«Он приплыл к устью Тиона на многих кораблях, с воинами, их женами и детьми, и высадился на берег Келлады. Кельварн был красив и могуч. Выходя на берег, он был окружен сверкающим ореолом, солнце сияло у него в волосах и на доспехах. Волны лизали ему ноги, приветствуя его, он казался сыном океана, вышедшим из глубин…»
Так описывали легенды прибытие предков нынешних хозяев прекрасного острова на его берега. Их не встречали цветами. Воинственные и кровожадные уттаки сражались с пришельцами как звери (немногочисленные мирные племена, практически под корень истребленные дикарями, сохранились лишь в горной Лоанской долине).
Первому Правителю удалось лишь захватить и удержать плацдарм. Прошло не меньше века, прежде чем уттаков удалось оттеснить в Иммарунские леса.
А еще через двести лет на земле острова родилось Трое Братьев. Эти маги нашли (а то и создали) пять Алтарей Келлады – источников силы, вокруг которых были организованы четыре школы-ордена магов. Зеленый, фиолетовый, красный и оранжевый ордена объединяли потомков пришельцев, способных подчинять энергию. Пятый алтарь – синий – был оставлен местным уроженцам – лоанцам, сред которых волшебников, правда, практически не встречалось.
Также, согласно легенде, Три Брата создали три камня для управления силой. Младший, Лилигрен, создал Синий камень, камень воды. Средний – Оригрен – Красный, или камень огня. Старший- Гелигрен — Желтый, или камень жизни.
Шли годы, и на землях Келлады воцарился мир. Уттаки резали друг друга во глубине сибирск… пардон, Иммарунских чащоб, оставаясь тем не менее пугалом, не дающим потомкам Кельварна скатиться в междоусобицы. Хватало ссор и дворцовых интриг, но гораздо чаще пришельцы с моря жили обычной мирной жизнью. Работали, влюблялись, женились и растили детей.
Cо времен Высадки прошло уже пять веков, а в семье босханского оружейника, появился на свет сын, которого назвали Каморрой. Мальчик стал магом ордена Саламандры, потом скатился до грабежа, и был исключен из ордена. Он оказался способным магом. Слишком способным. Уйдя на север к к уттакам, Каморра нашел в Иммарунских лесах еще один алтарь, Белый.
Через несколько лет пошли слухи о создании нового магического ордена – Василиска, с помощью которого мятежный маг уже пробовал перекрыть силу ближайшего Оранжевого алтаря. Под руку босханца стали стекаться не только недовольные маги, но и все негодяи острова. А главное, Каморре удалось объединить уттаков.
Призрак большой войны навис над просторами Келлады. Именно в этот момент вновь выплыл на свет синий кристалл Лилигрен. Камень, сразу до зарезу понадобившийся новоявленному магистру ордена Василиска.
На счету Вадима Арчера, писателя (по другим данным писательницы) из Нижнего Новгорода, всего семь книг (если считать «Алтари Келады» одной книгой, как в 1996 — шесть). Информации об авторе (особенно если учесть, что Арчер почти наверняка псевдоним) – ноль. Эта фамилия никогда не стояла вровень с мэтрами писательского цеха, но определенная, причем немалая, известность у автора на границе веков вполне имела место быть.
В свое время я это имя пропустил напрочь, добравшись до творчества Вадима лишь спустя полтора десятка лет после их написания.
Больше всего положительных отзывов я встретил о "Выбравшем бездну", но упорно пошел своим путем, начав с «Алтарей».
А давненько, я вам скажу, не попадалось мне классической фентези. Мечи там разные, магия, коварство, интриги, ну вы в курсе. Пожалуй, после Аберкромби и не попадалось. Но Джо парень молодой, а сейчас, знаете ли, модно, чтоб персонажи не злые и не добрые, а такие, что цвета без пол-литры не разберешь. Серые, одним словом. Почти как настоящие люди.
Но если вспомнить историю, раньше мы ценили фентези не за это. А вовсе даже наоборот. Чтоб если злец, так за версту видать, а если белый герой или волшебник, чтоб от света глаза слепило. От суровых будней мы так уходили. Эскапизмом занимались.
Так вот «Алтари» родом как раз из ранешнего времени, середина 90-х, знаете ли. Эпоха первичного накопления капитала.
Вот и убегал читатель от бандитского беспредела и обрушившейся системы, на далекий вымышленный остров.
Где всех проблем — толпы людоедов, да хитрый, властолюбивый колдун.
«Алтари Келлады» — книга простая и незамысловатая. Есть враг и есть друзья. Есть подвластная тебе (пока) магия и противник, стремящийся стать ее единственным господином. До всего можно дойти своим умом и способностями. Все проблемы решаемы, нужно только приложить достаточно усилий. И даже крестьяне из богами забытой долины, могут оказать влияние на судьбы острова.
Герои, как и положено, четко делятся по цветам, позволяя читателю отдохнуть душой от подлости и двуличности реального мира.
Центральных положительных героев в начале книги двое. Молодой любознательный маг Альмарен, получивший жезл ордена Феникса, но не ставший почивать на лаврах. А отправившийся в путешествие к другим алтарям, стремясь познать их силу и найти перевод очень заинтересовавшей его книги.
И безымянный до поры Магистр ордена Грифона, ставший другом и наставником юному Альмарену. Персонаж опытный, повидавший жизнь и несущий в себя некую трагическую загадку.
Именно им предстоит отыскать украденный Синий Камень и разобраться, зачем он так понадобился самозваному повелителю уттаков.
Главный злец, Каморра, описан очень кратко и скомкано. Это жутко властолюбивый, хитроватый, невоспитанный, не очень далекий человек, которому достались неплохие магические способности и полное отсутствие моральных принципов. Аж никак не Саурон, но жителям острова от этого не легче.
Среди его подручных надо отметить неуловимого шпиона Кеменера, явного идейного представителя следующего века, знающего цену информации.
Также сложно позабыть щеголя и сибарита Скампаду, человека вроде не злого, но прагматичного до подлости. При этом способного на добрые поступки, но не от общего альтруизма, а скорее наоборот. От эгоизма. По принципу: «вокруг меня должно быть тихо и уютно». Тоже, знаете ли, позиция. И не худшая.
Забавно поданы аллюзии на открытие нашего Нового Света. Тут вам и дикари-людоеды, правда, вроде не краснокожие, и экспедиция из-за моря (Кельварн, Кортес). И долгое продвижение фронтира. И форты, становящиеся городами и замками. Вот только у американских индейцев своего Каморры не нашлось.
Система магии в книге не отличается особой оригинальностью (вода-огонь-жизнь, а также их комбинации), но, во-первых, неплохо продумана. А во-вторых, интересно реализована с помощью алтарей, снабжающих энергией своих падованов, и способных воздействовать друг на друга.
Что удивило – лихорадочная скорость постижения волшебства в этом мире. Тот же Альмарен на начало книги полноценный маг одного ордена и подмастерье другого. А лет ему не намного больше 20.
В упрек Алтарям можно поставить излишнюю неторопливость завязки, первые страниц 200 вышли крайне размеренными и плавными. Лишь после начала войны действие приобретает некую живость, разгоняя интригу и увеличивая интерес к происходящему.
А также вскользь описанные сражения, и общую неровность романа. Удачные отрезки сменяются скучноватыми, затянутыми описаниями. А живые и драйвовые сцены вялыми и снотворными кусками.
Эрго. Не шедевр, но поностальгировать забавно (все же надо было начинать с "Выбравшего бездну"). Типичное фентези середины прошлого десятилетия. Для тех, кто хочет отдохнуть душой от современной фентезийной чернухи и чересчур приближенных к жестокой реальности фантмиров. И никаких вампиров!
Аж никак не ожидали астронавты на Международной космической станции, к чему приведет прибытие посылки с образцами марсианского грунта. Казалось бы, прорыв – первое подтверждение существования внеземной жизни. Исследуй это загадочное одноклеточное и получи массу новой информации. Ан нет. Сперва выясняется, что это вовсе не одноклеточное. А затем – что природные законы борьбы за существование никто не отменял.
Теперь шестерке космонавтов предстоит выяснить – правда ли, что человек является самым опасным существом в Солнечной системе. И не пришло ли время короне «вершины эволюции» сменить хозяина. Причем не только на МКС, но и на старушке Земле.
Идея создать триллер, связанный с подарком, прибывшем с Красной планеты, возникла у постановщиков еще в 2002 году. Хотя и от влияния классического «Чужого», появившегося немножко раньше, они не открещиваются. Воздействие классической работы Ридли Скотта действительно отрицать было бы глупо. Ограниченное число героев, замкнутое помещение, вакуум вокруг, неведомое существо в качестве противника.
Все верно, но есть в Life одна штука, которой в таком количестве и в этом жанре зритель еще не видал.
Невесомость.
Она превращает не шибко оригинальный триллеро-ужастик в весьма завораживающее зрелище. Замедленные плавные движения парящих тел. Расчетливые кульбиты и мастерское попадание собой любимым в отверстия люков. Смена направления одним касанием. Завораживающие балетные игры в догонялки с подарочком с Марса. Парение героев посреди отсека и специальные держатели с зацепами для рук и ног.
В таких условиях пляски с «претендентом на корону» смотрятся великолепно.
Есть в картине еще один фактор, за который создателям нужно поставить высокий балл.
Напряжение.
Казалось бы, в триллере и фильме ужасов непременный атрибут, без которого нельзя представить этот волнительный поджанр. Казалось. Только зачастую создать напряжение кинематографистам сложнее, чем получить вожделенный Оскар.
К «Живому» в этом аспекте претензий минимум. Сперва сидишь как на иголках в ожидании, что именно предъявят нам постановщики в качестве противника для героев. Затем ждешь, во что оно превратится. Потом начинается движуха, и становится особенно весело. В общем, саспенс вышел на надлежащем уровне. До последнего кадра (финальный твист вышел любопытным, хотя и предсказуемым).
Да и картины космоса оказались на уровне (не «Гравитация», но все же), правда, их не так много как хотелось.
С героями все похуже. Создатели попытались по мере сил раскрыть персонажей, но вышло это, пожалуй, лишь с Хью Дерри (Бакаре). Ну, у него в руках (точнее в ногах) был весьма мощный инструмент для зрительского сопереживания. Да и мотивация его из-за этого становится кристально ясной.
Остальные по большей части остались функциональными персонажами, отыгрывающими определенный стандартный типаж.
Россиянка Головкина изображает бравого капитана МКС и ничем особым не запоминается.
Ребекка Фергюсон в образе недостаточно параноидального специалиста по контролю заболеваний мила, но не особо впечатляет.
Рейнольдс выступает в своей любимой ипостаси балагура и рубахи-парня.
Джилленхол играет сосредоточенного на внутреннем мире доктора-мизантропа, тоже его «родной» типаж.
В общем, все до боли типичное и знакомое. Похоже, на порядки больше усилий артисты потратили на физподготовку и привыкание к тросам, создающим невесомость, чем собственно на актерскую работу.
Как впрочем, шаблонны практически все ходы и повороты сюжетной линии, подавляющее большинство из которых вы где-нибудь уже не раз видели.
Имеются вопросы и к логике поступков персонажей. Например, к весьма слабенькой общей системе безопасности. А то наши герои, как всегда сказав «А», и предприняв некоторые меры предосторожности, позабыли о «Б», о необходимости довести их до серьезного уровня. А уж к действиям космонавтов и вовсе претензий вагон. Особенно отличилась сцена с Хью Дерри и его рукой. Когда можно было ситуацию исправить – все долго и активно ругались, стукаясь лбом в стекло. Когда наоборот нужно было сидеть тихо и писать завещания – бросились на выручку. Все же логика не кинематографическая наука. Да и самураи какие то жиденькие пошли, не находите? Все же сэппуку, сделанное вовремя – великая вещь, а не сделанное — способно погубить Землю.
И главный вопрос картины: а где собственно китайцы? Русские есть, американцы, британцы, даже японец (!). Где астронавты из Поднебесной? Вы что забыли о китайском прокате? Или наоборот решили, что если ни один китаец не погибнет, зрители КНР будут более благосклонны? Похоже, обознатушки.
Эрго. Напряженный триллер с элементами ужастика (или наоборот?) способный войти в историю благодаря невесомости, как непременному элементу сюжета. А вот оригинальностью, свежими ходами и актерской игрой (несмотря на пару-тройку звезд в кастинге) он вас не порадует – все стандартненько.
P. S. Припомните оптимизм «Чужого», все же оставляющего надежду человечеству, и подумайте, а что же изменилось за 38 годочков.
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон (II), Райан Рейнольдс, Ольга Дыховичная, Эрион Бакаре, Хироюки Санада, Наоко Мори, Александр Нгуйен, Камиль Уоррен-Тейлор, Хиу Ун-Син
Готовясь к выходу из тюрьмы Тень Мун (Уиттл) не ожидал особых сюрпризов от вольной жизни. Работа в спортзале у старого друга. Совместная жизнь с очаровательной Лорой (Браунинг).
Однако все идет наперекосяк, и вот он уже телохранитель загадочного мистера Среды (МакШейн). Благодаря которому Тень влипает в бредовые и опасные передряги, всерьез пошатнувшие его веру в обыденную реальность. Взамен дающие ему веру во что-то другое.
Сериал по шикарному роману Нила Геймана «Американские боги», любители фантастики ждали долго. Еще в 2011 появились первые слухи об экранизации, заняться которой планировал канал HBO. Причем действие романа, а также его продолжения должно было занять 6 (!) сезонов по 10 серий. Однако телемонстр, от проекта отказался. Падающее из рук HBO знамя подхватил телеканал Starz, и в этом году история американских богов добралась-таки до наших голубых экранов.
Что первым бросается в глаза – это способ съемки, напоминающий недавний «Легион». Фантасмагория смешивается со сном. Галлюцинации с бредом. Яркие цвета пронзают монохромное полотно. Буйство колористики прочищает сознание. Окружающий мир подрагивает и подергивается легким маревом. Бред вползает в твердое, привычное существование. Причем как в истории Дэвида Хэллера, так и в рассказе о Тени, этот прием полностью обоснован.
Ведь мы наблюдаем, как у более-менее обычного человека происходит «срыв шаблона». Смена восприятия мира. Раскрытие тайн, скрывающихся под шелухой обыденной жизни. Все эти приоткрывающиеся необычные картинки вполне могут интерпретироваться мозгом как кислотные «глюки». Да и зрителю так проще принять необычность происходящего.
Плюс постановщикам удалось качественно перенести на экран волшебные геймановские истории о прибытии в Америку, причем подать их в ярком, ироничном, порой саркастичном ключе. Таки да, по этим историям можно снимать отдельные полнометражные фильмы. Ну и врезки «Где-то в Америке» хороши. Они придают истории объем, позволяя немного отвлечься от основного сюжета, превращая историю American Gods из описания квеста одного хитрого старика (особенно поначалу) в глобальное полотно, показывающее истинную Америку. Страну, ставшую новым домом не только для людей со всех уголков Земли. И не только для людей.
Также интересно наблюдать за моральной подоплекой проекта. Во главе угла, понятное дело, стоят вопросы веры. Как она влияет на людские судьбы, на тех, в кого верят, и тех, кто верит. Способна ли она менять мир, и человека. Нужна она вообще, или можно справиться самим (вот только темнота…). Может ли человек обходится без костылей ожидания. Как справляться с разочарованием, рушащим жизни.
К этому тесно прилегают размышления на тему реальности и фантазии. Что есть одно и другое? Истинно ли то, что ты привык видеть с младых ногтей, или это лишь рябь на воде огромного темного и неведомого озера. И как можно моделировать эту самую реальность.
Вопросы аж никак не новые, но для многих из американского общества могут быть откровением. Ну и нам лишний раз подумать в эту сторону не помешает.
Теперь об актерских работах.
Рики Уиттл, сериальный британский актер, регбист и фотомодель, в целом каши не испортил. Он изображает спокойного, здорового мужика, эдакого теленка (или щеночка сенбернара), уверенного и невозмутимого. Пока он находится в этой ипостаси – все отлично. А вот «срыв шаблона» удается ему похуже. Далеко не каждой эмоции Рики веришь. Далеко не каждое действие гармонирует с внутренним состоянием. Есть моменты, когда он «входит в струю» и Тень скользит в пространстве сериала, оправдывая свое имя. Потом что-то ломается, и уже не Тень, а модель Рики Уиттл натужно изображает потрясение или испуг.
Эмили Браунинг и ее Лора отвечают в этом проекте за внезапное осознание того, что в жизни (и после) по-настоящему важно. И за юмор. Черный. Ее диалог с Анубисом, мытарства с рукой, встреча с подругой, все в лучших традициях «Смерть ей к лицу», изрядно разбавляют тяжелое ощущение от некоторых моментов.
Также неплохой образ удался Пабло Шрайберу и его Сумасшедшему Суини. Однозначный ирландец, бескрышный, тяжелый, вспыльчивый. При этом вспомните его взгляд в одном из «Прибытий в Америку» — вековой покой отражает. Ну, прям натуральный представитель малого народца.
Джиллиан Андерсон откровенно оттягивается. Ну, где еще в Мэрилин Монро поиграешься в свое удовольствие?
Но лучше всего показали себя в Богах двое стариков.
Петер Стормаре со своим Чернобогом. Наглым, брутальным, хамовитым. Опасность, излучаемая этим персонажем, буквально чувствуется на вкус. Зритель ощущает себя фраером, попавшим на воровскую малину. И все это сдобрено изрядной порцией тоски, окутывающей старика. Петер играет на грани. Еще немного и это превратилось бы в фарс. Клюкву, карикатуру на русских уголовников. Но у Стормаре получается эту грань не переступить.
И, конечно, Иэн МакШейн. Он в роли Мистера Среды просто шикарен. Искрящаяся ирония, тихая печаль, огромный опыт, внутренний стержень, осознанный фатализм, острый ум, змеиная хитрость. И сила, способная вершить судьбы миров. Не выпячиваемая, скрытая, внутренняя. Но постоянно выглядывающая из-под спуда.
Хотим больше Среды. Никаких четвергов, или не дай боги понедельников. Только Среда! (Ну еще пятница с субботой на крайняк).
Эрго. Начало положено неплохое. Атмосферно. Фантасмагорично. Иронично. Мистично. Пускай магистральный сюжет можно было двигать вперед поэнергичнее (а то в натуре 6 сезонов будет). Тень мог быть помастеровитее, Среды и Чернобога хочется побольше, а Лоры поменьше, попытка однозначно засчитана.
P. S. Второй сезон ожидаем ориентировочно в следующем году.
В олекадских горах в последние месяцы стало жутко неспокойно. Тут начали пропадать люди. Купцы, охотники, бандиты, мелкие гарнизоны сторожевых башен. Даже патрули Горной Стражи. И никто, включая вездесущих Крыс, не имеет ни малейшего представления о виновниках этих исчезновений.
Но возможно у Кайлеан, всадницы из чаардана Ласкольника и ее подруги Дагены получится бросить луч света на эту тайну? Девушек, под видом княжны фургонщиков-верданно и сопровождающей ее дамы, посетивших замок графа Цивраса-дер-Малега. Графа, во владениях которого и происходит большая часть таинственных исчезновений.
А тем временем лейтенант шестой роты Горной Стражи Меекханской империи Кеннет-ив-Даравит со своими людьми становятся сопровождающими тем самых верданно, всем народом начинающим долгий путь через олекадские горы. Смертельно опасный путь, способный изрядно изменить расклад сил на восточной границе империи.
Итак, после двух сборников рассказов, открывших нам новый отличный фентезийный мир, дело дошло до полнокровного романа о Меекхане.
Романа, полноценно слившего вместе две линии Севера и Востока, ранее описанные в сборниках. И сделавшего это на фоне судьбоносных для всей империи и окрестностей событий.
Ведь верданно наконец возвращаются домой. Там их никто не ждет с распростертыми объятьями –земли давно поделены между Сынами Войны. И фургонщикам придется пролить немало крови, своей и чужой, чтобы вернуть землю предков. И результат отнюдь не гарантирован. Именно этому военному походу и будет посвящена добрая половина книги.
Топот множества копыт, свист тысяч стрел, сотни смертей, степь, жадно впитывающая потоки крови. Безумная храбрость молодежи и расчетливая отвага опытных воинов. Роковые ошибки и успешные решения. Упорство се-кохландийцев, почуявших запах огромной добычи, и спокойная решимость верданно, готовых на любые жертвы, лишь бы вернуться к своим истокам. Стратегия и тактика фургонщиков, кардинально отличающиеся от воинских привычек других народов Меекхана (как мы помним, они принципиально не садятся на лошадиные спины). Все эти Ручьи, Волны, Лавины, Змеи, Рогатая Городьба, боевые фургоны и стремительные колесницы. Долгая оборона и неудержимая атака. Их сильные и слабые стороны. Сюрпризы, приготовленные для кочевников.
Кроме того мы узнаем верданно не только с милитаристской точки зрения, но и окунемся в подробности их обычной жизни. Еще ближе познакомимся с обычаями и традициями этого неординарного народа. Проведем немало времени с юными девицами и взрослыми воинами, посидим у их костров, попутешествуем под скрип колес фургонов и ржание тщательно лелеемых лошадей.
Плюс к этому мы попадем в гости к ужасу восточных границ империи — се-кохландийцам, точнее большей частью к сахрендеям – главным ненавистникам верданно. Ведь как выяснилось, кочевники отнюдь не являются монолитной народностью (что вполне логично). А состоят из огромного количества племен, у которых свои обычая, традиции. И счеты. Мы окунемся в интриги и отношения между Сынами Войны и их Папаней. Погрузимся во вражду, окутывающую истинных се-кохландийцев и покоренные ими племена. Краем глаза увидим кусочек непростой жизни безбрежной степи.
Немало внимания автор уделит нашим старым знакомцам Кеннету и Кайлеан. Кеннету — показывающему себя отличным командиром – право слово «Слуга царю, пардон императору, отец солдатам». И Кайлеан, демонстрирующую читателю не только грань лихой наездницы и меткой лучницы, но и придворной дамы. После соответствующего обучения, конечно.
Также Вегнер выводит на первый план уже известную нам по «Восток-Запад» девочку-верданно Кей’ла. И вводит в повествование новых, любопытных персонажей. Представительницу Крысиной норы – многоопытную Белую Розу. Похищенную се-кохландийцами целительницу Тсаэран, жрицу Великой Матери, сыгравшую немалую роль в судьбе юной Кей’лы. И даже, т-с-с, самого Отца Войны, оказывается еще способного преподнести немало сюрпризов.
Да, гигантизм, и ранее присущий Вегнеру, в Niebo ze stali буквально взлетает до небес (цвета стали). Десятки и десятки тысяч бойцов, сотни и сотни тысяч коней. Миллионы стрел, ведь верданно, а особенно се-кохландийцы стреляют буквально без перерыва. Их обозы наверняка не менее чем наполовину состоят из одних стрел.
Да, гениальные стратегические и тактические решения фургонщиков подчас приводят в недоумение.
Да и от кочевников в военном деле, будем честными, читатель мог ожидать большего. Особенно после ужастиков об их силе, рассказываемых в предыдущих частях. Прям таки: «а говорили Железный Феликс, Железный Феликс, а нет – пополз, пополз!». Такое впечатление, что автор долгое время попросту подыгрывает «хорошим» фургонщикам, всячески мастерским произволом гнобя «плохих» кочевников. Ну не любит Роберт се-кохландийцев, не любит! Между прочим имеет полное право.
Да и магии маловато, автор явно решил показать, как дело решается честной сталью и духовным подъемом.
Зато за финальный твист – откровенная пятерка, именно так изничтожить гордиев узел, затянувшийся вокруг горла фургонщиков – надо уметь (хотя некоторые намеки по тексту проскальзывали).
Эрго. Мощное, хотя не без недостатков, фентези с явным милитарным уклоном, чуть притормозившее часть ранее заявленных линий (где та же война разведок?), зато пустившие вскачь другие. Еще одна любовно выписанная часть мира Меекхана. С нетерпением ждем на русском Pamięć wszystkich słów.
Фотографический привет из грядущего, или Обманчивый подарок для жадных гомо сапиенсов
Кэлли (Панабэйкер), ее парень Финн (О`Лири) и их общий дружбан Джаспер (Финн) долгое время жили не тужили в небольшой квартирке, выделенной Финну как сантехнику при доходном доме. Кэлли трудилась на стороне, а заодно подрабатывала на хозяина этого самого дома, разбираясь с неизбежными мелкими проблемами жильцов. Джаспер нигде не работал, взамен активно играя на бегах. Причем даже не лошадиных, а собачьих. С переменным успехом.
Все было хорошо, невзирая на творческий кризис Финна (он еще и художник), и его охлаждение по отношению к любимой. До того самого дня, пока друзья не обнаружили в квартирке напротив фотоагрегат, снимающий завтрашний день.
Тут то, как говорится им карта и поперла, особенно Джасперу, резко поднявшему кучу бабок на бегах, однако вскоре оказывается, что все не так радужно, как казалось на первый взгляд. И фотографии, получаемые из чудо-машины, пугают друзей все больше. Вещуя им большие неприятности.
Любопытный проект. Причем даже не основной идеей, о которой поговорим чуть позднее. А воплощением. Перед нами классический телеспектакль, подавляющее время которого мы проведем в одной комнате с тремя действующими лицами. Кроме гостиной главных героев, пару раз нам покажут «комнату напротив» да подвал с большой дверью. Все! О спецэффектах речи нет вовсе. Известных актеров тут тоже «днем с огнем», за спорным исключением сериальной актрисы Даниэль Панабэйкер, наиболее известной работой в команде Флэша.
Соответственно бюджет ленты явно телепается где-то в районе плинтуса. Меж тем лента попала в широкий прокат (по крайней мере, российский) и вполне способна привлечь внимание зрителя. Молодцы, постановщики – за работу однозначный респект.
Теперь об идее ленты. Она аж никак не оригинальна: тему «прорех в будущее» не разрабатывал разве что ленивый. И чаще всего они приходили к выводу, что гомо сапиенсу свое грядущее лучше не знать. Целее будет. Или по крайнее мере счастливее. Все оставшееся ему время.
Да и о жадности человеческой, а также его привычке поддаваться пагубному влиянию, уже сказано-пересказано.
Но, невзирая на всю вторичность, Time Lapse оказался вполне съедобным спектаклем, в первую очередь берущим психологической достоверностью происходящего. Протагонисты действуют абсолютно так, как вело бы себя подавляющее большинство наших с вами сограждан. Помните, как в том анекдоте про бутылку с неизвестной жидкостью: «Помогите!».
Причем нам показывают три различных подхода к вопросу. Первый – безоговорочное принятие ситуации и корявые попытки воспользоваться ее плодами, невзирая ни на какие морально-этические препоны. Второй – слабость, нежелание конфликта с близкими друзьями и волочение на поводу у активного товарища. И третий – внешнее признание с некоторыми оговорками, с одновременным использованием ситуации в своих интересах. Какой милый паноптикум!
Жадность, расчет на вечное «авось», абсолютно дурацкое использование агрегата (кто же все время на скачках выигрывает, а проиграть пару раз?). Неспособность вовремя остановиться, взять то, что удалось урвать, и быстренько сменить место жительства, забыв про существование странного автомата. Слабость психики, радостно рушащейся под ударами судьбы, надвигающееся безумие, «расширяющие сознание» препараты, неправильно расставленные приоритеты, эгоизм, подозрительность, неоправданная агрессия, глупость. Нам продемонстрируют практически весь джентльменский набор людских пороков и недостатков. И самое обидное – создателям ленты веришь. Веришь в то, что именно так, скорее всего и будут развиваться события.
Причем главная троица никаких шедевров актерской игры не продемонстрировала. Видно, что ребята стараются, и пару раз, у них даже получается поймать темпоритм рассказа и выдать вполне достоверную игру. Но, в общем, четко видно общий чуть выше среднего уровень лицедеев. И это, в частности, не позволяет превратить «Ошибку» в действительно сильное кино. Эх, сюда бы по- настоящему мощных артистов, мы бы от экрана не оторвались. Но, тогда неизвестный публике по причине своей мизерности бюджет, явно стал бы хорошо известным и абсолютно неподъемным.
Та же ситуация с атмосферой: в общем неплохо, и даже волнительно, пару раз удаются отличные всплески эмоций, ощущений, саспенса. Но хорошо видно, что идея воплощена не на высшем уровне, а так, серединка-наполовинку, и потенциал у задумки куда больший.
Порадовало послевкусие, остающееся после фильма. И конечно возможность в очередной раз обсудить тему времени. Что это: всего лишь состояние объектов в круговороте вселенной. Или все же особая энергия, поток, позволяющий плавать по нему туда-сюда-обратно? Способны ли мы менять предсказанное будущее? Или любые наши действия лишь формируют неизменный результат?
И, конечно, стоит отметить финал истории. Конечный твист искупает многие недостатки работы постановщиков, делая картину более вкусной.
Эрго. Вторичный, но на удивление вменяемый телеспектакль-триллер с налетом фантастики о «наших соседях» и людских пороках, радующий психологической достоверностью образов и финальным твистом. А также наочно демонстрирующий: снимать приемлемое кино с минимальным бюджетом, прорываясь с ним на большой экран не только можно, но и нужно.
Режиссер: Брэдли Кинг
В ролях: Даниэль Панабэйкер, Мэтт О`Лири, Джордж Финн, Эймин Джозеф, Джейсон Спайсэк, Дэвид Фильоли, Шэрон Мофан, Джудит Дрэйк, Марк С. Хэнсон