Какие произведения русской и ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 12:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата dobriy_doktor

Есть ли жизнь за пределами Невского проспекта?

Есть! И подальше есть! И давно пора отменить разжевывать русскую, да и другую литературу. Хватить писать сочинения типа " Образ Базарова" или " Бедные люди в творчестве Достоевского". Уроки литературы должны быть как ознакомительные, с краткой аннотацией многих произведений. А дети подростки сами выберут, что им интересно и не получат стойкого отвращения к классике.
А что Вы хотели. Были " красные" изучали Фадеева, Гладкова, Кочетова и других. Пришли " белые" начали проталкивать своих. Но должны быть просто обзоры типа " Литература советского периода" и т.д.


миротворец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

Если не давать им читать о страшном, то так и будет продолжать расти поколение инфантилов: уже все равно, с книгами они вырастут или без них.
А если заставлять их читать о том, как в России всё время расстреливают и ссылают бедняжек-диссидентов, кто вырастет? Скорее всего, люди, мечтающие свистнуть трактор и свалить из Этой Страны. Или люди, ненавидящие чтение и не верящие ни единому написанному слову.

Нет ничего хуже, чем напихивать политику в литературу, да ещё насильно заставлять школьников её изучать. Как будто знать мнение политэмигранта о советской власти так же важно, как знать родной язык или физические законы. Как будто можно вырастить патриота на лагерной прозе, храбреца и борца на дворянско-эмигрантском нытье. Как будто различные жанры и направления литературы не существуют, а существует только красное и белое.

Я очень рад, что народ в этом голосовании показывает, наконец, как ему осточертели пропихиваемые везде под видом литературы политические мемуары лагерных диссидентов и политэмигрантов. Что голосуют за то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧИТАЮТ РУССКИЕ. За хорошие книги. За романтику — "Алые паруса" и "Человека-амфибию". За остроумную сатиру Ильфа и Петрова, Гоголя, Булгакова. За умную фантастику Стругацких и Булычёва. За настоящих патриотов-фронтовиков — Симонова и Васильева.

Народ посылает к чёрту лагерных нобелиатов и хочет читать хорошие книги.


миротворец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 17:01  
цитировать   |    [  ] 
Лучшее в мире образование можно получить благодаря бессистемному чтению... А школьное преподавание литературы превращено в смесь ликбеза с театром одного актера:-)
Вообще же лучше не злоупотреблять огромными и толстыми романами, а помнить, что почти у любого классика есть масса умных и относительно коротких произведений... А обязательный список лучше не составлять вообще, а переименовать его в рекомендательный с возможностью выбора...
–––
Рево и плаво нерьзя пелепутать...


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 17:09  
цитировать   |    [  ] 
Взять, например, Вишнёвый сад. Чего там только не придумывали вокруг него. А и тогда и сейчас считаю, что прав Лопахин. А что уж там меня пытались заставить написать в сочинении уж и не припомню. Скорее всего ничего не написал. Ибо фальшь не перевариваю. Понятно, что хороших оценок это не добавляло)
–––
tomorrow never knows


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 19:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Robin Pack

А если заставлять их читать о том, как в России всё время расстреливают и ссылают бедняжек-диссидентов, кто вырастет?

Диссидентов и белогвардейцев в списке не так уж много. И они неплохо разбавлены своими идейными противниками. А все это вместе составляет лишь небольшой процент от политически нейтральной литературы.
Лучше "накормить" человека таким винегретом, чтобы понял, что в истории бывало всякое.
Тем более наивно думать, что школьников действительно будут заставлять книги из этого списка читать — они школьную-то программу игнорируют. Но список пусть будет. И даже лучше, что он такой спорный и разнообразный. Хорошие книги, которые у всех на слуху, типа Стругацких и Грина, и так умные родители подсунут. А вот до Шмелева, Дудинцева или Рытхэу додумаются далеко не все. Так кому что здесь может повредить?
–––
Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 19:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

Взять, например, Вишнёвый сад. Чего там только не придумывали вокруг него. А и тогда и сейчас считаю, что прав Лопахин. А что уж там меня пытались заставить написать в сочинении уж и не припомню. Скорее всего ничего не написал. Ибо фальшь не перевариваю.

Не помню, что писала в сочинениях. Кажется ответственные работы по "Вишневому саду" миновали мою головушку. Впрочем, школьная учительница не сильно много вложила в мои мозги. Больше помог хороший репетитор.
А с правотой там сложнее. Как и в реальной жизни. Рушится старый уклад, очень красивый, но нежизнеспособный в новых условиях. Его очень жаль за красоту, но спасти в неизменном виде сложно и требует покрутиться.
   Один выдвигает реальный бизнес-план, благодаря которому уклад рушится, но основа, земля, сохраняется в одних руках. Другие, кому жаль обреченной красоты, ноют, но палец о палец не ударяют, чтобы спасти ситуацию. Или с молодым легкомыслием бросают все и топают "строить новый сад". Кто-то так и погибает под обломками. Пьеса выходит этаким притчеобразным отражением целого пласта жизни.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 19:36  
цитировать   |    [  ] 
PS С политизированными произведениями нужно разбираться тщательно и с умом. Потому что есть, действительно, яркие произведения, а есть бесцветная писанина на злобу дня, тупые агитки, бурчалово и самовлюбленное нытье (в том числе и с весьма знаковыми фамилиями на обложках). И с красной и с белой сторон. Только кто судьи-то нынче?... 8:-0


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 19:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

Только кто судьи-то нынче?...

Читатели. Такие же люди, как и вы, и возраст тут ни при чем. Даже если, о чудо!, школьник прочитает рекомендованную книгу и поймет ее не так, как ожидали сами рекомендатели, ничего страшного в этом нет. Функция расширения кругозора будет выполнена. Если книга при этом окажется действительно знаковой в другой момент жизни, то этот человек уже будет осведомлен, к чему ему обратится. Наверняка, произойдет переоценка соответственно жизненному опыту.
Я, например, сейчас методично перечитываю то, что читала в менее сознательном возрасте. Сколько открытий чудных уже сделала! 8:-0
–––
Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 19:53  
цитировать   |    [  ] 
mischmisch, возраст при том, что у школьников еще нет или почти нет ориентиров в голове. Впрочем, я говорила не столько о политике, сколько о художественном качестве произведений. Политическая ангажированность нередко откусывает изрядный кусок художественности. А то и съедает вовсе. :-)
Я ж говорю: есть яркие произведения, а есть неудачные, хоть и касающиеся интересных вещей или написанные одним из знаковых людей в истории.
А уж отображать недавнюю эпоху с ее противоречиями — и вовсе требует незаурядных мозгов от учителя. Большинство скатывается в какую-либо сторону и долбит, потому что так проще.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 20:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

возраст при том, что у школьников еще нет или почти нет ориентиров в голове

Я эту ситуацию уже описала в предыдущем сообщении. Пусть этих ориентиров нет сейчас, но надо дать им шанс появиться. У наиболее активных эта кристаллизация произойдет через беспорядочное чтение. Большинству, к сожалению, будет вообще на все плевать хоть в 10 лет, хоть в 40. А список дает слабые наметки, что почитать, тому, кого смущает беспорядочность. Откровенно плохого в списке я что-то не увидела. Это не в огромной библиотеке самостоятельно по полкам лазить — неизвестно на какую макулатуру нарвешься. Я, например, сейчас из любопытства на Самиздате кое-что почитала — до сих пор противно. Готова хоть сейчас это по близости лежащей ко мне книгой "зачитать" — мерзкое послевкусие забить. А лежит-то у меня на столе сейчас "Былое и думы" — одна из тех спорных книг из обсуждаемого списка. Я ее недостатки вижу, но все равно она на несколько голов выше "неотсортированного".
И об учителях не волнуйтесь: они со школьной программой совладать никак не могут. Не до дополнительного чтения им, беднягам.
–––
Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

что у школьников еще нет или почти нет ориентиров в голове
Ну так и надо делать так, чтоб они появлялись. Не будут читать литературу, требующую критического осмысления — не появятся.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 20:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

А с правотой там сложнее.

не спорю. Но для школьного сочинения важно, чтобы ученик смог выразить свои мысли и впечатления от прочитанного. У меня такие, у вас такие. Это нормально. А когда всех загоняют в одну колею... Я просто выпадал в осадок от предложенных тем для сочинений. Да и изучаемых произведений по большей части.
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 20:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

А когда всех загоняют в одну колею... Я просто выпадал в осадок от предложенных тем для сочинений. Да и изучаемых произведений по большей части.

Да, что ни говори, а уровень преподавания литературы в школах оставляет желать. Сами учились...>:-|


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 21:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

разве школьники старших классов — дети? Если не давать им читать о страшном, то так и будет продолжать расти поколение инфантилов
Там с этим страшным, мягко говоря, перебор. Едва ли не пятая часть книг. Полное ощущение, что в России ничего кроме репрессий и не было.

цитата Blackbird22

а Солженицина, похоже, надо читать. Чисто из практических соображений

"Один день Ивана Денисовича" — надо. Это литература. А вот "Архипелаг ГУЛАГ" и взрослым смысла не имеет. Разве только историкам литературы. Там ведь фактологический материал, откровенно сказочный. А книгу до сих пор многие подают, как документальную. Школьникам это собрание мифов 70-х, нужно, как рыбе зонтик. Архивы открыты, давно уже есть масса серьёзной литературы по теме, зачем кормить молодых осетриной второй свежести совершенно непонятно.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 21:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Кот в сапогах

А вот "Архипелаг ГУЛАГ" и взрослым смысла не имеет

Тоже мне забота о юном поколении. Неподготовленный и непытливый ум за такое если возьмется, то отложит через пару страниц. А вот если школьник книгу осилит, то честь ему и хвала, и человеку с такой тягой к познанию повредить невозможно.

цитата Кот в сапогах

зачем кормить молодых осетриной второй свежести совершенно непонятно

Но осетриной же, не тухлой килькой. ;-)
Тем более

цитата Кот в сапогах

собрание мифов 70-х

звучит гордо.
–––
Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 22:00  
цитировать   |    [  ] 
Да по-моему, всё, что должно быть включено в школьную программу по литературе, уже есть. Хотя, Мастера и Маргариту я бы убрал, поскольку на обычных уроках этот роман изучать сложно, и включил бы "Белую гвардию", "Собачье сердце".
Ну, из зарубежной литературы добавил бы Толкина, ибо, как бы там не грызлись литературные критики, роман очень стоящий со многими глубокими идеями, в отличие от другого "фэнтази".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 22:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

А вот если школьник книгу осилит, то честь ему и хвала, и человеку с такой тягой к познанию повредить невозможно.

Пусть лучше "Братьев Карамазовых" или "Хождение по мукам" осилит. Удовольствия и пользы в разы больше.

цитата mischmisch

Но осетриной же, не тухлой килькой.

Есть разница в сортах тухлятины?

цитата mischmisch

звучит гордо.

Но читать всерьёз — глупо. :-)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 22:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Демитрий

Хотя, Мастера и Маргариту я бы убрал, поскольку на обычных уроках этот роман изучать сложно, и включил бы "Белую гвардию", "Собачье сердце".

"Белая гвардия" в списках есть. Хотя я не уверен, что имея массу прекрасных книг, стоит включать в списки ПСС — пусть даже и прекрасных писателей.

цитата Демитрий

Ну, из зарубежной литературы добавил бы Толкина, ибо, как бы там не грызлись литературные критики, роман очень стоящий со многими глубокими идеями, в отличие от другого "фэнтази".

Там зарубежной литературы нет в принципе. Список исключительно по русской литературе.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 22:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Кот в сапогах

ам ведь фактологический материал, откровенно сказочный.

сходите в Хамовнический суд — увидите наяву эту сказку.
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2012 г. 22:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Кот в сапогах

Там зарубежной литературы нет в принципе. Список исключительно по русской литературе.

Ну да, а Марка Твена разве уже не изучают в 5-6 классах?
Страницы: 123...1112131415...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

 
  Новое сообщение по теме «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх