Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 00:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А потому что ему это интересно.


Тогда имеет смысл обратиться для начала к профессионалам.
Ну, сложно, да. А кто сказал, что будет легко?

цитата Dark Andrew

Суть классификации Kail Itorr очень точно сформулировал — возможность разделения по категориям по простым опозноваемым признакам.


Угу. "Взять и поделить", как говаривал один герой одого фантастического рассказа.
А когда оказывается, что признаки вовсе не так просты — начинается, извините, либо жалкое нытьё, либо надувание щек.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 00:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Тогда имеет смысл обратиться для начала к профессионалам.
Ну, сложно, да. А кто сказал, что будет легко?

А назовите мне область человеческой деятельности, где ещё так сложно?
Почему в другом первичная классификация относительно проста, а тут запутана донельзя. Точнее не почему, а зачем она запутана донельзя?

Я в данном случае не понимаю именно причин (кроме "так уж повелось") такой странной классификации, когда одно слово зачем-то обозначает разные вещи, когда никто даже не пытается использовать подтипы, а простому человеку нельзя её объяснить на пальцах. Почему никто не хочет пойти другим путём и иначе строить сами принципы разделения.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 00:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

А когда оказывается, что признаки вовсе не так просты — начинается, извините, либо жалкое нытьё, либо надувание щек.

А когда выясняется, что признаки не так просты — то их самих надо поделить. И так далее. До элементарных и неделимых. И на их основе строить остальное.


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 00:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А назовите мне область человеческой деятельности, где ещё так сложно?


Да что угодно.
Понимаете, если бы мне интересны были все эти трубы, и что куда подключается — я бы внимала Василию Васильевичу, а не занималась собственными изысканиями на эту тему. Или занималась бы — но в любом случае ПОСЛЕ того, как я выйду в благородном занятии сантехникой на уровень Василия Васильевича.

Почему в другом первичная классификация относительно проста

В чем она проста, скажите? В биологии она проста? В физике? Химии? Медицине? Военном деле?

цитата

Я в данном случае не понимаю именно причин (кроме "так уж повелось") такой странной классификации, когда одно слово зачем-то обозначает разные вещи, когда никто даже не пытается использовать подтипы, а простому человеку нельзя её объяснить на пальцах.


Причиной тому, что одно слово обозначает разные вещи — отмеченный еще Ф. де Соссюром аситмметричный дуализм языкового знака.

цитата

Почему никто не хочет пойти другим путём и иначе строить сами принципы разделения.


Во-первых, что значит "никто"?
В каждом поколении филологов непременно пояляется школа, которая хочет опроуинуть уже существующее понимание вещей. Формалистов — структуралисты, структуралистов — постструктуралисты, постструктуралистов — "новые историки" и не видать этому конца.
Просто всех их интересует не приблизить литературоведение к пролетарию — а самим приблизиться к истине, узнать еще больше.

Я стала изучать литературоведение, чтобы знаь, как и что работает именно и конкретно у меня. Чтобы мое творчество не работало по принципу "черного ящика". Чтобы точно знать: что именно пробуксовывает, когда с текстом что-то не клеится. Я изучаю его как автогонщик изучает механику автомобиля. Как врач изучает человеческое тело и его физиологию. И в общем-то мы, филологи — не закрытый орден и не прячем никакого тайненького знаньица. ПРосто человек сам ничего не поймет, если для начала не ответит на вопрос "Зачем это мне".


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Извините, я постоянно забываю, что вы приписываете реальное существование этой абстракции.

Это вы считаете род литератруы не существующим. И если на то пошло, то и жанр, вами любимый, и метод, и прием — это тоже абстрактные понятия. Я с вами не согласна и согласна не буду, потому что то, что вы предлагаете, противоречит моим убеждениям и знаниям как профессионала. А если лично Вы хотите блуждать в потемках — я ничего не имею против, только других туда не заводите.

цитата ameshavkin

Извините, но это софистика.

Вы так часто занимаететсь софистикой, что упреки по отношению к другим выглядят смешно. А роман от рассказа и поэму от стихотворения отличают отнюдь не по объему. Почитайте учебник по теории литературы сначала.

цитата ameshavkin

Единственный представитель — Феогнид. Но есть ли у него лирика? По-моему, чистая дидактика.

Вот это и есть софистика в чистом виде! Как-то забыли об элегиях Солона и Тиртея, и вот пожалуйста! Только что предлагали определять жанры по признакам и объему, а теперь заявляете, что у Феогнида не лирика, а дидактика, а признаков лирического произведения уже не видите! То, что нам выгодно подчеркиваем, то, что невыгодно, просто игнорируем! Как замечательно так вести полемику!
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Почему в другом первичная классификация относительно проста
В чем она проста, скажите? В биологии она проста? В физике? Химии? Медицине? Военном деле?

Да, во всех перечисленных областях первичная классификация проста и понятна. Если дальше в глубины идти, там возникают свои тонкости, но первичная, самого верхнего уровня — проста и очевидна.

А ответ на вопрос "зачем" я уже дал — интересно. Интересно, к какой категории относится вот то-то и то-то и почему именно к этой. Но если в вышеперечисленных вами физике, химии и т.д. есть хотя бы первичный чёткий набор понятий по которым идёт классификация, то в литературоведении этого набора понятий нет. Вернее есть, но не один, и не два, что данная тема и демонстрирует. И из-за этого всё и путается.


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А когда выясняется, что признаки не так просты — то их самих надо поделить. И так далее. До элементарных и неделимых. И на их основе строить остальное.

Вопрос на самом деле в том, что признаки произведения просты, но каждое произведение обладает целым набором признаков, и по одному они не ходят. Вот мы говорим, что люди бывают толстые и худые, европеоиды и монголоиды, рыжие и брюнеты, спокойные и агрессивные, но разве один из признаков поможет нам определить типы людей? С произведениями литературы так же. Каждое обладает рядом признаков и на их основе они объединяются в группы. Но одна группа может пересекаться с другой, как множество рыжих людей может пересекаться, но не полностью накладываться на множество худых, к примеру.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Да, во всех перечисленных областях первичная классификация проста и понятна. Если дальше в глубины идти, там возникают свои тонкости, но первичная, самого верхнего уровня — проста и очевидна.


Я так не думаю. И большинство школьников — тоже :).

цитата Dark Andrew

А ответ на вопрос "зачем" я уже дал — интересно.


Если это праздный интерес — ну вот просто "шоб було" — то вы себе классификацию можете хоть сами придумать, хоть из Педивикии взять.

цитата Dark Andrew

то в литературоведении этого набора понятий нет. Вернее есть, но не один, и не два, что данная тема и демонстрирует. И из-за этого всё и путается.


Во-первых, он есть.
Просто вы начинаете не оттуда. Билогию ведь не начинают преподавать с классификации — ее начинают преподавать с клетки. И химию начинают преподавать не с классификаций, а с природы химической реакции. Вы хотите перепрыгнуть сразу через несколько ступенек. Вам сразу давай понятное и однозначное объяснение тому, что такое жанр — т. е. того, что само постоянно находится в процессе становления и понимание чего находится в том же процессе. Это ве равно как если бы в химии прыгнуть сразу к сложной органике и давать поняную классификациюбелков, аренов, спиртов и жиров.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Вопрос на самом деле в том, что признаки произведения просты, но каждое произведение обладает целым набором признаков, и по одному они не ходят. Вот мы говорим, что люди бывают толстые и худые, европеоиды и монголоиды, рыжие и брюнеты, спокойные и агрессивные, но разве один из признаков поможет нам определить типы людей? С произведениями литературы так же. Каждое обладает рядом признаков и на их основе они объединяются в группы. Но одна группа может пересекаться с другой, как множество рыжих людей может пересекаться, но не полностью накладываться на множество худых, к примеру.

Вот это я как раз прекрасно понимаю — это то, что можно условно назвать облаком тегов или параллельными шкалами. Но тогда у меня сразу возникает вопрос — почему я нигде не могу найти просто список этих признаков, разбитый на эти параллельные шкалы.
Т.е. на вашем примере есть четыре отдельные шкалы:
1. цвет волос
2. раса
3. склад характера
4. тип комплекции
При этом:
— шкалы не пересекаются между собой, т.е. каждая шкала отвечает за одну характеристику, которая не учитывается в других шкалах
— названия признаков в шкалах не повторяются
— при этом, человек не может быть одновременно по одной шкале иметь два разных признака
т.е. всё чётко и однозначно

И я и спрашиваю, почему вот именно этого в литературоведении никто не может/не хочет сделать? Или, если это всё-таки есть, то где можно прочитать об этих шкалах?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Если это праздный интерес — ну вот просто "шоб було" — то вы себе классификацию можете хоть сами придумать, хоть из Педивикии взять.

Я не хочу придумывать, мне хватило сломать мозги, когда я в фантлабовский классификатор жанров пытался упихать поджанры фантастики, так, чтобы можно было более-менее точно отнести произведение к той или иной категории. Я хочу узнать, как это делается правильно.

цитата kagerou

Просто вы начинаете не оттуда. Билогию ведь не начинают преподавать с классификации — ее начинают преподавать с клетки.

И неправда, кстати. Начинается каждый раздел — с систематизации, а детали начинаются снизу вверх уже потом.


авторитет

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 10:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

я и спрашиваю, почему вот именно этого в литературоведении никто не может/не хочет сделать?

Да, потому что это никому кроме литературоведов не нужно)
Ни писателям, ни читателям
–––
tomorrow never knows


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 11:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

Да, потому что это никому кроме литературоведов не нужно)
Ни писателям, ни читателям

Вот такие аргументы принять никак нельзя. А физика не нужна никому кроме физиков.


авторитет

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 11:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А физика не нужна никому кроме физиков.

Вещи типа "популярная физика" знаю.
А вот как с литературоведением?
–––
tomorrow never knows


авторитет

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 11:08  
цитировать   |    [  ] 
но дело не в этом.
Физика сама по себе первична, а литературоведение вторично.
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 11:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Я не хочу придумывать, мне хватило сломать мозги, когда я в фантлабовский классификатор жанров пытался упихать поджанры фантастики, так, чтобы можно было более-менее точно отнести произведение к той или иной категории. Я хочу узнать, как это делается правильно.


А правильно это делается вот как: для начала мы задаемся вопросом, что именно, какой именно поэтический элемент, делает эту книгу тем, что мы о ней думаем.
Смотрим на книги данного ряда. Ищем общее. Определяем его формальный признак.
Проверяем себя на друггих книгах.

Кроме того. Когда я предложила простую и понятную классификацию — по способц создания фантастического хронотопа — вы ее отвергли первым. На каком основании? На том, что вам было непонятно — и до сих пор непонятно — что такое хронотоп.
А ведь это самый существенный элемент фантастической поэтики.
Если вам неочевидна необходимость разобраться с самым существенным элементом — то дальше можно, как говорится, сливать воду. Чтобы лишний раз не тольчь ее в ступе.


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 11:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

Да, потому что это никому кроме литературоведов не нужно)
Ни писателям, ни читателям


Писатели, которым это "не нужно" производят тонны откровенного дерьма.
А читатели их читают.


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 12:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

И я и спрашиваю, почему вот именно этого в литературоведении никто не может/не хочет сделать? Или, если это всё-таки есть, то где можно прочитать об этих шкалах?


О, майн Готт...

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Lite...
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Lite...
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Lite...


магистр

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 13:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Да, во всех перечисленных областях первичная классификация проста и понятна. Если дальше в глубины идти, там возникают свои тонкости, но первичная, самого верхнего уровня — проста и очевидна.

Ничего не скажу за физику, но в биологии это совсем не так. Попробуйте классифицировать бурые, красные или диатомовые водоросли, например. К какому царству они относятся? Или вирусы — они вообще относятся к живым организмам или нет?

цитата Dark Andrew

Начинается каждый раздел — с систематизации, а детали начинаются снизу вверх уже потом.

Ботанику, например, начинают с морфологии и анатомии растений, а уже сильно потом добираются до систематики.


авторитет

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 14:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Писатели, которым это "не нужно" производят тонны откровенного дерьма.

не все кто пишет ( и издаётся) писатели
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 24 октября 2009 г. 14:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Это вы считаете род литератруы не существующим

Женетт меня поддерживает.:-)
На чем основано это сакраментальное деление на "три основных рода"? Да ни на чем, так на потолке написано. Видите ли, "эпическому" произведению "присуща" какая-то там "объективность". Бла-бла-бла. Чистой воды схоластика. Т.е. логически непротиворечивые рассуждения, безотносительные к реальности как таковой.

цитата Шолль

А если лично Вы хотите блуждать в потемках — я ничего не имею против, только других туда не заводите.

Лично я хочу блуждать в потемках, а не брать в поводыри слепца (я имею в виду авторитет "общепринятого мнения", а не кого-то из присутствующих).

цитата Шолль

Почитайте учебник по теории литературы сначала.

"Сначала" и я читал учебники, это было четверть века назад. С тех пор мой круг чтения расширился.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 123...1617181920...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх