В мире животных с Ньютом Саламандером, или Когда Поттера еще не было
Нью-Йорк, середина 20-х годов. В Америку приезжает британский волшебник Ньют Саламандер (Редмэйн), брат героя войны, в отличие от своего родственника, абсолютно мирный субъект, всерьез увлекшийся фантастическими животными и их защитой.
В городе неспокойно. Бушует темный волшебник Гриндевальд, которого не могут призвать к ответу лучшие силы американского магического правопорядка. Среди не-магов (местное политкорректное название маглов) появляется все больше людей верящих в существование магического мира и требующих открыть новую охоту на ведьм. Чему весьма способствуют таинственные разрушения, производимые в Нью-Йорке загадочной силой.
Казалось бы, ну что на этом тревожном фоне приезд одного британского волшебника-натуралиста?
Однако именно он и его чемоданчик выступают катализатором поистине судьбоносных событий.
Возвращение в мир, знакомый по книгам и фильмам о Гарри Поттере, тем более снятое по сценарию Роулинг, ожидалось с большим интересом. Оказалось не зря.
Нам показали шикарное расширение этого самого волшебного мира, до этого сконцентрированного лишь на Туманном Альбионе. Мира, после фильма Дэвида Йейтса разом получившего глубину, насыщенность и размах. То, о чем мы раньше могли лишь догадываться, выгрызая куцые кусочки информации о небританском волшебном социуме, стало свершившимся фактом. Волшебная жизнь за пределами островов есть – причем весьма бурная и изрядно отличающаяся от уже виденного нами.
Магическая Америка середины 20-х оказалась весьма неспокойным местом. Причем дело даже не в очередном Темном волшебнике (этого добра хватало и в основной серии), тем более линия, связанная с Грин-де-Вальдом старательно припрятана для продолжения (благо до пика его могущества еще есть время).
А скорее в намечающемся противостоянии магов и не-магов, то бишь обычных людей. Тот момент, гораздо меньше волнующий британских волшебников 70 лет спустя, активно сотрудничающих с людскими властями, вступающих в брак с маглами и прочно вросшими в человеческое сообщество.
А вот их предкам с родины демократии все эти достижения потомков недоступны (пока? Или это американский путь на все времена?). Согласно законам ни один не-маг не может знать о магической Америке. Никакого сотрудничества нет и в помине. А идея межрасовых браков им и в голову не приходит.
А уж как им не хватает аналога Службы утилизации из Тайного города! Ни в сказке сказать, ни пером описать. Ведь ребята ни капли «не палятся», периодически разнося половину Нью-Йорка вдребезги и пополам, а затем искреннее удивляясь, почему пользуются такой популярностью идеи «Нового Салема». Потом, правда, старательно восстанавливая все как было, разве что зоопарку не повезло (я ошибаюсь или такого модного скила волшебники Британии не знали?)
Но все разборки американских магов бледнеют и нишкнут на фоне фантастических тварей Саламандера, этой Красной книги магического бестиария. Будем честными, волшебная живность одной левой переигрывает живых актеров. Ведь похоже на их разработку и создание потрачена львиная доля усилий и бюджета создателей ленты. Животные разнообразны и отлично нарисованы (пускай в большинстве без проблем узнаются прототипы из реального мира), часть из них обладает собственной индивидуальностью, характером и забавными способностями. Одним словом Fantastic Beasts это «пять».
А заодно перед зрителем в полный рост встает вопрос магической эволюции. Потому как внятного ответа об обстоятельствах их появления на матушке земле мы пока не получили.
Кстати о магии. Кто понял, что это Персиваль Грейвс «делал руками»? И если в первом случае (арест Ньюта) у него во второй руке хотя бы была палочка. То при исцеляющих пассах, убирающих раны Криденса, палочки не было как класс. Вопрос знатокам – что это было??
При этом Фаррелл создал вполне вменяемый персонаж. Стильный, высокомерный профессионал (какой контраст с Саламандером), по лицу которого периодически пробегает снисходительная усмешка – понятно что не самый сложный вызов для актера, но и его нужно сделать запоминающимся. У Колина получилось.
Что касается главного героя. Эдди Редмэйн играл стеснительного, немного не от мира сего молодого фаната зоологии, эдакого юного Паганеля. Привлекательного, безалаберного мага, по уши влюбленного в животных. И с этой точки зрения претензий к нему не может быть никаких. То, что он не совсем похож на стандартного положительного героя – белозубого харизматичного красавца-мачо, или мудрого ученого – так вам никто и не обещал, что будет легко. Тем боле в мире Роулинг, где человечество спасал обычный нескладный мальчишка.
Также хочется отметить Дэна Фоглера и его не-мага Ковальски. Этот толстячек средних лет, нескладный, пугливый, погруженный в мечты о своей булочной – порой давал фору большинству из магического сообщества по своим человеческим, моральным качествам. И оставил после себя очень теплое чувство.
Да, фильму можно попенять за недостаток идей (и с обскуром как-то нехорошо получилось.). Работы Роулинг приучили к тому, что практически в любой книге (пускай со скидкой на возраст читателя) можно было отыскать немало моментов для поспорить и подумать.
А тут кроме магической эволюции животных, призыва «любите природу, мать вашу!», да мысли о том, что маглы (точнее один магл, других мы не увидим, если не считать явно свихнувшуюся Мэри Лу Бэрбоун) тоже люди, особенно если они чужды фанатизму, с ходу ничего не вспоминается.
Приятно, конечно, услышать из уст знатока фразу о «самых диких и опасных существах на планете», но хотелось бы большего.
Понятно, что скрипя сердцем можно отыскать намеки на вопросы отцов и детей, вероятность улучшение отношения волшебников к маглам в будущем, да, пожалуй, на стихийность магии, способную принести немало проблем.
Но с третьей стороны наверно я слишком много хочу от 180-лимоного блокбастера.
В общем и целом – людям, слышавшим о Роулинг, смотреть обязательно. Но и те, кто не знает кто такой Мальчик Который Выжил, получат от ленты немало удовольствия. Фильм обалденно красив, ярок, до одури атмосферен, местами позитивен, переполнен милыми, трогательными и смешными моментами, а фантастическое зверье никого не оставит равнодушным.
Эрго. Отличное расширение «мира Поттера» с не портящими каши актерскими работами, хорошей атмосферой и картинкой, и конечно, восхитительными фантастическими тварями. Также лента практически без проблем (небольшое усилие в начале для знакомства) может принести удовольствие людям далеким от книг Роулинг.
Волшебный сыск Гарри – недорого, действуют скидки, или Поттер? Не знаю такого
В жизни Гарри Дрезден повидал всякое. Он был, когда свидетелем, а когда и участником событий столь жутких и невозможных, что, казалось бы, обычное убийство вряд ли способно вывести его из себя. Но не в этот раз. Правда и убийство обычным назвать было трудно.
Кто такой Гарри Блекстоун Копперфилд Дрезден? Полицейский подумали вы, или частный детектив. Кто еще частенько имеет дело с трупами?
А вот и нет. Гарри Дрезден – чародей. Не какой-нибудь шарлатан, или ярмарочный фокусник. А самый настоящий маг. Единственный открыто практикующий волшебник в США. У вас проблемы, связанные с паранормальным? Вам сюда. Больше вам все равно никто не поможет. Остальные скорее глотку вам вскроют. Но не стоит считать, что у чародея жизнь райская. Основная проблема, как и у нас – финансы. Как, спросите вы, а магия?
А она ограничена Семью Законами. За которыми следит Белый Совет. А у него на Гарри имеется зуб. Во-о-о-от-такенный!! И ходит наш чародей под Дамокловым Проклятием. И таскается за ним недоброжелательный Надзиратель. И…
А тут еще это убийство. Мало того, что погибший — человек Джонни Марконе. С этим типом неохота связываться даже чародеям. Вторая жертва работала на некую Бьянку, в некотором роде вампиршу. А уж способ, которым их отправили на тот свет… По всему выходит, что без магии здесь не разберешься. Но стоит Гарри дать хоть малейший повод, манюсенькую зацепочку, позволяющую обвинить в нарушении Законов, и его жизни придет конец. Уж об этом Совет позаботится с особым удовольствием.
Дебютный роман американского писателя Джима Батчера о Гарри Дрездене Storm Front, увидел свет уже больше десяти лет назад, в 2000 году. С тех пор на счету Джима полтора десятка романов о приключениях волшебника из Чикаго, и некоторое количество рассказов и комиксов на ту же тему. Не считая фентезийного цикла «Кодекс Алеры». Все это время Батчер стремится написать «идеальную историю». «Такая история абсолютно правдива, заставляет вас смеяться и плакать и, когда все страницы прочитаны, оставляет в душе чувство удовлетворения». Сам автор пока не считает свои книги близкими к идеалу («я так и не написал еще своей «идеальной истории». Но может быть ею станет следующий роман. Или тот, что после него…»), но качественный мистический детектив на его счету уже есть.
Впервые я познакомился с Дрезденом в одноименном сериале (в главной роли Пол Блэкторн). Очень милый, слегка архаичный проект, не проживший дольше одного 12-серийного сезона (на удивление много неплохих многосериек сворачиваются слишком рано. Вспомнить хотя бы «Лунный свет» и «Визитеров»).
Мистический детектив вообще очень благодарный жанр. Он сливает в экстазе читательские аудитории любителей расследований и потусторонних историй. Тем удивительней, что так мало авторов пашут эту благодатную почву. Глен Кук с Гарретом, Саймон Грин с Тейлором, а больше навскидку никого и не упомнишь.
Нашего сегодняшнего героя можно назвать сыщиком. В те моменты, когда он напрягает извилины, собирая информацию, делая выводы и разгадывая загадки. А можно и алхимиком, готовящим эликсиры, зелья, использующим амулеты, наполняя их своей энергией. Можно заклинателем/визардом, в те моменты, когда он, направляя свою энергию, выкрикивает чеканные латинские слова. Кем он точно не является – это классическим магом. Ну, знаете, окладистые бороды, файерболы из глаз, ледяные стрелы из… пальцев.
Система волшебства у Батчера состоит из многих элементов. Например: знание и использование истинных имен, которыми обладают все в этом мире (здравствуй, Гед Перепелятник). Теория магического круга, устанавливающего рамки для некоего действия. Томатургия – вливание энергии в нечто, случившееся в мелком масштабе и повторение этого в крупном (привет, куклы Вуду). Алхимия (отнимающая львиную долю времени) – приготовление эликсиров, состоящих всегда из восьми (но всегда разных) ингредиентов. Ну и конечно, заклинания «на ломаной латыни», позволяющие волшебнику лучше контролировать свою силу.
Здешние маги, преображая и используя энергию (в первую очередь свои эмоции), никогда не забывают и о заветах старого доброго Папюса с его ритуалами.
Собираясь на опасную прогулку, Дрезден увешивается загодя подготовленными амулетами и заговоренными штуками, как новогодняя елка, затем наполняет карманы эликсирами, и только потом берет в руки серебряный нож, трость, жезл или посох.
Не скажешь, что Батчер открывает магическую Америку, но сплетаются эти элементы в его мире весьма не противоречиво и гармонично. Не забываем о существовании Законов Магии, за соблюдением которых надзирает загадочный Белый Совет. В частности, первый Закон запрещает использовать магию, чтобы наносить вред другому. А четвертый — использование истинного имени смертного для призывания и сковывания чарами в собственных интересах.
Десертом в колдовской системе мира выступает слабая совместимость чародеев с электронными устройствами, типа компьютера, магнитолы и даже телефона. Способность волшебников прозревать душу живущего через ее зеркало. Глаза, то бишь. А также новый наркотик, по слухам способный открывать у обычного человека Внутреннее Зрение.
Главных героев в первой книге немного. Основной естественно старина Гарри. Единственный открыто практикующий ведун в городе (а то и в стране). Пошедший ради этого на конфликт с собратьями. Нежелательная фигура в обществе волшебников. Чуть старомодный, высокий, худой, жутко галантный мужчина, воспитанный в духе того времени, когда ко всем женщинам относились как к леди. Умен, привлекателен, добродушен, верен слову. Что становится чаще всего недостатком, чем достоинством.
Начальник отдела специальных расследований центра Чикаго лейтенант Кэррин Мёрфи. Одна из постоянных работодателей Дрездена (как консультанта полицейского управления). Женщина, допустившая существование сверхъестественного, и почти принявшая это самое существование.
Боец, пробившая себе дорогу в мужском мире, ставшая Дрездену если не настоящим другом, то очень важным партнером.
Сьюзен Родригес репортер в Чикагском «Волхве», эротическая провокаторша, потрясающе красивая журналистка, постоянно пытающаяся развести Гарри на информацию.
Дух воздуха Боб, заточенный в старинном черепе, и работающий при Дрездене чем-то вроде саркастичного архива.
Надзиратель Морган, чародей, следящий за соблюдением Гарри Законов Магии (по поручению Совета), и не испытывающий к нему ни малейших дружеских чувств. Мягко говоря.
И, конечно же, огромный кот Мистер, отцом которого была не то рысь, не то пума.
Вокруг этих персонажей и раскручивается пружина расследования ужасного двойного убийства. Детективная линия вполне логична, корректна, неплохо продумана и тщательно подвязана. Но так как детектив у нас cмешанный, то Гарри недостаточно просто найти убивцу. Ему придется самолично ставить точку в этой истории. В условиях, когда на него ополчится практически весь мир.
Финал книги, кстати, вышел особенно заводным. Батчер, соблюдая все каноны драмы, буквально не дает читателю вздохнуть, бросая героя по волнам очень жестких перипетий.
Эрго. Удачное детективно-городское фентези с привлекательным героем, весьма бережно относящееся к законам драматургии. Вкусно.
Кандидат магических наук на страже тонких миров, или Лекарь, сменивший профессию
Жизнь нейрохирурга Стивена Стрэнджа (Камбербэтч) удалась. Слава одного из лучших врачей планеты, возможность выбирать пациентов, берясь лишь за самые тяжелые случаи. Дом, деньги, огромная коллекция часов, и быстрые автомобили. Кто бы знал, что именно спорткары доведут доктора до крупных неприятностей. Одна случайность и он уже не элитный хирург с кучей бабла, а калека на грани нищеты.
Западная медицина оказалась бессильной и тогда Стивен бросился за помощью к восточной. Добравшись до загадочного Камар-Таджа в Непале. Места, где как оказалось, обитают самые настоящие маги под началом Старейшины (Суинтон), защищающие нашу землю от сверхъестественных угроз.
Тут как раз подвернулась очередная из них – ренегат Кицилий (Миккельсен), стремящийся открыть дорогу на землю демоническому Дормамму – повелителю Темного измерения. И надо же такому случиться, что на пути Кицилия становится именно Стивен Стрэндж, подтвердивший, что талантливый человек талантлив во всем, и показавший недурные способности к магии.
Впервые Доктор Стрэндж появился на страницах комиксов еще в 1963-м году. Попытка переместить персонаж на экраны была предпринята 15 лет спустя (телефильм), но особым успехом не увенчалась. К концу 80-х подумывали о съемках полнометражной ленты -- не сложилось. Однако идея витала в воздухе, и после успеха Кинематографической вселенной MarveI воплотилась в реальность.
Причем лента появилась весьма вовремя и стала абсолютно логичным и уместным шагом создателей этой самой вселенной. Ну сколько можно, в самом деле, наблюдать за постными физиономиями неуязвимых Мстителей , увлекшихся красивым экшеном, и лишь изредка выдающих вменяемые отрезки, рассчитанные на что-либо еще кроме действия тела. А «Стражи галактики» , хотя и порадовали свежим ветерком в затхлом болоте пафосных комиксоидов, оказались слишком уж комедийными, несерьезными и легкомысленными.
А тут нате вам как бальзам на душу – доктор, человек, призванный спасать жизни, а не отнимать их. Человек, ищущий нестандартные решения, не требующие поголовного истребления врагов и нанесения жуткого урона имуществу. Человек, способный находить лазейки в законах вселенной, и при необходимости нарушать их. И редкий для Голливуда общий подход, навеянный мистическими учениями, базирующимися не на слепой вере, а на долгой работе над собой, проверенных практиках, обучении у знающих людей.
Идея формирует реальность – давний тезис множества эзотериков, подразумевающий работу с человеческой мыслью, настройку и обучение мозга. Миров вокруг великое множество, и знающие люди вполне могут проводить оттуда энергетическую подпитку организма. Магия – язык программирования реальности на уровне исходного кода.
Понятно, что между постулированием идеи, и ее воссозданием на экране (как и в жизни) огромная пропасть.
И если последний тезис худо бедно у постановщиков получилось воплотить (хотя магия в «Стрэндже» чертежно-геометрическая и абсолютно прикладная). А о втором несколько раз громко заявить. То фраза насчет идеи так и осталась единичным сотрясением воздуха. Что обидно. Но не смертельно.
Ведь у постановщиков ленты получилось помимо основных тезисов подкинуть зрителю еще парочку интересных моментов «на подумать». Имела ли право Старейшина пользоваться тем, чем воспользовалась? Причем даже дело не в личном выборе (она его сделала). А в том как эта информация могла сказаться на железобетонных последователях типа Мордо?
Имел ли право Стивен нарушать законы мироздания? С одной стороны ответ вроде очевиден – если бы он этого не сделал, некому было бы задавать вопросы. С другой – не возникнет ли со временем ситуация, когда живые позавидуют мертвым? (понятно, что в комиксах Марвел точно нет, а в жизни?). Ну и еще раз над отравленной притягательностью бессмертия улыбнуться. Это почти обязательная программа для современного кино.
И все это в абсолютно очаровательной обертке сносящих крышу спецэффектов (кажется, я уже знаю обладателя визуального «Оскара» этого года). Причем они выражаются не только в меланхоличных разрушениях очередного земного города (хотя совсем без этого постановщики Doctor не обошлись), или драках, вызывающих в памяти «Начало» , а астральных полетах и завораживающих иных измерениях. Это действительно сильно. Дорогой зритель, отныне для расширения сознания тебе не нужны ЛСД или грибочки дона Хуана. Просто включи доктора Стрэнджа и пересмотри его первый приход к Старейшине.
Есть у Doctor Strange еще одно немаловажное достоинство. Бенедикт Камбербэтч в главной роли. Звезда «Шерлока» , «Игры в имитацию» тут развернулся по полной. Высокомерный гордец (причем имеющий для этого полные основания), отчаявшийся калека хватающийся за любую соломинку, недоверчивый ученый, восторженный падован, молодой семпай, почувствовавший ответственность юный маг в пурпуровом хитоне, познавший потери мужчина, принимающий нелегкий выбор и снова высокомерный гордец (причем опять же имеющий для этого полные основания!). Развитие образа на пятерку. И, кстати, остальным Мстителям в преддверии совместной работы, нужно срочно подтянуть актерское мастерство. А то Хемсворт на фоне Камбербэтча имел ну очень бледный вид и макаронную походку. А вот на дуэт Бенедикта и Дауни-младшего очень хочется поглядеть. Два высокомерных ироничных сноба в одном кадре – этот будет бомба.
Хватает в ленте и недостатков, куда ж без них.
Слишком уж быстро доктор вышел на уровень суперкрутого мага (это после разговоров о долгих и упорных годах тренировок – сделали бы что-ли «монтаж», вырезав хотя бы пару лет).
Слишком уж примитивной получилась магия наших защитников тонкого мира. Порталы, красивенькие искрящиеся щиты и плеточки, да ледяные клиник у злодеев. Ах да, еще жутко красивое, но малоэффективное верчение окружающих архитектурных элементов (и то не в реальном мире). Как-то слабовато, не находите?
Слишком уж глуповато выглядит Старейшина не додумавшаяся посадить в креслах в трех ключевых точках по паре десятков своих лучших бойцов, выдать им «Розу мира» и приказать никуда не уходить до появления Кицилия. Это конечно, не Ородруин — единственное место во всем мире, где возможно уничтожить Кольцо, но очень близко.
Слишком уж непреклонно-туповатым выглядит вышеозначенный господин Кицилий. Не хватает Стрэнджу действительно яркого антагониста.
Слишком уж спорной выглядит концепция Темного измерения, где не существует времени. Это ж простите, натуральный стоп-кадр получается, посреди которого висит товарищ Дормамма, не в силах и бровью пошевелить.
Но все эти моменты не в состоянии сильно испортить удовольствие от неожиданно-мистического героя и его фантасмагорического мира.
Эрго. Яркое и красочное фентези в обертке супергероики, способное порадовать парочкой эзотерических идей, волшебной картинкой и отличным главным героем. Противника б ему поярче, да магию разработать поглуже, было б вообще хорошо, но и так твердая пятерка с небольшим минусом.
А Белые медведи осатанели — стало быть весна, или Запыленная сказка для среднего школьного возраста
Лира Белаква (Блю Ричардс) была не совсем обычной девочкой. Ее мало интересовали куклы и наряды. А вот приключения как раз наоборот. Так хотелось повидать мир, побывать на далеком Севере в королевстве бронированных медведей. Или отправиться с дядей, Лордом Азриэлом (Крэйг) в одно из его необычных путешествий. Потому, когда очаровательная и влиятельная миссис Колтер (Кидман) берет Лиру в путешествие, девочка почувствовала себя на седьмом небе от счастья.
Однако все выходит далеко не так радужно. Выясняется, что миссис Колтер вовсе не такая милая дама, какой показалась на первый взгляд. И ей от Лиры кое-что нужно. Вдобавок пропадает ее лучший друг, Роджер, и это далеко не первое таинственное исчезновение ребенка за последнее время.
Обстановка становится все напряженнее, и теперь Лира оказывается в самом центре важных событий, в которых перемешались интересы могущественного Магистериума, ужасных Жрецов, вольных цыган, ведьм воздуха и прочих сил, каждая из которых имеет на маленькую Лиру свои планы.
«Золотой компас», один из последних независимых проектов студии New Line Cinema, мог бы стать одной из лучших фентези начала 21 века.
Интересный мир, соединивший элементы стим-панка, и героической сказки, дополненный оригинальными фишками типа деймонов или панцербьернов. Важные идеи о необходимости борьбы за свою свободу против власть имущих, стремящихся сделать из людей стадо. Без малого 200 лимонов бюджета, позволивших постановщикам в полной мере показать нам прелести здешнего мира («визуальный» Оскар 2008 года). Изысканная Николь Кидман, вполне адекватная главная героиня. Казалось бы, чего еще надо?
В результате «Компас» слабенько показал себя в прокате (360 лимонов сборов), был холодно воспринят критикой, и прославился как один из самых невнятных фантастических фильмов за всю историю кино.
Лента поставлена по первой книге трилогии Филипа Пулмана «Северное сияние».
Итак, что же произошло?
Дело в том, что создатели ленты действительно допустили массу ошибок.
Слишком узкий зрительский сегмент. Лента рассчитана на отроков от 9 до 13 лет. Младшим детям многое будет непонятно и соответственно неинтересно. Старшим подросткам будет не хватать возможности ассоциации с героиней (больно маловата, как вы думаете, просто так среди протагонистов Нарнии были герои разных возрастов?), романтических линий и «правды жизни» Взрослым будет скучна схематичность мира, легкость решения вопросов и абсолютно беззубый рейтинг картины.
С одной стороны «Компас» очень детская и наивная лента. Проблемы решаются как по маслу, просто и походя. За каждым кустом, стремясь помочь героине, толкаются между собой рояли и боги из машины. За весь фильм на землю не упадет ни одна капля крови, а от аккуратно умирающих злецов зрительское внимание отвлекают живописно разлетающиеся искорками деймоны.
Нет ощущения серьезной угрозы и изрядно понижен градус сопереживания. Чему также способствуют слабенькие, пафосные диалоги.
С другой – периодически создателям фильма удается нагнать напряжения, и то, что оно в результате ни к чему не приводит – создает серьезный когнитивный диссонанс. Как будто поманили конфеткой эпичного фентезийного кино с потерями и трудностями, а в результате получаешь сказку про Машу и медведей. Тем нелепее на этом фоне выглядит всплески завуалированной жестокости типа потерявшего челюсть Рагнара.
Дальше.
Идейное наполнение ленты вполне качественно. Редкая сказка будет готовить отроков к тому, что любая власть попытается сделать из них рабов. И за свою свободу придется бороться не покладая рук. Причем не только за абстрактное для детей понятие «свободы», но и за вполне конкретную душу, воплощенную в милой зверушке.
Но и тут создатели «Компаса» умудрились вставить себе палки в колеса. Фильм абсолютно не показывает обычных людей, тех, кого и порабощает злобный Магистериум. Тех, за кого собственно придется бороться героям.
Мы увидим вблизи лишь откровенных маргиналов, типа цыган и самоедов, ученых мужей, пару представителей власти, одного ковбоя, ведьм и медведей. Я, конечно, извиняюсь – это все население планеты?
А где люди? Нет их. Что-то мелькает на заднем плане, во время посещения городов, не приближаясь к героям и зрителям ни на шаг. Даже дети за исключением Роджера и Билли сливаются в одну невнятную массу.
Отсюда мы плавно переходим к еще одной большой проблеме «Компаса». Огромному количеству ненужного тумана. Фактически за два часа мы почти не получили ответов на вопросы. Разрешилась лишь загадка с исчезновением детей. Все!
Что за «Пыль», и с какого перепугу все устраивают вокруг нее такие пляски? Что за пророчество, о котором такое впечатление знают все вокруг, включая бродячих собак. В чем сила Магистериума, пока абсолютно не проявившего себя как нечто пугающе-грозное? И как он собирается захватывать другие миры, если у себя порядок навести не в состоянии. В общем, постановщики явно понадеялись на продолжение, с маниакальным упорством не раскрывая свои карты.
Кстати, не исключено, что пол протагониста также сказался на восприятии картины профильным зрительским сегментом (тем самым от 9 до 13). В том возрасте мальчишки не готовы воспринимать девчонок как равных (они и в более позднем далеко не все готовы), или как пример для подражания. А барышни все же больше склонны ассоциировать себя с классическими диснеевскими принцессами, чем с «Храбрыми сердцем».
Ну и конечно бюджет. Чтобы отбить 180 миллионов нужно не только безукоризненное мастерство всей команды картины. От сценаристов до последней «хлопушки». Но и правильное расположение звезд. А вот с этим «Компасу» однозначно не повезло.
Но именно щедрость Нью Лайн подарила нам основной позитив картины. Богатейшую визуалку. Тут никаких вопросов – очень красиво.
Похоже, что большинство пара, полученного при создании картины, ушло в свисток «картинки». Жаль остальным аспектам мало что досталось.
Эрго. Пресловутый фентези-проект, замахнувшийся на знаковый детский эпик (явно в уме держали Нарнию), создатели которого допустили в процессе слишком много ошибок. Такой груз мог свалить и фильм, основанный на мастодонте покрупнее, чем малоизвестная трилогия Пулмана. А в данном случае сыграл и вовсе роковую роль.
Режиссер: Крис Вайц
В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блю Ричардс, Бен Уолкер, Фредди Хаймор, Иэн МакКеллен, Ева Грин, Джим Картер, Том Кортни, Иэн МакШейн, Сэм Эллиотт, Кристофер Ли, Кристин Скотт Томас, Эдвард Де Соуза, Кэти Бэйтс, Саймон МакБерни, Джек Шепард, Магда Шубански, Дерек Джекоби, Клер Хиггинс, Чарли Роу, Стивен Лотон, Майкл Антониу, Марк Моттрэм
Назидательная гибель империи, или О развращающем влиянии власти
Жители семи островных королевств Тиро долгие столетия жили обычной жизнью. Воевали, мирились, работали и рожали детей. До того момента, пока король Ксаны, одного из самых презираемых государств, не возжелал объединить всех в империю под своим началом. Причем у него получилось, во многом благодаря гигантским воздушным кораблям и талантливым военачальникам.
Шли годы, император состарился и умер, оставив новую державу под приглядом своего малолетнего сына и эгоистичных советников. Тут то и началась борьба шести королевств за свою свободу.
Борьба, в самом центре которой оказываются бывший разбойник Куни Гару, и чудом уцелевший потомок военачальника, до последнего сопротивлявшегося имперским войскам Мата Цзинду. И, конечно, боги – покровители Семи королевств, схлестнувшиеся в новой схватке, должной заново перекроить карту мира.
Дебютный роман Кена Лю в 2015 году с ходу получил одобрение критиков, премию «Локус», и даже был отмечен номинацией на саму Небьюлу.
На меня эта книга произвела крайне двойственное впечатление.
С одной стороны перед нами объемное эпическое фентези, погружающее читателя в новую, небезынтересную локацию с кучей персонажей, интригами и божественным вмешательством.
— С любопытным островным миром, идеей Великих туннелей, соединяющих клочки суши, летающими кораблями, гребущими по небу огромными оперенными веслами, и логограмами (аналогами иероглифов), различными для каждой державы. С семью королевствами у каждого из которого свои фишки, национальные особенности, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны (компьютерной игрой попахивает, согласен).
— С хорошо проработанными главными героями, каждый из которых влечет за собой ощутимый шлейф роли. Героями отлично прописанными, показательно развивающимися и несущими каждый свою идею. Харизматичный простолюдин Куни Гару проходит путь от молодого повесы, через чиновничью и разбойную работу, аж до самых вершин. Он сообразителен, неглуп, весел, любит выпить, отлично ладит с людьми. При этом не лишен ответственности, добр и способен полностью отдаваться делу, которым занимается. Аристократ Мата Цзинду – великий воин, способный в одиночку одолеть десятки противников (а порой и сотни). Он невозмутим как скала, не боится крови, не замечает препятствий, знает, как должно, не прощает оскорблений, ценит честь и положение, поначалу воспринимая Куни как странноватого выскочку, творящего непонятные вещи, типа прощения предателей. Со временем их отношения меняются (и не один раз), и на взаимодействии этих двух персонажей построена одна из сильнейших линий книги.
— С когда вменяемыми, а когда совсем немудреными интригами, за которые, правда, почти полностью отвечают имперские чиновники (ну и боги, куда ж без них).
— С восточным колоритом, с его «ритуальными позами для сидения», порой не совсем понятными для западного человека реакциями и действиями героев.
— И, конечно, богами, которые не сходятся лично в поединках (соглашение блюдут), однако по полной программе оказывают влияние на происходящее, помогая своим фаворитам.
С другой — в романе изрядное количество анахронизмов и речевых оборотов, абсолютно не присущих условному средневековью. Это чертовски режет глаз, особенно, когда встречается посреди интересного описания еще какой-нибудь черты характера протагониста (они удаются автору особенно хорошо). Будто на полном ходу во время спуска с крутой горки, вам под санки попадается ковано скрытая под снегом яма – ощущения крайне занимательные. Причем списать это на восточные особенности никак не получается (максимум на перевод), попросту автор слишком часто пользуется лексикой и терминологией 20 века. А как может быть подано восточное фентези с божественным вмешательством наглядно показала Кейра Дэлки в восхитительной «Войне самураев». Небо и земля.
Ну и общая стилистика текста и подход к вопросу оставляет желать. Мало того что все начинается с авторских рассуждений на уровне младшей школы: аристократы это хорошо и правильно, простолюдины как то не очень, да и вообще свое место позабыли. Аристократы, правда, во время империи тоже «потерялись».
Так и продолжается все как-то странновато. Пока Лю описывает метаморфозы, происходящие с любимыми героями, их отношения – все в порядке. Стоит начать говорить на отвлеченные темы – тут же текст становится нарочитым, кое-где схематичным, кое-где жутко занудно-нравоучительным. При том, что описывает автор вполне логичные вещи:
Война это плохо. Ведь, что имперцы, что повстанцы грабят все, до чего могут дотянуться, и режут несогласных не задумываясь. То бишь обычному человеку по большому счету фиолетово, кто именно с него шерсть стрижет, главное чтобы не дважды.
Убивать налево и направо – нехорошо, люди от смерти близких сильно огорчаются, и будут норовить отправить убийцу на тот свет.
Власть развращает. В романе даже есть специальный персонаж, введенный, похоже, именно для иллюстрации это детсадовской истины — Хуно Крима называется. Да и главные герои радостно вляпываются в ту же ловушку.
Только лучшие из лучших могут устоять перед давлением власти, и стать настоящими вождями в изначальном значении этого слова (тех, кто служит своему народу). И то ненадолго.
Управлять нужно вдумчиво и ответственно, иначе правление твое рискует быть очень кратким и кровавым.
Мысли правильные, но мало того что далеко не первой свежести, так еще и поданные очень своеобразным стилем – то ли эдакой сказкой на ночь, то ли в виде лекции для детишек, прогулявших все уроки истории.
При этом, если смотреть на фактаж и попытаться абстрагироваться от глюков в форме подачи материала, следить за происходящим вполне любопытно.
Перед нами развернется картина падения империи (плюс ретроспективой ее создание), со всеми присущими этому нелегкому периоду особенностями: шаткостью казавшегося незыблемым престола, частым предательством, людским фактором в полный рост, мистическими случайностями, удачей и «непрухой», верой в вождя, массовой гибелью непричастных и наказанием невиновных, столкновением профессионалов и восторженных дилетантов. Плюс сдобренная божественным вмешательством разных высших сущностей, что придает и без того не пресному блюду дополнительной остроты.
После чего мы проследим за попытками создать на месте рухнувшей империи что-то новое. Попытками, всерьез осложняемыми теми, кто хочет, чтобы было как раньше, во времена 7 королевств, и никак иначе. Божественным влиянием на лидеров восстания и людскими интригами. Не лучшими человеческими качествами этих самых лидеров, типа гордыни, непокобелимости и упертости, как на дрожжах прущими наружу при серьезных успехах.
Забавно — автору, похоже, с одной стороны не по нутру унификация и глобализация (может он в натуре передовой китаец?). С другой, ругая например империю за «стройки коммунизма», изничтожение национальной письменности или стандартизацию колес для повозок, настоящего задора Кен не проявляет. Может сам уже не верит в то, что возможен другой путь? Судя по завершению, точно не верит.
Имен, персонажей, описаний земель и особенностей держав в «Королевских милостях» хватает. Но все же по объему вываливаемой на читателя информации это не Мартин и не Малицкий, все несколько скромнее. Хотя любителям эпического фентези найдется, где порезвиться. Пускай описание мира не дотягивает до лучших образцов жанра, но все же практически каждое из островных королевств способно порадовать читателя парой-тройкой любопытных национальных фишек. Парой-тройкой интересных второстепенных персонажей и природных особенностей.
А значит, фанатам эпика точно скучать не придется.
Эрго. Восточное эпическое фентези, сильное главными героями, их отношениями и некоторыми «фишками» мира. При этом серьезно испорченное массой анахронизмов, современной лексикой, вовсю используемой средневековыми протагонистами и назидательно-схематичным стилем, столь полюбляемым автором.