Фантастиковедение книги ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»

Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 10:58  
цитировать   |    [  ] 
Я ж говорю, терминологическая дискуссия. )))
Я в них стараюсь не участвовать


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 12:42  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Что скажешь про Вокруг света?


Про "Вокруг света" я знаю преимущественно из твоей книжки. :-)

Про Argosy — знаю не только из разных книжек, но и то, что вижу своими глазами. Открываем, например, рандомный выпуск — за июль 1902 год. Идем в раздел "Содержание". Видим разделы Comlate Novels, Serial Stories, Short Stories и, о ужас, Poems. Никаких статей об охотниках-промысловиках в Забайкалье и брачных обычаях народов мира, проза — исключительно приключенческая, авантюрная, детективная и "с элементом фантастики". Поэзия — да, не очень уместна. Открываем другой номер, за август 1905. Почти та же история, только поэзия исчезла, но появилось море рекламы. Открываем номер за июнь 1912-го — та же история, только появился "Бортовой журнал", раздел переписки с читателями. И так далее, можно повторить с каждым выпуском на сайте.

Короче, журнал годами, а вернее десятилетиями, печатает почти исключительно авантюрно-приключенческую прозу. Но мы его почему-то не считаем специализированным журналом авантюрно-приключенческой прозы. Странно.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 12:55  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky
Ну, мы с тобой спорили же.
Это был классический универсальный журнал. Они все такие были.
Специализация же подразумевает ОТЛИЧИЯ.
Вот в Эмейзинг все видно хорошо.
В МП все видно хорошо.
Что характерно и у МП и у Эмейзинг есть четкие редакционные манифесты. У нас авантюрный, ибо деления не предполагалось в принципе. У Гернсбека с его наукофантазией. У Сада Орхидей он тоже был.

Я опять-таки повторяю наш древний спор, но разное целеполагание у редакций, если угодно.
В принципе мы опять спорим о точке отсчета.
Ты больше за общее, а я за частное


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 13:14  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Это был классический универсальный журнал.


Я не про целеполагание, я про конкретный продукт, который получился в результате целеполагания.

Да, он универсальный в том смысле, что публиковал самые разные подвиды авантюрной прозы, от вестернов и "железнодорожных детективов" до НФ. Но не в том смысле, что давал место разным журналистским жанрам — интервью, репортажам, статьям. И не в том смысле, что публиковал художественные произведения разных жанров в сколь-либо заметных количествах: критический реализм, сентиментальные истории, историческую прозу. Это есть, но в масштабах статистической погрешности. То есть здесь у нас универсальность в довольно узких рамках. ))) И нет, конечно, далеко не все журналы начала XX века были такими.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 13:24  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky
Ну слушай, весь Уэллс начальный издан в подобных журналах. Во Франции был Я знаю все, печатавший Дойла и Леблана. Был Стрэнд, про который ты упорно молчишь.
И в Стрэнде, например, было все. От фото шляпок до нового Холмса. Вон у меня подшивки годовые на полках стоят.
А у нас, например, был Синий журнал.

Вот именно жто и породило более узкие издания.
А Аргози я пролистал до 1912 года. Останусь на своей точке зрения. Предшественник? Несомненно. Специализированный. Нет.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 13:31  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Ну слушай, весь Уэллс начальный издан в подобных журналах. Во Франции был Я знаю все, печатавший Дойла и Леблана. Был Стрэнд, про который ты упорно молчишь.


Конечно. И Уэллс, и Верн, и Дюма, и Конан Дойл. Вперемешку с путевыми очерками и воспоминаниями ветеранов Севастополя. Это я нашел содержание "Вокруг света" за 1902 год. Про The Strand Magazine не молчу — вот, пожалуйста, там и "Портреты знаменитостей в разные периоды их жизни", и "Подписи Чарльза Диккенса", и "Личные воспоминания сэра Эндрю Кларка" — ну то есть так себе специализация на авантюрной прозе.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky ну, как тут говорили, в цифры это не переведешь и коэффициент авантюрности не выведешь.
Но неспециализированный Стрэнд транслировал по всему миру именно авантюрную традицию. Да один Холмс чего стоит.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 15:03  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
как тут говорили, в цифры это не переведешь и коэффициент авантюрности не выведешь


Почему же? Легко. Можно по количеству материалов — сколько прозы, сколько не прозы. Можно по объему на каждый номер. Запросто. Только лень.

Вообще пока я с кобелем в сугробы нырял, в голове сложилось: Strand специализировался на легких развлекательных текстах — но не на приключениях и путешествиях. "Вокруг света" специализировался на приключениях и путешествиях, но не на авантюрной художественной прозе. Вот Argosy и Ко специализировались как раз на авантюрной прозе — но не на фантастике. На фантастике специализировался уже только Amazing Stories. То есть чем дальше, тем уже специализация: New Worlds при Муркоке, например, специализировался уже не на всякой фантастике, а на экспериментальной, эпатажной и хулиганской, представить на страницах этого журнала какой-нибудь олдскульный роман Кларка или Уиндэма невозможно, хоть дерись. Хотя тоже фантасты, и авторитетные.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 20:11  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
не аргумент к чему?
Наличие или отсутствие традиции — не аргумент в разговоре о выживании или гибели того или иного жанра. Традиция питает формы, лепит ярлычок, но не стимулирует интерес.
Например... Романтическая фантастика в жанре пасторали — того этого, хотя за ней были века наработок. Вампирбургер, магическая академия и обратный гарем ведь совсем не то.
Или, если брать другие материи, только самые отчаянные, типа Стивенсона и Дукая, возьмутся сейчас описать полет на Луну. А какая была традиция!
цитата Karavaev
наша фантастика вполне себе наработала платформу и была вполне конкурентноспособна.
имела читателя и соответствовала по качеству, так скажем. Кто прорвался на рынок Европы? Замятин и Толстой.
цитата Karavaev
"Остров гориллоидов" был хитом настолько, что через много лет Днепров фактически сделал с него кальку. Ну и кто его помнил?
Анекдоты про дамочек, собиравшихся в программу размножения, в Московском зоопарке рассказывали долго, но тут могло быть наложение воспоминаний о прочитанном на реальность.
цитата Karavaev
В США коммерческая с известным результатом, в СССР идеологическая, с тоже известным результатом.
В Германии.. Польше... Чехии...
цитата Karavaev
Нельзя считать нормальным отбор, когда произведение вычеркивалось за упоминание Бухарина

Одним из отличий ранней советской фантастики от западной можно считать боязнь сериала. Профессор Вагнер... Кто еще?
В то время как поклонники упросили таки Ли Бреккет написать продолжение про Старка в 1970-е, Де Камп со товарищи вытащил на свет божий конину...
цитата ааа иии
Из всей советской фантастики 1920-х в 1970 прорвались:
+ , верно, "Приключения Карика и Вали"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 22:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Одним из отличий ранней советской фантастики от западной можно считать боязнь сериала.



Слово боязнь тут переворачивает всю историю советского книгоиздания вверх тормашками.
Как будто Казанцева и Ефремова, Немцова и Ларионову упрашивали редакторы "ну напиши сериал, напиши сериал", а они — нет, я не желаю.
Какой сериал в ситуации когда печатают раз в пятилетку и надо ждать очереди?


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 00:04  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Из всей советской фантастики 1920-х в 1970 прорвались:
+ , верно, "Приключения Карика и Вали"

Это 1930-е. Тогда уж и Адамова нужно посчитать. А из 1920-х Обручева.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 06:41  
цитировать   |    [  ] 
цитата ameshavkin
Это 1930-е.
Автор начинал в конце 1920-х и больше похож на Беляева, хотя технически замечание справедливо
цитата ameshavkin
Тогда уж и Адамова нужно посчитать.
У Адамова в 1970-х пробел в библиографии и его популярность... Не уверен.
цитата С.Соболев
Слово боязнь тут переворачивает всю историю советского книгоиздания вверх тормашками.
Чем боязнь редакторов тормашечней фобии писателей.
цитата С.Соболев
Какой сериал в ситуации когда печатают раз в пятилетку и надо ждать очереди?
Волковский Волшебник Изумрудного. Носовский Незнайка. Штерна Бел Аморовский журнальный. Биленкина Полыновский 1966-1985. Алиса+Удалов. Кто не боялся — делал. Проблема лисы, убитой как в прошлом году?


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 08:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
имела читателя и соответствовала по качеству, так скажем. Кто прорвался на рынок Европы? Замятин и Толстой.

ммм, а зачем прорываться?
правовые связи отсутствуют, прямые договора после 25го года стали проблемой, свой берлинский филиал госиздат закрыл, валютный гонорар государство заберет. Литагенты были у многих, но их работа смысла лишилась с определённого момента.
Чего там делать в Европе? Фантжурналов там нет, а обычно именно они окно в Европу.
Кто из гернсбековских американцев прорвался в Европу? Наш Бунт атомов к Гернсбеку вполне прорвался -
даже обложку получил
цитата ааа иии
В Германии.. Польше... Чехии...

увы, рад бы что-то сказать, но очень мало знаю, чтоб высказывание имело смысл

цитата ааа иии
Одним из отличий ранней советской фантастики от западной можно считать боязнь сериала. Профессор Вагнер... Кто еще?

ну, Вагнер — это скорее цикл. Сериалами у нас был Красный Пинкертон, именно он, не в последнюю очередь, сериальный подход и скомпроментировал.
Я думаю, что каких-то принципиальных запретов на продолжение не было, просто если из сериала вычленить коммерческую составляющую, то зачем он автору?
Поэтому формат ограничивался трилогиями, например.
Правда, у нас сильно позже были вполне успешные детские сериалы, но там совсем другая экономика была в Детлите. И редакционные подходы.

цитата ааа иии
+ , верно, "Приключения Карика и Вали"

ну, это уже 1937й
тут опять дьявол в деталях, ничего из периода до 31го в изначальном виде не прорвалось
Все было сильно отредактировано и переделано. Человек-Амфибия, Плутония, Аэлита, даже не упомянутый Месс-Менд
На мой взгляд с десяток романов вполне бы переиздавались и переиздавались. Да только кто ж их переиздал бы? После войны даже Беляева вернули с большими приключениями и усилиями. А в оттепель нового было много, не до старого. ТОлько позже появился интерес к старым вещам, условно после 65го. Но уже поздно было.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 09:47  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Сериалами у нас был Красный Пинкертон, именно он, не в последнюю очередь, сериальный подход и скомпроментировал.

А кто именно?
Что ни вспомню — там единый роман отдельными брошюрами печатался.
Был ли именно аналог Пинкертона в советское время? Чтобы сквозной герой, но в каждой брошюре — новая история?
Разве что Пронин, но это уже 1939...
–––
Чтение книг - опасная вещь, но полезная, как динамит.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 10:14  
цитировать   |    [  ] 
laapooder прямо аналога нет, конечно
Немножко запрос издателя изменился.
Некоторые региональные выпуски писались по ходу публикации, но везде это был сквозной цикл.
Я думаю, что так намеренно сделали, чтоб отличаться от дореволюционной традиции. Чуковщина, с его неистовыми наездами, свежа была.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 10:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Я думаю, что так намеренно сделали, чтоб отличаться от дореволюционной традиции.

и вышел кольпотрагер.
Тоже вполне себе дореволюционный, также массово выходивший с 1907.
–––
Чтение книг - опасная вещь, но полезная, как динамит.


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 19:40  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
очень мало знаю, чтоб высказывание имело смысл
Да ладно, не знаете, что Чапек, Майринк и Вайсс ходили по одной улице.
цитата Karavaev
а зачем прорываться?
правовые связи отсутствуют, прямые договора после
Прозвучало "конкурентоспособность". Она поверяется аудиторией, а не финпланом писателя. Разве что "Баня" Маяковского еще конкурировала с прочим репертуаром.
цитата Karavaev
это скорее цикл. Сериалами у нас был
Поправка принята, хотя разница тонковата
цитата Karavaev
А в оттепель нового было много, не до старого.
тайна двух океанов — как раз


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 20:34  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Да ладно, не знаете, что Чапек, Майринк и Вайсс ходили по одной улице.

это знаю, конечно
но какие у них были журналы и сколько нечапеков там печаталось — нет

цитата ааа иии
Она поверяется аудиторией, а не финпланом писателя

ну отлично, что из зарубежной фантастики после 1931 года прошло поверку нашей аудиторией?
должны ли мы сделать вывод, что зарубежная фантастика стала неконкурентноспособной в СССР после 1931 года десятилетия примерно на три?

цитата ааа иии
тайна двух океанов — как раз

не очень понял связь Тайны и оттепели
Почему не Плутония, например?


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 20:58  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
ну отлично, что из зарубежной фантастики после 1931 года прошло поверку нашей аудиторией?
Да всё, насколько в курсе, фантастическое принималось. https://fantlab.ru/edition43409 «Sinclair Lewis. It can't happen here» — 1935 г.р., был переведен уже в 1937, Чапек «Война с саламандрами» — в 1938-м...
цитата Karavaev
не очень понял связь Тайны и оттепели
Почему не Плутония, например?
Не могу ответить — не понял, о чем спрашиваете. В оттепель к советскому читателю пришло непревзойденное собрание сочинений Жюля Верна в 12 томах. «Тайна двух океанов» 1938 г., с 1954 по 1960 год — 5 изданий. Правда, возможно, благодаря фильму. А, может, тренд на маринистику... Эпоха предлагала и старенькое, и свеженькое.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2024 г. 21:01  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Да всё, насколько в курсе, фантастическое принималось

ах всё
вопросов более не имею
Страницы: 123...331332333334335...372373374    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх