Слышу голос из прекрасного далека, или Вера ученого — страшная сила
Элли Эрроуэй (Фостер) с самого детства испытывала жгучий интерес к невообразимым просторам космоса. Еще она была весьма умным ребенком и самозабвенно увлеклась радиоделом. Не удивительно, что после окончания университета, девушка бросила все силы на поиски внеземного разума, прослушивая радиосигналы в обсерватории Аресибо.
Долгое время ее проект не давал ни малейших результатов, и, казалось, мечта Элли обнаружить инопланетян так и останется неосуществленной. Пока в один прекрасный день телескопы обсерватории не улавливают сигнал, идущий от звезды Вега. Сигнал несущий простые числа и, похоже, отправленный кем-то, обладающим разумом. Известие производит фурор. Но настоящей «бомбой» становится информация, полученная после расшифровки сообщения.
Лента снята по одноименному роману Карла Сагана, известного астронома и писателя, прославившегося умением доносить до обычных людей непростые научные факты.
Теме внеземного разума и первого контакта посвящены сотни книг и фильмов. Большинство авторов не могут отказать себе в удовольствии устроить из знакомства с инопланетянами лихой боевик, и лишь немногие способны взглянуть на задачу с другой стороны. С помощью чужого, попробовать лучше разобраться в своем собственном разуме, эмоциях и чувствах.
Лента Роберта Земекиса, автора шикарного «Форрест Гамп», и трилогии «Назад в будущее», как раз из числа этих немногих.
Размеренная и неторопливая история, из двух с половиной часового хронометража которой внеземным красотам выделена в лучшем случаем 1/5 часть, полностью посвящена людям.
Фанатичным, ограниченным, упертым, готовым перегрызть горло ради карьеры. Верящим, разумным, любящим. Устраивающим абсолютно первобытное религиозное паломничество. Твердо убежденным, что именно они знают всю глубину божественного замысла. Никак неспособным поверить в не увиденное собственными глазами и не пощупанное собственными пальцами. Готовым на смерть ради ответа на вопросы. Не отступающим и не сдающимся даже в самых трудных ситуациях. Твердо знающим, что любовь величайшая сила. Таким разным и таким одинаковым.
Людям, у которых согласно Contact, еще есть надежда. Надежда понять, что все разумные существа, независимо от внешнего вида, места жительства, национальности, цвета кожи, религиозных или сексуальных предпочтений способны понять друг друга. Надежда на то, что вера прекратит быть рабой религии, и станет, наконец, методом познания мира. Надежда на то, что со временем каждый сможет сравняться с умниками, двигающими человечество вперед. Надежда на то, что любовь займет свое надлежащее место, и станет-таки первейшим фактором, определяющим действия гомо сапиенс.
Режиссер в это верит. И смог поделится этой верой со зрителем.
«Контакт» — эмоциональная, чувственная лента. Именно поэтому главный и фактически единственный герой фильма – женщина (в отличие от романа, где экипаж состоит из пяти ученых). Способная полностью доверится ощущениям, чувственной стороне своей природы. Не дать разуму запаниковать, поддаться сомнениям. Способная сказать: да я знаю, что факты против меня, но верю, в то, что видела. Способная найти поддержку и убедить в своей правоте.
Этим персонажем создатели также вновь затронули вечный конфликт между точным знанием и верой. Тем, что мы ясно видим, и тем, что пощупать не сможем. Твердыми фактами и неуловимым ощущением. Наукой и духовностью. Отлично показав, что вера и научный подход отнюдь не антагонисты, а наоборот, факторы дополняющие друг друга. Факторы, при соединении позволяющие человеку вульгарис стать настоящим Человеком, венцом творенья. Не забыв при этом пошутить над показательной религиозностью американцев, ограниченностью чиновников, людским фанатизмом и карьеризмом.
Откровенно порадовало отсутствие попытки придать картине излишнюю наукообразность. Оставаясь в достаточно твердых рамках ученого окружения, Земескис избег соблазна напичкать фильм терминологией, умными наморщенными лицами, изрекающими наукообразную «воду», создать пагубное ощущение «по-научному». Собрались поговорить о людях, их достоинствах, недостатках, реакциях, ожиданиях и стремлениях. И поговорили. От души.
И кстати, в таком режиме не возникает кучи вопросов к логике действия героев, их «гениальным» решениям и поступкам.
Все до боли реально и оправданно.
Но даже при этом «Контакт» удостоился второго места в перечне самых достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА (лидером стала "Гаттака"). И картинка, особенно в завершающей четверти ленты, выглядит весьма достойно и красиво.
Кстати, автора романа консультировал как раз Кип Торн, автор идеи недавнего «Интерстеллара». Именно благодаря совету Торна экипаж путешествовал через кротовую нору, а не прямиком через черную дыру, как Саган задумывал изначально.
Джоди Фостер в роли Эрроуэй смотрится абсолютно органично. Тоненькая, хрупкая барышня, полная огромной внутренней силы. Человек разумный, способный увлекать, зажигать, бороться. Именно благодаря таким людям и совершается большинство самых важных открытий.
МакКонахи, во всю эксплуатирующий образ романтичного красавца, здесь больше для мебели.
Из остальных актерских работ можно вспомнить Джеймса Вудса с его непоколебимым советником по нацбезопасности. Да Тома Скерритта, играющего классического кабинетного ученого, карьериста, идущего по головам. Причем не потому, что подлец и негодяй, а потому что так делают все.
Вот мы затронули еще один очень интересный аспект ленты. Мысль о том, что мир таков, каким мы его создаем. Сами. Подавляющее большинство плывет по течению, и максимум на что их хватает, это за рюмкой чая посетовать на несправедливость. А затем огромная инерция этого самого большинства формирует реальность. Всю эту подлость, злобу, войны, убийства. Все то, против чего они только что восставали между первой и второй. Потому что, а как иначе? Треба, щоб все було як у людей.
А что если можно иначе – будто кричат создатели «Контакта»! Что если мы можем изменить мир, поверив в то, что можно по-другому! Пускай сперва это будет одна женщина. Затем к ней присоединится ее мужчина. Потом друзья и коллеги. И наш мир сможет стать чище, светлее, добрее, лучше.
Contact – хорошее кино. Но для современного зрителя, наглухо испорченного постоянным экшеном, и непрекращающимися спецэффектами, может оказаться скучноватым и затянутым.
Яркого действия в картине действительно немного. И хронометраж можно было подсократить.
Но всем, кто хоть раз задумывался о Вселенной, нашем месте в ней, вере, изменении мира, человеческих недостатках и способах их устранения, картина Земекиса нудной не покажется. Режиссеру удалось, коснувшись ряда болезненных и неоднозначных моментов людской психологии, создать добрый и оптимистичный фильм.
Фильм уверяющий в том, что у человечества есть будущее.
Эрго. Хорошая нефантастическая фантастика, посвященная человеку. Неторопливая с минимумом движухи, но очень точно подмечающая многие мысли и идеи, по видимому уже не первый год витающие в воздухе.
P. S. Насчет доказательств, которые должны были оставить Элли наши загадочные братья по разуму. Может они посчитали, что 18-часовой пленки выше крыши? Sapienti sat – как говорили гордые квириты.
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Джоди Фостер, Мэттью МакКонахи, Джена Мэлоун, Дэвид Морс, Уильям Фихтнер, Джеффри Блейк, Том Скерритт, Джеймс Вудс, Джейк Бьюзи, Джон Хёрт, Анджела Бассетт, Сами Честер, Тимоти МакНил, Лаура Елена Сурилло, Генри Строзье, Майкл Чабан, Макс Мартини, Ларри Кинг, Томас Гарнер, Конрой Чино, Дэн Гиффорд, Вэнс Валенсия, Донна Дж. Келли, Леон Харрис
Авантюрный стандарт или Благородное ворье как политический фактор
Ройс Мелборн и Адриан Блакуотер прослыли самыми искусными ворами во всем Меленгаре. Неприступные стены? Пустяки. Бдительная стража? Мелочи. Хитроумные запоры? Дребедень! Даже гильдия Багровой руки, контролирующая весь криминал в королевстве, признавала мастерство и умения этой парочки, называющих себя Рийрия.
Так продолжалось довольно долго, пока Адриан не нарушил основной принцип работы Рийрии. Тщательная проверка всех обстоятельств дела перед исполнением заказа. Одна небрежность и они по уши увязли в делах королевской семьи, а также политических разборках имперцев, роялистов и патриотов.
Друзей разыскивают по всему государству, и теперь лишь от их талантов зависит дальнейшая судьба династии. От талантов и того окажется ли информация о загадочном узнике тайной тюрьмы правдой, или обычной легендой.
Имя Майкла Дж. Салливана известно за рубежом с 2010-го, когда на бумаге вышел первый роман «Откровения Рийрии». Однако в сети его знали с 2008-го, когда он выложил в открытый доступ свои дебютные книги. Отзывы о его работах звучали крайне благоприятные, вплоть до обзывания «новой звездой на фентезийном небосклоне». К сожалению, по «Заговору против короны» этого не скажешь. Есть пара неплохих моментов, но, в общем, пока я от Рийрии не в восторге.
Очень уж стандартную историю рассказывает нам Майкл. Людские королевства, которые коварная церковь собирается снова объединить в империю. Вялые политические интриги. Эльфы-полукровки, страдающие от расистских нападок. Их таинственные чистокровные братья где-то там. Абсолютно невнятные гномы, сбежавшие из своих подземелий. Ужасные гоблины, как потенциальная угроза мировому порядку. Не особо прописанная магия, сохранившаяся у одного таинственного дедушки. Как видите, «микс» из всего на свете. Взболтать, но не смешивать.
Все это мы читали уже тысячи раз. Но использование штампов само по себе не преступление. Ведь встречаются писатели, способные так талантливо перемешать банальности, что они превращаются в нечто особенное. Или хотя бы привлечь читателя качественной проработкой одного или нескольких пунктов из списка: Привлекательные герои. Детективная линия и нагнетание интриги. Хорошая динамика. Вкусный язык. Поглядим, как с этим богатством обстоит дело у Салливана.
Герои не запоминаются. Для бравых воров не существует препятствий, а если припрет, они кажутся способными в одиночку перебить небольшое войско. Ну войско не войско, но двойное-тройное численное превосходство противника их абсолютно не смущает. А уж благородство этих представителей криминала способно поспорить с альтруизмом любого профессионального благотворителя. Королевская семья тоже не может похвастаться яркими чертами, больше смахивая на функции. Единственный персонаж, действительно удавшийся автору – монах Майрон. Юноша, ни разу с 4-х лет не покидавший пределов монастыря, и вдруг очутившийся за его стенами – вот в него я верю. Да Эсрахаддон вполне способен «зажечь» в будущем, но в первой книге его слишком мало, и пока что как персонаж он с разгромным счетом проигрывает тому же Баязу.
Детектив обрывается чересчур быстро, поддерживая неопределенность в отношении коварного предателя слишком мало времени.
Нормальная динамика начинается ближе к завершению, и лишь благодаря ней последняя треть книги читается на порядок живее первых двух.
Язык напомнил мне уже слегка подзабытые терзания во время чтения средненькой переводной литературы: воспринимается коряво, а кого винить автора или переводчика не знаешь. Соответственно: язык не станет палочкой-выручалочкой этой книги.
Единственное, что можно записать как конкурентное преимущество «Заговора против короны» — неплохой задел на будущее. Явно даст всем прикурить товарищ Эсрахаддон. Политическая борьба за возрождение империи должна, наконец, перейти в активную фазу. Да и нечеловеческие расы не сказали своего последнего слова (точнее они пока и первого не сказали).
Вот только после первого тома читать продолжение абсолютно не тянет. Может Салливан издаст краткую хронику последующего развития событий цикла, страничек на 50-80? Нет? Ну и ладно, как-нибудь переживем.
Эрго. Чересчур неторопливое начало цикла, вполне способное отбить желание читать продолжение. Типичное авантюрное фэнтези: «намешайте побольше всего» без особых претензий и находок. По первой книге, причины восторгов по поводу «Откровения Рийрии» абсолютно не понятны.
P. S. Позабавил здешний пантеон, четыре бога – четыре расы, каждый отвечает за свою, и богиня, создавшая неразумное. Дешево и сердито, а то обычно язычники столько сущностей сверх меры плодят, жуть.
Аве! Идущие за предел, приветствуют тебя! или Хищнее хищника
Во все времена Энергия была королевой мира. Белки и углеводы, падающие в желудок, давали нам возможность жить. Дерево превращалось в пламя, отдавая тепло зимними ночами. Уголь, летящий в топки паровозов, переносил людей на огромные расстояния. Электростанции, ГЕСы и ТЕЦы. Расщепление атома. Все тысячелетия своего существования человек искал новые и новые способы получения энергии. А затем нашел ее источник в себе. Именно тогда зазвучала Космическая симфония.
На просторы Ойкумены вышло четыре расы энергетов: Вехдены, способные использовать «внутренний огонь». Вудуны, работающие с энергетикой духов. Брамайны, получающие энергию через страдания. Гематры – гениальные математики, каббалисты-компьютерщики. Или пять?
К какой группе рас отнести помпилианцев? Они не были способны напрямую накапливать и выделять энергию. Их особенность в другом. В умении переплавлять в эту самую энергию жизненные силы других людей. Своих рабов. Люди, на которых помпилианец «ставил клеймо» становились частью тела владельца. Его безоговорочно подчиняющимся имуществом.
Относить ли помпилианцев к энергетам?
Этот вопрос волновал Марка Кая Тумидуса, курсанта училища либурнариев Военно-космического флота Помпилии, меньше всего. У него было достаточно других поводов для волнения. Недовольство отца выбором Марка военной стези. Вечные ссоры с курсантом Катилиной, внуком губернатора Дидоны. Учебные будни, после которых порой не оставалось сил поднять голову. Первая «офицерская» вакцина, и ее неожиданные последствия.
Нет, теоретические моменты были в самом низу его списка приоритетов. Пока. Пока он не знал, что впереди его ждала встреча с лидер-антисом расы Вудун и его дочерью. И использование не по назначению дедова подарка: шамберьера и фарпайча. И песок Цирка. И эффект Вейса.
И кардинальные изменения в его судьбе. Изменения, сделавшие актуальными, многие ранее неинтересные вопросы.
Имя Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) сияет на нашем фантастическом небосклоне с 1993 года. Именно тогда мир увидал написанный годом ранее шикарный роман «Сумерки мира». С тех пор фантазия автора знакомила нас с огромным количеством исторических и вымышленных миров, не посягая до поры на необозримые космические просторы. До 2006. Года появления на свет «Кукольника», первой книги из цикла «Ойкумена».
Выход за пределы Земли авторов, показавших читателю уйму незнакомых миров, и позволивших по-новому взглянуть на знакомые, был, наверно, неизбежен. Нельзя сказать, что рамки одного мира стали для Олди тесными, но дополнительную свободу Вселенная, заселенная тысячами рас и миллиардами живых существ, все же обеспечила. Плюс новый вызов, а для Громова с Ладыженским, любящих срывать шелу…, пардон, шаблоны, экспериментируя с текстами, это тоже важный момент. Вспомните сколько раз, они уже меняли стилистику и наполнение своих произведений, вызывая уйму возмущения у расслабившихся поклонников.
Жаль, древний Рим остался без внимания авторов. Хотя как раз в Ойкумене Олди отдают должное Великой Волчьей империи.
Но выходя в космос, Олди никоим образом не забыли об истоках.Все их энергетические расы несут легко угадываемые черты земных предков. Их культурные, религиозные, мистические особенности. Причем эти особенности ни капли не скрываются, а наоборот изрядно утрированны, настраивая читателя на нужное восприятие.Вехдены, отлично знающие, что такое запреты, и что именно говорил Заратустра. Вудуны, искренние почитатели Барона Субботы. Брайманы, любители страданий, поклонники Всеобемлющего, Милостивого и Рождённого из пупа. Гематры, ой, вэй, задумчивые, погруженные в себя каббалисты. Помпилианцы – идущие на смерть приветствуют тебя, Магн!
Почему именно эти общности стали основой рас энергетов, где фанаты неистового Мухаммеда, и миролюбивого Назаретянина? А также чем Гней заслужил дать имя новой расе больше, чем Юлий? Да кто ж вам ответит, окромя Олдей! Они художники, они так видят!
«Волчья» трилогия большей частью посвящена именно наследникам Великого Рима. Самой неоднозначной расе из Космической Симфонии. Это не замкнутые гематры, не мазохисты брайманы, не пылкие вехдены, и даже не поклонники мрачного Вуду. Это хищники Ойкумены, вечный ужас и угроза для всех свободных народов. Способные обратить в бессрочное рабство, соорудить живую батарейку практически из любого. При этом сделав так, что невольник не будет мечтать о свободе, побеге или мести. Даже мысли такие ему в голову не придут. Как будто быть рабом его изначальная цель. А там и неизбежная смерть от истощения стучится в двери. Это ли не худший ужас любого мыслящего существа?
И вот нам покажут одного из этих зверей фактически с самого рождения. Далеко не худшего представителя расы, неглупого, храброго волчонка из хорошей семьи.
Марк Кай Тумидус – главный герой трилогии, щенок, выросший в вожака. Истинный помпилианец, беспощаден к врагам Империи, вот только с порочащими связями промашка вышла. Дядя малехо подвел. Ну, да с кем не бывает. Благо сын за отца (а тем более за дядю) не в ответе.
На его примере мы поближе рассмотрим психологию хищника (и тех, кто его окружает). Ее развитие и трансформацию. Причем в весьма нестандартной ситуации, когда представители вершины пищевой цепи сталкиваются с чем-то новым, неведомым, но подобным им самим, чем-то, вызывающем сильнейшую ненависть, чем-то, несущим смертельную угрозу Помпилии, чем-то хищнее хищника. Помимо глобальных вопросов нам продемонстрируют, как рабство влияет на хозяина, меняет внутренний мир и отношение к людям. Еще раз, заставив подумать о такой вроде естественной, и такой необходимой штуке, как свобода.
Но для Олди ограничится одной единственной линией (пускай и такой наполненной) – моветон. Помимо препарирования помпилианцев, автор создаст героям проблемы, преодолимые лишь предельным напряжением. Порассуждает о слабости сильного, и силе слабого. Неограниченности и непознанности Вселенной. Ответственности и безжалостности. Разных путях. Малом зле. Большой политике и большой грязи. Межрасовых склоках и интригах. Выведет читателя за пределы освоенного людьми пространства. Поиронизирует над разными способами восприятия одного и того же события. Покажет вехи взросления, рассмотрит психологические проблемы выживших в бою. Поближе познакомит с антисами, живой легендой Ойкумены и коллантами, их коллективными коллегами, совершив своеобразный оммаж в сторону Галаксии Азимова. Проведет нас от малого к большому. От одной судьбы к судьбам миллиардов. От проблем отдельно взятого волчонка до событий, затрагивающих Вселенную.
В общем, приоткроет еще пару-тройку интереснейших страниц безбрежной летописи, под названием Ойкумена.
Эрго. Достойное продолжение и новые ноты в партитуру волшебной Космической Симфонии.
Легендарное прошлое Земли. Еще девять поколений назад Адам и Ева бродили по Эдемскому саду и беседовали с Богом. Так было раньше.
Затем произошло Падение, закрылись ворота Рая, и за эти самые десять поколений люди успели изрядно прогневать Создателя.
По бесплодным землям, усеянным лишь искореженными пнями, бродят разбойники и убийцы, власть захватили безжалостные потомки Каина, а сердца людские переполнила злоба. Лишь один человек «обрел благодать пред очами Господа». Ной, сын Ламеха, внук Мафусаила.
Праведный и непорочный Ной (Кроу), которого все чаще посещают ужасные видения о незавидной судьбе человечества. Ной, на плечи которого Творец, похоже, возложил очень ответственную и непростую задачу. Окончательно решить судьбу этого самого непутевого человечества.
Наш всеобщий предок Ной восхитил Даррена Аронофски еще в его тринадцать мальчишеских лет. В 2014-м 45-летний состоявшийся режиссер наконец-то поделился своим восхищением со зрителями. Проект вышел недешевым ($125 000 000 бюджета) и снимался около двух лет в Исландии, а также в США. К примеру, Ковчег строился в Национальном историческом парке в Верхнем Бруклине, Нью-Йорк.
Информация в первоисточнике на счет Потопа крайне скудна, и если экранизировать эту часть Книги Бытия четко по тексту, получится максимум короткометражка. Лента Даррена длится 138 минут, и уже по одному этому можно понять – нас ждут некоторые неожиданности.
Также, чтобы почтенная публика не заскучала в процессе усердной подготовки к исполнению воли Всевышнего, Аронофски призвал на помощь классические законы драматургии. В частности, на сцене появляется конкретный злец. Тубал-Каин (Уинстон), воплощение бездумного богоборчества, гордыни, злобы, да практически всех смертных грехов. Он изрядно потреплет нервы главному герою, и даже поставит под сомнение выполнение его миссии.
Кстати, начало картины явно навеяно современными экологическими проблемами. Уж очень все печально. Индустриальная цивилизация, построенная потомками Братоубийцы с помощью падших ангелов. Выгоревшая земля, ни одного деревца, безжизненный камень. Любая травка за счастье. Без высших сил ни одного дерева не вырастить.
Где-то посреди картины настает Полный Кирдык, на удивление скоромно показанный режиссером (вот бы где товарищ Эммерих развернулся), и очень остро встает вопрос, чем Даррен собирается занимать героев оставшиеся полфильма? Оказалось, режиссер неплохо подготовился.
Перипетии в Ковчеге, конечно, слегка удивительны (особенно для читавших Ветхий Завет), но на раскрытие образов они работают по полной программе. Но еще больше они трудятся на общую атмосферу ленты. В том, что нам показывали в начале, оптимизма не было ни на грош. Откуда ей взяться в условиях конца света. Вдобавок единственный праведник на земле начинает всерьез сомневаться в необходимости возрождения человечества.
Так вот, именно события на Ковчеге, а также их завершение, возвращают надежду, переводят картину из разряда экологических фильмов-катастроф в тяжелую, грустную, но все же оптимистичную притчу. О том, что лучший из людей, сделав выбор, благословил своих потомков на долгие века. О том, что у человечества, возможно, все же есть шанс. Несмотря на всю грязь, ненависть, гордыню, которыми отличается человек. Несмотря на его стремление все извратить и загадить. Несмотря на тупость и нежелание развиваться. Ведь то, что начиналось с любви и милосердия, не может оказаться полностью порочным.
Расселл Кроу с ролью справился на «пять». Мужчина, отец, боец, строитель. Понимающий и принимающий ответственность не только за свою семью, но и весь мир. Мятущийся и решительный. Переживающий и бесстрашный. Настоящая глыба, полная лучших человеческих качеств и сомнений. Такого предка не зазорно иметь никому из живущих.
И кстати, немцам по поводу рентгена, неужели кто-то представлял праведника того времени благообразным старцем с постоянной милой улыбкой? Вы представляете тогдашние условия жизни? Вечная борьба с неласковой природой и недобрыми соседями, вечный груз ответственности на плечах, когда от малейшей ошибки зависят жизни твоих близких. Вечная готовность ответить ударом на удар. При этом уважение к Создателю, никакой излишней жестокости, забота и любовь к своим. Все эти личностные аспекты Кроу передал великолепно.
Остальная семья естественно работает подтанцовкой для великого австралийца. Сыновья вроде стараются, особенно мятущийся Хам (Лерман), но на фоне мощного отца выглядят слабенько. Барышни четко отыгрывают подчиненную функцию, и делают это довольно качественно. Кто откровенно порадовал, так это шикарный Энтони Хопкинс, в небольшой по времени, но очень наполненной роли Мафусаила. Тема с ягодами – великолепна.
Напоследок пару замечаний.
А ничего, что обе барышни вполне были способны впоследствии еще нарожать кучу маленьких человечков? Как-то этот момент Ноем не рассматривался в принципе.
Штаны. Откуда у них штаны?!! Яхве с ней со сталью и структурой ткани, о чем так переживает Кинопоиск, но штаны?! До их появления оставались еще многие столетия. А женщина в штанах, вообще продукт относительно недавнего времени. Куда подевались старые добрые туники и хитоны? Или для них в Исландии, где в основном проходили съемки, чересчур холодно? Ну, знаете ли, искусство оно вообще-то требует жертв.
А вот идея убаюкивания зверушек понравилась. Без этого мы потеряли бы чересчур много уникальных видов. Хищники постарались бы.
Остались сомнения по поводу падших ангелов. Не слишком ли много Аронофски на них взвалил? Тут тебе и строительство и защита, фактически изрядный кусок лавров у Ноя отобрали. Это не говоря о том, что сама идея именно таких нефилимов весьма отфонарна.
Так плавно мы перешли к вопросам соответствия Noah Библии. Как я уже говорил, информации в Книге Бытия негусто, и фантазии Даррена было, где развернуться.
Есть, правда моменты, описанные в Ветхом Завете, и подправленные режиссером:
-Господь не посылал туманных видений, а четко и прямо сказал Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».
-Сыновья Ноя уже были вполне женаты, все трое: «и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою».
-Все было слегка поболе растянуто во времени: «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»
-Отплытие происходило чинно и благородно, без скопления свидетелей, причем двери за ними запер лично Создатель: «и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним».
В общем-то, за исключением жен, все остальное либо слабокритично, либо является ключевыми моментами сценария (жены, точнее их отсутствие, впрочем, тоже).
Эрго. Эпичная, сочная, качественная притча о выборе, ответственности и человечности. Тяжелая, но оставляющая надежду на то, что гомо сапиенс, имея такого предка, все же не совсем безнадежны.
P. S. После наводнения Создатель пообещал Ною, что больше не будет топить человечество: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».
Но людям расслабляться рановато. Про огонь, например, Господь ничего не говорил.
1959. Парижский частный детектив Флойд обычно не брался за расследование убийств. Это сфера ответственности полиции, а она не любит, когда влазят в ее дела. Тем более сейчас, когда президент Шателье закручивает гайки, готовясь натравить жандармов на любые меньшинства или инакомыслящих. Однако от этого дела полиция отказалась, посчитав случившееся несчастным случаем, и Флойд скрипя сердцем, соглашается присмотреться к гибели американки Сьюзен Уайт.
23 век. Археолог Верити Ожье обожала свою работу. Пробивать окна в историю, добывать артефакты Века Забвения. Пускай это занятие несло в себе массу опасностей, ведь мертвая родина человечества уже давно не прощала ошибок. И на обледеневшей Земле в последнее время случилась масса несчастных случаев. Один из которых, происшествие с учеником Себастианом Нервалем, стал последней каплей. Каплей, запросто способной оборвать карьеру Верити, а то и ее жизнь. Но именно благодаря этому происшествию Ожье получила предложение, от которого невозможно отказаться. Предложение попасть в прошлое. Во времена за столетие до Нанокоста. На еще цветущую, полную жизни, правда, альтернативную Землю. И не просто попасть, а привести оттуда нечто важное, способное, возможно, изменить историю обоих миров.
Уэльсец Аластер Рейнольдс относится к тому небольшому числу авторов научной фантастики, которые знают, о чем пишут. Ведь Аластер не просто всерьез изучал физику и астрономию, являясь обладателем докторской степени по астрономии, но и по сей день работает, что называется по профессии. Как фантаст Рейнольдс широко известен не только в Буржуинии, но и на наших просторах. На русский переведено семь его романов, пять из которых входят в цикл «Пространство Откровения». Но нашим сегодняшним героем стало абсолютно самостоятельное произведение, причем построенное весьма оригинально.
Читателя порадуют двумя линиями, одна из которых представляет альтернативный 1959. Вторая – далекое будущее, после катастрофы, сделавшей Землю непригодной для жизни.
Каждая проработана с умом, качественно, и достойна отдельной книги. Ну а вместе картина выглядит еще лучше.
«Прошлая» линия обошлась без Второй мировой войны, и особого развития компьютерных технологий.
Жители «будущей» покинули мертвую землю, переселившись на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты.
Казалось бы ничего общего. Кроме обстановки в которой живут герои. А обстановочка вокруг, доложу я вам, еще та.
Франция 59-го все больше скатывается в тоталитаризм, превращаясь в полицейское государство. Практически без потерь перевалив 40-е, здешнее человечество, похоже, решает наверстать упущенное. Ненависть к инакомыслящим, жандармский произвол, политические преследования, избиения на улицах.
Но и в будущем все не слава богу. Ведь кроме ретров, жителей Заросли, испытывающих к планете-матушке исключительно археологический интерес, Землей интересуются прогры из Федерации полисов. Прогры, чей технический уровень на несколько порядков превосходит уровень их соперников. Соперников, которым приходится лавировать между партиями умеренных и агрессивных прогров.
В общем, скучать никому не приходится. А уж когда представители этих двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.
И человек из будущего (пускай и знакомого более менее с периодом, куда он попал) шагнет на улицы Парижа прошлого. И закрутится расследование, с каждым часом приобретающее все большую важность. И начнут сжимать кольцо вокруг героев существа, которые просто не могли тут появиться. И донесутся тревожные отголоски событий из будущего. И встанет призрак угрозы столь ужасной, что любые атомные бомбы покажутся рядом с ней детскими играми на лужайке.
Нельзя также не упомянуть целый ряд интересных фантдопущений, используемые автором. Это и разрушительный Нанокост, слабо обоснованный, но интересный по задумке конец света. И А-вирус, лишающий возможности воспринимать музыку. И фурии, крохотные (и не очень) нано-машины, населяющие закованную в ледяной панцирь землю. И буквально набитые микроскопическими механизмами прогры. И идея загадочной гиперсети, «тоннелем метро» соединяющей отдаленные планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты.
А уж как Аластер поиздевался над идеей остановить техникой техногенную катастрофу! Так и слышится его ехидный голос, обращающийся к современникам: нашли, мол панацею в безудержном техническом развитии? Так и норовите сделать из технологии культ? Ну-ну, эти вот уже попробовали. Результат им не понравился.
Плюс Рейнольдс по-полной использует жутко популярную в последнее время в литературе и кинематографе идею смешения жанров.
Мы поучаствуем в нуарном детективе, подбрасывающем нам все новые и новые события, происшествия, зацепки. Близко познакомимся с альтернативным Парижем 60-х. Поглядим сквозь иллюминатор на перипетии космической фантастики. Затаив дыхание очутимся подо льдом мертвой земли. Приподняв ворот плаща, пройдемся коридорами станций, полными шпионских интриг. Погрузимся в пучину социальной антиутопии.
Насладимся напряженным действием и получим хорошую пищу для мозгов. Пищу не слишком сладкую, и не особо диетическую.
Ведь Рейнольдс не является идеалистом. И не рисует нам картину будущего «Полдня». Его 23 век не очень то отличается от нашего времени. Те же интриги, та же подлость, те же драки за власть и карьеру. Те же всесильные спецслужбы. Те же жертвенные козлы отпущения. Те же подвижники науки, готовые на что угодно для добычи нового артефакта.
Но и фанатом текущего положения вещей, борьбы «за кусок пожирнее», он также не выглядит. Потому описывая все это, Аластер будто спрашивает своего читателя: такое будущее ты хочешь увидеть? Ради этого работали лучшие ученые и мыслители?
Или стоит задуматься, и начать менять ситуацию прямо сейчас, не дожидаясь 23-го века?
Эрго. Стильная нуарная детективная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями, и идеями, способствующими еще раз задуматься над будущим человечества.