Фантастика российская vs ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

Фантастика: российская vs зарубежная

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2023 г. 23:09  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Если всё это пишется на полном серьезе, как бы на полном, то, скорее, на людей средних лет.
Соглашусь, есть серьёзный "попаданс", есть. Тут уже выше справедливо отмечали, что часть книг пишется для ностальгирующего читателя, зрелого или старшего поколения.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2023 г. 23:16  
цитировать   |    [  ] 
Западная фантастика сейчас делает очередной кульбит. Мы присутствуем при конце классической западной фантастической прозы, которая близка по менталитету отечественным читателям и, соответственно, оказала несомненное влияние. Точкой конца эпохи классической западной фантастической прозы я считаю либо выход "The Last Dangerous Visions", либо "Ветров" Мартина. Собственно, к этому моменту будут закончены практически все знаковые научно-фантастические/фэнтезийные серии. Дальше, безусловно, в западной фантастике будет что-то происходить, какое-то движение, но всё это, на мой взгляд, уже представляет интерес для очень уж узкого круга отечественных читателей, благодаря чему взоры обратятся на русских авторов. Конечно, не всех читателей, но какой-то процент будет. Другое дело, что откат к классике жанра на Западе также неизбежен — уже сейчас мы наблюдаем за развитием неопалпа, очень плохо представленного в отечественной прозе. В ряде лент появилось высмеивание зарубежных "ложек дегтя". Всё это указывает на то, что западную фантастику полностью со счетов сбрасывать не следует, но в какой-то момент она сильно просядет, будет топтаться в рамках нескольких не форматов, но мировоззрений. По крайней мере, так мне кажется, таково мое субъективное мнение.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 07:14  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Этот интересный факт имеет какое-то значение в контексте обсуждения текущего состояния фантастического жанра в нашей стране?
Перекличка текстов СССР 1930 и США 1974 безусловно соответствует этой ветке форума. Оппонирование (Казанцев, Еськов, Ефремов) — тоже.
цитата Славич
Да причём здесь влияние книг, когда речь о влиянии фильмов восьмидесятых
а) В примере речь именно о книжном пласте б) Круз и Ко это, в первую очередь, зомбикалипсис. Другой эпохи продукт, как раз вытеснивший истории про радиоактивные пустоши с байкерами, мутантами и коммунистами.
Вот причем.
цитата Славич
Ещё скажите, что между Джо Аберкромби и Джорджем Мартином ничего общего
"Ничего общего" не скажу (можно найти много общего между и Поттером с Квоутом), но Аберкромби точно не "под Мартина". Это определение, как правило, вообще не более, чем заявление на обложке. В связи с чем хотелось бы видеть два-три примера "нашего ответа".
Что касается обзоров зарубежки, есть "Легенды" под редакцией Силверберга — синхронный срез реального положения дел, показывающий, что не Мартин создал моду на реализм в игре тронов, а волна читательского интереса к данной материи подняла Мартина etc. Чуток забежавшему вперед циклу о Дерини это не удалось...
А Дж.Р.Р. наоборот, всю дорогу пытался успеть ухватить тренд — в моде космоприключения, пишет Тафа, высокая фэнтези, так Одинокие песни, вампиры так поместит на Миссисипи... Вспомните, Игра престолов начинается с зомби.
цитата Славич
Забыл добавить слово "гламурные"
О?! Были, конечно, кроваворотые вампиры Кука, тупые Нивена... – По правде говоря, ест так мало, что об этом и говорить не стоит.
– Увидите, он окажется вампиром.
– Смейтесь, если хотите, но то же сказала графиня Г., которая, как вам известно, знавала лорда Рутвена.
– Поздравляю, Альбер, это блестяще для человека, не занимающегося журналистикой, – воскликнул Бошан. – Стоит пресловутой морской змеи в «Конституционалисте». Вампир – просто великолепно!
– Глаза красноватые с расширяющимися и суживающимися, по желанию, зрачками, – произнес Дебрэ, – орлиный нос, большой открытый лоб, в лице ни кровинки, черная бородка, зубы блестящие и острые и такие же манеры.

цитата Славич
Признак, сопутствующий для "попаданса" вообще, а не отличительный признак для отечественного.

А!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 12:01  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
но Аберкромби точно не "под Мартина".
Роднит их обилие мерзостей и "чернухи" которые, как бы, добавляют реализму в данные, безусловно талантливые, произведения. Литературно — совершенно разные книги. Мартин — масштаб, "сухой" текст, интриги и диалоги. Аберкромби — события более локальны, текст "глубже", психологичность.
цитата ааа иии
В связи с чем хотелось бы видеть два-три примера "нашего ответа".
Наверное их пока нет. Роман Суржиков и его "Полари" абсолютно — нет. Детский он какой-то. Возможно, "Хроники Арции" Камши... Хотя Вера Камша — это ближе к Роберту Джордану с его "Колесом времени". Тот же перегруженый ( но более живой ) текст, схожий масштаб событий, излишняя затянутость повествования...
–––
Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
В примере речь именно о книжном пласте
Извините, опять мы друг друга не поняли.

Что касается книжной фантастики восьмидесятых, тут известный факт нашего книгоиздания. Не все конвенционные книги, опубликованные после 1973 года, были замечены пиратами в начале девяностых, а серьёзные издательства не захотели позднее тратить на них денежку. Как раз из семидесятых-восьмидесятых осталось больше всего непереведённого.
цитата ааа иии
В связи с чем хотелось бы видеть два-три примера "нашего ответа".
Ну вот, допустим, Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья" или Энтони Райан "Тень ворона" разве не постмартиновское фэнтези? Если российское, то, наверное, Суржиков. Сам я эпики терпеть не могу, дольше одной книги не выдерживаю, так что в оценках того, кто "первый крикнул", положусь на мнение знатоков. Но мне странно слышать, когда отрицается роль Мартина в популяризации сурового и несказочного эпического фэнтези. Моду ведь необязательно определяют новаторы.
цитата ааа иии
О?! Были, конечно, кроваворотые вампиры Кука, тупые Нивена...
Дракула в книге Брэма Стокера, разумеется, тоже аристократ, но ему далеко до романтического и (почти) положительного героя книг Райс, Ярбро и тем более Майер. Перекос образа в одну сторону пошёл.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 16:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
но ему далеко до романтического и (почти) положительного героя книг Райс, Ярбро и тем более Майер. Перекос образа в одну сторону пошёл
Асприн Миффические личности. Не почти а СОВСЕМ положительные персонажи. да и Громыко ДО Майер была
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 16:56  
цитировать   |    [  ] 
В зарубежных основателем направления Мартин стал не с бухты барахты. Предтечи были и у него.
Сначала, как правильно упомянули, Куртц с «Хрониками Дерини» (1970).
Затем Уильямс с «Памятью, Скорбью и Шипом» (1988).
Джордан с «Колесом Времени» (1990).
А вот потом — Мартин.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 19:52  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Ну вот, допустим, Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья" или Энтони Райан "Тень ворона" разве не постмартиновское фэнтези?
Хронологически да. Идейно — в Меехкане тех, кто решил, что это Игра престолов, отслеживают и режут. Боги регулируют климат и состязаются на аватарах — совсем другой коленкор. Это пост-ведмачье фэнтези, Мартина нет ничуть.
Про Райяна не скажу ничего.
цитата Славич
Как раз из семидесятых-восьмидесятых осталось больше всего непереведённого.
Не попали под влияние настолько, чтобы захотелось, если точнее.
цитата Славич
Моду ведь необязательно определяют новаторы.
Иногда телесериалы.
Но тут опять вопрос о Бажове, которого экранизировали и экранизировали-с. Может, проблема в другом ключе — он не воинственен?


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 19:58  
цитировать   |    [  ] 
цитата пунчик
Роднит их обилие мерзостей и "чернухи"
Нет, не роднит. Впрочем, на черты сходства в проработке этих деталей у настолько разных авторов было бы взглянуть любопытно... Только учтите, что Аберкромби разбирался со влиянием Мервина Пика на британскую фэнтези.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:05  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Иногда телесериалы.
И сериалы, и фильмы, и талантливые продолжатели. Приоритет в литературе не значит почти ничего.
цитата ааа иии
Но тут опять вопрос о Бажове, которого экранизировали и экранизировали-с. Может, проблема в другом ключе — он не воинственен?
Как минимум, сказовая манера не под силу среднему писателю. А сюжеты... Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.

Даже если не хотите принять ту мысль, что "протофэнтези" на местном материале ни в одной западной стране, кроме Великобритании, США и, возможно, Германии с Ирландией, в самостоятельную жанровую традицию не развилось.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:29  
цитировать   |    [  ] 
цитата Консул
В зарубежных основателем направления Мартин стал не с бухты барахты. Предтечи были и у него.
Сначала, как правильно упомянули, Куртц с «Хрониками Дерини» (1970).


Скорее "Колодец Единорога" (1948) Прэтта + классические романы в выпусках рубежа 19-20 веков.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:32  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.


Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим...


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:41  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим...
Так мы вроде не США и не Великобритания, чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей или чужие сюжеты. Как правовой статус текста может на наличие или отсутствие эпигонов и продолжателей повлиять?
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:42  
цитировать   |    [  ] 
цитата negrash
Ежели мне не изменяет память, Бажов перейдет в общественное достояние только 1 января 2025 года. Вот потом и поглядим
Эм.. дело в том что Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их. Это все равно что если бы у Белянина был копирайт на Кащея
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей
Вообще то еще как. попробуйте издать книжку по Смешарикам . Или простоквашино. или по Носову. Про Незнайку
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:45  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их.
На самом деле половина персонажей придумана самим Бажовым. Только часть сюжетов действительно народные. Чтобы об этом узнать, достаточно почитать комментарии к сказам. Павел Петрович был, не побоюсь этого слова, гениальным стилизатором.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:52  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Так мы вроде не США и не Великобритания, чтобы запрещалось использовать в книгах чужих персонажей или чужие сюжеты. Как правовой статус текста может на наличие или отсутствие эпигонов и продолжателей повлиять?


Всяко может быть.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 20:53  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Бажов фольклорист то есть все его персонажи.. не придумывалл он их.
Положим, как раз персонажи — оригинальны весьма. Духи мест, в некоторой степени, пришли из фольклора.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:10  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
А сюжеты... Сами по себе они не настолько оригинальные или коммерчески перспективные, чтобы их захотелось развернуть в роман или тиражировать.
Насчет коммерческих перспектив — не от сюжета зависит.
Пелевин же. Акунин. Круз. Иванович Юрий. Громыко. Камша. Фрай.
Мир оригинален и конкретен. Хотя, если подумать... Абсолютное большинство пост-толкиновской фэнтези разворачивается в мире городов и дикой природы (хоббиты уже не крестьяне). А у Бажова — деревня практически. Может, в этом дело, в социальной дистанции между читателем-продолжателем и авторским миром? Париж Д'Артаньяна ближе, как Крапивину?
цитата Славич
Даже если не хотите принять ту мысль, что "протофэнтези" на местном материале ни в одной западной стране, кроме Великобритании, США и, возможно, Германии с Ирландией, в самостоятельную жанровую традицию не развилось.
Не постигаю, почему литературу можно делить на прозу и поэзию, а фантастику на фэнтези и НФ нельзя. Какие-то прото-фэнтези, местный материал, неместный... Не вся скульптура чугунная, что с того.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 21:18  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Абсолютное большинство пост-толкиновской фэнтези разворачивается в мире городов и дикой природы (хоббиты уже не крестьяне). А у Бажова — деревня практически. Может, в этом дело, в социальной дистанции между читателем-продолжателем и авторским миром?
Нет. Не поэтому. Фентези. Оно в основном за очень малым исключением происходит в оригинальном мире мало или ничего не имеющего общего с реальной землей. у Бажова же. мир по сути наш только с чудесами
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...168169170171172173    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: российская vs зарубежная»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх