Чудеса генетики против боевых роботов или Новая теория старины Дарвина
Александр фон Гогенберг, сын эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Габсбургов, без ума от шагоходов. Но пока ему доверяли лишь учебные машины. А так хотелось оказаться за рычагами настоящего боевого колосса! Посему, когда наставник по механике Отто Клопп, и фехтмейстер, вильдграф Фольгер решили провести урок ночного вождения, Алек был только рад. Тем более отец с матерью в Сараево, и пробудут там еще не один день. Но это оказалось не просто прогулка. А первый шаг долгого бегства в неизвестность. Когда лишь броня штурмовика «Циклоп», да двое учителей, стоят между 16-летним принцем и властями двух империй, желающими его смерти.
Тем временем в Лондоне юная Дэрин Шарп, не мыслящая своей жизни без неба, притворившись кузеном старшего брата Диланом, отправляется для сдачи мичманского экзамена в военно-воздушные силы. Никто и предполагать не мог, что ее испытательный полет на медузе Гексли, закончится визитом девчонки на Левиафан. Первый из водородных дышащих существ, созданный для борьбы с цеппелинами кайзера. А там и службой на летающем гиганте.
А вокруг со дня на день дарвинисты и жестянщики схлестнутся в мировой войне. И, кажется, двое подростков, как и тысячи их сородичей, сгорят в ее ненасытном желудке, не оставив и следа. Или так только кажется?
Скотт Дэвид Вестерфельд. Родился в Техасе, живет в Австралии, разрабатывает программное обеспечение, сочиняет музыку. А также пишет фантастику. Первый роман датирован 1997 годом. Известен заявлением о своей работе «литературным негром».
На книги Скотта я наткнулся случайно, и заинтересовало меня в первую очередь
«Левиафановское» фантдопущение. «Старинные биотехнологии», тяжелая боевая техника на ножках. Должно быть как минимум забавно. Только начав читать, я понял, что впервые столкнулся с представителем «подросткового романа».
И вы знаете, вполне милая вещь. Главным героям одному 16, второй 14, и чего книга лишена, так это романтических пыланий. С точки зрения современной молодежи возраст уже вполне пригодный не только для вздохов при луне, но и для более тесного общения. Но в романе Вестерфельда начало 20 века, и 16-летнего парня все упорно называют «мальчиком». Так что обойдемся без любовей (по крайней мере в первой книге). Тем более большую часть романа Дэрин играется в мальчишку.
Но из-за отсутствия чувственной линии книга ни капли не проигрывает. Благо у героев практически не остается времени на глупости. Приключений на их голову вываливается с лихвой.
Алек, начинающий свое путешествие инфантильным ребенком, постепенно взрослеет, демонстрируя преимущества хорошего образования, добротных преподавателей и работы над собой. При этом оставаясь весьма благородным и добрым молодым человеком. Причем, скорее всего именно его лучшие черты характера станут фактором, глобально влияющим на происходящее и в дальнейшем. Не лишен паренек и недостатков, происходящих от домашнего воспитания и созданных в детстве тепличных условий.
Дэрин, наоборот, из относительно небогатой семьи (не забываем, все же у отца хватало денег на увлечение воздухоплаванием). При этом девица с твердым характером. Плюс еще папенька со своими вольностями и любовью к полетам барышню подпортил. В общем, получился эдакий андердог, рвущийся в небо. Еще и с неплохим потенциалом лидера. Даже повыше, чем у мальчика с голубой кровью.
Помимо двух главных героев, в романе всего три персонажа с хотя как-то прописанными характерами.
Представитель простого народа, один из лучших механиков Австрии Отто Клопп. Аристократ, учитель фехтования принца, вильдграф Фольгер. И ученая-дарвинист доктор Нора Барлоу, с ее таинственной миссией.
Остальные всего лишь создают фон, дополняя мир альтернативной Европы.
А вот о мире хочется рассказать подробнее. Год на дворе 1916, и мировая война, наконец, постучалась в европейские двери. Поводом для нее (как и у нас) стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, и коалиции воющих сторон совпали с существующими реально.
Глобальное отличие наших реальностей в том, что, некоторое время назад, старик Дарвин, вместо своей теории, принес людям нечто другое. Ученый открыл ДНК, разработал генную инженерию, подарив миру естественную философию и фабрикатов. Возможность генетического создания абсолютно любых живых созданий, запрограммированных для абсолютно любых человеческих нужд. От крошечных червей, производящих свет по свистку. Через боевых тигроволков, громадных кракенов, тягловых гиппоэсков, элефантин и мамонтин, вестовых ящериц и сов, огромных производящих водород дышащих летунов и медуз, стрелковых мышей и патрульных ястребов. До парящих в вышине водородных китов- гигантов, являющихся целыми экосистемами.
В общем, от техники «дарвинисты» (в книге идет речь в основном о Британии) отказались практически напрочь, разве что за исключением оппозиции, в лице «обезьяньих луддитов», утверждающих, что «фабрикаты — усмешка в лицо Господу», бездушные и богопротивные создания.
Их противники, «жестянщики» (Германия с Австро-Венгрией) пошли другим путем. Отбросив идею гусеничной техники, они увлеклись шагающими боевыми машинами (см. Battletech/Боевые роботы). Причем гигантомания (которой страдают все в этом мире) тут проявилась во весь рост. Как вам тысячетонный восьминогий сухопутный фрегат, а! Господа знают толк в извращениях! Вдобавок в их воздушных силах мирно уживаются (если фантастика, так по полной) цеппелины и аэропланы.
Правда регулярно возникают вопросы по поводу сбалансированности вооружения того же Левиафана. Как то не до конца у автора эти моменты продуманы. Но, в целом, действительно не скучно.
Кстати идеалом, по мнению автора, стал бы симбиоз этих двух ветвей развития, взявший лучшее как от фабрикатов, так и от механизмов.
Напоследок, я бы, пожалуй, попенял книге за абсолютное отсутствие антагониста. Все же безличностные противники, типа германского империализма, пресловутого фрегата «Геркулес» или кайзеровских аэропланов, создают антураж и движуху, но не в состоянии сотворить простой человеческий конфликт. А без него как-то неуютно.
Эрго. Вполне приличная молодежная фантастика (по привычке обзываемая стипманком, несмотря на полное отсутствие пара, как движителя), ослабленная нехваткой у наших героев людских противников.
Мелани Дэниелз (Хедрен), молодая, симпатичная и богатая девушка встречает в зоомагазине интересного и уверенного в себе адвоката Митча Бреннера (Тэйлор). Мужчина настолько увлекает Мелани, что девушка срывается в посёлок Бодега-Бэй, где Митч обычно проводит выходные вместе с матерью и маленькой сестрой.
Между молодыми людьми, похоже, начинает зарождаться любовь, однако вскоре им придется отвлечься от своих чувств.
Ведь с птицами в окрестностях поселка начинает происходить что-то очень странное.
«Птицы» — один из самых известных фильмов «отца саспенса», лента, числящаяся среди «Хичкоковских бестселлеров», картин предопределивших развитие жанра. А еще первая лента мэтра, которую я посмотрел.
The Birds поставлены по мотивам одноименного рассказа английской писательницы Дафны Дюморье.
Скажу сразу, насчет «предопределившей развитие» — ни капли лжи. Вся картина в последствие буквально растаскана на цитаты. Каждый кадр, нагнетающий обстановку, впоследствии мы видели в сотне-другой-третьей разнообразнейших хоррор лент.
Вот вам благостно-пасторальное начало с постепенным раскрытием персонажей. Вот вам намек на дальнейшее в виде неоднократно промелькнувших пичуг. Вот нагнетание атмосферы с помощью единичных пока безумных птах. Вот сцена, в которой персонаж ни о чем не подозревает, зато зритель видит беду и всячески за него переживает. Вот ситуация, в которой угроза одинаково неведома и по ту и по эту сторону экрана. Вот кульминационная сцена со спецэффектами. Вот герои, из последних сил держащие осаду в заколоченном доме. Вот любопытный персонаж, идущий на звук в темную комнату. Вот силы зла, находящиеся во временном покое, но в любой миг готовые пробудиться.
И заметьте – почти без «бу!» из-за угла, и без тревожно-зубодробительной музыки. Вообще без музыки!
Соответственно слава Хичкока как «родоначальника», и «отца», похоже, ни капли не преувеличена.
Правда в наше зажравшееся время смотрится это все уже слегка пресновато (тем более после завышенных ожиданий). Скупая актерская игра, бьющие по глазам нарисованные фоновые задники (зато каждую панораму, хоть сейчас в рамку и на стену), слабенькие спецэффекты (63-год, как-никак), некоторые подзатянутые сцены.
Да и птицы, скажем честно, не катят как раздражитель на фоне вампо-зомбей, оборотней, демонов, и даже обычной, но более крупной (или наоборот более мелкой), сбрендившей фауны.
А уж помереть при их нападении надо и вовсе сильно постараться.
В общем, в процессе матерных пожеланий героям прекратить тупить и устроить птахам огненную баню, волей неволей задумываешься над символизмом ленты (ну не мог мэтр всерьез снимать хоррор про воробьев, и прочих чаек, тем более что объяснения происходящему мы так и не получим).
Вариантов по этому поводу выдвигалась масса, от простенькой экологической, мол, земля через птиц выдает «люлей» засранцам гомо сапиенсам. Или тема наказания за гордыню главной героине (а через нее и остальным). До психоаналитических, исследующих мать Митча.
И вот какую версию того, что хотел сказать аффтор, выдвинула Катерина, сама вплотную связанная с режиссурой:
А не кажется ли вам, что птицы в данной ленте символизируют слухи со сплетнями (так портящие жизнь в небольших городках), их деструктивную силу.
В маленький поселок приезжает «столичная фифа». Тут же начинается ее обсуждение (первая чайка).
В дальнейшем все конфронтации с пичугами будут происходить в присутствии Мелани («Ты зло!»), за исключением ситуации с фермером. Постепенно сплетни распространяются и разрастаются, раня не только объект, но и всех окружающих.
Они начинают разрушать души людей изнутри. Сильнее страдают восприимчивые и не имеющие критического подхода дети, а также учительница Энни Хэйворт (Плешетт), до сих пор сохнущая по Митчу.
И лишь объединившись перед нападками окружающих, близкие люди могут спастись.
Чем не вариант?
Может, конечно, статься, что Хичкок просто был злым дядечкой, и считал людей падалью, до которой так охочи вороны с чайками. Потому они так и возбудились в один прекрасный момент. Очень уж человеки пахли заманчиво.
Эрго. Лента, из которой родились все нынешние «пугательные» кумиры. Отдельные сцены на высочайшем уровне. Однако может статься и так, что, в общем, фильм вас слегка разочарует.
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Типпи Хедрен, Род Тейлор, Джессика Тэнди, Сюзанн Плешетт, Вероника Картрайт, Этель Гриффиз, Чарльз МакГроу, Рут МакДевитт, Лонни Чэпмен, Джо Мэнтелл, Дудлс Уивер, Малкольм Аттербери, Джон МакГоверн, Карл Свенсон, Ричард Дикон, Элизабет Уилсон, Билл Куинн, Дарлин Лэнг
Сказ об эгоистичном королевиче или Ностальгия по Иеро
Единственное, что желал в своей жизни принц Ялан Кендет – это разнообразные и очаровательные женщины. Нет, он, конечно, был не дурак выпить и сыграть, но настоящей его страстью были Они. Вдобавок Ял был изрядно трусоват и не слишком умен.
Дальнейшая его судьба вряд ли оказалась бы особо завидной. Или один из его многочисленных кредиторов потерял, наконец, терпение. Или один из еще более многочисленных рогоносцев- мужей, оскорбленных отцов, разгневанных братьев дотянулся до горла легкомысленного внука Красной королевы.
Посему неожиданное путешествие на север с огромным викингом Снорри, спровоцированное магией, пусть и принесло массу неудобств, но казалось не худшим выходом из положения.
Тем более если учитывать что по пятам за парочкой движется нечто похуже обиженных родственников.
Нечто ужасное из кошмарных сказок, оказавшихся явью. Жуткие Нерожденные, посланные Мертвым Королем. Существа, крайне заинтересовавшиеся непутевым принцем и его северным спутником.
Фентези в 20 веке претерпело весьма ощутимые метаморфозы. Мрачные, героические, готические нотки, суровые, правильные герои, как оказалось, не являются обязательными для этого поджанра.
И стройными рядами на книжные страницы ворвались бабники, завсегдатаи кабаков и игорных домов, слабые духом протагонисты. Причем не на вторых ролях, а на самых что ни на есть главных.
Понятно, что в процессе повествования эти герои претерпевали изменения различной степени тяжести, со скоростью, зависящей от количества томов в серии, приближаясь к нормальным положительным персонажам.
Именно этот прием использовал в своем Prince of Fools Марк Лоуренс, писатель, а параллельно ученый-исследователь, работающий над искусственным интеллектом (чего ж его в фентези-то потянуло, а не в SF?).
К сожалению, назвать эту книгу удачной, было бы серьезно погрешить против истины.
Стандартная фентезюха с огромным варваром-викингом и беспечным аристократом. Первый – огромен и до одури силен. Второй — нарочито развращен, максимально эгоистичен, и всенепременно в результате окажется не таким уж плохим парнем.
Скука, разбойники.
Прилагаются: ужасная мировая угроза, разнообразные мертвецы, бескрышные викинги, абсолютно не описанная магия, пара-тройка небольших стычек, количеством до трех десятков участвующих человек (и мертвяков).
Ах, жуткий Мертвый король и нерожденные! Ах, коварные Королева и Сестра. Ах, противостояние Добра со Злом. Все пунктирно, не акцентировано, вяло. Опять расчет на продолжение? Да кто ж его читать то будет после такого начала!
Повествование идет от первого лица принца Яла, и к тому времени, когда протагонист начинает проявлять хоть какие-то положительные изменения характера, успевает изрядно надоесть.
Слишком несимпатичным вышел у автора Ялан. Причем не отвратительно-ужасно-трепетно-внушительно несимпатичным. А мерзенько так, по бытовому. Скользкий тип, думает только о себе, и как завалить в койку первую попавшуюся бабенку. Не особо умен, трусоват и глуповато-хитер. Связей порочащих его – без счета. Абсолютно не греет.
Снорри поинтереснее, а история его прошлого даже способна тронуть сердце. Но на центрального персонажа Снагасон не тянет, чересчур отрешенно-шаблонен, без изюминки.
Вот и выходит у нас повествование вроде как с двумя главными героями, а на само деле вообще без оных, так как сопереживать по-настоящему некому.
Единственное, что может заинтересовать в «Принце шутов», это туман, который автор напустил на историю мира.
Загадочные Зодчие, павшая империя.
Периодически встречающиеся знакомые названия типа Рима, Африки, Одина, Христа и славян, с которыми мирно уживаются непонятные Красная марка или Скоррон.
А уж когда на страницах возникает заброшенная железная дорога и упоминаются поезда, и вовсе на ум приходит незабвенный Иеро.
Вот! Однозначная польза от романа Лоуренса. Надо перечитать Ланье.
Эрго. На удивление слабенько-стандартная фентези с атрофировано эгоистичным принцем и парой интересных намеков на судьбу этого мира. По большому счету потерянное время.
Челюсти на грани фантастики, или Нам акула-каракула нипочем
Доктором Сьюзан Макалистер (Берроуз) как всегда двигали исключительно благие намерения. Ну что может быть дурного в желании победить маразм, склероз вместе с болезнью Альцгеймера? Ведь, как оказывается, источник этой победы крылся в мозгах ужаса, пугающего почти всех жителей Земли.
В мозгах акулы.
Тем более Сьюзан удалось выбить под свои исследования денжат с богатого буратины Рассела Франклина (Сэмюэл Л. Джексон), и выкупить старую базу снабжения подводных лодок, стоящую посреди океана. Проведя ряд удачных экспериментов над гигантскими рыбинами.
И все вроде хорошо, как Рассел вдруг начинает сомневаться в целесообразности вложения финансов. Чтобы убедить спонсора, Макалистер приглашает большую шишку на базу, где как раз проводится финальный этап работ, должный подтвердить правоту доктора.
Вот только никто из участников проекта и помыслить не мог, что в результате стечения обстоятельств, и недальновидности Сьюзан, проблема лечения маразма вскоре будет волновать обитателей базы меньше всего.
Фильмы о бескрайних морских глубинах и таящихся в них чудовищах всегда привлекали людей до дрожи. Что неудивительно, пугаться хомо сапиенс любит, а ведь именно под водой, рядом с какой-нибудь мако, как нигде осознается вся спорность тезиса про царя природы.
Вот только почему то удачные ленты на эту тему можно без труда пересчитать по пальцам. На первом месте, конечно же, классические «Челюсти». А вот наш сегодняшний герой, как на меня, занимает в этом рейтинге почетную вторую позицию.
В первую очередь потому, что создатели Deep Blue Sea сделали то, на что не решился даже великий Спилберг.
Они слегка, но все же нивелировали ту фору, какую разум дает людям в борьбе с животным. И старая как мир история о противостоянии человека и зверя заиграла новыми красками.
Также стоит занести в актив ленте:
Идею с замкнутым пространством станции «Акватика», вновь-таки помогающей подровнять шансы, и предоставляющей весьма оригинальное поле боя.
То, что персонажи, за исключением одного случая, практически не «тупят», и не совершают совсем уж несусветных глупостей.
Завораживающую атмосферу, дополняемую необычными финтами, использующимися одной из сторон противостояния.
Пару условно неожиданных поворотов.
Забавного (хотя и переигрывающего) кока, его отношения со Всевышним и матершинником -попугаем.
Молодого Сэмюэла Л. Джексона.
Изящную стерву-доктора, бодро отправившуюся по вымощенной «не тем» дороге.
Кучу моментов, побуждающих к долгим спорам, и, в конце концов, к изучению учебников по ихтиологии.
К сожалению, недостатков в ленте тоже хватает.
Начиная с не всегда идеальных спецэффектов (1999 год все-таки). Средних, схематичных актерских работ. Продолжая нелогичными, порой граничащими с бредом, идеями постановщиков, и парой откровенно передернутых моментов, типа вдруг замедлившихся хищников.
Но, даже не взирая на эти нюансы, у творцов «Глубокого синего моря» получилось создать отличный водный триллер, ставший чемпионом остального мира, вслед за бессмертной работой Спилберга.
А это дорогого стоит.
Эрго. Мощный морской триллеро-ужастик-катастрофа, которому удается накрепко завладеть вниманием зрителя, и оставить ему пищу для долгих обсуждений. Даже не глядя на среднюю местами графику, и пару-тройку чересчур смелых предположений изрядно за гранью фантастики.
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Томас Джейн, Саффрон Берроуз, ЛЛ Кул Джей, Майкл Рапапорт, Стеллан Скарсгард, Сэмюэл Л. Джексон, Жаклин МакКензи, Аида Туртурро, Кристос, Дэниэл Рей
Никак не ожидал экс-майор спецназа Роман по прозвищу Росомаха, такого вот конца. Пулю снайпера ждал. И даже надеялся, что удастся уйти в бою, а не от проклятой болезни. Но вот то, что случилось потом…
Непонятный диалог с неким вислоусым субъектом, и пробуждение в чужом теле. Причем в чужой реальности. Реальности, где наряду с мотоциклами и навороченными коммуникаторами наличествуют боярские роды, и главное, самая натуральная магия. Наш Роман, точнее уже Кирилл, и в прошлой жизни был не чужд работы с Эфиром, она родимая его до разрушительной болячки и довела. А уж тут сам бог велел.
Правда возможностей в стихийном колдовстве у его нынешнего тела негусто. Но есть еще те самые эфирные техники. А также неплохие мозги и долгий боевой опыт.
А значит слабосильный 14-летний Кирилл Громов, ненужный отпрыск угасшей младшей ветви боярского рода, на котором его старшие родичи уже поставили жирный крест, еще удивит не только родственников, но и всю страну.
От боевой литературы про попаданцев глупо ждать высокоинтеллектуальных изысков. Она служит сугубо утилитарной цели – разгрузить мозги, наблюдая за приключениями настоящего мужика, попавшего в неординарные обстоятельства.
С ней, как с полуфабрикатами – увлекаться нельзя, для здоровья вредно, но периодически можно позволить себе не возиться с солянкой, а наскоро перехватить пельменей. Что ж мы не люди, не человеки?
Плюс в таких книгах чаще всего интереснее следить даже не за приключениями протагониста (кто ж его посадит, точнее победит, он же памятник!), а за миром, его окружающим. Порой, если авторская фантазия позволяет, он выходит весьма интересным.
«Стрелок» полностью соответствует выше описанной модели.
ГГ, как и положено, крут и немерян, и пускай у него нелады с основными магическими стихийными умениями, он берет свое с помощью других техник и любимого «разгона».
Соответственно особого переживания за судьбу протагониста не возникает, и можно без помех присмотреться к альтернативной Руси Демченко.
Она не лишена любопытных моментов, но, к сожалению, пока слабовато прописана.
Причем точно не ясна даже точка бифуркации. Кивают на выжившего сына Ивана Грозного, после которого стали массово появляться «богатыри, повелевающие огнем и водой», причем сопровождаемые «божьим соизволением».
До Европы это поветрие добралось к 17 веку, и с той поры в мире наблюдается тесный сплав магии и техники.
Здешние автомобили и скрещенные планшето-мобилки работают на рунных артефактах, а местные вои, повелевая стихиями, меж тем не чинятся повесить на плечо старый-добрый «ствол» (пускай работающий на немного других принципах).
Но акцент у здешних силовиков делается, конечно же, на стихийные техники. Оно и неудивительно, ведь «одаренный» высокого уровня, так называемый «ярый», с успехом заменяет собой пару бомбардировщиков. Удары по площадям, убийственные заклинания, рассчитанные на борьбу с одиноким противником, щиты разнообразных форм и размеров.
А ведь есть еще эфирные техники, особым умельцем в которых показал себя наш главный герой.
Похоже, что подавляющее место в колдовской системе здешнего мира занимает боевая магия.
Вроде не удивительно, ведь благоденствие в мире с появлением «божьих воинов» отнюдь не наступило.
С обстановкой в мире нас автор пока особо не знакомит, но скорее всего с зарубежными державами Русь находится в состоянии хорошо вооруженного нейтралитета.
Но и внутри страны нередки конфликты между боярскими родами, доходящие до прямых боестолкновений (не зря сильное государство старается не допустить возникновения частных армий, тем более вполне официальных как у здешних бояр). Во время которых во всю используется стихийная магия.
Миленько, это как если бы на разборках братков, делящих территорию, во всю использовались боевые самолеты и установки залпового огня.
Чем в это время занимается центральная власть, абсолютно не понятно.
М-да, жутенькая альтернативка у Демченко выходит.
Плюс получить власть над стихиями и направить ее исключительно на умерщвление себе подобных – как–то нерационально что-ли.
Также любопытсвенно, отчего на Руси сохранилась эта самая боярская вольница, практически не изменившаяся с эпохи Грозного. Все эти изгнания из рода, когда на человеке фактически ставится большой и жирный крест. Боярские дети и прочие анахронизмы. Такое впечатление, что все эти феодальные забавы кто-то на зиму замариновал, а потом открыть забыл. Вот и маются сердешные, никак не могут к нормальным современным олигархическим кланам прийти. Как то, мягко говоря, выбивается картина, описанная Антоном из развития исторического процесса.
Благо бояре не все время занимаются уменьшением аристократического поголовья, не забывают они об интригах, союзах и прочем «тонком европейском политике».
В коих по мере возможности начинает принимать участие и наш главный герой.
Действие развивается крайне неторопливо, и в первой книге автор лишь закладывает основу для следующих книг.
Некоторое время уделяя:
Обучению Кирилла в гимназии, ненадолго превращая книгу в роман взросления. Причем никто из персонажей в упор не обращает внимания на чересчур взрослый язык 14-летнего протагониста, язык, выдающий неладное не слабее, чем волочащийся за Штирлицем парашют.
Опутыванию Громова паутиной связей, рассчитанных на будущие тома.
И подготовке плацдарма для грядущих свершений.
Сам Росомаха особой привязанности не вызывает, представляя собой классического вояку-инструктора, крайне спокойно относящегося к смерти, как своей так и чужой. Неглупого, опытного, многое повидавшего, но к отожествлению с собой располагающего слабо.
Что не лучшим образом влияет на впечатление от книги.
Плюс, нормального антагониста нам так и не предъявили, да и с целью появление ГГ в этом мире ничего не ясно.
Возможно, позднее автор эти недостатки исправит, но неудовлетворенность вялой неторопливостью «Боярича» может помешать читателю в этом убедиться.
Ведь среди попаданцев в другие миры такая жесткая конкуренция!
Эрго. Начало цикла, интересного альтернативной техно-магической Русью, но подпорченного излишней плавностью изложения, и слишком крутым главным героем, слабо предназначенным для сопереживания.