автор |
сообщение |
Шолль 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 09:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Это серьезная литературоведческая проблема, пока еще сравительно мало копанная. Вот ее было бы интересно поковырять.
Сравнительно — да. Практически все монографии по научной фантастике 60-80 начинаются с обсуждения этой проблемы и определения видовых характеристик фантастики. Но вот я, надеюсь как и вы, считаю, что фантастика как система начинается с хронотопа.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 12:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль греко-латинских, как и англо-французских слов не существует
цитата Н. С. Трубецкой Но, направившись сначала против немецких заимствований, это пурификаторское стремление в конце концов привело к созданию новых слов и для таких понятий, которые во всех европейских языках выражаются греко-латинскими словами.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 12:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou И вести ее было бы гораздо интереснее, нежели пытаться объяснить кому-то, что такое дважды два четыре.
А я вот не теряю надежды и пытаюсь.
цитата kagerou В рамках одного дискурса "стиль Руссо" и "стиль реализма" существовать не могут. А тасовать дискурсы как карты — махровая любительщина либо жульничество.
Поясните, академик Лихачев, он любитель или жулик?
цитата kagerou Например, беседа с чертом нами воспринимается как фантастика — а вот для Достоевского существование чертей и возможность беседы с ними — ни разу не фантастика.
Вы считаете, что это не фантастика, потому что Достоевский был православный верующий, а они обязаны верить в чертей? Верующие и сейчас есть, и они, по-вашему, не воспринимают это место как фантастику? Слишком узко и доктринально. По-моему, очевидно, что для Достоевского беседа с чертом прежде всего литературный прием, вовсе не требующий веры в реальность чертей. Т.е. стопудово фантастика.
цитата kagerou Но о фантастикуе ка приеме у, скажем, стругацких говорить уже нельзя.
Вот как? А мнение самих Стругацких значит не считается?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 13:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Для современников Кальдерона и де Молина ни "Волшебный маг", ни явление Командора в финале "Дон Жуана" — ни разу не фантастика. Ни как прием, ни как метод, ни как жанр — ни в каком виде.
Я бы не был столь категоричен. В эстетике Нового времени (от Ренессанса до Просвещения) категория чудесного занимает свое место, в т.ч. является предметом теоретической рефлексии. Кальдерон наверняка знал, что вводит в свою драму "чудесное". А "чудесное" определенно связано с "фантастическим".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak 
 миродержец
      
|
16 октября 2009 г. 13:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin По-моему, очевидно, что для Достоевского беседа с чертом прежде всего литературный прием, вовсе не требующий веры в реальность чертей. Т.е. стопудово фантастика.
К вопросу об относительности понятия фантастического: напомню, что Достоевский и "Кроткую" назвал "фантастическим рассказом", поскольку сама возможность фиксации потока сознания для него была тем самым "элементом необычайного". Фантастика как прием в чистом виде, даром что для нас, живущих после Пруста и Джойса, — реализм чистой воды.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak 
 миродержец
      
|
16 октября 2009 г. 13:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin цитата kagerou Но о фантастикуе ка приеме у, скажем, стругацких говорить уже нельзя. Вот как? А мнение самих Стругацких значит не считается?
Все опять упирается в терминологию. "Прием" — (1) средство для произведения такого-то эффекта и решения таких-то задач (АБС); (2) единичный элемент, а не их система (каковая система образует жанр). Так что у Стругацких фантастики — и прием, и не прием, как посмотреть.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 13:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Достоевский и "Кроткую" назвал "фантастическим рассказом", поскольку сама возможность фиксации потока сознания для него была тем самым "элементом необычайного".
Как известно, образцом для "Кроткой" послужил рассказ Гюго "Последний день приговоренного". Но Гюго-то свой рассказ фантастикой не считал.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Petro Gulak 
 миродержец
      
|
16 октября 2009 г. 17:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Но Гюго-то свой рассказ фантастикой не считал.
Что очень типично и для становящегося жанра (фантастика), и для становящегося... гм... метода (поток сознания).
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 18:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Но вот я, надеюсь как и вы, считаю, что фантастика как система начинается с хронотопа.
Дайте я вас обниму и поцелую! Ну конечно же, с хронотопа! ПРичем этот хронотоп отслеживается и опознается соверщенно отчетливо! Но по Бахтину — хронотоп творит жанр. Э?
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 18:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin А я вот не теряю надежды и пытаюсь.
А вы ее лучше потеряйте. У вас тут слишком сильные конкуренты. Вы же не собираетесь соперничать с госпожой скуратовской в этом вопросе?
цитата ameshavkin Поясните, академик Лихачев, он любитель или жулик?
А он занимался именно этим? Право же, что ни день, то новость.
цитата ameshavkin Вы считаете, что это не фантастика, потому что Достоевский был православный верующий, а они обязаны верить в чертей? Верующие и сейчас есть, и они, по-вашему, не воспринимают это место как фантастику? Слишком узко и доктринально.
Зато факт. Да в общем-то и неверующие этот момент трактуцют скорее как метафору, нежели как фантастику (но ничего, как иллюстрация к приему с сыром покатит).
цитата ameshavkin Вот как? А мнение самих Стругацких значит не считается?
У кита ведь не спрашивают, считает ли он себя рыбой :).
цитата ameshavkin . Кальдерон наверняка знал, что вводит в свою драму "чудесное". А "чудесное" определенно связано с "фантастическим".
Не в сознании человека 17-го столетия. До ПРосвещения "чудесное" и "фантастическое" занимают, скажем так, разные кластеры.
|
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А он занимался именно этим? Право же, что ни день, то новость.
Представьте себе, он занимался именно "этим". Литературоведением.
цитата kagerou Зато факт
Я мог бы привести цитаты из Бахтина и десятка других авторитетных исследователей. Но, похоже, вас не убедить, что кто-то кроме вашего научного руководителя мог заниматься "этим".
цитата kagerou У кита ведь не спрашивают, считает ли он себя рыбой :).
Собака знает, что она собака, а не кошка. Так и кит знает, что он не рыба
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 19:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Поясните, академик Лихачев, он любитель или жулик?
А может быть нужно внимательнее читать Лихачева? И не приписывать ему свои идеи (не буду опредлять их качество).
цитата kagerou Но по Бахтину — хронотоп творит жанр. Э?
Бахтин выделяет качества хронотопов отдельных жанровых разновидностей, это так. Но у него есть и другие типы хронотопа :"дома", "замка", "порога" и т.д. Они ведь не привязаны к конкретному жанру. Потом Бахтинская теория, направленная на объединение художественного пространства-времени не единственная. Многие предпочитают разделять время и пространство. По-моему, в НФ доминируещей компонентой оказывается пространство, а время почти всегда либо мифологизированное будущее, либо вообще приобретает качества пространства (путешествия во времени).
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Я мог бы привести цитаты из Бахтина и десятка других авторитетных исследователей. Но, похоже, вас не убедить, что кто-то кроме вашего научного руководителя мог заниматься "этим".
Понимаете, опыт общения с верующими у меня самый непосредственный, с одной стороны, и интроспективный — с другой. И если передо мной появится диавол или кто-то из его подручных, я буду несколько удивлена таким вниманием адских сил к своей скромной персоне, но нисколько не самим фактом появления. Таким образом. для меня лично эти сущности — никак не фантастический элемент. И для многих людей тоже.
Понятия не имею, чем бы вам тут помог Бахтин.
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
16 октября 2009 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Бахтин выделяет качества хронотопов отдельных жанровых разновидностей, это так. Но у него есть и другие типы хронотопа :"дома", "замка", "порога" и т.д. Они ведь не привязаны к конкретному жанру.
Логично. Но с другой стороны — у нас с фантастикой явно не тот случай. Фантастический хонотоп — штука настолько легко опознаваемая и формализуемая, что эту милую у нас узнают по походке о всех видах не только литературы, но и искусства вообще, где хронотоп имеет значение (кино, живопись, сценическое действие, компьютерная игра).
цитата Шолль По-моему, в НФ доминируещей компонентой оказывается пространство, а время почти всегда либо мифологизированное будущее, либо вообще приобретает качества пространства (путешествия во времени).
Это один из вариантов. Второй вариант — чистая утопия (и антиутопия, как антижанр), когда время опознается не как фантастическое, а пространство — как фантастическое. Собственно, "Утопия" сэра Т. Мора — пожалуй, первый образец научной фантастики (потому что Мор описывает свою утопию именно в рамках научного подхода своего времени). Этот жанр практически вымер с исчезновением с карты "белых пятен", но его классические образцы — "Маракотова бездна" и разнообразные "Атлантиды", "Аэлита", "Марсианский" цикл Берроуза — никуда ведь не делись.
И третий вариант — помещение фантастической "вещи" в подчеркнуто реалистический хронотоп.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
17 октября 2009 г. 10:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Раз мы варианты хронотопа начали определять, может это и не такая формализованная структура в фантастике?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
17 октября 2009 г. 11:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Что можно определить, можно и формализовать. Так вот, в фантастике есть строго эти три варианта: "фантастическое время-как-место" (сюда входят и книги о будущем, и антиутопии-утопии, относящиеся к будущему, и альтернативная история, и фэнтези), "фантастическое место" и "фантастическая вещь во времени/месте, опознаваемом первоначально как реальные".
|
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
17 октября 2009 г. 12:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А может быть нужно внимательнее читать Лихачева? И не приписывать ему свои идеи (не буду опредлять их качество).
Вот именно. Цитату я привел, читайте внимательнее. Подробнее о теории стилей: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X — XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973.
цитата Шолль другие типы хронотопа :"дома", "замка", "порога"
Это уже не Бахтин, а позднейшие развиватели темы.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
17 октября 2009 г. 12:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Понимаете, опыт общения с верующими у меня самый непосредственный, с одной стороны, и интроспективный — с другой. И если передо мной появится диавол или кто-то из его подручных, я буду несколько удивлена таким вниманием адских сил к своей скромной персоне, но нисколько не самим фактом появления.
Достоевский был точно не из таких верующих.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Blackbird22 
 авторитет
      
|
|
Suzume 
 новичок
      
|
17 октября 2009 г. 13:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Господа, а вам не кажется, что не в том направлении копаете?;)
Может сначала разлажить фантастику по полочкам и там уже смотреть ху из ху.
Если мы возьмем классический детектив и поменяем в нем антураж. Заменим убийцу на робота, а убитого на инопланетянина. Это фантастика? Или это так и останется детективом. А если фантастика это жанр или метод?;)
|
|
|