автор |
сообщение |
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 17:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Shean странно считать сказкой… историю с воровством, предательством, многочисленным мочиловом и разными прочими тяжелыми вещами
Братья Гримм стоят первые в очереди на вычёркивание из числа сказочников, но за ними я прозреваю многих и многих
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Shean 
 гранд-мастер
      
|
24 марта 2013 г. 17:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
скажем так, прежде всего не укладывается в схему сказки существенный отсев в группе положительных героев)))
|
––– Список лонгселлеров всех нас рассудит... |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Shean существенный отсев в группе положительных героев
Ну такое скорее характерно для, скажем, героического эпоса для детей, примеров не так мало, но один из самых ярких и заметных в наших землях, конечно, «Сказка Мальчише-Кибальчише» Гайдара
Другое дело, что положительные герои оказались у JRRT не цельно-белыми-и-пушистыми, но, несмотря на не всегда благовидные поступки — положительными. Такой реализм для сказок весьма необычен. Наверняка можно найти примеры и такого. (upd. я не говорю о народных сказках, в которых, часто, действует готтентотская мораль, но в её рамках герои — последовательны)
Однако да, сочетание — крайне необычное и заставляет задуматься, является ли «Туда и обратно» сказкой или уже чем-то иным? Может это стоит обсудить в теме о детской фантастике или какой-то ещё, более подходящей?
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 18:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Другое дело, что положительные герои оказались у JRRT не цельно-белыми-и-пушистыми, но, несмотря на не всегда благовидные поступки — положительными.
Цельнобелопушистые вообще очень редки даже в сказках... разве что какая золушка, трудолюбивая и замученная злой мачехой... Только какой она женой стала, эта самая золушка, баальшой вопрос. Будем надеяться, что идеальной, и принц никогда ни о чем не пожалел. Потом есть сказки для мальчиков, и для девочек. В последних все и всё стоит на своих местах, никто никого не огорчает, в первых же все наоборот. Но от Хоббита исходит несомненный и дивный сказочный аромат, который кстати не выветривается до конца и в первой книге ВК. См. эпизод с Томом Бомбадилом и Золотинкой... Просто Хоббит — это литературная сказка, которая в родстве с Гофманом и Гауфом.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs росто Хоббит — это литературная сказка
А "Властелин колец" — это что? Критический реализм?
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Уже хотя бы потому, что во имя его убито меньше народу.
Я так понял, это ваш ответ на «за что вы ненавидите». Уже писал это в смежной теме, но повторю, ксенофобия, ненависть к тем, кто «ходит, дышит, думает не так» — характерная черта [неразвитого] человеческого сознания. Религиозные разногласия — удобный повод для войны. Часто это лишь то, что лежит на поверхности. Если вспоминать эпоху рождения христианства, были ли иудейские войны жертвой во имя Яхве или Божественного Цезаря? Что вы скажете о погромах, которые устраивают в современной Индии язычники-индуисты в мусульманских кварталах. А об арабском терроризме, освящённом мусульманской сектой ваххабитов? Люди какой конфессии виноваты, что народ Ливана (в библейские времена знаменитого своими кедрами), судя по всему, забыл, что такое мир, который отсутствие войны? Не берусь судить, насколько классический буддизм был характерен для тигров освобождения Тамил-Илама, но тамилы, одна из тех немногих национальностей Индии, которая сохранила эту веру, не вернувшись к язычеству, и буду сильно удивлён, если «вера отцов и дедов» не была одним из их лозунгов.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 18:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst А "Властелин колец" — это что?
Дополненная Сильмариллоном попытка создания собственной мифологии, а может быть даже вселенной
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs Ну я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля, но это взрослая книга, мифопоэтическое фэнтези. А в «Хоббите» есть, имхо, прежде всего такой не вполне сказочный момент: одни положительные персонажи были готовы начать войну с другими положительными персонажами и от этой беды их спас только общий враг, в борьбе с которым многие из них и погибли.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак? Или литературная сказка не может быть частью литературной же мифологии и вселенной?
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
24 марта 2013 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all и вы попросту не знаете и не способны познать то, о чём пытаетесь рассуждать.
Разумеется.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 18:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля
Бигль тоже литературная сказка. Мне все время хотелось перевести ее в разряд подростковой литературы, ее когда-то даже включили в список рекомендованных для прочтения в школе. Но было это уже давно. лет 10 назад. Но высокая сказка есть объект универсальный, ее нельзя утащить ни во взрослую, ни в детскую литературу, все равно будет высовываться каким-то концом из жанровых рамок
цитата Dentyst И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак?
Вписывайте куда и как угодно... я-то причем? Я вижу в нем в первую очередь сказку... вы вправе увидеть все, что любезно вашему сердцу
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 19:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Я вижу в нем в первую очередь сказку...
Аналогично! Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда. Ну может чуть более глубокую, но суть-то всё равно — сказка.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
Shean 
 гранд-мастер
      
|
24 марта 2013 г. 19:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ну высокая сказка — оно, знаете, жанр не менее брутальный, чем эпос. И с этой точки зрения Джексон смухлевал совсем не сильно. но, таки, никто ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех? (напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)
|
––– Список лонгселлеров всех нас рассудит... |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bbg если это была ирония, то понимание и ненависть — понятия практически взаимоисключающие. Или вы считаете, что афоризм «понять — значит простить» не имеет отношения к реальности?
цитата Shean ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех? (напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)
Ну хочется вспомнить статью сейчас тут не присутствующей Ольги Чигиринской. «Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа». Где она рассматривает, помимо прочего два слоя произведения: автологичный и металогичный. Автологичный слой произведения, то что написано явно. Сюда попадают как декорации, так и, по большей части фантдопущение, по крайней мере настолько, насколько оно прописано в тексте, а не служит фигурой умолчания. Металогичный же слой — это метафоры, аллюзии и прочие «невидимые невооружённым взглядом детали», которые, к примеру, юный читатель может и не узреть. И вероисповедание и мировоззрение автора будет ответственно за христианскую суть произведения именно на этом слое. Но речь не только, и не столько об исповедании автора, но в том — насколько оно выражается в его книге.
В качестве примера захотелось вспомнить дилогию «Искатели неба» Лукьяненко. Здесь мы имеем (1) явные параллели с НЗ в сюжете (2) Фантдопущение «что, если бы вместо вместо агнца Христа пришёл бы тот, кто разрешил бы тогдашние проблемы человечества силой, лежащее в ряду обсуждаемых богословием вопросов (3) Ответ на поставленный вопрос лежащий в пределах догматов христианства (этому миру всё-равно понадобился бы Христос-спаситель). Таким образом в этой дилогии С.Л. вполне показал, что его православие — не совсем пустые слова. Но во всех остальных вещах С.Л. духа христианства нет, порой есть немало того, что с этим христианским духом вступает в явный конфликт.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
nalekhina 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 20:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата voroncovamaria А человек со здоровой потенцией не может быть христианином и интересоваться "трансцендентальным"? цитата nalekhina
Уважаемая Мария. Эта тема вообще-то — о православной и католической фантастике, т.е. таких произведениях, в которых автор — не просто крестившийся в какой-то конфессии, а призывающий жизнь по принципам этой конфессии. Другими словами, тема тут — не о произведениях с христианской атрибутикой (иначе, например, кучу манги и аниме про девочек-волшебниц придется считать христианской фантастикой), а о произведениях с христианским духом, т.е. в некоторой степени миссионерских. Если это не так, пусть автор темы меня поправит. В остальном, мне кажется, нормально — это не осуждать оппонента, не взбираться на баррикаду с минусометами (особенно в после определенного возраста), а удивляться и спрашивать: "А почему вы так решили". Для этого, в общем-то дискуссии и предназначены, как я понимаю.
|
––– Плюсометчица |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Прозелитическая агитка.
Это такой поджанр?
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 20:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А вообще по сути дела вся художественная литература подпадает под разряд сказки: вымысел, он и есть вымысел, какие бы ни были в нем реалии.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Поджанр чего?
Фэнтези и/или Научной фантастики. М. б. фантастики вообще. Всё остальное деление, по большому счёту, поджанры разной степени заметности.
upd. Чтобы не углублятся в зыбкую почву неустоявшейся терминологии, уточню, свой вопрос «Как соотносится ваша реплика с вопросом Shean, привели-ли вы разновидность околорелигиозной околофантастики или ваш лапидарный ответ следует трактовать как то иначе?»
Я попытался написать свою реплику в столь же лапидарном стиле, как и Вы, но видимо не был понят. И даже смайлик не помог .
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|