое воспитательное значение.
Сегодня Sputnik Кыргызстан представляет семь фактов об эпосе "Эр Тёштюк".

Эпос "Эр Тёштюк" ("Храбрый Тёштюк") — одно из древнейших произведений устного эпического творчества тюркских народов. Это произведение, известное в самых разных жанрах — прозаическая сказка, богатырская сказка, богатырский архаический эпос, имеющее много вариантов. Главный герой — богатырь Тёштюк. О нем рассказывали в народе как прозой, так и стихами.

"Тёштюк" у других народов. Версии и варианты эпоса встречаются и у других тюркоязычных народов, родственных киргизскому. Это казахская сказка "Эр Тёстик", народное произведение сибирских татар "Йир Тошлик".

Первоначальные варианты были записаны от великого манасчи. Письменная фиксация эпоса началась в 20 веке. Сами киргизы стали записывать первые письменные варианты в 20-х годах 20-го века. В 1937 году собиратель фольклора Абдрахман уулу Ыбрай записал вариант от великого сказителя эпоса "Манас" Саякбая Каралаева. По точным подсчетам исследователя эпоса Сулаймана Кайыпова полный текст этого варианта содержит 16 559 стихотворных строф, то есть эпос "Эр Тёштюк" является самым объемным среди, так называемых, малых эпосов киргизского народа.

Один из самых объемных эпосов тюркских народов. Если сравнивать, то казахский "Кобланды батыр" содержит 6 490 строф, алтайский "Маадай-Кара" — 7 735 строф, хакасский "Алтын Арык" — 10 371 строф, узбекский "Алпамыш" — около 14 тысяч строк. Все эти эпосы считаются у указанных народов самыми крупными эпическими произведениями.

Эпос, переведенный на французский. Вариант Саякбая Каралаева, называемый "Сырттан Тёштюк" ("Неустрашимый Тёштюк", Сырттан — имя мифического пса, отличающегося свирепостью и отвагой, ставшее популярным эпитетом для богатырей), считается классическим и переведен на некоторые мировые языки, такие как русский, французский. Таким образом многие народы получили возможность прочесть и ознакомиться с ним.

Произведение, подвергшееся цензуре из-за неприличного содержания. 16 559 строф, изначально записанных от Саякбая Каралаева, в 4-х изданиях эпоса, изданных до 1996-го года, подверглись значительным сокращениям. Точнее, 3-е и 4-е издания (в 1969 и 1981 гг.) оказались сокращены до 14 154 строф. Таким образом, было вырезано 2 405 строф. В предисловии к изданию 1996-го года отмечалось пагубное воздействие составителей предыдущих изданий на оригинальный текст — "Были допущены грубые и недопустимые с точки зрения текстологии фольклористики изменения — выброшены целые строфы и даже целые эпизоды, убраны упоминания религиозных терминов, изменены топонимы, добавлены строфы, которых нет в оригинале". Сообщалось, что наименее пострадало от правки и более всего ближе к оригиналу издание 1938-го года, составленное и опубликованное Ыбраем Абдрахмановым. Литературоведы отметили, что "сокращениям подверглись лишь повторы, были исправлены только религиозные термины и некоторые слова, сочтенные неприличными".

Особенные персонажи — четыре Маамыта и Чалкуйрук. В произведении есть персонажи, нехарактерные для малых киргизских эпосов. Это Маамыт Слушающий Землю, Остроглазый Маамыт, Маамыт Вихрь и Газели Не Упускающий Маамыт. О них говорится следующее:

Когда Тёштюк Эламана
Спустился под землю,
Явились четыре Маамыта,
Не дав оплошать богатырю,
Неустрашимому, как Сырттан, Тёштюку


В эпосе Чалкуйрук (Чалый Хвост, Седохвостый) не просто конь Тёштюка, он еще изображен его ближайшим советчиком. Он постоянно напоминает хозяину — "Ты видел то, что я видел? Ты почувствовал то, что я почувствовал?"

Тогда сказал Чалкуйрук
Тёштюку Эламана
Диковину, что ни одна душа не знает,
"И товарищ ты, и храбрец,
Тёштюк Эламана,
Оседлал ты меня при встрече
Освоил ли ты то, что я знаю?


На основе эпоса были созданы и другие произведения. Драматург Джалил Садыков написал пьесу для детей "Храбрый Тёштюк". Также эпос был поставлен на сцене американским режиссером украинского происхождения Вирляной Ткач и Кенжегул Сатыбалдиевой. Кроме того, разрабатывается проект по съемке мультфильма по эпосу.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 16 ноября 2017 г. 09:39  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan
Спасибо, очень познавательно! :beer:

цитата

в 4-х изданиях эпоса, изданных до 1996-го года

- имеются ввиду издания на киргизском языке?


миродержец

Ссылка на сообщение 16 ноября 2017 г. 09:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Seidhe

имеются ввиду издания на киргизском языке?
— да.
–––
Mors certa, hora incérta
Страницы: 123...6061626364...211212213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх