Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 08:53  
цитировать   |    [  ] 
Наверное, "Звездную месть" Петухова можно считать православной фантастикой.
–––
Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр.


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 08:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

От угла зрения зависит.

Замечательная вещь этот угол зрения: мне встречались и мнения, что Гарри Поттер — чуть ли не Сатанинская Книга, которая призвана популяризовать оккультизм и гомосексуализм, а также всячески насмехается над христианством.
Вот и вопрос — а где, собственно, проходит эта черта в литературе? Где можно сказать: "слева все христианское, а справа — наоборот"?:-))) Дабы не оказаться в ситуации, когда "банан — это просто банан" (с)


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 09:14  
цитировать   |    [  ] 
Дополнение:

цитата bbg

В центральной фигуре, льве-творце.

Маловато будет! (с) :-)
С тем же успехом можно назвать и небезызвестную "Гавриилиаду" христианской поэмой. А что? Персонажи — самые что ни на есть библейские...

Вот и хотелось бы конкретизировать, если это вообще возможно и имеет какой-то смысл. Что именно можно звать христианской фантастикой и исходя из каких критериев.


философ

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 09:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Spectrum

Вот и хотелось бы конкретизировать, если это вообще возможно и имеет какой-то смысл. Что именно можно звать христианской фантастикой и исходя из каких критериев.

Видимо, если автор — христианин, который намеренно закладывает какие-то христианские идеи в свою прозу — это и есть "христианская фантастика".
–––
[профиль остановлен]


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 09:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Spectrum

С тем же успехом можно назвать и небезызвестную "Гавриилиаду" христианской поэмой. А что? Персонажи — самые что ни на есть библейские...

В "Нарнии" как раз убеждения Льюиса — по всему тексту и намеки на первоисточник, что Вы. И принесение в жертву ради будущего возрождения, и женщины у распятого Сына Божьего, и последняя битва, и лжепророки, и многое что. Но прежде всего там, конечно, его понимание христианства да и вообще праведной жизни — умение подняться над видимой реальностью, отношение к близкому, долг, верность слову, сострадание и т. д.
–––
Плюсометчица


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 10:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

В "Нарнии" как раз убеждения Льюиса — по всему тексту и намеки на первоисточник, что Вы. И принесение в жертву ради будущего возрождения, и женщины у распятого Сына Божьего, и последняя битва, и лжепророки, и многое что. Но прежде всего там, конечно, его понимание христианства да и вообще праведной жизни — умение подняться над видимой реальностью, отношение к близкому, долг, верность слову, сострадание и т. д.
Совершенно верно. Думаю, одних аллюзий мало, необходимы еще и идеи.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 10:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Spectrum

и мнения, что Гарри Поттер — чуть ли не Сатанинская Книга, которая призвана популяризовать оккультизм и гомосексуализм, а также всячески насмехается над христианством.

Это мнения неверные. Маги отмечают рождество — уже этого достаточно, чтобы понять: ГП как минимум нейтрален к христианству. Скорее, доброжелателен.

цитата Spectrum

С тем же успехом можно назвать и небезызвестную "Гавриилиаду" христианской поэмой. А что? Персонажи — самые что ни на есть библейские...

Так это и есть христианская поэма. Или околохристианская... Убрать, что ли, из подписи?
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 10:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Так это и есть христианская поэма. Или околохристианская... Убрать, что ли, из подписи?

Насколько я помню, А. С. грозила ссылка на Соловки за эту поэму. Она скорее антихристианская. Как раз по части идей.


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 10:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Так это и есть христианская поэма. Или околохристианская... Убрать, что ли, из подписи?

Она настолько же христианская, насколько ослик из "Последней битвы" — Аслан. Александр Сергеевмч был человеком чувственным, трансцендентальное его вряд ли интересовало, в любом сюжете он имхо ухитрялся увидеть "это". А до возраста, когда страсти успокаиваются, он не дожил.
–––
Плюсометчица


авторитет

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 15:34  
цитировать   |    [  ] 
"Возмите врата князи ваша" Владимира Золотых

цитата

Прочитал по наводке veber выложенную на самлибе первую часть романа v_m_zolotyx.

Очень рекомендую. Не хотелось бы по формальному признаку называть "Врата" "историческим фэнтези" или даже "православным фэнтези", скорее все-таки почти классический исторический роман. С элементами мистики, но без лубка и "крови-кишок".

Автор вписывает "Повесть о Петре и Февронии" в исторический контекст конца 12 века, причем крайне аккуратно относится как к "Повести", так и к контексту. И не сразу определишь, что является фоном для чего, что создает сюжет романа — фабула "Повести", политическое противостояние в треугольнике Владимир — Муром — Рязань или подробная реконструкция эпохи — от материальной культуры до мироощущения.

Итак, 6696 год от Сотворения, он же 1187 от Рождества. Прошло два года со времен неудачного похода князя Игоря в половецкую степь, где-то за морями агаряне опять захватили Гроб Господень, а владимирское войско князя Всеволода Большое Гнездо в очередной раз выступает призвать к ответу мятежных рязанских вассалов...

Особенность повествования — дотошное, но не отнюдь не занудное бытописательство. Автор может на протяжении несколько страниц рассказывать про особенности соколиной охоты или технику строительства полуземлянки, и эти страницы получаются не менее увлекательными, чем описания тактики феодальных войн, любовно-брачных обычаев или способов защиты от змея-оборотня (да-да, того самого, у которого "ой рожа, ой страшная рожа").

При всем при этом "Врата" — это вовсе не реконструкторский справочник, а история людей. Живых и достоверных персонажей, таких, как протагонист — муромский княжич Давыд, который "до шестнадцати лет дожил — не женат, в походах не был, зато книг прочел много, пять или шесть", и многих других, основных и второстепенных. И даже когда довольно быстро начинаешь понимать, каким образом в повествование вплетен первоисточник, читать становится еще интереснее — как именно герои "дойдут до жизни такой".

Первая часть, как положено, заканчивается на самом интересном месте, но автор обещает, что продолжение не за горами. Буду ждать с нетерпением.


http://elentir.livejournal.com/341751.htm...


миродержец

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 15:46  
цитировать   |    [  ] 
Если и будет (есть) такой жанр

цитата

Православная и католическая фантастика
— то это будет (есть) неизъяснимо скучное чтение. Лучше уж Библию почитать.
А то что здесь упоминалось — просто литература, хорошая и разная. Но к религии имеющая отношение самое поверхностное, формальное, так сказать.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


философ

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 22:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

Александр Сергеевмч был человеком чувственным, трансцендентальное его вряд ли интересовало
Позволю себе не согласиться. Один "Пророк" чего стоит. Таки не могли вопросы "трансцендентного" не волновать талант такого масштаба. :-)

цитата Dentyst

то это будет (есть) неизъяснимо скучное чтение. Лучше уж Библию почитать.
Вся европейская классическая литература стояла и стоит на фундаменте религиозных, христианских ценностей.


А уж Толкиен — во всяком случае (как, впрочем, и Льюис). ВК построен на противостоянии персонифицированных добра и зла, само разделение мира на добро и зло — чисто религиозная форма мировоззрения. Личное страдание (Фродо) во искупление разделения сил добра и преодоление зла ненасильственным деянием — уничтожением кольца всевластья, гибель и возвращение к жизни Гэндальфа, соборное и христиански самоотверженное, жертвенное Братство Кольца, отступничество Саурона, подвиг самопреодоления Боромира... Книга просто пропитана христианским мировоззрением и мироощущением.

Помимо этого упомяну из современных отечественных авторов Юлию Вознесенскую с ее апокалиптическими "Приключениями Кассандры", "Юлианной"; Андрея Белянина "Моцарт", "Демон по вызову".
Есть, вобщем, такой жанр. И, полагаю, будет развиваться.
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


магистр

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 22:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

Позволю себе не согласиться. Один "Пророк" чего стоит. Таки не могли вопросы "трансцендентного" не волновать талант такого масштаба.

Мне о Пушкине писать, в общем-то не стоит, т.к. я слишком много читала о его жизни, и Пушкин-человек у меня слился с Пушкиным-поэтом. Поэт он был гениальный, рядом в России некого поставить, но оформить в прекрасное стихотворение мог все, о чем имел представление, совершенно не обязательно это выстрадав, впрочем, как многие поэты. А я-то писала о жизненных принципах. Жизнь же Пушкина меня вгоняет в жуткую депрессию, точнее, последние ее годы, так что я необъективна.
–––
Плюсометчица


философ

Ссылка на сообщение 21 марта 2013 г. 22:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

Жизнь же Пушкина меня вгоняет в жуткую депрессию, точнее, последние ее годы, так что я необъективна.
Тут я согласный.:beer:
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


миродержец

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 00:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

Вся европейская классическая литература стояла и стоит на фундаменте религиозных, христианских ценностей.


Или на их (ценностей) отрицании. (Рабле, Флобер)
А та литература, которая на их фундаменте стоит, никак не может считаться литературой религиозной.
Да и вообще — что за мода пошла: всё нормальное моральное и гуманистическое представлять заслугой единственно иудео-христиан. В основе любой ныне здравствующей религии — доброта и терпимость. Можете мне в нос сунуть терпимость исламистов — на это вспомните терпимость христиан, когда их религия была в том же возрасте, что и ислам ныне.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


философ

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 05:16  
цитировать   |    [  ] 
Нету её и быть не может. Есть фантастика на около церковные темы.
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


философ

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 06:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dentyst

всё нормальное моральное и гуманистическое представлять заслугой
Заслуга тут только Создателя.
Ислам, как авраамическая религия, исповедует единобожие, и система ценностей там весьма схожа с таковыми в других аврааамических религиях.
"Секулярная" мораль — лишь эксплуатирует систему религиозных ценностей, а в атеистических своих крайностях вообще теряет почву под ногами.

И речь идет не о религиозной литературе, а о специфической форме фантастической, в том же смысле в котором можно говорить о фантастие научной, которая не научная литература, а "фантастика на околонаучные темы", по выражению Garret11.;-)
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


миротворец

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 08:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

"Секулярная" мораль — лишь эксплуатирует систему религиозных ценностей, а в атеистических своих крайностях вообще теряет почву под ногами.

Или ровно наоборот. Мораль существовала задолго до сочинения рассказов о Христе. Вы хотите об этом поговорить?
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 09:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

И речь идет не о религиозной литературе, а о специфической форме фантастической,

Ну все-таки как жанр религиозная фантастика, особенно православная просто немыслима. Вспомните. какого мнения придерживались Отцы Церкви в отношении разгула фантазии. Они наоборот рекомендовали в случае ее разгула действовать лопатой по крыльям. Другое дело использование религиозных мотивов в фантастике. Впрочем фэнтези обладает по крайней мере тремя шедеврами в области религиозной — Мастер и Маргарита, ВК и Нарния имеют место быть.

цитата Полковник

Таки не могли вопросы "трансцендентного" не волновать талант такого масштаба.

Следует отметить его путь от юношеского вольнодумства к предсмертному покаянию.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


магистр

Ссылка на сообщение 22 марта 2013 г. 09:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Следует отметить его путь от юношеского вольнодумства к предсмертному покаянию.

Ну какой там путь... Человек нарвался на дуэль (по некоторым сведениям сам и написал этот пасквиль про рогоносцев). Чтобы купить дуэльные пистолеты, заложил серебро невестки (так его и не выкупили). Путь к покаянию он прошел за два дня — от ранения до смерти, и муки были просто чудовищные, чуть не застрелился, потому что терпеть было невозможно. Александр Сергеевич — гений. Но жизнь он себе выбрал, ну... сложную очень, у гениев она вообще всегда непростая, очень трудно контролировать такой огромный дар.
В общем, это для темы о Пушкине, конечно, не о христианских идеях в фэнтези.
–––
Плюсометчица
Страницы: 123...2324252627...353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх