Последнее дело Росомахи, или Смена поколений под скрежет адамантия
2029 год. Мутанты практически исчезли с лица земли. Лишь на заброшенном складе где-то в пустыне квартируют постаревший и практически утративший способность к регенерации Росомаха (Джекман). Да профессор Ксавьер (Стюарт), заболевший недугом мозга, и во время приступов представляющий собой огромную опасность для всех окружающих.
Все о чем мечтают некогда грозные мутанты, это накопить денег на яхту и уплыть далеко-далеко в океан, что б не видеть никого из живущих.
Однако не тут-то было. Ведь на горизонте объявляется малолетняя и жутко неразговорчивая Лора (Кин), за которой гонятся несколько сотен суровых и вооруженных до зубов мужчин.
Росомаха с огромным облегчением предоставил бы девочку ее судьбе, но Ксавьер упирается, утверждая, что ее нужно всенепременно спасать. А значит, яхта откладывается на неопределенное время, а уставшему и больному Логану придется вновь вспоминать свои бойцовские навыки. А они уже отнюдь не те, что в молодости.
Кинематографические Люди икс в очередной раз уперлись в угол. После любопытных «Первого класса» и «Дней минувшего будущего» последовал абсолютно невнятный «Апокалипсис» , показавший что идеи у постановщиков иссякли.
Но к их чести создатели вселенной X-Men смогли выпутаться из тяжелой ситуации. Не став плодить бесконечные сиквелы, а сотворив своеобразный «вбоквел».
За основу постановщики взяли комиксы «Старик Логан», «Избиение мутантов», «Х-23».
Из многочисленных мутантов предыдущих серий нам покажут лишь Логана и Профессора, а о том, что случилось с остальными, мы долгое время не будем иметь ни малейшего представления. К чести Хью Джекмана, а также режиссера, этого оказалось вполне достаточно.
Лента получилась мрачной, тревожной, пессимистичной, но с ноткой надежды в финале, и весьма атмосферной. В ней практически нет той подростковой бесшабашности, отличающей большинство фильмов, снятых по комиксам. Бесшабашности и позитивного настроя — когда ясно, что никто из протагонистов почти гарантированно не умрет. Да и пострадать могут лишь второстепенные персонажи. И то не сильно. Причем я не говорю о рейтинге или о кровище, заливающей экран. А именно об ощущении от происходящего. Аттракцион нам показывают со спецэффектами. Или расклад, приближенный к жизни. Так вот Logan вышел гораздо ближе ко второму случаю.
Росомаха стар (супер стар!), измотан до предела, и это не говоря о том, что его знаменитая регенерация дает конкретный сбой. Он потерял всех кого мог (кроме профессора), и не очень уверен в том, что хочет жить дальше.
Ксавьер болен, и не может без таблеток контролировать свои способности.
И вот эти два обломка былой мутантской роскоши пытаются как-то приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Получается слабо.
Хью Джекман, с ролью справился на отлично. Тоска в глазах. Неверные движения с похмелья. Вселенская усталость в каждом повороте плечей. Трогательные очки, надеваемые во время чтения. Развитие образа от полного мизантропа до человека, ощутившего ответственность и полюбившего. При этом фирменное безумие в бою никуда не делось. И гнев, и отчужденность. Очень сильный и наполненный образ вышел у товарища Джекмана.
Но был в фильме еще один лицедей, практически не уступивший Хью. 12-летняя Дафни Кин, для которой роль Лоры стала дебютом в кинематографе (да и на телевидении она поучаствовала аж в одном сериале). Ее юная мутантка стала откровенным лучом света в стариковском темном царстве. Переполненным энергией сгустком ярости, зарядившим усталых патриархов. Взрывы эмоций, самурайское хладнокровие, звериное бешенство, непосредственные, детские реакции и моментальные переходы между этими внутренними состояниями. Браво! Будет весьма интересно последить за дальнейшей судьбой мисс Дафни.
А вот со злецами опять вышло ни слава богу. Доктор Зандер Райс (Грант) попросту невнятный и абсолютно не раскрытый. А Дональд Пирс (Холбрук), которому досталось побольше времени, как-то не очень убедил в совеем злодейском потенциале. Эдакий наемник «на понтах», привлекающий внимание разве что искусственной рукой. А вот с харизмой, мозгами, воинскими умениями откровенно не сложилось. Скучно. Что ж у них в последнее время в западном кино такие проблемы со злодеями? Где вы, демонические преступники? Коварные эксплуататоры? Сообразительные трикстеры? Профессиональные военспецы? Нет ответа.
Снято все качественно и продуманно. Психологические сцены перемежаются напряженными драками. Эмоциональные всплески меланхоличными перерывами на отдых. Персонажи растут и развиваются, что большая редкость в Голливуде. Плюс элементы столь обожаемой в Америке «роад муви», и, конечно же, оммаж исконному штатовскому вестерну.
Да, к сюжету как всегда хватает вопросов. Начиная от корпорации Трансиген, с ее гениальными разработками и последующими действиями. Продолжая упорными попытками: «брать живым» (зачем, вы их все равно на небеса отправлять собрались?). И заканчивая ночлегом у семейства Мансонов, когда нужно было аллюром нестись в голубую даль. Но к этим логическим дырам как-то даже придираться особо не хочется.
Если подытожить – такой Росомаха нам нужен. И обидно, что Джекман решил завязать с этим образом. Хотя где-то логично, сколько можно то?
Эрго. Сильная трагедия с элементами комикса, радующая атмосферой, хорошими ролями Джекмана и Дафни Кин. Жаль, злодеи подкачали. Побольше б таких «комиксоидов», глядишь — этот жанр приобрел бы второе дыхание.
P. S. Не удивлюсь, если некоторые из следующие фильмов про x-menов будут посвящены молодым мутантам во главе с Лорой. Не факт что остальные, но она точно заслужила «сольник».
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин, Бойд Холбрук, Стивен Мерчант, Элизабет Родригес, Ричард Э. Грант, Эрик Ла Салль, Элиз Нил, Куинси Фаус
Пророков нет в отечестве своем, или Звездные грабли для человечества/Религия под названием наука
12 тысяч лет царила над миллионами звездных систем могущественная Галактическая Империя. И, казалось, так будет вечно.
Но появился человек, предсказавший гибель величайшего из государств. Хари Селдон — гений, ученый создавший психоисторию. Науку, с помощью математических процессов, рассматривающую и предсказывающую реакции больших групп людей на долгоиграющие процессы. Науку, способную прогнозировать будущее.
Селдон предрекал относительно скорую гибель Империи, и долгие тысячелетия варварства, неизбежно следующие за ее крахом.
Предотвратить падение было уже невозможно. Но можно было сократить время тьмы и анархии. Для этого Селдон выпрашивает у правительства бедную ресурсами планету на самом краю галактики.
Планету, ставшую домом Фонду Основателей. 100 тысячам мужчин, женщин и детей, начавших работу над Галактической Энциклопедией, содержащей всю сумму человеческих знаний. Работу, время которой растянется на столетия.
Проекту, подготовленному Селдоном в соответствии с его любимой психоисторией, предстоит пережить взлеты и падения, жесточайшие кризисы и блистательные победы.
И, возможно, стать ядром нового великого государства, способного занять место павшей Империи.
Айзек Азимов (Исаак Юдович Озимов, родившийся в 1920-м году в России) – один из столпов научной фантастики ("сайнс фикшн"), начавший творить еще в ее Золотой Век, и признанный наряду с Кларком и Хайнлайном членом «Большой тройки» времен ее рассвета.
Первый роман цикла «Foundation» (как его только не переводили!) полностью увидел свет в 1951 году (его части были написаны и опубликованы в журнале еще в начале 40-х), фактически на пике популярности жанра.
В 1966 трилогия получила специальную премию «Хьюго» как «лучший фантастический сериал всех времён».
Частенько упоминают, что при создании цикла Азимов неоднократно перечитывал «Историю упадка и разрушения Римской империи» историка Эдварда Гиббона. Параллели безусловно провести можно (вспомним хотя бы 12 столетий и 12 тысячелетий жизни обоих империй), вот только считать это недостатком работы Айзека, я отказываюсь категорически.
Для нашего циничного 21 века идеи Селдона уже не являются новаторскими откровениями. Управление толпой и влияние на массы плотно вошло в современную жизнь. Долговременный расчет и попытки прогноза (а также борьба за их корректировку) стали обычным оружием среди сильных мира сего.
Но в том то и дело, что, пожалуй, именно Азимов впервые собрал и сформулировал в одном месте наработки предшественников, начиная с Аристотеля по этому поводу.
Дополнив и расширив их мыслями и идеями чертовски неглупого человека, отлично разбирающегося в предмете. Себя.
Кое-где именно Айзека называют в числе тех, кто планировал послевоенную стратегию США.
Ни капельки не удивлюсь, если именно так оно и было.
По крайней мере, в «Основании» Азимов демонстрирует весьма глубокое знание предмета. Перед нашими глазами промелькнут вехи и тенденции наиболее вероятного варианта развития человечества.
Фанатизм и влияние религии. Торговые империи и экспансия на фронтир. Политические сражения и военные игры мускулами. Вырождение и упадок аристократии. Прорывы и инерционность людей науки.
И так по кругу.
Азимов верил в гуманистическую и объединительную роль фантастики, желая уничтожить вражду между людьми. И прекрасно видел все недостатки человеческой расы, мешающие достигнуть этой благородной цели. Раскрывая и препарируя их перед читателем.
Ограниченность и тупость обывателя. Его нежелание развиваться, учиться, вообще что-либо менять.
Психология толпы, ее управляемость, неадекватность, опасность, зашоренность.
Слепая вера неглупых людей в авторитеты, неоднозначное влияние религии как института, использование «духовными лидерами» паствы в своих целях.
Закостенелость ученых (в основной массе), их неспособность перешагнуть границу, заглянуть за порог, любовь почивать на лаврах.
Размышляет также автор над ролью личности, склоняясь к идее необратимости истории, но, не отрицая важного влияния персоналий.
Над этичностью действий Селдона, ни капли не думающего об отдельных людях, взамен мыслящего о Человечестве. При этом делающего весьма ответственный выбор за миллиарды живущих.
Стиль цикла довольно интересен, летописность и телеграфность рассказов об отдаленных событиях, дополненных цитатами из Галактической энциклопедии (когда перед глазами пролетают века), перемежается с относительно подробными описаниями ключевых моментов.
Здесь вступают в дело качественные, полнокровные герои, остающиеся в сердце надолго (хотя мы видим лишь небольшой период их жизни), вызывающие бурное сопереживание или яркую неприязнь. Жаль, что так быстро приходится расставаться.
Всего в цикле 7 книг: плюс два приквела и два продолжения основной трилогии. Не считая дополнительных романов и рассказов, созданных коллегами по цеху уже после смерти Азимова.
Вместе с тем есть в концепции «Основания» и ряд спорных моментов.
От забавных мелочей, типа космических кораблей на нефти и угле.
До глобальных, например, почему автор так уверен в безусловном превосходстве тоталитарной формы правления? Если судить по нашей истории, ни одна из земных империй не стала панацеей ни для соседей, ни даже для своих собственных граждан.
Или: неужто за прошедшие минимум 12 тысячелетий человек ни капельки не изменился? Все также правит гордыня, властолюбие, злость. Неужто люди неисправимы? Даже получив сверхчеловеческие способности?
Или: так уж необходимо было вмешательство Селдона в природный ход событий? Как раз с точки зрения судьбы любимого им человечества. Возможно, тридцать тысяч лет без ига Империи были отмерены природой не просто так? А за это время гомо сапиенс должны были перемениться? Изжить ненависть, гордыню, чрезмерное самолюбование, начать лучше понимать друг друга? Выйти, наконец, на новый уровень. Развить новые, невиданные таланты. Причем не только у горстки счастливчиков, считающих остальных быдлом, недостойным лизать прах у их психоисторических ног?
А так, чем будет Новая Империя отличатся от Старой? Сколько их уже было на земле, и каждая повторяет ошибки предыдущей. Кровь, злоба, унижение, агрессия, застой, падение.
Такой ли судьбы хотел Азимов человечеству будущего? Вряд ли.
Эрго. Неувядаемая классика. Где-то оптимистичная, где-то изрядно грустная. Как времена, когда была написана. Как людские ожидания. Как человеческие жизни.
Шизофрения 24-го уровня, или Зверь — как вершина эволюции человека
Аж никак не думали три девушки Кейси (Тейлор-Джой), Клэр (Ричардсон) и Марша (Сула) чем закончится возвращение по домам после дня рождения Клэр. Похищением.
И теперь они в руках психически больного Кевина (МакЭвой), страдающего расщеплением личности. В его теле таковых ни много ни мало – 23 штуки. Далеко не все они асоциальны, только проблема в том, что последнее время «у руля» те, кто ожидает прихода некоего Зверя, вроде как являющегося вершиной людской эволюции.
А значит у девушек, предназначенных на обед этому самому Зверю, остается все меньше времени, для того чтобы попытаться избежать этой незавидной участи.
М. Найт Шьямалан, прославившийся шикарным «Шестым чувством», в последнее время изрядно подкосил свою карьеру странными проектами типа «После нашей эры». Однако после Split, оказывается с порохом в пороховницах у индийца все в порядке, просто ему не нужно давать слишком большие бюджеты.
А вот хорошего актера и оператора очень даже нужно. Ведь в результате мы получили отличный триллер с элементами фантастики.
Триллер, ставший настоящим бенефисом Джеймса МакЭвоя. Актер, которого я встречал в основном в молодых «Людях Икс», оказывается не зря считается одним из самых интересных лицедеев своего поколения.
Его персонаж страдает диссоциативным расстройством – в голове у парня живут несколько абсолютно отдельных субличностей, причем при перемене одной на другую не редки изменения физических характеристик тела.
И бог с ним, что одна из личностей, живущих внутри Кевина – гей, а другая конкретный такой суровый мужик. Это для профессионального актера особой проблемы не составит. А вот то, что герой периодически становится женщиной, причем изысканно-стервозно-воспитанной особой. Или девятилетним мальчишкой с задержками развития – это уже посложнее. А если учесть, что порой переходы между личностями случаются, прям таки на глазах у зрителя – и в них безоговорочно веришь – это уже высший класс. У Джеймса меняется мимика, взгляд, повадки, движения, реакции, речь, манеры. Зритель действительно видит абсолютно разных людей, только почему то с одними чертами лица. Бравушки, мистер МакЭвой!
Идея фильма появилась у Шьямалана еще 15 лет назад.
Остальные лицедеи работают для Джемса не более чем фоном, подчеркивающим его великолепную актерскую работу.
Старушка-психиатр, упорно игнорирует грозные предзнаменования, а уж казалось кому-кому, а человеку годами работающему с психами стоило начать думать пораньше.
Девушки упорно трудятся «трепетными ланями», и если Клэр и Марша из этого состояния так и не выберутся, то Кейси все же покажет зубки.
И вот так потихоньку мы с вами добрались до моральной подоплеки картины. С одной стороны весьма спорной, с другой – вполне логичной. Постановщики ведут речь о насилии, наказании, боли и их влиянии на людей. Испытавшие боль, по мнению главного героя, очищаются и становятся ближе к новой ступени эволюции. Звучит странновато, ведь боль, утрата, насилие чаще всего попросту ломают душу человека. Хотя, если он сможет пережить эти удары, есть шанс, что такой гомо сапиенс окрепнет и сможет встретить последующие оплеухи судьбы с большей стойкостью и упорством. Правда, доброты, мудрости и голубиной кроткости это ему вряд ли прибавит.
В общем, то, что такие люди аж никак не останутся прежними, а их психика переживет ужасный удар – сомнений нет никаких. Это мы и без Кевина с Кейси знали. А вот о следующей ступени эволюции… Что-то мне в это слабо верится.
Не стоит также забывать, что режиссер снимал не просто триллер, а триллер с элементами фантастики, в финале подводя его к своему же «Неуязвимому». Кстати, в 2019 обещана лента, под рабочим названием «Гласс», объединяющая героев «Сплита» и «Неуязвимого».
Split в прямом переводе с английского означает: «трещина», «раскол», «расщепление».
Намеки на сверхспособности, плохо нарисованное ползанье по стенам, использование качеств диких животных. Все эти сверхъестественные моменты, будем честными, смотрятся абсолютно лишними. Ну, к чему это детский сад, трусы на лямках, когда полтора часа на экране царила суровая действительность и феерил великолепный МакЭвой? Да, к чести режиссера вся комиксовщина проявилась буквально на пяток минут эдакой подвязкой к будущему продолжению. Но даже за это время успела привести в недоумение. Нам рассказывают о вполне реальном недуге, демонстрируют всамделишних маньяков, а тут трах-бах! Люди-икс, блин полезли.
Но прежде чем наступает диссонанс последних десяти минут ленты, все остальное время картины Шьямалан держит зрителя за горло крепкой рукой напряжения. Похищение девчонок. Постепенное проявление субличностей Кевина. Попытки разобраться, кто есть кто, и кто чего хочет. Общение их с жертвами. Попытки сбежать. Расследование доктора. Нагнетание обстановки перед финалом. Все это усугубляется хорошей операторской работой и саундом. Коктейль саспенса получается весьма бодрящим.
Жаль, постановщик избрал именно такой финал. Сократи он сверхъестественное до пары намеков, неясных теней и обещания раскрыть тему в продолжении, было бы еще вкуснее. Ведь отличный фильм, созданный Шьямаланом, абсолютно не нуждается в костылях сверхспособностей.
Эрго. Хороший триллер с шикарными ролями МакЭвоя и великолепно поддерживаемым напряжением. Эх, чуток бы поменьше комиксоидности в конце, была бы и вовсе бомба. Но и так – безоговорочная пятерка с небольшим минусом.
Режиссер: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон, Энн Вуд, Роберт Майкл Келли, Накия Диллард, Дэнн Финк, Кэш Гойнс, Розмари Ховард, Лайн Рени
Поднебесная на страже человечества, или Чужие против благородного кондотьера
Средние века. Китай.
Наемник Уиллем Гэрин (Дэймон) немало повидал на своем веку. Битвы, кровь, смерть, дружбу и предательство. Но то, что он встретил в экспедиции, пытаясь раздобыть секрет черного пороха, изумило даже этого многоопытного пса воны.
Неведомые чудовища, атакующие Великую китайскую стену и пытающиеся добраться до многочисленного людского мяса за ней.
Чудовища, способные уничтожить весь мир.
И теперь Гэрину, обычно воюющему лишь за деньги да кусок хлеба, нужно сделать непростой выбор. Урвать свою выгоду и беспечально прожить немногие оставшиеся ему годы.
Или рискнуть жизнью, спасая Китай, а с ним и все человечество.
Большинство китайских фильмов (как и индийских) вычисляются буквально с первого взгляда. Но по другим параметрам. Если кинематограф страны Хинди отличается массовыми песнями и плясками, то картины Центрального государства чаще всего радуют глаз ярчайшими цветами и геометрическими построениями массовки.
The Great Wall – истинно китайское кино. Марши, построения и перестроения воинов Безымянного ордена. Их режущие глаз плащи и выпуклые аккуратные доспехи. В общем, колористике как и всегда постановщики уделили массу внимания. Пижоны.
Смотрится, в общем неплохо, но немножко смешно. Особенно если учесть, что все экзерсисы бойцов происходят на стене, и абсолютно не влияют на скорость их поедания тварями.
Еще более забавно выглядят тактические изыски руководства Ордена. Хитом сезона стало выступление синих барышень-«журавлей». Понятно, что «у короля много», тем более, если он китайский император, но настолько безумного использования обученных бойцов я, пожалуй, еще не видал.
«Великая стена» — самый дорогой фильм ($150 000 000 бюджета), снятый почти полностью в Китае (несколькими сценами с КНР поделилась Новая Зеландия).
А как вам старательное сбережение пороха на некий абстрактный «черный день»? При том, что воюете вы не с людьми, чьи шпионы могут пробраться в замок и взорвать пороховой погреб. Или начать обстрел ваших крюйт-камер. Мало того, что почти не используете свое мощнейшее оружие, вы почему-то забываете о банальной кипящей смоле и камнях, роняемых со стен (да и саму стену против таких врагов нужно было конструировать по-другому, уступами там, шипов подольше, полированных откосов). Только стрелы да летающие смертнички (из того, что было у Ордена – единственное, чем уместно бить такого противника – стенными лезвиями (кроме пороха, понятное дело).
И это против существ, чья выживаемость просто поражает. Убивает монстриков либо попадание в глаза (по-видимому, мозг у Тао тей прямо за очами)), либо взрыв. Помогает конкретное кромсание на лоскуты (если ты не Мэтт Дэймон, конечно, тому все проще дается).
В ближнем бою идет размен одной твари на 3-5 десятков людей (опять же, если Дэймона под рукой нет), причем не помогают ни копья, ни доспехи, ни щиты, ни строй.
Если честно, я так и не понял, почему зверюшки ночью потихоньку не залезли на стены и не поужинали всеми защитниками поголовно. Все равно лицом к морде люди им противопоставить ничего не могут.
Стратегически ситуация тоже абсолютно не раскрыта. Откуда именно появились Тао тей, из космоса или из глубин земли? Почему в Китае? При чем тут алчность древнего императора о которой патетично упомянуто одним словом? «А» сказали, а «Б» так и не прозвучало.
Не говоря о постоянном ощущении «дежа вю», которое преследует на протяжении всей картины. Интересно, тут был хоть один сюжетный ход, не встречавшийся раньше в десятке-другом фильмов?
Да и мотивация Уиллема Гэрина ну очень спорная. Понятно любофф, но как-то очень быстро из обычного кондотьера он превращается в благородного воителя. На этом фоне в его сребролюбивого кореша Перо Тобара (Паскаль) веришь гораздо больше.
Мэтт Дэймон на своем месте, но явно скучает, и никаких актерских подвигов не демонстрирует и близко. А о мотивации персонажа, больше всего портящей впечатление от образа я уже сказал.
Неужели все так плохо и браться за ленту не имеет смысла?
В целом, как вы уже поняли The Great Wall абсолютно проходное, но местами красивое фентези со слабо продуманным сценарием и хромающей на обе ноги логикой сюжета. Но на безрыбье, тем более, если вам нравятся фантастические приключения, посмотреть его можно.
Брутальный главный герой, бьющий муху в глаз, а Тао тея в оба стразу. Его юморной друг. Китайская генерал с фарфоровым личиком без единой морщины. Долгие сражения и прочая движуха. И главное – вторичные, но все равно весьма внушительные снусмумры, пардон Тао тей.
Как говорится: внутренний подросток – снисходительно одобряет.
Эрго. Среднее и шаблонное приключенческое фентези, ориентированное на форму, а не на содержание. Смело смотреть искренним поклонникам Дэймона, либо фанатам жанра. Можно еще попробовать тем, кто жутко соскучился по приключениям.
В благословенной земле Алеры, полтора десятилетия наслаждавшейся миром, грядут перемены. И отнюдь не к лучшему. Дикие фурии севера готовят суровую зиму. А во всех уголках страны все четче ощущается угроза.
Причем, похоже, угроза не только внешняя, от диких варваров маратов с их смертоносными «питомцами».
Но и со стороны части Верховных Лордов, считающих, что постаревший Первый Лорд давно должен уступить власть кому-то из них. Тем более, что после смерти принцепса, новым наследником Гай Секстус так и не обзавелся.
С какой-то стороны они правы, и затягивать с вопросом наследования Первому Лорду, пожалуй, не следовало. Однако вышло, как вышло.
И теперь ключевым местом в борьбе за первенство в Алере становится долина Кальдерона. Место, где 15 лет назад погиб единственный сын Гая. Место, способное перевесить чашу весов на сторону противников Первого Лорда. Место, жители которого предназначены в жертву.
И некому это остановить.
Ну не 15-летнему же пацану Тави, тем более единственному в стране, у кого даже нет своей фурии. Да и молодая-зеленая разведчица-курсор Амара, только с академической скамьи, вряд ли чем-то поможет.
Нет, похоже, долина обречена. А с ней и власть Первого Лорда.
Или все же есть варианты?
Джим Батчер широко известен в узких кругах любителей фантастики отличным циклом городской фентези «Досье Дрездена», насчитывающем уже полтора десятка романов. Но помимо приключений Гарри (не Поттера!) на его счету классический фентезийный цикл «Кодекс Алеры».
Скажу сразу, до шедевров жанра Codex Alera не дотягивает, но читается с удовольствием.
В первую очередь благодаря, конечно же, фуриям, эдаким продвинутым аналогом элементалей. В Алере каждый нормальный человек в пору раннего отрочества находит связь с одним (или парой) природных духов, становясь их заклинателем.
Фуриями мир «Кодекса» буквально переполнен. Дикие – лесные, речные, грозовые. Прирученные: стихийные -- воды, огня, земли, воздуха; элементов — металла или дерева. Даже фурии короны встречаются. Также герои периодически поминают некие аналоги божеств – Великих Фурий.
От количества фурий зависит возможность получения полного гражданства. Фурии могут сражаться, возводить стены, переносить своего партнера по воздуху, исцелять раны. Мощные заклинатели могут привязать фурий к определенному месту для охраны, или вовсе поместить их в оболочку, создав крепчайшую защиту.
Их можно обмануть, отогнать, ненадолго прервать связь с хозяином, скрыться из их виду, использовав противоположную их сущности вещество. Со временем фурии приобретают черты своего заклинателя. М-да, жителям Алеры обычные домашние животные типа кошек/собак, по большому счету, ни к чему. Да и кормить/выгуливать элементалей не нужно. Серьезная экономия в хозяйстве.
Соответственно любой конфликт, стычка или битва обретают здесь новые, иногда довольно оригинальные черты. Ведь любой боец в полный рост использует положительные качества своего питомца, одновременно пытаясь нивелировать преимущества фурии противника. А высшая знать империи и вовсе представляет из себя эдакое оружие стратегического масштаба, аналог скромных ядерных зарядов. В общем, боевая работа заклинателей прописана от души.
Также в плюсы циклу нужно занести профессиональное использование Батчером законов драматургии. Регулярное создание перипетий и проблем для героев. Хорошую динамику. Нагнетание обстановки, удержание тревожной, загадочной атмосферы.
Плюс антураж истории вышел у Джима что надо. Переплетение сказочных элементов и жестких фентезийных мотивов.
Преувеличено благородных или наоборот злобных стедгольдеров, заботливой родни, молодого наивного протагониста с одной стороны. Кровавых сражений с кучей трупов, «византийского» коварства, державы, окруженной с трех сторон врагами, с другой. Быта провинциальной долины с интригами высшей знати. Романтичной юности с прагматичной зрелостью. Верности с предательством. Вместе создает достаточно вкусное блюдо.
Да и откровенные римские аллюзии лично у меня особого отторжения не вызвали. Ну легионы, ну возня вокруг гражданства, ну сенат, ну имена, ну титулы. Вполне рабочая система. Тем более для империи, претендующей на мировое господство. Между прочим, Рим на такой тысячи лет прожил. И не жужжал.
Разве что обладающие нехилой властью Верховные лорды слабо коррелируют с наследством гордых квиритов. У тех всегда преобладали крайности: либо республика, либо диктатура. Вот это среднее «туда-сюда» римлян никогда не устраивало. Но с другой стороны на то у нас и фентези, чтобы представить третий путь.
Что касается неглубоко раскрытого мира, не забываем, что у нас в руках первый том довольно длинной эпопеи. Насколько я знаю Батчера, продолжение знакомства с миром не замедлит воспоследовать в следующих томах. Тем более что в дальнейшем акцент переместится с долины, на столицу государства.
А теперь то, что не дает поместить «Кодекс Алеры» в элиту фентези.
Периодические проблемы с языком (или переводом). Часть текста идет как по маслу, а затем, абсолютно внезапно, глаз спотыкается, как загнанная лошадь на полном скаку, на каком-нибудь корявом диалоге, или странно поданном описании. М-да, паршиво все же не владеть английским, так бы я, по крайней мере, точно знал, кто виновен: Джим, или переводчик.
Излишняя велеречивость, причем не всегда по теме. Ты о фуриях поболе пиши, а не об интригах банальных, сам же свою фишку теряешь. Иногда создается четкое ощущение, что Батчер получает оплату построчно. По большому счету, где-то процентов на 15-20, роман можно было сократить без проблем.
Общая вторичность сюжета. «Не такой как все» подросток, героически спасающий родину. Юная девица, только из школы и идейный предатель-наставник. Благородный убеленный сединами повелитель и коварно-развращенная, по полной программе интригующая знать (хотя кое у кого даже мысли о судьбе страны проскальзывают). Варвары индейского типа, близкие к природе, и не забывающие о пусть своеобразной, но чести. Жутко важная, прям без нее никак, долина.
Но даже то, что эти элементы встречаются в каждой второй фентезюхе, не считая каждой первой, не способны сильно испортить впечатление от неплохой работы хорошего писателя.
Эрго. Недурное фентези с оригинальной фишкой. При этом, к сожалению, с общим налетом вторичности в сюжете, перебором воды и вопросами к языку. Несмотря на это вполне читабельно, и с немалым удовольствием.
P. S. Всего в Codex Alera шесть книг (официально переведены на русский первые две, об остальных позаботились фаны). И судя про названиям и дате написания последней (2009) Батчер историю завершил. Что не может не радовать в свете тенденции других авторов писать окончания своих циклов по многу-многу лет.