Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

http://arnaut-katalan.narod.ru/haetsk5.html — статья Хаецкой на эту тему.

А Хаецкая своим определением отказала Толкину в принадлежности к христианской фэнтези.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А и не надо строгого и универсального. Надо общее,
Общее и есть в данном случае — универсальное. Абсолютно всем не подойдёт никакое.

Кстати, а зачем оно вообще нужно??????
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А Хаецкая своим определением отказала Толкину в принадлежности к христианской фэнтези.
Она имела в виду "православное фэнтези", а не вообще христианское. Толкиен же католик.

Если в статье Хаецкой заменить слово православный на христианский — получим более общее определение. Меня оно, кстати, вполне устраивает.
Или можно заменить "православный" на "католический" и полчим определение "католического фэнтези"8-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:38  
цитировать   |    [  ] 
То есть, католическая фантастика непременно должна утверждать папский примат и непорочность Девы Марии?
А если не — то это уже какая-то другая, не католическая фантастика?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 01:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А скольких? И каких именно? Любых на выбор? Достаточно одного про Отца/сына/святого духа? Тогда почему в определении "положений"?


Это уже будет махровая теология вообще-то. И теологические же, а не литературные, вопросы соподчиненности утверждений символа веры.
Как можно догадаться, при отказе в объективном существовании Богу-Отцу, утверждать всеобщее воскресение мертвых — это уже что угодно, но не христианство. Без первого пункта ничего не получается в принципе. Все остальное — вопросы хронотопа.

Однако ж, все это должно утверждаться на уровне авторского высказывания, а не быть где-то в области подразумеваемого.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Apraxina

Как можно догадаться, при отказе в объективном существовании Богу-Отцу, утверждать всеобщее воскресение мертвых — это уже что угодно, но не христианство. Без первого пункта ничего не получается в принципе. Все остальное — вопросы хронотопа.

Вот это уже гораздо более понятно и конкретно. Есть базовое определение с рядом условий. Первое — обязательное. Остальные — нет. И вот тут-то, как мне кажется и будет собака зарыта. Одного пункта окажется мало (завтра накидаю примеров книг, где есть Бог-Отец/Сын/дух, но не христианских), а дальше всё очень начнёт плавать.
Но это всё уже завтра.

PS кстати, Veronika, у меня возникло подозрение, что ни одно определение не позволит вместе соотнести Расселл и Толкина.

цитата kagerou

То есть, католическая фантастика непременно должна утверждать папский примат и непорочность Девы Марии?
А если не — то это уже какая-то другая, не католическая фантастика?

Вот собственно с этим я и пытаюсь разобраться. Именно требование "Утверждает объективную истинность основных положений религии" мне кажется очень спорным, потому что "положение религии" и дух этой религии не одно и то же.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:00  
цитировать   |    [  ] 
О! На ловца и зверь бежит.
http://7mirotvorec.org.ua/fragmenty.php — Павел Александров, "Седьмой Миротворец" и "Восхождение Миротворца". Кто-нибудь это читал?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Veronika, у меня возникло подозрение, что ни одно определение не позволит вместе соотнести Расселл и Толкина.
Именно. А я воспринимаю и то, и другое как вполне католические тексты8-). Так зачем мне такое невместительное:-) определение?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


магистр

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 02:49  
цитировать   |    [  ] 
А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 08:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Snowman

А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?


"Море изобилия" Мисимы?

Dark Andrew Я знала, что мы сюда приедем — ну и какие же положения мы будем считать основными?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Snowman

А есть примеры иудейской, буддисткой или исламской фантастики?

С использованием этих религий — полно. А можно ли их так называть... не факт ))))

цитата kagerou

Я знала, что мы сюда приедем — ну и какие же положения мы будем считать основными?

Э нет, я свою позицию в первом сообщении указал, на мой взгляд "католическая (православная) фантастика" — это искусственная сущность, под которую каждый записывает что вздумает. Поэтому я не могу сказать, что надо считать основными, мне вообще определение, связанное с положениям не нравится. Тед Чан мне вспоминается по этому поводу, "Ад — это отсутствие бога". По определению с положениями — это очень даже христианская фантастика. А по духу — абсолютно наоборот, более жестока, чем Пулман.


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Э нет, я свою позицию в первом сообщении указал, на мой взгляд "католическая (православная) фантастика" — это искусственная сущность, под которую каждый записывает что вздумает.


Согласна.


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 09:56  
цитировать   |    [  ] 
Требовать абстрактного "определения" для некого условно вычленяемого корпуса текстов значит ставить телегу впереди лошади.
Все, что требуется — это перечислить тексты, входящие в данный корпус. Это и будет определение "через перечисление".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 10:08  
цитировать   |    [  ] 
И, конечно, следует различать христианский реализм и христианскую фантастику.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 11:30  
цитировать   |    [  ] 
Православное фэнтези в православных кругах, в первую очередь, это бывшие пару лет назад (не знаю, как сейчас) модными произведения Юлии Вознесенской. Все ее "Посмертные" и "с макаронами" приключения, "Юлианны" и прочая. Там присутствует не только вера/неверие героев, но и полная картина мира, почти соответствующая православию. Почти, потому что догматических нарушений там выше крыши, вплоть до еретических утверждений, но основная канва придерживается основных вех. Больше, пожалуй, к этому жанру отнести ничего нельзя. Или я больше ничего не знаю.
Здесь, конечно, тоже свои условности. Поскольку для православного человека и Рай, и Ад, и их обитатели реальны. Однако тот вид, в котором их описывает вышеупомянутая авторша, — плод ее фантазии, как оно там на самом деле — точно неизвестно.
–––
Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 11:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Требовать абстрактного "определения" для некого условно вычленяемого корпуса текстов значит ставить телегу впереди лошади.
Все, что требуется — это перечислить тексты, входящие в данный корпус. Это и будет определение "через перечисление".

И что нам оно даст?
Определение через перечисление даёт возможность всего лишь перечислить набор старых текстов, но не даёт главного — возможности отнесения нового, только что написанного произведения к выбранной категории. Кроме того, перечисление даст разные результаты в зависимости от того, что каждый вкладывает в понятие "православная/католическая фантастика".
Я же не ставлю телегу впереди лошади, а хочу получить пусть не 100%, но хотя бы 85% определение, которое позволит говорить о том, что эти термины реальные, а не очередные миракли.


активист

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 12:05  
цитировать   |    [  ] 
Христианская фантастика? Как насчёт "Гипериона"?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 12:13  
цитировать   |    [  ] 
Kshishtof A.
Пока мне кажется рано опросы делать, надо мнения собрать.

цитата Kshishtof A.

Значит, возникает глобальный вопрос: обязана ли "религиозная" фантастика обязательно характеризовать религию со знаком плюс?

Так я же с первого сообщению говорю — это зависит от определения. А определения нет.


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 12:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Phingolphin

Христианская фантастика? Как насчёт "Гипериона"?


Тогда уж надо говорить об антихристианской...


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 12:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

я сам прекрасно понимаю, что моё определение достаточно провокационно, т.к. позволяет отнести к РФ не только Льюиса, но и Пулмана


Лично мной Пулман в глубоком знании догматики не замечен.
Человек, который считает, что первородный грех — это трах, явно прогулял в школе религию :).
Страницы: 123456...353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх