автор |
сообщение |
AKZolotko 
 магистр
      
|
14 августа 2010 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мы можем всяко толковать мусульманскую фразу. В конце концов она может значить, что Аллах любит тех, кто умеет читать и писать. Я могу построить хитрую логическую цепочку, указывающую, что, умерев и встретив Бога, человек достиг жизни вечной, а вера нужна была именно для этого, как средство, не больше. И если человек благодаря вере обрел знание — это вовсе не значит, что до встречи такое знание ему вообще было доступно. По поводу фразы ученых — с чего это, если вам не нравится их утверждение, что Бога нет, вам должно нравиться утверждение, что он есть? С точки зрения человека верующего и, простите за оксюморон, логичного в своей вере, должно быть порочным и греховным само желание проверить существование Бога практическим путем. Есть такое понятие как Молчание Бога, и оно разъясняет то, что Богу вовсе не нужно являть себя, демонстрировать на подиуме, совершать чудеса. Либо ты веришь и обретаешь жизнь вечную (и ничего более, но и менее), либо ты не веришь и, естественно, не обретаешь. Это если правы верующие. Если правы неверующие, хоть верь, хоть не верь, а все равно будешь кормить червей. Кстати, если мне не изменяет склероз, из евангелий выходит, что чудеса вовсе не признак божественного присутствия. И еще одно — существует свобода воли, которая позволяет, в принципе, любое отношение как к Богу, так и к его отсутствию. Оставляя именно на свободной совести то, что будет происходить с человеком после смерти. И посему, споры о сущестовании-несуществовании — по сути своей бесмысленны и, да простят меня люди искренне верующие, еретичны по своей сути. Приведу еще одну логическую цепочку — Господь всемогущ — он может все — он может убедить любого в своем существовании — если он этого не делает, то: вариант а) это не входит в его планы, б) бога нет. и дальше все снова сводится к вере. Которая, уж простите, антоним знанию.
|
|
|
Vladimir Puziy 
 гранд-мастер
      
|
14 августа 2010 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul Ислам, так же основанный на вере в Единого Бога, подтверждает -"Аллах любит учёных мужей".
цитата AKZolotko Мы можем всяко толковать мусульманскую фразу.
(Лёгкий оффтоп) Можем. Но в традиции ислама "учёный муж" -- прежде всего тот, кто досконально знает "Коран" и хадисы, а также их многочисленные трактования. 
|
|
|
AKZolotko 
 магистр
      
|
14 августа 2010 г. 23:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата в традиции ислама "учёный муж" -- прежде всего тот, кто досконально знает "Коран" и хадисы
Но мы же говорим не о тонкостях ислама, а о том, что МЫ можем всяко толковать. И уж во всяком случае, эта фраза никак не соотносится с вопросом противопоставления веры-знания. "Спать с вождем и знать его мысли — разные вещи".
|
|
|
Vladimir Puziy 
 гранд-мастер
      
|
15 августа 2010 г. 00:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko Но мы же говорим не о тонкостях ислама
Вот поэтому я и написал: "оффтоп". А "лёгкий", т.к. всё же фраза про "учёных мужей", имхо, не совсем годится для тезиса о (не)противоричиях между "верой" и "знанием" в том их значении, которое здесь обсуждается.
|
|
|
esaul 
 авторитет
      
|
15 августа 2010 г. 01:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko И посему, споры о сущестовании-несуществовании — по сути своей бесмысленны и, да простят меня люди искренне верующие, еретичны по своей сути.
Абсолютно согласен, у меня нет нужды в подобном споре. Как я понимаю, на тему Бога все вновь скатились именно из-за православной фантастики. В своё время я предложил, простейшую формулировку "Нравится читателю и одобрена церковью". В идеале, могло бы работать. Первая проблема в писателе. 1) Кто согласиться иметь постоянного консультанта, советника, редактора, а по сдаче романа и цензора — священника? 2) В случае неодобрения книги церковью, может ли автор издать её или будет предан анафеме? 3) Православие неодобрительно относится даже к произношению таких слов как, чёрт, бес, Сатана, ведьма и тд. То есть, сюжетные ходы и герои "пр.фэн" будут существенно ограничены в ущерб читателю. Вторая проблема в церкви. 1) На мой взгляд в её задачи не должно входить ещё и цензурирование фантастической литературы. 2) Если таковая комиссия церковью будет создана, это существенно ограничит творческую свободу писателей. 3) Подобная литература, буде издана, с благословения церкви и Патриарха — априори стоит ВЫШЕ любой критики! И к чему мы придём в результате?
|
|
|
Vladimir Puziy 
 гранд-мастер
      
|
15 августа 2010 г. 01:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul Православие неодобрительно относится даже к произношению таких слов как, чёрт, бес, Сатана, ведьма и тд. То есть, сюжетные ходы и герои "пр.фэн" будут существенно ограничены в ущерб читателю.
Т.о. предлагаемые меры поспособствуют бурному развитию НФ (ведь "робот", "нуль-переход" и проч. нф-термины не вызывают столь неодобрительной оценки). 
|
|
|
Nadia Yar 
 философ
      
|
15 августа 2010 г. 08:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nuadu Я сказал, что на мой взгляд, трудно отличить произведение "католической фантастики" от произведения "православной фантастики". Вы сказали, что я ошибаюсь и что Вы "улавливаете отличия на раз". Я и попросил Вас привести примеры произведений, одни из которых Вы относите к "католической фантастике", а другие к "православной фантастике", отличия которых настолько легко заметны.
Я сказала, что отличия легко заметны _для меня_. Допускаю, что человек, далёкий от религии, их не уловит, а некоторые виды верующих, плохо их, отличия, понимающих, просто проигнорируют.
Примеры... Яна Завацкая, "Ликей" (автор католичка) и "Полдень сегодняшней ночи" Володихина. "Ликей" литературно гораздо лучше, кстати — даже не сравнить.
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
AKZolotko 
 магистр
      
|
15 августа 2010 г. 13:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата цитата 1) Кто согласиться иметь постоянного консультанта, советника, редактора, а по сдаче романа и цензора — священника? 2) В случае неодобрения книги церковью, может ли автор издать её или будет предан анафеме? 3) Православие неодобрительно относится даже к произношению таких слов как, чёрт, бес, Сатана, ведьма и тд.
Мне довелось поработать криминальным журналистом, а потом написать с десяток детективных романов. Кроме это имею опыт общения с киношниками, снимавшими детективы. Потрясло меня то, что большинство людей, работающих в таком специфическом жанре не потрудились познакомиться с предметом. Режиссер и продюссер ТАКОЕ предлагали, что я теперь искренне рад отменившейся экранизации моего романа. Они искренне полагали, что консультант не нужен. Лишь бы зрелищно было и захватывающе. А в знаменитом "Следствие ведут знатоки" представители МВД требовали изменить стрижку героя, заявляя, что советский милиционер не может такую носить из моральных и эстетических соображений МВД. Не может выпивать, влюбляться и заниматься бытом. К чему я это — иметь консультанта — да, нужно. Постоянного? Того, что проверяет ВСЕ ваши книги на предмет соответствия СВОЕМУ мировоззрению? Нет. Не стоит путать, как мне кажется, популяризацию учения и выражение собственных взглядов автора. В первом случае необходимо внимательно сверяться с первоисточниками, во втором — быть готовым огрести за свои заблуждения. Контроль и разрешение на публикацию — не слишком эффективный способ борьбы за идеалы. А предать автора анафеме... Боюсь, сейчас это стало бы лучшей рекламой для текста. Слоган "Предано анафеме" гарантирует тираж в сотни тысяч экземпляров. Употребление неких слов и неодобрительное к ним отношение — для меня ситуация скользкая. Вы написали "Православие", но кто именно и чем это закреплено? Есть список? Есть документ, отделяющий правильную лексику от неправильной? Старушки в церкви такого порасскажут, такому научат... и будут уверенны, что совершенно правы с точки зрения православия. Полагаю, если говорить о запретах на слова-утверждения-идеи, то либо церковь — любая! — должна опубликовать список, не нужно подробный, достаточно общих указаний, либо перестать говорить о предпочтениях и недопущениях. То же самое и с властями светскими. Либо четкое указание недозволенного, либо абсолютный отказ от регулирования. Иначе может такое начаться! Где-то слышал, что Иван Грозный всякого наворотил в своем государстве из-за того, что буквально воспринимал святое писание. Стоит отдавать себе отчет, что есть религия, а есть обычаи-суеверия-традиции с первоисточниками, в общем, не связанные. Скажем, подозреваю, что Библия не фиксирует порядок поедания мёда и яблок, хотя священники активно поддерживают эти обряды. И выходит, можно обвинить человека в незнании основ или даже в их нарушении, исходя из верований, а не из веры. Что еще раз указывает на необходимость аккуратности и терпимости в таких тонких вопросах.
|
|
|
AKZolotko 
 магистр
      
|
15 августа 2010 г. 13:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Т.о. предлагаемые меры поспособствуют бурному развитию НФ (ведь "робот", "нуль-переход" и проч. нф-термины не вызывают столь неодобрительной оценки).
Ну, с точки зрения религии фантастика вообще объект странный и подозрительный. Адам и Ева были на Земле, их создал бог, а кто и кого создавал на других планетах? Льюис по этому поводу пытался что-то пояснить, но получилось не слишком убедительно, и для меня осталось под вопросом, насколько эти фокусы с грехопадением марсиан и венериан соответствуют взглядам церкви или остаются на свободной совести Льюиса. Во всяком случае, шедевра из этого не получилось. Внятной религиозной посылки — тоже.
|
|
|
esaul 
 авторитет
      
|
15 августа 2010 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko но кто именно и чем это закреплено? Есть список? Есть документ, отделяющий правильную лексику от неправильной?
Нет, официального списка слов не рекомендуемых к употреблению христианином, с печатями и подписью Патриарха, скорее всего нет. Но спросите ЛЮБОГО батюшку, ответы не будут слушком отличаться. "Бес, чёрт, Сатана, имена демонов..." — нежелательны по любому. Вас это ограничит в творчестве? Меня — да!
цитата AKZolotko с точки зрения религии фантастика вообще объект странный и подозрительный.
Согласен, церковь учит нас предпочтительному чтению духовной литературы, жития святых, религиозных философов, поучений и наставлений современных батюшек и старцев, христианским притчам. Но не фантастике. Вы нигде не встретите прямой запрет на "Мастера и Маргариту", но в большинстве храмов, священники определят вам эту книгу как нерекомендуемую, ибо Воланд вызывает сочувствие, а проделки его демонов — веселье и симпатию. Отсюда вопрос, так что же за "зверь" — православная фантастика? Не пристрелить ли её, пока не поздно?
|
|
|
AKZolotko 
 магистр
      
|
15 августа 2010 г. 14:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Не пристрелить ли её, пока не поздно цитата Нельзя пристрелить то, чего не существует. Да, а утверждение ЛЮБОГО батюшки, на мой неискушенный взгляд, не является утверждением церкви. Как, собственно, грех ЛЮБОГО батюшки не является грехом церкви. Странно было бы ожидать от командира взвода тонкого понимания вопросов стратегии, оперативного планирования и экономических предпосылок. И еще — боюсь, что вовсе не харизма Воланда и проделки его свиты делают "Мастера и Маргариту" антихристианской (нехристианской). Гоголя за "Вечера" никто в подобном не обвинял, хотя веселья там хоть отбавляй. У вас в творчестве имеется нечисть в юмористическом оформлении — это делает ваши книги нерекомендуемыми? Как сказал мне один образованный священник, настоятель храма и преподаватель университета по совместительству, у него нет времени на теоретические изыскания, ему нужно заниматься ремонтом, контролем рабочих и ПОВСЕДНЕВНОЙ ЗАЩИТОЙ СВОИХ ПРИХОЖАН. Что же говорить о простом сельском попе? Он-то сам сможет отличить угрозу для веры от угрозы своему взгляду на веру? Угрозу для церкви от несогласия со своими взглядами? И что же говорить о нас, пытающихся доказать свои знания и веру? Мы и развратничаем-то с грехом пополам...
|
|
|
nuadu 
 философ
      
|
15 августа 2010 г. 14:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko Ну, с точки зрения религии Многие так легко озвучивают "точку зрения религии" или "точку зрения Церкви", будто являются специалистами-богословами и минимум епископами или святыми, уполномоченными очередным Вселенским Собором. 
|
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 августа 2010 г. 14:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul В своё время я предложил, простейшую формулировку "Нравится читателю и одобрена церковью".
Первая часть, вообще говоря, не нужна. Если одобрена церковью, то и читать необязательно. Достаточно купить и поставить в божницу.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
AKZolotko 
 магистр
      
|
15 августа 2010 г. 16:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата цитата Многие так легко озвучивают "точку зрения религии" или "точку зрения Церкви", будто являются специалистами-богословами и минимум епископами или святыми, уполномоченными очередным Вселенским Собором.
Как я уже писал, основная проблема подобных обсуждений — отсутствие общего дискуссионного аппарата. Вторая проблема — всегда найдется некто, обсуждающий не проблему, а обсуждающих, внося свежую струю кухонной склоки. Если Вам есть что сказать по поводу обсуждаемого, с удовольствием восприму и отвечу. Если все запущенно именно настолько, насколько выглядит — извините, на базаре склоку провоцируют куда интеллигентнее. Святого, уполномоченного Вселенским Собором, оценил. Боюсь, моих познаний в теологии для спора с Вами не хватит.
|
|
|
esaul 
 авторитет
      
|
15 августа 2010 г. 16:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Первая часть, вообще говоря, не нужна. Если одобрена церковью, то и читать необязательно.
С точки зрения атеиста — верно. Но фишка в том, что упор делался именно на верующих! Раз на данной книге штамп "рекомендовано церковью", то книга обязательна к прочтению прихожанами, и батюшки (в приказном порядке) обязаны этому содействовать. Типа, ели ребёнка наравне с привитием христианского взгляда на мир ещё и воспитывать на хорошей, умной, правильной, православно выверенной и одобренной фантастике, от это поспособствует высокому духовному и моральному развитию человека! Вот такие благие идеи наших "адептов православной фантастики" для меня и дики...
|
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 августа 2010 г. 17:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul ещё и воспитывать на хорошей, умной, правильной, православно выверенной и одобренной фантастике, от это поспособствует высокому духовному и моральному развитию человека! Вот такие благие идеи наших "адептов православной фантастики" для меня и дики...
Осталось сделать маленький шаг и распространить эту идею на литературу вообще...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Nadia Yar 
 философ
      
|
15 августа 2010 г. 19:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul Типа, ели ребёнка наравне с привитием христианского взгляда на мир ещё и воспитывать на хорошей, умной, правильной, православно выверенной и одобренной фантастике, от это поспособствует высокому духовному и моральному развитию человека! Вот такие благие идеи наших "адептов православной фантастики" для меня и дики...
Ну почему же дики? Нет ничего плохого и даже странного в том, чтобы церковь рекомендовала какие-то книги, особенно для детей и юношества. Как раз сейчас, при такой массе низкокачественных публикаций, это может принести ощутимую пользу. Вот с _не_рекомендациями надо поосторожней; их лучше вообще избегать. Не стоит пытаться запретить книги, которые кажутся антихристианскими или даже являются ими. Это контрпродуктивно, а кроме того, подчас именно антихристианские по замыслу автора книги наталкивают читателей на необходимость веры в Христа. Взять, например, прекрасный роман Логинова "Свет в окошке".
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
esaul 
 авторитет
      
|
15 августа 2010 г. 19:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nadia Yar Нет ничего плохого и даже странного в том, чтобы церковь рекомендовала какие-то книги, особенно для детей и юношества.
цитата Nadia Yar кроме того, подчас именно антихристианские по замыслу автора книги наталкивают читателей на необходимость веры в Христа. Взять, например, прекрасный роман Логинова "Свет в окошке".
Эту вещь Логинова не читал, поэтому от комментариев воздержусь. Отмечу лишь, что Логинов вряд ли является детским автором, на чьих произведениях подросток может воспитывать правильный вкус к фантастике. Я бы рекомендовал его к чтению не раньше 25 лет. Ничего странного в рекомендациях церкви, разумеется, нет, до тех пор пока это не станет ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, как и предполагалось на встрече в Москве по вопросам "правосл.фэнтези". Как только церковь начнёт ставить штампик "рекомендовано к чтению православным христианам", альтернативная комиссия начнёт штамповать другие книги "не рекомендовано". А я верю в победу православия в России. Значит, рано или поздно ВСЯ фантастика может подвегрнуться "православной цензуре, с самыми лучшими намерениями. Пока у некоторых авторов всё это сводиться к шутке (рекомендовано силами Света, рекомендовано силами Тьмы) — но появись подобные штампы всерьёз... Беру в пример себя. Написал книгу, а прочитавший её батюшка объявил. что по заключению авторитетной церковной комиссии — мой роман недостаточно православен и более того, может нанести вред неокрепшим христианским душам. Как человек верующий, я обязан прислушаться, а книгу переписать или сжечь. Ситуация намеренно утрированная, но я бы задумался...
|
|
|
Nadia Yar 
 философ
      
|
15 августа 2010 г. 19:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата esaul Ничего странного в рекомендациях церкви, разумеется, нет, до тех пор пока это не станет ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, как и предполагалось на встрече в Москве по вопросам "правосл.фэнтези".
Обязательным это может стать, если в России установится тоталитарная тирания на православной основе. Но тогда нечего будет плакать по волосам — голова будет снята. В нормальном же государстве могут сосуществовать самые разные списки и каноны рекомендованной и нерекомендованной литературы, и свобода нормальных граждан от этого не страдает. В России сейчас, слава Богу, именно такая ситуация.
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
esaul 
 авторитет
      
|
15 августа 2010 г. 21:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nadia Yar Обязательным это может стать, если в России установится тоталитарная тирания на православной основе.
В иной, более мягкой форме это и планировалось. Предполагалось, что церковь одобрит создание некой группы православных фантастов. которые создадут новый жанр и будут рекламированы и рекомендованы к чтению по всем приходам и епархиям. Более того, данную фантастику намеревались издавать на церковные деньги. Они же и стояли в основе всей затеи...
|
|
|