Тысяча и одна ночь


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Тысяча и одна ночь»

Тысяча и одна ночь

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 7 мая 2018 г. 20:17  
цитировать   |    [  ] 
Вот, по-видимому, самый реально доступный образец для подражания и Ушину, и другим. Роскошные каталоги выставок с нумерованными экземплярами могли дойти не так скоро, на самих выставках тоже много не запомнишь. Качество скана, конечно, увы, но некоторое представление дает. И сходство Ушина с этими вынужденно чёрно-белыми снимками нагляднее, чем с цветными, к которым мы уже привыкли и которыми избалованы.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 мая 2018 г. 23:21  
цитировать   |    [  ] 
не могу найти The Arabian Nights (1863) с иллюстрациями Тенниела


авторитет

Ссылка на сообщение 8 мая 2018 г. 03:52  
цитировать   |    [  ] 
“Мне подарили персидскую миниатюру XVI века невообразимой красы. Вокруг неё стихотворная надпись, кажется, позднейшая. Призванный для этого специалист прочел и перевел её”. Анна Ахматова в письме Льву Гумилеву.

Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой.

И небо, точно бирюза,
И принц, поднявший еле-еле
Миндалевидные глаза
На взлет девических качелей.

Николай Гумилёв 1919 год


активист

Ссылка на сообщение 8 мая 2018 г. 05:10  
цитировать   |    [  ] 
Как раз после нескольких западных крупных публикаций на тему,
когда персидская миниатюра уже вошла в культурный кругозор эпохи.
И не исключено, что из чьей-то разорённой коллекции.


активист

Ссылка на сообщение 8 мая 2018 г. 05:56  
цитировать   |    [  ] 
Восточные миниатюры обещаны (есть ссылки) ещё в такой книге, вышедшей несколькими годами раньше.
Martin F.R. A History of Oriental Carpets before 1800. Wien, 1908.
Но, в отличие от других упомянутых, её я не нашёл.
И заглавие не совсем на тему, конечно. Степень доступности можно представить.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 мая 2018 г. 06:34  
цитировать   |    [  ] 
Африканские фотографии Гумилёва                       https://meduza.io/feature/2016/04/15/zapa...


активист

Ссылка на сообщение 8 мая 2018 г. 09:26  
цитировать   |    [  ] 
Спасибо. Старые фотографии со стеклянных негативов даже просто воспроизвести с такой же степенью четкости было нереально.


активист

Ссылка на сообщение 10 мая 2018 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 
Вообще, упоминание качелей в такой связи у Гумилева довольно странно. Такими ситуациями, кажется, Фрагонар больше интересовался : http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0123...


авторитет

Ссылка на сообщение 10 мая 2018 г. 17:31  
цитировать   |    [  ] 
Нашёл такой вот комментарий

"В стихотворении Н.С. Гумилева «Персидская миниатюра» упоминаются девические качели, за взмахами которых наблюдает влюбленный принц. «Невиданные туберозы» сказочного сада, изображенного на персидских миниатюрах, связаны у Гумилева с идеей женственности, понимаемой как светлая красота.
Символика «девических качелей» также связана с Вечно Женственным началом мироздания. Качели занимали важное место в мифологии восточных и южных славян. На качелях катались у южных славян на масленицу или в Юрьев день, у восточных — в день Сорока мучеников и на Пасху. Качание на качелях разрешалось во время Великого поста, а затем, прерываясь на период Страстной недели, возобновлялось на Пасху и продолжалось в течение всей Светлой недели. Последним днем, когда могли качаться на качелях, было восьмое воскресенье по Пасхе. Качание на качелях воспринималось как магический способ склонить молодых людей к супружеству. Более того, качание на качелях или на ветвях деревьев считалось одним из любимых занятий женских персонажей славянской мифологии".

Если с такой силой за уши притягивать, то уши и оторваться могут....


авторитет

Ссылка на сообщение 10 мая 2018 г. 17:39  
цитировать   |    [  ] 
Логичнее предположить. что Фрагонар и персидские миниатюры вызывали в душе поэта схожую гамму эмоций


активист

Ссылка на сообщение 10 мая 2018 г. 22:25  
цитировать   |    [  ] 
Нашлись и качели, впрочем, не совсем там, и попозже :
https://www.youtube.com/watch?v=7I2DrzDHq7Q
Картинка в течение первой минуты исполнения.


авторитет

Ссылка на сообщение 15 мая 2018 г. 18:09  
цитировать   |    [  ] 
-- Угодны ли твоему сердцу, о подобный луне, рассказы о приключениях удивительных и необыкновенных? -- лукаво осведомился он у насупившегося Вольки. -- Известно ли тебе, к примеру, история о трех черных петухах багдадского цирюльника и его хромом сыне? А о медном верблюде с серебряным горбом? А о водоносе Ахмете и его волшебном ведре? (Л.Лагин. Старик Хоттабыч.)

Кто-нибудь знает, что это за сказки, из какого источника Лагин о них узнал?


активист

Ссылка на сообщение 15 мая 2018 г. 18:21  
цитировать   |    [  ] 
Да придумал, скорее всего, сам. Вообще, Лагин, кажется, Салье не читал, только переводы-пересказы из вторых рук. По Салье из кувшина вылезает ифрӣт, а не джиннӣ.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 мая 2018 г. 21:14  
цитировать   |    [  ] 
Я как-то писал в теме, что галлановская сказка "Сиди Нуман" оказалась записана у поморов Архангельской области. Сегодня, просматривая собрания украинского фольклора 19-го века, я наткнулся все на того же галлановского "Сиди Нумана", записанного в Каменец-Подольской губернии под названием "Про паню, що мясо мертвыхъ iла".

–––
Mors certa, hora incérta


активист

Ссылка на сообщение 15 мая 2018 г. 21:29  
цитировать   |    [  ] 
Очень похоже на правду, спасибо. Русские переводы с Галлана в рукописях ходили по рукам по крайней мере с 1730-х годов, печатный перевод Богдановича, Филатьева &Со — с 1760-х, да печатный перевод и переписывали еще ценители. И одна такая рукопись даже до Болгарии добралась.

А по английскому прото-Хоттабычу есть фильм The Brass Bottle. Когда-то был выложен полностью, но сейчас остались только отрывки.


авторитет

Ссылка на сообщение 15 мая 2018 г. 22:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата morozov53

Когда-то был выложен полностью, но сейчас остались только отрывки.


1964? Если да, то вполне себе остался. В оригинале как минимум, переводом не интересовался.


активист

Ссылка на сообщение 16 мая 2018 г. 07:18  
цитировать   |    [  ] 
Он самый. Я на Ютьюбе когда-то посмотрел, но вчера там уже не было. А перевод особо и не нужен — сюжет понятен и так, интересны режиссёрские решения.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 мая 2018 г. 11:31  
цитировать   |    [  ] 
Вообще, Лагин, кажется, Салье не читал, только переводы-пересказы из вторых рук.

Думаю, должен был читать. Арабские выражения и буквализмы Хоттабыча не могли возникнуть без влияния перевода Салье. Галлан и прочие совсем не такие прикольные в смысле выражений и оборотов. Кстати редакция 1938 года тоже гораздо менее интересна с этой точки зрения. Возможно Лагин прочитал Салье после 38 года и уже последующие редакции изукрасил арабскими приколами. Поэтому лично мне версия 1938 года не нравится.


активист

Ссылка на сообщение 16 мая 2018 г. 14:28  
цитировать   |    [  ] 
Похоже, что так и есть. Хотя по времени в детстве он должен был читать обработку Мардрюса, а она не такая уж упрощенная. Старое и привычное всегда как-то нравится больше, а по непривычной тогда стилистике Салье мог кому-то и в принципе не нравиться.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 мая 2018 г. 16:14  
цитировать   |    [  ] 
галлановская сказка "Сиди Нуман" оказалась записана у поморов Архангельской области

Надо отметить, что поморские сказители, по крайней мере в 20 веке, довольно беззастенчиво использовали уже изданный материал. О чём свидетельствует например скандал среди собирателей былин в послевоенные годы обнаруживших в семье знаменитых сказителей Крюковых печатные издания тех же былин. Сказители произвольно их комбинировали, якобы создавая новые, а доверчивые собиратели записывали. Подробно об этом можно прочитать в книге Александра Королёва "Илья Муромец" (ЖЗЛ) Стр 323-325
Страницы: 123...3738394041...134135136    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Тысяча и одна ночь»

 
  Новое сообщение по теме «Тысяча и одна ночь»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх