Доклад "Будущее ближайших десятилетий. По страницам последних футурологических докладов" (К. Фрумкин) (футурологическая секция)
В последнее время публиковать доклады и исследования с прогнозами о развитии человечества в ближайшие десятилетия становится модным. Своими прогнозами делятся как отдельные футурологи, такие как Рей Курцвейла, так и самые различные организации — от Американского совета по разведке до сайтов по продаже авиабилетов. Что же именно предвидят всевозможные западные эксперты? Об этом участникам Ассамблеи расскажет журналист, философ и культуролог Константин Фрумкин, заместитель главного редактора финансового еженедельника "Компания", координатор российской Ассоциации футурологов.
Воркшоп "Сценарий компьютерной игры" (секция компьютерных игр)
Как пишутся сценарии для компьютерных игр? Как создать сеттинг, вселенную, как придумать интересных персонажей и лихо закрученный сюжет — все это понятные вопросы, ответы на которые можно найти самим или с помощью учителей и учебников. Но вот как написать сценарий для игры — да еще так, чтобы это был именно сценарий для игры, а не кусок прозы или киносценарий?..
На воркшопе мы в режиме реального времени потренируемся в самых специфических упражнениях игровой сценаристики по методике "4 слоя нарративного дизайна". Она была впервые представлена на GDC-2014, материал довольно свежий и вместе с тем необходимый для профессии. Автор методики — Томас Грип, креативный директор Frictional Games, создатель таких игр, как Penumbra и Amnesia. В ходе воркшопа мы рассмотрим вопросы:
что такое нарративный дизайн и как он связан со сценаристикой компьютерных игр;
1-й слой — соответствие геймплея и истории;
2-й слой — нарративные цели;
3-й слой — нарративный бекграунд;
4-й слой — ментальное моделирование.
На каждом из этапов участники воркшопа сперва получат краткий теоретический материал, а потом им будет предложено выполнить задание — в реальном времени, с обсуждением. Воркшоп рассчитан как на уже опытных сценаристов, так и на новичков. Особенно рекомендуется тем, кто еще только с интересом посматривает в эту область.
Лекция "Игры как искусство, или Во что поиграть писателю?" (М. Кравцова) (секция компьютерных игр)
Не утихают споры, можно ли называть компьютерные игры искусством или это просто развлечение для убийства времени, не отягощенное смыслом. Мы спорить не будем (или будем, если вы захотите) — мы поговорим о тех играх, про которые уже сегодня можно с уверенностью сказать, что они внесли вклад в мировое искусство. Приходите, если вы хотите расширить кругозор и получить представление о лучшей части этой спорной, молодой и чрезвычайно перспективной индустрии. (И чтобы поспорить, конечно!)
Практикум "Убить эльфа, похитить цифровые сокровища, или Напишите мне фантдетектив" (В. Аренев) (секция литмастерства)
На литературных курсах и семинарах много и часто говорят о конфликте, перипетиях, об эволюции персонажа. А как всё это работает применительно к фантдетективу? О чем нужно помнить, чтобы придумать хорошую детективную историю в фантастическом антураже — и чтобы при этом антураж работал, а не был просто фишечками и рюшечками? Дает ли соединение фантастики и детектива некие новые возможности? Или ограничивает автора? Об этом всем — на практикуме Владимира Аренева, одного из составителей антологии "Фантастический детектив-2014".
Ток-шоу "Шутки кончились!" (общелитературный и фантастический блок)
Шутки шутками, но... Как писать смешно? Вопрос не праздный. Особенно для отечественной «жанровой» прозы, где книг с маркировкой «юмористическая фэнтези» хватит, чтобы сложить курган, под которым можно погрести всех авторов подобной литературы. Где проходит граница между пустым зубоскальством и по-настоящему смешной шуткой? Существует ли юмор «на все времена» или он строго ситуационен? Как грамотно использовать этот инструмент в литературе? И можно ли вообще научиться писать смешно? Об этом в режиме «вопрос-ответ» побеседуют два наших эксперта, хорошо известные любителям фантастики: писатели Евгений Лукин, лауреат — среди прочего — премии «Золотой Остап», и Алан Кубатиев, специалист – опять-таки среди прочего! – по творчеству Джонатана Свифта.
Тезисы:
Можно ли научиться писать смешно?
Как развить чувство юмора?
Есть ли специфика у шуток, которые используются в фантастическом тексте?
Имеет ли право на жизнь «юмор ниже пояса»?
Если вы шутите, а читатель не смеется – кто из вас идиот?
Можно ли говорить о смешном всерьез?
Круглый стол "До шестнадцати и плюс: подростковая литература и возрастные рейтинги" (секция подростковой фантастики)
Прошло не так уж много лет с тех пор, как на обложках отечественных книг появилась возрастная маркировка: «8+», «12+», «16+», «69+»... Не секрет, что во многих издательствах, которые специализируются на детской и подростковой литературе, категорически не приветствуются произведения, где появляются курящие персонажи – и это никак не связано с качеством самого текста. То есть у Джоан Роулинг, например, в этой ситуации не было бы просто никаких шансов: ее герои, в том числе положительные, мало того, что курят, так еще и выпивают!.. Ну а весной 2015 года прогремел скандал, когда с полок нескольких крупных московских магазинов по требованию представителей бдительной общественности был снят знаменитый графический роман Арта Шпигельмана «Маус». Так о чем же можно и о чем нельзя писать в подростковой литературе с учетом последних законодательных актов? Какими критериями руководствуются издатели, а какими – книготорговцы? Где заканчивается цензура и начинается самоцензура? И что делать автору, особенно начинающему, чтобы обезопасить себя от придирок? Обо всем этом участникам Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатель и редактор Анна Гурова, маркетолог одной из крупнейших книготорговых сетей Северо-Запада Мария Акимова и другие представители отрасли.
Тезисы:
Каковы на сегодняшний день законодательные требования к детской литературе в России?
Что может послужить основанием для снятия книги с продажи?
В чем принципиальная разница между литературой «12+» и «14+» и как вообще расставляется возрастная марикировка?
Что ни в коем случае не должно происходить на страницах книги с точки зрения издателей подростковой литературы?
Касаются ли эти ограничения классики – например, подростковых повестей Владислава Крапивина, Кира Булычева, Василия Аксенова, Лазаря Лагина?
Разнятся ли требования в разных редакциях?
Доклад "Попаданцы: по дороге ошибок и штампов" (О. Романова) (секция нишевой фантастики)
Разговор пойдет о литературном приеме «попаданчества» и накопленных им клише.
Штампы: стоит их избегать или они являются необходимой приметой этого жанра?
Литературные западни: оборванные, скомканные или чрезмерно запутанные линии сюжета, бесконечные эпопеи, отсутствие или переизбыток информации, «рояли в кустах» и «рельсы».
Факты против магии: «прогрессорство» в условиях фэнтезийных миров.
Сослагательные направления истории: альтернативная история и попытки ее обуздания руками попаданцев.
Измененные тела: попаданцы в телах, отличных от родного по возрасту, полу, расе, виду; игра с чуждыми физиологиями; секс и попаданцы.
Новое или подзабытое старое: использование чужих сеттингов, фанфики, заимствование мифологических, классово-расовых и авторских географических названий, цитирование, самоплагиат.
Для того чтобы получить футболку участника Ассамблеи, ее нужно заказать и оплатить заранее: поскольку печать изображений занимает около трех недель, заказы на футболки принимаются до 23 июля включительно. Возможно, будет продление срока приема заказов, как в прошлом году, но это зависит от фирмы-производителя, так что гарантировать этого мы не можем, лучше ориентируйтесь на 23 июля.
Вам нужно определиться с фасоном футболки, ее размером и цветом (обратите внимание: наличие тех или иных размеров и цветов зависит от конкретного фасона), а также выбрать один из двух вариантов картинки на спину, затем сообщить эту информацию оргкомитету – приемом заказов на футболки у нас занимается Наталья Витько – и оплатить. Контакты:
электронная почта: megana.nataly (сбк) gmail (тчк) com
Слева на груди футболки расположена эмблема Петербургской фантастической ассамблеи. Выглядит это примерно вот так:
На спине будет вот такой рисунок:
или вот такой:
Автор всех рисунков – Оксана Романова.
Фасоны, цвета, стоимость...
Фасоны
Здесь указана конечная стоимость футболок, включая печать рисунков. Вам нужно выбрать фасон, размер и расцветку. На темных футболках рисунки будут напечатаны белым, на светлых – черным цветом.
1. Футболка мужская, стоимость 520 руб. Размеры: XS-XXXL. Расцветки: чёрная, серая, белая, бордовая, красная, оранжевая, жёлтая, лимонная, тёмно-зелёная, ярко-зелёная, тёмно-синяя, васильковая, голубая, бирюзовая, розовая, салатовая, фиолетовая, светло-фиолетовая, асфальтовая, оливковая.
2. Рубашка-поло (с короткими рукавами и застёгивающимся на пуговицы вырезом на воротнике), стоимость 700 руб. Размеры: S-XXL. Расцветки: чёрная, серая, белая, бордовая, красная, розовая, оранжевая, жёлтая, тёмно-зелёная, зелёная, салатовая, бирюзовая, нежно-голубая, тёмно-синяя, васильковая, лимонная.
3. Женская футболка «с мысиком» (приталенная, с треугольным вырезом на воротнике), стоимость 520 руб. Размеры: XS-XL. Расцветки: чёрная, белая, бордовая, красная, розовая, оранжевая, желтая, лимонная, зелёная, салатовая, оливковая, бирюзовая, темно-зеленая, тёмно-синяя, васильковая, фиолетовая.
4. Женская футболка-стрейч (приталенная, из тянущейся ткани), стоимость 590 руб. Размеры: XS-XL. Расцветки: коричневая, фиолетовая, розовая, красная, оранжевая, жёлтая, чёрная, темно-синяя, васильковая, голубая, серая, белая.
5. Рубашка-поло женская (с короткими рукавами и застёгивающимся на пуговицы вырезом на воротнике), стоимость 680 руб. Размеры: S-XXL. Расцветки: чёрная, белая, красная, оранжевая, жёлтая, ярко-зелёная, бирюзовая, тёмно-синяя, васильковая.
По результатам голосования жюри места в финальной десятке "Колфана" распределились следующим образом:
1 место — "Марешка". Поздравления победителю!
2-3 места разделили "Лиора" и "Тихоня и неудачники".
4 место — "Саранча, скопец, палач".
5 место — "Тени чужих снов".
6-7 места разделили "Любить нельзя растаять" и "Мистер Тафт, Уличный Кот и другие".
8 место — "Солдатики".
9 место — "Вся королевская снедь".
10 место — "Колодец".
Следующий, 21-й заход "Колфана" начнётся после Ассамблеи. Будут небольшие изменения в регламенте конкурса, а темы (как нам кажется) вас не разочаруют. До встречи!
Итак, группы на семинар сформированы, и в ближайшие день-два организаторы разошлют материалы участникам и вольнослушателям (последние получат все тексты семинара, чтобы иметь возможность прочесть только то, что им интересно). Регистрация вольнослушателей продолжается, чтобы принять участие в семинаре в этом качестве, нужно связаться с организаторами по адресу seminar@fantassemblee.ru, зарегистрироваться и оплатить оргвзнос в размере 4000 рублей до 8 августа.
Состав групп таков.
...
Группа № 1, ведущие Евгений Лукин и Святослав Логинов
Руслан Нурушев. Акция
Вадим Волобуев. Благую весть принёс я вам
Евгений Кострица. Жертва ума
Ирина Кучеренкова. Когда сновидец засыпает
Юрий Кузнецов. Лабиринты Биармии
Сергей Сизарев. Марсианская святая
Ирина Нечаева. Сова и хлеб
Сергей Васильев. Цепочка
Группа № 2, ведущий Алан Кубатиев
Игорь Вагант. Безобразная Эйвион
Светлана Тулина. Живые и мёртвые (повесть)
Антон Фарб. Колокол
Мария Гинзбург. Кровавые цветы любви
Михаил Савеличев. Меланхолия
Ольга Денисова. Мёртвая зыбь (повесть)
Елена Арифуллина. Последние станут первыми
Злата Линник. Тёмный коридор
Оксана Корпусова. Уехать (повесть)
Группа № 3, ведущий Владимир Аренев
Владимир Смирнов. Ангелы и фантомы
Евгения Александрова. Глаза цвета моря
Николай Андреев. Дорога в Лефер
Наталия Кокорева. Круг замкнулся
Любовь Паршина. Хроники Нового Вавилона
Наталия Землянская. Хроники Шеридана
Лариса Куролесова. Человек без надежды
Ольга Толстова. Я не знаю
Семинар будет проходить в здании Санкт-Петербургского филиала ЦИПК Росатома по адресу ул. Аэродромная, д. 4А (станция метро «Пионерская»). Гостиница, в которой разместятся ведущие и те из участников и вольнослушателей, кто выразил желание жить рядом с местом проведения семинара, находится в соседнем здании по адресу ул. Генерала Хрулёва, д. 5. (Не имея в виду никого конкретно, на всякий случай всё-таки хочу обратить внимание: попасть на семинар можно только в статусе участника или вольнослушателя, вариант «заехать на пару часиков, послушать разбор одного романа» в регламенте не предусмотрен – на проходной пропуск будет по спискам, заранее поданным организаторами мероприятия. Регистрация возможна только до начала семинара, на месте – не предусмотрена.)
Теперь про расписание занятий. Во все дни, кроме первого, они будут начинаться в 10:00 и заканчиваться в 18:00; в первый день на 11:00 запланировано организационное собрание, а занятия — с 13:00. Завтраки, обеды и ужины будут в 9:00–10:00, 13:00–14:00 и 18:00–19:00 соответственно (в первый день завтрака не будет, а обед сдвинется на час – 12:00–13:00).
Представителем оргкомитета, постоянно присутствующим на семинаре для решения всяких возникающих в процессе вопросов, будет Александр Петров (то есть я). Обращайтесь, если что :)