Повесть об обретении уверенности, или Пародийная сказка.
В поступке лейтенанта Така Пендельтона (Куэйд) на первый взгляд логику найти было сложновато. В самом деле, променять авиацию на странные эксперименты с кроликами. Но это только если не знать, чем на самом деле стал заниматься Так.
А его ждало то, что еще не делал ни один человек на земле. То, по сравнению с чем, полет в космос сравним со спокойной загородной прогулкой.
Пендельтон должен стать первым гомо сапиенсом, путешествующим внутри живого существа! Миниатюризация, новое слово в науке!
И все бы хорошо, если бы в последний момент, когда Так и его капсула, уменьшенные до микроскопического состояния, уже ждали введения в кроличий организм, на лабораторию не напали злобные террористы.
Один из ученых успевает спасти Така, но в результате ряда случайностей Пендельтон вместо кролика попадает в организм продавца супермаркета Джека Паттера (Шорт).
Теперь за Джеком (а точнее за Таком) охотятся крайне опасные люди, а кислорода в капсуле Пендельтона остается все меньше.
Этот фильм меня уламывали посмотреть на протяжении минимум получаса. «Это комедия! — отбивался я – ни за что!» (ну не люблю я этот жанр, за крайне редкими исключениями). Но в результате сдался. И, в принципе, не пожалел. Innerspace оказался картиной, которая мало обещает, но много дает.
Первым пластом здесь идет рассказ о лузере Джеке Паттере. Об его превращении из рохли, переполненного комплексами, как барбоска блохами, в нормального человека, уверенного в своих силах (правда, чуток подсевшего на адреналин).
Дарит нам это чудесное преображение канадец Мартин Шорт. Этот комедийный актер хорошо известен забугорным телевизионным зрителям, и поклонникам театра, а вот на большом экране появлялся далеко не так часто. В Мартине чувствуется хорошая театральная школа, и его Джек полностью затмевает как положительных, так и отрицательных персонажей. За исключением разве что Вернона Уэллса, с его эпичным киллером. Но такого попробуй затми, страшно!
Дэннис Куэйд, молодой, полный сил, и еще не растерявший себя на лубочные образы «суровых, но хороших парней», 95 процентов экранного времени проводит в кресле, и работает эдаким магистром Йодо для юного падована.
Мег Райан, играющая его экс-подружку, каши не испортила, но и ничего выдающегося не продемонстрировала (я к этой актрисе равнодушен, и возможно недооценил ее работу).
В результате Шорт царит на экране как Сашка Македонский в расцвете своей полководческой карьеры.
Мартин обаятелен, харизматичен, недотепист, вызывает у мужиков ощущение собственной крутости, а у женщин — материнский инстинкт.
Но обычная, в сущности, история об обретении уверенности – это лишь малая часть ленты.
Основное удовольствие продвинутый зритель получает от огромного количества пародийных моментов, которыми «Внутреннее пространство» буквально напичкано.
Создатели ленты поиздевались надо всеми своими серьезными собратьями. От фантастики, до шпионских боевиков и мелодрам.
Почти с самого начала, когда нас погружают в атмосферу подготовки к запуску капсулы Така, мы понимаем, что дело тут нечисто. «Ученые», щелкая тумблерами, несут полнейшую ахинею, способную вызвать гомерическое ржание у троечника-шестиклассника, по пять минут ждут, пока робот поставит на место микросхему, и ведут себя при этом как при сложном запуске в центре контроля полетов НАСА. Как минимум. Причем все это с абсолютно серьезными лицами!
Все действия и видеоряд как во «взрослой» голливудской фантастике. А словесный – прямиком из Цукеров-Абрахамса. Но если у трех «Д» пародия и не думает скрываться, то здесь она, похихикивая, постоянно держится позади «серьезного» жанрового кино. Что делает ее вдвойне забавной.
И вишенкой на торте разлеглись спецэффекты, получившие в 1988 свой застуженный Оскар. Понятное дело, что сейчас они смотрятся уже далеко не так круто, но постоять за честь 80-х еще вполне в силах.
Эрго. Милая пародийная комедия, играющая на контрасте видео и аудиоряда, плюс хорошей работе главного комичного персонажа.
Режиссер: Джо Данте
В ролях: Дэннис Куэйд, Мартин Шорт, Мег Райан, Кевин МакКарти, Фиона Льюис, Вернон Уэллс, Роберт Пикардо, Уэнди Шаал, Гарольд Сильвестр, Уильям Шэллерт
Благими намерениями вымощена дорога в Бездну. Археопрограммисты из Страумского царства знали, что исследование случайно найденных Архивов опасно. Но отказаться от искушения было выше человеческих сил. Зря. Древнее зло пробудилось.
Из Верхней Лаборатории, поселка за Краем, где работали с архивом, удалось улизнуть всего одному кораблю. Двое взрослых, несколько сотен спящих в анабиозе детей и, возможно, еще что-то, имеющее отношение к новорожденной Силе. Что-то, способное нейтрализовать ее разрушительное действие.
Корабль попадает в мир, заселенный разумными стаями псовых, находящимися на весьма невысоком технологическом уровне развития. В живых остается юная Джоанна Олсндот и ее маленький брат Джефри. Они оказываются в плену у двух противостоящих друг другу повелителей Стай – Резчика и Свежевателя. Появление Олсндотов в корне меняет устоявшиеся законы этого мира.
А вдали, в миллионах световых лет библиотекарю Равна Бергсндот, проходящей трехлетнюю стажировку в архиве Ретрансляторов, поручают обучение Фама Нювена, человека, возвращенного из мертвых. Возвращенного специально для Силы, прозванной Стариком, собирающей информацию о Страумском Отклонении, и желающем забрать с собой живого представителя человеческой расы.
Вернор Виндж, американский писатель и профессор математики, известен не только как неоднократный обладатель премии «Хьюго», но и как «самый серьезный автор остросюжетной прозы». Его лучший роман «Пламя над бездной» (изданный в 1992 году) называли «космической сагой невероятного масштаба» и «романом-сенсацией».
Лучше поздно, чем никогда, подумал я, пропустивший эту книгу в свое время. И ни капли не пожалел. Давненько я не читал настолько качественной и многогранной фантастики, объединяющей в себе и космооперу, и нестандарное фентези, и киберпанковские мотивы. Для большинства современных авторов материала из одной книги Винджа, хватило бы на пару десятков многотомных разножанровых сериалов.
В «Пламени» практически нет стандартных, привычных нашему глазу разработок и идей.
Начнем с космогонии мира Вернора, Галактика которого разделена на Зоны, отличные друг от друга на уровне физических законов.
Безмысленная Бездна, зона, ближайшая к ядру Галактики, место, где зачастую отказывает даже простая автоматика, а звездолеты не могут двигаться быстрее светового года в день.
Медленная зона – здесь находится прародина человечества – Земля. Со скоростью света та же неприятность, именно ей ограничивается максимальный разгон корабля. Супертехнологии недоступны.
Край, делится на Нижний, Средний и Верхний. Практически любой каприз за ваши деньги. Антигравы, сверхскоростные корабли, гиперпрыжки, межпланетные сети (куда там нашему интеренету!). Казалось бы, все, дальше развиваться некуда. Ан нет.
Был еще Переход. Окраина Галактики, где ничто не ограничивало развития ни технологий, ни разума. Место способное наделить невообразимой мощью. Место, где возникали непредставимые обычными мозгами существа, создающие себя как из гуманоидных, или не очень цивилизаций и рас, так и из компьютерных сетей, устройств или архивов данных. Место, где возникали Силы. Дружелюбные, равнодушные или зловредные. Как, например, то самое Отклонение Класса Два, родившееся на окраинах Страумского царства. Отклонение, постепенно становящееся не просто угрозой для ближайших соседей, а чем-то гораздо большим.
Но лично мне, сильнее понравилась даже не столько нестандарная «стратегическая» карта происходящего. А великолепно поданная «тактическая», место, где будет происходить половина событий, влияющих на судьбы Галактики. Место, на конкурсе оригинальных миров и рас, без проблем занявшее бы одну из призовых позиций.
Жители мира, куда попадают молодые Олсндоты, мало того, что не гуманоиды. Эти четырехлапые собакоподобные существа, с крысиными головами на длинных шеях, обладают исключительно совместным стайным разумом (отсюда дивные речевые приколы типа «Джакерамафан сбился грудой», «Описатель бегал вокруг по двое и по трое» или «Часть Булата уже выскочила из главного люка»). Лишь четверо и более элементов (то бишь одиночных существ), способны соединится в разумное создание — Стаю. Такой способ мышления создает массу необычных для человека коллизий и нюансов, раскрывая характеры персонажей абсолютно невозможным для гомо сапиенс образом.
А также налагает на своего обладателя изрядные ограничения: разные Стаи не могут находиться близко друг от друга, мысли смешиваются вплоть до полной потери разумности (вплотную Стаи сходятся лишь для войны и секса), а смерть одного элемента Стаи-четверки превращает ее в животное. Так и дает преимущества: типа постепенной смены стареющих элементов, с достижением завидного долголетия, или выведения для себя щенков-элементов с определенными ТТХ.
Но, как видно, любой молодой разум подвержен одним и тем же ошибкам. И в мире Стай полно крови, битв, жестоких экспериментов, издевательств над слабым, властолюбивых помыслов.
Темную сторону, жесткую тоталитарную державу, представляет в первую очередь Властитель Булат. Лучшее творение Свежевателя, отчасти даже превзошедшее своего создателя, сволочь и диктатор, существо беспощадное и целеустремленное. Про этом глубоко несчастное, изломанное и психически больное.
Другую олицетворяют Странник и Описатель. Первый – стая действия, путешественник, исследователь, пилигрим. Второй – наивный любитель поговорить, изобретатель и мечтатель, опередивший свое время. И, конечно же, Резчица, самая старая Стая в мире, гениальная, но лишенная жесткости (что доказала история рождения Свежевателя). Умная, но не достигшая мудрости. Желающая блага, но не всегда способная ради него причинить вред.
Из гомо сапиенсов (помимо Джоанны и Джефри, оказавшихся по разные стороны баррикад) нас познакомят с романтичной и доброй Равной Бергсндот, проявившей в нужный момент немало лучших человеческих качеств. А также Фамом Нювеном, принцем, космонавтом и торговцем из прошлого, заслужившим даже отдельную книгу-приквел «Глубина в небе» (1999).
«Пламя над бездной» не очень нежно относится к самомнению людской расы. В этой Галактике человек всего лишь один из тысяч видов разумных существ. Далеко не самый многочисленный, не самый умный, сильный, способный. Один из. И, кстати, именно люди разбудили Страумское Отклонение. За что и подверглись серьезной травле, вплоть до геноцида. Но, будем честными, именно представители гомо сапиенсов (но не только они) приложили все усилия для исправления ошибки своих сородичей.
За кадром осталось огромное количество вкусностей и интересностей. Расы вриними, наездников, бивненогих и апраханти. Нюансы отношений и природы Сил, Перехода обычного ума в состояние сверхразума. Баталий и срачей в Сети Миллионов Врак, ее виртуального (но чертовски действенного) влияния на происходящее (Вернор еще в начале 90-х годов четко ощущал тенденции развития интернета). И многое многое другое.
Как и в любой вселенной, созданной автором живой и полнокровной. Месте, где можно гостить подолгу.
Эрго. Объемная, выпуклая, увлекательная сага, составленная из глобальных проблем и частных, ничтожных в галактических масштабах неурядиц. Судеб миллиардов, и одного ребенка. Гибели Сверхразумов, и рождения новых отношений. Жизни и смерти. Счастья и горести. Любви и ненависти. Доброты и злобы. Сага, в которой есть практически все.
P. S. В цикл «Зоны мысли» входят также роман «Дети неба» (2011), действие которого происходит спустя два года после «Пламени над бездной», и повесть «Болтунья» (1988).
Тяжело остаться человеком или Люди везде грязь найдут
Уже пять лет, сотрудник Института экспериментальной истории Антон (со товарищи), работает благородным доном Руматой Эсторским. Причем не в каком-нибудь приличном мире. А в самом что ни на есть тошнотворно-средневековом Арканаре. Все это время на его голову льются водопады дерьма, грязи и подлости.
Но он терпит. Вот только надолго ли хватит его терпения?
Впервые Алексей Герман, будущий режиссер «Хрусталев, машину!» и «Проверки на дорогах» задумался об экранизации «ТББ» в 1968 году. Совместно с Борисом Стругацким был написан сценарий и получено разрешение на съемки. Однако год для такой картины оказался явно неудачным. Ведь 21 августа советские танки вошли в Чехословакию. О ленте, в которой белые и пушистые коммунары помогают отсталым арканарцам, пришлось забыть.
Вновь запустить «свою последнюю работу» Герману удалось лишь в 1999 году (конечно, на основе абсолютно иного, чем в 1968, сценария). Съемки продолжались шесть (!) лет (оператор Юрий Клименко: «Мы могли репетировать неделю и снимать один кадр, потом ещё неделю или дней десять репетировать — и опять все ради одного кадра»), еще два года ушло на монтаж, и началась эпопея с озвучкой. 21 февраля 2013 года Алексей Герман умер. Лента так и не была озвучена его рукой, завершали работу его вдова и сын.
Картина Германа стала второй экранизацией повести Стругацких. Первой был фильм немецкого режиссёра Петера Фляйшмана (1989) с поляком Эдвардом Жентарой в роли Руматы. Примитивный и неудачный.
Прежде чем поговорить о «попытке номер два», скажу пару слов о литературной основе картины.
Изначально Стругацкими задумывалась веселая, приключенческая, «мушкетерская» повесть о приключениях «наших» на чужой феодальной планете, с рабочим названием «Седьмое небо», затем «Наблюдатель».
Однако пришел 1963 год, а с ним и закручивание гаек во всех областях советской культуры. Абстракционизм и формализм была приравнены к убийству при отягчающих, а искусствоведы в штатском, вместе с гнилозубыми акулами пера отрывались, как хотели. Грязи было вылито столько, что в нее можно было ухнуть, как в омут.
Беззаботным «Мушкетерам» пришлось подвинуться. «ТББ» становился повестью/романом о судьбе думающих людей (интеллигенции) во мраке невежественного средневековья.
При этом Стругацкие не забыли ни о захватывающем сюжете, ни о приключениях, ни о благородных героях, а уж по цитируемости «ТББ» был, и остается одним из вечных лидеров, наравне с фильмами Захарова.
Братьям удалось сказать много, остро, злободневно (как для того времени, так и для сегодняшнего). О вещах, о которых думает любой «человек разумный», причем понятно практически каждому читателю. Блеск!
Но были и определенные нюансы, заметные лишь через много лет после первого знакомства с книгой.
Наравне с кучей положительных черт, у подростка, запоем читающего «ТББ», культивируются и некоторые не очень приятные моменты. Как-то своеобразный снобизм и минимальная терпимость к людям, не получившим качественного образования. К людям по разным причинам, находящимся на более низкой ступени умственного развития. К людям, скопом объявляемым быдлом.
Но, помимо серой массы, в книге АБС были и те, с кого стоит брать пример. Собственно земные историки. Коммунары, которым очень тяжело, грязно и муторно. Но они есть. И они разительно отличаются от аборигенов.
В фильме Германа эти отличия практически сведены к нулю. Очень грязно. За слоем фекалий разницу между Руматой и Рэбой нужно еще разглядеть.
Ярмольник играет смертельно усталого, изрядно опустившегося человека, которому только предок саксофона да остатки гордости не позволяют рухнуть на самое дно.
У Стругацких, несмотря на все потери и невзгоды, есть надежда. В фильме ее нет. И решения нет. Кроме физического уничтожения. Причем не в состоянии аффекта, как в книге, а после обдуманного и осознанного решения.
В первую очередь поэтому, я бы не называл «Трудно быть Богом» Германа даже фильмом «по мотивам» АБС.
Это полностью и всецело творение Алексея Юрьевича, с использованием пары-тройки имен, цитат и мира, где Возрождение не наступило. Герман (как и остальные кинематографисты) имел полное право на творение своего мира. Хотелось бы задать лишь один вопрос. Почему свои миры вы создаете на руинах чужих? Причем под нож попадают вселенные знаковые и дико популярные. Почему бы вам не взять бессмертное творение Васи Пупкина «Рыжий против Серых» и не сдемиуржить что-то такое, от чего ахнут застывшие в восторге Канны? Почему нужно топтаться по мирам, на которых выросла не одна сотня тысяч людей? Почему???
Ну ладно, сотрясли пустоту риторическим вопросом, пар выпустили, идем дальше.
Понравился ли мне «ТББ» Германа? Нет. И не только потому, что он в принципе не может никому понравится. Причем ни в коей мере не ставит это себе за цель.
Я не отношу себя к любителям киношного артхауса/андеграунда, и даже Тарковского воспринял не сразу, и не всего.
А «Трудно быть Богом» это классический артхаус, многопластовый, затянутый, монотонный, неторопливый, с минимумом действия, сугубо личный, полностью состоящий из режиссерского видения. Фильм, где создатель делится со зрителем самым тайным, сокровенным, выстраданным. Вот только понять и разглядеть эту обнаженную душу способны далеко не все. Причем дело даже не в интеллекте, а в личных ассоциациях. Нужно либо очень хорошо знать режиссера, либо смотреть такое кино с комментариями создателей.
Какую-то часть задуманного сможет увидеть продвинутый кинолюб. Что-то почувствуют все. Но достаточно ли этого?
Тем более, что облегчать задачу зрителю никто не собирается. Мало того, что в беспросветном Арканаре Германа вас ежеминутно будут макать в дерьмо и демонстрировать парад уродцев (людей с физическими и психическими отклонениями создатели ленты искали по всему миру). Мало того, что пессимизм и скотскость этого мира зашкаливает, а просвет даже не намечается.
Так зритель еще и станет непосредственным участником действа. Камера, как незваный чужак лезет во все щели, вызывает у местных самый живой интерес, к ней обращаются, с ней разговаривают, порой даже угрожают.
Подавляющее большинство кадров в ленте – крупняки, частенько переходящие в сверхркрупные планы.
Пространство фильма переполнено. Персонажи буквально сидят друг у друга (и фактически у зрителя) на голове, одиночество здесь невозможно как класс, а оператор буквально сует в глаза супер-передние планы на грани резкости. Нас постоянно перебрасывают в самые неприглядные места города, бросая под ноги самые причудливые и отвратные человеческие капризы природы, показывая все глубины глубин чернухи и мерзости, до которых может скатиться человек.
И все бы хорошо (точнее плохо), но абсолютно непонятно, что выступало сверхзадачей картины. Предостережение? Угроза? Нравоучение? Констатация? Плач? Прощание? Ваш вариант?
Если в книге Стругацких любой читатель любого возраста найдет для себя массу мыслей, идей и поводов для размышления, то после ленты Германа единственное, что наверняка вынесет зритель: в наше время все же лучше, чем в средние века. Чище.
Но для этого вовсе необязательно проводить три часа по шею в арканарской грязи.
Эрго. Картина абсолютно точно не для широкого проката. Почти наверняка ее оценят фанаты классического артхауса и заядлые пессимисты.
Остается лишь вопрос: когда, наконец, снимут нормальную экранизацию любимой книги?
Режиссер: Алексей Герман
В ролях: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева, Александр Чутко, Евгений Герчаков, Александр Ильин, Пётр Меркурьев, Олег Ботин, Константин Быков, Юрий Думчев
Криминальное фентези под звон рапир или В круге первом. Воровском.
У каждой Империи есть свое Дно. Не стала исключением и Дорминиканская. Местное преступное Дно, под названием Круг, многочисленно и неплохо организовано. В наличии верхушка – легендарные Серые Принцы и Тузы – паханы рангом пониже. Боевики – Руки и Резуны. И разнообразный преступный рабочий люд: Клинки, Кидалы, Щипуньи, Хвосторезы, Болтуны. А еще Носы. Люди, собирающие и анализирующие информацию.
Дрот один из них. И последние дни у него явно не задались.
Мало того, что вместо покупателя, перехватившего партию товара, ему досталась лишь бумажка с непонятными знаками. Вдобавок Никкодемус, авторитет на которого работает Дрот, посылает парня в район Десяти Путей. Вычислить того, кто копает под власть Никко. Работа, как работа.
Если бы не несколько «но».
Дело не в том, что нет в столице более отвязных ребят, чем в Десяти Путях. И не в том, что Дрот родом именно оттуда, и у него остались не лучшие воспоминания о детских годах. И даже не в том, что к этому кварталу проявляет свой интерес Келлз, некогда партнер, а ныне злейший недруг Никко.
А скорее в том, что не самое сложное на первый взгляд задание оказывается лишь малой частью чего-то большего.
Чего-то, что может затронуть не только Круг, но и всю Дорминиканскую империю.
Американский писатель Дуглас Хьюлик с самого детства любил читать. Вот только определиться, чем кроме этого он хочет заниматься в будущем, у молодого Дугласа никак не получалось. Были опробованы факультеты информатики и математической теории, психология, бизнес, и еще масса всего. В конце концов, Хьюлик получил степень бакалавра искусств, и магистра по средневековой истории.
Впрочем в дальнейшем трудоустройстве оно ему не очень помогло. Парень зарабатывал на жизнь продавцом, барменом, официантом, доставщиком пиццы, фрилансером — пишущим технические тексты.
Пока в один прекрасный момент ему не попался на глаза «Словарь криминального мира» Эрика Партриджа.
К этому моменту из-под пера Дугласа уже вышла пара фантастических рассказов, и «Словарь» подтолкнул Хьюлика к идее совместить классическое фентези с криминальным миром.
К 2011 году, после 10 лет работы, результат этого озарения, «Свой среди воров», увидел свет. Через три года появился второй роман серии, «Клятва на стали», тоже переведенный на русский.
Идея скрещения фентези и криминального романа не оригинальна, но используется довольно редко. Обычно читателя радуют либо бессмертными императорами, либо Кривым против Бешенного. Отдельно. Оказалось, что вместе они чувствуют себя тоже весьма неплохо. И хотя в романе Хьюлика подавляющее количество времени уделяется именно представителям вершин илдреккского дна, благодаря хорошо проработанной вселенной, книга придется по нраву далеко не только любителям криминальных боевиков.
Действие происходит в классическом мире меча (точнее рапиры, автор фанат этого оружия) и магии. В империи, возглавляемой бессмертным владыкой, пардон, тремя его воплощениями, созданными самими Ангелами. В империи, на страже которой стоят доблестные Красные, Черные и Белые Кушаки. И могущественные Эталоны — маги, способные разрушать огромные города и сжигать целые леса, силой дарованной Ангелами.
Вот только практически никого из них вблизи мы не увидим.
Нашими соседями на 600 страниц станут абсолютно другие люди. Кенты – представители здешнего преступного мира.
Мира в котором правят бал не напыщенные аристократы или блаародные воители, а простые работники ножа и топора. Мира не уступающего по организации и продуманности официальным структурам Империи. Мира криминальных профессионалов, четко делящихся на многочисленные категории, и достигающих в своих специализациях изрядных высот. Мира жесткого и жестокого, но на удивление затягивающего и почти не вызывающего отторжения.
Скорее всего, потому, что Дуглас предусмотрительно не акцентирует внимание на взаимодействии Кентов и обывателей-Светляков. Понятно, что все эти «благородные пираты» жируют как раз на тех самых простых горожанах. Но все это происходит за кадром, а читатель видит лишь разборки криминальных элементов друг с другом и властями. И с чистой совестью может переживать за полюбившихся бандитов, которые маленьких, типа нас, вроде как и не обижают.
Да и сами бандиты показаны на удивление вменяемыми существами. Порой злыми. Порой безжалостными. Но отнюдь не полными отморозками и бескрышными маньяками.
Но даже при этом автор не бросит нас наедине лишь с быковатыми «братками». Также мы познакомимся с Деганами, представителями древнего ордена наемников, лучшими бойцами этого мира. Ртами — уличными колдунами. Отдельным представителем далекой Джанийской Деспотии. И даже с одной взаправдашней баронессой. Узнаем пару тайн бессмертного повелителя, и к финалу по-новому взглянем на всю историю империи, получив заодно неплохой задел на будущее.
Язык у Хьюлика адекватен и отвращения не вызывает. Темпоритм романа держит читателя в постоянном напряжении, чередуя боевые сцены с ознакомительными, а вводящие в мир с раскрывающими протагониста.
Жаль только детектива как такового маловато, он бы лег весьма в тему. Да имперский культ пока абсолютно не раскрыт. Но то таке, сложновато объять необъятное.
Эрго. Интересный проект, готовящий коктейль из фентези и криминального боевика. Взболтать, но не смешивать. Получилось вполне питибельно.
P. S. Во второй части цикла Дрон отправится в загадочную Джанийскую Деспотию, и по уши залезет в болото интриг Ордена Деганов.
Фокусы на грани фантастики, или Кровавое соперничество
Альфред Борден (Бэйл) и Роберт Энджер (Джекман) принадлежали к представителям одной из самых загадочных профессий на свете – фокусникам. Магические трюки, от которых замирала толпа, необъяснимые и смертельно опасные для жизни номера. Шарлатаны, скажете вы, обманщики? Но разве можно обмануть того, кто не хочет быть обманутым?
Ведь вы внимательно смотрите?
Они начинали помощниками иллюзиониста, но уже тогда были уверены, что станут лучшими в мире магии.Потом случилась трагедия, пути приятелей разошлись. Оставив их жестокими врагами. Но по-прежнему каждый из них считал себя лучшим фокусником в мире.
Пока Борден не показал трюк, какого еще не видывал свет.
Отныне разгадать тайну фокуса и превзойти соперника, становится для Энджера не просто вопросом престижа. Но маниакальной идеей, ради воплощения которой Роберт готов на все. Но и Альфред не сидит, сложа руки.
А значит, противостояние превращается в смертельную схватку с абсолютно непредсказуемым исходом.
Кристофер Нолан, автор недавнего «Интерстеллара», ныне почитаемый одним из лучших режиссеров современности, начинал свой путь в 1998 с нуарной драмы «Преследование». Затем до 2006-го, случились еще «Помни», «Бессонница» и первый «Бэтмэн». Все эти ленты отличались звездным составом, хорошо созданной атмосферой и частым использованием флэшбеков, а порой попросту нелинейным развитием сюжета.
Лента поставлена по мотивам романа Кристофера Приста «Престиж», но сценарий фильма изрядно отличается от литературного первоисточника стараниями брата режиссера.
Все эти моменты в полный рост присутствуют и в The Prestige. Но есть и нюансы, выделяющие картину из остальных работ Кристофера. Тут вам и Бэйл и Джекман и Йоханссон и Майкл Кейн. И даже Дэвид Боуи, а также Энди Серкис, причем не в виде забавного снусмумрика, а в своем родном теле.
Атмосфера в ленте также на высоте. Лондон 19 века, периода поголовного увлечения мистикой. Костюмы, декорации, театры, улицы, ловкость рук иллюзионистов, горящие глаза публики, флер тайны, и магическая наука в лице Николы Теслы.
Отличная операторская работа с великолепными пастельными задниками природы, игрой света и теней, плюс качественно сверстанные кадры.
Эмоциональный настрой картины тщательно выстроен почти с самых первых минут, бросая зрителя от волнений за судьбы Джулии, и остальных барышень, через гнев на действия Фреди, по волнам сочувствия и негодования на действия обоих протагонистов.
Хорошая режиссерская работа с сильными актерами, способными полностью раскрыть образы, показав и маниакальную страсть к превосходству, и все недостатки чрезмерного увлечения соперничеством, терзания, проблемы и стремления. Полноценный внутренний мир. Причем добавляет перчику то, что оба главных героя, невзирая на некоторое сходство, вышли абсолютно разными людьми. Борден – рубаха-парень, выходец из народа, упертый до чертиков, порой нагловатый, излишне самоуверенный. Сомневающийся, сдержанный Энджер, попервой вообще воспринимающий фокусы, как некую волшебную сказку. И трансформация обоих по ходу картины. Когда ненависть и жажда превосходства, высушивающие душу, убивают в них почти все человеческое.
Выстроена лента в любимом стиле Нолана, начинаясь фактически с финала, и постепенно подбирая все концы, прыгает от одного персонажа к другому. Превращаясь в полноценную, талантливо рассказанную историю. И непременный финальный твист, вытаскивающий из шляпы не ожидаемого зрителем зайца, а зубастого двухметрового аллигатора. А в нашем случае одним твистом дело не ограничится. Ждите второй.
Кстати, смотрите внимательно, как завещал великий Каттер. По ходу режиссер подбросит вам немало намеков на настоящее положение вещей.
Люди, несущие в нашу жизнь магию. Любимые персонажи детских грез. Белые колдуны, творящие невозможное. Люди, работающие на доверии. Обещающие волшебство, а дающие взамен лишь бледное, зачастую жестокое (птичку жалко!) подобие чуда. Использующие энергию толпы, паразитирующие на ней, способные управлять ее порывами. Не останавливающиеся ни перед чем для нового, более эффектного трюка. Никого не напоминает?
Но, к сожалению, есть в The Prestige и пара-тройка неудачных моментов.
Первый, это сюжетообразующая сцена с Джулией. Она абсолютно не продумана, нелогична, и если в нее всмотреться — попросту раздражает. Все участники ведут себя там подобно недоразвитым детям, неспособным на самый простой логический вывод. Начиная с того, что экспериментировать нужно не на сцене, и завершая тем, что узнать какой узел, не представляло труда, нужно было попросту на него посмотреть. А уж о чудесах искусственной вентиляции легких они, конечно же, не имели не малейшего представления.
Далее, отдавая должное атмосфере ленты, надо быть готовым к ее довольно мрачному, давящему эффекту. Наблюдать за пламенем безумного состязания, заживо сжигающим героев и близких им людей, весьма тяжело.
И, наконец, абсолютно не понравился выбор старика Каттера (а с ним, похоже, и режиссера). Не забываем, что на совести одного из героев к финалу уже было две жизни. Абсолютно непричастных людей. Плюс испоганенная судьба человека, съехавшего после действий первого с катушек. Второй же, не убивал никого, кроме самого себя, лишь под конец из чувства мести взяв грех на душу.
Кто их них хороший?
Правильно дети, никто. Оба моральные уроды. Но если верить дядечке Нолану, первый гораздо лучше второго. Семейные ценности и прочая лабуда. Они у вас все что угодно спишут?
Вы меня конечно извините, господин режиссер, но гниловатая у вас финальная мораль выходит.
Или это тоже фокус, как почти все в этом фокусе под названием The Prestige?
Эрго: Атмосферная, неожиданная, качественно снятая, сыгранная и срежиссированная картина-трюк о вреде соперничества, подпорченная финальной моралью и напрочь непродуманной сценой с Джулией.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Саманта Мэхурин, Дэвид Боуи, Энди Серкис, Дэниэл Дэвис, Джим Пиддок, Кристофер Ним, Марк Райан, Роджер Рис, Джэми Харрис, Монти Стюарт, Рон Перкинс, Рикки Джей, Энтони Де Марко, Чао Ли Чи, Грегори Хэмпфри, Джон Б. Край, Уильям Морган Шеппард, Шон Хоус, Джули Санфорд